Меню Рубрики

Возбудители дифтерии являются а симбионтами б сапрофитами в паразитами

Дифтерия — острое инфекционное заболевание, которое в 17 веке называли петлей палача, т.к. нередко смерть наступала от задушения из-за образования в зеве пленки (dyphthera-пленка).

Возбудитель – Сorynebacteriumdyphtheriae(coryne-булава). Относится к роду Сorynebacteriumсем.Actinomycetaceaeотд.Firmicutes. Возбудитель был открыт в 1883-1884г.г. Клебсом и Леффлером.

Морфология: тонкие, слегка изогнутые палочки, расположенные под углом, напоминал цифру V, на концах клетки имеются утолщения (как у булавы)- зерна волютина (полиметафосфаты), выполняющие функцию запасных питательных веществ.Наличие зерен волютинахарактерная черта дифтерийных палочек. Не образуют спор, не имеют жгутиков, у многих штаммов имеется микрокапсула.

Тинкториальные свойства: грам”+”; по Нейссеру клетки окрашиваются в желтый цвет, а зерна волютина- темно-синие.

Культуральные свойства: факультативные анаэробы; растут на специальных средах: свернутой сыворотке— среда Леффлера и на среде Клауберга, содержащей кровь и теллурит калия. На среде Клауберга вырастают колонии 3-х типов — gravis — крупные, серые,R-формы,mitis- круглые, черные иintermedius— промежуточные. Они отличаются, как культуральными, так и биохимическими свойствами.

Биохимические свойства: обладает высокой биохимической активностью; возбудитель дифтерии в отличие от других коринебактерий имеет цистиназу; С.d. биоварgravis ферментирует крахмал и гликоген в отличие отmitis.Антигенная структура: имеют Ои К-антигены, по которым различают 11 сероваров. Факторы патогенности: основной фактор патогенностиэкзотоксин, который вызывает поражение мышц сердца, надпочечников, почек, нервных клеток. Способность вырабатывать экзотоксин связана с наличием в клеткепрофага, несущего ген tох+, который отвечает за образование токсина.Такие штаммы возбудителя, имеющие профаг и вырабатывающие экзотоксин, называются токсигенными. Кроме экзотоксина возбудитель вырабатываетферменты агрессии: гиалуронидазу, нейраминидазу, корд-фактор. Резистентность: дифтерийные палочки устойчивы к высушиванию, низкой температуре. На детских игрушках может сохраняться до 15 дней, в воде — 6 — 20 дней.

Источником инфекции являются больные люди и носители. Наибольшее количество возбудителя выделяют в окружающую среду больные с ярко выраженной формой. Опасными источниками являются также больные с атипичными формами.

Пути передачи: 1) воздушно-капельныйосновной путь передачи;

2) контактно-бытовой — через белье, посуду, игрушки.

Восприимчивость к дифтерии высокая. Наиболее чувствительны дети. В последствие годы отмечается “повзросление” дифтерии. Заболевание чаще встречается осенью.

Патогенез и клиника. Входные ворота — слизистые оболочки зева, носа, дыхательных путей.В патогенезе ведущую роль играет экзотоксин. Дифтериятоксинемическая инфекция. На месте внедрения возбудителя (чаще всего — зев) под действием экзотоксина образуетсяфибринозная пленка серого цвета, которая с трудом отделяется от близлежащих тканей. Экзотоксин, выделяемый бактериями, поступает в кровь и поражает сердце, почки, надпочечники, нервную систему. Экзотоксин, проникая в клетки, блокирует ферменты синтеза белка, что приводит к гибели клетки. Дифтерийные палочки могут поражать раны, глаза, половые органы, нос. В 85-90% случаев наблюдается дифтерия зева.

Инкубационный период 2-7 дней. Заболевание начинается с повышения температуры, болей в горле, пленки на миндалинах, увеличения лимфатических узлов, головной боли. У взрослых дифтерия может протекать как лакунарная ангина. У детей раннего возраста в патологический процесс одновременно может вовлекаться гортань, и в результате отека гортани развивается дифтерийный круп, который может привести к асфиксии (удушению) и смерти. Причиной смерти также может быть токсический миокардит, острая недостаточность гипофизарно-надпочечниковой системы, паралич дыхательных мышц.

Иммунитет. После заболевания вырабатывается стойкий антитоксический иммунитет, который можно выявить при помощи реакции Шика.

Исследуемый материал: налет и слизь из зева который берут стерильным ватным тампоном.

Методы диагностики: 1) бактериоскопический — приготовление и окраска мазка; этот метод используется для постановки предварительного диагноза;

2) бактериологическийосновной метод: посев и выделение чистой культуры; при идентификации чистой культуры важно отличить возбудителя дифтерии от других коринебактерий; для этого исследуют способность образовывать экзотоксинпри помощи реакции преципитации в геле по Оухтерлони (выделенную чистую культуру засевают в чашку Петри рядом с полоской бумаги, которая пропитана противодифтерийной антитоксической сывороткой; если культура токсигенна (образует экзотоксин), то в месте встречи экзотоксина и сыворотки, которые диффундируют в агар, образуются линии преципитации белого цвета).

Лечение. Основной метод лечения- немедленное введение антитоксической противодифтерийной сыворотки, действие которой направлено на нейтрализацию экзотоксина. Применяют также антибиотики: тетрациклин, эритромицин. Обязательно лечение носителей токсигенных штаммов при помощи антибиотиков.

Профилактика. Общая профилактика — ранняя диагностика, госпитализация, тщательная дезинфекция, лечение носителей.Специфическая профилактика — использование вакцин АКДС, АДС-М, в состав которых входит дифтерийныйанатоксин. Иммунизируют с 3-х месяцев. В 2 года, 9 лет и 16 лет и далее через каждые 10 лет делают ревакцинацию с помощью АДС-анатоксина. При контакте с больным человеком людям, не имеющим антитоксического иммунитета. Вводятдифтерийный анатоксин. Для иммунизации людей, склонных к аллергии, выпускаются вакцины АКДС-М, АДС-М,АД-М, содержащие малое количество антигена.

источник

Дифтерия — это острое инфекционное заболевание, при котором поражается нервная и сердечно-сосудистая система, а местный воспалительный процесс характеризуется образованием фибринозного налета (diphtherion — «пленка», «кожица» в переводе с греческого).

Заболевание передается воздушно-капельным путем от больных дифтерией и носителей инфекции. Его возбудителем является дифтерийная палочка (Corynebacterium diphtheriae, палочка Леффлера), вырабатывающая экзотоксин, определяющий целый комплекс клинических проявлений.

Дифтерия известна человечеству с древних времен. Возбудитель заболевания впервые был выделен в 1883 году.

Возбудитель дифтерии относится к роду Corynebacterium. Бактерии этого рода имеют на концах булавовидные утолщения. Окрашиваются по граму в синий цвет (грамоположительные).

Рис. 1. На фото возбудители дифтерии. Бактерии имеют вид небольших слегка изогнутых палочек с булавовидными утолщениями на концах. В области утолщений находятся зерна волютина. Палочки неподвижны. Не образуют капсул и спор. Кроме традиционной формы бактерии могут иметь вид длинных палочек, грушевидных и ветвящихся форм.

Рис. 2. Возбудители дифтерии под микроскопом. Окраска по граму.

Рис. 3. В мазке возбудители дифтерии располагаются под углом друг к другу.

Рис. 4. На фото рост колоний палочки дифтерии на разных средах. При росте бактерий на теллуритовых средах колонии имеют темный цвет.

Различают три биотипа коринебактерий дифтерии: Corynebacterium diphtheriae gravis, Corynebacterium diphtheriae mittis, Corynebacterium diphtheriae intermedius.

Рис. 5. На фото слева колонии коринебактерий дифтерии гравис (Corynebacterium diphtheriae gravis). Они имеют большой размер, выпуклые по центру, радиально исчерчены, с неровными краями. На фото справа Corynebacterium diphtheriae mittis. Они небольшого размера, темной окраски, гладкие и блестящие, с ровными краями.

Некоторые виды микроорганизмов сходны по морфологическим и некоторым биохимическим свойствам с коринебактериями. Это Corynebacterium ulceran, Corynebacterium pseudodiphteriticae (Hofmani) и Corynebacterium xeroxis. Эти микроорганизмы непатогенны для человека. Они колонизируются на поверхности кожных покровов и слизистых оболочках дыхательных путей и глаз.

Рис. 6. На фото ложнодифтерийные палочки Гоффмана. Они часто обнаруживаются в носоглотке. Толстые, короткие, располагаются в мазках параллельно друг другу.

Дифтерию вызывают токсигенные штаммы дифтерийных палочек. Они образуют экзотоксин, избирательно поражающий в организме больного человека сердечную мышцу, периферические нервы и надпочечники.

Дифтерийный токсин — сильно действующий бактериальный яд, уступающий по силе столбнячному и ботулиническому токсинам.

  • высокотоксичность,
  • иммуногенность (способность вызвать иммунный ответ),
  • термолабильность (токсин утрачивает иммуногенные свойства под воздействием высоких температур).

Образуют токсин лизогенные штаммы бактерий дифтерии. При проникновении бактериофагов в клетку, несущих ген, который кодирует структуру токсина (ген fox), бактериальные клетки начинают продуцировать дифтерийный токсин. Максимум выработки токсина происходит в бактериальной популяции на стадии ее отмирания.

Сила токсина определяется на морских свинках. Минимальная смертельная доза токсина (единица его измерения) убивает животное весом 250 гр. в течение 4-х дней.

Токсин дифтерии нарушает синтез белка в миокарде и приводит к повреждению миелиновой оболочки нервных волокон. Функциональные нарушения работы сердца, параличи и парезы нередко приводят к смерти больного.

Дифтерийный токсин малоустойчив и легко разрушается. На него губительно действует солнечный свет, температура 60°С и выше и целый ряд химических веществ. Под влиянием 0,4% формалина в течение одного месяца дифтерийный токсин теряет свои свойства и превращается в анатоксин. Дифтерийный анатоксин используется для иммунизации людей, так как он сохраняет свои иммуногенные свойства.

Рис. 7. На фото структура дифтерийного токсина. Он представляет собой простой белок, который состоит из 2-х фракций: фракция А отвечает за токсический эффект, фракция В — за прикрепление токсина к клеткам организма.

В осенне-зимний период возбудители живут до 5-и месяцев.

  • Бактерии в высушенной дифтерийной пленке сохраняют жизнеспособность до 4-х месяцев, до 2-х дней — в пыли, на одежде и различных предметах.
  • При кипячении бактерии погибают мгновенно, через 10 минут при температуре 60°С. Губительно действуют на палочки дифтерии прямой солнечный свет и дезинфицирующие средства.

к содержанию ↑

Дифтерия встречается во всех странах мира. Массовая плановая иммунизация детского населения в РФ привела к резкому падению заболеваемости и смертности от данного заболевания. Максимум больных дифтерией регистрируется осенью и зимой.

  • Максимальная интенсивность выделения патогенных бактерий отмечается у больных дифтерией зева, гортани и носа. Наименьшую опасность представляют больные с поражением глаз, кожных покровов и ран. Больные дифтерией являются заразными в течение 2-х недель от начала заболевания. При своевременно начатом лечении заболевания антибактериальными препаратами этот срок сокращается до 3 — 5 дней.
  • Лица, выздоравливающие после перенесенного заболевания (реконвалисцентны), могут оставаться источником инфекции до 3-х недель. Сроки прекращения выделения дифтерийных палочек затягиваются у больных с хроническими заболеваниями носоглотки.
  • Больные, у которых заболевание не было своевременно распознано, представляют особую эпидемиологическую опасность.
  • Здоровые лица, носители токсигенных штаммов дифтерийных палочек, так же являются источником инфекции. Несмотря на то, что их численность в сотни раз превышает число больных дифтерией, интенсивность выделения бактерий у них снижена в десятки раз. Бактерионосительство ничем себя не проявляет, в связи с чем контролировать распространение инфекции не представляется возможным. Данная категория лиц выявляется при массовых обследованиях в случаях вспышек дифтерии в организованных коллективах. До 90% случаев заболеваний дифтерией возникают в результате инфицирования токсигенными штаммами возбудителей дифтерии от здоровых носителей.

Носительство дифтерийных палочек бывает транзиторным (однократным), кратковременным (до 2-х недель), среднепродолжительным (от 2-х недель до 1-го месяца), затяжным (до полугода) и хроническим (более 6-и месяцев).

Больные и бактерионосители — основные источники инфекции

Рис. 8. На фото дифтерия зева. Заболевание составляет до 90% всех случаев заболевания.

  • Воздушно-капельный — основной путь передачи инфекции. Дифтерийные палочки попадают во внешнюю среду с мельчайшими капельками слизи из носа и глотки при разговоре, кашле и чихании.
  • Обладая большой устойчивостью во внешней среде, возбудители дифтерии долгое время сохраняются на различных предметах. Предметы быта, посуда, игрушки ребенка, белье и одежда могут стать источником инфекции. Контактный путь передачи инфекции является второстепенным.
  • Грязные руки, особенно при дифтерийном поражении глаз, кожных покровов и ран, становятся фактором передачи инфекции.
  • Зарегистрированы пищевые вспышки заболевания при употреблении инфицированных продуктов питания — молока и холодных блюд.

Максимум больных дифтерией регистрируется в холодное время года — осенью и зимой

Дифтерией болеют люди всех возрастов, у которых иммунитет к заболеванию отсутствует или утрачен в результате отказа человека от вакцинации.

Рис. 9. На фото токсическая форма дифтерии у ребенка.

Дифтерией болеют люди всех возрастов, у которых иммунитет к заболеванию отсутствует в результате отказа от вакцинации. 80% детей в возрасте до 15-и лет, заболевших дифтерией, оказываются не привитыми от заболевания. Максимум заболеваний дифтерией приходится на возраст 1 — 7 лет. В первые месяцы жизни дети находятся под защитой пассивного антитоксического иммунитета, который передается от матери через плаценту и грудное молоко.

Читайте также:  Возрастные ограничения для прививки от дифтерии

Иммунитет к дифтерии формируется после перенесенного заболевания, в результате бактерионосительства (скрытая иммунизация) и вакцинации.

Спорадические вспышки дифтерии возникают при заражении от носителей инфекции, среди непривитых от данного заболевания, неполноценно иммунизированных и рефрактерных (иммунологически инертных) детей.

Наличие у человека специфических антител в количестве 0,03 АЕ/мл обеспечивает полноценную защиту от дифтерии.

Выявляется состояние восприимчивости к дифтерии по результатам реакции Шика, которая заключается во внутрикожном введении раствора дифтерийного токсина. Покраснение и папула размером более 1 см считается положительной реакцией и свидетельствует о восприимчивости к дифтерии.

Рис. 10. На фото дифтерия глаз и носа.

Патогенез дифтерии связан с воздействием на организм дифтерийного токсина. Слизистые оболочки носа и глотки, глаз, половых органов у девочек, кожные покровы и раны являются входными воротами для дифтерийных палочек. На месте внедрения бактерии размножаются, вызывая воспаление с образованием фибринозных пленок, плотно спаянных с подслизистым слоем. Период инкубации длится от 3 до 10 дней.

При распространении воспаления на гортань и бронхи развивается отек. Сужение дыхательных путей приводит к асфиксии.

Токсин, который выделяют бактерии, всасывается в кровь, что обуславливает тяжелую интоксикацию, поражение сердечной мышцы, надпочечников и периферических нервов. За пределы пораженных тканей дифтерийные палочки не распространяются. Тяжесть клинической картины дифтерии зависит от степени токсикогенности штамма бактерий.

Дифтерийный токсин в своем составе содержит несколько фракций. Каждая фракция оказывает самостоятельное биологическое действие на организм больного.

Рис. 11. На фото токсическая форма дифтерии. Выраженный отек мягких тканей и фибринозные пленки в ротоглотке.

Гиалуронидаза, разрушая гиалуроновую кислоту, повышает проницаемость капиллярных стенок, что приводит к выходу в межклеточное пространство жидкой части крови, содержащей, кроме множества других компонентов, фибриноген.

Некротоксин оказывает повреждающее действие на клетки эпителия. Из эпителиальных клеток выделяется тромбокиназа, способствующая превращению фибриногена в фибрин. Так на поверхности входных ворот образуются фибринозные пленки. Особенно глубоко пленки проникают вглубь эпителия на слизистой миндалин, так как они покрыты многоядерным эпителием. Пленки в дыхательных путях вызывают удушье, так как нарушают их проходимость.

Цвет дифтерийных пленок бывает с сероватым оттенком. Чем больше пленки пропитываются кровью, тем темнее цвет — вплоть до черного. Пленки прочно связаны с эпителиальным слоем и, при попытке их отделить, поврежденное место всегда кровоточит. По мере выздоровления дифтерийные пленки самостоятельно отслаиваются. Дифтерийный токсин блокирует в клеточных структурах процесс дыхания и синтез белков. Особо подвержены воздействию дифтерийного токсина капилляры, миокардиоциты и нервные клетки.

Повреждение капилляров приводит к отеку окружающих мягких тканей и увеличению близлежащих лимфоузлов.

Дифтерийный миокардит развивается на 2-й неделе заболевания. Поврежденные мышечные клетки сердца замещаются соединительной тканью. Развивается жировая миокардиодистрофия.

Периферические невриты развиваются с 3 — 7 недели заболевания. В результате воздействия дифтерийного токсина миелиновая оболочка нервов подвергается жировой дегенерации.

У части больных отмечаются кровоизлияния в надпочечники и поражение почек. Дифтерийный токсин вызывает тяжелейшую интоксикацию организма. В ответ на воздействие токсина организм больного отвечает иммунной реакцией — выработкой антитоксина.

Рис. 12. На фото картина поражения сердца при дифтерии. Слева — нормальный миокард. Справа — резко выраженная жировая дистрофия миокарда («тигровое сердце»).

источник

  1. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1. Клетки бактерий отличаются от растительных клеток отсутствием:

А) клеточной оболочки В) ядра

2. Возбудители дифтерии являются:

А) сапрофитами В) симбионтами

Б) паразитами Г) автотрофами

  1. Бактерия сенная палочка при кипячении:

А) погибает В) не погибает, если в состоянии споры

Б) не погибает Г) выпадает в осадок

4. Споры бактерий служат для:

Б) перенесения неблагоприятных условий жизни

В) размножения и расселения

Б) спорами Г) почкованием и делением

6. Клетка бактерий снаружи покрыта:

  1. ВЫБЕРИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ И ОБЪЯСНИТЕ ИХ:
  1. Бактерии – это прокариотные организмы.
  2. Многие бактерии – анаэробы.
  3. Бактерии питаются только мертвыми органическими веществами.
  4. Бактерии размножаются путем деления.
  5. Все бактерии имеют форму палочек.
  6. Солнечный свет благоприятен для жизни бактерий.
  7. Бактерии могут жить только во влажной среде.

В чем отличие бактериальной клетки от клетки растений?

  1. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ :
  1. Бактерии в окружающем пространстве:

А) способны передвигаться В) передвигаются лишь имеющие жгутик

Б) не способны передвигаться Г) передвигаются с помощью ресничек

  1. Возбудитель туберкулеза поражает чаще всего:
  1. Бактерий, которые сами образуют органические вещества:
  1. Спора отличается от свободной бактерии тем, что:

А) у споры более плотная оболочка

Б) в споре несколько бактериальных клеток

В) спора менее долговечна, чем свободная бактерия

Г) спора питается автотрофно, а свободная бактерия – гетеротрофно.

А) живут свободно В) живут за счет других организмов

Б) способны к фотосинтезу Г) живут в симбиозе с другими

  1. В отличие от растительных клеток у бактерий:

А) пластиды отсутствуют В) присутствуют хромопласты

Б) отсутствуют только хлоропласты Г) присутствуют лейкопласты

  1. ВЫБЕРИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ И ОБЪЯСНИТЕ ИХ:
  1. Клетки бактерий содержат одно или несколько ядер.
  2. Бактерии живут во всех средах обитания.
  3. Все бактерии нуждаются в кислороде.
  4. В клетках всех бактерий происходит фотосинтез.
  5. Бактерии размножаются путем деления.
  6. В природе гнилостные бактерии приносят вред.
  7. Туберкулез у человека и животных – бактериальное заболевание.

ЗНАЧЕНИЕ БАКТЕРИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

  1. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ :
  1. Палочковидные бактерии называют:
  1. Бактерии попадают в организм и приносят вред:

А) молочнокислые В) болезнетворные

Б) клубеньковые Г) уксуснокислые

  1. Пример симбиоза бактерий с другими организмами:

А) возбудитель холеры у человека В) почвенные бактерии

Б) сенная палочка Г) клубеньковые бактерии бобовых растений

А) благоприятен для жизни бактерий В) губителен для спор бактерий

Б) губителен для жизни бактерий Г) нейтрален для бактерий

  1. Бактерии, питающиеся мертвыми органическими веществами, называются:

А) сапрофитами В) молочнокислыми

Б) паразитами Г) клубеньковыми

  1. У бактерий, в отличие от растений,:

А) нет оформленного ядра В) ядро расположено около оболочки

Б) имеется несколько ядер Г) ядро в центре клетки

  1. ВЫБЕРИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ И ОБЪЯСНИТЕ ИХ:
  1. Все заболевания человека вызываются бактериями.
  2. Бактерии видны только в микроскоп.
  3. Клетки бактерий имеют ядро.
  4. Бактерии могут жить без доступа кислорода.
  5. Некоторые бактерии могут фиксировать атмосферный азот.
  6. Бактерии погибают при низких температурах.
  7. Бактерии образуют споры с помощью которых размножаются.
  1. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
  1. Форма тела бактерий может быть:

А) шарообразная В) палочковидная, шарообразная, спиральная

Б) палочковидная Г) спиральная

  1. Бактерии сапротрофы- это организмы, которые:

А) используют органические вещества мертвых организмов,

Б) используют органические вещества живых организмов,

В) используют органические вещества гниющих растений,

Г) используют органические вещества в результате брожения.

  1. Бактерии, для жизни которых необходим кислород, называются:

Б) фотосинтезирующие Г) термофилы

А) бактерии гниения В) бактерии молочнокислые

Б) дрожжи Г) плесневые грибы

  1. Наилучшими способом защиты от возбудителя холеры является:

А) питье кипяченой воды В) личная гигиена

Б) мытье овощей и фруктов Г) все перечисленное

  1. Бактерии, превращающие перегной в минеральные вещества, — это:

А) бактерии гниения В) почвенные

Б) клубеньковые Г) уксусные

  1. ВЫБЕРИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ И ОБЪЯСНИТЕ ИХ:
  1. Молочнокислые бактерии используют для получения кефира.
  2. Бактерии могут иметь жгутики и ворсинки.
  3. Клетка бактерий находится в капсуле и не имеет клеточной оболочки.
  4. Квашение капусты происходит под влиянием бактерий.
  5. Сапрофитные бактерии паразитируют в организме животных.
  6. При благоприятных условиях деление бактерий происходит каждые сутки.
  7. Все бактерии при неблагоприятных условиях образуют споры.

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям .

Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3» Ознакомиться педагогов с программой «RomeXoftMultiTesterSystem 3.3” и дать им первоначальные.

Тест по физике для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику А. В. Перышкина. Тема: итоговый — Законы электрического тока. Работа выполнена в программе MyTest.

Важнейший элемент рейтиноговой системы — тестирование. Тесты позволяют в кротчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы мет.

Тест toeflТест ieltsCAE testsТесты по аудированиюТесты по чтениюСловарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭЧему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда бу.

Практичекая работа с цветным тестом«Волшебное превращение теста».

источник

Дифтерия («пленка», «кожица» в переводе с греческого) – это острое инфекционное заболевание, поражающее нервную и сердечно-сосудистую системы с появлением фибринозного налета на пораженных участках. Возбудитель дифтерии имеет высокую степень токсичности и крайне опасен для человека. Поэтому детям начиная с полугодовалого возраста вводят противодифтерийную вакцину в составе препарата АКДС. Вакцина не защищает полностью от болезни, но позволяет лучше и быстрее справляться с ней.

Возбудитель дифтерии – дифтерийные палочки и дифтероиды, относящиеся к роду Corynebacterium, имеющие булавовидную форму. Питательной средой для их размножения служат слизистые оболочки и кожные покровы.

Болезнь сопровождается воспалением слизистой – чаще всего носоглотки – и общей интоксикацией. В тяжелых случаях или при отсутствии своевременного лечения развивается поражение сердечно-сосудистой, нервной мочеполовой систем.

Коринебактерии дифтерии (Corynebacterium diphtheriae) – это патогенные микроорганизмы, которые являются источником заболевания. Состоят из кольцевой двуцепочечной ДНК.

Возбудитель дифтерии является токсигенным штаммом особого вида бактерий – коринебактерий. Они бывают нейтральные и токсичные. Отличительные черты этого рода бактерий следующие:

  • форма, напоминающая булаву;
  • грамположительные бактерии;
  • неравномерно окрашиваются в питательных средах;
  • соединяются друг с другом в форме латинской V или К, частокола либо наподобие пальцев;
  • типичные патогены человека.

Возбудители дифтерии являются сапрофитами, то есть такими микроорганизмами, которые питаются и живут на омертвевших средах, создавая из них простейшие органические соединения. Имеют изогнутую форму в виде тонких палочек с утолщениями на концах, в которых расположены зерна волютина. Специфическая характеристика возбудителя дифтерии заключается в том, что он не имеет спор и неподвижен. В отличие от вида питательной среды меняет свою окраску и может даже менять форму – от более толстых и коротких до длинных, тонких. Склеиваются между собой одним концом.

Заражение дифтерией происходит через слизистые оболочки и поврежденную кожу. В зависимости от места дислокации инфекции различают разные формы заболевания – дифтерия носовой полости при размножении палочки в носу, дифтерийный конъюнктивит при поражении глаз и т. д. Самое распространенное место колоний дифтерии – миндалины и мягкое небо.

Чаще всего передача возбудителя дифтерии возможна:

  • через грязные руки;
  • при купании в грязных водоемах;
  • воздушно-капельным путем от зараженного человека к здоровому через слюну и частицы слизи;
  • через немытые фрукты и овощи;
  • при нарушении санитарно-эпидемиологических норм в помещении.

Ведущий путь передачи дифтерийной палочки – контактно-бытовой, когда предметы, к которым прикасался больной или инфицированный человек, сохраняют на своей поверхности болезнетворные бактерии, что в дальнейшем ведет к заражению здоровых людей, если вовремя не проводить обработку поверхностей хлорсодержащими веществами либо иными дезинфицирующими средствами.

Во время инкубационного периода, который составляет 2-5 дней, начинается заразный этап – еще до появления первых признаков дифтерийная палочка, находящаяся на слизистых, способна активно заражать. В дальнейшем, при размножении инфекции, заражение становится наиболее активным. Фактор заразности имеет прямое отношение к развитию симптомов заболевания – чем более выражена симптоматика, тем легче и в большем количестве инфекция выходит во внешнюю среду. После исчезновения симптомов заболевания больной продолжает быть заразным еще некоторое время (до 12 недель).

Возбудитель дифтерии относится к широко распространенной в природе группе так называемых коринеформных бактерий (бактерии неправильной формы или от греч. «булава»).

Механизм передачи дифтерии упрощается тем, что существует группа лиц, которые переносят этот вид заболевания легко, имеют сглаженную симптоматику и проблематичную диагностику. Эти люди не обращаются за помощью в период особой заразности дифтерией, не соблюдают постельный режим и, следовательно, не изолированы от общества. Эта группа лиц способствует большому распространению инфекции, в том числе и ее тяжелых форм.

Читайте также:  Источником возбудителя дифтерии являются

Стоит отметить, что при вспышке эпидемии дифтерии количество бессимптомных носителей среди населения может достигать 10%. Виды бессимптомного носительства:

  • транзиторный (заразный период длится до недели);
  • кратковременный (человек заразен до двух недель);
  • продолжительный (выделение бактерий во внешнюю среду происходит сроком до месяца);
  • затяжной (при этом виде носительства коринобактерии дифтерии активны в организме больше месяца).

Как от больного человека, так и от носителя инфекции болезнь передается тремя основными путями:

  1. Воздушно-капельный путь заражения при общении является самым распространенным способом.
  2. Контактно-бытовой путь активен при плохой гигиене, недостаточном мытье посуды за зараженным человеком, при купании в загрязненных палочкой водоемах.
  3. Пищевой путь возможен через несоблюдение правил гигиенической безопасности – прием в пищу немытых продуктов, питание в общественных местах, через всевозможные пирожки, шаурму и беляши, продающиеся в уличных палатках.

Через так называемые пили, ворсинки на теле бактерий, дифтерийная палочка прикрепляется к поверхности тела и начинает свое активное размножение. При этом бактерии не проникают в кровь, оставаясь на слизистых, что ведет к симптоматике местного воспалительного процесса в виде отека и повышения температуры. В кровь попадают только токсины от жизнедеятельности бактерии.

Возбудитель дифтерии размножается именно там, где он попал в организм. Добравшись до слизистой носа, ротоглотк, или других входных ворот микроорганизм попадает в благоприятную среду, где начинает активно размножаться. При жизнедеятельности коринебактерий активно выделяется особый экзотоксин.

Именно дифтерийный токсин приводит к отеку в месте колонии, появлению серо-белой оболочки, под которой происходит отмирание тканей.

Микроб также дает симптомы острого отравления, так как он имеет высокую степень токсичности. С током лимфы, продвигаясь по организму, токсин поражает сначала лимфатические узлы, а затем и внутренние органы. Особенно сильно страдает от него нервная система и некоторые жизненно важные органы. Противодифтерийная сыворотка, если она принята своевременно, способна остановить этот процесс.

Токсичность дифтерийной палочки может быть разной. В зависимости от токсичности микроба болезнь протекает в более легкой форме (при слабой активности токсинов) и в более тяжелой, с возможностью осложнений.

Крайне важно как можно быстрее начать корректное лечение, чтобы остановить процесс поражения внутренних органов от действия токсинов.

Дифтерийный экзотоксин состоит из нескольких компонентов:

  • некротоксин;
  • псевдоцитохром В;
  • гиалуронидаза;
  • гемолиз.

Все составные части токсина последовательно разрушают здоровые клетки организма, приводя к их мутации и умиранию. Это приводит к повреждению сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма у больных дифтерией.

Культуральные свойства дифтерии являются лизогенными и заключаются в ее особой токсичности. Однако к заболеванию приводят как токсигенные, так и нетоксигенные штаммы коринобактерий.

Разница между ними состоит лишь в тяжести протекания заболевания. Особый ген «токс», присутствующий в культуре и происходящий от действия лизогенного бактериофага является источником токсичности культуры.

Лизогенный бактериофаг – это растворение клетки бактерии под влиянием бактериофагов. Бактериофаги – это вирусы, размножающиеся в пораженных им клетках бактерий.

По причине наличия бактериофагов стал возможен метод борьбы с болезнью действием противофаговой сыворотки.

Однако чтобы получить сами коринобактерии на искусственно созданных питательных средах, необходимо добиться присутствия в сыворотке аминокислот и других составляющих. В микробиологии известны 3 типа биовара для получения культуры, а также методы с использованием металла теллурита, смеси сыворотки с сахарным бульоном и свернутой лошадиной сыворотки.

Возбудитель дифтерии сам по себе не приносит вреда организму. Вся опасность принадлежит именно экзотоксину, как было выяснено выше. Особая опасность и высокий процент осложнений от дифтерии развивается, если не поставлен вовремя правильный диагноз и экзотоксин успел выработаться и осесть в тканях внутренних органов. Период от начала симптомов до необратимых процессов отравления организма токсином проходит о 5 дней.

Сложность диагностики состоит в том, что начало дифтерийной инфекции трудноотличимо от некоторых других заболеваний. Отсутствие сильного болевого синдрома – так как токсин дает анестезирующий эффект – и невысокая температура могут быть приняты больным человеком как легкое ОРЗ. Налет на гландах часто принимается за ангину, хронический тонзиллит или мононуклеоз. К тому же есть и еще одно сходство с ангиной – отсутствие насморка. Эффективно распознать наличие дифтерийной палочки может только врач, путем забора материала для анализа. Но существует ряд тревожных симптомов, обнаружение которых должно насторожить:

  • невысокая температура до 37,2-37,5 (ангина в отличие от дифтерии сопровождается, как правило, температурой выше 38);
  • небольшая боль в горле, налет на гландах;
  • отсутствие насморка.

Все эти симптомы по отдельности не вызывают большой тревоги, однако, сочетаясь между собой, могут свидетельствовать о развитии дифтерии.

Если вовремя не принять меры, существует большая вероятность развития инфаркта миокарда и других осложнений. Успешный прогноз возможен в случаях, когда сыворотка, нейтрализующая токсин, вводится в первые 2 дня заболевания.

Шанс своевременного диагноза очень мал, так как из-за поголовной вакцинации болезнь удалось преодолеть так, что встречаться она стала крайне редко. Единственной профилактикой дифтерии является своевременная вакцинация:

  • для взрослых вакцинация должна проводиться каждые 10 лет;
  • для детей существует системное вакцинирование – первый раз в 4 месяца жизни, затем еще 2 раза в промежутках в месяц, далее вакцинация в год и ревакцинация в 2 года.

Детская вакцина от дифтерии содержится в препарате АКДС, которая вырабатывает иммунитет сразу к трем заболеваниям – дифтерии, коклюшу, столбняку.

До вакцинации дети болели дифтерией в размере 10-20% от общего числа. При этом смертность от этой болезни находилась на втором месте после бешенства – от 5 до 10%. До изобретения же сыворотки смертность была 60%.

После перенесенного заболевания стойкий иммунитет не вырабатывается и есть вероятность повторного заражения.

источник

А1. Какой буквой обозначены спириллы?

А2. Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:

1) клеточной оболочки;
2) цитоплазмы;
3) ядра;
4) рибосом.

А3. Температурный диапазон жизни бактерий примерно равен:

1) –10. +10 °C;
2) –50. +30 °C;
3) –80. +80 °C;
4) –5. +5 °C.

А4. Бактерии, живущие на Земле, питаются:

1) только готовыми органическими веществами;
2) только созданными ими органическими веществами;
3) как готовыми, так и созданными ими органическими веществами;
4) минеральными веществами.

А5. Чтобы вырастить культуру бактерий сенной палочки, настой сначала кипятят в течение 20–30 мин.
Это делают для того, чтобы:

1) бактерии активнее размножались;
2) убить всех бактерий кроме сенной палочки;
3) сенная палочка образовала споры;
4) повысить жизнеспособность сенной палочки.

А6. Сходство процессов жизнедеятельности у некоторых бактерий и цветковых растений проявляется в способности к:

1) гетеротрофному питанию;
2) автотрофному питанию;
3) спорообразованию;
4) двойному оплодотворению.

А7. Труднее всего жить бактериям в условиях:

1) почвы;
2) водоема;
3) высокогорья;
4) организма животных.

А8. Труднее всего бактериям разлагать остатки животных в:

1) водоемах Африки;
2) песках Каракумов;
3) почвах Европы;
4) джунглях Бразилии.

А9. Бактерии, наиболее полезные для человека:

1) стрептококки;
2) туберкулезные палочки;
3) молочнокислые;
4) пневмококки.

А10. Антибиотики не действуют на:

1) вирус гриппа;
2) чумную бациллу;
3) стрептококк;
4) холерный вибрион.

А11. Некоторые бактерии выживают при –150 °C в виде:

1) группы делящихся клеток;
2) спор (цист);
3) отдельных клеток;
4) множественных колоний.

А12. Уничтожение всех бактерий на Земле приведет к:

1) расцвету жизни;
2) улучшению здоровья населения;
3) угнетению и исчезновению жизни;
4) к исчезновению органических веществ.

А13. Бактерии гниения длительное время не будут развиваться в:

1) сгущенном молоке;
2) открытых консервах;
3) мясе в холодильнике;
4) овощах на рынке.

А14. Спора отличается от свободной бактерии тем, что:

1) у споры более плотная оболочка;
2) в споре несколько бактериальных клеток;
3) спора менее долговечна, чем свободная бактерия;
4) пора питается автотрофно, а свободная бактерия – гетеротрофно.

А15. Возбудители дифтерии являются:

1) сапрофитами;
2) паразитами;
3) симбионтами;
4) автотрофами.

А16. Какой из приемов стерилизации операционных наиболее эффективно действует на бактерии:

1) мытье полов;
2) проветривание;
3) облучение ультрафиолетовыми лучами;
4) нагрев воздуха до температуры +30 °C.

А17. В каком случае указан симбиоз бактерий с другим организмом:

1) возбудитель холеры и человека;
2) сальмонелла и курица;
3) возбудитель сибирской язвы и овца;
4) клубеньковые бактерии и бобовые растения.

А18. В каком случае правильно показано место бактерий в пищевой цепи:

1) трава – мышь – сова – почвенные бактерии;
2) мышь – трава – почвенные бактерии – сова;
3) почвенные бактерии – сова – мышь – трава;
4) мышь – почвенные бактерии – сова – трава.

А19. Исключите лишнее понятие:

1) чума;
2) холера;
3) грипп;
4) брюшной тиф.

А20. Заболевание, вызывающее паралич у человека, – это:

1) корь;
2) ветрянка;
3) столбняк;
4) скарлатина.

В1. Выберите условия, обеспечивающие бактериям процветание в природе:

А) сложность внутреннего строения;
Б) способность к фотосинтезу;
В) сложность обмена веществ;
Г) простота внутреннего строения;
Д) способность к быстрому размножению;
Е) питание органическими остатками.

В2. Выберите правильные утверждения:

А) клубеньковые бактерии обогащают почву азотом;
Б) бактерии затрудняют усвоение растениями минеральных веществ;
В) сапрофитные бактерии паразитируют в организме животных;
Г) бактерии гниения питаются остатками растений и животных. Они своеобразные санитары планеты;
Д) квашение капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями;
Е) чтобы продукты не портились, им необходим доступ воздуха.

С1. Каким образом можно обезвредить бактерии холеры?
____________________________________________________________________________ .

С2. В чем заключаются основные отличия бактерий от вирусов?
____________________________________________________________________________ .

1. Подавляющее большинство бактерий – фотосинтезирующие организмы. 2. Они широко распространены в природе и разлагают органические вещества – останки и продукты жизнедеятельности других организмов. 3. При делении бактерий их ядро и цитоплазма делятся пополам. 4. Две новые клетки содержат по 4 хромосомы, так же как и материнская клетка. 5. Бактерии используются в пищевой, текс-тильной, медицинской промышленности.

Не забывайте о том, что прежде чем начинать работу с тетрадью, необходимо поработать с учебником и дополнительной литературой!

Грибы – отдельное царство организмов. От бактерий, растений и животных их отличает ряд важнейших признаков: клеточная стенка грибов построена из хитина, а не из целлюлозы, как у растений. Грибы питаются готовыми органическими веществами, размножаются как спорами, так и половым путем, не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.

Заполните пропуски в тексте, и вы получите рассказ об основных признаках грибов.

Для выполнения этой работы можно использовать учебник.

1. Грибы раньше относили к ____________________ за их некоторое сходство. Как и растения, грибы не могут _______________________, они размножаются с помощью _________________. Однако грибы отличаются от растений. В их клетках нет ______________________, и поэтому грибы не способны к ____________________. Они питаются _____________________ органическими веществами. Среди грибов встречаются как многоклеточные, так и __________________ формы. Размножаются грибы как спорами, так и участками __________________________. Наука о грибах называется _____________________________.

Читайте также:  Вакцинация при дифтерии проводится

2. Дайте определения следующим понятиям:

Вспомните, что дать определение – значит отметить самые существенные признаки определяемого понятия.

Паразитизм – существование одного организма за счет использования питательных веществ другого организма.

Симбиоз _____________________________
Микориза ____________________________
Сапрофиты __________________________

Сравните в таблице разные классы грибов и найдите общие признаки.

источник

А61 Прямым бинарным делением размножаются

А60 Клетки прокариот и эукариот различаются по наличию

А59 Кокки имеют форму клеток

А58 Ядро отсутствует в клетках

А57 Бактерии относятся к прокариотам, так как они

А56 Палочка Коха относится к

А55 Азотфиксирующие бактерии относятся к

А54 В клетках растений, грибов и бактерий клеточная стенка состоит

А53 По типу питания бактерии гниения относятся к

1) сапрофитам 2) паразитам 3) хемосинтетикам 4) фотосинтетикам

1) только из белков 2) только из липидов 3) из белков и липидов 4) из полисахаридов

1)молочнокислым бактериям 2) бактериям гниения

3) бактериям спиртового брожения 4) почвенным бактериям

1) почвенным бактериям 2) бактериям гниения 3) болезнетворным бактериям

4) уксуснокислым бактериям

1) не имеют оформленного ядра 2) состоят из одной клетки

3) имеют мелкие размеры 4) не имеют пластид

1)кишечной палочки 2) простейших 3) грибов 4) растений

1) шаровидную 2) полочковидную 3) извитую 4) изогнутую

1) ядра 2) рибосом 3) ДНК 4) РНК

1) бактерии 2) растения 3) животные 4) грибы

А62 Запас энергии в природном сообществе создают:

1) грибы 2) животные 3) растения 4) бактерии

А63 Молочно-кислые бактерии являются:

1) паразитами 2) автотрофами 3) симбионтами 4) сапрофитами

А64 Первыми организмами на нашей планете были:

1) вирусы 2) растения 3) животные 4) сине-зеленые водоросли

А65 Среди названных организмов основная роль в разрушении органических веществ принадлежит:

1) бактериям сапрофитам 2) растениям

3) позвоночным животным 4) одноклеточным растениям и животным

А66 Азотобактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений:

1) вредят бобовым растениям 2) увеличивают урожай культур, посеянных после бобовых

3) ухудшают состояние почвы 4) вместе с бобовыми уничтожают сорняки

А67 Сходство фотосинтеза и хемосинтеза у бактерий заключается в:

1) наличии световой и темновой стадий 2) использовании солнечной энергии

3) реакциях фотолиза 4) синтезе АТФ и органических соединений

А68 Все существующие виды бактерий – это:

1) паразиты 2) автотрофные организмы 3) гетеротрофные организмы 4) разнообразные по способу питания формы

А69 Генетический аппарат бактерий содержится в:

1) хромосомах ядра 2) рибосомах 3) митохондриях 4) нуклеотидах

А70 Возбудитель туберкулеза относится к:

1) автотрофам 2) гетеротрофам 3) хемосинтетикам 4) авто- и гетеротрофам одновременно

А71 При неблагоприятных условиях бактерии образуют:

1) гаметы 2) споры 3) цисты 4) все указанные формы

А72 Возбудители дифтерии являются:

1) симбионтами 2) автотрофами 3) паразитами 4) сапрофитами

А73 У бактерий нет:

1) клеточной стенки 2) рибосом 3) ДНК 4) самовоспроизводящихся органоидов.

Дата добавления: 2015-04-25 ; Просмотров: 316 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

  1. Органоиды фотосинтеза у водорослей:
а) хлоропласты б) лейкопласты в) хромопласты в) хроматофоры

2. Водоросль, у которой половой процесс протекает в форме конъюгации:

а) хлорелла б) спирогира в) хламидомонада в) улотрикс
а) клеточной стенки б) ДНК в) ядра в) цитоплазмы

4. Форма, в которой большинство бактерий переживают неблагоприятные условия среды:

а) споры б) почки в) цисты в) яйца
  1. Азотфиксирующие бактерии относят к:
а) фототрофам б) хемотрофам в) сапрофитам в) гетеротрофам
  1. Возбудители дифтерии являются:
а) симбионтами б) автотрофами в) сапрофитам в) паразитами
  1. Возбудитель туберкулеза относится к:
а) автотрофам б) гетеротрофам в) хемосинтетикам в) авто- и гетеротрофам одновременно
  1. Генетический аппарат бактерий содержится в:
а) хромосомах ядра б) рибосомах в) митохондриях в) нуклеоидах
  1. Ветвящиеся нити, образующие тело (мицелий) гриба:
а) миофибриллы б) волокна целлюлозы в) коллагеновые волокна в) гифы
а) водоросли б) мха в) простейшего в) гриба
  1. Подавляющее большинство грибов по способу питания:
а) паразиты б) сапрофиты в) хищники в) автотрофы
  1. Для приготовления антибиотиков в промышленности исползуют:
а) дрожжи б) плесень в) грибы-трутовики в) шляпочные грибы
  1. Азотбактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений:

а) вредят бобовым растениям;

б) увеличивают урожай культур, посеянных после бобовых;

г) ухудшают состояние почвы;

д) вместе с бобовыми уничтожают сорняки

  1. Экологическое значение грибов:

а) источники свободного кислорода

б) минерализаторы органических остатков

в) участники газообразовательного процесса

г) потребители азота воздуха

а) фитофтора б) мукор в) головня в) ржавчина
  1. Размножение у мукора осуществляется:

а) спорами, кусочками мицелия и половым путем

б) спорами и половым путем

в) спорами и кусочками мицелия

  1. Симбиоз гриба и корня древесных растений называют:
а) ризоидами б) паразитизмом в) микоризой в) сапротрофом
  1. Споры мукора распространяются:

19. Гриб – паразит злаковых растений:

а) фитофтора б) мукор в) головня в) пеницилл
  1. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относятся к группе:
а) паразитов б) сапрофитов в) автотрофов в) симбионтов
  1. Химический индикатор – лакмус получают из:
а) грибов б) водорослей в) лишайников в) хвощей
  1. Мхи относятся к высшим растениям потому, что:

а) они размножаются спорами;

в) их тело состоит из ризоидов, стебля и листьев;

г) они хорошо приспособлены к жизни на суше

  1. Отношения между грибом и водорослью в лишайнике называется:
а) паразитизмом б) квартиранством в) симбиозом в) нахлебничеством
  1. Лишайник – корм северных оленей:
а) золотянка степная б) манна в) ягель в) исландский мох
  1. Современные плауны представлены:
а) однолетними травами б) древесными формами в) кустарниками в) многолетними травами
  1. Подразделение побегов на членики (междоузлия) и узлы с мутовчато расположенными боковыми побегами – характерная черта организации:
а) плаунов б) хвощей в) мхов в) папоротников
  1. Отдел высших растений, представители которого берут свое начало от водорослей (особая ветвь эволюции):
а) хвощи б) мхи в) папоротники в) голосеменные

а) отсутствие корней в) размножение спорами

б) равная зависимость от воды г) размеры

  1. Признак, общий для мхов, папоротников и голосеменных:
а) наличие цветков б) наличие корней в) наличие проводящей системы в) развитие семян
  1. Папоротникообразные отличаются от голосеменных отсутствием:
а) корней и корневищ б) проводящих сосудов в) семян в) цветков
  1. Из споры папоротников развиваются:
а) заросток б) корневище в) стебель в) первый лист
  1. Среди перечисленных организмов семена в процессе эволюции впервые возникли у:
а) хвощевидных б) голосеменных в) покрытосеменных в) моховидных
  1. Орган мохообразных, являющийся местом образования сперматозоидов:
а) спорангий б) архегоний в) антеридий в) спорофит
  1. Половое и бесполое поколения не разделены и являются частями одного организма – особенность:
а) хвощей б) моховидных в) папоротников в) голосеменных
  1. Бесполое поколение (спорофит) представлено:

а) ризоидами и стеблями мха;

в) корнями, стволом и кроной сосны;

  1. Эндосперм у голосеменных растений:
а) триплоидный б) диплоидный в) гаплоидный в) отсутсвует
  1. Отличие полового размножения покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными:

источник

а) хлоропласты б) лейкопласты в) хромопласты в) хроматофоры

2. Водоросль, у которой половой процесс протекает в форме конъюгации:

а) хлорелла б) спирогира в) хламидомонада в) ултрикс
а) клеточной стенки б) ДНК в) ядра в) цитоплазмы

4. Форма, в которой большинство бактерий переживают неблагоприятные условия среды:

а) споры б) почки в) цисты в) яйца
  1. Азотфиксирующие бактерии относят к:
а) фототрофам б) хемотрофам в) сапрофитам в) гетеротрофам
  1. Возбудители дифтерии являются:
а) симбионтами б) автотрофами в) сапрофитам в) паразитами
  1. Возбудитель туберкулеза относится к:
а) автотрофам б) гетеротрофам в) хемосинтетикам в) авто- и гетеротрофам одновременно
  1. Генетический аппарат бактерий содержится в:
а) хромосомах ядра б) рибосомах в) митохондриях в) нуклеоидах
  1. Ветвящиеся нити, образующие тело (мицелий) гриба:
а) миофибриллы б) волокна целлюлозы в) коллагеновые волокна в) гифы
а) водоросли б) мха в) простейшего в) гриба
  1. Подавляющее большинство грибов по способу питания:
а) паразиты б) сапрофиты в) хищники в) автотрофы
  1. Для приготовления антибиотиков в промышленности исползуют:
а) дрожжи б) плесень в) грибы-трутовики в) шляпочные грибы
  1. Азотбактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений:

а) вредят бобовым растениям;

б) увеличивают урожай культур, посеянных после бобовых;

г) ухудшают состояние почвы;

д) вместе с бобовыми уничтожают сорняки

  1. Экологическое значение грибов:

а) источники свободного кислорода

б) минерализаторы органических остатков

в) участники газообразовательного процесса

г) потребители азота воздуха

а) фитофтора б) мукор в) головня в) ржавчина
  1. Размножение у мукора осуществляется:

а) спорами, кусочками мицелия и половым путем

б) спорами и половым путем

в) спорами и кусочками мицелия

  1. Симбиоз гриба и корня древесных растений называют:
а) ризоидами б) паразитизмом в) микоризой в) сапротрофом
  1. Споры мукора распространяются:
а) водой б) ветром в) насекомыми в) через продукты питания

19. Гриб – паразит злаковых растений:

а) фитофтора б) мукор в) головня в) пеницилл
  1. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относятся к группе:
а) паразитов б) сапрофитов в) автотрофов в) симбионтов
  1. Химический индикатор – лакмус получают из:
а) грибов б) водорослей в) лишайников в) хвощей
  1. Мхи относятся к высшим растениям потому, что:

а) они размножаются спорами;

в) их тело состоит из ризоидов, стебля и листьев;

г) они хорошо приспособлены к жизни на суше

  1. Отношения между грибом и водорослью в лишайнике называется:
а) паразитизмом б) квартиранством в) симбиозом в) нахлебничеством
  1. Лишайник – корм северных оленей:
а) золотянка степная б) манна в) ягель в) исландский мох
  1. Современные плауны представлены:
а) однолетними травами б) древесными формами в) кустарниками в) многолетними травами
  1. Подразделение побегов на членики (междоузлия) и узлы с мутовчато расположенными боковыми побегами – характерная черта организации:
а) плаунов б) хвощей в) мхов в) папоротников
  1. Отдел высших растений, представители которого берут свое начало от водорослей (особая ветвь эволюции):
а) хвощи б) мхи в) папоротники в) голосеменные
  1. Общим для мхов, папоротников и хвощей является

а) отсутствие корней в) размножение спорами

б) равная зависимость от воды г) размеры

  1. Признак, общий для мхов, папоротников и голосеменных:
а) наличие цветков б) наличие корней в) наличие проводящей системы в) развитие семян
а) корней и корневищ б) проводящих сосудов в) семян в) цветков
  1. Из споры папоротников развиваются:
а) заросток б) корневище в) стебель в) первый лист
  1. Среди перечисленных организмов семена в процессе эволюции впервые возникли у:
а) хвощевидных б) голосеменных в) покрытосеменных в) моховидных
  1. Орган мохообразных, являющийся местом образования сперматозоидов:
а) спорангий б) архегоний в) антеридий в) спорофит
  1. Половое и бесполое поколения не разделены и являются частями одного организма – особенность:
а) хвощей б) моховидных в) папоротников в) голосеменных
  1. Бесполое поколение (спорофит) представлено:

а) ризоидами и стеблями мха;

в) корнями, стволом и кроной сосны;

  1. Эндосперм у голосеменных растений:
а) триплоидный б) диплоидный в) гаплоидный в) отсутсвует
  1. Отличие полового размножения покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными:
а) наличие цветка б) наличие семян в) одноклеточная пыльца в) наличие оплодотворения
  1. Основная жизненная форма у голосеменных растений:
а) кустарники б) однолетняя трава в) многолетняя трава в) деревья
  1. Семенами размножаются:
а) хвощ б) плаун в) папоротник в) лиственница

Дата добавления: 2015-09-12 ; просмотров: 23 | Нарушение авторских прав

источник