Меню Рубрики

Вопросы на тему дифтерия

1. Выберите неправильное утверждение в отношении возбудителя дифтерии:
а) относится к микобактериям +
б) грамм-положительная бактерия
в) длительно сохраняется на различных предметах

2. Определите неправильное утверждение. Возбудители заболеваний, протекающих с синдром тонзиллита:
а) стафилококк
б) борелии +
в) коринебактерии

3. Укажите неправильное утверждение об эпидемиологии дифтерии:
а) восприимчивость зависит от уровня антитоксического иммунитета
б) источником возбудителя инфекции являются больные дифтерией
в) носители нетоксигенных штаммов возбудителя являются дополнительным источником инфекции +

4. При дифтерии протективный иммунитет:
а) антитоксический +
б) клеточный
в) нестерильный

5. Укажите неправильное утверждение о патогенезе дифтерии:
а) в результате перенесенной болезни формируется антитоксический иммунитет
б) основная роль в патогенезе болезни принадлежит действию экзотоксина
в) важным звеном патогенеза является бактериемия +

6. Найдите неправильное утверждение о возможных локализациях патологического процесса при дифтерии:
а) наружные половые органы
б) мочевыводящие пути +
в) дыхательные пути

7. Отметьте правильное утверждение о возможной локализации патологического процесса при дифтерии:
а) кишечник
б) оболочки мозга
в) кожа +

8. Выберите неправильное утверждение. При дифтерии поражаются:
а) тонкий и толстый кишечник +
б) сердце
в) нервная система

9. Характер поражения миндалин при локализованной форме дифтерии ротоглотки:
а) гнойные наложения в лакунах
б) гнойные фолликулы на миндалинах
в) фибринозные наложения в виде пленок и островков +

10. Характерные признаки дифтерийной пленки:
а) легко снимается шпателем
б) в воде тонет +
в) между стеклами легко растирается

11. Определите неправильное утверждение. Дифтерийная пленка:
а) растворяется в воде +
б) серовато-белого цвета
в) спаяна с подлежащей тканью

12. Наиболее распространенной формой дифтерии является:
а) распространенная ротоглотки
б) локализованная ротоглотки +
в) токсическая ротоглотки

13. Симптомы интоксикации при локализованной дифтерии:
а) слабо выражены +
б) сильная головная боль
в) длятся до 10 дней

14. Выберите неправильное утверждение об особенностях налетов при дифтерии ротоглотки:
а) могут распространяться за пределы миндалин
б) с трудом снимаются шпателем
в) имеют грязно-серую негомогенную окраску +

15. Основные признаки распространенной формы дифтерии:
а) расположение фибринозных налетов на миндалинах и на слизистой оболочке ротоглотки +
б) яркая гиперемия слизистой ротоглотки
в) расположение фибринозных налетов только на миндалинах

16. Основным клиническим признаком токсической дифтерии является:
а) распространение налетов за пределы миндалин
б) отек подкожной клетчатки шеи +
в) увеличение регионарных лимфоузлов

17. Отметьте неправильное утверждение. Признаки дифтерийного крупа:
а) пленчатый налет на голосовых связках
б) учащение дыхания
в) экспираторная одышка +

18. Укажите неправильное утверждение о критериях тяжести при дифтерии ротоглотки:
а) выраженность гемодинамических нарушений
б) расстройство сознания +
в) выраженность интоксикационного синдрома

19. Выберите неправильное утверждение об основных симптомах дифтерии дыхательных путей:
а) затрудненный вдох
б) афония
в) лихорадка до 39-40 с и резкая интоксикация +

20. Найдите неправильное утверждение. Для дифтерийного крупа у взрослых характерно:
а) постепенное развитие стеноза
б) острое начало +
в) слабо выраженная интоксикация

21. Определите правильное утверждение о наиболее раннем признаке развивающейся миокардиопатии при дифтерии:
а) повышение активности в крови кардиоспецифических ферментов +
б) субъективные признаки поражения сердца
в) нарушение проводимости по данным экг

22. Укажите правильное утверждение. Характерным осложнением токсический дифтерии является:
а) пневмония
б) полинейропатия +
в) полиартрит

23. Определите неправильное утверждение о характерных осложнениях токсической дифтерии:
а) токсическая полинейропатия
б) токсическая миокардиопатия
в) токсический гепатит +

24. Выберите неправильное утверждение о диагностики дифтерии:
а) серологические методы диагностики имеют второстепенное значение
б) выделение любого штамма дифтерийной палочки из очага поражения достаточно для подтверждения диагноза +
в) ведущий диагностический симптом – наличие фибринозных пленок на поверхности слизистых оболочек или кожи

25. Укажите неправильное утверждение. при наличии острого тонзиллита с налетами на миндалинах, интоксикацией, лихорадкой можно предположить:
а) инфекционный мононуклеоз
б) скарлатину
в) ангину Симановского-Венсана +

26. Найдите неправильное утверждение. диагноз дифтерии устанавливают:
а) на основании эпидемиологических данных
б) на основании исследований парных сывороток в рск +
в) на основании клинических данных

27. Обозначьте неправильное утверждение о лечении дифтерии противодифтерийной сывороткой:
а) дозу сыворотки обычно рассчитывают на 1 кг массы больного +
б) доза сыворотки определяется тяжестью течения болезни
в) сыворотка эффективна только при введении в первые дни болезни

28. Выберите правильное утверждение о лечении дифтерии противодифтерийной сывороткой:
а) эффективность сыворотки прямо пропорциональная ее дозе
б) сыворотку следует вводить немедленно на дому при подозрении на дифтерию
в) в легких и среднетяжелых случаях при наличии противопоказаний можно воздержаться от введения сыворотки +

29. Определите неправильное утверждение о лечении дифтерии дыхательных путей:
а) в легких случаях можно ограничиться введением сыворотки на дому +
б) антибиотики играют вспомогательную роль
в) обязательно раннее введение противодифтерийной сыворотки

30. Найдите неправильное утверждение о профилактике дифтерии:
а) главное место в профилактике отводится иммунизации
б) изоляция носителей токсигенных штаммов возможна на дому +
в) больные и носители токсигенных штаммов подлежат изоляции

источник

Дифтерия – острое инфекционное заболевание, которое вызывает бактерия Corynebacterium diphtheriae.

Характеризуется данное заболевание воспалительным процессом на слизистых оболочках и коже, поражением дыхательных путей, сердечно-сосудистой, нервной и выделительной системы. Сопровождается дифтерия специфическим пленчатым налетом чаще всего на небных миндалинах. Еще со времен Гиппократа дифтерия известна как «удушающая болезнь», «смертельная язва глотки» в связи с тем, что при несвоевременном и неправильном лечении и отсутствии профилактики может вызвать летальный исход. Существует также бессимптомная дифтерия носа. В этом случае интоксикации организма практически не происходит.

Если возбудитель дифтерии – это бактерия, которая выделяет яд, то переносчиком и источником дифтерии является заболевший человек или тот, кто является носителем бактерии. Чаще всего болезнь передается воздушно-капельным путем от человека к человеку, а также через бытовые предметы и одежду, так как бактерия очень устойчива к жизни во внешней среде. Также существуют факты заражения через инфицированную пищу, в особенности через молочные продукты.

Инкубационный период развития дифтерии длится от 7 до 15 дней в зависимости от состояния иммунитета заболевшего. Наиболее распространенный вид — дифтерия ротоглотки. На втором месте стоит дифтерия дыхательных путей.

Как правило, дифтерия начинается с легкого недомогания, невысокой температуры и боли в горле, увеличением лимфатических узлов и появлением налета на миндалинах. Именно поэтому многие часто путают ее с ангиной и пытаются лечить самостоятельно. Однако следует знать отличительные признаки дифтерии:

— налет серо-грязный, плотный, при попытке снять его шпателем миндалина кровоточит, находится не только на миндалине, но и на дужках и задней стенке глотки;

— постоянно нарастающая осиплость голоса;

— лаяющий кашель, который переходит в асфиксию;

— кожные покровы бледные, иногда синюшные;

— отек глотки и трудность в проглатывании пищи;

— увеличение шейных лимфоузлов, трудно сбиваемая высокая температура.

При появлении любых из этих симптомов рекомендуется обращаться к врачу, так как только он может подтвердить отсутствие дифтерийной инфекции. Самыми тяжелыми последствиями заболевания могут быть миокардиты, асфиксия, паралич дыхательных путей, поражение сердца и нервной системы, летальный исход.

Дифтерия у детей распространяется намного быстрее, чем у взрослых. Это связано с низким иммунитетом и несоблюдением личной гигиены. Наиболее распространенные виды дифтерии – дифтерия зева и гортани. Малыши грудного возраста чаще всего страдают от поражения носа, что приводит к затруднению дыхания, дети постарше чаще болеют дифтерией горла. У детей дифтерия может и не проявляться в виде высокой температуры и боли в горле. Еще один признак дифтерии у детей – отсутствие насморка при явных признаках заболевания. Поэтому главный симптом дифтерии у детей – это налет и отек гортани. Кроме того, следует обращать внимание и на то, что ребенок становится апатичным, пульс нитевидный, давление низкое, иногда происходи самопроизвольное отхождение мочи и даже частично пропадает память.

Для лечения дифтерии показано стационарное лечение в инфекционной больнице. Обязательным условием для лечения дифтерии является введение в первые 2 дня антидифтерийной сыворотки. Также проводится ряд бактериологических исследований, берутся мазки из глотки и носа. Прежде чем ввести сыворотку, необходимо сдать анализ крови и определить уровень антитоксина. Нормой считается уровень 1:40. Только при таких показаниях ребенку можно вводить препарат. Однако по истечении 2 дней введение сыворотки является малоэффективным. Кроме того, назначается комплексное лечение антибиотиками и специфическая терапия, вносятся изменения в питание. Лечение проходит под наблюдением врачей и только в больнице.

Самое эффективное профилактическое мероприятие в борьбе с дифтерией – это вакцинация препаратами АКДС, АДС-М, АДС-анатоксин. Первую вакцинацию ребенку делают в три месяца, а далее еще две с перерывом по 45 дней перед каждой. Это необходимо для формирования длительного иммунитета. Первая ревакцинация проводится приблизительно в возрасте двух лет. Затем прививают детей в 7 и 14 лет, а дальше каждые десять лет для устойчивой выработки антител. Такие меры связаны с тем, что в пожилом возрасте, даже привитые люди, чаще подвергаются данному заболеванию.

Как правило, противопоказаний для вакцинации нет. Однако если у ребенка повышенная температура, он болеет или только перенес простудное заболевание, вакцинация откладывается приблизительно на две недели. График вакцинаций для каждого человека находится в той поликлинике, где он обслуживается, о сроках и необходимости очередной ревакцинации обязательно извещают.

Возбудителем дифтерии является коринебактерия, или дифтерийная палочка, известная как Corynebacterium diphtheriae.

Обязательно. Согласно данным Министерства здравоохранения, при своевременной вакцинации в 95% случаев заражения не происходит вовсе либо отмечаются единичные случаи.

Да, существует, так как прививка от дифтерии входит в перечень обязательных во многих странах мира. Обычно вакцинация проводится следующими медицинскими препаратами: АД-М, АКДС, АДС-М, АДС-анатоксин.

Практически никаких. Единственное условие – отсутствие явных признаков простудного заболевания, температуры, а также отсрочкой вакцинации может стать только что перенесенная инфекция. В этом случае прививка от дифтерии будет сделана через две недели.

источник

Методические указания к практическим занятиям для студентов

«Инфекционные болезни у детей. Часть I. Воздушно-капельные инфекции»

Тюмень, 2009

2. Дифтерия (осложнения, противоэпидемические мероприятия в очаге, профилактика………………………………………………………………………………………………..21

3. Инфекционный мононуклеоз…………………………………………………….29

4. Менингококковая инфекция ………………………………………………. 38

5. Менингококковая инфекция (гипертоксические формы, осложнения, лечение)……………………………………………………………………………………. 47

6. Стрептококковая инфекция. Скарлатина.………………………………………..75

10. Паротитная инфекция. ………………………………………………………. 109

11.Острые респираторные вирусные инфекции. Дифференциальная диагностика ОРВИ. ……………………………………………………………………………………………….125

13. Острый стенозирующий ларинготрахеит……………………………………..159

14. Энтеровирусная инфекция. …………………………………………………. 169

Тема занятия: Дифтерия.

2. Значение изучение темы:Дифтерия известна человечеству давно. В течение многих веков возникали большие эпидемии этой инфекции, сопровождающиеся высокой летальностью, достигающей 30% и выше. От токсической дифтерии и крупа умирали практически все заболевшие. Внедрение в практику лечения, в конце XIX века, противодифтерийной антитоксической сыворотки способствовало резкому снижению летальности, однако на уровне заболеваемости это не отразилось. Эпидемиологическую ситуацию коренным образом изменила начавша­яся в 1959 г. вакцинопрофилактика, после чего дифтерия, как массовое заболевание, была ликвидирована. Так продолжалось до начала 90-х годов, когда произошла активация эпидпроцесса с резким увеличением числа заболеваний и бактерионосительства не только среди взрослого, но и детского населения. Показатель заболеваемости достигал 40,1, а по отдельным регионам 90,8 на 100000 детского населения. Причиной роста дифтерии явилась антипрививочная кампания, развернутая в стране и приведшая к резкому сокращению числа привитых детей, и в меньшей степени, изменение биологии возбудителя (преобладание высоковирулентного биовара gravis — в 98%). После возобновления массовой вакцинации не только детей, но и взрослых, вспышка была ликвидирована. Тем не менее, ввиду того, что вакцинация вызывает формирование только антитоксического иммунитета, а не антибактериального, циркуляция возбудителя продолжается, сохраняются источники инфекции — бактерионосители и спорадические случаи заболе­вания, зачастую протекающие в стертых и атипичных формах. Поэтому, врачи должны уметь диагностировать и лечить дифтерию.

3. Цель занятия: Научиться собирать анамнез, выявлять кли­нические признаки, диагностировать и лечить дифтерию зева и других локализаций, выявлять осложнения, проводить дифференциальный диагноз и специфическую профилактику.

4. Перечень обязательных знаний:

А) Студент должен знать, что

Дифтерия — острое инфекционное заболевание, характеризующееся фибринозным воспалением на месте поражения, малой выраженностью других признаков воспаления, своеобразием интоксикации, соответствующей величине местного поражения и динамичностью.

В основу классификации дифтерии положены 3 принципа: локализация процесса, распространенность и тяжесть.

Основой для выделения токсической формы и определения её степени служит наличие отёка на месте поражения вокруг регионарных лимфоузлов и окружающей клетчатки, появление сладковато — приторного запаха, выраженность общей интоксикации и в дальнейшем развитие токсических осложнений.

Дифтерия гортани наблюдается преимущественно у детей в возрасте 1- 4 лет, протекает со строгой последовательностью смены стадий: катаральной, стенотической, асфиктической; характеризуется постепенностью в развитии симптомов. Стенотическая стадия характеризуется наличием 4 степеней стеноза, постепенно переходящих одна в другую и в стадию асфиксии.

Читайте также:  Коклюш дифтерия столбняк куда ставят

Патоморфологической основой стеноза являются фибринозные плён­ки, отёк слизистой гортани и спазм.

Дифтерия носа — в основном встречается у детей грудного и ясельного возраста, чаще в виде локализованной (пленчатой или катарально-язвенной) формы, но может быть и распостраненной и токсической. Играет большую роль в эпидемиологическом плане.

Дифтерия редких локализаций составляет доли процента, диагностика её трудна в связи с особенностями локализации и частым сочетанием с другими поражениями.

– Разграничение дифтерии по формам необходимо для проведения дифференциальной диагностики, определения дозы сыворотки, выбора патогенетической терапии и режима.

Специфические осложнения при дифтерии со стороны сердечно-сосудистой, нервной и выделительной систем, являются следствием воздействия дифтерийного токсина в острый период болезни.

Носители дифтерийных палочек — частый источник заражения. Ими чаще являются лица с хроническими заболеваниями носоглотки. По длительности носительство может быть — транзиторным, кратковременным, средней продолжительности, затяжным и хроническим. Эпидемиологически наиболее опасны носители токсигенных палочек.

– Основой лечения дифтерии является введение противодифтерийной сыворотки, доза которой определяется формой заболевания.

– Правильное проведение специфической профилактики (вакцинации) является эффективным способом профилактики эпидемической заболевае­мости дифтерией.

Б) Студент должен уметь:

– Собрать анамнез и эпиданамнез у больного с подозрением на дифтерию, в т.ч. «прививочный» анамнез.

– Диагностировать дифтерию. При осмотре больного или изучении истории болезни находить признаки, типичные для дифтерийного процесса и дифференцировать их от поражений другой этиологии.

– Определить форму заболевания, сформулировать диагноз дифтерии в соответствии с классификацией.

– Находить признаки осложнений и определять сроки их возникновения, особенности развития, прогноз.

– Назначить обследование и интерпретировать полученные данные.

– Лечить больного в соответствии с формой дифтерии, наличием осложнений и преморбидным фоном, оказать неотложную помощь.

– Оформить историю болезни больного с дифтерией, обосновать диагноз и лечение. Выписать больного с дифтерией.

– Провести эпид. обследование, противоэпидемические и профилактические мероприятия в очаге дифтерийной инфекции.

– Планировать и проводить активную иммунизацию. Осуществлять контроль за течением поствакцинального периода.

В) Студент должен иметь представление о:

– истории изучения дифтерии, приоритете отечественных ученых,

– этиологии дифтерии, свойствах возбудителя, значение токсигенности,

– патогенезе дифтерии и её осложнений,

– современных и региональных клинико-эпидемиологических особенностях дифтерии,

– возрастных особенностях инфекции,

5. Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:

Микробиология — свойства возбудителей, методы лабораторной диагностики дифтерии (бактериоскопический, бактериологический в т.ч. определение токсигенности, серологические).

Пропедевтика детских болезней — методика осмотра и оценка состояния зева, лимфоузлов, сердечно-сосудистой, мочевыделительной и др. систем.

ЛОР болезни — оценка состояния зева, проведение дифференциаль­ной диагностики ангин.

Нервные болезни — методика и оценка результатов обследования пе­риферической нервной системы.

Фармакология— характеристика, механизм действия и дозы препара­тов, используемых для лечения.

6. Структура содержания темы:

Дифтерия (Diphtheria.) — острая инфекционная болезнь, вызываемая токсигенными коринебактериями, передаваемая воздушно-капельным путем и характеризующаяся развитием местного фибринозного воспаления преиму­щественно слизистых оболочек рото- и носоглотки, токсическим синдромом и поражением сердечно-сосудистой и нервной систем.

Возбудитель— Corinebacterium diphtheria, (палочка Леффлера)

Инкубационный период 2-10 дней.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8181 — | 7872 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

  • Спасибо за отличную статью.
    4 недели 5 дней назад
  • Спасибо, отличная статья!
    18 недель 2 дня назад
  • от туберкулеза ли?
    32 недели 1 день назад
  • Звіт щодо збору та використання коштів на 01.11.2018
    38 недель 4 дня назад
  • Звіт щодо збору та використання коштів на 01.10.2018
    42 недели 1 день назад
  • Общались мы с Ириной
    45 недель 14 часов назад
  • Отказ от Манту и альтернативной туберкулинодиагностики
    45 недель 4 дня назад
  • Звіт щодо збору та використання коштів на 01.09.2018
    45 недель 6 дней назад
  • Звіт щодо збору та використання коштів на 01.06.2018
    1 год 7 недель назад
  • Звіт щодо збору та використання коштів на 02.05.2018
    1 год 12 недель назад

«. прививка от дифтерии не препятствует ни распространению инфекции, ни выработке коринебактериями токсина, как и не способствует повышению невосприимчивости к ним. Она призвана лишь сделать токсин, обусловливающий клинические проявления болезни, сравнительно безопасным для организма.»

Вопрос: Что это за болезнь?

Ответ: Дифтерия — заболевание, вызываемое токсином, так же, как при столбняке и коклюше. Его вырабатывают микроорганизмы, которые называются палочками Лефлера или дифтерийными коринебактериями. Заражение может происходить как от больных дифтерией, так и от здоровых носителей токсигенных штаммов коринебактерий. Путь передачи – воздушно-капельный, редко — контактный (через посуду, игрушки и другие предметы домашнего обихода). Восприимчивость к дифтерии сравнительно невысокая, она не превышает 30% (т.е. заражается, но и при этом не обязательно заболевает, примерно каждый третий). Формы дифтерии разнообразны, но чаще всего, когда мы говорим о дифтерии, мы имеем в виду дифтерию рта и глотки (85–95% всех случаев болезни). Образование всем известных дифтеритных пленок, состоящих из фибрина, может привести к удушью и смерти (главная причина смерти от дифтерии у детей). Поскольку дифтерийный токсин поражает также сердечную мышцу и нервную систему, то смерть может наступить от сердечной недостаточности и паралича дыхательной мускулатуры (главные причины смерти от дифтерии у взрослых). Нередко после перенесенной дифтерии остаются парезы и параличи, которые, правда, с течением времени чаще всего проходят. Сама перенесённая болезнь не оставляет за собой сколько-нибудь прочного иммунитета, а потому защитная сила прививки очень сомнительна даже по чисто теоретическим соображениям. В старых руководствах, написанных в ту пору, когда вспышки или эпидемии дифтерии случались сравнительно часто, отмечается, что немалое количество случаев дифтерии регистрируется у ранее болевших ею.

Каким образом ставится диагноз? Ведь при дифтерии так важна ранняя постановка диагноза?

Диагноз дифтерии, особенно в дебюте болезни, ставится по клиническим, а не по лабораторным (бактериологическим и серологическим) данным. Последние представляют больше академический интерес, и в любом случае о них можно говорить лишь тогда, когда судьба пациента уже определилась. Именно поэтому так важна настороженность в отношении дифтерии, при этом как врачей, так и родителей. Благодушие и безответственность врачей стран бывшего СССР, особенно России и Украины, основанные на долгими годами вскармливавшейся прививочной пропагандой убежденности в том, что привитые от дифтерии ею уже заболеть не могут, стала одним из факторов, которые способствовали небывалой за вторую половину XX в. вспышке дифтерии и многочисленным жертвам. Даже в случаях выраженной токсической дифтерии правильный диагноз ставился врачами лишь примерно в трети случаев. Не изолированные вовремя больные становились источником инфекции, и заболевало всё больше людей. В итоге, несмотря на все принимаемые властями отчаянные меры (главным из которых был, разумеется, «максимальный прививочный охват»), дифтерия в России и Украине спокойно прошла положенный ей эпидемический цикл в 4–5 лет. В то же время, например, в Польше, куда дифтерия была занесена из Украины, слаженные и вовремя принятые карантинные меры не позволили болезни распространиться.

Что должно привлечь к себе внимание врачей и родителей?

Более всего опасны токсические формы, когда состояние пациента становится тяжёлым не с постепенным течением болезни, а с самого её начала, но они же имеют и самую выраженную клиническую картину. Кроме умеренной боли в горле и температуры (следует обратить внимание на то, что при дифтерии она обычно не превышает 38 0 С), с самого начала у больного появляется сильная слабость, миндалины значительно увеличиваются и покрываются толстым грязно-серым налетом. Отек шеи виден невооружённым глазом. В случаях более мягкой формы дифтерии диагноз поставить сложнее. Сделанные ранее прививки нередко приводят к стертым симптомам на ранних стадиях болезни, что ещё более усложняет постановку правильного диагноза. Обратить на себя внимание могут затруднение дыхания, свистящий шум на вдохе и втяжение межреберных промежутков, нехарактерные для ангины. При дифтерии гортани появляется лающий кашель, а при дифтерии рта и глотки при глотании почти не бывает болей (в отличие от ангины). На мысль о дифтерии прежде всего наводит обнаружение на миндалинах характерных расположенных в виде островков пленок, часто плотно спаянных с подлежащими тканями и не снимающихся шпателем.

Как лечат дифтерию?

Считается, что в первые три дня болезни эффективно назначение антитоксической противодифтерийной сыворотки. Кроме этого, назначают антибиотики. Они никак не влияют на уже выработавшийся токсин, но уменьшают количество коринебактерий, снижая тем самым дальнейшее образование токсина и уменьшая опасность заражения для окружающих. Другие мероприятия носят симптоматический характер (кортикостероиды, витамины). При опасности удушья пациента подключают к аппарату искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Как для лечения, так и для профилактики дифтерии гомеопаты рекомендуют препарат Mercurius cyanatus в 30 и 200 сотенном разведении (подробнее об этом см. главу о дифтерии «Беспощадной иммунизации»). Имеются сведения об успешном лечении дифтерии с помощью мегадоз витамина С.

Кто рискует заболеть дифтерией?

Когда-то дифтерия была болезнью преимущественно детского возраста (дети составляли 80-90% заболевших), но во второй половине XX в. картина изменилась. Дифтерией сегодня чаще всего болеют не дети, а взрослые, в первую очередь из специфических групп риска. Речь как правило идет об алкоголиках, наркоманах, бродягах, беженцах, пациентах психиатрических клиник и специализированных интернатов, военнослужащих — то есть лицах, ведущих антисоциальный образ жизни или живущих в условиях скученности и плохой санитарии, при этом чаще всего плохо питающихся. В этом отношении дифтерия не является исключением из других инфекционных болезней. Например, в 1994 г. в Боткинской больнице в Санкт-Петербурге находилось на лечении 1860 взрослых больных дифтерией. В легкой (катаральной) форме перенесли дифтерию 1256 пациентов (67,5%). В тяжёлой форме дифтерия протекала у 151 пациента (8,1%), 42 пациента (2,3%) скончались. Среди скончавшихся было 26 алкоголиков (62%). Авторы статьи заключают, что риск смерти для заболевшего дифтерией неалкоголика равнялся всего 1% 1 . В другом исследовании были проанализированы истории болезней 130 взрослых, умерших от дифтерии в СПб в 1990–1996 гг. Автор сообщает: «89 больных (68,5% общего числа) обоего пола страдали хроническим алкоголизмом, более 1/3 их были социально дезориентированы, не работавшие лица БОМЖ…» 2 . Факторами риска являются иммунодефициты, а также хронический тонзиллит или удаление миндалин в прошлом, что выглядит вполне логичным, учитывая воздушно-капельный характер передачи инфекции. Все сказанное выше, конечно, не означает, что дифтерией никогда и ни при каких условиях не может заболеть в целом здоровый, нормально питающийся и живущий в хороших условиях человек. Но шансы его как заболеть дифтерией, так и сёрьезно пострадать от нее несоизмеримо ниже.

Какие еще факторы повлияли на резкий подъем заболеваемости дифтерией?

Коринебактерии, которых существует около 150 штаммов, постоянно сопровождают человека. Раньше, до эры широкого использования антибиотиков, они постоянно циркулировали между людьми, благодаря чему у большинства населения, включая детей, вырабатывался к ним прочный иммунитет. Однако когда врачи научились «забивать» любую боль в горле антибиотиками, количество циркулирующих коринебактерий снизилось, и возможностей для контакта с ними, выработки и поддержания иммунитета стало значительно меньше. Предполагается, что важную роль в заболеваемости дифтерией играет дефицит витамина С. В пользу этого может говорить хотя бы тот факт, что те млекопитающие, которые способны сами синтезировать витамин С, не подвержены дифтерии.

Так что же все-таки произошло в 90-х годах на территории бывшего СССР?

Болезнь начала быстро распространяться по России в 1991 г., а в 1992 г. РФ пришлось признать казавшийся немыслимым для развитой страны конца XX в. позорный факт — на её территории крупная вспышка дифтерии. Откуда появились в России штаммы дифтерии, вызвавшие вспышку, так и остаётся неизвестным. Предполагается, что их могли принести выведенные из Афганистана войска или же они были занесены из других среднеазиатских государств беженцами. В 1992 г. дифтерия перекинулась на соседние с Россией страны, где с ней, как и в самой России, не могли справиться до 1996–97 гг. Кроме России, сильно пострадала также Украина, где провал экстренных прививочных кампаний, в финансировании и обеспечении вакцинами которых принимали участие другие страны, был очень показательным. Анализ литературы, написанной по горячим следам обсуждаемой вспышки, приводит к однозначному выводу: каким бы низким ни был «прививочный охват», разгул болезни никогда бы не стал возможным, если бы не развал служб здравоохранения в странах бывшего СССР и вопиющая некомпетентность их руководителей, помноженные на глубоко укоренившуюся веру в прививки как единственное средство контроля заболеваемости, а также неумение работать в новых условиях, потребовавших энергичных мер карантина, активного наблюдения и выявления больных и инфицированных.

Читайте также:  Мужу сделали прививку от дифтерии когда можно беременеть

Значит, прививки не самая эффективная мера контроля дифтерии?

Как и очень многие, практически все инфекционные болезни, дифтерия — болезнь социальная. Хотя «прививочный охват» в течение доброго десятка-полутора лет, предшествовавших вспышке, на территории СССР, а затем России, был по меркам вакцинаторов явно недостаточным (главным образом потому, что порядочные врачи, многократно наблюдавшие в своей практике осложнения прививок, щедро давали от них отводы всем желающим), заболеваемость дифтерией оставалась сравнительно стабильной, а в течение предшествовавших вспышке пяти лет она даже снижалась. Вспышка болезни произошла именно тогда, когда случился развал СССР со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом «прививочный охват» в России был выше, чем, например, в сытой Ирландии, давно уже забывшей о дифтерии в хоть сколько-нибудь серьезных масштабах. Ни в одной из развитых (или даже среднеразвитых, вроде уже упоминавшейся Польши) стран, куда дифтерия «импортировалась» из России туристами, дело не пошло далее нескольких спорадических случаев болезни. Заболеваемость дифтерией и смертность от нее снизились в европейских странах в десятки раз в предшествовавшие появлению прививок 50 лет. Произошло это в первую очередь благодаря улучшению жизни населения, лучшему питанию, лучшей санитарии и гигиене, прогрессу в медицинских знаниях.

Что представляет собой вакцина от дифтерии?

Это анатоксин, то есть инактивированный токсин. Введение его в организм вызывает образование антитоксических антител — не к коринебактериям, а к вырабатываемому ими токсину. Таким образом, прививка от дифтерии не препятствует ни распространению инфекции, ни выработке коринебактериями токсина, и не способствует повышению невосприимчивости к ним. Она призвана лишь сделать токсин, обусловливающий клинические проявления болезни, сравнительно безопасным для организма. Насколько ей это удается — отдельный вопрос. Дифтерийный анатоксин входит в состав комбинированных вакцин АКДС (против коклюша, столбняка и дифтерии) и АДС (против столбняка и дифтерии), а также «щадящих» вакцин АДС–М и АД–М. Кроме того, на российском рынке имеются вакцины компании «Авентис Пастер» — «Тетракок», «Д.Т. Вакс» и «Д.Т. Адюлт». Консервантами во всех вакцинах, за исключением «Тетракока», является соль ртути — мертиолят (в «Тетракоке» — 2-феноксиэтанол). Дифтерийный и столбнячный анатоксины сорбированы на гидроксиде алюминия. Инактивация токсина проводится формальдегидом, поэтому он присутствует в вакцине во вполне определяемых количествах.

Как часто делаются прививки от дифтерии?

Согласно последнему украинскому прививочному календарю, дети на первом году жизни получают курс из трех прививок в возрасте 3, 4 и 5 месяцев. Первая ревакцинация проводится в 18 месяцев, последующие — в 6, 14 и 18 лет. Взрослым предлагается ревакцинироваться от столбняка и дифтерии каждые 10 лет.

Насколько безопасны прививки от дифтерии?

С каждой прививкой от дифтерии, если она только не делается «Тетракоком», в составе комплексной вакцины ребенок получает 25 мкг неорганической ртути. Как читатели уже знают из главы «Токсические вещества в составе вакцин», никто и никогда не проверял безопасности введения ртути (в любых количествах) ни младенцам, ни взрослым. Российским вирусологом к.б.н. Г. П. Червонской в ее книге «Прививки: мифы и реальность» (М., 2003) собран и обобщен огромный материал, из которого явствует, что для прививочных властей никогда не было секретом, что на вакцину АКДС возможны самые тяжёлые реакции, вплоть до смертей прививаемых, а включение ртути в состав вакцин никогда не было предметом серьёзного обсуждения и консультаций со специалистами в токсикологии и фармакологии. Это, как и многое другое, происходящее в мире прививок, есть следствие вседозволенности вакцинаторов, их права с одной стороны бесконтрольно принимать решения, которые могут повлиять на судьбы миллионов детей и их родителей, и не нести за этой никакой ответственности, с другой стороны. Относительно встречающихся после прививок АКДС поражений центральной нервной системы утверждается, что за них отвечает исключительно коклюшный компонент вакцины. Однако внимательное изучение истории прививок от дифтерии не дает оснований для такой уверенности. Не раз и не два дифтерийный анатоксин становился причиной массовой гибели детей. Чаще всего это происходило из-за технологических ошибок в процессе инактивации токсина, вследствие чего дети получали прививки настоящим дифтерийным токсином, нередко в большой дозе.

Какая из вакцин предпочтительнее — «Тетракок» или АКДС?

«Тетракок» имеет все те же осложнения, что и АКДС. В отношении 2-феноксиэтанола, заменяющего в этой вакцине мертиолят, я могу лишь повторить то же самое, что я говорю о мертиоляте: никто и никогда не проверял безопасность этого вещества. Тем более в комбинации с формальдегидом, алюминием и многим другим, входящим в состав вакцины.

А что Вы можете сказать об эффективности прививок от дифтерии?

Ранее я уже упоминал, что даже перенесённая естественная болезнь не оставляет за собой сколько-нибудь прочного иммунитета, и переболевшие дифтерией могут заболевать ею снова и снова. Об эффективности прививок российский вакцинатор В. Учайкин пишет: «По данным одного исследования, иммунитет утрачивается через 1 год у 10% детей, через 3–13 лет — у 67% и через 14–23 года — у 83%. В других исследованиях было показано, что через 1 год после введения трех доз АКДС-вакцины иммунитет утрачивали от 25 до 37% детей или титры антител снижались в 4–5 раз» 3 . При этом я снова обращаю внимание читателей, что речь идет не о настоящем иммунитете в смысле невосприимчивости к болезни, а всего лишь о наличии определенного количества антител, что считается вакцинаторами синонимом защиты. Практика много раз опровергала эти умозрительные построения. Девять британских ученых в середине прошлого века изучили заболеваемость дифтерией в Англии в 1939–1942 гг., особенно вспышку дифтерии в Данди в 1941–1942 гг., и никакой связи между заболеваемостью дифтерией и наличием антител не обнаружили: успешно заболевали дифтерией те, у кого уровень антитоксических антител значительно превышал считающийся «защитным», в то время как при несомненном контакте с больными дифтерией те, у кого антител не было вообще, оставались здоровыми. Это подтверждается и давно известным фактом, что люди, не имеющие антител к токсину, нередко остаются совершенно здоровыми, но при этом заражают окружающих. Но мало этого. По старым данным украинских исследователей, у 10–12% привитых детей антитоксические антитела не вырабатываются вообще, в силу одних лишь биологических особенностей 4 , а потому таким детям прививка кроме вреда ничего не приносит. У взрослых дела обстоят ещё хуже: у 19% привитых образуются «дефектные», неспособные к защите от дифтерийного токсина антитела 5 . А 7–8% «удачно» привитых взрослых уже через год или два вновь становятся «незащищёнными» 6 . При этом важно отметить, что, судя по имеющимся научным данным, иммунитет к дифтерийному токсину отнюдь не связан с одними лишь антителами.

Если все, что Вы говорите, правда, как же получается, что, по заявлениям медиков, привитые болеют дифтерией легко, а непривитые — тяжело, и даже умирают?

Здесь я снова повторю то, о чем говорил раньше. Статистика в пользу прививок может фальсифицироваться как прямо, так и опосредованно. В первом случае непривитыми объявляют тех, кто на самом деле был привит, полностью или частично. Но это слишком грубая работа. Более тонкий и более «научный» подход — объявить, что полученные заболевшим дифтерией прививки были «неправильными» (неправильно введены, просроченной вакциной, в инкубационном периоде какой-либо болезни, или же привитый от дифтерии вскоре перенес скарлатину или корь и прививка в итоге «не взялась» — вариантов придумать можно очень много, было бы только желание). Во втором случае речь идет о том, что прививки на самом деле не делались. Однако вакцинаторы умалчивают, что причиной этого были вовсе не антипрививочные убеждения родителей совершенно здоровых детей, а истинные медотводы — из-за иммунодефицитов, например. Что с прививками, что без прививок хронически больные дети при прочих равных всегда будут болеть чаще и тяжелее своих сверстников. Или же речь идет о детях беженцев, алкоголиков, наркоманов, лишенных не только родительского ухода, но нередко и крыши над головой. Кстати, и категоричность утверждения о якобы лёгкости перенесения дифтерии привитыми не соответствует истине. Это один из культивируемых мифов. Публикации в специализированной российской периодике демонстрируют, что случаи, когда полностью и «правильно» привитые дети заболевали дифтерией в тяжёлой форме, а иногда и умирали, не были казуистичными. Украинский исследователь в своей кандидатской диссертации также сообщает: «Доказано, что у привитых лиц клиническое течение дифтерии и её осложнения существенно не отличаются от клинических проявлений у непривитых». Он информирует, что среди заболевших дифтерий во время её вспышки в 1990-х гг. привитые составляли 80% 7 .

То, что верно для других инфекционных болезней, верно и для дифтерии. В защите от этой болезни важен здоровый, правильно развивающийся, без прививочных костылей и бесконечных «поствакцинальных периодов», иммунитет, его неспецифическое звено, в первую очередь выработка интерферона. Меры специфической профилактики вторичны.

1 Rakhmanova A. G. et al. Diphtheria outbreak in St. Petersburg: clinical characteristics of 1860 adult patients Scand J Infect Dis 1996; 28:37 – 40.

2 Кадырова С. Н. Особенности дифтерийной инфекции взрослых в современных условиях. СПб, 1997, с. 8.

3 Учайкин В. Ф. , Шамшева О. В. Вакцинопрофилактика. Настоящее и будущее. М., 2001, с. 117.

4 Лещенко П. Д. Заболеваемость дифтерией в УССР и пути ее ликвидации // Дифтерия. Сборник трудов. Киев, 1963, с. 8.

5 Демиховская Е. В. и др. Варианты иммунного ответа на ревакцинацию дифтерийным анатоксином у взрослых ЖМЭИ 1999, сентябрь-октябрь, с. 94–98.

6 Nicolay U . et al. Diphtheria antitoxin level 2 years after booster vaccination Wien Med Wochenschr 2000; 150:435 – 9.

7 Анастас ій І .А. Переб іг дифтер ії у щеплених. Автореф. дис… канд. мед. наук. Ки їв , 2002.

источник

Цели занятия: Изучение темы «Дифтерия» необходимо в целях раннего выявления больных и их госпитализации, своевременного проведения лечебных и профилактических мероприятий. Врач любой специальности должен диагностировать дифтерию на основании клинико-эпидемиологических данных, оценить степень тяжести заболевания, назначить обследование, знать профилактические мероприятия.

Продолжительность занятия: 4 академических часа.

Место проведения занятия: учебная комната на базе инфекционного отделения ГКБ № 8, отделение для больных дифтерией.

Материальное оснащение – таблицы, слайды, тестовый контроль, фотоальбом, ситуационные задачи, информационная папка для самостоятельной работы студентов.

Хронометраж практического занятия

вводное слово преподавателя – 5 минут

тестовый контроль для определения исходного уровня знаний – 10 минут

разбор этиологии, эпидемиологии, патогенеза дифтерии – 20 минут

клиническая классификация – 10 минут

разбор клинических проявлений дифтерии в зависимости от формы заболевания – 25 минут

курация больных, работа с историями болезни – 40 минут

дифференциальная диагностика дифтерии – 15 минут

методы лабораторной диагностики дифтерии. Показания к обследованию на дифтерию – 15 минут

лечение дифтерии – 15 минут

разбор противоэпидемических мероприятий в очаге и методов профилактики дифтерии – 10 минут

решение ситуационных задач – 15 минут

подведение итогов занятия – 5 минут

4. Механизм патогенного действия дифтерийного токсина на организм.

5. Клиническая классификация дифтерии.

6. Клиника различных форм дифтерии.

7. Дифференциальная диагностика с заболеваниями, имеющими сходную клинику.

8. Лабораторные методы диагностики.

9. Осложнения дифтерии и ранние симптомы их проявления.

10. Принципы лечения дифтерии с учетом клинической формы и степени тяжести заболевания.

11. Противоэпидемические мероприятия в очаге.

I. ДИФТЕРИЯ РОТОГЛОТКИ (зева) (до 90%):

а) Субтоксическая (отек п/к клетчатки в области подчел. лимфоузлов);

б) Токсическая I степени (отек п/к клетчатки до середины шеи);

в) Токсическая II степени (отек п/к клетчатки до ключицы);

г) Токсическая III степени (отек п/к клетчатки ниже ключицы);

II. ДИФТЕРИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ:

а) Дифтерия гортани (круп локализованный);

б) Дифтерия гортани + трахеи (круп распространенный);

в) Дифтерия гортани + трахеи + бронхов (нисходящий круп).

III. ДИФТЕРИЯ РЕДКИХ ЛОКАЛИЗАЦИЙ:

1) Дифтерия глаза (конъюктивальная дифтерия);

2) Дифтерия слизистой оболочки рта (щек, подъязычной области, языка, губ);

5) Дифтерия пищевода и желудка.

б) Средней продолжительности (15-30 дней);

в) Затяжное (более 1 месяца).

V. КОМБИНИРОВАННАЯ ФОРМА Д.

При оценке степени тяжести учитывается выраженность общей интоксикации, локализация и распространенность местного процесса.

Легкая форма — локализованные формы Д. (кроме Д. гортани).

Читайте также:  Противопоказания от укола дифтерии

Средней тяжести — (распространенные формы Д., локализованная форма Д. гортани).

Тяжелые формы – (токсические формы Д. зева, распространенный и нисходящий круп, комбинированные формы Д.).

Клиническая характеристика дифтерии

Дифтерия ротоглотки (Т-38-39º в течение 1-3-х дней, боль при глотании не затрудняет прием пищи, неяркая гиперемия, умеренный отек миндалин и небных дужек, пленчатые налеты, умеренно увеличенные и слабо болезненные региональные лимфоузлы) налеты в начале формирования рыхлые паутинообразные или желеобразные, легко снимаются, сформированные налеты – плотные, снимаются с трудом и кровоточивостью.

Дифтерия носоглотки – кратковременное повышение температуры, затруднение носового дыхания, увеличение задне-шейных лимфоузлов, обнаружение налетов при задней риноскопии.

Дифтерия носа (катарально-язвенное воспаление или фибринозные пленки, изначально появляющиеся на перегородке носа).

Дифтерия глаз – резкий отек век, обильное слизисто-гнойное отделяемое, гиперемия конъюнктивы, пленка на конъюнктиве одного или обоих век.

Дифтерия гениталий – катарально-язвенный или фибринозно-некротический уретрит или вульвит

Дифтерия пищевода и желудка – фиброзно-некротический эзофалит и гастрит.

Дифтерия ротоглотки – умеренная интоксикация, Т-38-39º — 3-5 дней, налеты распространяются на небные дужки, нижние отделы мягкого неба, боковые и заднюю стенку глотки, умеренный региональный лимфаденит, токсического отека нет.

Дифтерия носа – распространение налетов в придаточные пазухи носа.

Дифтерия глаз – кератоконъюнктивит

Дифтерия гениталий – налеты за пределами вульвы и головки полового члена.

Дифтерия ротоглотки – Т-39-40º — 4-5 дней, слабость, головная боль, артралгии, боли в мышцах, тошнота и рвота, бледность кожи, может быть делирий, гипотония. Болевые симптомы появляются рано, их количество соответствует степени тяжести (боль при глотании, болевой тризм, болезненность в области лимфоузлов, боль в области шеи).

В 1-2 сутки болезни появляетсятоксический отек ротоглотки с распространением на твердое небо и гортаноглотку; при гипертоксической форме – приводит к развитию фарингеального стеноза. Фибринозные налеты на миндалинах и за их пределами на местах токсического отека, при III и гипертоксической – с геморрагическим пропитыванием. Тонзиллярные лимфоузлы болезненные, плотные, их размеры до 3-5 см.

Токсический отек п/к клетчатки появляется на 1-2 сутки. При III степени и гипертоксический отек быстро распространяется не только вниз до ключицы и ниже, но и на лицо и спину, плотный, геморрагии на коже. При этой форме развиваются токсические осложнения.

Токсические формы других локализаций – интоксикация, отек подкожной клетчатки вокруг очага фиброзно-некротического воспаления и над региональным лимфоузлом; токсические осложнения.

4. Дифтерийный круп – у детей старшего возраста и взрослых – кашель и осиплость голоса в течение 6-8 дней, формирование пленок в дыхательных путях, но стенотического дыхания нет. Дыхательная обструкция знаменует начало предасфиктической фазы, поначалу имеет приступообразный характер, затем становится постоянной – эта фаза длится 2 суток, в конце ее – асфиксия.

У детей раннего возраста – кашель и осиплость (катаральная стадия – 1-3 дня) → стенотическая стадия 2-3 дня → асфиксия через 5-6 дней от начала болезни.

5. Атипичная форма Д. Дифтерия кожи (раны) – корки, плотный отек вокруг раны, флегмона с отсутствием гноя, обнаружение возбудителя дифтерии.

Коэффициент тяжестиудельный вес тяжелых форм Д. – все токсические формы, дифтерийный круп, дифтерия кожи (раны) с большой площадью поражения и (или) отеком, комбинированные формы, включающие хотя бы одну тяжелую. Группа риска по тяжелым осложнениям и летальности – токсическая Д. II, III степени тяжести, гипертоксическая, дифтерийный круп, дифтерия раны (кожи) с массивным поражением и отеком, комбинированные формы, включающие хотя бы одну из группы риска по летальности.

источник

Зав. кафедрой детских инфекционных болезней, профессор .

для преподавателя по теме:

(для студентов педиатрического и медико – профилактического факультетов)

1.Тема практического занятия: «Дифтерия у детей».

Наименование цикла: воздушно-капельные инфекции.

Контингент: студенты 6-го курса педиатрического факультета, 5 курса МПФ

Продолжительность практического занятия: 6 часов.

2.Цель занятия: изучение студентами этиологии, эпидемиологии, патогенеза, патоморфологии, классификации, диагностики дифтерии, клиники дифтерии ротоглотки, течения заболевания, осложнений, лечения.

3.Методика проведения теоретической части занятия.

3.2 Формулировка темы и цели занятия.

3.3 Обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию.

3.5 Входной тестовый контроль знаний студентов.

1.Какие свойства из нижеперечисленных характерны для возбудителя дифтерии?

2.Укажите, от чего зависит восприимчивость к дифтерии:

а)от антибактериального иммунитета;

б)от антитоксического иммунитета.

З. Что является вероятным признаком дифтерии ротоглотки?

а)ангина (острый тонзиллит) с налетами;

б)плотные малоболезненные передне-шейные лимфоузлы; в)кратковременный подъем температуры;

д)выраженный катаральный синдром.

4.Признаки дифтерийного воспаления:

а)фибринозный налет, плотно спаянный с подлежащими тканями,

возвышающийся над поверхностью слизистой, кожи;

б)умеренная или слабая болезненность и гиперемия в месте входных

в)кратковременная температурная реакция; г)выраженная интоксикация;

д)прогрессирование воспаления на фоне антибактериального лечения.

5.Какие заболевания должны вызвать подозрение на дифтерию?

6.Отличие дифтерии ротоглотки от лакунарной ангины:

а)налеты на миндалинах островчатые или пленчатые, возвышаются, с трудом снимаются, выходят за пределы лакун;

б)налеты на миндалинах рыхлые гнойные по ходу лакун;

в)регионарные лимфоузлы плотные, малоболезненные или безболезненные;

г)регионарные лимфоузлы болезненные;

д)эффект от антибиотиков слабый или отсутствует.

7.Что необходимо для подтверждения диагноза дифтерии:

а)один или несколько типичных признаков дифтерии;

б)выделение из клинического материала токсигенного штамма

в)нарастание титра противодифтерийных антител в сыворотке крови

г)нарастание титров противовирусных антител;

д)выделение из клинического материала гемолитического стрептококка.

8.Назовите клинические формы локализованной дифтерии ротоглотки:

9.Какие осложнения наиболее характерны для дифтерии ротоглотки?

д)поражение черепно-мозговых нервов;

10.Что является вероятным признаком дифтерии в поздние сроки болезни?

в)паралич или парез черепно-мозговых нервов;

11 .Что является вероятным признаком дифтерии ротоглотки, токсической формы?

а)распространение налетов за пределы миндалин;

в)резкая болезненность в горле (тризм);

г)отек подкожной клетчатки шеи («бычья шея»);

д)токсический сосудистый коллапс.

12.Отличия дифтерии ротоглотки, токсической формы от флегмонозной ангины и паратонзиллярного абсцесса:

а)резко выраженная боль в горле, тризм;

в)налеты выходят за пределы миндалин;

г)отек подкожной клетчатки шеи («бычья шея»);

д)ассиметрия зева с односторонней резкой гипертрофией миндалины и выбуханием дужки.

13.Перечислите изменения в периферической крови, характерные для токсической дифтерии ротоглотки:

14.Назовите клинические признаки дифтерийного миокардита:

д)расширение границ сердца;

15.Перечислите изменения на ЭКГ, характерные для дифтерийного миокардита:

в)снижение вольтажа зубцов;

ж)блокада ветвей пучка Гиса;

з)расширение комплекса QRS.

16.Назовите показания для назначения сердечных гликозидов:

в)увеличение размеров печени;

17.Перечислите основные принципы лечения дифтерийного миокардита:

б)строгий постельный режим;

18.Назовите симптомы, свидетельствующие о параличе мягкого неба:

а)поперхивание во время еды;

д)провисание небной занавески на стороне поражения.

19.Определите симптомы, характерные для инфекционно-токсического шока II степени при токсической дифтерии ротоглотки:

в)цианоз носогубного треугольника;

3.6 Теоретический разбор материала.

· Этиология и эпидемиология дифтерии

· Клиническая картина дифтерии ротоглотки » Клиника токсической дифтерии ротоглотки

· Инфекционно-токсический шок при дифтерии

4.Методика проведения практической части занятия.

4.1 Работа в палате с тематическим больным под контролем преподавателя.

4.2 Обсуждение результатов, полученных при сборе анамнеза, эпиданамнеза, объективных данных, обоснование предварительного диагноза, назначение плана обследования и лечения.

4.3 Решение ситуационных задач.

Ребенок 5 лет. Заболевание началось остро с резкого повышения температуры до 39,5°С, неоднократной рвоты, резкой бледности, болей в горле. В течение 2 дней лечился по поводу ангины.

Поступил в инфекционную больницу на 3 день заболевания в крайне тяжелом состоянии. Температура 39,5°С, ребенок вялый, адинамичный, бледный. Кожные покровы бледные, в области шеи с обеих сторон имеется отек подкожно-жировой клетчатки. Отек имеет тестоватую консистенцию, кожа над ним не изменена. Отек занимает подкожно-жировую клетчатку всей шеи и переходит на грудную клетку. Тоны сердца глухие, тахикардия, пульс слабого наполнения. Картина зева: резкий отек слизистой зева, слизистая миндалин, дужек, малого язычка покрыта грубым белесоватым гребешковым налетом.

Девочка 8 лет находится в инфекционной больнице по поводу токсической дифтерии зева II степени. В результате проведенной комплексной терапии состояние ребенка улучшилось, исчез отек зева и подкожной клетчатки, рассосались пленки в зеве, исчезла интоксикация. Внезапно на 6-й день заболевания состояние ребенка значительно ухудшилось, появились сильные боли в правом подреберье, многократная рвота и икота. Ребенок резко побледнел, стонет.

При осмотре: кожные покровы бледные и влажные, акроцианоз, одышка до 65 дыхательных движений в 1 минуту, пульсация шейных сосудов. В легких в нижних долях с обеих сторон большое количество звучных влажных хрипов. Пульс 145 в минуту слабого наполнения, артериальное давление 80/50 мм. рт. ст. Границы относительной сердечной тупости: справа — по правой средне-ключичной линии, сверху — II ребро, слева — на уровне передней аксиллярной линии. Тоны сердца очень глухие, ритм галопа, систолический шум. Печень пальпируется на 1,5 см из-под реберной дуги, пальпация резко болезненна. ЭКГ — снижение вольтажа зубцов, РО — 0,24 секунды, расширение желудочкового комплекса.

Девочка 6 лет заболела 3 дня назад, когда впервые повысилась температура до 38,5°С, появилась небольшая болезненность при глотании.

При осмотре состояние средней тяжести, в зеве отмечается умеренная гиперемия миндалин, налеты плотные с гладкой поверхностью и довольно хорошо очерченными краями. Они выглядят в виде небольших островков серовато-беловатого цвета. Отмечается приторно-сладкий запах изо рта и небольшое увеличение верхнешейных лимфатических узлов. Налеты снимаются с трудом, при снятии кровоточат, не растираются шпателем. Носовое дыхание не затруднено. В легких дыхание везикулярное. Тоны сердца чистые. Живот мягкий, безболезненный.

2.Наметить план обследования и лечения.

Ребенок 5 лет переболел лакунарной ангиной, лечился эритромицином. Привит по возрасту. На 12-й день болезни у ребенка появилась следующая неврологическая симптоматика: поперхивается при глотании, гнусавит, из носа вытекает вода и жидкая пища. Мать с ребенком обратилась к невропатологу, который после осмотра поставил диагноз: парез мягкого неба, направил ребенка на консультацию к врачу-инфекционисту.

1.Что случилось с ребенком?

2.С чем связано возникновение пареза мягкого неба?

4.Тактика ведения и лечения больного.

Ребенок Саша К., 8 лет с диагнозом дифтерия ротоглотки токсическая II степени получил назначение врача: 80 тыс. ПДС внутримышечно. Сыворотка была введена одномоментно. Через 30 минут после введения сыворотки :чувствие больного резко ухудшилось, ребенок потерял сознание, : побледнел, появилось аритмичное редкое дыхание, диффузный цианоз, АД 20/0 мм. рт. ст. Сердцебиения аритмичные, глухие. Появились тонико-клонические судороги. Через 10 минут произошла остановка дыхания, ребенок умер.

2.Какова причина смерти, объясните случившееся.

Мальчик 5 лет заболел остро: повысилась температура до 39,6°С, появились головная боль, общая разбитость, слабость, резкая болезненность кожных покровов, боль в горле. Давали жаропонижающее.

На следующий день был вызван врач. При осмотре обнаружено, что состояние ребенка тяжелое, лицо бледное, язык обложен белым налетом. В зеве: миндалины резко увеличены, почти соприкасаются друг с другом; слизистая оболочка мягкого неба, глотки отечна и относительно слабо гиперемирована, поверхность миндалин выстлана толстым налетом грязно-белого цвета, который выходит за пределы миндалин; ощущается приторно-сладкий запах. Одновременно в области лимфатических узлов определяется болезненный инфильтрат плотноватой консистенции с расплывчатыми краями. Над пораженными узлами и в окружении их до середины шеи отмечается отек мягких тканей.

1.Поставить предварительный диагноз.

3.Наметить план обследования и лечения больного.

Мальчик 7 лет заболел остро, повысилась температура до 38,7°С, отмечалось возбуждение, рвота, резкая болезненность при глотании.

Вызванный врач обнаружил: яркую гиперемию зева, на миндалинах налеты белого цвета, они рыхлые, имеют гнилостный запах, расположены в лакунах. Регионарные лимфатические узлы значительно увеличены, болезненны, эластичной консистенции. Со стороны внутренних органов без особенностей.

1 .Поставить предварительный диагноз.

3.Наметить план обследования и лечения больного.

5.Методика оценки знаний студентов.

Общая оценка знаний и умений каждого студента складывается из следующих оценок:

— исходный тестовый контроль;

— оценка за ответ на теоретической части занятия;

— оценка за ответ при клиническом разборе больного;

— оценка за самостоятельную работу с больным;

— оценка за решение ситуационных задач.

6.Методика организации самостоятельной работы студентов.

6.1Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время.

— Подготовка реферативного сообщения на практическом занятии.

1 .Гипертоксическая форма дифтерии.

2.Клиника, диагностика, лечение инфекционно-токсического шока у детей. 3.Характеристика клиники и особенностей течения дифтерийного миокардита. 4.Дифференциальный диагноз ангин.

5.Полирадикулоневриты Ландри как осложнение токсической дифтерии ротоглотки.

— Написание истории болезни.

— Приготовление учебных наглядных пособий (микротаблицы, слайды).

— Подготовка материала для участия в деловой игре.

— Работа в приемном покое инфекционной больницы.

— Работа с больными, оставленными под наблюдение дежурного врача.

6.2 Формы самостоятельной работы студентов в учебное время.

— Курация тематических больных.

— Работа в компьютерном классе.

— Решение ситуационных задач.

— Интерпретация результатов лабораторных исследований.

— Работа в процедурном кабинете.

7.1 План-хронокарта практического занятия по теме

источник