Меню Рубрики

В правила забора материала на дифтерию входят

ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

Забор материала для уточнения диагноза.

здоровые дети перед оформлением в ДДУ, дети- больные ангиной, скарлатиной, дифтерией, дети контактные с инфекционными заболеваниями, с заболеваниями органов дыхания, ЦНС.

Стерильные пробирки («зев», «нос») с сухими тампонами, штатив, шпатель, направление, перчатки, дез. раствор.

Подготовка: Забор материала проводится натощак, до орошения или полоскания горла; ребенка усадить или уложить перед источником света.

Подготовка к процедуре:

объяснить цель и ход предстоящей процедуры ,получить информированное согласие на ее проведение.

Пробирки маркируют (из зева, из носа). Пишут направление с указанием: Ф. И. ребенка, возраст, место жительства или палата, название посылаемого материала, цель исследования и дата.

Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.

Забор производят, как правило, из зева и носа.

Пациента просят откинуть голову назад и закрыть глаза.

При хорошем освещении осматривают, пользуясь шпателем, горло.

Медсестра берет в левую руку шпатель, прижимает им корень языка ребенка, а правой рукой извлекает из пробирки («зев») тампон, и очень осторожно (чтобы не коснуться щек, языка), касается слизистой миндалин на границе налета, дужек, задней стенки глотки. Опускает тампон в пробирку, стараясь не касаться наружной стенки пробирки

Для взятия мазка из носа берут из пробирки «нос» стерильный тампон правой рукой, первым пальцем левой руки слегка приподнимают кончик носа. Осторожно, не касаясь наружной поверхности носа, вводят тампон сначала в один, а потом в другой носовой ход. Взятый материал опускают в пробирку.

Не следует касаться тампоном языка, щек или зубов.

При заборе материала используется предварительно прогретая угольная транспортная среда Эймса, срок доставки в лабораторию не более 48 часов при температуре 20-25 °С.

На бланке направления указывают противомикробные препараты, которые пациент недавно получал. На маркировке указывают, откуда взят материал, фамилии пациента дату и время взятия материала, подозреваемую инфекцию, особенно вызываемую С. diphtheriae (необходимы два тампона — зев и нос).

Окончание процедуры:

Обработать руки в перчатках дез. раствором.

Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Отправить материал и направление в бактериологическую лабораторию.

Осложнения: Повреждение слизистой оболочки.

При дифтерии в атипичных (т.е. редких локализаций)формах забор материалов

Дифтерия носа протекала в атипичной,(катаральной и катарально-язвенной)- отечность, гиперемию, кровоточивость слизистой. На слизистой носовой перегородки наблюдали эрозии, афты или корочки. На границе перехода слизистой носа в кожу наружного отверстия носа определяли инфильтрацию, гиперемию,эрозии или корочки

Дифтерия кожи .-Атипичная форма протекала в виде экземы,импетиго, гнойничковых сыпей

Дифтерия кожи.-Это крайне редкая локализация

Брать надо аккуратно не повреждая лишний раз язвы и не вызывая кровоточивости.

Как проводится процедура

Бояться ее совсем не стоит. Все, что требуется от пациента – это подставить свой нос и открыть рот, чтобы медсестра взяла образцы инструментом, напоминающим ватную палочку. В носовой ход эта палочка погружается не более, чем на 2 см, так что никаких повреждений она вызвать не способна, мазок из зева тоже берется очень осторожно, поэтому особенно неприятных ощущений ожидать не стоит: ну, может, будет легкий дискомфорт, но никак не рефлекторная рвота или что-то подобное.

После взятия материала «палочка» будет помещена в специальную транспортную среду и отправлена в лабораторию, а пациенту только и останется, что дождаться результатов.

Правила взятия и доставки крови для проведения лабораторных исследований методом ИФА на ВИЧ-инфекцию и СПИД-индикаторные заболевания.

Взятие крови производится из локтевой вены в чистую сухую пробирку в количестве 3-5 мл. У новорожденных можно брать пуповинную кровь с указанием об этом в направлении. Полученный материал не рекомендуется хранить более 12 часов при комнатной температуре и более 1 суток в холодильнике при +4-8 0С. Наступающий гемолиз может повлиять на результаты анализа. В случае невозможности доставки материала в течение суток следует сразу после взятия крови отобрать из нее сыворотку. Сыворотка отделяется центрифугированием. Отделенная сыворотка переносится в чистую (лучше стерильную) пробирку, флакон или пластиковый контейнер, и в таком виде она может храниться до 7 дней при температуре +4-8 0С. На пробирке следует указать порядковый номер, фамилию и инициалы пациента, в строгом соответствии с направлением. Для транспортировки в КДЛ диагностики ВИЧ штативы с пробирками помещают в термоконтейнер, легко подвергающийся дезинфекции. Полученный материал в КДЛ диагностики ВИЧ доставляет медицинский персонал, прошедший специальный инструктаж в установленном порядке.

Обменный журнал и направление оформляются строго по форме №264/у-88 разборчивым почерком, с четким указанием на какие виды исследований направляется материал; зачеркивать, вносить в направление изменения, поправки категорически запрещено! Обменный журнал и направление помещают в полиэтиленовый пакет и доставляют вместе с образцами крови. При доставке сыворотки по запросу и ИЗв сопроводительных документах необходимо выделять такие образцы пометкой «ПОВТОР», при невозможности взятия второй порции сообщить письменно (!).

источник

Показания. Бактериологическому исследованию подлежат: 1) с диагностической целью больные с подозрением на дифтерию ежедневно в течение 3-х дней с момента обращения; больные с налетом на миндалинах, дужках, язычке, с подозрением на паратонзиллит, паратонзилярный абсцесс, инфекционный мононуклеоз, стенозирующий ларинготрахеит – однократно; 2) по эпидемическим показаниям все контактные – однократно; 3) с профилактической целью вновь поступающие в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с поражением центральной нервной системы, санатории для детей с туберкулезной интоксикацией, психоневрологические санатории – однократно. Исследование направлено на выделение возбудителя и идентификацию его патогенных признаков, включая токсигеннность.

Аппаратура, инструментарий, медикаменты:

· исследуемый материал (слизь и пленки с миндалин, ротоглотки, носа, глаза, уха, раны, кожи, влагалища, пупочной ранки);

· стерильные ватные сухие тампоны или стерильные тампоны, смоченные 5 % раствором глицерина в физиологическом растворе с рН 7,6;

· среды обогащения, питательные среды;

· стерильные шпатели, проволочки, деревянные палочки, пробирки, предметные стекла;

· биксы, теплая грелка или сумка-«термос».

Техника выполнения

Для взятия материала используют стерильные сухие ватные тампоны, а при транспортировке в жаркое время – тампоны, смоченные 5 % раствором глицерина на физиологическом растворе. Материал с миндалин и носа берут отдельными тампонами, натощак или не ранее, чем через 2 ч после еды, при хорошем освещении с использованием шпателя, не касаясь тампоном языка, слизистой щек и зубов.

При наличии налетов материал берут с границы пораженной и здоровой ткани, слегка нажимая на них тампоном. Исследуют пленки с миндалин, гортани и других участков. При редких локализациях дифтерии – поражениях глаза, уха, раны и т.д. – берут материал из мест поражения, а также из зева и носа.

После забора материала на посев его необходимо немедленно доставить в лабораторию. Эффективность бактериологического метода зависит от длительности периода между забором материала и посевом. Положительные результаты высоки при посеве у постели больного и маловероятны при посеве через 2-3 ч после забора материала.

Собранный из мест поражения материал засевают на элективные среды (Леффлера, Клауберга) и помещают в термостат при 37 о С. Предварительный ответ об обнаружении бактерий, подозрительных на дифтерию, выдают через 24-48 ч, а окончательный – через 48 ч (культура токсигенная) или через 72 ч (культура нетоксигенная). Токсигенность коринебактерий дифтерии определяют на плотных питательных средах методом преципитации в геле по Оухтерлони.

Для предварительной ориентации можно проводить микроскопию мазков с целью получения немедленного ответа. Для приготовления мазка-отпечатка необходимо приготовить чистое, обезжиренное эфиром предметное стекло. Ватный тампон, укрепленный на деревянной палочке или металлической проволочке, увлажняют изотоническим раствором хлорида натрия и вводят в носовой ход (или со слизистой небных миндалин), делают несколько вращательных движений. После этого тампон помещают на предметное стекло и производят отпечатки. В мазках при микроскопии обнаруживают попарно под углом друг к другу расположенные палочки-возбу­дители заболевания.

Дата добавления: 2016-01-07 ; просмотров: 2882 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Приложение N 1. Требования к отбору и транспортированию материала для бактериологической диагностики дифтерии

Требования
к отбору и транспортированию материала для бактериологической диагностики дифтерии

Взятие, транспортировку и бактериологическое исследование на дифтерийную инфекцию проводится согласно нормативным и методическим документам по лабораторной диагностике дифтерии. Эффективность проведения бактериологического исследования зависит от своевременного правильного взятия материала и соблюдения сроков доставки его в бактериологическую лабораторию.

Медицинским работникам медицинских организаций, ответственным за взятие и транспортировку материала при обследовании на дифтерию, следует согласовывать методику взятия материала, условия транспортировки и возможности применения транспортной среды с врачами-бактериологами, проводящими эти исследования.

Для взятия материала используются стерильные сухие ватные (или дакроновые) тампоны, также возможно их приготовление в лабораторных условиях с учетом требований нормативно-методической документации. Материал из ротоглотки и носа берется отдельными тампонами, натощак или не ранее, чем через 2 часа после еды, до применения полоскания или других видов лечения. Взятие материала осуществляется при хорошем освещении, с использованием шпателя, не касаясь тампоном языка и внутренних поверхностей щек и зубов. Одним тампоном собирают материал с участков ротоглотки — миндалин, дужек мягкого неба, небного язычка, при необходимости — с задней стенки глотки. При наличии налетов, патологический материал следует брать с границы пораженных и здоровых тканей, слегка нажимая на них тампоном. Для взятия материала из носа используется другой тампон, который вводят глубоко сначала в один, а потом в другой носовой ход, собирая материал со стенок и перегородки носа, при этом не касаясь крыльев носа снаружи.

При дифтерии других локализаций (глаза, уши, кожа, раны, гениталии) помимо материала из пораженных участков забирается материал из ротоглотки и носа. При показаниях к обследованию на дифтерию и одновременном наличии пораженных слизистых и кожи в углу рта («заеды») обследование этих участков проводится отдельным тампоном и параллельно берется материал из ротоглотки и носа.

При прямой ларингоскопии материал (слизь, пленка) собирается непосредственно из гортани. В случаях оперативного вмешательства для бактериологического исследования следует брать слизь из интубационной трахеотомической трубки, а также пленки, измельченные при операции.

При исследовании на дифтерию пораженного участка кожи, необходимо протереть его поверхность промокательными движениями стерильной марлевой салфеткой или тампоном, смоченными стерильным физиологическим раствором, осторожно приподнять или отодвинуть струпы и корочки. После этого тампоном, предназначенным для взятия материала на дифтерию, взять секрет с пораженного участка. Одновременно забирают материал из ротоглотки и носа.

При постмортальном исследовании для выявления возбудителя дифтерии материал следует брать с миндалин, гортани и полости носа (слизь, пленки), при редких локализациях — с конъюнктивы, слизистой гениталий, пищевода и желудка. Учитывая, что дифтерия является токсикоинфекцией, другие органы (сердце, печень и пр.) обследуют только для выявления токсических поражений.

Тампоны должны быть доставлены в лабораторию не позднее чем через 3 часа после взятия материала. В холодное время года для предотвращения замерзания исследуемый материал доставляется в бактериологическую лабораторию в сумках-термосах.

При невозможности доставки исследуемого материала в баклабораторию в установленные сроки (не позднее 3-х часов) или проведении обследования во второй половине дня, материал из ротоглотки (зев) и носа засевают «площадкой» с последующим рассевом на чашку Петри с питательной средой, разделенной пополам («чашечный метод»). При этом одна половина чашки Петри предназначена для материала из ротоглотки, другая — для материала из носа. Затем посевы помещают в термостат при 37°С до утра следующего дня, после чего доставляют в сумках-термосах в баклабораторию (с указанием времени посева материала). При редких локализациях посев материала из каждого пораженного участка осуществляется на отдельную чашку Петри с питательной средой. Медицинский персонал, осуществляющий забор, транспортировку и посев материала должен проходить инструктаж в баклаборатории о правилах взятия и посева материала на питательные среды.

При невозможности организовать посев материала «чашечным методом» допускается засевать материал в пробирки с транспортной средой для сохранения и подращивания возбудителя дифтерии, которая готовится в лабораторных условиях согласно нормативно-методической документации. Не допускается использование коммерческих транспортных сред, предназначенных для исследования на микрофлору ротоглотки и носа, в связи с тем, что состав этих сред не удовлетворяет условиям культивирования возбудителя дифтерийной инфекции, что приводит к потере патологического материала.

В случае использования транспортной среды, приготовленной в лабораторных условиях согласно нормативной документации, материал собирается сухим тампоном, опускают в пробирку со средой и следят за тем, чтобы пробка тампона не намокала. Следует учитывать, что применение транспортной среды увеличивает срок выдачи окончательного ответа на одни сутки, так как после подращивания в термостате при 37°С на утро следующего дня материал доставляется в баклабораторию для последующего посева на чашки Петри с селективной питательной средой.

Незасеянные (чистые) чашки Петри с селективной питательной средой и пробирки с транспортной средой доставляются в медицинские организации (далее — МО) из баклабораторий. Хранение питательных сред в МО осуществляется в холодильнике при 4 — 6°С чашки со средой — не более трех дней; пробирки с транспортной средой — не более 10 дней. Перед взятием и посевом материала их необходимо достать из холодильника и согреть до комнатной температуры. При невозможности доставки материала в баклабораторию круглосуточно МО оснащаются термостатами.

В стационаре взятие патологического материала проводят круглосуточно, используя «чашечный метод».

Исследуемый материал из ротоглотки и носа, собранный сухими ватными тампонами и помещенный в пробирки (не менее двух пробирок от одного лица, при редких локализациях добавляются дополнительные пробирки), или материал, засеянный в пробирки с транспортной средой (также не менее двух пробирок от одного лица) или материал из ротоглотки и носа, а также из мест редких локализаций, засеянный «чашечным методом», должен быть четко пронумерован и иметь сопроводительную документацию. Пробирки с материалом от одного лица скреплены вместе.

В сопроводительном документе указывается: фамилия, имя, отчество (при наличии), возраст, адрес места жительства обследуемого лица, название учреждения, направляющего материал, локализацию взятого материала (нос, зев, кожа и другие), дата и время взятия материала, цель обследования (диагностическая с указанием диагноза, по эпидпоказаниям, с профилактической целью).

Медицинские работники МО, допущенные к взятию и посеву материала, проходят инструктаж не реже 1 раза в год в баклаборатории, осуществляющей исследования на дифтерию. Врачи-бактериологи повышают квалификацию на курсах тематического усовершенствования по лабораторной диагностике дифтерии не реже 1 раза в три года.

источник

Цель: собрать материал для бактериологического ис­следования.

— стерильные пробирки с сухими ватными тампона­ми (2 шт.),

— стерильный шпатель в лотке,

— бланк-направление в лабораторию,

Обязательное условие: забор материала из зева про­водить натощак, до орошения или полоскания горла

.Подготовка к процедуре

1. Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, полу­чить согласие. Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре. 2. Подготовить необходимое осна­щение. Выписать направление в лабора­торию. Обеспечение четкости выполне­ния процедуры. 3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки Обеспечение инфекционной безопасности. 4. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н» , «3» (нос, зев). Создание удобства при прове­дении процедуры. 5. Усадить ребенка лицом к источ­нику света и при необходимости зафиксировать его с помощью по­мощника: а) ноги ребенка помощник обхва­тывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует од­ной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку. Необходимое условие для про­ведения процедуры.

Выполнение процедуры

6. Извлечь ватный тампон из пробир­ки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в кото­рую он вмонтирован. Маркировка «Н» означает — нос . 7. Большим пальцем левой руки при­поднять кончик носа ребенка Обеспечение доступа к слизис­той оболочке носовых ходов. 8. Осторожно ввести тампон враща­тельными движениями в один но­совой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам. Условие, обеспечивающее эф­фективность проведения проце­дуры. 9. Собрав материал, поместить там­пон в пробирку, не касаясь ее кра­ев. Обеспечение достоверности результата исследования. 10. Попросить ребенка широко от­крыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую по­лость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхнос­ти десен до места окончания зу­бов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень язы­ка и резко нажать на него. Обеспечение доступа к зеву . 11. Извлечь ватный тампон из про­бирки, маркированной знаком «3», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. Маркировка «3» означает – зев. 12. Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта. 13. Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка — мин­далина — язычок — дужка — мин­далина Примечание: при наличии плен­ки в зеве и подозрении на дифте­рию — материал собирать на гра­нице здоровой и пораженной тка­ни. Максимальное скопление диф­терийных палочек отмечается в данных участках. 14. Извлечь тампон из ротовой по­лости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. Обеспечение достоверности результата.
Читайте также:  Для дифтерии в поздние сроки болезни характерно развитие

Завершение процедуры

15. Вымыть и обработать антисепти­ческим материалом руки в перчат­ках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной бе­зопасности. 16. Отправить материал в бактерио­логическую лабораторию в сопро­вождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в термостате или в сумке с грелками). Обеспечение достоверности ис­следования.

Забор материала на коклюш

( метод кашлевых пластинок)

Цель:собрать материал для бактериологического исследования

чашка Петри с питательной средой КУА;

стерильный шпатель в лотке;

— бланк — направление в баклабораторию;

Обязательное условие: забор материала производится натощак или через 2-3 часа после еды.

Подготовка к процедуре

Выполнение процедуры

Завершение процедуры

Этапы проведения: Обоснование
1. Объяснить ребёнку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения. 2. Подготовить необходимое оснащение. 3. Выписать направление в баклабораторию. 4. Поставить стеклографом номер на чашке Петри, соответствующий номеру в направлении. 5. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. 6. Усадить ребёнка лицом к источнику света, при необходимости зафиксировать его при помощи помощника: А – усадить ребёнка на колени к помощнику, помощник охватывает ноги ребёнка своими ногами. Б – руки и туловище ребёнка помощник фиксирует, обхватив правой рукой. В – голову помощник держит, положив ладонь левой руки на голову ребёнка. Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании. Обеспечение чёткости проведения процедуры. Обеспечение инфекционной безопасности. Необходимое условие для проведения процедуры.
1.Взять чашку Петри и при появлении кашля открыть её, поднести ко рту ребёнка вертикально на расстоянии 5-10 см ото рта, улавливая 5-6 кашлевых толчков. Примечание: при отсутствии кашля вызвать кашлевой рефлекс, надавив шпателем на корень языка 2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в термостат с температурой 36-37 0 С Во время кашля во внешнюю среду выделяется большое количество возбудителя коклюша. Возбудитель не летуч. Возбудитель не устойчив во внешней среде.
1. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках. 2. Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки. 3. Записать результат 4. Немедленно отправить материал с направлением в баклабораторию Обеспечение инфекционной безопасности. Документирование результатов исследования. Обеспечение достоверности исследования

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9510 — | 7531 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Для раннего выявления дифтерии требуется проведение бактериологического обследования в течение первых 12 часов следующим категориям пациентов: больным с налетами на миндалинах, ангиной, паратонзиллярным абсцессом, стенозирующим ларингитом, пленчатым налетом на слизистой носа, глаз, ушей, половых органов, раневой и ожоговой поверхностях, воспалительными изменениями в ротоглотке с отеком шейной клетчатки.

Мазок из ротоглотки берут утром до приема пищи, до чистки зубов и полоскания антисептиком или не ранее 2 часов после этих процедур.

Материал для исследования у пациентов с диагнозом «дифтерия» или «дифтерия?» берут из ротоглотки и носа, в остальных случаях достаточно мазка из ротоглотки. При подозрении на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне).

В случае выявления дифтерии других локализаций делается дополнительный посев с соответствующих очагов поражения (половых органов, кожи, глаз).

Бактериологическое обследование больных следует проводить до начала этиотропной терапии.

МАТЕРИАЛЬНОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

МИ: стерильные пробирки (1–3 шт.) с ватными тампонами (в биксе, крафтпакетах, однократного использования в упаковке); шпатель в упаковке; штатив для пробирок; контейнер для транспортировки пробирок; маркер по стеклу.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1. Подготовить рабочее место согласно Инструкции №1.

3.2. Проинформировать пациента (законного представителя) о необходимости выполнения процедуры.

3.3. Проверить оформление направления.

3.4. Отметить маркером по стеклу номер на пробирках, соответствующий номеру в направлении, указав место взятия материала.

3.5. При обследовании ребенка с дифтерией гортани взять дополнительную пробирку с глоточным тампоном и промаркировать.

3.6. Установить пробирки в штатив.

3.7. Провести гигиеническую антисептику рук. Надеть маску, перчатки.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.8. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник.

3.9. Извлечь тампон из пробирки с маркировкой «Нос» и ввести глубоко в носовой ход. При необходимости предварительно очистить нос от слизи.

3.10. Слегка прижать крыло носа и сделать несколько вращательных движений тампоном, стараясь взять не слизь, а поврежденные клетки слизистой оболочки.

3.11. Осторожно извлечь тампон, не касаясь кожи носа, и вернуть его в пробирку, не касаясь ее краев.

3.12. Предложить ребенку широко открыть рот. Извлечь тампон из пробирки с маркировкой «Ротоглотка». Шпателем прижать язык и по шпателю ввести тампон в ротоглотку. Тампон не должен соприкасаться со слизистой оболочкой рта и зубами.

3.13. Взять тампоном материал с миндалин и дужек на границе пораженного участка и здоровой слизистой, проникая под пленки.

3.14. Поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев.

3.15. Для взятия материала от пациента с дифтерией гортани взять пробирку с маркировкой «Гортань». Вынимая тампон, осторожно согнуть его о край пробирки под углом 135°.

3.16. Прижать язык шпателем. По шпателю ввести тампон в глотку.

3.17. Повернуть загнутый конец вниз и взять материал веерообразным движением, коснувшись 2–3 раза слизистой задней стенки глотки.

3.18. Осторожно извлечь тампон из ротоглотки, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов, вернуть в пробирку.

3.19. Пробирки с исследуемым материалом поместить в контейнер для доставки материала в лабораторию.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.20. Провести дезинфекционные мероприятия в соответствии с Инструкцией №2.

3.21. Направление поместить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет. Номер в направлении и на пробирке должен соответствовать номеру в регистрационном журнале.

3.22. Транспортировать взятый материал в контейнере в бактериологическую лабораторию 1 .

3.23. Снять перчатки, провести гигиеническую антисептику рук.

Примечание 1: доставка материала в лабораторию должна производиться не позднее 2 часов после взятия материала. При использовании пробирок с транспортными средами материал можно хранить в течение 24 часов при комнатной температуре в защищенном от света месте

ИНСТРУКЦИЯ № 29

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА КОКЛЮШ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Обследованию подлежат: 1) пациенты с диагнозом «коклюш» или «коклюш?»; 2) дети, бывшие в контакте с больным коклюшем, при наличии у них кашля; 3) бактерионосители после их санации.

Наиболее часто возбудитель высевается в первые 2 недели заболевания. Взятие материала производят натощак или через 2–3 ч после еды, полоскания полости рта антисептическими растворами. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения. Результат посева получают через 72 ч.

Бактериологическое обследование больных коклюшем проводится в отделении инфекционного стационара. Обследование детей, контактировавших с пациентом, заболевшим коклюшем, осуществляется в территориальных бактериологических лабораториях.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МИ: стерильная пробирка с транспортной средой с глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне) однократного использования в упаковке; чашка Петри с питательной средой; шпатель в упаковке; штатив для пробирок; контейнер для транспортировки пробирок; грелка с теплой водой; термометр для воды; маркер по стеклу.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1. Подготовить рабочее место согласно Инструкции №1.

3.2. Проинформировать пациента (законного представителя) о необходимости выполнения процедуры.

3.3. Проверить оформление направления.

3.4. Отметить маркером по стеклу номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении.

3.5. Установить пробирку в штатив.

3.6. Заполнить грелку теплой водой (температура воды 40°), обернуть пеленкой, уложить ее на дно контейнера для транспортировки пробирок.

3.7. Провести гигиеническую антисептику рук. Надеть маску, перчатки.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.8. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник.

3.9. Взятие материала с помощью глоточного тампона (1-ый метод):

3.9.1. предложить ребенку широко открыть рот;

3.9.2. извлечь из пробирки с транспортной средой тампон, осторожно согнув его о край пробирки под углом 135°;

3.9.3. прижать язык шпателем и по шпателю ввести тампон в глотку, повернуть загнутый конец вниз и веерообразным движением, коснувшись 2–3 раза слизистой глотки, взять материал. Осторожно извлечь тампон, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов.

3.9.4. Не касаясь краев пробирки, вернуть тампон в пробирку с транспортной средой.

3.10. Взятие материала с помощью метода «кашлевых пластинок» (2-ой метод):

3.10.1. Взять чашку Петри. При появлении кашля открыть ее и держать на расстоянии 10–12 см от рта пациента, улавливая 8–9 кашлевых толчков. При отсутствии кашля вызвать кашлевую реакцию, надавливая шпателем на корень языка.

3.10.2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в контейнер. При непродолжительном кашле у детей грудного возраста процедуру с чашкой Петри можно повторить.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.11. Провести дезинфекционные мероприятия в соответствии с Инструкцией №2.

3.12. Направление поместить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет. Номер в направлении и на пробирке должен соответствовать номеру в регистрационном журнале.

3.13. Срочно транспортировать взятый материал в контейнере в бактериологическую лабораторию 1 .

3.14. Снять перчатки, провести гигиеническую антисептику рук.

источник

Оснащение: две стерильных пробирки с ватными тампонами, стерильный штапель

Выполнение процедуры: Объясните пациенту суть и необходимость процедуры. Усадите его лицом к источнику света. Затем взять тампон в правую руку, а в левую – шпатель Попросить пациента открыть рот. Шпателем фиксировать корень языка, чтобы был доступ к миндалинам. Тампоном снять налет или слизь с миндалин на границе пораженного участка. Поместить тампон в стерильную пробирку или сделать посев на кровяной агар . Вторым стерильным тампоном взять слизь из левой и правой половины носа и поместить во вторую стерильную пробирку или сделать посев на кровяной агар.

Материал берется натощак или через 3 часа после еды. К пробиркам прилагается направление, где отмечается номер пробирки, фамилия, имя, возраст, домашний адрес (или название учреждения), цель обследования (диагностическая, по эпидпоказаниям, профилактическое обследование), дата и время взятия материала.

14.Продемонстрируйте технику взятия биологического материала из носоглотки на менингококк.

Оснащение: стерильный изогнутый под углом 130 0 тампон, вмонтированный в стерильную пробирку, чашку Петри с сывороточным агаром, стерильный шпатель. Оформите направление в бактериологическую лабораторию.

Слизь из носоглотки берется натощак или через 3 часа после еды. Усадите пациента лицом к источнику света и предложите широко открыть рот. Левой рукой нажмите шпателем на корень языка. Правой рукой введите тампон в полость рта пациента изогнутым концом вверх, заведите его за мягкое небо и проведите 2-3 раза по задней стенке глотки тампоном. Извлеките тампон осторожно, не касаясь слизистой щек, языка, миндалин. Произведите сразу посев взятого материала на чашку Петри с питательной средой. При посеве материал вотрите в поверхность на небольшом участке 1×2 см среды всеми сторонами тампона, затем этим же тампоном засейте штрихами с отрывом по всей площади чашки. Сверху на штрихи положите диски с ристомицином или линкомицином. Засеянные чашки немедленно помещают в термостат при температуре 37 0 С и доставляют в лабораторию, тщательно защищая от охлаждений, применяя грелки с температурой +35+38 0 С.

15.Продемонстрируйте технику взятия биологического материала из носа и зева на респираторные вирусы.

Оснащение: два стерильных тампона, пробирки с транспортной средой, стерильный шпатель.

Выполнение процедуры:

Мазок из полости носа забирают сухими стерильными ватными тампонами. Тампон ввести легким движением по наружной стенке носа на глубину 2-3 см до нижней раковины. Затем тампон слегка опустить книзу, ввести в нижний носовой ход под нижнюю носовую раковину, сделать вращательное движение и удалить вдоль наружной стенки носа. Мазок берётся из обеих полостей носа. Тампоны погрузить в стерильную пробирку с 3 мл транспортной среды (фосфатно-солевой буфер или физ.раствор), отломать концы палочек и плотно закрыть пробкой.

Из ротоглотки мазки берут сухими стерильными ватными тампонами вращательными движениями с поверхности миндалин, нёбных дужек и задней стенки ротоглотки. Тампоны погрузить в стерильную пробирку с 3 мл транспортной среды (фосфатно-солевой буфер или физраствор), отломать концы палочек и закрыть пробкой.

16. Охарактеризуйте обязанности медсестры при подготовке пациента к проведению люмбальной пункции.

Взятие ликворапроизводят как можно раньше, до начала антибиотикотерапии. Производит данную манипуляцию врач.

Оснащение:— стерильные: лоток, иглу для спинномозговой пункции, шприц на 5-10 мл, 2% раствор новокаина 5-10 мл, ватные шарики, 3-5 пробирок, одну стерильную, пинцет, салфетки;

70% спирт, йодную настойку, штатив для пробирок, емкость с дезинфицирующим раствором, лоток для сброса.

Манипуляцию проводить лучше натощак. Пациента укладывают на каталку на правый бок. Одной рукой сгибают голову пациента к груди, а другой рукой обхватывают бедра, прижимают их к животу и выгибают спину пациента кзади. Поясничную область по ходу позвоночника и вокруг него дезинфицируют йодной настойкой, а затем спиртом. Место введения иглы определяют горизонтальной линией, соединяющей гребешки обеих подвздошных костей, которую проводят ватным тампоном, смоченным в йодной настойке. Во время манипуляции медицинская сестра находится перед пациентом, чтобы своевременно отметить изменения сознания пациента, реакцию зрачков и т.д. Закончив забор ликвора, к месту прокола прикладывают стерильный тампон и заклеивают салфеткой или лейкопластырем. После проведения пункции пациент должен в течение часа лежать на животе в постели со щитом без подушки. Строгий постельный режим соблюдают не менее суток.

Следует помнить, что при взятии ликвора нельзя касаться краев канюли иглы, краев пробирки, не переливать жидкость через край. При невозможности доставить материал сразу же в лабораторию, пробирки хранят в термостате при температуре 37 0 С, но не более 18 часов.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также:  Дифтерия зева токсическая степени

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 06.03.2002 N 8 (ред. от 11.11.2002) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ «ПРОФИЛАКТИКА ДИФТЕРИИ. СП 3.1.2.1108-02» (вместе с «ПРОФИЛАКТИКА ДИФТЕРИИ. САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА. СП 3.1.2.1108-02»)
Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 06.03.2002 N 8 (ред. от 11.11.2002) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ «ПРОФИЛАКТИКА ДИФТЕРИИ. СП 3.1.2.1108-02» (вместе с «ПРОФИЛАКТИКА ДИФТЕРИИ. САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА. СП 3.1.2.1108-02»)
Вид документа постановление, правила, требования
Принявший орган главный государственный санитарный врач рф, минздрав рф
Номер документа 8
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 11.11.2002
Номер регистрации в Минюсте 3439
Дата регистрации в Минюсте 16.05.2002
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 06.03.2002 — «Российская газета», N 93, 28.05.2002)
Навигатор Примечания

ТРЕБОВАНИЯ К ВЗЯТИЮ И ТРАНСПОРТИРОВКЕ МАТЕРИАЛА ДЛЯ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДИФТЕРИИ

Взятие мазков из зева и носа для бактериологического исследования на дифтерию должны осуществлять медицинские работники (врач, фельдшер, медицинская сестра, лаборант) после соответствующего инструктажа.

Для взятия материала используют стерильные сухие ватные тампоны.

Материал с миндалин и из носа забирают отдельными тампонами натощак или не менее чем через 2 часа после еды, а также до применения полоскания или других видов лечения.

При дифтерии редких локализаций (глаз, уха, кожи, раны и др.) помимо материала из пораженных участков необходимо взять также мазки из зева и носа.

Мазок из зева следует брать при хорошей освещенности под контролем глаза, с использованием шпателя. Вращательными движениями тампона необходимо захватить слизь с пораженных миндалин на границе воспалительного очага с налетами и здоровых тканей. При отсутствии наложений (налета) слизь забирают с поверхности миндалин, небных дужек, язычка, при этом нельзя касаться слизистой языка и щек.

При взятии слизи из носа следует предварительно очистить носовые проходы или протереть слизистые сухим ватным фитилем и убрать корки. После этого надо снять секрет, вводя тампон глубоко в каждую ноздрю и плотно прикасаясь всеми его сторонами к стенкам и перегородке носа.

При прямой ларингоскопии материал (слизь, пленка) собирают непосредственно из гортани. В случаях оперативного вмешательства для бактериологического исследования слизь следует брать из интубационной трахеотомической трубки, а также пленки, измельченные при операции.

При исследовании на дифтерию пораженных участков кожи их необходимо протереть промокательными движениями стерильной марлевой салфеткой или тампоном, смоченными стерильным физиологическим раствором, осторожно приподнять или отодвинуть струпы и корочки и после этого взять тампонами секрет с пораженного участка.

Тампоны должны быть доставлены в лабораторию не позднее 3 часов после взятия материала. При проведении обследования в отдаленных районах материал засевается в пробирки с транспортной средой или на чашки с селективной питательной средой и в течение суток доставляется в лабораторию.

В стационаре при наличии термостата забор материала следует проводить круглосуточно, используя чашки с селективной питательной средой. Засеянные чашки от больных, поступивших в вечернее и ночное время, передаются утром в бактериологическую лабораторию.

Для постмортального исследования на коринобактерии дифтерии материал следует брать с миндалин, гортани и полости носа (слизь, пленки).

Пробирки от одного лица должны быть скреплены вместе. На каждой пробирке должен быть четко написан порядковый номер анализа в соответствии с прилагаемым списком.

В сопроводительном документе на все анализы должны быть фамилия, адрес, название учреждения, направляющего материал, происхождение материала (нос, зев), цель обследования (диагноз, по эпидпоказаниям).

Приложение N 2
к СП 3.1.2.1108-02

источник

Диагностика дифтерии – непростая задача, так как заболевание часто проявляет себя по-разному. Мазок на дифтерию из зева и носа – бактериологический способ проверки, являющийся основным при лабораторном исследовании ЛОР-заболеваний. Такой анализ не дает возможность обнаружить палочку дифтерии из пораженного места, выявить ее свойство выделять экзотоксины во внешнюю среду.

Если имеется подозрение на дифтерию, то мазок всегда проводится из носа и зева. При этом не важно, в каком месте выявлено заражение. Это нужно, чтобы обнаружить комбинированные виды болезни. Для исследования бактерий производится забор пленки и слизи.

Внимание! Категорически запрещается проникновение крови в материал анализа. Кровь может изменить результаты исследования, она является бактерицидом.

Бактериологический способ – выделение исследуемой палочки посредством посева, взятого у больного материала на особые питательные среды. В лабораторных условиях проводится изучение патогенного микроба, и делается заключение. До забора мазка лечение антибиотиками не проводится.

Недостатком бактериологического анализа является его длительность проведения. Оно может достигать трех суток, а иногда больше. Для достижения высоких результатов, бактериологический материал нужно доставлять в лабораторию за короткое время.

Определение дифтерии осуществляется по целому набору симптомов.

Показаниями для мазка являются следующие симптомы:

  • резкое повышение температуры тела, которая может быть 38 градусов и более;
  • выраженные признаки тахикардии с приступами;
  • общая слабость, сильная боль в голове;
  • плотные лимфатические узлы возле очага поражения, их увеличение, болезненность лимфоузлов при пальпации.

Внимание! При нетоксической дифтерии температура тела приходит в норму, а пленка становится матово-белой. Если дифтерия имеет токсическую форму, то носогубный треугольник приобретает синюшный цвет, давление уменьшается, появляется лихорадка. Во время интоксикации организма могут появиться уплотнения и отек шеи, галлюцинации.

Дифтерия входит в перечень заболеваний, которые предупреждаются введением специальных вакцин детям.

Если дифтерия обнаружена поздно, то она может вызвать:

  • токсическое шоковое состояние;
  • почечную недостаточность;
  • признаки удушья;
  • миокардит – изменения сердца;
  • угнетение нервной системы.

Мазок на дифтерию из носа производится не только для выбора правильного лечения, но и для профилактики.

Это делается в следующих случаях:

  • при устройстве на работу в детский сад, школу, медицинское учреждение или на предприятие общественного питания;
  • перед учебным сезоном;
  • в период беременности, чтобы не допустить возникновения осложнений;
  • после общения с человеком, больным дифтерией.

Распространение дифтерии предотвращается путем принятия профилактических мер.

Чтобы исследование было достоверным, необходимо выполнение некоторых правил. Если учесть, что мазок делается в носовом проходе и полости рта, то перед процедурой забора материала запрещается:

  • за 2 дня до проведения мазка прием сосудосуживающих препаратов для носа;
  • использовать мази, в составе которых присутствуют антибактериальные вещества;
  • прием пищи;
  • чистка зубов перед исследованием.

При применении препаратов с содержанием антибиотиков для местного действия, за 2 дня до мазка их исключают. При пероральном приеме антибиотиков, их прием прекращают за 2 недели до исследования. Если условия не соблюдаются, результат исследования будет неточным, что скажется на результате лечения.

Пациент заблаговременно предупреждается о сдаче мазка. Перед процедурой нельзя принимать пищу. Если пациент принимал пищу, то необходимо тщательно прополоскать рот. Мазок забирается через 2 часа.

Для исследования с горла собираются частицы слизи. Мазок проводится только медицинским работником. При заборе материала запрещается касаться зубов, языка и слизи горла. На этих местах концентрируется ложная дифтерийная палочка, похожая на настоящую. Однако она не является возбудителем. Если во рту имеется налет, то мазок проводится по краю рта.

Порядок проведения мазка:

  • принять позицию сидя или лежа;
  • широко открыть рот, закрепить язык шпателем, чтобы не допустить возникновение рвотного рефлекса;
  • место взятия материала обработать спиртом;
  • взять стерильные тампоны, намотать на металлическую палочку;
  • поместить приготовленную палочку в 9-процентный физиологический раствор;
  • взять мазок из зева в том месте, где наибольшая вероятность скопления палочки Леффлера. При этом нельзя касаться полости рта.

После процедуры необходимо поместить палочку в стерильную стеклянную пробирку.

Внимание! Вместо марлевых тампонов, можно использовать ватные, а палочку для мазка можно использовать деревянную.

Порядок взятия мазка у пациента аналогичен тому, который действовал для зева. Перед началом процедуры нужно очистить проходы в носу ватными палочками. Их можно смочить водой. Вместо ватных палочек можно использовать марлевые жгуты.

Очистка проходов носа должна проводиться осторожно, не повреждая капиллярные сосуды. Выделения крови могут сделать результат исследования неточным. Тампон для носа необходим меньшего размера, по сравнению с зевом. Материал берется с поверхности проходов носа, а затем кладется в стерильную пробирку.

После проведения забора мазка, материал отправляется в лабораторные условия для посева микрофлоры. Исследуемые тампоны размещают в особую среду, которая повышает скорость роста. Весь процесс происходит в течение 2-х суток, пока рост колонии не прекращается.

Полученный материал лаборант изучает под микроскопом, предварительно разместив на специальном стекле. Далее используются специальные красители, для анализа состава клеток вещества.

Признаки палочки дифтерии сильно отличаются. Поэтому микроскопический анализ применяется в качестве предварительного, перед проведением посева. Микроскопия позволяет изучить, из чего состоит флора. Палочки дифтерии расположены в мазках по форме римской цифры «V». Окраска проводится разными методами: по Нейссеру, Граму. Но самой популярной стала окраска по Леффлеру.

Чтобы создать наилучшие условия размножения бактериологического материала, требуется подбор особой среды для их питания. Посев на дифтерию выполняется в условиях стерильного бокса на один из вариантов сред:

  • теллуритовый агар;
  • свернутую сыворотку Ру;
  • среда Клауберга;
  • теллуритовые дифсреды;
  • среда Костюковой.

Изъятый у пациента материал размещают в среде, после этого делают посев по поверхности. Чтобы правильно произвести посев, пользуются чашкой Петри. Инкубационный период проходит под строгим контролем температурного режима. Каждый день лаборант осуществляет контроль роста и вида растущих колоний бактерий. Чтобы выделить чистую культуру, колонии бактерий пересеивают на отдельные среды питания.

С помощью бактериального посева и вспомогательных диагностических исследований происходит подтверждение инфекционной болезни. Это позволяет вовремя назначить лечение, предупредить распространение опасной инфекции на окружающих людей.

В среде Костюковой палочки дифтерии растут в форме общего затемнения. В среде Клауберга рост бактерий проявляется черными полосками. Диагноз заболевания положительный, если при лабораторном анализе подтверждается токсигенность дифтерийной палочки. Если дифтерийная палочка нетоксигенная, то диагноз ставится по симптомам заболевания.

Важно знать! У здорового пациента палочка дифтерии отсутствует, и при исследовании не выявляется.

Исследование на дифтерию нередко дает неточные результаты.

Это объясняется несоблюдением правил исследования на бактерии:

  • прием сульфаниламидных лекарств, антибиотиков;
  • неправильно забран мазок на дифтерию из зева и носа;
  • взятый бактериологический материал не вовремя доставлен в лабораторные условия. После взятия пробы прошло больше двух часов, что способствовало размножению сапрофитной микрофлоры, и развитию аутолитических процессов. Это отрицательно влияет на палочку дифтерии.

Пробу на дифтерию проводят не только у людей с симптомами данной болезни. Исследование также делают людям, которые были в контакте с заболевшим пациентом. Это позволяет вовремя обнаружить опасную инфекцию. Анализ на бактерии дифтерии обязательно назначают людям, которые прошли назначенное лечение. Эффективность терапии медикаментами должна контролироваться врачом.

Чтобы правильно диагностировать дифтерию, проводится два вида исследования крови:

  • анализ на наличие антител;
  • общий анализ.

Иммунные комплексы, созданные иммунной системой человека, называют антителами. Они проявляют активность только против возбудителя, для борьбы с которым созданы. На другие бактерии антитела действовать не будут. Если анализ крови при дифтерии выявил наличие антител, количество которых со временем повышается, то высока вероятность заболевания дифтерией. Если их число снижается, значит пациент выздоравливает.

Существует несколько способов обнаружения антител в крови. Популярным методом стала реакция пассивной гемаглютинации. На поверхности эритроцитов помещается анатоксин. К эритроцитам добавляют пробу заболевшего пациента. Если антитела присутствуют, то они будут провоцировать склеивание эритроцитов. В противном случае такой реакции не будет.

Общий анализ крови при дифтерии не опровергает и не подтверждает заболевание. С помощью общего исследования крови выявляются воспалительные процессы. Это важно для назначения лечения и определения состояния больного.

О воспалительном процессе в организме свидетельствуют следующие факторы:

  1. Повышение количества лейкоцитов. Это клетки, действующие против инфекции. При попадании в организм чужеродных тел, количество лейкоцитов возрастает. После выздоровления их число приходит в норму.
  2. Увеличение скорости оседания эритроцитов. Она зависит от количества эритроцитов и наличия чужеродных веществ в крови. Во время воспаления в крови образуется много белков. Они склеивают эритроциты между собой, что вызывает увеличение СОЭ.

Анализ на дифтерию должен проводиться комплексно, с соблюдением всех условий и правил. Это позволит поставить своевременный правильный диагноз, и назначить эффективные препараты для лечения.

источник

Дифтерия относится к инфекционным болезням, развитие которых обусловлено заражением организма бактериями. Для патологии характерно появление пленочного налета на поверхности пораженных органов, например, в ротоглотке, носовых ходах, глазах или ушной раковины. Для постановки диагноза при подозрении на инфекционное заболевание врач направляет пациента на мазок на дифтерию из носа и зева.

Содержание статьи

Заподозрить активацию палочки Леффлера (инициатора развития дифтерии) можно на основании некоторых симптомов:

  • острое начало;
  • фебрильная гипертермия, когда температура превышает 38 градусов;
  • цефалгия (головные боли);
  • недомогание;
  • учащенное сердцебиение;
  • лимфаденит, при котором близко расположенные с воспалительном очагу лимфоузлы увеличиваются в диаметре, при прощупывании становятся болезненными, уплотненными.

Через 3 суток от начала болезни температура снижается до субфебрильных показателей, а фибринозные пленки уплотняются, приобретают перламутровый окрас.

Не пытайтесь самостоятельно удалить пленки с миндалин, носа. Это приводит к обнажению раневой поверхности и появлению кровоточивости.

Акцентируем внимание, что существует токсическая форма болезни. Для нее характерна гектическая лихорадка, выраженная слабость. Признаком прогрессирования дыхательной, кардиальной недостаточности является появление акроцианоза (посинение ушей, носа, носогубной зоны, пальцев), а также снижение артериального давление и нарастание тахикардии.

При этом пациента могут беспокоить галлюцинации, как проявление интоксикации, гипоксического поражения структур головного мозга. Также наблюдается возбуждение, тошнота, гнусавость голоса, затрудненное дыхание, одышка и отечность шеи.

Дифтерийный токсин приводит к развитию крупа, когда поражается трахея и бронхиальное дерево. Симптоматически патология проявляется лающим кашлем, который постепенно становится беззвучным и развивается асфиксия.

В связи с высокой токсичностью возбудителя в детском возрасте проводится вакцинация с последующей ревакцинацией. Несвоевременное лечение болезни приводит к развитию:

  • инфекционно-токсического шока;
  • асфиксии;
  • почечной дисфункции (нефроз, ренальная недостаточность);
  • поражению нервов;
  • миокардита;
  • полиорганной недостаточности (при токсической и гипертоксической формах).

В ряде случаев мазок на дифтерию и другую патогенную флору проводится при подозрении на развитие заболевания. Однако с профилактической целью исследование показано:

  • при трудоустройстве в лечебные, детские учреждения, в пищевую сферу;
  • перед посещением учебных учреждений;
  • беременным для определения риска возможных осложнений;
  • после контакта с больным человеком;
  • для подбора лекарственной терапии.

Таким образом, профилактическое исследование дает возможность предупредить развитие эпидемий, связанных с распространение инфекционных возбудителей.

Различают несколько штаммов палочки Леффлера. Они отличаются по культуральным, структурным и ферментативным свойствам. Для подтверждения диагноза врач бактериальный анализ на дифтерию. Исследуя материал, специалист обнаруживает бациллу Леффлера, что в сочетании с клинической картиной является достоверным фактором болезни.

Для обнаружения инфекционного агента может потребоваться до полусуток, при условии, если пациент не принимал лекарственные препараты.

Когда мазок из зева берется на фоне антибактериальной терапии, рост бактерий значительно замедляется, а результаты диагностики не считаются достоверными. В таком случае целесообразно использовать серологические методы исследований.

Чаще всего для этого назначается РПГА, которая проводится в течение первых 3 суток и спустя неделю постановки диагноза. Диагностический метод дает возможность выявить антитела к токсину дифтерийной бактерии. Положительный результат отмечается при увеличении антител в 4 и более раз. Таким образом, можно найти людей с низким уровнем иммунной защиты против дифтерийного токсина.

При отсутствии антител на дифтерийный токсин проводится вакцинация с помощью АКДС.

Читайте также:  Место прививки от дифтерии распухло

Когда требуется мазок на дифтерию, как сдавать анализ разберем несколько позже. Сейчас остановимся на подготовительном этапе. Он включает:

  • прекращение приема антибактериальных средств за 10 дней до диагностики;
  • использование растворов для полоскания ротовой полости, ротоглотки с антисептическими компонентами запрещается за 5 суток до исследования;
  • анализ сдается натощак;
  • в день диагностики не рекомендуется чистить зубы.

Необходимый материал для диагностики берется из зева и носа. Вначале пациент наклоняет назад голову, максимально широко открывает ротовую полость. Специалист фиксирует язык металлическим или деревянным пластырем, принимая его ко дну полости рта.

Стерильным тампоном на удлиненной петле специалист проводит по слизистой оболочке ротоглотки. В процессе введения и выведения из ротовой полости тампона он не должен соприкасаться с другими поверхностями. Материал на тампоне опускается в пробирку, благодаря которой он транспортируется в лабораторию без повреждений и гибели микробов.

Набранный материал следует посеять в первые 2 часа. В процессе забора материала человек может испытывать неприятные ощущения или позыв на рвоту (особенно те пациенты, у которых повышен рвотный рефлекс).

Далее врач приступает к взятию мазка из носового хода. Для этого пациент также наклоняет голову назад, очищается носовой ход от слизи, а кожные покровы обрабатываются спиртом.

Стерильный тампон на удлиненной петле необходимо вводить поочередно в носовые ходы, плотно соприкасаясь с поверхностью слизистой оболочки. После этого тампон опускается в стерильную пробирку, и отправляют ее в лабораторию.

Взятый из ротоглотки материал подвергается микроскопии. Для этого врач наносит его на предметное стекло, окрашивает специальными красителями и изучает клеточный состав.

Морфологические признаки дифтерийной палочки настолько различны, что микроскопия используется, как предварительное исследование перед посевом. Оно дает возможность проанализировать состав флоры. Окраска может проводится по Граму, Леффлеру (наиболее информативный, часто используемый) и Нейссера.

В мазках дифтерийные палочки расположены, как римская цифра 5.

Для обеспечения оптимальных условий для роста и размножения бактерий необходимо подобрать специальную питательную среду. Посев на дифтерию осуществляется в стерильном боксе на свернутую сыворотку Ру, теллуритовые дифсреды, сывороточно-/кровяно-теллуритовый агар или среду Клауберга.

Материал помещают в среду, затем рассеивают по поверхности. Для этого применяется чашка Петри. Инкубация посевов осуществляется в условиях термостата. Ежедневно контролируется рост и характер вырастающих колоний. С целью выделения чистой культуры пересеиваются колонии на селективные питательные среды.

Благодаря бакпосеву и дополнительной диагностике удается подтвердить диагноз инфекционного заболевания и своевременно принять меры по лечению больного человека и предупреждению распространения инфекции среди его окружения.


lorcabinet.ru

Забор материала должен проводиться из зева и носа раздельными тампонами. При доставке материала в лабораторию менее чем через 2 ч после взятия можно использовать сухие тампоны, при более длительном сроке доставки материал берут тампонами, смоченными 5% раствором глицерина или сухим тампоном, который затем погружают в среду обогащения. Интервал между приемом пищи и взятием материала не должен быть меньше 2 ч. Если больной получал антибиотики, исследование проводят спустя 3 дня после окончания их приема. Материал необходимо брать из зева, не касаясь слизистой оболочки полости рта.

Если имеются пленки, материал берут на границе здоровой и пораженной ткани.

Обследованию подлежат все лица с поражением носовой части глотки с целью дифференциальной диагностики с дифтерией, а также здоровые лица из очагов для определения распространенности носительства.

При получении сухих тампонов проводится немедленный посев на чашку Петри со средой Клауберга II, кровяным теллуритовым агаром, средой Бучина, цистин-теллурит-сывороточной средой. Среда накопления ставится на 18-20ч в термостат, затем тампон, отжав о стенки пробирки, удаляют, а со среды петлей делают посев на одну из твердых питательных сред, используя для каждого анализа 1/2 или 1/4 чашки Петри.

На 2-й день при наличии типичных колоний делают мазки и посев на среду для определения токсигенных свойств, в столбик среды для определения цистиназы, в пробирку со скошенной средой Леффлера, на среды Гисса с сахарозой и глюкозой и на крахмал. Может быть дан предварительный ответ.

На 3-й день проводят бактериоскопию. Необходимо помнить, что морфология дифтерийных палочек, выросших на твердых питательных средах, несколько отличается от морфологии палочек, выросших на жидких питательных средах (палочки укорочены, слабо выражена зернистость). При наличии типичных палочек может быть дан окончательный ответ.

Сведения о токсигенности даются при появлении линий преципитации. При получении материала от больных можно проводить прямую бактериоскопию мазка с тампона.

Цель. Определение микрофлоры зева.
Показания. Воспалительные заболевания зева.
Оснащение. Стерильный шпатель; стерильная пробирка с пробкой и пропущенным через пробку стержнем с ватным тампоном на конце (готовит бактериологическая лаборатория); направление в бактериологическую лабораторию.
Мазок из зева, техника выполнения:

Мазок из зева

1. Осматривают полость рта. Обращают внимание на язык, миндалины, зев. Определяют место взятия отделяемого на исследование.
2. Осторожно придерживая пробку, извлекают стержень из пробирки, не касаясь ее наружных стенок и окружающих предметов. Пробирку ставят в штатив.
3. Левой рукой I, II и III пальцами берут шпатель. Просят пациента открыть рот. Прижимают шпателем язык, вводят тампон в полость рта и снимают отделяемое с определенного места.
4. Осторожно и быстро извлекают тампон из полости рта и, не касаясь наружных стенок пробирки и окружающих предметов, опускают его в пробирку.
5. В направлении указывают время взятия отделяемого.
6. Пробирку с направлением доставляют в лабораторию не позднее 2 ч с момента забора.
7. Результат исследования подклеивают в историю болезни.

Цель. Исследование микрофлоры носа.
Показания. Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.
Оснащение. Стерильная пробирка с пробкой и пропущенным через нее стержнем с ватным тампоном на конце, промаркированная буквой «Н»; направление в бактериологическую лабораторию; штатив.
Техника взятия мазка из носа:
1. Усаживают (укладывают) пациента, просят слегка запрокинуть голову.
2. Левой рукой берут из штатива пробирку, а правой извлекают стержень с тампоном. Сделать это нужно аккуратно, не касаясь тампоном окружающих предметов.
3. Пробирку ставят в штатив.
4. Левой рукой приподнимают кончик носа пациента, а правой легкими вращательными движениями вводят тампон в нижний носовой ход с одной стороны, а затем с другой на глубину 1,5 — 2,0 см.
5. Извлекают тампон и быстро опускают в пробирку, не касаясь ее наружных стенок.
6. Отправляют пробирку в бактериологическую лабораторию, указав время взятия мазка.

Мазок из носа

Примечание. Мазок должен быть доставлен в лабораторию не позднее чем через 2 ч после взятия. Лабораторные исследования относятся к дополнительным методам и являются одной из важнейших частей обследования пациента. В ряде случаев данные лабораторных исследований оказывают решающее значение для постановки диагноза. Результаты дополнительных исследований во многом зависят от правильности подготовки пациентов. Часть исследований проводится всем без исключения пациентам, отдельные исследования осуществляются строго по показаниям в зависимости от диагноза.

Диагностика дифтерии часто вызывает затруднения. Это связано с тем, что заболевание имеет разнообразные формы проявления. Мазок на дифтерию – это бактериологический метод исследования, который является основным в лабораторной диагностике. Анализ позволяет выделить дифтерийную палочку (Corinebacterium diphtheriae) из очага поражения, определить ее тип и токсигенность (свойство палочки продуцировать экзотоксины в окружающую среду).

Независимо от выявленного очага поражения при подозрении на дифтерию мазок берется из зева и носа. Это необходимо для того, чтобы выявить комбинированные формы заболевания. Для бактериологического анализа берут слизь и пленки.

Нельзя допускать попадание крови в исследуемый биоматериал, так как она обладает бактерицидными свойствами. Это может исказить результаты анализов.

Бактериологический метод – это выделение в чистом виде дифтерийной палочки путем посева материала, взятого у пациента, на специальные питательные среды. В лаборатории изучают свойства патогенного микроорганизма и дают заключение. До того как забирать материал, нельзя проводить лечение антибактериальными препаратами.

Бактериологическое исследование имеет один недостаток. Он связан с тем, сколько делается анализ. Продолжительность исследования на дифтерию в среднем составляет 2-3 суток. Для того, чтобы результативность метода была максимальной, материал после взятия необходимо доставить в лабораторию как можно быстрее.

Для бактериологического анализа собирают слизь из стенок слизистой горла, а также пленки. Важным условием является взятие материала натощак. Лучше всего его сдавать с утра после сна. Если пациент поел, то ротовую полость следует прополоскать от остатков пищи, а анализы брать спустя 2 часа.

Мазок из зева на дифтерию нужно брать аккуратно. Во время забора материала нельзя касаться слизистых оболочек ротовой полости, языка, зубов. В этих местах часто находятся ложнодифтерийные палочки. По своему строению и биохимическим свойствам они очень схожи с настоящим возбудителем дифтерии. Если в области горла и миндалин есть налет, то мазок нужно брать по его краям.

Алгоритм взятия мазка на дифтерию из зева:

  1. Для забора слизи из горла используют сухие стерилизованные тампоны из ваты или марли. Их наматывают на палочку из нержавеющей стали или дерева и помещают в стерильную пробирку.
  2. Перед тем как собрать материал, тампон увлажняют с помощью физиологического раствора (NaCl 0,9%).
  3. Забор слизи осуществляется в положении сидя или лежа.
  4. Пациента просят максимально широко открыть рот. Для фиксации языка его зажимают шпателем, придавливая книзу и кпереди.
  5. С осторожностью, не касаясь стенок рта, вводят тампон и собирают весь интересующий для исследования материал. Налет собирают на границе с пораженными участками слизистой, так как там наибольшая концентрация дифтерийной палочки.

Перед тем как взять мазок из носа на дифтерию, носовые ходы необходимо тщательно прочистить путем высмаркивания или применяя сухие ватные палочки (специальные фитили). Если в носу есть корочки, то их необходимо удалить с осторожностью, чтобы не повредить слизистую и не вызвать капиллярное кровотечение.

Тампон для взятия материала из носа готовится по такому же принципу, как и тампон для зева, только он меньшего размера. Вводить его нужно медленно и аккуратно, так, чтобы каждая сторона тампона касалась всех стенок носового хода.

У пациентов мазок из зева и носа на дифтерию берут вместе и отправляют в лабораторию. Для более точного диагноза посевы проводят незамедлительно и сразу на нескольких питательных средах.

Для культивирования дифтерийной палочки посев производят на среды Костюковой (жидкая) и Клауберга (плотная). В их состав входит гелурит натрия и калия, а в плотной среде также содержится гемолизированная кровь и эритроцитарная масса.

На среде Костюковой рост дифтерийной палочки выглядит в виде повсеместного потемнения, на среде Клауберга возбудитель заболевания растет в виде темных или черных полосок.

Если в ходе лабораторных исследований токсигенность выделенной палочки подтверждена, то диагноз на дифтерию положительный. Если выделенный возбудитель оказался нетоксигенный, то окончательный диагноз выносится на основе клинических симптомов болезни.

В норме у здорового человека дифтерийная палочка не присутствует в слизистой зева и не обнаруживается при бактериологическом исследовании.

Анализ на дифтерию не всегда может быть точным. На его результативность влияют такие факторы:

  • несоблюдение правил взятия мазков из носа и зева;
  • прием антибактериальных средств, сульфаниламидных препаратов;
  • несвоевременная доставка взятого материала в лабораторию (с момента взятия прошло более 2-3 часов), после истечения этого срока в биоматериале начинает размножаться сапрофитная (сопутствующая) микрофлора, постепенно развиваются аутолитические процессы, что губительно отражается на дифтерийной палочке.

Мазки на выявление дифтерии берут не только у пациентов с клиническими проявлениями заболевания. Анализы также проводят людям, контактировавшим с больным для своевременного выявления инфекции. Бактериологическое исследование в обязательно порядке назначают пациентам после проведенного лечения для контроля эффективности медикаментозной терапии.

Мазок на дифтерию – лабораторное исследование, которое проводится как в случае возникшей патологии, так и в целях общей диагностики организма.

Сдавать подобный анализ необходимо как взрослым, так и детям для общего контроля здоровья.

Проводится исследование в совокупности с выявлением наличия нужных антител к озвученному заболеванию при диагностике крови.

Некоторые люди думают, зачем сдавать мазок на дифтерию, если нет симптомов самого заболевания. Однако специалисты в этой области выделяют некоторые факторы, при которых эта процедура необходима.

В медицинской практике бывают такие случаи, когда при некоторых основных заболеваниях необходимы дополнительные исследования. Кроме взятия крови у больного, рекомендуется произвести анализ из области зева и носа. К подобным причинам относят следующие факторы:

  1. протекание у больного ангины с характерным налетом;
  2. диагностирование у пациента стенозирующего ларинготрахеита;
  3. наличие у пострадавшего мононуклеоза, сопровождающегося инфекцией;
  4. появление патологии в виде миндальных гнойных образований;
  5. присутствие у больного такого заболевания, как туберкулез;
  6. обнаружение общего поражения нервной системы в организме;

Во всех перечисленных случаях врач назначит проведение такой процедуры, как посев из носа и зева.

Это необходимо для определения вида бактерий, которые атаковали организм человека.

В некоторых случаях мазок из носа и зева следует делать исключительно в целях профилактики. К таким моментам можно отнести следующие факторы:

  • подозрение лечащего врача на наличие у пациента дифтерии носа;
  • необходимость диагностики такого рода при длительных синуситах и ринитах;
  • профилактический анализ из зева и носа при контакте с больным дифтерией;
  • обязательная процедура подобного рода при оформлении ребенка в детский сад, школу или другие общеобразовательные учреждения.

Посев из носа и зева в перечисленных случаях необходим для контроля предполагаемого заболевания. Это позволит избежать в будущем негативных последствий для организма человека.

Чтобы анализ показал реальные результаты исследования, необходимо правильно подготовиться к предстоящей процедуре. Для этого нужно соблюдать такие правила перед забором материала из носа и зева.

  1. Исключение из употребления некоторых лечебных препаратов для носа. Посев может показать неверный результат, если до процедуры за пару дней использовались мази и растворы на основе антибиотиков.
  2. Ограничение приема пищи в тот день, когда будет произведен описываемый анализ. В этом случае не рекомендуется принимать пищу и чистить зубы для достоверного проведения бактериологического исследования.
  3. Полный отказ от определенных лекарственных препаратов. Как уже было сказано, прием антибиотиков для носа необходимо за два дня полностью исключить из употребления. Однако прием внутрь рекомендуется прекратить за 14 дней до исследования.

Если не соблюдать вышеперечисленные рекомендации, то результат бактериального анализа может быть ложным. Все это осложнит дальнейшее лечение и создаст дополнительный риск серьезных патологий.

Известным фактом является то, что общая клиническая картина предполагаемого заболевания состоит из многих факторов. Изучение состава крови подразумевает дополнительное исследование, а посев из носа и горла является главным направлением для выявления провокатора заболевания.

Анализ забора необходимого материала для определения присутствия в организме дифтерии состоит из следующих этапов.

  • Подготовка носа к предстоящей процедуре. Эти процессы включают в себя полную очистку главного органа дыхания человека и удаление огрубевших корок из него.
  • Приготовление материала для сбора. В этом случае, как и при процедуре забора крови, главным фактором является стерильность инструмента. Посев на дифтерию производят с помощью тампона из марлевого валика.
  • Обработка материала. Для этого специалист нанесет на квадратное стекло полученный результат для исследования, а затем подсушит его. Последний штрих – направление подготовленного материала в лабораторию.

При выявлении такого заболевания, как дифтерия необходимо провести посев из носа и зева, а также анализ крови на присутствие антител к заболеванию. Все это в комплексе поможет избежать в дальнейшем множество опасных патологий в организме.

источник