Меню Рубрики

Цели и задачи дифтерии

Дифтерия. Этиология. Эпидемиология. Особенности течения на современном этапе. Классификация клинических форм. Задачи участкового врача по профилактике.

Дифтерия – острое антропонозное инфекционное заболевание, вызываемое токсигенными штаммами коринебактерии дифтерии, передающееся воздушно-капельным путем, характеризующееся местным фибринозным воспалением, преимущественно слизистых рото- и носоглотки, а также явлениями общей интоксикации и поражением внутренних органов (особенно сердца, почек и нервной системы).

Этиология: Corynebacterium diphtheriae – Гр+ палочка, 3 биовара (mitis, gravis, intermedius), факторы патогенности (ФП): 1) дифтерийный экзотоксин – бинарный токсин, состоящий из А-фрагмента (подавляет синтез белка в клетках через фактор элонгации-2 – трансферазу, наращивающую полипептидную цепь на рибосоме; 1 молекула А-фрагмента вызывает гибель 1 клетки, 1 C.diphtheriae производит около 5.000 молекул/час) и В-фрагмента (связывается с поверхностными рецепторами мембраны клеток-мишеней и доставляет фрагмент А в цитозоль); 2) корд-фактор (димиколат треголазы) – способствует адгезии МБ; 3) ряд ферментов (гиалуронидаза, нейраминидаза, фибринолизин).

Эпидемиология: антропоноз; источник – больной любой клинической формой дифтерии или бактерионоситель токсигенных штаммов; механизм передачи – воздушно-капельный, очень редко – контактно-бытовой и алиментарный; индекс контагиозности 10-20%; характерна сезонность заболевания (осенне-зимний период); иммунитет нестойкий

Особенности течения дифтерии на современном этапе (у привитых):

— процесс, как правило, локализованный (обычно поражаются небные миндалины), тенденция к распространению обычно отсутствует

— миндалины гипертрофированы, умерено отечны, налеты чаще отсутствуют или приобретают вид штрихов, островков, редко – нежных пленок, которые легко снимаются, не оставляя после себя кровоточащей поверхности

— боль в горле незначительная

— температура тела нормальная или незначительно повышенная

— состояние больных не нарушено, общая интоксикация слабо выражена

Классификация клинических форм дифтерии:

По типу: типичная и атипичная (катаральная, бактерионосительство)

1. Дифтерия частой локализации:

а) дифтерия зева (ротоглотки)

2. Дифтерия редкой локализации:

б) дифтерия наружных половых органов

д) дифтерия внутренних органов

По распространенности: локализованная и распространенная

Задачи участкового врача по профилактике дифтерии:

а) неспецифическая профилактика — орга­низация и осуществление территориаль­ного эпиднадзора за дифтерийной инфек­цией, локализация и ликвидация очага инфекции; в очаге инфекции госпитализируют больных дифтерией, детей с подозрением на дифтерию и бактерионосителей токсигенных коринебактерий, затем проводят заключительную дезин­фекцию. В отношении контактных:

1) карантин на 7 дней с ежедневным ме­дицинским наблюдением, бактериологи­ческое обследование (однократный посев слизи из зева и носа на коринебактерий), осмотр ЛОР врача (однократно)

2) немедленная иммунизация в зависимости от их вакци­нального статуса: вакцинированным, полу­чившим последнюю дозу анатоксина более 5 лет назад, вводят 1 дозу АДС-М (АД-М); не привитым, а также лицам с неизвестным прививочным анамнезом, анатоксин вво­дят 2-кратно с интервалом 30 дней. Дети, правильно вакцинированные против диф­терии, получившие последнюю дозу ана­токсина менее 5 лет назад, ревакцинации по контакту не подлежат.

3) химиопрофилактика: эритромицин (в возраст­ной дозе) или бензил-пенициллин в/м однократно 600 000 ЕД (детям до 6 лет) или 1 200 000 ЕД (контакт­ным старшего возраста)

б) специфическая профилактика – охват вакцинацией в декретированные сроки 95% детского населения предупреждает эпидемическое распространение дифте­рии (используют: АКДС вакцину — адсорбированную коклюшно-дифтерийно-столбнячную, АДС анатоксин — адсор­бированный дифтерийно-столбнячный анатоксин, АДС-М анатоксин — адсорби­рованный дифтерийно-столбнячный ана­токсин с уменьшенным содержанием антигенов, АД-М анатоксин — адсорбиро­ванный дифтерийный анатоксин с умень­шенным содержанием антигена). Вакцинацию АКДС прово­дят детям с 3-месячного возраста, курс – 3 в/м инъекции в дозе 0,5 мл каждая с интервалом 30 дней между прививками (од­новременно с введением оральной полиомиелитной вакцины).

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 20 ; Нарушение авторских прав

источник

Цели занятия: Изучение темы «Дифтерия» необходимо в целях раннего выявления больных и их госпитализации, своевременного проведения лечебных и профилактических мероприятий. Врач любой специальности должен диагностировать дифтерию на основании клинико-эпидемиологических данных, оценить степень тяжести заболевания, назначить обследование, знать профилактические мероприятия.

Продолжительность занятия: 4 академических часа.

Место проведения занятия: учебная комната на базе инфекционного отделения ГКБ № 8, отделение для больных дифтерией.

Материальное оснащение – таблицы, слайды, тестовый контроль, фотоальбом, ситуационные задачи, информационная папка для самостоятельной работы студентов.

Хронометраж практического занятия

вводное слово преподавателя – 5 минут

тестовый контроль для определения исходного уровня знаний – 10 минут

разбор этиологии, эпидемиологии, патогенеза дифтерии – 20 минут

клиническая классификация – 10 минут

разбор клинических проявлений дифтерии в зависимости от формы заболевания – 25 минут

курация больных, работа с историями болезни – 40 минут

дифференциальная диагностика дифтерии – 15 минут

методы лабораторной диагностики дифтерии. Показания к обследованию на дифтерию – 15 минут

лечение дифтерии – 15 минут

разбор противоэпидемических мероприятий в очаге и методов профилактики дифтерии – 10 минут

решение ситуационных задач – 15 минут

подведение итогов занятия – 5 минут

4. Механизм патогенного действия дифтерийного токсина на организм.

5. Клиническая классификация дифтерии.

6. Клиника различных форм дифтерии.

7. Дифференциальная диагностика с заболеваниями, имеющими сходную клинику.

8. Лабораторные методы диагностики.

9. Осложнения дифтерии и ранние симптомы их проявления.

10. Принципы лечения дифтерии с учетом клинической формы и степени тяжести заболевания.

11. Противоэпидемические мероприятия в очаге.

I. ДИФТЕРИЯ РОТОГЛОТКИ (зева) (до 90%):

а) Субтоксическая (отек п/к клетчатки в области подчел. лимфоузлов);

б) Токсическая I степени (отек п/к клетчатки до середины шеи);

в) Токсическая II степени (отек п/к клетчатки до ключицы);

г) Токсическая III степени (отек п/к клетчатки ниже ключицы);

II. ДИФТЕРИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ:

а) Дифтерия гортани (круп локализованный);

б) Дифтерия гортани + трахеи (круп распространенный);

в) Дифтерия гортани + трахеи + бронхов (нисходящий круп).

III. ДИФТЕРИЯ РЕДКИХ ЛОКАЛИЗАЦИЙ:

1) Дифтерия глаза (конъюктивальная дифтерия);

2) Дифтерия слизистой оболочки рта (щек, подъязычной области, языка, губ);

5) Дифтерия пищевода и желудка.

б) Средней продолжительности (15-30 дней);

в) Затяжное (более 1 месяца).

V. КОМБИНИРОВАННАЯ ФОРМА Д.

При оценке степени тяжести учитывается выраженность общей интоксикации, локализация и распространенность местного процесса.

Легкая форма — локализованные формы Д. (кроме Д. гортани).

Средней тяжести — (распространенные формы Д., локализованная форма Д. гортани).

Тяжелые формы – (токсические формы Д. зева, распространенный и нисходящий круп, комбинированные формы Д.).

Клиническая характеристика дифтерии

Дифтерия ротоглотки (Т-38-39º в течение 1-3-х дней, боль при глотании не затрудняет прием пищи, неяркая гиперемия, умеренный отек миндалин и небных дужек, пленчатые налеты, умеренно увеличенные и слабо болезненные региональные лимфоузлы) налеты в начале формирования рыхлые паутинообразные или желеобразные, легко снимаются, сформированные налеты – плотные, снимаются с трудом и кровоточивостью.

Дифтерия носоглотки – кратковременное повышение температуры, затруднение носового дыхания, увеличение задне-шейных лимфоузлов, обнаружение налетов при задней риноскопии.

Дифтерия носа (катарально-язвенное воспаление или фибринозные пленки, изначально появляющиеся на перегородке носа).

Дифтерия глаз – резкий отек век, обильное слизисто-гнойное отделяемое, гиперемия конъюнктивы, пленка на конъюнктиве одного или обоих век.

Дифтерия гениталий – катарально-язвенный или фибринозно-некротический уретрит или вульвит

Дифтерия пищевода и желудка – фиброзно-некротический эзофалит и гастрит.

Дифтерия ротоглотки – умеренная интоксикация, Т-38-39º — 3-5 дней, налеты распространяются на небные дужки, нижние отделы мягкого неба, боковые и заднюю стенку глотки, умеренный региональный лимфаденит, токсического отека нет.

Дифтерия носа – распространение налетов в придаточные пазухи носа.

Дифтерия глаз – кератоконъюнктивит

Дифтерия гениталий – налеты за пределами вульвы и головки полового члена.

Дифтерия ротоглотки – Т-39-40º — 4-5 дней, слабость, головная боль, артралгии, боли в мышцах, тошнота и рвота, бледность кожи, может быть делирий, гипотония. Болевые симптомы появляются рано, их количество соответствует степени тяжести (боль при глотании, болевой тризм, болезненность в области лимфоузлов, боль в области шеи).

В 1-2 сутки болезни появляетсятоксический отек ротоглотки с распространением на твердое небо и гортаноглотку; при гипертоксической форме – приводит к развитию фарингеального стеноза. Фибринозные налеты на миндалинах и за их пределами на местах токсического отека, при III и гипертоксической – с геморрагическим пропитыванием. Тонзиллярные лимфоузлы болезненные, плотные, их размеры до 3-5 см.

Токсический отек п/к клетчатки появляется на 1-2 сутки. При III степени и гипертоксический отек быстро распространяется не только вниз до ключицы и ниже, но и на лицо и спину, плотный, геморрагии на коже. При этой форме развиваются токсические осложнения.

Токсические формы других локализаций – интоксикация, отек подкожной клетчатки вокруг очага фиброзно-некротического воспаления и над региональным лимфоузлом; токсические осложнения.

4. Дифтерийный круп – у детей старшего возраста и взрослых – кашель и осиплость голоса в течение 6-8 дней, формирование пленок в дыхательных путях, но стенотического дыхания нет. Дыхательная обструкция знаменует начало предасфиктической фазы, поначалу имеет приступообразный характер, затем становится постоянной – эта фаза длится 2 суток, в конце ее – асфиксия.

У детей раннего возраста – кашель и осиплость (катаральная стадия – 1-3 дня) → стенотическая стадия 2-3 дня → асфиксия через 5-6 дней от начала болезни.

5. Атипичная форма Д. Дифтерия кожи (раны) – корки, плотный отек вокруг раны, флегмона с отсутствием гноя, обнаружение возбудителя дифтерии.

Коэффициент тяжестиудельный вес тяжелых форм Д. – все токсические формы, дифтерийный круп, дифтерия кожи (раны) с большой площадью поражения и (или) отеком, комбинированные формы, включающие хотя бы одну тяжелую. Группа риска по тяжелым осложнениям и летальности – токсическая Д. II, III степени тяжести, гипертоксическая, дифтерийный круп, дифтерия раны (кожи) с массивным поражением и отеком, комбинированные формы, включающие хотя бы одну из группы риска по летальности.

источник

Обеспечение системы взаимодействия ФАП с учреждениями санитарно эпидемиологического профиля, заполнение документации.

Дифтерия. Клинические проявления. Тактика фельдшера.

3. «Острый живот» в практике фельдшера. Критерии диагностики. Тактика фельдшера.

Структурные реформы в области правового регулирования сферы

Охраны здоровья.

Обеспечение системы взаимодействия ФАП с учреждениями санитарно эпидемиологического профиля, заполнение документации.

1) Взаимодействие осуществляется на основе принципов:

— общие цели и задачи при осуществлении функций по охране здоровья населения;

— обеспечения санитарно — эпидемиологического благополучия населения;

— единства в области охраны здоровья и профилактики заболеваний.

2) Целями совместной работы являются сохранение и укрепление здоровья населения, обеспечение его санитарно – эпидемиологического благополучия.

— Для достижения целей ставятся задачи профилактики массовых заболеваний и отравлений, связанных с воздействием факторов среды обитания на здоровье.

3) Основными направлениями взаимодействия являются:

— профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний;

— профилактика неинфекционных заболеваний и отравлений людей;

— профилактика воздействия на население излучения;

— обязательное медицинское страхование населения;

— подготовка медицинских кадров;

— гигиеническое обучение и образование населения.

Дифтерия. Клинические проявления. Тактика фельдшера.

Дифтерия — острое инфекционное заболевание, характеризующееся воспалением оболочек рото — и носоглотки, гортани (с образованием плотных налетов в виде пленок), а также явлениями общей интоксикации организма и поражением сердечно-сосудистой, нервной и выделительной систем.

Повреждающее действие обусловлено токсином, выделяемым возбудителем заболевания (дифтерийной палочкой) в месте внедрения.

— Появление плотных, серовато-белого цвета пленок, спаянных с тканью в месте размножения дифтерийных палочек. Если налет в пределах миндалин, это локализованная дифтерия ротоглотки (в виде островков и пленчатая, когда покрыта налетом вся миндалина), если выходит за пределы миндалин – распространенная.

— Увеличение регионарных лимфатических узлов (при пальпации — малоболезненны).

— Нарушение дыхания при поражении слизистой оболочки гортани с осиплостью голоса, до афонии, и лающим кашлем;

— Повышение температуры тела до 38-39°С, не соответствует тяжести проявлений дифтерии и чаще кратковременное (2-3 дня).

— бледность, вялость, повышенная утомляемость при небольшой физической нагрузке;

— гиперемия зева с цианотичным оттенком, отечность близлежащих тканей;

— тахикардия, не соответствующая температурной реакции организма;

Тактика фельдшера:

О заболевания дифтерией и менингококковой инфекцией фельдшер, в течение 2 часов сообщает по телефону, а в течение 12 часов посылают экстренное извещение в СЭС. Далее изоляция больного или бактерионосителя. Изоляция контактных производится до получения однократного отрицательного результата слизи из носоглотки. В очагах инфекции устанавливается медицинское наблюдение в течение 10 дней.

После выздоровления и отрицательного результата бакисследования слизи из носоглотки, проводимого не ранее чем через 3 дня после окончания терапии, больного выписывают.

Носители менигококка допускаются после отрицательного результата, проведенного не ранее чем через 3 дня после окончания санации.

До госпитализации больного сотрудники ФАП обеспечивают проведение противоэпидемических мероприятий в очаге — текущую дезинфекцию, отстранение контактных лиц от работы в пищевых, детских и лечебных учреждениях, изоляцию детей из коллективов.

Усиленное медицинское наблюдение направлено на выявление инфекционных больных среди контактных дома, по месту работы, учебы и т. д

Среди этих лиц в течение максимального инкубационного периода болезни проводят опрос, медицинское обследование, термометрию, лабораторные исследования и др.

3. «Острый живот» в практике фельдшера. Критерии диагностики. Тактика фельдшера.

«Острый живот» — это собирательное понятие, включающее в себя острые заболевания органов брюшной полости с угрозой развития перитонита, требующие экстренной госпитализации.

Читайте также:  Палочки дифтерии не обнаружено

Могут быть травматические повреждения внутренних органов, острый воспалительный процесс органов брюшной полости (острый аппендицит, острый холецистит, острый панкреатит), прободение полого органа (перфоративная язва желудка и двенадцатиперстной кишки), ущемленные грыжи, острые желудочно-кишечные кровотечения, острые нарушения висцерального кровообращения.

Клиническая картина:

Характеризуется появлением постоянных или схваткообразных болей, тошнотой, рвотой, задержкой стула и газов (при непроходимости кишечника), возможен жидкий стул, напряжением мышц передней брюшной стенки («доскообразный живот» при прободной язве желудка и 12 п. кишки), перитонеальных симптомов (симптом Щеткина-Блюмберга). В разгар заболевания температура повышается до 39 — 40 град., появляется высокий лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы крови влево, ускоряется СОЭ.

Дата добавления: 2016-12-17 ; просмотров: 1442 | Нарушение авторских прав

источник

Учебно-целевая задача: используя диагностические алгоритмы, уметь диагностировать дифтерию, определить клиническую форму, степень тяжести, осложнения и назначить адекватное лечение; уметь вести диспансерное наблюдение.

Задание для самостоятельного изучения темы.

Пользуясь учебником, методическими указаниями и лекционным материалом для приобретения необходимых базисных знаний, усвойте к практическому занятию следующие разделы:

1. этиология, патогенез и симптоматология клинических форм дифтерии;

2. клинико-лабораторные критерии диагностики распознавания дифтерии и других инфекционных заболеваний, протекающих с поражением небных миндалин;

3. принципы этиотропной и патогенетической терапии больных дифтерией;

4. диспансерное наблюдение за военнослужащими переболевшими дифтерией;

5. объем и содержание неотложной помощи больным с подозрением на дифтерию в медицинском пункте полка.

Проверьте свои знания путем ответов на следующие вопросы:

— клинические формы дифтерии;

— клинико-лабораторные показатели, позволяющие поставить диагноз дифтерии;

— назовите другие инфекционные и неинфекционные заболевания при которых может наблюдаться «тонзиллярный» синдром;

— основные механизмы развития патологического процесса при дифтерии;

— основные принципы и средства этиотропной и патогенетической терапии больных различными клиническим формам и по тяжести течения дифтерии;

— средства патогенетического лечения, которые необходимо включить в комплексную терапию больных дифтерией;

— требования военно-врачебной экспертизы к переболевшим дифтерией.

Решение ситуационных клинических задач N 20,20*,20*,20*.

Материалы для самоподготовки к практическому занятию по этапам диагностики и лечения. С целью уяснения ориентировочной основы действий при обследовании больных дифтерией проанализируйте следующие алгоритмы, схемы и таблицы, расположенные в соответствии с поэтапным лечебно-диагностическим поиском.

— характер воспаления миндалин при дифтерии;

— дополнительные лабораторные исследования, которые могут быть проведены врачом части;

— нозологические формы с которыми следует дифференцировать дифтерию;

— основные требования к забору материала и посеву с небных миндалин для бактериологического исследования.

Группы тонзиллитов инфекционной и неинфекционной природы

Диагностика дифтерии зева по характеру воспаления

Алгоритм по определению клинической формы дифтерии зева по тяжести течения

— главные механизмы развития пленчатых налетов при дифтерии;

— клинико-лабораторные показатели, на основании которых можно поставить диагноз дифтерии;

— основные принципы и средства этиотропной и патогенетической терапии терапии;

— основные клинические критерии дифференциальной диагностики дифтерии от ангин и заболеваний, протекающих с синдромом тонзиллита.

Схема неотложной помощи при дифтерии в медицинском пункте полка.

* Примечание: Введение сыворотки 1/2 дозы внутривенно, 1/2 дозы внутримышечно после применения преднизолона на фоне капельного введения кристаллоидных растворов. При явлениях острой дыхательной недостаточности: ингаляция кислородом, промедол 1%- 1 мл внутримышечно, димедрол 1%- 1 мл внутримышечно, аминазин 2.5% — 2.0 мл внутримышечно. При асфиксии: интубация, трахеостомия, коникотомия. ЭВАКУАЦИЯ В ИНФЕКЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ГОСПИТАЛЯ (на носилках)

— возможные причины смерти при дифтерии зева;

— локализованные формы дифтерии, клинические признаки распространенной формы;

— клинические признаки дифтерии, протекающие с поражением дыхательных путей.

Алгоритм острых стенозов гортани при дифтерии

— обоснование необходимости назначения противодифтерийной сыворотки;

— продолжительность проведения лечения противодифтерийной сывороткой.

— критерии выздоровления и выписки переболевших из инфекционного отделения госпиталя;

— решение военно-врачебных экспертных вопросов в отношении военнослужащих перенесших дифтерию с осложнениями.

Задания для самоконтроля по клинической оценке лабораторных и других исследований.

Оцените анализ крови (4-й день заболевания) больных дифтерией: гемоглобина- 135 г/л, эритроцитов- 4.5х1012/л, лейкоцитов12,5х109/л, нейтрофилов- 80%, (палочкоядерных — 12%, сегментоядерных 68%,) эозинофилов — 1%, лимфоцитов — 11%, моноцитов- 8%, СОЭ 18 мм/ч.

Оцените вероятное осложнение у больного с дифтерией зева на 4-й день заболевания. Состояние больного среднетяжелое, тоны сердца глухие, пульс 100 ударов в минуту, артериальное давление 105/60; при физикальном обследовании- расширение границ сердца, на ЭКГ снижение вольтажа, отрицательный зубец Т, удлинение интервала PQ -0.18″, QRS -0.1″.

Оцените результаты бактериоскопического исследования мазка слизи с поверхности небных миндалин, проведенного на 3-й день болезни; у больного подозревают дифтерию зева (окраска по Леффлеру): обнаружены единичные полиморфные палочки с утолщением и более интенсивной окраской на концах.

Литература для самоподготовки

Иванов К.С., А.П. Казанцев Инфекционные болезни. Учебник. Л., ВМА им. С.М. Кирова, 1989, с.98-101.

Инфекционные болезни. Под ред. проы. Лобзина Ю.В., Учебник. С/Пб., 2000.

Руководство по инфекционным болезням. Под ред. проф. Лобзина Ю.В., проф.

Казанцева А. П. С/Пб., изд. Комета., 1997 с. 149-158.

Инструкция по эпидемиологии, клинике, лечению и профилактике дифтерии в Советской Армии и на Военно-Морском Флоте. М., Воениздат МО СССР, 1972.

Ляшенко Ю.И. Ангина. — Л.: Медицина, 1985. с. 108-111.

Ситуационные клинические задачи

Сержант К. заболел 3 дня назад, когда появилась общая слабость и незначительная боль в горле при глотании, продолжал выполнять служебные обязанности. Сутки назад отметил ухудшение самочувствия, которое выражалось в повышении температуры тела до 39 С, нарастании симптомов интоксикации (резкая головная боль, слабость, озноб, адинамия), усилении болей в горле при глотании.

Состояние больного ближе к среднетяжелому. Температура тела 40 оС. Кожа бледно-серого цвета, цианоз губ, отмечается асимметрия шеи справа в области углочелюстных лимфатических узлов. При фарингоскопии отмечается отек мягких тканей ротоглотки, миндалин (распространяется на дужки, язычок, мягкое небо). Слизистая оболочка над отечной тканью умеренно гиперемирована. Миндалины покрыты плотным налетом, распространяющийся на передние небные дужки.

Углочелюстные лимфатические узлы до 3-4 см, болезненные при пальпации. Пульс 110 ударов в 1 мин., ритмичный, слабого наполнения, одинаковый на обеих руках, АД 100/65 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены, на верхушке сердца нежный систолический шум. Границы сердца в пределах нормы. Легкие без особенностей. Живот мягкий, безболезненный. Со стороны других органов и систем без видимой патологии.

Физиологические отправления в норме.

1. Клинический диагноз болезни;

2. Лабораторные и функциональные диагностические исследования в медицинском пункте части;

3. Объем и содержание лечебной помощи в МПП;

4. Прогноз, критерии выздоровления и сроки выписки из госпиталя.

Прапорщик С. переведен из ОМедБ в инфекционное отделение госпиталя с диагнозом: Лакунарная ангина, среднетяжелое течение. Первичная.

Сопутствующий диагноз: Стрептодермия левой половины лица и носа.

Больной заболел 10 дней назад, когда на фоне небольшого субфебрилитета 37,5 оС и вполне удовлетворительного состояния отметил затрудненное носовое дыхание. На следующий день появились вначале слизистые, а через пару дней серозно-желтоватые выделения. Через 4 дня кожные покровы лица и преддверья носа покраснели, припухли, появились мокнущие корочки. Лечился амбулаторно. Проводимое лечение по поводу стрептодермии (присыпки, мази) эффекта не приносило. На 6-й день болезни состояние ухудшилось, температура тела поднялась до 38,0 оС, усилилась общая слабость и недомогание, присоединилась головная боль и боль в горле при глотании. Больной госпитализирован в терапевтическое отделение ОМедБ с диагнозом: Фолликулярная ангина. Стрептодермия лица. Назначено лечение: пенициллин 300.000 ЕД в/м через 4 часа, витамины и симптоматическая терапия. Состояние больного не улучшалось в связи с чем больной был переведен в окружной госпиталь.

Состояние больного среднетяжелое. Температура тела 39,2 оС. Кожные покровы бледные, мацерированные участки левой половины лица, на крыльях носа и преддверии носовых проходов сукровичные корочки. Слизистая оболочка передних небных дужек, миндалин и мягкого неба гиперемирована с синюшным оттенком. Язычок утолщен и сдвинут влево. Левая небная миндалина гипертрофированы (II степени), отечная, покрыта гнойным налетом. Правая небная миндалина гипертрофирована больше (III степени), закрывает половину зева, покрыта гнойным налетом с тенденцией распространения на переднюю небную дужку и язычок. Налет снимается с трудом, оставляя после себя кровоточящий дефект ткани. Углочелюстные лимфатические узды увеличены от 2 см до 3 см, эластичные, малоболезненные.

Пульс 100 ударов в 1 мин, аритмичный, слабого наполнения. АД 110/60 мм рт.ст. Тоны сердца приглушены, на верхушке систолический шум, границы сердца расширены. Дыхание везикулярное. Живот мягкий. Была однократная рвота. Печень, селезенка не увеличены. Физиологические отправления в норме.

1. Клинический диагноз болезни;

2. Состояние тяжести и патогенез основных расстройств;

3. Лабораторные и функциональные диагностические исследования в лечебном учреждении;

4. Объем и содержание медицинской помощи;

5. Прогноз, возможные осложнения, критерии выздоровления и сроки выписки из госпиталя.

Володя М., 10 лет, член семьи военнослужащего, болен 3 суток. Заболевание началось с общего недомогания, вялости, осиплости голоса, повышения температура тела. На следующий день присоединился сухой «лающий» кашель, температура тела повысилась до 38,0 оС, появились беспокойство, капризы. На 3 день болезни вызван врач части в связи с внезапным резким ухудшением состояния ребенка: появились беспокойство, голос стал беззвучным, дыхание затрудненным, одышка с участием в дыхании вспомогательных мышц, втягивание при вдохе над- и подключичных ямок, межреберных промежутков. Температура тела 39.0 С. Лицо покрыто холодным потом, губы цианотичны, чувство страха, тахикардия. При осмотре ротоглотки выявлена умеренная гиперемия и отек слизистых оболочек. Тоны сердца глухие. В легких ослабленное дыхание.

1. Клинический диагноз болезни;

2. Состояние тяжести и патогенез основных расстройств;

3. Объем, характер, последовательность неотложных мероприятий в медицинском пункте части;

4. Когда, куда и как (сидя, лежа) следует эвакуировать больного ребенка;

5. Прогноз, возможные осложнения в пути следования и неотложная помощь (какая, кто будет оказывать).

источник

Ребенок в период своего детства, роста и взросления подвержен очень многим опасным инфекциям, которые могут не только негативно сказаться на качестве его развития и здоровье, но и привести к летальному исходу. К таким опасным болезням относится и дифтерия. Дифтерией люди болеют в любом возрасте, но особенно она опасна у детей, т. к. их организм еще недостаточно крепок, чтобы противостоять опасной инфекции. Кроме того, дифтерия может привести к необратимым патологиям, круто изменить развитие ребенка, повлиять на качество его дальнейшей жизни. Поэтому тема данной работы актуальна, практически значима и полезна тем, что дает возможность изучить не только проблему, но и методы борьбы с нею.

Объект исследования: дифтерия.

Предмет исследования: клиника, диагностика, лечение и методы предупреждения дифтерии.

Цель исследования: определить клинические признаки, классификацию и методы предупреждения дифтерии, как опасного инфекционного заболевания у детей.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи: дать определение понятию дифтерии как острого инфекционного заболевания; выявить симптомы, течение и классификацию дифтерии; изучить методы диагностики, лечения и предупреждения дифтерии.

Методы исследования: аналитические, наблюдения и определения.

Работа базировалась на трудах: М.И. Гоголева, А.П. Казанцева, В.С. Матковского, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Т.Я. Чертока, И.Н. Алферовой, Р.В. Андреевой.

Таким образом, тема контрольной работы раскрыта на основе теории и практики медицинских методик.

Дифтерия — острая инфекционная болезнь, характеризующаяся токсическим поражением преимущественно сердечнососудистой и нервной систем, местным воспалительным процессом с образованием фибринозного налета.

Источником и резервуаром инфекции является только человек. Возбудитель локализуется преимущественно в носоглотке и верхних отделах респираторного тракта; передается воздушно-капельным путем. При заражении заболевают далеко не все инфицированные. У большей части формируется здоровое бактерионосительство. Наличие антитоксического иммунитета не препятствует фиксации и размножению возбудителя, хотя при этом и не возникает заболевания. В очагах дифтерии носителями могут быть до 10% здоровых лиц. В 1981 г. в РСФСР заболеваемость была 0,34 на 100 000 населения. На детей приходится 20% больных дифтерией. Заболеваемость имеет спорадический характер. Сезонные подъемы заболеваемости приходятся на осень.

Возбудитель дифтерии (Corynebacterium diphte-riae) — прямые или слегка вздутые палочки длиной 2-7 мкм с утолщениями на концах, неподвижные, грамположительные. При окраске по Нейсеру на концах выявляются зерна волютина (тельца Бабеша-Эрнста). Эти зерна можно дифференцировать с помощью люминесцентной микроскопии. При окраске корифосфином они светятся иначе, чем волютин других бактерий. Род кринебактерий включает ряд видов, которые являются сапрофитами и имеют морфологическое сходство с дифтерийными палочками. Их называют дифтероидами; из них чаще встречаются Corynebacterium Hoffmani, С. xerosis, С. pseudodiphteriae.

Дифтерийная палочка является аэробом. Растет на различных питательных средах. Ранее обычно использовалась среда Леффлера (3 части свернутой лошадиной сыворотки и 1 часть сахарного мясопептонного бульона), однако на ней обильно растут кокки и другие микробы. В связи с этим в настоящее время используются другие среды, в частности среды с теллуритом (Клауберга И, Германа, Тинсдаля-Садыковой), хинозольная среда Бунина, 5% кровяной агар.

По характеру роста и некоторым биохимическим свойствам различают 3 типа дифтерийной палочки: gravis, mitis, intermedius. Соответствия между типом возбудителя и клиническими проявлениями инфекции не отмечается. Дифтерийная палочка выделяет экзотоксин, который и обусловливает основные симптомы болезни. К экзотоксину чувствительны многие экспериментальные животные (морские свинки, кролики, обезьяны и др.); сам возбудитель для животных не патогенен.

Читайте также:  Воспалилось место прививки от дифтерии

Воротами инфекции чаще являются слизистые оболочки зева, гортани и носа. В редких случаях возбудитель внедряется другими путями, что определяет клиническую форму болезни (дифтерия кожи, дифтерия раны, уха, глаза, половых органов). Во всех случаях возбудитель размножается на месте ворот инфекции, а выделенный им экзотоксин, помимо местного, оказывает также общее резорбтивное действие. На месте проникновения экзотоксин вызывает коагуляционный некроз эпителия, поражение сосудов (расширение, повышение проницаемости, стаз). В результате этого из сосудов пропотевает жидкая часть крови, богатая белком. Содержащийся в ней фибриноген при контакте с некротизированной тканью превращается в фибрин, образуя фибринозную пленку.

На участках, покрытых многослойным эпителием (зев, глотка), развивается дифтеритическое воспаление, при котором фибринозная пленка связана с подлежащей тканью. На слизистых оболочках, покрытых однослойным цилиндрическим эпителием (гортань, трахея, бронхи), развивается крупозное воспаление, при котором пленка легко отделяется от подлежащей ткани. Под влиянием токсина возникает значительная отечность ткани и регионарных лимфатических узлов. По выраженности отека судят о степени интоксикации.

Резорбтивное действие экзотоксина проявляется в поражении надпочечников, миокарда, нервной системы (преимущественно периферической), почечных канальцев и печени.

Смерть при дифтерии бывает обусловлена острой недостаточностью гипофизарно-надпочечниковой системы, токсическим миокардитом, параличом дыхательных мышц, асфиксией вследствие стеноза гортани.

После перенесенной болезни остается стойкий иммунитет, который имеет антитоксический характер. После иммунизации длительность иммунитета 3-5 лет. В последние годы дифтерия возникает у двух категорий лиц с разной степенью невосприимчивости. У детей, которые не прививались и не приобрели иммунитета в процессе естественной иммунизации, дифтерия протекает тяжело, нередко в виде токсических форм с тяжелыми осложнениями. У привитых детей дифтерия протекает в легкой форме, диагностика которой вызывает затруднения.

Таким образом, дифтерия является одним из наиболее опасных заболеваний в детском возрасте.

источник

Дипломная работа

Студентка 4 курса 1группы

по специальности лечебное дело

Сафарова Лейла Мустафаевна

Панащатенко Светлана Флюровна

Глава I. Теоретические, научно-методические основы изучения дифтерии.

1.1 Исторические данные о заболеваемости дифтерии…………………..

1.4 Патогенез и патологическая анатомия………………………………….

1.5 Клинические проявления…………………………………………………

1.6 Диагностика.

1.8 Исход и прогноз. ……………………………………………………………

РАЗДЕЛ 2. Изучение и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге инфекции согласно СП 3.1.2.3109-13 «Профилактика дифтерии»

РАЗДЕЛ 3. Исследовательская работа

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В настоящее время эпидемиологическая ситуация по инфекционным заболеваниям во всем мире характеризуется довольно высокой напряженностью. Человечество вступает в третье тысячелетие с массой новых и старых нерешенных вопросов в области профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Инфекционные болезни остаются одной из наиболее частых причин высокой заболеваемости и смертности населения.

Несмотря на прогресс современной медицины, по-прежнему актуальным остается такое заболевание как дифтерия особенно опасно это заболевание для детей в связи с морфо-функциональной незрелостью детского организма.

Дифтерия на сегодняшний день регистрируется изредка, но следует знать не только методы ее лечения и уметь распознавать ее в случае заражения и знать методы профилактики.

Объектом исследования являются : статистические анализы отчетных данных МБУЗ «ЦРБ» г. Сальск за 2013 и 2014 годы по заболеваемости дифтерией и анализ иммунологической прослойки против дифтерии.

Предмет исследования: клиника, диагностика, лечение и методы предупреждения дифтерии.

1.Изучить теоретические основы патогенеза, клинические проявления дифтерии, диагностику, основные методы лечения и проведение профилактических мероприятий.

2.Проанализировать заболеваемость дифтерии в 2013-2014 гг. по Сальскому району.

3.Проанализировать противоэпидемические и профилактические мероприятия при дифтерии.

4. Роль фельдшера в проведении противоэпидемических мероприятий в очаге дифтерии, необходимость проведения своевременной иммунопрофилактики.

1.Разработать и предложить рекомендации по вакцинопрофилактике дифтерии .

РАЗДЕЛ I. Теоретические, научно-методические основы изучения дифтерии.

Исторические данные о дифтерии.

Эпидемия дифтерии была известна еще Гиппократу. Первое достоверное описание дифтерии принадлежит историку-врачу Аретею, жившему в I веке нашей эры. Эта инфекция описывалась под разными названиями: египетская или сирийская болезнь, чумная язва глотки, злокачественная ангина, трахеальная ангина, удушающая болезнь, болезнь дыхательной трубки и т. д. С XVIII века по настоящее время применяется термин «круп» при поражении дифтерийным процессом гортани. Существует мнение, что родиной дифтерии является Азия, откуда она проникла в Европу и постепенно распространилась по всему земному шару. Известны обширные эпидемии дифтерии в XVII и XVIII столетиях, наводившие ужас на население Европы, особенно Италии и Испании. В XVIII веке дифтерия появилась в Англии, Германии, Голландии, Швейцарии, Северной Америке. С первой половины XIX века эпидемии дифтерии регистрировались почти во всех странах мира с высокой детской смертностью.

Дифтерия — это острое инфекционное заболевание, характеризующееся особым воспалением оболочек рото- и носоглотки, гортани (с образованием плотных налетов в виде пленок), а также явлениями общей интоксикации (отравления) организма и поражением сердечно-сосудистой, нервной и выделительной систем. Повреждающее действие дифтерии на органы и ткани обусловлено токсином (ядом), выделяемым возбудителем заболевания в месте его внедрения. Наиболее часто заболевают дифтерией дети в возрасте от 4 до 6 лет.

источник

ist.na5bal.ru > Документы > Методическая разработка
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Медицинский колледж имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы»
Методическая разработка теоретического занятия

«Дифтерия у детей»
ПМ.02 «Лечебная деятельность»

МДК.02.04. «Лечение пациентов детского возраста».

Специальность 060101 Лечебное дело

Автор: Ефимова И.А.,преподаватель клинических дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ»

Методическая разработка на тему «Дифтерия у детей» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 3 курса специальности 060101 Лечебное дело в рамках профессионального модуля ПМ.02 «Лечебная деятельность» в МДК.02.04. «Лечение пациентов детского возраста».

Данное занятие способствует формированию компетенций будущего специалиста.

  1. Профессиональные:
  • ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
  • ПК 1.5. Проводить комплексную диагностику состояния здоровья ребёнка.
  • ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
  • ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
  • ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.
  1. Общие:
  • ОК.1 — Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК.3 — Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК.4 — Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК.5 — Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК.9 — Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Теоретический курс МДК.02.04 «Лечение пациентов детского возраста» призван обеспечить студентам следующие знания:

  • основные факторы риска развития болезни в разные возрастные периоды;
  • основные клинические диагностические критерии;
  • основы лабораторной диагностики;
  • основные закономерности течения заболевания
  • возможные осложнения и их причины
  • принципы и особенности лечения;
  • принципы профилактики в разные возрастные периоды;

Теоретическое занятие построено традиционно, содержит информационный блок, сопровождаемый презентацией. Блок контроля, включающий вопросы для устного опроса по предыдущей теме, а также вопросы для закрепления материала в конце занятия. Большое количество иллюстраций должно способствовать формированию интереса к изучаемой теме, и как следствие, формирование прочных теоретических знаний.
Организационно-методический блок

Тема занятия : «Дифтерия у детей»

Продолжительность занятия – 2 академических часа

Место проведения – лекционная аудитория

Общие цели занятия:

  1. Студент должен знать этиологию, патогенез, клинические особенности и возможные осложнения дифтерии.
  2. Студент должен уметь выделить основные диагностические критерии заболевания, поставить диагноз в связи с классификацией и назначить лечение в соответствии с основными принцами лечения.
  3. Студент должен уметь составить план действий для профилактики заболевания и его распространения.

Конкретные цели занятия:

Студент должен уметь:

  • выделить основные диагностические критерии заболевания,
  • поставить диагноз в соответствии с классификацией
  • назначить лечение в соответствии с основными принципами лечения.
  • составить план действий для профилактики заболевания и его распространения

Студент должен знать:

  • причины заболевания
  • классификацию
  • клинические признаки дифтерии
  • принципы лечения
  • основы профилактики

Мотивация

Изучаемое заболевание известно очень давно. Опустошительные эпидемии дифтерии, жертвами которых, главным образом, являются дети, описаны во многих странах на протяжении всей истории.

К сожалению дифтерия известна тем, что смертность от нее была чрезвычайно высокой, достигала 100% среди детей. Заболеваемость периодически значительно возрастает и в наши дни. Это диктует необходимость изучения данной патологии, ее закономерностей, ради того, чтобы правильно и своевременно контролировать ситуацию, а в лучшем случае заболевание предупредить.

Фельдшер скорой помощи или ФАПа в любой момент может оказаться перед необходимостью оказания неотложной помощи задыхающемуся ребенку или спасать больного дифтерией от тяжелейших осложнений. Знания закономерностей течения дифтерии, принципов ее лечения и профилактики становятся просто необходимыми.
Междисциплинарные связи

Дисциплина Необходимые знания
Анатомия и физиология Строение слизистых, гортани
Латинский язык Терминология
Фармакология Лекарственные средства
Микробиология Характеристики и особенности возбудителя
Инфекционные болезни Закономерности инфекционных болезней
Пропедевтика клинических дисциплин Особенности осмотра и обследования ребенка
Здоровый человек и его окружение Особенности развития ребенка, его органов и систем
Диагностика детских болезней Особенности диагностики тяжести состояния, дыхательной и сердечной недостаточности
Практическая деятельность фельдшера СС и НМП Определение тактики фельдшера при оказании помощи ребенку
Лечение пациентов детского возраста Особенности лечения детей при различной патологии

Материально-техническое оснащение занятия:

Наглядные таблицы, экран, указка, проектор, компьютер.

Методическое оснащение занятия:

Методическая разработка, мультимедийная презентация

А.М. Запруднов, К.И .Григорьев «Педиатрия с детскими инфекциями. Учебник для медицинских училищ и колледжей». «ГЭОТАР-Медия». 2012 стр 438- 444

Методы и приемы:

  1. Контроль исходного уровня (устный опрос)
  2. Объяснение нового материала
  3. Демонстрация мультимедийной презентации
  4. Использование наглядных таблиц
  5. Контроль усвоения лекционного материала

Домашнее задание:

  1. .Прочитать раздел учебника
  2. Прочитать рассказ М.Булгакова «Стальное горло»
  3. Продолжаем писать учебник: вписать раздел «Дифтерия»
  4. Составить дифференциально-диагностическую таблицу « Ложный и истинный круп», «Токсическая дифтерия зева и эпидемический паротит».

теоретического занятия по теме:

Контроль исходного уровня знаний.)
Вопросы для опроса в начале занятия, по предыдущей теме

    1. Какие характеристики необходимо дать сыпи?
    2. Какая сыпь типична для ветряной оспы?
    3. Чем характеризуется сыпь при кори?
    4. Чем сыпь при краснухе отличается от других?
    5. Дайте характеристику сыпи при скарлатине.

    Вопросы для опроса по ходу занятия

    1.Что такое экзотоксин? Чем он отличается от эндотоксина?

    2. Ложный круп – при каком заболевании у детей возникает? Каков его патогенез?

    3. Признаки дыхательной недостаточности

    4. Карантин — что это такое? Какова его продолжительность?

    5. Вакцины и сыворотки – в чем между ними принципиальная разница? Область и цель применения?

    Вопросы в конце занятия

      1. Специфические, наиболее характерные, проявления дифтерии?
      2. Какие осложнения угрожают жизни больного?
      3. В чем заключается этиотропное лечение?
      4. В чем заключается специфическое лечение дифтерии?
      5. Почему противодифтерийную сыворотку нужно вводить по методу Безредки?
      6. Длительность карантина при дифтерии?
      7. Продолжительность изоляции больного?

    Информационный блок

    Дифтерия – острое инфекционное заболевание.

    Название происходит от греческого слова difhtera – кожа, пленка, так как в месте размножения возбудителя образуется плотная, серовато-белого цвета пленка.

    О дифтерии часто упоминают в художественной литературе отечественные (Булгаков, Чехов) и зарубежные писатели 18-20 веков.

    Ее называли «петлей удавленника» или «смертельной язвой глотки».

    В изучении дифтерии можно выделить 3 этапа:

    1 – от древности до открытия противодифтерийной сыворотки. Характерны высокие показатели заболеваемости и высокая летальность — 70-80%, при токсических формах 100%. Особенно у детей раннего возраста.

    2 – со времени получения сыворотки до открытия анатоксина (1923 год). Летальность снизилась, но заболеваемость была высокой – 200-300 / 100 тысяч населения.

    3 – с момента введения активной иммунизации до настоящего времени.

    После введения поголовной вакцинации – середина 20 века — отмечено резкое снижение заболеваемости. С 90-х годов поголовная вакцинация отменена. В 1990-1992 годах заболеваемость выросла в 8,5 раз, в последующие годы в Москве почти в 30 раз. Этому способствовали социальные причины, большая миграция населения, снижение иммунной прослойки. Носительство патогенной бактерии выросло на 25%.

    Возбудитель дифтерии – токсигенная коринебактерия дифтерии.

    В 1883 году немецкий бактериолог Эдвин Клебс обнаружил возбудителя в пленках из ротоглотки. Через год в 1884 году другой немецкий бактериолог Фридрих Август Иоганн Леффлер получил возбудителя в чистой культуре.

    По имени авторов возбудитель называется дифтерийная палочка Клебса – Леффлера, у нас принято BL.

    Коринебактерия представляет собой прямые или слегка изогнутые палочки с расширением и заострением на концах. Они неподвижны, не образуют спор и капсул.

    Возбудитель является аэробом или факультативным анаэробом. Устойчив к высушиванию. Является гетеротрофом – т.е. требует для роста органические вещества, поэтому питательные среды для его выращивания содержат животный белок – кровь, сыворотку.

    Устойчивость во внешней среде высокая – коринебактерия сохраняется в пленках, капельках слюны, на ручках дверей, детских игрушках до 15 дней. В воде и молоке – до 20 дней. В высохшей слизи сохраняется несколько недель.

    Устойчивость возрастает в холодное время – на предметах обихода в холодное время могут сохраняться до 6 месяцев.

    Погибает от солнечного света, высокой температуры – кипячение 1 минута, дез.средств -10% перекись водорода – 3 минуты.

    Коринебактерия вырабатывает экзотоксин, который и определяет тяжесть заболевания. Дифтерийный токсин – белок, обладающий антигенными свойствами. Известны несколько фракций токсина:

    Некротоксин – вызывает некроз тканей, повреждение сосудистой стенки, в результате чего жидкая часть крови попадает в ткани.

    (Гемолизин, ферменты)
    Источник дифтерии – только человек — больной или носитель. Количество носителей в сотни раз превышает число заболевших. В очагах инфекции выявляется 10% и более «здоровых» носителей. И даже в период эпидемического благополучия встречается достаточное число носителей токсигенной палочки.

    Путь передачи – воздушно-капельный, но может быть через предметы обихода, через третьих лиц, продукты, особенно в холодное время.

    Иммунитет после перенесенного заболевания стойкий антитоксический.

    Входные ворота — слизистая зева, верхних дыхательных путей, глаз, раневая поверхность кожи.

    После попадания коринебактерии в организм человека в области входных ворот возбудитель размножается, выделяет экзотоксин. Под действием токсина возникает некроз эпителия слизистых оболочек . Увеличивается проницаемость сосудов, появляется жидкий экссудат, богатый белком. Белок свертывается, образуя на поверхности слизистой оболочки характерный фибринозный налет.

    Слизистая ротоглотки выстлана многослойным плоским эпителием, фибринозный выпот пронизывает всю толщу слизистой оболочки и оказывается плотно спаян с подлежащими тканями. При попытке снять фибринозную пленку появляется кровоточивость подлежащих тканей.

    На слизистой с однослойным эпителием (гортань, трахея, бронхи) образующаяся пленка легко отделяется и может механически закупоривать просвет.

    Экзотоксин поступает в кровоток, вызывая интоксикацию, поражение сердца, почек, нервной системы, надпочечников. Поражение лимфатических сосудов приводит к нарушению оттока лимфы и отеку тканей.

    Классификация — существующая классификация учитывает:

    — локализацию процесса (ротоглотка, нос, глаз, гортань, кожа и т.д.)

    — распространенность поражения (один орган — локализованная форма, с поражением соседних органов – распространенная, с поражением отдаленных органов – комбинированная),

    -тяжесть течения – легкая, средней тяжести, тяжелая

    Инкубационный период – 2-10 дней (в среднем 7 дней).

    Клинические формы определяются локализацией патологического процесса (зев, нос, глаз, гортань, кожа, половые органы).

    Наиболее частая форма (90-95%) – дифтерия зева.

    Различают локализованную (легкую), распространенную (среднетяжелую) и токсическую (тяжелую) формы.

    Локализованная форма характеризуется тем, что налеты не выходят за пределы миндалин. Налеты плотные, гладкие, серовато-белые с перламутровым блеском, тесно спаяны с подлежащими тканями, снимаются с трудом. После снятия налета подлежащие ткани кровоточат.

    Пленка может располагаться в виде островков или сплошь покрывать часть или всю поверхность миндалин.

    Общее состояние ребенка – температура высокая, субфебрильная или нормальная. Симптомы интоксикации выражены умеренно — головная боль, недомогание, снижение аппетита, бледность. Обязательно боль в горле, увеличение регионарных лимфоузлов.

    Распространенная форма характеризуется распространением налетов за пределы миндалин на дужки, язычок, стенки глотки. Интоксикация, гиперемия и отечность миндалин выражены более значительно.

    Токсическая форма (тяжелая) характеризуется массивными распространенными налетами, переходящими с миндалин на твердое и мягкое небо, выражены гиперемия и отек ротоглотки, тяжелая интоксикация. Температура резко повышена (до 41 градуса). Отмечается повторная рвота, бледность, головная боль, слабость. Периоды возбуждения сменяются снижением активности и заторможенностью.

    Для токсической формы дифтерии типичен отек подкожной клетчатки шеи.

    В зависимости от распространенности отека подкожной клетчатки шеи выделяют степени тяжести токсической формы:

    При первой степени — отек доходит до середины шеи

    При второй степени – до ключицы

    При третьей степени – ниже ключиц (второе-третье ребро)
    Отмечаются изменения со стороны сердца – на 5-20 день развивается миокардит (Кстати, миокардит как заболевание впервые был описан у дифтерийного больного). Со стороны сердца – тахикардия, расширение границ сердца, глухость сердечных тонов, снижение АД.

    Могут отмечаться адинамия. Бред.

    Дифтерия гортани – истинный дифтерийный круп

    Общая интоксикация выражена умеренно. Тяжесть состояния определяется степенью стеноза гортани.

    Характерно – постепенное развитие основных симптомов в течение нескольких дней.

    В начале температура невысокая, кашель, затем осиплость голоса, которая прогрессивно нарастает.

    Кашель в начале влажный, затем грубый, лающий. Через 1-3 дня развивается афония .

    Кашель становится беззвучным. Усиливается интоксикация, нарастает гипоксия.

    Через 2-3 дня развивается асфиксия – беспокойство, потливость, цианоз, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы нарастают. Постепенно сознание затемняется, развивается сердечная недостаточность, судороги. Остановка сердца.

    Наиболее характерна для детей раннего возраста, может быть и у новорожденных. Развивается постепенно. Общее состояние удовлетворительное, температура нормальная или слегка повышена. Затруднено носовое дыхание, сукровичное отделяемое из одной половины носа. Затем выделения становятся слизисто-гнойными или гнойно-кровянистыми. При осмотре ЛОР врачом (с помощью инструментов) – отек, пленки, сужение носового хода.

    Чаще односторонний процесс. На конъюнктиве специфические пленки, отек век с сужением глазной щели. Общее состояние удовлетворительное.

    Пленка и отек на месте царапины, раны, опрелостей. Чаще у детей до года.

    Осложнения дифтерии чаще встречаются при токсической форме. Наиболее тяжелые – миокардит, инфекционно-токсический шок, полирадикулоневрит с развитием периферических парезов и параличей.

    На 2-3-й день развивается острая надпочечниковая недостаточность – резкая бледность, адинамия, тахикардия, нитевидный пульс, резко снижается АД. Возможна гибель в состоянии коллапса.

    Токсический нефроз – раннее осложнение. Проявляется альбуминурией, цилиндрурией. Течение благоприятное.

    Миокардит возникает в конце первой – на второй неделе. Расширяются границы сердца, нарушается сердечный ритм – тахикардия, брадикардия, аритмия. Глухость сердечных тонов. Развивается сердечная недостаточность – увеличиваются размеры печени.

    Обратное развитие симптомов в течение 1-2 месяцев на фоне лечения.

    Одновременно с миокардитом появляются ранние параличи с поражением черепных нервов – парез мягкого неба, который приводит к его неподвижности, гнусавости. Пациент поперхивается во время еды. Развивается парез аккомодации.

    После 3-й недели развивается полирадикулоневрит – периферические вялые параличи, снижаются сухожильные рефлексы, чаще нижних конечностей. Поражаются мышцы шеи, туловища и конечностей. Изменения носят обратимый характер. Их опасность заключается в возникновении тяжелых нарушений функций органов и систем. Особенно опасны параличи глотательной и дыхательной мускулатуры, диафрагмы. Может присоединиться пневмония, которая ускоряет печальный финал.

    Лабораторная диагностика заключается в бактериологическом исследовании слизи из зева и носа. Мазок берется с границы налета, а не с его поверхности.

    Серологическое исследование крови позволяет выявить противодифтерийные антитела.

    Основная задача – нейтрализовать токсин (введение сыворотки) и уничтожить возбудителя (антибиотики)

    Успех лечения зависит от специфического лечения – своевременного введения антитоксической противодифтерийной сыворотки — максимально раннее применение сыворотки (в первые 3 дня болезни).

    Создал антитоксическую противодифтерийную сыворотку немецкий врач Эмиль Адольф фон Беринг в 1892 году и использовал ее для лечения в 1894 году.

    За спасение детей в 1901 году Берингу была присуждена первая Нобелевская премия по физиологии и медицине «За работу по сывороточной терапии, главным образом за ее применение при лечении дифтерии, что открыло новые пути в медицинской науке и дало в руки врачей победоносное оружие против болезни и смерти».

    Сыворотка получена из крови лошадей, гипериммунизированных дифтерийным анатоксином.

    — доза сыворотки зависит от формы дифтерии, колеблется от 10 до 120 тысяч АЕ

    — кратность введения сыворотки зависит от формы болезни – введение может быть однократным, при токсической форме – каждые 12 часов.

    Сыворотка является лошадиной, содержит чужеродный для человека белок и естественно может давать тяжелые аллергические реакции, вплоть до анафилактического шока.

    Александр Михайлович Безредка – французский микробиолог и иммунолог, разработал метод введения сыворотки, который стал классическим и в мировой литературе связывается с его именем, методом теперь широко пользуются в мире с целью профилактики аллергических реакций.

    Первое введение – разведенная в 100 раз сыворотка вводится внутрикожно – 0,1 мл.

    Оценивается местная реакция – если она менее 1 см, то

    Второе введение — через 20 минут — неразведенная сыворотка вводится подкожно 0,1 мл,

    Третье введение – через 30-60 минут полная доза внутримышечно.

    Сыворотка вводится внутримышечно в верхнюю треть передне-наружной поверхности бедра или ягодицу.

    Посиндромная (симптоматическая) терапия – жаропонижающие, полоскание зева антисептиками.

    При крупе в случае неэффективности консервативного лечения показана интубация трахеи или трахеостомия.

    Динамическое наблюдение. Постельный режим (7-45 дней).

    Кормить и поить в положении лежа. Может быть кормление через зонд (боли, невозможность глотания). Пища жидкая, полужидкая. При парезе мягкого неба – (гнусавость голоса, поперхивание) – кормить очень осторожно во избежании аспирации пищи.

    При крупе – обеспечить покой, длительный сон, свежий воздух (проветривание). Гигиена носоглотки и полости рта.

    Раннее выявление больных и носителей. Их изоляция.

    Выписка выздоровевших (прекращение изоляции) — после 2-х отрицательных бактериологических анализов (с интервалом 2 дня через 2-3 дня после окончания курса антибактериальной терапии).

    Носители выписываются после курса антибактериального лечения и 2-х кратного отрицательного обследования (с интервалом 2 дня через 2-3 дня после окончания курса антибактериальной терапии)

    Массовая вакцинация в СССР начата в 1959 году. Заболеваемость дифтерией к 1966 году по сравнению с 1958 снизилась в 45 раз и составила 0,7 на 100 000 населения. Далее снижение объема прививок привело к тому, что в 1993-1996 годах Россию охватила эпидемия дифтерии – болели взрослые, в основном непривитые, и дети. В 1994 году зарегистрировано почти 40 тысяч больных. Поэтому возобновлена массовая вакцинация. В 2000-2001 гг охват детей прививками в установленные сроки составил 96%, а ревакинацией 94%. Благодаря этому уровень заболеваемости дифтерией в 2001 году снизился в 15 раз по сравнению с 1996 годом.

    Для того, чтобы довести уровень заболеваемости до единичных случаев, необходимо охватить вакцинацией не менее 97-98% детей первого года жизни и обеспечить в последующие годы массовую ревакцинацию.

    Активная иммунизация – вакцина АКДС (коклюшно-дифтерийно-столбнячная), которая содержит дифтерийный анатоксин=обезвреженный токсин. Поэтому иммунитет будет антитоксическим.

    Вакцина АКДС вводится внутримышечно в среднюю треть передне-наружной области бедра в дозе 0,5 мл (детям до 3-х лет). Не рекомендуется введение в ягодичную область в раннем возрасте в связи с высоким риском механического или воспалительного повреждения седалищного нерва и крупных сосудов.

    Сроки вакцинации (трехкратной) – 3месяца,4,5месяца и 6 месяцев

    Сроки ревакцинации – 18 месяцев, 7 лет (без коклюшного компонента – АДС)

    Взрослым ревакцинация проводится каждые 10 лет

    Кроме вакцины АКДС сейчас используются импортные вакцины Инфанрикс – аналог АКДС производства Бельгии, и Пентаксим (КДС+полиомиелит+гемофильная инфекция) производства Франции

    До госпитализации источника – текущая дезинфекция, после – заключительная.

    Ежедневный 2-х кратный осмотр контактных с термометрией.

    Однократное бактериологическое обследование контактных не позже 48 часов с момента изоляции больного.

    Осмотр ЛОР-врачом контактных.

    В очаге немедленная иммунизация непривитых с 3-х месячного возраста.

    Добиться полной ликвидации дифтерии в настоящее время вряд ли возможно из-за распространенного носительства токсигенных и нетоксигенных дифтерийных бактерий.

    Внимание! Подведение итогов!

    Для фельдшера особенно важно суметь поставить диагноз на основании клинических признаков. От этого зависит его тактика.

    Поэтому, глядя на экран попытайтесь решить вопрос о том, какие клинические признаки соответствуют дифтерии. Дайте объяснения.

    Ответьте на следующие вопросы, которые помогут вам отличить ложный круп от истинного.

    источник

    Название этапа Время (мин.) Цель этапа Описание этапа Методы контроля
    Деятельность преподавателя Деятельность студентов
    1. Организационный этап 3 Создание ориентировочных основ Объявляет тему занятия, ставит его цели и задачи, проверяет присутствующих Слушают, конспектируют, воспринимают и осознают познавательные задачи Наблюдение за внимательностью

    обучающихся.- Отметка в журнале возможного отсутствия студентов

    2. Мотивационный этап 3 Активизация познавательной деятельности студентов Объясняет необходимость изучения и усвоения данной темы, раскрывая практическую значимость приобретаемых на занятии знаний и умений Слушают, осознают, конспектируют Наблюдение за внимательностью

    и заинтере-сованностью студентов

    3. Оценка исходного уровня знаний 7 Контроль исходного уровня знаний Задает вопросы по пройденному материалу.

    Комментирует правильный вариант решения

    Отвечают устно на вопросы Слушает и комментирует ответы студентов.

    Выставление оценок

    4. Изучение нового материала 60 Получение новых знаний по теме занятия Излагает новый материал, демонстрирует электронную презентацию Слушают, конспектируют Наблюдение за внимательностью

    обучающихся

    5. Контроль полученных знаний 10 Оценка усвоения студентами полученных знаний Показывает иллюстрации для проведения диф.диагноза. Комментирует ответы студентов Отвечают на вопросы, Оценка усвоения студентами полученных знаний
    6. Рефлексия, ответы на вопросы студентов 4 Анализ достижения целей занятия, разъяснение непонятных моментов Резюмирует результаты занятия, отвечает на вопросы студентов Высказывают свое мнение по поводу достижения целей занятия, задают вопросы Анализ мнения студентов по поводу достижения целей занятия
    7. Задание на следующее занятие 3 Обеспечение внеаудиторной деятельности студентов Излагает задание на следующее занятие Записывают задание на следующее занятие Запись в учебном журнале