Дифтерия. Этиология. Эпидемиология. Особенности течения на современном этапе. Классификация клинических форм. Задачи участкового врача по профилактике.
Дифтерия – острое антропонозное инфекционное заболевание, вызываемое токсигенными штаммами коринебактерии дифтерии, передающееся воздушно-капельным путем, характеризующееся местным фибринозным воспалением, преимущественно слизистых рото- и носоглотки, а также явлениями общей интоксикации и поражением внутренних органов (особенно сердца, почек и нервной системы).
Этиология: Corynebacterium diphtheriae – Гр+ палочка, 3 биовара (mitis, gravis, intermedius), факторы патогенности (ФП): 1) дифтерийный экзотоксин – бинарный токсин, состоящий из А-фрагмента (подавляет синтез белка в клетках через фактор элонгации-2 – трансферазу, наращивающую полипептидную цепь на рибосоме; 1 молекула А-фрагмента вызывает гибель 1 клетки, 1 C.diphtheriae производит около 5.000 молекул/час) и В-фрагмента (связывается с поверхностными рецепторами мембраны клеток-мишеней и доставляет фрагмент А в цитозоль); 2) корд-фактор (димиколат треголазы) – способствует адгезии МБ; 3) ряд ферментов (гиалуронидаза, нейраминидаза, фибринолизин).
Эпидемиология: антропоноз; источник – больной любой клинической формой дифтерии или бактерионоситель токсигенных штаммов; механизм передачи – воздушно-капельный, очень редко – контактно-бытовой и алиментарный; индекс контагиозности 10-20%; характерна сезонность заболевания (осенне-зимний период); иммунитет нестойкий
Особенности течения дифтерии на современном этапе (у привитых):
— процесс, как правило, локализованный (обычно поражаются небные миндалины), тенденция к распространению обычно отсутствует
— миндалины гипертрофированы, умерено отечны, налеты чаще отсутствуют или приобретают вид штрихов, островков, редко – нежных пленок, которые легко снимаются, не оставляя после себя кровоточащей поверхности
— боль в горле незначительная
— температура тела нормальная или незначительно повышенная
— состояние больных не нарушено, общая интоксикация слабо выражена
Классификация клинических форм дифтерии:
По типу: типичная и атипичная (катаральная, бактерионосительство)
1. Дифтерия частой локализации:
а) дифтерия зева (ротоглотки)
2. Дифтерия редкой локализации:
б) дифтерия наружных половых органов
д) дифтерия внутренних органов
По распространенности: локализованная и распространенная
Задачи участкового врача по профилактике дифтерии:
а) неспецифическая профилактика — организация и осуществление территориального эпиднадзора за дифтерийной инфекцией, локализация и ликвидация очага инфекции; в очаге инфекции госпитализируют больных дифтерией, детей с подозрением на дифтерию и бактерионосителей токсигенных коринебактерий, затем проводят заключительную дезинфекцию. В отношении контактных:
1) карантин на 7 дней с ежедневным медицинским наблюдением, бактериологическое обследование (однократный посев слизи из зева и носа на коринебактерий), осмотр ЛОР врача (однократно)
2) немедленная иммунизация в зависимости от их вакцинального статуса: вакцинированным, получившим последнюю дозу анатоксина более 5 лет назад, вводят 1 дозу АДС-М (АД-М); не привитым, а также лицам с неизвестным прививочным анамнезом, анатоксин вводят 2-кратно с интервалом 30 дней. Дети, правильно вакцинированные против дифтерии, получившие последнюю дозу анатоксина менее 5 лет назад, ревакцинации по контакту не подлежат.
3) химиопрофилактика: эритромицин (в возрастной дозе) или бензил-пенициллин в/м однократно 600 000 ЕД (детям до 6 лет) или 1 200 000 ЕД (контактным старшего возраста)
б) специфическая профилактика – охват вакцинацией в декретированные сроки 95% детского населения предупреждает эпидемическое распространение дифтерии (используют: АКДС вакцину — адсорбированную коклюшно-дифтерийно-столбнячную, АДС анатоксин — адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин, АДС-М анатоксин — адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин с уменьшенным содержанием антигенов, АД-М анатоксин — адсорбированный дифтерийный анатоксин с уменьшенным содержанием антигена). Вакцинацию АКДС проводят детям с 3-месячного возраста, курс – 3 в/м инъекции в дозе 0,5 мл каждая с интервалом 30 дней между прививками (одновременно с введением оральной полиомиелитной вакцины).
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 20 ; Нарушение авторских прав
источник
Цели занятия: Изучение темы «Дифтерия» необходимо в целях раннего выявления больных и их госпитализации, своевременного проведения лечебных и профилактических мероприятий. Врач любой специальности должен диагностировать дифтерию на основании клинико-эпидемиологических данных, оценить степень тяжести заболевания, назначить обследование, знать профилактические мероприятия.
Продолжительность занятия: 4 академических часа.
Место проведения занятия: учебная комната на базе инфекционного отделения ГКБ № 8, отделение для больных дифтерией.
Материальное оснащение – таблицы, слайды, тестовый контроль, фотоальбом, ситуационные задачи, информационная папка для самостоятельной работы студентов.
Хронометраж практического занятия
вводное слово преподавателя – 5 минут
тестовый контроль для определения исходного уровня знаний – 10 минут
разбор этиологии, эпидемиологии, патогенеза дифтерии – 20 минут
клиническая классификация – 10 минут
разбор клинических проявлений дифтерии в зависимости от формы заболевания – 25 минут
курация больных, работа с историями болезни – 40 минут
дифференциальная диагностика дифтерии – 15 минут
методы лабораторной диагностики дифтерии. Показания к обследованию на дифтерию – 15 минут
лечение дифтерии – 15 минут
разбор противоэпидемических мероприятий в очаге и методов профилактики дифтерии – 10 минут
решение ситуационных задач – 15 минут
подведение итогов занятия – 5 минут
4. Механизм патогенного действия дифтерийного токсина на организм.
5. Клиническая классификация дифтерии.
6. Клиника различных форм дифтерии.
7. Дифференциальная диагностика с заболеваниями, имеющими сходную клинику.
8. Лабораторные методы диагностики.
9. Осложнения дифтерии и ранние симптомы их проявления.
10. Принципы лечения дифтерии с учетом клинической формы и степени тяжести заболевания.
11. Противоэпидемические мероприятия в очаге.
I. ДИФТЕРИЯ РОТОГЛОТКИ (зева) (до 90%):
а) Субтоксическая (отек п/к клетчатки в области подчел. лимфоузлов);
б) Токсическая I степени (отек п/к клетчатки до середины шеи);
в) Токсическая II степени (отек п/к клетчатки до ключицы);
г) Токсическая III степени (отек п/к клетчатки ниже ключицы);
II. ДИФТЕРИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ:
а) Дифтерия гортани (круп локализованный);
б) Дифтерия гортани + трахеи (круп распространенный);
в) Дифтерия гортани + трахеи + бронхов (нисходящий круп).
III. ДИФТЕРИЯ РЕДКИХ ЛОКАЛИЗАЦИЙ:
1) Дифтерия глаза (конъюктивальная дифтерия);
2) Дифтерия слизистой оболочки рта (щек, подъязычной области, языка, губ);
5) Дифтерия пищевода и желудка.
б) Средней продолжительности (15-30 дней);
в) Затяжное (более 1 месяца).
V. КОМБИНИРОВАННАЯ ФОРМА Д.
При оценке степени тяжести учитывается выраженность общей интоксикации, локализация и распространенность местного процесса.
Легкая форма — локализованные формы Д. (кроме Д. гортани).
Средней тяжести — (распространенные формы Д., локализованная форма Д. гортани).
Тяжелые формы – (токсические формы Д. зева, распространенный и нисходящий круп, комбинированные формы Д.).
Клиническая характеристика дифтерии
Дифтерия ротоглотки (Т-38-39º в течение 1-3-х дней, боль при глотании не затрудняет прием пищи, неяркая гиперемия, умеренный отек миндалин и небных дужек, пленчатые налеты, умеренно увеличенные и слабо болезненные региональные лимфоузлы) налеты в начале формирования рыхлые паутинообразные или желеобразные, легко снимаются, сформированные налеты – плотные, снимаются с трудом и кровоточивостью.
Дифтерия носоглотки – кратковременное повышение температуры, затруднение носового дыхания, увеличение задне-шейных лимфоузлов, обнаружение налетов при задней риноскопии.
Дифтерия носа (катарально-язвенное воспаление или фибринозные пленки, изначально появляющиеся на перегородке носа).
Дифтерия глаз – резкий отек век, обильное слизисто-гнойное отделяемое, гиперемия конъюнктивы, пленка на конъюнктиве одного или обоих век.
Дифтерия гениталий – катарально-язвенный или фибринозно-некротический уретрит или вульвит
Дифтерия пищевода и желудка – фиброзно-некротический эзофалит и гастрит.
Дифтерия ротоглотки – умеренная интоксикация, Т-38-39º — 3-5 дней, налеты распространяются на небные дужки, нижние отделы мягкого неба, боковые и заднюю стенку глотки, умеренный региональный лимфаденит, токсического отека нет.
Дифтерия носа – распространение налетов в придаточные пазухи носа.
Дифтерия глаз – кератоконъюнктивит
Дифтерия гениталий – налеты за пределами вульвы и головки полового члена.
Дифтерия ротоглотки – Т-39-40º — 4-5 дней, слабость, головная боль, артралгии, боли в мышцах, тошнота и рвота, бледность кожи, может быть делирий, гипотония. Болевые симптомы появляются рано, их количество соответствует степени тяжести (боль при глотании, болевой тризм, болезненность в области лимфоузлов, боль в области шеи).
В 1-2 сутки болезни появляетсятоксический отек ротоглотки с распространением на твердое небо и гортаноглотку; при гипертоксической форме – приводит к развитию фарингеального стеноза. Фибринозные налеты на миндалинах и за их пределами на местах токсического отека, при III и гипертоксической – с геморрагическим пропитыванием. Тонзиллярные лимфоузлы болезненные, плотные, их размеры до 3-5 см.
Токсический отек п/к клетчатки появляется на 1-2 сутки. При III степени и гипертоксический отек быстро распространяется не только вниз до ключицы и ниже, но и на лицо и спину, плотный, геморрагии на коже. При этой форме развиваются токсические осложнения.
Токсические формы других локализаций – интоксикация, отек подкожной клетчатки вокруг очага фиброзно-некротического воспаления и над региональным лимфоузлом; токсические осложнения.
4. Дифтерийный круп – у детей старшего возраста и взрослых – кашель и осиплость голоса в течение 6-8 дней, формирование пленок в дыхательных путях, но стенотического дыхания нет. Дыхательная обструкция знаменует начало предасфиктической фазы, поначалу имеет приступообразный характер, затем становится постоянной – эта фаза длится 2 суток, в конце ее – асфиксия.
У детей раннего возраста – кашель и осиплость (катаральная стадия – 1-3 дня) → стенотическая стадия 2-3 дня → асфиксия через 5-6 дней от начала болезни.
5. Атипичная форма Д. Дифтерия кожи (раны) – корки, плотный отек вокруг раны, флегмона с отсутствием гноя, обнаружение возбудителя дифтерии.
Коэффициент тяжести – удельный вес тяжелых форм Д. – все токсические формы, дифтерийный круп, дифтерия кожи (раны) с большой площадью поражения и (или) отеком, комбинированные формы, включающие хотя бы одну тяжелую. Группа риска по тяжелым осложнениям и летальности – токсическая Д. II, III степени тяжести, гипертоксическая, дифтерийный круп, дифтерия раны (кожи) с массивным поражением и отеком, комбинированные формы, включающие хотя бы одну из группы риска по летальности.
источник
Обеспечение системы взаимодействия ФАП с учреждениями санитарно эпидемиологического профиля, заполнение документации.
Дифтерия. Клинические проявления. Тактика фельдшера.
3. «Острый живот» в практике фельдшера. Критерии диагностики. Тактика фельдшера.
Структурные реформы в области правового регулирования сферы
Охраны здоровья.
Обеспечение системы взаимодействия ФАП с учреждениями санитарно эпидемиологического профиля, заполнение документации.
1) Взаимодействие осуществляется на основе принципов:
— общие цели и задачи при осуществлении функций по охране здоровья населения;
— обеспечения санитарно — эпидемиологического благополучия населения;
— единства в области охраны здоровья и профилактики заболеваний.
2) Целями совместной работы являются сохранение и укрепление здоровья населения, обеспечение его санитарно – эпидемиологического благополучия.
— Для достижения целей ставятся задачи профилактики массовых заболеваний и отравлений, связанных с воздействием факторов среды обитания на здоровье.
3) Основными направлениями взаимодействия являются:
— профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний;
— профилактика неинфекционных заболеваний и отравлений людей;
— профилактика воздействия на население излучения;
— обязательное медицинское страхование населения;
— подготовка медицинских кадров;
— гигиеническое обучение и образование населения.
Дифтерия. Клинические проявления. Тактика фельдшера.
Дифтерия — острое инфекционное заболевание, характеризующееся воспалением оболочек рото — и носоглотки, гортани (с образованием плотных налетов в виде пленок), а также явлениями общей интоксикации организма и поражением сердечно-сосудистой, нервной и выделительной систем.
Повреждающее действие обусловлено токсином, выделяемым возбудителем заболевания (дифтерийной палочкой) в месте внедрения.
— Появление плотных, серовато-белого цвета пленок, спаянных с тканью в месте размножения дифтерийных палочек. Если налет в пределах миндалин, это локализованная дифтерия ротоглотки (в виде островков и пленчатая, когда покрыта налетом вся миндалина), если выходит за пределы миндалин – распространенная.
— Увеличение регионарных лимфатических узлов (при пальпации — малоболезненны).
— Нарушение дыхания при поражении слизистой оболочки гортани с осиплостью голоса, до афонии, и лающим кашлем;
— Повышение температуры тела до 38-39°С, не соответствует тяжести проявлений дифтерии и чаще кратковременное (2-3 дня).
— бледность, вялость, повышенная утомляемость при небольшой физической нагрузке;
— гиперемия зева с цианотичным оттенком, отечность близлежащих тканей;
— тахикардия, не соответствующая температурной реакции организма;
Тактика фельдшера:
О заболевания дифтерией и менингококковой инфекцией фельдшер, в течение 2 часов сообщает по телефону, а в течение 12 часов посылают экстренное извещение в СЭС. Далее изоляция больного или бактерионосителя. Изоляция контактных производится до получения однократного отрицательного результата слизи из носоглотки. В очагах инфекции устанавливается медицинское наблюдение в течение 10 дней.
После выздоровления и отрицательного результата бакисследования слизи из носоглотки, проводимого не ранее чем через 3 дня после окончания терапии, больного выписывают.
Носители менигококка допускаются после отрицательного результата, проведенного не ранее чем через 3 дня после окончания санации.
До госпитализации больного сотрудники ФАП обеспечивают проведение противоэпидемических мероприятий в очаге — текущую дезинфекцию, отстранение контактных лиц от работы в пищевых, детских и лечебных учреждениях, изоляцию детей из коллективов.
Усиленное медицинское наблюдение направлено на выявление инфекционных больных среди контактных дома, по месту работы, учебы и т. д
Среди этих лиц в течение максимального инкубационного периода болезни проводят опрос, медицинское обследование, термометрию, лабораторные исследования и др.
3. «Острый живот» в практике фельдшера. Критерии диагностики. Тактика фельдшера.
«Острый живот» — это собирательное понятие, включающее в себя острые заболевания органов брюшной полости с угрозой развития перитонита, требующие экстренной госпитализации.
Могут быть травматические повреждения внутренних органов, острый воспалительный процесс органов брюшной полости (острый аппендицит, острый холецистит, острый панкреатит), прободение полого органа (перфоративная язва желудка и двенадцатиперстной кишки), ущемленные грыжи, острые желудочно-кишечные кровотечения, острые нарушения висцерального кровообращения.
Клиническая картина:
Характеризуется появлением постоянных или схваткообразных болей, тошнотой, рвотой, задержкой стула и газов (при непроходимости кишечника), возможен жидкий стул, напряжением мышц передней брюшной стенки («доскообразный живот» при прободной язве желудка и 12 п. кишки), перитонеальных симптомов (симптом Щеткина-Блюмберга). В разгар заболевания температура повышается до 39 — 40 град., появляется высокий лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы крови влево, ускоряется СОЭ.
Дата добавления: 2016-12-17 ; просмотров: 1442 | Нарушение авторских прав
источник
Учебно-целевая задача: используя диагностические алгоритмы, уметь диагностировать дифтерию, определить клиническую форму, степень тяжести, осложнения и назначить адекватное лечение; уметь вести диспансерное наблюдение.
Задание для самостоятельного изучения темы.
Пользуясь учебником, методическими указаниями и лекционным материалом для приобретения необходимых базисных знаний, усвойте к практическому занятию следующие разделы:
1. этиология, патогенез и симптоматология клинических форм дифтерии;
2. клинико-лабораторные критерии диагностики распознавания дифтерии и других инфекционных заболеваний, протекающих с поражением небных миндалин;
3. принципы этиотропной и патогенетической терапии больных дифтерией;
4. диспансерное наблюдение за военнослужащими переболевшими дифтерией;
5. объем и содержание неотложной помощи больным с подозрением на дифтерию в медицинском пункте полка.
Проверьте свои знания путем ответов на следующие вопросы:
— клинические формы дифтерии;
— клинико-лабораторные показатели, позволяющие поставить диагноз дифтерии;
— назовите другие инфекционные и неинфекционные заболевания при которых может наблюдаться «тонзиллярный» синдром;
— основные механизмы развития патологического процесса при дифтерии;
— основные принципы и средства этиотропной и патогенетической терапии больных различными клиническим формам и по тяжести течения дифтерии;
— средства патогенетического лечения, которые необходимо включить в комплексную терапию больных дифтерией;
— требования военно-врачебной экспертизы к переболевшим дифтерией.
Решение ситуационных клинических задач N 20,20*,20*,20*.
Материалы для самоподготовки к практическому занятию по этапам диагностики и лечения. С целью уяснения ориентировочной основы действий при обследовании больных дифтерией проанализируйте следующие алгоритмы, схемы и таблицы, расположенные в соответствии с поэтапным лечебно-диагностическим поиском.
— характер воспаления миндалин при дифтерии;
— дополнительные лабораторные исследования, которые могут быть проведены врачом части;
— нозологические формы с которыми следует дифференцировать дифтерию;
— основные требования к забору материала и посеву с небных миндалин для бактериологического исследования.
Группы тонзиллитов инфекционной и неинфекционной природы
Диагностика дифтерии зева по характеру воспаления
Алгоритм по определению клинической формы дифтерии зева по тяжести течения
— главные механизмы развития пленчатых налетов при дифтерии;
— клинико-лабораторные показатели, на основании которых можно поставить диагноз дифтерии;
— основные принципы и средства этиотропной и патогенетической терапии терапии;
— основные клинические критерии дифференциальной диагностики дифтерии от ангин и заболеваний, протекающих с синдромом тонзиллита.
Схема неотложной помощи при дифтерии в медицинском пункте полка.
* Примечание: Введение сыворотки 1/2 дозы внутривенно, 1/2 дозы внутримышечно после применения преднизолона на фоне капельного введения кристаллоидных растворов. При явлениях острой дыхательной недостаточности: ингаляция кислородом, промедол 1%- 1 мл внутримышечно, димедрол 1%- 1 мл внутримышечно, аминазин 2.5% — 2.0 мл внутримышечно. При асфиксии: интубация, трахеостомия, коникотомия. ЭВАКУАЦИЯ В ИНФЕКЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ГОСПИТАЛЯ (на носилках)
— возможные причины смерти при дифтерии зева;
— локализованные формы дифтерии, клинические признаки распространенной формы;
— клинические признаки дифтерии, протекающие с поражением дыхательных путей.
Алгоритм острых стенозов гортани при дифтерии
— обоснование необходимости назначения противодифтерийной сыворотки;
— продолжительность проведения лечения противодифтерийной сывороткой.
— критерии выздоровления и выписки переболевших из инфекционного отделения госпиталя;
— решение военно-врачебных экспертных вопросов в отношении военнослужащих перенесших дифтерию с осложнениями.
Задания для самоконтроля по клинической оценке лабораторных и других исследований.
Оцените анализ крови (4-й день заболевания) больных дифтерией: гемоглобина- 135 г/л, эритроцитов- 4.5х1012/л, лейкоцитов12,5х109/л, нейтрофилов- 80%, (палочкоядерных — 12%, сегментоядерных 68%,) эозинофилов — 1%, лимфоцитов — 11%, моноцитов- 8%, СОЭ 18 мм/ч.
Оцените вероятное осложнение у больного с дифтерией зева на 4-й день заболевания. Состояние больного среднетяжелое, тоны сердца глухие, пульс 100 ударов в минуту, артериальное давление 105/60; при физикальном обследовании- расширение границ сердца, на ЭКГ снижение вольтажа, отрицательный зубец Т, удлинение интервала PQ -0.18″, QRS -0.1″.
Оцените результаты бактериоскопического исследования мазка слизи с поверхности небных миндалин, проведенного на 3-й день болезни; у больного подозревают дифтерию зева (окраска по Леффлеру): обнаружены единичные полиморфные палочки с утолщением и более интенсивной окраской на концах.
Литература для самоподготовки
Иванов К.С., А.П. Казанцев Инфекционные болезни. Учебник. Л., ВМА им. С.М. Кирова, 1989, с.98-101.
Инфекционные болезни. Под ред. проы. Лобзина Ю.В., Учебник. С/Пб., 2000.
Руководство по инфекционным болезням. Под ред. проф. Лобзина Ю.В., проф.
Казанцева А. П. С/Пб., изд. Комета., 1997 с. 149-158.
Инструкция по эпидемиологии, клинике, лечению и профилактике дифтерии в Советской Армии и на Военно-Морском Флоте. М., Воениздат МО СССР, 1972.
Ляшенко Ю.И. Ангина. — Л.: Медицина, 1985. с. 108-111.
Ситуационные клинические задачи
Сержант К. заболел 3 дня назад, когда появилась общая слабость и незначительная боль в горле при глотании, продолжал выполнять служебные обязанности. Сутки назад отметил ухудшение самочувствия, которое выражалось в повышении температуры тела до 39 С, нарастании симптомов интоксикации (резкая головная боль, слабость, озноб, адинамия), усилении болей в горле при глотании.
Состояние больного ближе к среднетяжелому. Температура тела 40 оС. Кожа бледно-серого цвета, цианоз губ, отмечается асимметрия шеи справа в области углочелюстных лимфатических узлов. При фарингоскопии отмечается отек мягких тканей ротоглотки, миндалин (распространяется на дужки, язычок, мягкое небо). Слизистая оболочка над отечной тканью умеренно гиперемирована. Миндалины покрыты плотным налетом, распространяющийся на передние небные дужки.
Углочелюстные лимфатические узлы до 3-4 см, болезненные при пальпации. Пульс 110 ударов в 1 мин., ритмичный, слабого наполнения, одинаковый на обеих руках, АД 100/65 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены, на верхушке сердца нежный систолический шум. Границы сердца в пределах нормы. Легкие без особенностей. Живот мягкий, безболезненный. Со стороны других органов и систем без видимой патологии.
Физиологические отправления в норме.
1. Клинический диагноз болезни;
2. Лабораторные и функциональные диагностические исследования в медицинском пункте части;
3. Объем и содержание лечебной помощи в МПП;
4. Прогноз, критерии выздоровления и сроки выписки из госпиталя.
Прапорщик С. переведен из ОМедБ в инфекционное отделение госпиталя с диагнозом: Лакунарная ангина, среднетяжелое течение. Первичная.
Сопутствующий диагноз: Стрептодермия левой половины лица и носа.
Больной заболел 10 дней назад, когда на фоне небольшого субфебрилитета 37,5 оС и вполне удовлетворительного состояния отметил затрудненное носовое дыхание. На следующий день появились вначале слизистые, а через пару дней серозно-желтоватые выделения. Через 4 дня кожные покровы лица и преддверья носа покраснели, припухли, появились мокнущие корочки. Лечился амбулаторно. Проводимое лечение по поводу стрептодермии (присыпки, мази) эффекта не приносило. На 6-й день болезни состояние ухудшилось, температура тела поднялась до 38,0 оС, усилилась общая слабость и недомогание, присоединилась головная боль и боль в горле при глотании. Больной госпитализирован в терапевтическое отделение ОМедБ с диагнозом: Фолликулярная ангина. Стрептодермия лица. Назначено лечение: пенициллин 300.000 ЕД в/м через 4 часа, витамины и симптоматическая терапия. Состояние больного не улучшалось в связи с чем больной был переведен в окружной госпиталь.
Состояние больного среднетяжелое. Температура тела 39,2 оС. Кожные покровы бледные, мацерированные участки левой половины лица, на крыльях носа и преддверии носовых проходов сукровичные корочки. Слизистая оболочка передних небных дужек, миндалин и мягкого неба гиперемирована с синюшным оттенком. Язычок утолщен и сдвинут влево. Левая небная миндалина гипертрофированы (II степени), отечная, покрыта гнойным налетом. Правая небная миндалина гипертрофирована больше (III степени), закрывает половину зева, покрыта гнойным налетом с тенденцией распространения на переднюю небную дужку и язычок. Налет снимается с трудом, оставляя после себя кровоточящий дефект ткани. Углочелюстные лимфатические узды увеличены от 2 см до 3 см, эластичные, малоболезненные.
Пульс 100 ударов в 1 мин, аритмичный, слабого наполнения. АД 110/60 мм рт.ст. Тоны сердца приглушены, на верхушке систолический шум, границы сердца расширены. Дыхание везикулярное. Живот мягкий. Была однократная рвота. Печень, селезенка не увеличены. Физиологические отправления в норме.
1. Клинический диагноз болезни;
2. Состояние тяжести и патогенез основных расстройств;
3. Лабораторные и функциональные диагностические исследования в лечебном учреждении;
4. Объем и содержание медицинской помощи;
5. Прогноз, возможные осложнения, критерии выздоровления и сроки выписки из госпиталя.
Володя М., 10 лет, член семьи военнослужащего, болен 3 суток. Заболевание началось с общего недомогания, вялости, осиплости голоса, повышения температура тела. На следующий день присоединился сухой «лающий» кашель, температура тела повысилась до 38,0 оС, появились беспокойство, капризы. На 3 день болезни вызван врач части в связи с внезапным резким ухудшением состояния ребенка: появились беспокойство, голос стал беззвучным, дыхание затрудненным, одышка с участием в дыхании вспомогательных мышц, втягивание при вдохе над- и подключичных ямок, межреберных промежутков. Температура тела 39.0 С. Лицо покрыто холодным потом, губы цианотичны, чувство страха, тахикардия. При осмотре ротоглотки выявлена умеренная гиперемия и отек слизистых оболочек. Тоны сердца глухие. В легких ослабленное дыхание.
1. Клинический диагноз болезни;
2. Состояние тяжести и патогенез основных расстройств;
3. Объем, характер, последовательность неотложных мероприятий в медицинском пункте части;
4. Когда, куда и как (сидя, лежа) следует эвакуировать больного ребенка;
5. Прогноз, возможные осложнения в пути следования и неотложная помощь (какая, кто будет оказывать).
источник
Ребенок в период своего детства, роста и взросления подвержен очень многим опасным инфекциям, которые могут не только негативно сказаться на качестве его развития и здоровье, но и привести к летальному исходу. К таким опасным болезням относится и дифтерия. Дифтерией люди болеют в любом возрасте, но особенно она опасна у детей, т. к. их организм еще недостаточно крепок, чтобы противостоять опасной инфекции. Кроме того, дифтерия может привести к необратимым патологиям, круто изменить развитие ребенка, повлиять на качество его дальнейшей жизни. Поэтому тема данной работы актуальна, практически значима и полезна тем, что дает возможность изучить не только проблему, но и методы борьбы с нею.
Объект исследования: дифтерия.
Предмет исследования: клиника, диагностика, лечение и методы предупреждения дифтерии.
Цель исследования: определить клинические признаки, классификацию и методы предупреждения дифтерии, как опасного инфекционного заболевания у детей.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи: дать определение понятию дифтерии как острого инфекционного заболевания; выявить симптомы, течение и классификацию дифтерии; изучить методы диагностики, лечения и предупреждения дифтерии.
Методы исследования: аналитические, наблюдения и определения.
Работа базировалась на трудах: М.И. Гоголева, А.П. Казанцева, В.С. Матковского, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Т.Я. Чертока, И.Н. Алферовой, Р.В. Андреевой.
Таким образом, тема контрольной работы раскрыта на основе теории и практики медицинских методик.
Дифтерия — острая инфекционная болезнь, характеризующаяся токсическим поражением преимущественно сердечнососудистой и нервной систем, местным воспалительным процессом с образованием фибринозного налета.
Источником и резервуаром инфекции является только человек. Возбудитель локализуется преимущественно в носоглотке и верхних отделах респираторного тракта; передается воздушно-капельным путем. При заражении заболевают далеко не все инфицированные. У большей части формируется здоровое бактерионосительство. Наличие антитоксического иммунитета не препятствует фиксации и размножению возбудителя, хотя при этом и не возникает заболевания. В очагах дифтерии носителями могут быть до 10% здоровых лиц. В 1981 г. в РСФСР заболеваемость была 0,34 на 100 000 населения. На детей приходится 20% больных дифтерией. Заболеваемость имеет спорадический характер. Сезонные подъемы заболеваемости приходятся на осень.
Возбудитель дифтерии (Corynebacterium diphte-riae) — прямые или слегка вздутые палочки длиной 2-7 мкм с утолщениями на концах, неподвижные, грамположительные. При окраске по Нейсеру на концах выявляются зерна волютина (тельца Бабеша-Эрнста). Эти зерна можно дифференцировать с помощью люминесцентной микроскопии. При окраске корифосфином они светятся иначе, чем волютин других бактерий. Род кринебактерий включает ряд видов, которые являются сапрофитами и имеют морфологическое сходство с дифтерийными палочками. Их называют дифтероидами; из них чаще встречаются Corynebacterium Hoffmani, С. xerosis, С. pseudodiphteriae.
Дифтерийная палочка является аэробом. Растет на различных питательных средах. Ранее обычно использовалась среда Леффлера (3 части свернутой лошадиной сыворотки и 1 часть сахарного мясопептонного бульона), однако на ней обильно растут кокки и другие микробы. В связи с этим в настоящее время используются другие среды, в частности среды с теллуритом (Клауберга И, Германа, Тинсдаля-Садыковой), хинозольная среда Бунина, 5% кровяной агар.
По характеру роста и некоторым биохимическим свойствам различают 3 типа дифтерийной палочки: gravis, mitis, intermedius. Соответствия между типом возбудителя и клиническими проявлениями инфекции не отмечается. Дифтерийная палочка выделяет экзотоксин, который и обусловливает основные симптомы болезни. К экзотоксину чувствительны многие экспериментальные животные (морские свинки, кролики, обезьяны и др.); сам возбудитель для животных не патогенен.
Воротами инфекции чаще являются слизистые оболочки зева, гортани и носа. В редких случаях возбудитель внедряется другими путями, что определяет клиническую форму болезни (дифтерия кожи, дифтерия раны, уха, глаза, половых органов). Во всех случаях возбудитель размножается на месте ворот инфекции, а выделенный им экзотоксин, помимо местного, оказывает также общее резорбтивное действие. На месте проникновения экзотоксин вызывает коагуляционный некроз эпителия, поражение сосудов (расширение, повышение проницаемости, стаз). В результате этого из сосудов пропотевает жидкая часть крови, богатая белком. Содержащийся в ней фибриноген при контакте с некротизированной тканью превращается в фибрин, образуя фибринозную пленку.
На участках, покрытых многослойным эпителием (зев, глотка), развивается дифтеритическое воспаление, при котором фибринозная пленка связана с подлежащей тканью. На слизистых оболочках, покрытых однослойным цилиндрическим эпителием (гортань, трахея, бронхи), развивается крупозное воспаление, при котором пленка легко отделяется от подлежащей ткани. Под влиянием токсина возникает значительная отечность ткани и регионарных лимфатических узлов. По выраженности отека судят о степени интоксикации.
Резорбтивное действие экзотоксина проявляется в поражении надпочечников, миокарда, нервной системы (преимущественно периферической), почечных канальцев и печени.
Смерть при дифтерии бывает обусловлена острой недостаточностью гипофизарно-надпочечниковой системы, токсическим миокардитом, параличом дыхательных мышц, асфиксией вследствие стеноза гортани.
После перенесенной болезни остается стойкий иммунитет, который имеет антитоксический характер. После иммунизации длительность иммунитета 3-5 лет. В последние годы дифтерия возникает у двух категорий лиц с разной степенью невосприимчивости. У детей, которые не прививались и не приобрели иммунитета в процессе естественной иммунизации, дифтерия протекает тяжело, нередко в виде токсических форм с тяжелыми осложнениями. У привитых детей дифтерия протекает в легкой форме, диагностика которой вызывает затруднения.
Таким образом, дифтерия является одним из наиболее опасных заболеваний в детском возрасте.
источник
Дипломная работа
Студентка 4 курса 1группы
по специальности лечебное дело
Сафарова Лейла Мустафаевна
Панащатенко Светлана Флюровна
Глава I. Теоретические, научно-методические основы изучения дифтерии.
1.1 Исторические данные о заболеваемости дифтерии…………………..
1.4 Патогенез и патологическая анатомия………………………………….
1.5 Клинические проявления…………………………………………………
1.6 Диагностика.
1.8 Исход и прогноз. ……………………………………………………………
РАЗДЕЛ 2. Изучение и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге инфекции согласно СП 3.1.2.3109-13 «Профилактика дифтерии»
РАЗДЕЛ 3. Исследовательская работа
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время эпидемиологическая ситуация по инфекционным заболеваниям во всем мире характеризуется довольно высокой напряженностью. Человечество вступает в третье тысячелетие с массой новых и старых нерешенных вопросов в области профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Инфекционные болезни остаются одной из наиболее частых причин высокой заболеваемости и смертности населения.
Несмотря на прогресс современной медицины, по-прежнему актуальным остается такое заболевание как дифтерия особенно опасно это заболевание для детей в связи с морфо-функциональной незрелостью детского организма.
Дифтерия на сегодняшний день регистрируется изредка, но следует знать не только методы ее лечения и уметь распознавать ее в случае заражения и знать методы профилактики.
Объектом исследования являются : статистические анализы отчетных данных МБУЗ «ЦРБ» г. Сальск за 2013 и 2014 годы по заболеваемости дифтерией и анализ иммунологической прослойки против дифтерии.
Предмет исследования: клиника, диагностика, лечение и методы предупреждения дифтерии.
1.Изучить теоретические основы патогенеза, клинические проявления дифтерии, диагностику, основные методы лечения и проведение профилактических мероприятий.
2.Проанализировать заболеваемость дифтерии в 2013-2014 гг. по Сальскому району.
3.Проанализировать противоэпидемические и профилактические мероприятия при дифтерии.
4. Роль фельдшера в проведении противоэпидемических мероприятий в очаге дифтерии, необходимость проведения своевременной иммунопрофилактики.
1.Разработать и предложить рекомендации по вакцинопрофилактике дифтерии .
РАЗДЕЛ I. Теоретические, научно-методические основы изучения дифтерии.
Исторические данные о дифтерии.
Эпидемия дифтерии была известна еще Гиппократу. Первое достоверное описание дифтерии принадлежит историку-врачу Аретею, жившему в I веке нашей эры. Эта инфекция описывалась под разными названиями: египетская или сирийская болезнь, чумная язва глотки, злокачественная ангина, трахеальная ангина, удушающая болезнь, болезнь дыхательной трубки и т. д. С XVIII века по настоящее время применяется термин «круп» при поражении дифтерийным процессом гортани. Существует мнение, что родиной дифтерии является Азия, откуда она проникла в Европу и постепенно распространилась по всему земному шару. Известны обширные эпидемии дифтерии в XVII и XVIII столетиях, наводившие ужас на население Европы, особенно Италии и Испании. В XVIII веке дифтерия появилась в Англии, Германии, Голландии, Швейцарии, Северной Америке. С первой половины XIX века эпидемии дифтерии регистрировались почти во всех странах мира с высокой детской смертностью.
Дифтерия — это острое инфекционное заболевание, характеризующееся особым воспалением оболочек рото- и носоглотки, гортани (с образованием плотных налетов в виде пленок), а также явлениями общей интоксикации (отравления) организма и поражением сердечно-сосудистой, нервной и выделительной систем. Повреждающее действие дифтерии на органы и ткани обусловлено токсином (ядом), выделяемым возбудителем заболевания в месте его внедрения. Наиболее часто заболевают дифтерией дети в возрасте от 4 до 6 лет.
источник
ist.na5bal.ru > Документы > Методическая разработка |
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж имени Клары Цеткин Департамента здравоохранения города Москвы» «Дифтерия у детей» МДК.02.04. «Лечение пациентов детского возраста». Специальность 060101 Лечебное дело Автор: Ефимова И.А.,преподаватель клинических дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ» Методическая разработка на тему «Дифтерия у детей» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 3 курса специальности 060101 Лечебное дело в рамках профессионального модуля ПМ.02 «Лечебная деятельность» в МДК.02.04. «Лечение пациентов детского возраста». Данное занятие способствует формированию компетенций будущего специалиста.
Теоретический курс МДК.02.04 «Лечение пациентов детского возраста» призван обеспечить студентам следующие знания:
Теоретическое занятие построено традиционно, содержит информационный блок, сопровождаемый презентацией. Блок контроля, включающий вопросы для устного опроса по предыдущей теме, а также вопросы для закрепления материала в конце занятия. Большое количество иллюстраций должно способствовать формированию интереса к изучаемой теме, и как следствие, формирование прочных теоретических знаний. Тема занятия : «Дифтерия у детей» Продолжительность занятия – 2 академических часа Место проведения – лекционная аудитория Общие цели занятия:
Конкретные цели занятия: Студент должен уметь:
Студент должен знать:
Мотивация Изучаемое заболевание известно очень давно. Опустошительные эпидемии дифтерии, жертвами которых, главным образом, являются дети, описаны во многих странах на протяжении всей истории. К сожалению дифтерия известна тем, что смертность от нее была чрезвычайно высокой, достигала 100% среди детей. Заболеваемость периодически значительно возрастает и в наши дни. Это диктует необходимость изучения данной патологии, ее закономерностей, ради того, чтобы правильно и своевременно контролировать ситуацию, а в лучшем случае заболевание предупредить. Фельдшер скорой помощи или ФАПа в любой момент может оказаться перед необходимостью оказания неотложной помощи задыхающемуся ребенку или спасать больного дифтерией от тяжелейших осложнений. Знания закономерностей течения дифтерии, принципов ее лечения и профилактики становятся просто необходимыми.
Материально-техническое оснащение занятия: Наглядные таблицы, экран, указка, проектор, компьютер. Методическое оснащение занятия: Методическая разработка, мультимедийная презентация А.М. Запруднов, К.И .Григорьев «Педиатрия с детскими инфекциями. Учебник для медицинских училищ и колледжей». «ГЭОТАР-Медия». 2012 стр 438- 444 Методы и приемы:
Домашнее задание:
теоретического занятия по теме:
|