Меню Рубрики

Ситуационные задачи по микробиологии с ответами дифтерия

В инфекционное отделение поступила Таня А. 8-и лет с диагнозом: дифтерия зева. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: девочка больна 2-ой день. Заболевание началось с головной боли, болей в горле при глотании. При осмотре: состояние средней тяжести, температура тела — 38,5°С, кожные покровы чистые, бледные. Зев гиперемирован, миндалины отечны, покрыты грязно-серым налетом. Подчелюстные лимфоузлы увеличены до размера боба, болезненные при пальпации. Имеется незначительный отек шеи. Тоны сердца приглушены, пульс НО в мин. В легких везикулярное дыхание, живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме. Медицинский диагноз: Дифтерия зева, субтоксическая форма.

1. Выявите удовлетворение, каких жизненных потребностей нарушено у ребенка.

2. Определите проблемы с их обоснованием.

3. Сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

4. Продемонстрируйте технику введения АКДС вакцины.

1. У ребенка нарушены потребности: поддерживать температуру тела, есть, пить, общаться, быть здоровым.

— боли в горле при глотании из-за воспалительного процесса

— инфекционная опасность для окружающих

— нарушение глотания, нарушение речи и зрения.

Из данных проблем приоритетной является

— боль в горле при глотании.

3. Краткосрочная цель: к концу недели у ребенка уменьшатся боли в горле при глотании, нормализуется температура тела.

Долгосрочная цель: к моменту выписки у ребенка наступит клиническое выздоровление.

План Мотивация
1. Поместить ребенка в отдельный бокс. 2. Обеспечить ребенку строгий постельный режим. 3. Обслуживать ребенка в маске, в боксе будет переодеваться в другой халат. 4. Контролировать, чтобы ребенок получал полужидкую пищу, обильное питье. 5. По назначению врача ввести противодифтерийную сыворотку по методу Безредки. 6.Выполнить назначения врача. 7.Обеспечить регулярное снятие ЭКГ ребенку. 8.Регулярно собирать мочу на исследование. 10.Регулярно брать у ребенка мазок из зева и носа на BL. 11.Организовать досуг ребенка. 1. С целью изоляции. 2. Для предупреждения осложнений. 3. Для строгого соблюдения санэпидрежима. 4. Для уменьшения болей в горле при глотании. Для уменьшения симптомов интоксикации. 5. Для специфического лечения. 6. Для лечения инфекции. 7. С целью ранней диагностики возможных осложнений со стороны сердца. 8. Из-за возможного развился нефрита. 10.Для контроля за бактериовыделением. 11.Для смягчения отрицательного влияния режима изоляции.

Оценка: к концу недели состояние ребенка улучшится: температура тела нормализуется, уменьшатся симптомы интоксикации, боли в горле при глотании. Цель будет достигнута.

Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументированно объяснить ей необходимость изоляции ребенка.

4. Студент продемонстрирует технику введения АКДС вакцины согласно протоколу простых медицинских услуг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9155 — | 7337 — или читать все.

источник

На ФАП машиной скорой помощи доставлена больная В. 24 лет, няня детского сада. Болеет 2-й день. Больная вялая, сонливая, заторможенная, Т — 37,6*С, кожные покровы бледные. Отмечается пастозность в правой подчелюстной области. Подчелюстные лимфоузлы увеличены до 1-2 ст., малоболезненны, не спаяны с подкожной клетчаткой. Миндалины резко отечны, почти соприкасаются друг с другом. Слизистая зева бледная. На миндалинах имеется грязно-серый налет, полностью покрывающий их поверхность, справа переходящий на дужку. Дыхание затруднено, шумное, 25 в мин. Над поверхностью легких прослушиваются свистящие хрипы. Тоны сердца приглушены, ЧСС — 134 в мин. АД 90/60 мм. рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены.

1.Проведите дифференциальную диагностику.

2.Обоснуйте предварительный диагноз.

3.Определите тактику в отношении пациентки.

4.Составьте план обследования и лечения.

Больной 22 лет, военнослужащий. Обратился в санчасть в связи с повышением температуры, ознобом, болью в горле. Госпитализирован через 10 часов от начала болезни в ЛОР-отделение госпиталя с диагнозом «перитонзиллярный абсцесс». При попытке вскрыть абсцесс выделения гноя не было отмечено. Через сутки от начала болезни появилось шумное дыхание с затрудненным вдохом. Состояние оценено как тяжелое. Бледен, цианоз губ, температура 37,8°С, положение в постели вынужденное — сидит с запрокинутой головой. Голос сиплый, кашля нет. Отек подкожной клетчатки шеи до ключиц. Слизистая переднего отдела ротоглотки резко отечна, ярко гиперимирована. Миндалины смыкаются по средней

линии. Вся поверхность миндалин, небных дужек, мягкого неба и язычка покрыта

сплошным, блестящим, плотным налетом грязно-серого цвета. ЧД — 28 в минуту. Пульс – 100 в минуту, ритмичный. АД — 90/60 мм.рт.ст.

1.Проведите дифференциальную диагностику.

2.Обоснуйте предварительный диагноз.

З.Составьте план обследования и лечения.

Больной 38 лет, рабочий, страдает хроническим алкоголизмом. 3 дня назад пил пиво на улице из одного стакана с незнакомыми людьми. Обратился в медпункт по месту работы на 3-й день болезни с жалобами на плохое самочувствие, слабость, боль в горле, познабливание. Осмотрен фельдшером, температура 38,8°С. Отмечена гиперемия лица. Выявлена гиперемия слизистой глотки и налеты. Поставлен диагноз «лакунарная ангина», назначено лечение пенициллином на дому. Состояние не улучшалось, нарастала слабость, стало трудно дышать, принимать пищу, бледность. Появились неприятные ощущения за грудиной, периодические боли в области сердца. Налеты в глотке не исчезли, на 8-ой день болезни вызвал врача из поликлиники. Врачом осмотрен: в глотке налеты грязно-серого цвета, плотные, заходящие за пределы миндалины, а также отек слизистой и отек шеи, доходящий справа до ключицы. На губе язвочка, покрытая грязным налетом. Пульс — 120 в минуту, границы сердца расширены влево па 1,5-2 см. АД — 90/60 мм.рт.ст. Печень выступает из-под края реберной дуги на 3 см.

1.Обоснуйте предварительный диагноз.

2.Определите тактику ведения.

З.Какими исследованиями необходимо подтвердить диагноз?

4.Что должен был сделать фельдшер медпункта.

Больная 20 лет обратилась к врачу поликлиники с жалобами на ознобы, температуру выше 39°С, выраженную слабость, сильные боли в горле при глотании, затрудненное носовое дыхание. Заболела остро 9 дней назад с повышения температуры до 38°С, затем появились боли в шее при движении головой. Через 2 дня заметила увеличение шейных лимфоузлов, их болезненность. Вчера появилась сильная боль в горле при глотании, ломота в теле, боль в суставах, температура 39,5°С, не могла проглотить слюну, стало трудно дышать, боль в шее усилилась. Вызванные врач направил больную в инфекционную больницу с подозрением на дифтерию. При осмотре в приемном отделении: кожа бледная, дыхание затруднено, дышит ртом. ЧД — 20 в минуту. Конфигурация шеи резко изменена за счет увеличенных (до 2,5 см) передне- и заднешейных лимфоузлов, больше справа. Лимфоузлы болезненны, эластичны, подвижны. Тризм жевательной мускулатуры. Слизистая ротоглотки ярко гиперемировапа, миндалины увеличены до 2-й степени. Отека слизистой нет. В лакунах миндалин гнойный налет. Небная занавеска подвижна. Пульс — 100 в минуту. АД -120/80 мм.рт.ст. Живот при пальпации мягкий, слегка болезненный в правом подреберье. Печень, селезенка увеличены, пальпируются. Менингеальных явлений нет.

1.Поставьте предварительный диагноз.

2.Какие главные диагностические критерии?

З.Что ожидается в анализе крови?

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

II. Тестовые задания, типовые и ситуационные задачи по разделу «Патогенные кокки, возбудители дифтерии, туберкулеза, зоонозных инфекций»

В клинику поступил больной с множественными фурункулами.Что будет служить материалом для лабораторного исследования? Напишите направление в лабораторию на бактериологическое исследование.

У больных хирургического отделения больницы после операции стали отмечаться осложнения в виде различных нагноительных процессов. При бактериологическом исследовании из гнойного содержимого выделяется стафилококк коагулазопозитивный,т.е предполагается внутрибольничная стафилококковая инфекция. Что делать? Как выявить бактерионосителей? Как типировать стафилококки с эпидемиологической целью?

Больной страдает хроническим, рецидивирующим фурункулезом. Какие специфические препараты вы ему назначите?

Больному поставлен диагноз: сепсис. Откуда и в каком количестве возьмете кровь для выделения гемокультуры? На какие среды произведете посев крови?

Реакция Дика у ребенка отрицательная. О чем свидетельствует такой результат?

На прием к врачу явился больной А. 25 лет, холост, с жалобами на обильное гнойное отделяемое из уретры.

а) какое заболевание Вы заподозрите? Какой анализ порекомендуете сделать?

б) в мазке из гнойного отделяемого уретры обнаружены грамотрицательные диплококки, расположенные внеклеточно и внутриклеточно. Какой диагноз поставите?

Больной жалуется на длительные выделения гноя из уретры, рези и боли при мочеиспускании. Вы предполагаете хроническую гонорею. Какими микробиологическими методами можно подтвердить этот диагноз?

Детей из детского сада нужно обследовать на носительство менингококка. Какой материал подлежит исследованию? На какие питательные среды необходимо засевать этот материал?

В больницу поступил больной с клинической картиной менингита. При пункции получена мутная спинномозговая жидкость:

а) какие меры предосторожности следует соблюдать при транспортировке ликвора в лабораторию в холодное время года.

б) в мазке из осадка спинномозговой жидкости обнаружены диплококки. Какой вы поставите диагноз? Как дальше продолжите исследование ликвора?

В спинномозговой жидкости больного ребенка обнаружены Г+ ланцетовидные диплококки, окруженные капсулой. Каков ваш предположительный диагноз?

В клинику поступил больной с обширным ранением нижних конечностей. Какой препарат следует применить с целью профилактики газовой гангрены?

Пробу почвы засеяли на среду Китта-Тароцци. Выросшую в бульоне культуру ввели мышке у корня хвоста. Через сутки хвост встал «трубой», развились контрактуры мышц и мышь погибла. От чего погибла мышь?

Работая в огороде, женщина поранила лопатой ногу. Какие профилактические препараты следует назначить больной после хирургической обработки раны?

Мальчик 12 лет, ученик школы №13, упал с дерева и глубоко поранил руку. Нужно ли вводить этому мальчику препараты для профилактики столбняка?

У больного подозревается ботулизм.

а) какой материал постараетесь взять на исследование? Какими методами будете проводить микробиологическую диагностику?

б) в чем будет заключаться специфическое лечение и профилактика этого заболевания?

При посеве слизи из зева на теллуритовую среду получены серовато-черные колонии с зубчатым краем. Выделенная культура расщепляет глюкозу, цистин, а также крахмал, гликоген и декстрин. Какой это вариант дифтерийной палочки?

При оформлении на работу в детсад воспитательница Иванова А.П. проходила медицинское обследование. При бактериологическом исследовании слизи из носа у нее выделена палочка Леффлера (С.mitis). Можно ли Ивановой приступить к работе, если все остальные анализы в норме?

В городе отмечено несколько случаев дифтерии. В этой связи решено проверить наличие противодифтерийного иммунитета в различных детских коллективах:

а) какими методами и с помощью каких реакций Вы это сделаете?

б) исследование показало, что антитоксический иммунитет у большинства детей низкий. Каковы Ваши дальнейшие мероприятия?

19. В детском интернате мальчик заболел дифтерией:

а) какие специфические препараты назначите для лечения больного?

б) какие препараты Вы примените для профилактики контактировавших детей?

20. В детскую поликлинику привели ребенка, страдающего приступами спазматического кашля. Какое заболевание Вы заподозрите? Как возьмете материал для посева? Какие среды можно использовать для посева?

21. Ребенок длительно кашлял, причем приступы носили спазматический характер и заканчивались выделением большого количества вязкой мокроты, а иногда и рвотой. Как установить, перенес ли ребенок коклюш, т.е. как провести ретроспективную диагностику?

При рентгенологическом исследовании в легких обнаружен инфильтрат. Подозревают туберкулез легких.

а) при бактериоскопическом и бактериологическом исследовании мокроты микобактерии туберкулеза не обнаружены. Исключает ли это туберкулез легких у данного больного? Какой метод микробиологической диагностики более чувствительный? Как Вы его проведете?

б) после п/к введения морской свинке мокроты больного, животное погибло после заражения через 1,5 месяца. На вскрытии обнаружены казеозные паховые лимфоузлы и увеличенная селезенка, на поверхности которой несколько желтоватых бугорков. Как вы будете расценивать эту биологическую пробу? Какой диагноз поставите больному на основании этой пробы?

23. При посеве мокроты на среду Левенштейна-Йенсена через 4 дня обнаружены гладкие, влажные колонии желтого цвета. Из колоний сделан мазок и окрашен по Цилю-Нильсену. При бактериоскопии мазка обнаружены кислотоустойчивые палочки. Какое Вы дадите заключение? Получен ли рост микробактерий туберкулеза или нет?

24. В больницу поступил больной с предварительным диагнозом «бруцеллез». Какие методы микробиологической диагностики могут быть использованы для подтверждения диагноза?

Животноводам одного из районов Дагестана поставлена проба Бюрне. В нескольких случаях получена положительная реакция. О чем она свидетельствует?

26. В больницу доставлен больной с ундулирующей лихорадкой, увеличением печени и селезенки, поражением суставов. Какое заболевание можно предположить? Какой материал можно взять для проведения

а) бактериологического исследования?

б) серологической диагностики?

В одном из районов Дагестана были выявлены больные бруцеллезом. Надо ли проводить вакцинацию жителей этого района? Если да, то какой контингент населения должен быть вакцинирован в первую очередь и какими препаратами проводится вакцинация?

Из лаборатории получены результаты исследования сыворотки больного с подозрением на бруцеллез.

а) Реакция Хеддельсона – резко положительная(++++)

б) Реакция Райта положительная в титре 1:200

в) РПГА — положительная в титре 1:800. Дайте заключение.

29. В больницу доставлен больной с кожной формой сибирской язвы. Какой материал берется для исследования? Какие методы лабораторной диагностики могут быть использованы для подтверждения диагноза?

30. В больницу обратился больной с жалобами на карбункул появившийся на руке. Выяснилось, что он работает ветврачом и производил вскрытие павшего от неизвестного заболевания животного. Как проверить, не болело ли животное сибирской язвой?

31. В лабораторию доставлена шерсть овец для обследования на наличие возбудителя сибирской язвы. Какую реакцию надо поставить для обнаружения антигена? Какие ингредиенты необходимы для этой реакции?

32. При микроскопическом исследовании содержимого карбункула обнаружены толстые грамположительные палочки с «обрубленными» концами, расположенные отдельно по 2-3 особи, окруженные капсулой. Какое заболевание у больного? Можно ли поставить предварительный диагноз на основании этих данных? Как установить окончательный диагноз?

При посеве гноя из бубонов на МПБ отмечается рост в виде «сталактитов», а на МПА- колонии с плотным центром и ажурной периферией в виде «кружевного платочка». Для какого микроба характерны подобные культуральные свойства?

В клинику поступил больной с подозрением на чуму. Какие методы ускоренной диагностики можно использовать?

У охотника М.А. образовался бубон размером с грецкий орех в подмышечной области. Подозревается туляремия. Опасен ли больной для окружающих? Какие методы микробиологической диагностики следует применить для уточнения диагноза?

При исследовании сыворотки больного с подозрением на туляремию получены следующие результаты:

Читайте также:  Характеристика налета при дифтерии

а) кровяно-капельная реакция положительная

б) РА с туляремийным диагностикумом положительная (1:800)

в) РПГА положительная (1:1280). Дать заключение.

Больной Иванов заболел две недели тому назад. Врач предполагает, что у него туляремия. Результаты обследования следующие:

а) внутрикожная проба с тулярином положительная (+++)

б) РА с туляремийным диагностикумом положительная (1:100)

источник

Задача. Человек, переболевший брюшным тифом, был выписан из инфекционного отделения больницы после трехкратного отрицательного бактериологического исследования фекалий. Через месяц в его семье зарегистрировано то же заболевание.

1) Мог ли переболевший явиться источником инфекции?

2) Какое следует провести исследование для проверки данного предположения?

1) Переболевший мог явиться источником инфекции.

2) Для подтверждения данного предположения необходимо использовать серологический метод диагностики (ИФА или РПГА) с целью выявления Vi-антител. Дополнительно определить фаготип брюшнотифозной культуры у вновь заболевшего и сравнить его с фаготипом по истории болезни переболевшего. Если фаготипы совпадают и будут выявлены Vi-антитела, значит переболевший – источник инфекции. Можно провести еще бактериологическое исследование желчи для выделения биликультуры.

Задача. В детском коллективе наблюдается вспышка острых кишечных заболеваний, соответствующих по клинической картине дизентерии. Заболевание связано по времени с приходом на работу новой няни.

1) Как установить источник инфекции?

2) Какие микробиологические исследования нужно провести с этой целью?

Для установления источника инфекции необходимо произвести бактериологическое исследование испражнений у работников пищеблока и няни. При выделении шигелл произвести серо- и фаготипирование выделенных культур (определить эпидмаркеры).

Задача. При посеве испражнений больного ребенка на среду Эндо выросли ярко-красные колонии, характерные для кишечной палочки.

1) Как продолжить исследование для того, чтобы доказать, что это колиэнтерит?

2) Какие микроорганизмы вызывают колиэнтерит?

3) Какие препараты необходимо применить с лечебной целью?

1) Поставить реакцию агглютинации с поливалентной (ОК) эшерихиозной сывороткой и 5-10 красными (лактозоположительными) колониями. Пересеять остатки колонии, давшей реакцию агглютинации с поливалентной (ОК) сывороткой на косой агар для выделения чистой культуры. Поставить реакцию агглютинации с монорецепторными сыворотками, входившими в поливалентную. При положительной реакции на стекле с одной из сывороток ставят развернутую реакцию агглютинации в 2-х рядах. В 1 ряду разводят сыворотку до титра О-антител и добавляют по 2-3 капли смыва гретой культуры для выявления О-антигена, во 2 ряду разводят сыворотку до титра К-антител и добавляют по 2-3 капли живой исследуемой культуры для выявления типа К-антигена. Реакция в 2-х рядах должна дойти до титра или ½ титра диагностической сыворотки. По ней и определяют серовариант эшерихий.

2) Колиэнтерит вызывают энтеропатогенные эшерихии (например, серотипа О111К58).

Задача. У группы рабочих, которые обедали в одной и той же столо­вой, появились признаки острого пищевого отравления.

1) Назовите возможных возбудителей пищевого отравления?

2) Какой материал подлежит исследованию?

3) Какой основной метод диагностики применить для решения диагноза?

1) Сальмонеллы, золотистый стафилококк, протей, иерсинии, кишечная палочка, возбудители ботулизма.

2) Остатки пищевых продуктов, рвотные массы или промывные воды желудка, фекалии.

3) Бактериологический метод.

Задача. Пищевое отравление у группы рабочих было связано с употребле­нием в пищу булочек с кремом, купленных в буфете предприятия.

1) Какой материал подлежит исследованию?

2) Каков ход данного исследования?

1) Материал для исследования: испражнения, рвотные массы, промывные воды желудка, остатки пищи (крем).

2) Проводится бактериологическое исследование с целью выделения чистой культуры S. аureus, т.к. пищевое отравление при употреблении подобных продуктов чаще вызывает S. аureus. Проводят посев материала на МЖСА и кровяной агар. Отбор подозрительных колоний на МЖСА: крупные или средние золотистые колонии с лецитиназным перламутровым венчиком вокруг; на кровяном агаре: такие же колонии с зоной гемолиза вокруг. Постановка каталазного теста, который должен быть положительным. Пересев золотистой колонии на пробирку со скошенным агаром для выделения чистой культуры. Идентификация по морфологическим и тинкториальным свойствам в мазке, окрашенном по Граму (грамположительный стафилококк в форме типичных виноградных гроздей). Посев культуры в полужидкую среду Гисса с маннитом. Выращивание в анаэробных условиях под слоем вазелинового масла. S. аureus разлагает маннит с образованием кислоты в анаэробных условиях. Посев культуры в пробирку с цитратной кроличьей плазмой. S. аureus коагулирует плазму (наличие фермента плазмокоагуляции).

Задача. Больной поступил в больницу с подозрением на холеру.

1) Какой материал необходимо взять на исследование?

2) Какой метод диагностики применить?

3) По каким основным признакам необходимо идентифицировать куль­туру?

1) Материал для исследования: испражнения, рвотные массы.

2) Основной метод диагностики – бактериологический. Посев материала на 1% щелочную пептонную воду, щелочной агар и элективную среду TCBS.

а) по характеру и скорости роста:

— на 1% щелочной пептонной воде – пленка через 5-6 часов;

— на щелочном агаре – нежные голубоватые колонии типа «битое бутылочное стекло» через 8-12 часов;

— на среде TCBS – колонии желтого цвета (вибрионы разлагают сахарозу, входящую в состав среды) через 12 часов;

б) по изменениям двухсахарной среды типа Ресселя (МПА, 1% лактозы, 0,1% сахарозы, индикатор): цвет среды изменяется в глубине столбика, т.к. вибрионы разлагают сахарозу до кислоты;

в) по морфологическим и тинкторальным свойствам (полиморфные грамотрицательные палочки, подвижные в препаратах «висячая» и «раздавленная» капли);

г) по биохимическим свойствам: расщепляют до кислоты сахарозу и маннозу, не расщепляют арабинозу и лактозу, образуют индол, обладают оксидазной и уреазной активностью, дают характерное разжижение желатина в виде воронки, расщепляют крахмал;

д) по серологическим свойствам: в реакции агглютинации с О1 и О139 агглютинирующими холерными сыворотками.

Задача. После употребления в пищу грибов домашнего консервирования в семье отмечено два случая острого отравления с неврологическими симптомами.

1) С помощью какого лабораторного исследования может быть выяснена этиология данного заболевания?

2) Какие экспресс-методы нужно применить?

3) Какой препарат необходимо экстренно назначить больному?

1) Диагноз – ботулизм. Необходимо провести биологическую пробу in vivo (остатки пищевых продуктов, рвотные массы и т.д. вводят мышам в смеси с антитоксической сывороткой).

2) Определить ботулинический токсин в реакциях ИФА, РПГА и др.

3) Противоботулиническую антитоксическую сыворотку: сначала поливалентную к типам А, В, Е, затем – моновалентную, если известен тип токсина.

Задача. У больного после чистой плановой операции из отделяемого послеоперационной раны выделена культура стафилококка.

1) Можно ли считать этот микроорганизм возбудителем нагноения осложнившего заживление раны?

3) Какие препараты нужно использовать для лечения?

1) Окончательный диагноз ставить нельзя.

2) Необходимо провести бактериологическое исследование, сделать посев на чашки с кровяным и желточно-солевым агаром, определить лецитиназную, гемолитическую, каталазную, плазмокоагулирующую активность, способность разлагать глюкозу и маннит в анаэробных условиях, антибиотикограмму. Кроме того, этиологически значимым является 10 5 микробных тел в материале.

3) Для лечения назначить антибиотики с учетом результата антибиотикограммы.

Задача. Больной обратился к врачу с жалобами на боли в кисти, увеличение подмышечных лимфоузлов. При осмотре обнаружен панариций дистальной фаланги II пальца левой руки.

1) Назовите предполагаемых возбудителей данного заболевания.

2) Какой материал для исследования нужно взять, какой метод диагностики применить?

3) Какие препараты нужно назначить?

1) Панариций вызывается возбудителями гнойно-воспалительных заболеваний, ведущим из которых является S. aureus.

2) Необходимо взять стерильным тампоном для исследования гнойное отделяемое и провести бактериологическое исследование, сделать посев на чашки с кровяным и желточно-солевым агаром, определить лецитиназную, гемолитическую, каталазную, плазмокоагулирующую активность, способность разлагать глюкозу и маннит в анаэробных условиях, антибиотикограмму.

3) Для лечения назначить антибиотики с учетом результата антибиотикограммы.

Задача. В детском отделении родильного дома выявлены случаи гнойничковых поражений кожи у новорожденных.

1) Среди кого нужно искать источник инфекции?

2) Какие методы обследования применить?

3) Как установить идентичность культур стафилококка, вы­деленных из разных источников?

1) Источник необходимо искать среди персонала родильного дома.

2) Необходимо провести бактериологическое исследование, сделать посев на чашки с кровяным и желточно-солевым агаром, определить лецитиназную, гемолитическую, каталазную, плазмокоагулирующую активность, способность разлагать глюкозу и маннит в анаэробных условиях, антибиотикограмму.

3) Для установления идентичности культур стафилококка, выделенных из разных источников, необходимо провести фаготипирование и определение антибиотикоустойчивости.

Задача. У больного, ослабленного ранее перенесенными заболеваниями, возникла вялотекущая форма фурункулеза.

1) Какова возможная причина этого заболевания?

2) Как установить идентичность культур стафилококка, вы­деленных из разных источников?

1) Причиной фурункулеза может быть S. aureus.

2) Необходимо провести бактериологическое исследование, сделать посев на чашки с кровяным и желточно-солевым агаром, определить лецитиназную, гемолитическую, каталазную, плазмокоагулирующую активность, способность разлагать глюкозу и маннит в анаэробных условиях, антибиотикограмму. Кроме того, этиологически значимым является 10 5 микробных тел в материале.

3) Для лечения назначить антибиотики с учетом результата антибиотикограммы.

Задача. В микробиологическую лабораторию направлен гной зеленого цвета. При бактериологическом исследовании в нем обнаружены небольшие грамотрицательные подвижные палочки.

1) Назвать предполагаемого возбудителя.

2) Какой метод диагностики применить для решения вопроса о виде возбудителя?

4) По каким свойствам идентифицировать культуру?

5) Какие препараты следует назначить для лечения?

1) Предполагаемый возбудитель: Pseudomonas aeruginosa.

2) Необходимо провести бактериологическое исследование гноя, сделать посев на ЦПХ-агар, обратить внимание на колонии слизистой консистенции, образование водорастворимого пигмента сине-зеленого цвета. При идентификации культуры обратить внимание на положительный оксидазный и каталазный тесты, культура должна давать рост при 42 0 С и не расти при 5 0 С.

3) Для лечения назначить антибиотики с учетом антибиотикограммы.

Задача. У раненого с симптомами газовой гангрены взят на анализ материал из раневого отделяемого. На основании микроскопического исследования дан положительный предварительный ответ.

1) Какие морфологические формы бактерий могут быть обнаружены при данном исследовании?

2) Какими методами следует продолжить исследование?

3) Какие препараты должен назначить врач для лечения?

1) При микроскопическом исследовании могут быть обнаружены грамположительные палочки рода Clostridium. У Clostridium perfringens может быть капсула.

2) Необходимо провести экспресс-метод диагностики – газожидкостную хроматографию. Провести бактериологическое исследование, обратить внимание на бурное газообразование на среде Китта-Тароцци, быстрое почернение и газообразование на железосульфитной среде Вильсона-Блера, газообразование в среде с молоком (по Тукаеву).

3) Для лечения следует назначить поливалентную противогангренозную антитоксическую сыворотку, антибиотики.

Задача. Пострадавший в транспортной катастрофе был доставлен в стационар с обширными ранами, загрязненными почвой.

1) Какие бактерии могли быть занесены в рану с почвой?

2) Какие меры специфической профилактики следует провести в этом случае?

1) В рану могли быть занесены возбудители газовой гангрены – Clostridium perfringens, C. septicum, C. hystolyticum, C. novyi, C. sordelli и столбняка C. tetani.

2) Для специфической профилактики столбняка вводят столбнячный анатоксин, для лечения – противостолбнячную сыворотку и при подозрении на газовую гангрену – противогангренозную поливалентную антитоксическую сыворотку.

Задача. Рабочий во время земляных работ получил травму с поражением наружных покровов. Через 3 дня во время перевязки у него появились симптомы, подозрительные на газовую гангрену.

1) Каким экспресс-методом можно проверить предварительный диагноз?

2) Какие препараты следует назначить для лечения?

1) Необходимо провести метод газожидкостной хроматографии.

2) Противогангренозную поливалентную антитоксическую сыворотку, антибиотики.

Задача. Больной обратился к врачу с жалобами на боли в горле, которые беспокоят его периодически на протяжении нескольких последних лет. Врач обнаружил в зеве признаки хронического воспаления.

1) Какие бактерии могли явиться причиной этого заболевания?

2) Как их можно выделить и идентифицировать?

3) Какие лечебные препараты нужно назначить больному?

2) Бактериологический метод: посев на кровяной агар, определить наличие β-гемолитических стрептококков, изучить морфологические, тинкториальные (грамм+кокки в виде цепочек) свойства, определить серогруппу в реакции преципитации, серовар – в реакции агглютинации.

3) Антибиотики с учетом антибиотикограммы.

Задача. При бактериологическом исследовании мазков из мокроты больного с клиническим диагнозом пневмонии обнаружены грамположительные кокки.

1) Можно ли утверждать, что это возбудитель или необходимо провести дополнительные исследования?

2) Какой метод нужно применить для окончательного решения вопроса о пневмококковой этиологии пневмонии, по каким признакам необходимо идентифицировать культуру?

3) Какие препараты назначить для лечения, если возбудитель пневмококк?

1) Необходимы дополнительные исследования для идентификации выявленных грамположительных кокков.

2) Из грамположительных кокков в качестве возбудителя пневмонии наиболее вероятен S. pneumoniae (пневмококк) или золотистый стафилококк. Необходимо провести посев мокроты на кровяной агар для выделения стрептококков или желточно-солевой агар (ЖСА) для выделения стафилококка. На ЖСА растет только стафилококк.

В случае роста на кровяном агаре необходимо оценить характер гемолиза (пневмококк дает альфа-гемолиз) и продолжить выделение чистой культуры на сахарном бульоне. В дальнейшем для дифференциации с другими стрептококками необходимо провести оптохиновый тест, оценить рост в присутствии желчи (пневмококк не растет),

Задача. У больного после операции на органах брюшной полости появились симптомы разлитого перитонита.

1) Какие бактерии могли вызвать данное заболевание?

2) Какие исследования нужно провести для их выделения и идентификации?

3) Какие химиотерапевтические препараты следует использовать для лечения больного?

1) Наиболее вероятными этиологическими агентами являются условно-патогенные бактерии, находящиеся в желудочно-кишечном тракте: бактероиды, кишечная палочка и др.

2) Бактериологический с использованием анаэробной техники.

3) До получения данных бактериологического исследования назначается монотерапия (карбапенемы, например меропенем), или комбинированная терапия: аминогликозиды, метронидазол, цефалоспорины; или другие препараты с антианаэробной активностью.

Задача. У пожилого пациента на фоне рецидивирующего фурункулеза наблюдается резкий подъем температуры до 38,6 0 С, озноб, тахикардия 100 ударов в минуту, лейкоцитоз 12*10 9 /л, сдвиг лейкоцитарной формулы влево. Бактериологическое исследование крови не проводилось.

1) Поставить предварительный диагноз,

2) Продолжить лабораторное обследование больного, назначить антибиотикотерапию.

1) Предварительный диагноз – сепсис. Наиболее вероятна стафилококковая этиология заболевания.

2) Следует провести забор крови (5-10 мл) и ее посев на жидкую питательную среду (в объеме до 50-100 мл) до проведения антибиотикотерапии для бактериологического исследования. Необходимо идентифицировать культуру и определить антибиотикоустойчивость выделенного штамма.

Лечение: оксациллин по схеме, возможна комбинация с аминогликозидами, карбапенемами (меропенем или имепенем).

Задача. К врачу обратился больной, по специальности – скорняк, с жалобами на лихорадку и общее недомогание. При осмотре на коже в области запястья обнаружен карбункул.

1) Какие микроорганизмы могут вызвать подобное заболевание?

2) Какие микробиологические исследования должны быть проведены для постановки окончательного диагноза и определения факторов передачи?

3) Какие иммунологические препараты необходимо назначить для лечения больных и профилактики контактных?

1) Предварительный диагноз: «Сибирская язва, кожная форма». Возбудитель: Bacillus anthracis.

2) Бактериоскопический метод, бактериологический метод, биологическая проба, определение антигена в материале с помощью МИФ, ИФА, реакции Асколи.

3) Противосибиреязвенный иммуноглобулин, который применяется и для экстренной профилактики контактных, высокие дозы антибиотиков, лучше фторхинолоны (ципрофлоксацин).

Читайте также:  Дифтерия правила забора мазка

Задача. У промыслового охотника через неделю после его возвращения с охоты на ондатру внезапно поднялась температура до 39 0 С, появились резкие головные боли и боли в мышцах, а также припухлость подмышечных лимфатических узлов (бубон).

1) Какие микроорганизмы могли вызвать подобное заболевание?

2) Какие микробиологические исследования должны быть проведены для диагностики данного заболевания?

3) Какие препараты необходимо назначить для профилактики этого заболевания?

1) Предполагаемый возбудитель – Francisella tularensis.

2) Начиная со второй недели заболевания ставят реакцию агглютинации или РПГА. Диагностический титр реакции – 1:100-1:200.

Проводят кожно-аллергическую пробу с аллергеном тулярином (взвесь возбудителя, убитого нагреванием при температуре 70 0 С, вводят 0,1 мл – 100 млн. микробных тел). Реакция положительна с 3-4 дня заболевания.

Для выявления антигена в исследуемом материале используют РИФ, ИФА, реакцию преципитации.

Редко используют биобактериологический метод.

3) Специфическую профилактику проводят живой туляремийной вакциной в эндемических районах лицам из групп риска.

Задача. Больной обратился к врачу с симптомами острого гнойного уретрита, появившегося через 3 дня после полового акта.

1) Какие микроорганизмы могли вызвать это заболевание?

2) Как доказать этиологию заболевания?

2) Микроскопический метод (обнаруживают грамотрицательные диплококки бобовидной формы, незавершенный фагоцитоз).

Задача. Больной Б., 35 лет, жалуется на потливость, слабость, быструю утомляемость, повышение температуры до 37,2-37,5 0 С в течение последнего месяца, периодический кашель. При рентгенологическом обследовании обнаружена очаговая тень в области верхней доли правого легкого, увеличение бронхиальных лимфоузлов.

1) Поставить предварительный диагноз.

2) Разработать план микробиологического обследования и лечения больного.

1) Предварительный диагноз: очаговый туберкулез верхней доли правого легкого.

2) План микробиологического обследования:

1. микроскопия мокроты по Цилю-Нильсену.

2. при отрицательном результате – микроскопия мокроты с использованием методов гомогенизации и флотации.

3. посев мокроты на селективные среды Левенштейна-Йенсена или Финна, оценка роста колоний в течение 1-1,5 месяцев. Идентификация выделенной культуры по наличию корд-фактора, ниациновому тесту, тесту на термолабильную каталазу.

4. при отрицательном результате – проведение ПЦР для обнаружения ДНК микобактерий туберкулеза в мокроте.

Лечение: при подтверждении туберкулезной этиологии процесса – назначение курса противотуберкулезной полихимиотерапии 4-5 препаратами (тубазид, рифампицин, пиразинамид, стрептомицин и др.).

Задача. В одном из классов средней школы зарегистрированы заболевания дифтерией.

1) Как проверить наличие иммунитета к дифтерии у контактных школьников?

2) Как установить источник инфекции?

3) Какие препараты применяют для специфической профилактики дифтерии?

1) Поставить РПГА с эритроцитарным диагностикумом. Титр антител при наличии иммунитета должен быть не менее 1:20.

2) Выявить бактерионосителей токсигенных штаммов бактериологическим методом с последующим определением эпидмаркеров (серовары, биовары, фаговары, корициновары).

3) Для специфической профилактики применить вакцины АКДС, АДС-М, АД.

Задача. Больной поступил в стационар с предположительным диагнозом дифтерии зева.

1) Какой материал подлежит исследованию?

2) Какие экспресс-методы диагностики необходимо применить для решения вопроса о диагнозе?

3) Какой метод специфической терапии применить при подтверждении диагноза?

1) Слизь из зева, пленки фибрина.

2) Провести РПГА с антительным эритроцитарным антитоксическим диагностикумом или ИФА для обнаружения в фильтрате материала дифтерийного экзотоксина.

3) Для нейтрализации токсина немедленно назначить противодифтерийную антитоксическую сыворотку.

Задача. При серологическом исследовании сыворотки крови больного ребенка с кашлем и насморком были обнаружены антитела к бактериям коклюша.

1) Можно ли на этом основании поставить диагноз «коклюш»?

2) Какие необходимо провести дополнительные исследования для подтверждения или отклонения этого диагноза?

1) Нельзя, т.к. антитела в сыворотке могли присутствовать после вакцинации.

2) Для подтверждения диагноза необходимо провести бактериологическое исследование с целью выделения возбудителя. Посев лучше сделать методом «кашлевых пластин» на среду КУА с последующей идентификацией возбудителя.

Задача. У больного ребенка в мазке из зева были обнаружены бактерии, напоминающие дифтерийные палочки.

1) Можно ли на основании этих данных поставить диагноз «дифтерия»?

2) Какие необходимо провести дополнительные исследования для проверки диагноза?

3) Какие препараты следует назначить для лечения больного?

1) Нельзя, т.к. микроскопический метод является ориентировочным. Ребенок мог быть носителем нетоксигенного штамма дифтерийной палочки.

2) Необходимо провести бактериологическое исследование. У выделенной чистой культуры обязательно определить наличие токсина. Для этого можно использовать реакцию преципитации в агаре.

3) Для лечения необходимо экстренно назначить антитоксическую противодифтерийную сыворотку с целью нейтрализации токсина.

Задача. Больной А., 27 лет, жалуется на слабость, быструю утомляемость, повышение температуры до 37,2-37,3 0 С в течение последних нескольких месяцев. При объективном обследовании обнаружено увеличение большинства групп лимфоузлов, включая подключичные, локтевые, подколенные. В иммунограмме обнаружено снижение иммунорегуляторного индекса до 1,4-1,6.

1) Разработать план дальнейшего лабораторного обследования больного.

1) У больного предполагается ВИЧ-инфекция.

Для подтверждения или исключения диагноза ВИЧ-инфекции необходимо исследовать сыворотку больного на антитела к ВИЧ в иммуноферментном анализе. При положительном результате повторно исследовать сыворотку в ИФА с использованием другой тест-системы. При повторном положительном анализе ИФА направить сыворотку для проведения иммуноблот-анализа. При отрицательном результате блотинга диагноз ВИЧ исключается. При положительном результате подтверждается окончательно.

Задача. В стационар поступил больной с подозрением на токсическую форму гриппа.

1) Какие методы диагностики необходимо применить?

2) Как провести индикацию и идентификацию вируса гриппа?

1) Необходимо применить 2 метода:

— ускоренный – метод иммунной флюоресценции для выявления вируса в мазках-отпечатках слизи из носа;

— вирусологический – для выделения вируса путем заражения куриного эмбриона в аллантоисную полость.

2) Для индикации вируса гриппа применить реакцию гемагглютинации, для идентификации – РТГА с противогриппозными сыворотками к разным типам вируса гриппа.

Задача. У ребенка, 5 лет, после возвращения из детского сада появилась головная боль и поднялась температура до 38,4 0 С. Участковый педиатр поставил предварительный диагноз: ОРВИ. При повторном посещении ребенка (через 3 дня) врач обнаружил на гиперемированной слизистой рта, зева и миндалин красные папулы и везикулы. К этому времени стало известно, что в группе детского сада, двое детей госпитализированы с диагнозом «серозный менингит», а у нескольких детей симптомы ОРВИ.

Врач поставил диагноз: «Энтеровирусная инфекция в форме герпангины?».

1) Укажите источники и пути передачи энтеровирусов.

2) Какие методы лабораторной диагностики необходимо применить.

1) Источник инфекции – больной человек или вирусоноситель.

2) Путь заражения – фекально-оральный, чаще алиментарный, контактный, может быть воздушно-капельный.

Необходимо провести 2 метода:

1) вирусологический метод при выделении вируса из фекалий и смыва из носоглотки путем заражения мышей-сосунков и культуру . Для идентификации ставят реакцию нейтрализации в культуре клеток и на новорожденных мышах со специфическими сыворотками.

2) серологический диагноз проводят путем выявления нарастания титра антител в парных сыворотках больного в ИФА, РН, РТГА.

Задача. В Индию прибыла группа врачей по линии ВОЗ для выявления больных полиомиелитом и оказании помощи в проведении вакцинации.

В одной из деревень к врачам принесли мальчика, 6 лет, из многодетной семьи, который заболел 5 дней назад.

У ребенка обнаружена высокая температура, резкая слабость, менингеальные симптомы, на правой ноге снижен мышечный тонус, резко ослаблены сухожильные рефлексы, стопа свисает. При пункции спинномозгового канала цереброспинальная жидкость вытекала под повышенным давлением, увеличено количества лимфоцитов, бактерии не обнаружены.

Ребенку поставлен предварительный диагноз: «Паралитическая форма полиомиелита»?

1. Назовите источники и пути распространения полиомиелита.

2. Какие методы диагностики необходимо применить.

3. Как проводиться специфическая активная профилактика полиомиелита? В чем преимущество живой вакцины Сэбина?

1. Источник инфекции – больной человек или вирусоноситель.

Путь заражения – фекально-оральный.

2. Необходимо провести 2 метода:

1) вирусологический метод. Материал – фекалии больного, смыв с носоглотки, кровь фильтруют, обрабатывают антибиотиком и вносят в культуру клеток Hep-2 и RD, через 5 дней возникает ЦПД в виде мелкозернистой деструкции клеток, идентификацию проводят в реакции нейтрализации.

2) серологический диагноз используют для определения нарастания титра антител в крови переболевших.

3. Для специфической профилактики используют живые и убитые вакцины.

Пероральная живая вакцина помимоIgG и IgM индуцирует образование IgA в слизистой пищеварительного тракта, что препятствует циркуляции диких штаммов вируса.

Задача. После прихода ребенка из детского садика, мать обратила внимание на бледность ребенка, вялость, высокую температуру (38,0 0 С). Вечером была два раза рвота, утром ребенок стал жаловаться на боли в животе, появился неоднократный жидкий, водянистый стул.

Педиатр, посетивший больного ребенка, поставил диагноз: «Ротавирусный гастроэнтерит»?

1. Объясните патогенез ротавирусного гастроэнтерита.

2. Назовите методы лабораторной диагностики ротавирусной инфекции.

1. Источник инфекции – больной человек или вирусоноситель.

Путь заражения – фекально-оральный.

Вирус размножается в клетках эпителия ворсинок тонкого кишечника (щеточной каймы). Происходит разрушение клеток, что приводит к нарушению пищеварительной и всасывательной функции тонкого кишечника, снижении количества ферментов, уровня дисахаридов и нарушении всасывания простых сахаров. Переходя в толстый кишечник моно- и дисахариды создают повышенное осмотическое давление, что препятствует всасыванию воды из кишечника и поступлению воды из тканей. Усиливается перистальтика и диарея.

2. Лабораторная диагностика.

Вирусные антигены определяют в ИФА, РИА, РИФ.

Серодиагностика — ставят ИФА, РН, РТГА, РСК с парными сыворотками.

Задача. Участковый педиатр был вызван к 8-летнему мальчику. Ребенок болен 2-й день. Заболел внезапно. Резко поднялась температура (38,5 0 С), появились сильная головная боль, мышечные боли, общая слабость. На следующий день присоединился сухой кашель, першение в горле. Аппетит отсутствует. В его классе болеют несколько детей.

Врач поставил предварительный диагноз: «ОРВИ, возможно грипп»?

1. Перечислите возбудителей ОРВИ.

2. Опишите строение вируса гриппа.

3. Перечислите методы лабораторной диагностики вируса гриппа.

1. Возбудители ОРВИ – вирус гриппа, парагриппа, респираторно-синтициальный, риновирусы, аденовирусы.

2. Вирион имеет сферическую форму, содержит (-)РНК, однонитевую, фрагментированную, имеет суперкапсид, в котором содержатся шипы-гликопротеины со свойствами гемагглютинина и нейраминидазы.

3. Необходимо применить 2 метода:

1) ускоренный – метод иммунной флюоресценции для выявления вируса в мазках-отпечатках слизи из носа;

2) вирусологический – для выделения вируса гриппа путем заражения куриного эмбриона в аллантоисную полость. Для индикации вируса гриппа применить реакцию гемагглютинации, для идентификации – РТГА с противогриппозными сыворотками к разным типам вируса гриппа.

Задача. Больной Н., 42 года, в тяжелом состоянии был снят с поезда и помещен в районную больницу. Он возвращался из командировки в Китай, где в это время была эпидемия гриппа.

У больного высокая температура (39,8 0 С), сухой кашель, выраженная интоксикация, сопровождающаяся рвотой, судорогами, сильной головной болью.

Предварительный диагноз: «Грипп, тяжелая форма»?

1. Какие процессы лежат в основе антигенной изменчивости вируса гриппа А?

2. Перечислите методы лабораторной диагностики гриппа. Как проводится экспресс-диагностика?

1) Изменчивость поверхностных антигенов вируса гриппа обусловлена двумя генетическими процессами – дрейфом и шифтом. Дрейф – небольшие изменения гемагглютинина и нейраминидазы за счет точечных мутаций, не изменяет подтип; шифт-мутация затрагивает гены с полной заменой гемагглютинина и нейраминидазы. Появляется новый подтип вируса.

2) Вирусологический, серологический, экспресс-метод (РИФ).

Задача. Ребенок, 11 лет, обратился к офтальмологу с жалобами на покраснение и резь в глазах, слезотечение и светобоязнь. Отмечалось также раздражение задней стенки глотки с отхождением слизи, повышенная температура (37,6 0 С). Из анамнеза выяснилось, что мальчик регулярно посещал плавательный бассейн. В последние 2 недели несколько ребят из его спортивной группы жаловались на заболевания глаз.

Врач поставил диагноз: «Аденовирусная фарингоконъюнктивальная лихорадка»?

1. Опишите строение вириона аденовируса.

2. Перечислите пути заражения и клинические формы аденовирусной инфекции.

3. Назовите методы лабораторной диагностики аденовирусной инфекции.

1. Вирион в форме икосаедра, кубический тип симметрии, диаметр 70-90 нм, геном представлен линейкой двунитевой ДНК.

2. Источник инфекции – больной человек. Механизм заражения – воздушно-капельный, иногда фекально-оральный. Входные ворота – слизистые оболочки верхних дыхательных путей, глаза, кишечник. Вирус прикрепляется фибрами к эпителиальным клеткам, проникает в них и разрушает .

3. Необходимо применить 3 метода:

1) Экспресс-метод – прямая РИФ с диагностическими люминесцирующими сыворотками против наиболее часто встречающихся сероваров

2) Вирусологический – заражение материалом культур клеток, индикация и идентификация по данным РГА, РТГА, РН, ЦПД

3) Серологический метод – исследуют парные сыворотки в РН, РСК, РТГА, ИФА.

Задача. К ребенку был вызван участковый педиатр. Мальчик болен 3-й день. При обследовании врач констатировал высокую температуру (38,2 0 С), кожа чистая, сыпи нет, сухой грубый кашель, веки отечны, слизистая конъюнктивы гиперемирована, нос заложен, слизистая носоглотки гиперемирована, на слизистой щек имеются пятна Филатова-Коплика, на коже сыпи нет.

Врач поставил предварительный диагноз «Корь, катаральный период»?

1. Назовите источник и пути передачи возбудителя кори.

2. Перечислите методы лабораторной диагностики кори.

3. Охарактеризуйте биопрепараты, применяемые для специфической активной профилактики и серотерапии кори.

1. Источник инфекции – больной человек. Механизм заражения – воздушно-капельный

2. Необходимо применить 3 метода:

1) Экспресс-метод – прямая РИФ, определение АТ IgM в ИФА

2) Вирусологический метод. Для выделения вируса используют культуру клеток, индикацию проводят по наличию симпластов, синтиция, а также включений в ядре и цитоплазме. Идентификацию проводят с помощью РИФ, РТГА, РН в культурах клеток.

3. Для плановой специфической профилактики используют живую аттенуированную вакцину КПК, для лечения и назначают противокоревый иммуноглобулин.

Задача. Ребенок 4 года, стал капризным, отказывается от еды, сон беспокойный, температура тела 38,5 0 С. На 2-й день после начала заболевания педиатр при осмотре ребенка обнаружил увеличенную правую околоушную железу. Кожа над припухлостью напряжена, но не воспалена.

Врач поставил диагноз: «Эпидемический паротит»?

1. Укажите источник и пути передачи инфекции.

2. Какие осложнения могут быть у больных эпидемическим паротитом?

3. Какой иммунитет вырабатывается после перенесенного заболевания?

4. Какими препаратами проводят специфическую профилактику?

1. Источник инфекции – больной человек. Механизм заражения – воздушно-капельный

2. Одно- и двухсторонний паротит, серозный менингит, орхит, панкреатит, гепатит В.

3. Иммунитет после перенесенного заболевания стойкий, пожизненный.

4. Специфическая профилактика проводится живой комбинированной вакциной КПК (против кори, эпидемического паротита и краснухи). Вакцинируют детей в возрасте 12 месяцев.

Задача. На прием к гинекологу пришла женщина, 31 года, имеющая беременность 10 недель. Женщина работает медсестрой в детском саду, где за последнюю неделю 3 детей заболело краснухой. Пациентка тревожится за будущего ребенка.

1. Перечислите пути передачи возбудителя.

2. С чем связана опасность заражения беременных женщин краснухой?

3. Какие результаты серологического исследования указывают на острую форму заболевания?

4. Какими препаратами проводят активную профилактику краснухи, в каком возрасте?

1.Механизм заражения – воздушно-капельный. Возможно внутриутробное заражение от матери к плоду.

2. Вирус обладает эмбриотоксическим действием, поражает эмбриональные клетки и вызывает пороки развития сердца, поражение органов зрения, слуха, костей черепа.

Читайте также:  Справка о прививке от дифтерии бланк

3. На острую форму заболевания указывают АТ-IgM. Определяют в ИФА, РИА, РПГА.

4. Специфичекую плановую профилактику проводят живой аттенуированной вакциной КПК (против кори, краснухи, эпидпаротита). Вакцинируют детей в возрасте 12 месяцев.

Задача. В районный травмопункт обратилась женщина, 52 лет, с рваными ранами кисти левой руки и предплечья. На пациентку по дороге на работу набросилась бродячая собака. Женщина очень боится заболеть бешенством.

1. Объясните эпидемиологическую цепь бешенства (резервуар в природе, пути передачи, входные ворота).

2. Опишите патогенез бешенства. Какова зависимость между локализацией укуса и продолжительностью инкубационного периода?

3. Какие профилактические мероприятия должны быть проведены у данной пациентки?

4. Кто автор первой вакцины против бешенства, как она была получена, и как был назван первый вакцинный штамм?

1. Бешенство – инфекционное зоонозное заболевание, которое возникает после укуса человека бешенными животными (лисы, волки, собаки, кошки, рыси).

2. Первичная репродукция происходит в клетках мышечной и соединительной ткани на месте укуса, затем вирусные частицы достигают окончания чувствительных периферических нервов, передвигаются по осевым цилиндрам и периневральным пространствам, поражают нейроны спинного и головного мозга, нервные узлы слюнных желез; особенно интенсивно поражаются нейроны аммонового рога, клетки Пуркинье мозжечка. Инкубационный период варьирует и зависит от вирулентности штамма, места укуса, массивности поражения. Наиболее опасны укусы в лицо, голову (инкубационный период – 7-10 дней), при укусах в нижние конечности инкубационный период длится 1,5 месяца.

3. Специфическая профилактика – инантивированная культуральная вакцина, полученная в культере клеток почек сирийского хомячка из штамма Внуково-32, инантивированная ультрафиолетовыми лучами.

4. Основной для вакцинных препаратов является штамм fix вируса бешенства, полученный Л. Пастером после 133 пассажей уличного вируса через мозговую ткань кроликов, который утратил патогенные свойства для собаки и человека и не давал образования телец Бабеша-Негри.

Задача. В инфекционную больницу поступил больной М., 27 лет, с жалобами на озноб, лихорадку (39,5 0 С), мучительную головную боль, ломящие боли в конечностях и поясничной области, тошноту и неоднократную рвоту. Больной заторможен. При обследовании выявлены менингиальные симптомы и признаки очагового поражения ЦНС: парезы шеи, мышц плечевого пояса, верхних конечностей. Из анамнеза известно, что пациент живет в сельской местности, часто помогает в работе егерю. Недели 3 назад обнаружил на себе присосавшегося клеща. Против клещевого энцефалита не вакцинировался.

После осмотра больного врач поставил предварительный диагноз: «Клещевой энцефалит, менингоэнцефалитическая форма»?

1. Опишите эпидемиологию клещевого энцефалита (резервуар вируса в природе, переносчики, пути передачи.)

2. Перечислите методы лабораторной диагностики клещевого энцефалита.

3. Охарактеризуйте препараты, применяемые для специфической активной профилактики и серотерапии клещевого энцефалита.

1.Переносчики клещевого энцефалита – клещи Ixodes persulcabus, а европейского –

I. ricinus. Размножение вируса может происходить в организме грызунов (мыши, кроты), диких и домашних животных.

1) Вирусологический материал – кровь, ликвор, носоглоточный смыв, моча обрабатывают и вводят внутрь мозга белым мышам. Внутрицеребральный пассат проводят 2 раза. Если после второго пассата животные в течение 21 дня остались живы, то результат отрицательный. Вирус размножается в аллантоисной полости и желточном мешке куриного эмбриона и культуре ткани. Индикацию проводят в реакции гемагглютинации, идентификацию – в РТГА, ИФА, РИА, ПЦР.

2) Серодиагностика – исследуют парные сыворотки в РТГА, РСК, ИФА.

3. Для специфической профилактики применяют инактивированную культуральную вакцину, для лечения – специфический иммуноглобулин.

Задача. В инфекционную больницу поступила женщина, 23 лет, с высыпаниями на воспаленной коже и слизистой гениталий. Высыпания имели вид сгруппировавшихся везикул диаметром 0,1-0,3 см. Часть из них была эрозирована. Болезнь сопровождается лихорадкой, болезненностью, зудом и жжением в пораженных участках.

Примерно полтора года тому назад у нее было похожее заболевание в более легкой форме, но к врачу она не обращалась.

Был поставлен диагноз: «Рецидив генитального герпеса»?

1. Охарактеризуйте строение генома вируса герпеса.

2. Назовите источник и пути передачи герпеса.

3. Объясните, с чем связаны рецидивы герпеса, где сохраняется вирус в межрецидивный период?

4. Перечислите цели и методы лабораторной диагностики герпеса. Какой метод позволит наиболее быстро поставить окончательный диагноз?

1. Вирус содержит линейную двухнитевую ДНК, размеры вирионов 150-200 нм, имеет капсид, суперкапсид ,кубический тип симметрии, в капсиде 162 капсомера.

2. Источник инфекции – больной человек и вирусоноситель. Путь передачи – контактно-бытовой, воздушно-капельный, половой, трансплацентарный.

3. Рецидивы возникают у вирусоносителей при иммунодефицитных состояниях,после переохлаждения, при стрессовых воздействиях. Вирус из ганглиев по нервным стволам проникает в эпителий кожи и слизистых оболочек, возникают пузырьки и повреждение эпителия.

4. Эксресс-метод – РИФ с моноклональными АТ.

Цитологический метод – делают соскоб из пораженного участка эпителия, готовят мазок, окрашивают по Романовскому-Гимзе и обнаруживают многоядерные клетки с внутриклеточными включениями.

Вирусологический метод – заражают культуры клеток, выявляют ЦПД с внутриядерными включениями, идентификацию проводят в РН, ЦПД, РИФ с моноклональными антителами заражают куриные эмбрионы на хорион-аллантоисную оболочку, обнаруживают белые бляшки.

Серологический метод – определяют нарастание титра АТ в парных сыворотках в ИФА.

Задача. У ребенка 4 лет вечером поднялась температура до 38,2 0 С., он стал капризным, отказывался от еды. На следующий день на лице, волосистой части головы и других областях тела появилась мелкая пятнисто-папулезная сыпь. Папулы быстро превращались в пузырьки – везикулы диаметром 0,2-0,5 мм. Одновременно появлялись новые высыпания, что создавало пеструю картину сыпи на разных стадиях развития.

Ребенок воспитывается дома, и мать отрицает возможность контактов с больными детьми. Позже выяснилось, что няня недавно перенесла обострение опоясывающего герпеса (herpes zoster).

Врач – педиатр, вызванный к больному ребенку, поставил диагноз: «Ветряная оспа, среднетяжелая форма»?

1. Опишите эпидемиологию заболевания (источники, пути передачи).

2. Укажите связь между заболеваниями «ветряная оспа» и «опоясывающий герпес»

3. Назовите методы лабораторной диагностики ветряной оспы и опоясывающегогерпеса

1. Семейство Herpesviridae, род Varicellovirus. Содержит линейную двухнитевую ДНК, имеет кубический тип симметрии, в капсиде 162 капсомера.

2. Источник инфекции – больной человек. Механизм заражения – воздушно-капельный и контактный (через отделяемое везикул).

3. Вирус ветряной оспы и опоясывающего герпеса относится к одному роду Varicellovirus. Herpes zoster – опоясывающий лишай – эндогенная инфекция, возникает при активации вируса, персистирующего в ганглиях задних корешков спинного мозга через много лет после перенесенной ветряной оспы. Вирус мигрирует по ходу межреберных нервов, появляются сильные боли и на 2-3 день везикулярная сыпь по ходу нервов.

4. Вирусологический метод – выделяют вирус в культурах клеток. Индикация – по ЦПД, идентификация – в ПН, ЦПД, РИФ, РСК.

Серологический метод – в парных сыворотках определяют нарастание титра АТ в ИФА, РСК. При ветряной оспе выявляют АТ-IgM, при опоясывающем лишае – IgG.

Задача. В роддом поступила женщина 32 лет, которая решилась на рождение ребенка, несмотря на неудачную предыдущую беременность, которая закончилась преждевременными родами мертвого ребенка с врожденными дефектами развития. Такой исход явился следствием заболевания женщины во время беременности острой формой ЦМВ-инфекции. Последняя беременность протекала без осложнений и завершилась рождением ребенка весом 3500 г без видимых признаков ЦМВ-инфекции. У матери и ребенка обнаружены специфические антитела класса IgG.

1. Охарактеризуйте строение вируса цитомегалии.

2. В чем заключается основная опасность ЦМВ-инфекции для плода?

3. Перечислите методы лабораторной диагностики цитомегалии.

1. Вирус цитомегалии относится к семейству Herpesviridae, к подсемейству Betaherpesvirinae. Содержит линейную двухнитевую ДНК, размеры 150-200 нм, имеет суперкапсид, кубический тип симметрии, в капсиде 162 капсомера.

2. При трансплацентарном инфицировании беременной в ранние сроки цитомегаловирусная инфекция приводит к гибели плода и самопроизвольному аборту, в более поздние сроки возникают уродства плода, отставание в развитии, слепота, поражение ЦНС.

3. Цитологический метод – готовят мазки, окрашивают по Романовскому, выявляют гигантские клетки с внутриядерными включениями,

Вирусологический метод – заражают культуру клеток, выявляют гигантские клетки с внутриядерными включениями.

Серологический метод – выявляют IgM и IgG в ИФА.

Задача. У женщины 26 лет при медицинском осмотре гинеколог обнаружил признаки вялотекущего воспалительного процесса. Был поставлен диагноз «Урогенитальный хламидиоз».

1. Назовите основного возбудителя урогенитального хламидиоха.

2. Какие методы лабораторной диагностики необходимо применить для подтверждения диагноза?

2. 1) ПЦР («золотой стандарт») для выявления ДНК или РНК возбудителя.

2) Бактериологический – культивируют в культурах клеток, где через 6-8 дней выявляют включения в виде ретикулярных телец. Идентифицируют их в реакции нейтрализации или РИФ.

3) Иммуноцитологический – выявляют АГ возбудителя в материале с помощью специфических АТ в РИФ, ИФА.

Задача. Одному из призывников во время медосмотра был поставлен предварительный диагноз «Язвенная болезнь желудка».

1. Какой микроорганизм может принимать участие в развитии язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки?

2. Какие инвазивные и неинвазивные методы лабораторной диагностики могут подтвердить наличие хеликобактерной инфекции?

2. Инвазивные методы (с биопсией слизистой оболочки желудка и 12-перстной кишки).

1) Быстрый уреазный тест с биоптатом. В раствор мочевины с индикатором помещают биоптат, по изменению рН определяют наличие уреазы.

2) Бактериоскопический (гистологический) метод. Выявляют спириллы S-образной формы в биоптатах, окрашенные гематоксилин-эозином или серебрением при световой микроскопии.

3) Бактериологический метод. Проводят посев биоптата на специальные среды с антибиотиком (для подавления другой микрофлоры), культивируют 5-7 дней при 37 0 С в микроаэрофильных условиях. Идентифицируют Helicobacter pylori по свойствам.

1) Обнаружение в фекалиях АГ при помощи ИФА.

2) Обнаружение АТ в сыворотке крови при помощи ИФА

3) Обнаружение ДНК методом ПЦР

4) Уреазный дыхательный тест.

Задача. С целью отбора учащихся для ревакцинации туберкулезной вакциной БСЖ было проведено медицинское обследование 30 учащихся 1 класса и поставлена проба Манту. У 10 учащихся проба Манту оказалась отрицательной.

1. С какой целью ставят пробу Манту, что эта проба выявляет?

2. Назовите биопрепарат, используемый для постановки туберкулиновой пробы.

3. Дайте характеристику противотуберкулезного иммунитета.

1. Пробу Манту ставят с целью определения инфицированности или зараженности.

2. Для постановки пробы используют туберкулин (Р.Р.Д. – очищенный белковый дериват. Если организм инфицирован, то через 24-48-72 часа наблюдается инфильтрация и гиперемия, т.к. развивается ПЧЗТ. У больных туберкулезом диаметр папул на 6 мм больше, чем у вакцинированных).

3. При туберкулезе иммунитет носит нестерильный клеточный характер, имеют значение Т-лимфоциты, выделяющие цитокины, усиливающие фагоцитоз, иммунологическую память. Развивается ПЧЗТ.

4. Специфическая профилактика проводится живой аттенурированной вакциной БЦЖ на 3-й день после рождения с последующей ревакцинацией при отрицательной пробе Манту. Вакцина получена Кальметом и Гереном из M. bovis путем многократных посевов на голодные среды, в результате был получен авирулентный штамм, сохранивший иммуногенность.

Задача. Больной К., 32 года, находится в стационаре с клиническими признаками саркомы Капоши. При изучении иммунного статуса выявлено уменьшение Тх CD4 до 100 клеток в мл, иммунорегуляторный индекс снижен до 0,5.

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Какие лабораторные методы необходимо провести для подтверждения диагноза?

1. ВИЧ-инфекция, стадия СПИДа с развитием опухоли – саркомы Капоши, вызванной герпес-вирусом 8 типа.

2. Серологический метод проводится в 2 этапа:

1) Определяют общие АТ к ВИЧ методом ИФА

2) Определяют АТ к АГ: gp 120, gp 41 и P24 методом иммуноблотинга.

Задача. Больная обратилась к врачу-гинекологу в связи с появлением язвы на большой половой губе. Врач, осмотрев больную, установил наличие твердого шанкра и поставил диагноз «сифилис».

1. Опишите морфологию и ультраструктуру бледной трепонемы.

2. Назовите периоды заболевания нелеченного сифилиса.

3. В какие периоды заболевания сифилиса и как можно обнаружить бледную трепонему в исследуемом материале?

1. T. pallidum имеет извитую форму 8-12 равномерных завитков, имеет цитоплазматический цилиндр, который снаружи покрыт чехлом, под ним располагается трехслойная клеточная стенка и цитоплазматическая мембрана.

2. Инкубационный период (24 дня).

Первичный серонегативный сифилис, появляется твердый шанкр, безболезненная язва с твердым дном. Эта стадия длится 5-6 недель.

Вторичный генерализованный сифилис может продолжаться 2-3 года. На коже и слизистых оболочках появляются элементы сыпи.

Третичный сифилис появляются гранулемы- гуммы.

3. Бледную трепонему можно обнаружить в отделяемом из твердого шанкра, в соскобе из элементов сыпи и пунктате из лимфоузлов. Готовят мазки, окрашивают по Романовскому-Гимзе, готовят препараты «висячая» или «раздавленная» капля, микроскопируют в темном поле или фазовоконтрастном микроскопе, препараты окрашивают методом серебрения.

Задача. При обследовании больного с вялотекущим процессом в легких было высказано предположение о туберкулезе.

1) Какие методы исследования необходимо в этом случае?

2) Исключает ли отрицательный результат микроскопического исследования туберкулезный характер поражения?

3) Какой метод диагностики является основным? В чем сущность его?

1.Необходимо провести бактериологическое исследование с целью дифференциации возбудителей туберкулеза от атипичных микобактерий

2.Отрицательный результат микроскопического исследования не отрицает туберкулезной этиологии заболевания.

3.Необходимо сделать посев мокроты на селективные среды Левенштейна Йенсена или Финна, оценка роста колоний в течение 1,5 месяцев, идентификация выделенной культуры по наличию корд-фактора, ниациновому тесту, тесту на термолабильную каталазу. При отрицательном результате – проведение ПЦР для обнаружения ДНК микобактерий туберкулеза в мокроте.

Задача. У больного ребенка с клиническими симптомами менингита в мазке из зева были обнаружены Гр- диплококки.

1) Можно ли на основании этих данных утвердить, что возбудителем является менингококк.

2) Какой еще материал необходимо исследовать при подозрении на менингит?

3) Какие методы диагностики применить? В чем их сущность?

1.Нельзя, так как в зеве могут присутствовать диплококки сапрофиты.

2.Необходимо исследовать ликвор, провести микроскопическое исследование из осадка ликвора. Для выявления антигена в ликворе поставить реакцию кольцепреципитации, реакцию пассивной гемагглютинации, РИФ.

3.Провести бактериологический метод: посев на кровяной агар, сывороточный или шоколадный агар. Инкубируют при Т 37 0 С и доступе углекислоты в течение 24 часов, идентифицируют культуру по культуральным, морфологическим и биохимическим свойствам (разлагают глюкозу и мальтозу), в реакции агглютинации определяют серогруппу, а в реакции преципитации – серовар.

Задача. Больной жалуется на двоение в глазах, сухость во рту, слабость. Температура нормальная. Четыре дня назад ел грибы, консервированные в масле, крышка вскрылась.

1) Какой возбудитель мог вызвать данное заболевание?

2) Как подтвердить диагноз? Лечение.

2. Необходимо провести биологическую пробу in vivo (остатки пищевых продуктов, рвотные массы, промывные воды желудка) вводят мышам в смеси с антитоксическими сыворотками.

Определить ботулинический экзотоксин в реакциях ИФА, РПГА и др.

3. Противоботулиническую антитоксическую сыворотку: сначала поливалентную к типам АВ, Е, затем моновалентную, если известен тип экзотоксина.

источник