Меню Рубрики

Мазок из зева и носа на дифтерию подготовка

Диагностика дифтерии – непростая задача, так как заболевание часто проявляет себя по-разному. Мазок на дифтерию из зева и носа – бактериологический способ проверки, являющийся основным при лабораторном исследовании ЛОР-заболеваний. Такой анализ не дает возможность обнаружить палочку дифтерии из пораженного места, выявить ее свойство выделять экзотоксины во внешнюю среду.

Если имеется подозрение на дифтерию, то мазок всегда проводится из носа и зева. При этом не важно, в каком месте выявлено заражение. Это нужно, чтобы обнаружить комбинированные виды болезни. Для исследования бактерий производится забор пленки и слизи.

Внимание! Категорически запрещается проникновение крови в материал анализа. Кровь может изменить результаты исследования, она является бактерицидом.

Бактериологический способ – выделение исследуемой палочки посредством посева, взятого у больного материала на особые питательные среды. В лабораторных условиях проводится изучение патогенного микроба, и делается заключение. До забора мазка лечение антибиотиками не проводится.

Недостатком бактериологического анализа является его длительность проведения. Оно может достигать трех суток, а иногда больше. Для достижения высоких результатов, бактериологический материал нужно доставлять в лабораторию за короткое время.

Определение дифтерии осуществляется по целому набору симптомов.

Показаниями для мазка являются следующие симптомы:

  • резкое повышение температуры тела, которая может быть 38 градусов и более;
  • выраженные признаки тахикардии с приступами;
  • общая слабость, сильная боль в голове;
  • плотные лимфатические узлы возле очага поражения, их увеличение, болезненность лимфоузлов при пальпации.

Внимание! При нетоксической дифтерии температура тела приходит в норму, а пленка становится матово-белой. Если дифтерия имеет токсическую форму, то носогубный треугольник приобретает синюшный цвет, давление уменьшается, появляется лихорадка. Во время интоксикации организма могут появиться уплотнения и отек шеи, галлюцинации.

Дифтерия входит в перечень заболеваний, которые предупреждаются введением специальных вакцин детям.

Если дифтерия обнаружена поздно, то она может вызвать:

  • токсическое шоковое состояние;
  • почечную недостаточность;
  • признаки удушья;
  • миокардит – изменения сердца;
  • угнетение нервной системы.

Мазок на дифтерию из носа производится не только для выбора правильного лечения, но и для профилактики.

Это делается в следующих случаях:

  • при устройстве на работу в детский сад, школу, медицинское учреждение или на предприятие общественного питания;
  • перед учебным сезоном;
  • в период беременности, чтобы не допустить возникновения осложнений;
  • после общения с человеком, больным дифтерией.

Распространение дифтерии предотвращается путем принятия профилактических мер.

Чтобы исследование было достоверным, необходимо выполнение некоторых правил. Если учесть, что мазок делается в носовом проходе и полости рта, то перед процедурой забора материала запрещается:

  • за 2 дня до проведения мазка прием сосудосуживающих препаратов для носа;
  • использовать мази, в составе которых присутствуют антибактериальные вещества;
  • прием пищи;
  • чистка зубов перед исследованием.

При применении препаратов с содержанием антибиотиков для местного действия, за 2 дня до мазка их исключают. При пероральном приеме антибиотиков, их прием прекращают за 2 недели до исследования. Если условия не соблюдаются, результат исследования будет неточным, что скажется на результате лечения.

Пациент заблаговременно предупреждается о сдаче мазка. Перед процедурой нельзя принимать пищу. Если пациент принимал пищу, то необходимо тщательно прополоскать рот. Мазок забирается через 2 часа.

Для исследования с горла собираются частицы слизи. Мазок проводится только медицинским работником. При заборе материала запрещается касаться зубов, языка и слизи горла. На этих местах концентрируется ложная дифтерийная палочка, похожая на настоящую. Однако она не является возбудителем. Если во рту имеется налет, то мазок проводится по краю рта.

Порядок проведения мазка:

  • принять позицию сидя или лежа;
  • широко открыть рот, закрепить язык шпателем, чтобы не допустить возникновение рвотного рефлекса;
  • место взятия материала обработать спиртом;
  • взять стерильные тампоны, намотать на металлическую палочку;
  • поместить приготовленную палочку в 9-процентный физиологический раствор;
  • взять мазок из зева в том месте, где наибольшая вероятность скопления палочки Леффлера. При этом нельзя касаться полости рта.

После процедуры необходимо поместить палочку в стерильную стеклянную пробирку.

Внимание! Вместо марлевых тампонов, можно использовать ватные, а палочку для мазка можно использовать деревянную.

Порядок взятия мазка у пациента аналогичен тому, который действовал для зева. Перед началом процедуры нужно очистить проходы в носу ватными палочками. Их можно смочить водой. Вместо ватных палочек можно использовать марлевые жгуты.

Очистка проходов носа должна проводиться осторожно, не повреждая капиллярные сосуды. Выделения крови могут сделать результат исследования неточным. Тампон для носа необходим меньшего размера, по сравнению с зевом. Материал берется с поверхности проходов носа, а затем кладется в стерильную пробирку.

После проведения забора мазка, материал отправляется в лабораторные условия для посева микрофлоры. Исследуемые тампоны размещают в особую среду, которая повышает скорость роста. Весь процесс происходит в течение 2-х суток, пока рост колонии не прекращается.

Полученный материал лаборант изучает под микроскопом, предварительно разместив на специальном стекле. Далее используются специальные красители, для анализа состава клеток вещества.

Признаки палочки дифтерии сильно отличаются. Поэтому микроскопический анализ применяется в качестве предварительного, перед проведением посева. Микроскопия позволяет изучить, из чего состоит флора. Палочки дифтерии расположены в мазках по форме римской цифры «V». Окраска проводится разными методами: по Нейссеру, Граму. Но самой популярной стала окраска по Леффлеру.

Чтобы создать наилучшие условия размножения бактериологического материала, требуется подбор особой среды для их питания. Посев на дифтерию выполняется в условиях стерильного бокса на один из вариантов сред:

  • теллуритовый агар;
  • свернутую сыворотку Ру;
  • среда Клауберга;
  • теллуритовые дифсреды;
  • среда Костюковой.

Изъятый у пациента материал размещают в среде, после этого делают посев по поверхности. Чтобы правильно произвести посев, пользуются чашкой Петри. Инкубационный период проходит под строгим контролем температурного режима. Каждый день лаборант осуществляет контроль роста и вида растущих колоний бактерий. Чтобы выделить чистую культуру, колонии бактерий пересеивают на отдельные среды питания.

С помощью бактериального посева и вспомогательных диагностических исследований происходит подтверждение инфекционной болезни. Это позволяет вовремя назначить лечение, предупредить распространение опасной инфекции на окружающих людей.

В среде Костюковой палочки дифтерии растут в форме общего затемнения. В среде Клауберга рост бактерий проявляется черными полосками. Диагноз заболевания положительный, если при лабораторном анализе подтверждается токсигенность дифтерийной палочки. Если дифтерийная палочка нетоксигенная, то диагноз ставится по симптомам заболевания.

Важно знать! У здорового пациента палочка дифтерии отсутствует, и при исследовании не выявляется.

Исследование на дифтерию нередко дает неточные результаты.

Это объясняется несоблюдением правил исследования на бактерии:

  • прием сульфаниламидных лекарств, антибиотиков;
  • неправильно забран мазок на дифтерию из зева и носа;
  • взятый бактериологический материал не вовремя доставлен в лабораторные условия. После взятия пробы прошло больше двух часов, что способствовало размножению сапрофитной микрофлоры, и развитию аутолитических процессов. Это отрицательно влияет на палочку дифтерии.

Пробу на дифтерию проводят не только у людей с симптомами данной болезни. Исследование также делают людям, которые были в контакте с заболевшим пациентом. Это позволяет вовремя обнаружить опасную инфекцию. Анализ на бактерии дифтерии обязательно назначают людям, которые прошли назначенное лечение. Эффективность терапии медикаментами должна контролироваться врачом.

Чтобы правильно диагностировать дифтерию, проводится два вида исследования крови:

  • анализ на наличие антител;
  • общий анализ.

Иммунные комплексы, созданные иммунной системой человека, называют антителами. Они проявляют активность только против возбудителя, для борьбы с которым созданы. На другие бактерии антитела действовать не будут. Если анализ крови при дифтерии выявил наличие антител, количество которых со временем повышается, то высока вероятность заболевания дифтерией. Если их число снижается, значит пациент выздоравливает.

Существует несколько способов обнаружения антител в крови. Популярным методом стала реакция пассивной гемаглютинации. На поверхности эритроцитов помещается анатоксин. К эритроцитам добавляют пробу заболевшего пациента. Если антитела присутствуют, то они будут провоцировать склеивание эритроцитов. В противном случае такой реакции не будет.

Общий анализ крови при дифтерии не опровергает и не подтверждает заболевание. С помощью общего исследования крови выявляются воспалительные процессы. Это важно для назначения лечения и определения состояния больного.

О воспалительном процессе в организме свидетельствуют следующие факторы:

  1. Повышение количества лейкоцитов. Это клетки, действующие против инфекции. При попадании в организм чужеродных тел, количество лейкоцитов возрастает. После выздоровления их число приходит в норму.
  2. Увеличение скорости оседания эритроцитов. Она зависит от количества эритроцитов и наличия чужеродных веществ в крови. Во время воспаления в крови образуется много белков. Они склеивают эритроциты между собой, что вызывает увеличение СОЭ.

Анализ на дифтерию должен проводиться комплексно, с соблюдением всех условий и правил. Это позволит поставить своевременный правильный диагноз, и назначить эффективные препараты для лечения.

источник

Мазок из зева и носа входит в стандарт лабораторной диагностики воспалительных заболеваний ЛОР-органов. Полученный материал отправляют в лабораторию, где определяют вид возбудителя болезни и его чувствительность к антибиотикам. На основании полученных данных врач определяет тактику лечения. Чтобы результаты получились достоверными, мазок забирается по определенному алгоритму, после подготовки пациента.

В большинстве случаев исследование проводится в плановом порядке, то есть человек знает о нем заранее. Врач объясняет пациенту, как подготовиться к взятию мазка, чтобы результаты не оказались ложными. Если человек проходит лечение антибиотиками, их рекомендуется отменить.

Подготовка начинается за день до сдачи анализа:

  • прекращают использование антисептических зубных паст и ополаскивателей для полости рта;
  • вечером рекомендуют легкий ужин;
  • утром в день исследования пациент не чистит зубы и не полощет рот водой;
  • мазок забирают натощак;
  • запрещается курить и жевать жвачку.

Если планируется одновременный забор мазка из носа, человеку рекомендуют прекратить использование назальных капель.

Мазки из зева и носа забирают по определенному алгоритму. Он одинаков для обнаружения любых инфекций. Отличия заключаются в способе хранения и транспортировки материала при разных инфекциях.

Техника взятия мазка из зева выглядит следующим образом.

  1. Пациента усаживают на стул, лицом к врачу, перед ним располагают источник света.
  2. Врач предлагает человеку откинуть голову назад и максимально широко раскрыть рот.
  3. Шпателем опускают язык вниз и прижимают его.
  4. Ватным тампоном собирают слизь со всех стенок глотки.
  5. Опускают тампон в стерильную пробирку и плотно закрывают ее.

Затем пробирка с полученным материалом доставляется в лабораторию для посева на питательные среды. Процедура безболезненная, но доставляет неприятные ощущения. У человека с выраженным рвотным рефлексом прикосновение ватным тампоном к корню языка может спровоцировать рвоту.

Алгоритм забора мазка из носа:

  1. Пациента усаживают перед врачом и источником света.
  2. Врач предлагает человеку немного запрокинуть голову.
  3. Стерильный ватный тампон вводят в оба носовых хода поочередно и собирают слизь с их стенок.
  4. Помещают тампон в стерильную пробирку и транспортируют в лабораторию.

Процедура тоже не вызывает болевых ощущений, но для некоторых пациентов дискомфортна.

Исследуют полученный материал несколькими способами:

  • экспресс-тест — позволяет выявить антигены к возбудителю, используется для диагностики гриппа в период эпидемии;
  • бактериологическое исследование — делают посев носоглоточной слизи на питательные среды, анализ готов через 5-7 дней;
  • ПЦР-диагностика — так называется наиболее точный метод, позволяющий выявить генетический материал возбудителя.

Выбор исследования определяется лечащим врачом в зависимости от заболевания.

Посев слизи из зева и носа на микрофлору, чувствительность к антибиотикам врач назначает для подтверждения диагноза разных инфекционных заболеваний у детей и взрослых. Забор мазка производится:

Берут мазок и здоровым людям при медицинских осмотрах. Сдавать мазок должны следующие категории людей:

  • беременные женщины;
  • лица, контактировавшие с больным дифтерией или ангиной;
  • лица, поступающие на работу в пищевую промышленность, образовательные и дошкольные учреждения, медицинские учреждения.

У каждого человека в полости носа и зева живет нормальная и условно-патогенная микрофлора, ее количество не превышает определенного показателя. В нормальных условиях флора не вызывает у человека никаких заболеваний.

Мазок из зева и носа даже у здорового человека не бывает полностью стерильным. На этих слизистых могут быть обнаружены разнообразные бактерии, составляющие нормальную микрофлору носовой полости и глотки:

  • золотистый стафилококк;
  • разные виды стрептококков;
  • энтерококки;
  • кишечная палочка;
  • грибы.

Их количество, при котором не развивается воспалительных заболеваний, не превышает 1000 КОЕ/мл. Здоровая иммунная система подавляет активность бактерий.

У человека с иммунодефицитом даже такое количество микробов может вызвать заболевание. Поэтому при обследовании пациента с низким иммунитетом учитывают не только результат мазка, но и имеющиеся симптомы.

О заболевании говорят в том случае, если количество условно-патогенных микроорганизмов превышает 1000 КОЕ/мл. Патологией является и обнаружение специфической флоры:

  • коринебактерии дифтерии;
  • палочка коклюша;
  • гонококки;
  • менингококки;
  • микоплазма.
Читайте также:  Прививки от кори дифтерии и их вред

От расшифровки результатов мазка из горла зависит дальнейшее ведение и лечение пациента.

Мазок из носоглотки — важный диагностический метод, позволяющий определить, каким микроорганизмом вызвано заболевание у человека. С помощью этого метода можно узнать чувствительность этих микроорганизмов к антибиотикам и назначить правильное лечение.

Чтобы анализ был максимально достоверным, человек должен правильно к нему подготовиться. Сама процедура выполняется по строгим правилам.

источник

Оснащение: две стерильных пробирки с ватными тампонами, стерильный штапель

Выполнение процедуры: Объясните пациенту суть и необходимость процедуры. Усадите его лицом к источнику света. Затем взять тампон в правую руку, а в левую – шпатель Попросить пациента открыть рот. Шпателем фиксировать корень языка, чтобы был доступ к миндалинам. Тампоном снять налет или слизь с миндалин на границе пораженного участка. Поместить тампон в стерильную пробирку или сделать посев на кровяной агар . Вторым стерильным тампоном взять слизь из левой и правой половины носа и поместить во вторую стерильную пробирку или сделать посев на кровяной агар.

Материал берется натощак или через 3 часа после еды. К пробиркам прилагается направление, где отмечается номер пробирки, фамилия, имя, возраст, домашний адрес (или название учреждения), цель обследования (диагностическая, по эпидпоказаниям, профилактическое обследование), дата и время взятия материала.

14.Продемонстрируйте технику взятия биологического материала из носоглотки на менингококк.

Оснащение: стерильный изогнутый под углом 130 0 тампон, вмонтированный в стерильную пробирку, чашку Петри с сывороточным агаром, стерильный шпатель. Оформите направление в бактериологическую лабораторию.

Слизь из носоглотки берется натощак или через 3 часа после еды. Усадите пациента лицом к источнику света и предложите широко открыть рот. Левой рукой нажмите шпателем на корень языка. Правой рукой введите тампон в полость рта пациента изогнутым концом вверх, заведите его за мягкое небо и проведите 2-3 раза по задней стенке глотки тампоном. Извлеките тампон осторожно, не касаясь слизистой щек, языка, миндалин. Произведите сразу посев взятого материала на чашку Петри с питательной средой. При посеве материал вотрите в поверхность на небольшом участке 1×2 см среды всеми сторонами тампона, затем этим же тампоном засейте штрихами с отрывом по всей площади чашки. Сверху на штрихи положите диски с ристомицином или линкомицином. Засеянные чашки немедленно помещают в термостат при температуре 37 0 С и доставляют в лабораторию, тщательно защищая от охлаждений, применяя грелки с температурой +35+38 0 С.

15.Продемонстрируйте технику взятия биологического материала из носа и зева на респираторные вирусы.

Оснащение: два стерильных тампона, пробирки с транспортной средой, стерильный шпатель.

Выполнение процедуры:

Мазок из полости носа забирают сухими стерильными ватными тампонами. Тампон ввести легким движением по наружной стенке носа на глубину 2-3 см до нижней раковины. Затем тампон слегка опустить книзу, ввести в нижний носовой ход под нижнюю носовую раковину, сделать вращательное движение и удалить вдоль наружной стенки носа. Мазок берётся из обеих полостей носа. Тампоны погрузить в стерильную пробирку с 3 мл транспортной среды (фосфатно-солевой буфер или физ.раствор), отломать концы палочек и плотно закрыть пробкой.

Из ротоглотки мазки берут сухими стерильными ватными тампонами вращательными движениями с поверхности миндалин, нёбных дужек и задней стенки ротоглотки. Тампоны погрузить в стерильную пробирку с 3 мл транспортной среды (фосфатно-солевой буфер или физраствор), отломать концы палочек и закрыть пробкой.

16. Охарактеризуйте обязанности медсестры при подготовке пациента к проведению люмбальной пункции.

Взятие ликворапроизводят как можно раньше, до начала антибиотикотерапии. Производит данную манипуляцию врач.

Оснащение:— стерильные: лоток, иглу для спинномозговой пункции, шприц на 5-10 мл, 2% раствор новокаина 5-10 мл, ватные шарики, 3-5 пробирок, одну стерильную, пинцет, салфетки;

70% спирт, йодную настойку, штатив для пробирок, емкость с дезинфицирующим раствором, лоток для сброса.

Манипуляцию проводить лучше натощак. Пациента укладывают на каталку на правый бок. Одной рукой сгибают голову пациента к груди, а другой рукой обхватывают бедра, прижимают их к животу и выгибают спину пациента кзади. Поясничную область по ходу позвоночника и вокруг него дезинфицируют йодной настойкой, а затем спиртом. Место введения иглы определяют горизонтальной линией, соединяющей гребешки обеих подвздошных костей, которую проводят ватным тампоном, смоченным в йодной настойке. Во время манипуляции медицинская сестра находится перед пациентом, чтобы своевременно отметить изменения сознания пациента, реакцию зрачков и т.д. Закончив забор ликвора, к месту прокола прикладывают стерильный тампон и заклеивают салфеткой или лейкопластырем. После проведения пункции пациент должен в течение часа лежать на животе в постели со щитом без подушки. Строгий постельный режим соблюдают не менее суток.

Следует помнить, что при взятии ликвора нельзя касаться краев канюли иглы, краев пробирки, не переливать жидкость через край. При невозможности доставить материал сразу же в лабораторию, пробирки хранят в термостате при температуре 37 0 С, но не более 18 часов.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

Забор материала для уточнения диагноза.

здоровые дети перед оформлением в ДДУ, дети- больные ангиной, скарлатиной, дифтерией, дети контактные с инфекционными заболеваниями, с заболеваниями органов дыхания, ЦНС.

Стерильные пробирки («зев», «нос») с сухими тампонами, штатив, шпатель, направление, перчатки, дез. раствор.

Подготовка: Забор материала проводится натощак, до орошения или полоскания горла; ребенка усадить или уложить перед источником света.

Подготовка к процедуре:

объяснить цель и ход предстоящей процедуры ,получить информированное согласие на ее проведение.

Пробирки маркируют (из зева, из носа). Пишут направление с указанием: Ф. И. ребенка, возраст, место жительства или палата, название посылаемого материала, цель исследования и дата.

Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.

Забор производят, как правило, из зева и носа.

Пациента просят откинуть голову назад и закрыть глаза.

При хорошем освещении осматривают, пользуясь шпателем, горло.

Медсестра берет в левую руку шпатель, прижимает им корень языка ребенка, а правой рукой извлекает из пробирки («зев») тампон, и очень осторожно (чтобы не коснуться щек, языка), касается слизистой миндалин на границе налета, дужек, задней стенки глотки. Опускает тампон в пробирку, стараясь не касаться наружной стенки пробирки

Для взятия мазка из носа берут из пробирки «нос» стерильный тампон правой рукой, первым пальцем левой руки слегка приподнимают кончик носа. Осторожно, не касаясь наружной поверхности носа, вводят тампон сначала в один, а потом в другой носовой ход. Взятый материал опускают в пробирку.

Не следует касаться тампоном языка, щек или зубов.

При заборе материала используется предварительно прогретая угольная транспортная среда Эймса, срок доставки в лабораторию не более 48 часов при температуре 20-25 °С.

На бланке направления указывают противомикробные препараты, которые пациент недавно получал. На маркировке указывают, откуда взят материал, фамилии пациента дату и время взятия материала, подозреваемую инфекцию, особенно вызываемую С. diphtheriae (необходимы два тампона — зев и нос).

Окончание процедуры:

Обработать руки в перчатках дез. раствором.

Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Отправить материал и направление в бактериологическую лабораторию.

Осложнения: Повреждение слизистой оболочки.

При дифтерии в атипичных (т.е. редких локализаций)формах забор материалов

Дифтерия носа протекала в атипичной,(катаральной и катарально-язвенной)- отечность, гиперемию, кровоточивость слизистой. На слизистой носовой перегородки наблюдали эрозии, афты или корочки. На границе перехода слизистой носа в кожу наружного отверстия носа определяли инфильтрацию, гиперемию,эрозии или корочки

Дифтерия кожи .-Атипичная форма протекала в виде экземы,импетиго, гнойничковых сыпей

Дифтерия кожи.-Это крайне редкая локализация

Брать надо аккуратно не повреждая лишний раз язвы и не вызывая кровоточивости.

Как проводится процедура

Бояться ее совсем не стоит. Все, что требуется от пациента – это подставить свой нос и открыть рот, чтобы медсестра взяла образцы инструментом, напоминающим ватную палочку. В носовой ход эта палочка погружается не более, чем на 2 см, так что никаких повреждений она вызвать не способна, мазок из зева тоже берется очень осторожно, поэтому особенно неприятных ощущений ожидать не стоит: ну, может, будет легкий дискомфорт, но никак не рефлекторная рвота или что-то подобное.

После взятия материала «палочка» будет помещена в специальную транспортную среду и отправлена в лабораторию, а пациенту только и останется, что дождаться результатов.

Правила взятия и доставки крови для проведения лабораторных исследований методом ИФА на ВИЧ-инфекцию и СПИД-индикаторные заболевания.

Взятие крови производится из локтевой вены в чистую сухую пробирку в количестве 3-5 мл. У новорожденных можно брать пуповинную кровь с указанием об этом в направлении. Полученный материал не рекомендуется хранить более 12 часов при комнатной температуре и более 1 суток в холодильнике при +4-8 0С. Наступающий гемолиз может повлиять на результаты анализа. В случае невозможности доставки материала в течение суток следует сразу после взятия крови отобрать из нее сыворотку. Сыворотка отделяется центрифугированием. Отделенная сыворотка переносится в чистую (лучше стерильную) пробирку, флакон или пластиковый контейнер, и в таком виде она может храниться до 7 дней при температуре +4-8 0С. На пробирке следует указать порядковый номер, фамилию и инициалы пациента, в строгом соответствии с направлением. Для транспортировки в КДЛ диагностики ВИЧ штативы с пробирками помещают в термоконтейнер, легко подвергающийся дезинфекции. Полученный материал в КДЛ диагностики ВИЧ доставляет медицинский персонал, прошедший специальный инструктаж в установленном порядке.

Обменный журнал и направление оформляются строго по форме №264/у-88 разборчивым почерком, с четким указанием на какие виды исследований направляется материал; зачеркивать, вносить в направление изменения, поправки категорически запрещено! Обменный журнал и направление помещают в полиэтиленовый пакет и доставляют вместе с образцами крови. При доставке сыворотки по запросу и ИЗв сопроводительных документах необходимо выделять такие образцы пометкой «ПОВТОР», при невозможности взятия второй порции сообщить письменно (!).

источник

Цель: собрать материал для бактериологического ис­следования.

— стерильные пробирки с сухими ватными тампона­ми (2 шт.),

— стерильный шпатель в лотке,

— бланк-направление в лабораторию,

Обязательное условие: забор материала из зева про­водить натощак, до орошения или полоскания горла

.Подготовка к процедуре

1. Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, полу­чить согласие. Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре. 2. Подготовить необходимое осна­щение. Выписать направление в лабора­торию. Обеспечение четкости выполне­ния процедуры. 3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки Обеспечение инфекционной безопасности. 4. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н» , «3» (нос, зев). Создание удобства при прове­дении процедуры. 5. Усадить ребенка лицом к источ­нику света и при необходимости зафиксировать его с помощью по­мощника: а) ноги ребенка помощник обхва­тывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует од­ной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку. Необходимое условие для про­ведения процедуры.

Выполнение процедуры

6. Извлечь ватный тампон из пробир­ки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в кото­рую он вмонтирован. Маркировка «Н» означает — нос . 7. Большим пальцем левой руки при­поднять кончик носа ребенка Обеспечение доступа к слизис­той оболочке носовых ходов. 8. Осторожно ввести тампон враща­тельными движениями в один но­совой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам. Условие, обеспечивающее эф­фективность проведения проце­дуры. 9. Собрав материал, поместить там­пон в пробирку, не касаясь ее кра­ев. Обеспечение достоверности результата исследования. 10. Попросить ребенка широко от­крыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую по­лость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхнос­ти десен до места окончания зу­бов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень язы­ка и резко нажать на него. Обеспечение доступа к зеву . 11. Извлечь ватный тампон из про­бирки, маркированной знаком «3», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. Маркировка «3» означает – зев. 12. Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта. 13. Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка — мин­далина — язычок — дужка — мин­далина Примечание: при наличии плен­ки в зеве и подозрении на дифте­рию — материал собирать на гра­нице здоровой и пораженной тка­ни. Максимальное скопление диф­терийных палочек отмечается в данных участках. 14. Извлечь тампон из ротовой по­лости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. Обеспечение достоверности результата.
Читайте также:  Что такое болезнь дифтерия фото

Завершение процедуры

15. Вымыть и обработать антисепти­ческим материалом руки в перчат­ках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной бе­зопасности. 16. Отправить материал в бактерио­логическую лабораторию в сопро­вождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в термостате или в сумке с грелками). Обеспечение достоверности ис­следования.

Забор материала на коклюш

( метод кашлевых пластинок)

Цель:собрать материал для бактериологического исследования

чашка Петри с питательной средой КУА;

стерильный шпатель в лотке;

— бланк — направление в баклабораторию;

Обязательное условие: забор материала производится натощак или через 2-3 часа после еды.

Подготовка к процедуре

Выполнение процедуры

Завершение процедуры

Этапы проведения: Обоснование
1. Объяснить ребёнку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения. 2. Подготовить необходимое оснащение. 3. Выписать направление в баклабораторию. 4. Поставить стеклографом номер на чашке Петри, соответствующий номеру в направлении. 5. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. 6. Усадить ребёнка лицом к источнику света, при необходимости зафиксировать его при помощи помощника: А – усадить ребёнка на колени к помощнику, помощник охватывает ноги ребёнка своими ногами. Б – руки и туловище ребёнка помощник фиксирует, обхватив правой рукой. В – голову помощник держит, положив ладонь левой руки на голову ребёнка. Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании. Обеспечение чёткости проведения процедуры. Обеспечение инфекционной безопасности. Необходимое условие для проведения процедуры.
1.Взять чашку Петри и при появлении кашля открыть её, поднести ко рту ребёнка вертикально на расстоянии 5-10 см ото рта, улавливая 5-6 кашлевых толчков. Примечание: при отсутствии кашля вызвать кашлевой рефлекс, надавив шпателем на корень языка 2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в термостат с температурой 36-37 0 С Во время кашля во внешнюю среду выделяется большое количество возбудителя коклюша. Возбудитель не летуч. Возбудитель не устойчив во внешней среде.
1. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках. 2. Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки. 3. Записать результат 4. Немедленно отправить материал с направлением в баклабораторию Обеспечение инфекционной безопасности. Документирование результатов исследования. Обеспечение достоверности исследования

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10169 — | 7212 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Диагностика дифтерии часто вызывает затруднения. Это связано с тем, что заболевание имеет разнообразные формы проявления. Мазок на дифтерию – это бактериологический метод исследования, который является основным в лабораторной диагностике. Анализ позволяет выделить дифтерийную палочку (Corinebacterium diphtheriae) из очага поражения, определить ее тип и токсигенность (свойство палочки продуцировать экзотоксины в окружающую среду).

Независимо от выявленного очага поражения при подозрении на дифтерию мазок берется из зева и носа. Это необходимо для того, чтобы выявить комбинированные формы заболевания. Для бактериологического анализа берут слизь и пленки.

Нельзя допускать попадание крови в исследуемый биоматериал, так как она обладает бактерицидными свойствами. Это может исказить результаты анализов.

Бактериологический метод – это выделение в чистом виде дифтерийной палочки путем посева материала, взятого у пациента, на специальные питательные среды. В лаборатории изучают свойства патогенного микроорганизма и дают заключение. До того как забирать материал, нельзя проводить лечение антибактериальными препаратами.

Бактериологическое исследование имеет один недостаток. Он связан с тем, сколько делается анализ. Продолжительность исследования на дифтерию в среднем составляет 2-3 суток. Для того, чтобы результативность метода была максимальной, материал после взятия необходимо доставить в лабораторию как можно быстрее.

Для бактериологического анализа собирают слизь из стенок слизистой горла, а также пленки. Важным условием является взятие материала натощак. Лучше всего его сдавать с утра после сна. Если пациент поел, то ротовую полость следует прополоскать от остатков пищи, а анализы брать спустя 2 часа.

Мазок из зева на дифтерию нужно брать аккуратно. Во время забора материала нельзя касаться слизистых оболочек ротовой полости, языка, зубов. В этих местах часто находятся ложнодифтерийные палочки. По своему строению и биохимическим свойствам они очень схожи с настоящим возбудителем дифтерии. Если в области горла и миндалин есть налет, то мазок нужно брать по его краям.

Алгоритм взятия мазка на дифтерию из зева:

  1. Для забора слизи из горла используют сухие стерилизованные тампоны из ваты или марли. Их наматывают на палочку из нержавеющей стали или дерева и помещают в стерильную пробирку.
  2. Перед тем как собрать материал, тампон увлажняют с помощью физиологического раствора (NaCl 0,9%).
  3. Забор слизи осуществляется в положении сидя или лежа.
  4. Пациента просят максимально широко открыть рот. Для фиксации языка его зажимают шпателем, придавливая книзу и кпереди.
  5. С осторожностью, не касаясь стенок рта, вводят тампон и собирают весь интересующий для исследования материал. Налет собирают на границе с пораженными участками слизистой, так как там наибольшая концентрация дифтерийной палочки.

Перед тем как взять мазок из носа на дифтерию, носовые ходы необходимо тщательно прочистить путем высмаркивания или применяя сухие ватные палочки (специальные фитили). Если в носу есть корочки, то их необходимо удалить с осторожностью, чтобы не повредить слизистую и не вызвать капиллярное кровотечение.

Тампон для взятия материала из носа готовится по такому же принципу, как и тампон для зева, только он меньшего размера. Вводить его нужно медленно и аккуратно, так, чтобы каждая сторона тампона касалась всех стенок носового хода.

У пациентов мазок из зева и носа на дифтерию берут вместе и отправляют в лабораторию. Для более точного диагноза посевы проводят незамедлительно и сразу на нескольких питательных средах.

Для культивирования дифтерийной палочки посев производят на среды Костюковой (жидкая) и Клауберга (плотная). В их состав входит гелурит натрия и калия, а в плотной среде также содержится гемолизированная кровь и эритроцитарная масса.

На среде Костюковой рост дифтерийной палочки выглядит в виде повсеместного потемнения, на среде Клауберга возбудитель заболевания растет в виде темных или черных полосок.

Если в ходе лабораторных исследований токсигенность выделенной палочки подтверждена, то диагноз на дифтерию положительный. Если выделенный возбудитель оказался нетоксигенный, то окончательный диагноз выносится на основе клинических симптомов болезни.

В норме у здорового человека дифтерийная палочка не присутствует в слизистой зева и не обнаруживается при бактериологическом исследовании.

Анализ на дифтерию не всегда может быть точным. На его результативность влияют такие факторы:

  • несоблюдение правил взятия мазков из носа и зева;
  • прием антибактериальных средств, сульфаниламидных препаратов;
  • несвоевременная доставка взятого материала в лабораторию (с момента взятия прошло более 2-3 часов), после истечения этого срока в биоматериале начинает размножаться сапрофитная (сопутствующая) микрофлора, постепенно развиваются аутолитические процессы, что губительно отражается на дифтерийной палочке.

Мазки на выявление дифтерии берут не только у пациентов с клиническими проявлениями заболевания. Анализы также проводят людям, контактировавшим с больным для своевременного выявления инфекции. Бактериологическое исследование в обязательно порядке назначают пациентам после проведенного лечения для контроля эффективности медикаментозной терапии.

источник

Мазок на дифтерию – лабораторное исследование, которое проводится как в случае возникшей патологии, так и в целях общей диагностики организма.

Сдавать подобный анализ необходимо как взрослым, так и детям для общего контроля здоровья.

Проводится исследование в совокупности с выявлением наличия нужных антител к озвученному заболеванию при диагностике крови.

Некоторые люди думают, зачем сдавать мазок на дифтерию, если нет симптомов самого заболевания. Однако специалисты в этой области выделяют некоторые факторы, при которых эта процедура необходима.

В медицинской практике бывают такие случаи, когда при некоторых основных заболеваниях необходимы дополнительные исследования. Кроме взятия крови у больного, рекомендуется произвести анализ из области зева и носа. К подобным причинам относят следующие факторы:

  1. протекание у больного ангины с характерным налетом;
  2. диагностирование у пациента стенозирующего ларинготрахеита;
  3. наличие у пострадавшего мононуклеоза, сопровождающегося инфекцией;
  4. появление патологии в виде миндальных гнойных образований;
  5. присутствие у больного такого заболевания, как туберкулез;
  6. обнаружение общего поражения нервной системы в организме;

Во всех перечисленных случаях врач назначит проведение такой процедуры, как посев из носа и зева.

Это необходимо для определения вида бактерий, которые атаковали организм человека.

В некоторых случаях мазок из носа и зева следует делать исключительно в целях профилактики. К таким моментам можно отнести следующие факторы:

  • подозрение лечащего врача на наличие у пациента дифтерии носа;
  • необходимость диагностики такого рода при длительных синуситах и ринитах;
  • профилактический анализ из зева и носа при контакте с больным дифтерией;
  • обязательная процедура подобного рода при оформлении ребенка в детский сад, школу или другие общеобразовательные учреждения.

Посев из носа и зева в перечисленных случаях необходим для контроля предполагаемого заболевания. Это позволит избежать в будущем негативных последствий для организма человека.

Чтобы анализ показал реальные результаты исследования, необходимо правильно подготовиться к предстоящей процедуре. Для этого нужно соблюдать такие правила перед забором материала из носа и зева.

  1. Исключение из употребления некоторых лечебных препаратов для носа. Посев может показать неверный результат, если до процедуры за пару дней использовались мази и растворы на основе антибиотиков.
  2. Ограничение приема пищи в тот день, когда будет произведен описываемый анализ. В этом случае не рекомендуется принимать пищу и чистить зубы для достоверного проведения бактериологического исследования.
  3. Полный отказ от определенных лекарственных препаратов. Как уже было сказано, прием антибиотиков для носа необходимо за два дня полностью исключить из употребления. Однако прием внутрь рекомендуется прекратить за 14 дней до исследования.

Если не соблюдать вышеперечисленные рекомендации, то результат бактериального анализа может быть ложным. Все это осложнит дальнейшее лечение и создаст дополнительный риск серьезных патологий.

Известным фактом является то, что общая клиническая картина предполагаемого заболевания состоит из многих факторов. Изучение состава крови подразумевает дополнительное исследование, а посев из носа и горла является главным направлением для выявления провокатора заболевания.

Анализ забора необходимого материала для определения присутствия в организме дифтерии состоит из следующих этапов.

  • Подготовка носа к предстоящей процедуре. Эти процессы включают в себя полную очистку главного органа дыхания человека и удаление огрубевших корок из него.
  • Приготовление материала для сбора. В этом случае, как и при процедуре забора крови, главным фактором является стерильность инструмента. Посев на дифтерию производят с помощью тампона из марлевого валика.
  • Обработка материала. Для этого специалист нанесет на квадратное стекло полученный результат для исследования, а затем подсушит его. Последний штрих – направление подготовленного материала в лабораторию.

При выявлении такого заболевания, как дифтерия необходимо провести посев из носа и зева, а также анализ крови на присутствие антител к заболеванию. Все это в комплексе поможет избежать в дальнейшем множество опасных патологий в организме.

Читайте также:  Когда делается вторая ревакцинация против дифтерии

источник

Мазок из носа и зева на стафилококк (микрофлору) – это один из видов бактериологического исследования, целью которого является изучение микробной флоры носоглотки. Он позволяет не только выявить микроба, послужившего возбудителем заболевания ЛОР-органов, но и определить его чувствительность к антибиотикам.

Если у пациента на протяжении достаточно длительного времени сохраняются симптомы ринита, то можно предположить его аллергическую природу. Для подтверждения диагноза в данном случае выполняют взятие слизи из носа на эозинофилы.

Мазок из носа и зева на микрофлору назначается с целью выявления возбудителя тонзиллита (ангины), фарингита. Некоторые пациенты считают данные заболевания несерьезными и потому не требующими никаких лабораторных исследований. Однако следует знать, что нередко они вызываются бета-гемолитическим стрептококком группы А. Коварство этой бактерии состоит в том, что она не только вызывает инфекции, поражающее горло, но и может стать причиной развития у пациента таких тяжелых заболеваний как ревматизм и гломерулонефрит.

Мазок из носа и зева на стафилококки чаще всего назначается пациентам, страдающим фурункулезом. Дело в том, что очень часто возбудителем данного заболевания являются штаммы золотистого стафилококка. Они образуют колонии на слизистой оболочке ротоносовой полости, откуда и попадают на участки кожи, вызывая гнойно-воспалительное поражение волосяных фолликулов.

Мазок из зева и носа также выполняют и при подозрении на дифтерию. Помимо этого, показанием к его проведению является выявление носителей бациллы (палочки) Лефлера – возбудителя дифтерии. В этом случае в направлении в лабораторию указывается: «мазок на Bl».

Если у пациента на протяжении достаточно длительного времени сохраняются симптомы ринита, то можно предположить его аллергическую природу. Для подтверждения диагноза в данном случае выполняют взятие слизи из носа на эозинофилы. Правильно этот анализ называется риноцитограммой. Он строится на анализе цитологической картины, то есть наличия в исследуемом биологическом материале тех или иных клеток (эритроциты, нейтрофилы, макрофаги, эозинофилы, лимфоциты, микроорганизмы).

Мазок из носа и зева на микрофлору назначается с целью выявления возбудителя тонзиллита (ангины), фарингита.

При аллергическом характере ринита в риноцитограмме будет повышено число эозинофилов, а при бактериальном – нейтрофилов. С целью проведения дополнительной дифференциальной диагностики этих двух заболеваний врач может назначить пациенту и анализ крови на лейкоформулу, который показывает соотношение субпопуляций белых клеток крови между собой.

Подготовка к анализу достаточно проста:

  1. За 72 часа до взятия биологического материала необходимо прекратить применение спреев, назальных мазей и растворов для полоскания горла, содержащих в своем составе антибиотики или иные противомикробные средства. Это связано с тем, что препараты этих групп изменяют микробное соотношение, что может стать причиной неправильно поставленного диагноза и, соответственно, неверно подобранного лечения.
  2. Утром, в день сдачи анализа, не следует чистить зубы, пить и принимать пищу, так как это также может стать причиной изменения микробиологической и цитологической картины мазка.

Для взятия мазка из горла пациенту предлагают слегка запрокинуть голову назад и широко открыть рот. На язык надавливают шпателем и проводят по слизистой оболочке зева и миндалин стерильным ватным тампоном, намотанным на тонкую палочку. Процедура совершенно безболезненная, но неприятная, так как прикосновение тампона к задней стенке горла может спровоцировать достаточно сильные рвотные позывы.

При взятии мазка из носа сначала в одну, а затем в другую ноздрю вводят стерильный тампон и проводят им по стенкам носовой полости.

Процедура взятия мазка у детей точно такая же, как и у взрослых. При заборе материала у ребенка первых лет жизни необходим помощник, который будет фиксировать голову малыша в момент процедуры.

Мазок из носа и зева на стафилококки чаще всего назначается пациентам, страдающим фурункулезом.

Тампоны с кусочками слизи переносят в пробирку с питательной средой или стерильным физиологическим раствором, которые вместе с направлением доставляют в лабораторию.

Полученный материал может быть исследован разными способами.

Быстрые антигенные тесты. Позволяют выявить присутствие в слизи из носоглотки определенного типа бактерий. Чаще всего этот анализ используется для обнаружения бета-гемолитического стрептококка группы А. Быстрые антигенные тесты отличаются высокой чувствительностью и специфичностью. Их результат бывает готов в течение 10–40 минут.

Бактериологический посев. Слизь из носоглотки переносят на питательную среду, а затем пробирку помещают в термостат. В благоприятной среде бактерии начинают активно размножаться, приводя к образованию колоний. Этот метод лабораторной диагностики позволяет выявить возбудителя того или иного заболевания ЛОР-органов, а также определить его чувствительность к антибактериальным препаратам. Длительность бактериологического исследования составляет от 3 до 10 дней.

Полимеразная цепная реакция (ПЦР). В ходе этого анализа устанавливают, какие именно микробы населяют полость носа и горла по их фрагментам ДНК, содержащимся в слизи. В зависимости от используемой методики длительность исследования составляет от нескольких часов до нескольких дней.

Расшифровка анализа мазка из зева и носа достаточно сложна. Для правильной оценки полученных результатов следует учитывать взаимосвязь между выявленными микроорганизмами и имеющейся патологией. Например, если пациент страдает рецидивирующим фурункулезом, то выявление в мазке золотистого стафилококка будет иметь диагностическую ценность. В то же время выявление у этого же пациента грибков рода кандида не является основанием для постановки диагноза микотического поражения и, соответственно, не требует лечения.

Мазок из зева и носа позволяет не только выявить микроба, послужившего возбудителем заболевания ЛОР-органов, но и определить его чувствительность к антибиотикам.

Даже у совершенно здорового человека в посеве слизи с носа и зева могут обнаруживаться разные микроорганизмы. Присутствие условно-патогенных микробов является вариантом нормы, если их количество незначительно, и они не вызывают заболеваний.

При микроскопии мазка из носа могут обнаруживаться и следующие типы клеток:

  • эозинофилы – в норме их не должно содержаться более 10% от общего числа лейкоцитов в мазке. Повышение этого показателя является лабораторным признаком аллергического ринита. В тоже время нормальное содержание эозинофилов не позволяет полностью исключить аллергическую природу ринита. Еще одной причиной повышенного содержания эозинофилов в мазке из носа может стать эозинофильный неаллергический ринит;
  • нейтрофилы – повышенное содержание в мазке нейтрофилов свидетельствует о том, что воспалительный процесс в полости вызван бактериями или вирусами и находится в острой стадии;
  • лимфоциты – повышенный уровень лимфоцитов в риноцитограмме чаще всего бывает обусловлен хроническим воспалением слизистой оболочки носовой полости;
  • эритроциты – в норме отсутствуют. Их появление в мазке связано с повышенной проницаемостью стенок кровеносных сосудов слизистой оболочки носа, что наблюдается при ринитах, вызванных вирусом гриппа или дифтерийной палочкой.

Видео с YouTube по теме статьи:

источник

Целью мазка из зева является определение микрофлоры. Он проводится при воспалительных заболеваниях. Для проведения процедуры необходимы:

  • обеззараженная мензурка с пробкой, через которую пропущен стержень с ватным тампоном на конце;
  • чистый шпатель;
  • направление в лабораторию для проведения бактериологических исследований.

Рассмотрим алгоритм взятия мазка из зева и носа.

Полость рта тщательным образом осматривается. Первым делом обратите внимание на зев, язык, миндалины. Определяется то место, из которого берется отделяемое для проведения исследования.

Придерживать пробку с осторожностью, извлекать стержень из мензурки, не прикасаясь к ее наружным стенкам и окружающим предметам.

Затем пробирку помещают в штатив. Так берется мазок из зева и носа на стафилококк.

Первым, вторым и третьим пальцами левой руки взять чистый шпатель и сказать пациенту, чтобы он открыл рот. Шпателем прижать язык, вставить тампон в ротовую полость и снять отделяемое с конкретного места.

Быстро и осторожно вытащить тампон из ротовой полости и, не прикасаясь к наружным стенкам мензурки и окружающим предметам, опустить его в пробирку.

Точное время, когда взято отделяемое, указывается в направлении.

Не позднее 2-х часов с момента забора необходимо доставить мензурку с направлением в лабораторию.

Результаты исследования подклеить в историю болезни.

Целью мазка из носа является исследование микрофлоры слизистой.
Оно проводится при наличии инфекционных заболеваний, относящихся к верхним дыхательным путям.
Для проведения процедуры необходимы:

  • стерильная мензурка с пробкой, через которую пропущен стержень с ватным тампоном на конце, c маркировкой «Н»;
  • направление в лабораторию на бактериологические исследования;
  • держатель.

Техника взятия мазка из зева и носа довольно проста.

Для проведения бактериологического исследования необходимы мазки из зева и носа. Они отражают как качественные, так и количественные показатели микрофлоры, которая находится на слизистой ротоглотки и носоглотки. Врач может диагностировать инфекционное заболевание при наличии болезнетворного микроорганизма, а также определяет чувствительность микробов к действию ряда антибиотиков.

Зачем может понадобиться мазок из зева и носа на стафилококк? Об этом далее.

Исследование назначается при следующих патологиях:

  • тонзиллит, который появляется при активации стрептококка;
  • болезнь фурункулез, которая развивается из-за размножения стафилококков;
  • дифтерия и подозрения на нее, когда нужно выявить бациллы Леффлера;
  • простудные заболевания;
  • подозрение на ларингит и мононуклеоз.

Кроме того, диагностику микрофлоры проводят с целью профилактики для того, чтобы выявить людей, которые переносят бактерии после произошедшего контакта с заболевшим человеком. Зачастую человеку назначают проведение мазка на стафилококк, когда он устраиваются на работу в лечебные учреждения, детские сады, заведения общественного питания. Беременных женщин обследуют для того, чтобы установить риск развития заболевания. Специальная подготовка к мазку из зева и носа не требуется.

На слизистой оболочке ротоглотки и носоглотки находится огромное количество микроорганизмов, которые могут быть как полезными, так и болезнетворными. Однако они не всегда вызывают различные заболевания. Главным показателем является их количество.

В определенных условиях, в частности, когда снижается иммунитет на фоне острой респираторной вирусной инфекции, общего переохлаждения организма, обостренного хронического заболевания, происходит появление болезнетворных бактерий. Они начинают размножаться интенсивными темпами.

При отсутствии заболевания в мазках могут присутствовать такие виды микроорганизмов, как стрептококки, непатогенные нейссерии, кишечная палочка, менингококки, кожный стафилококк, бактероиды, псевдомонады, дифтероиды, актиномицеты, клебсиеллы пневмонии, грибки и другие бактерии.

При условиях, благоприятных для бактерий, относительно-болезнетворные микробы в состоянии вызывать различные недуги. Также болезни могут получить свое развитие при первичном заражении организма, появляясь на слизистых оболочках верхних респираторных путей.

К микроорганизмам, которые в состоянии спровоцировать развитие отклонений, следует отнести пневмококк, гемолитический стрептококк, менингококк, золотистый стафилококк, бордетеллу, бациллы Леффлера, листерию, бранхамеллы, гемофильную палочку.

Алгоритм взятия мазка из зева и носа должен обязательно выполняться.

Для того чтобы получить максимально точные результаты исследования, обязательным является соблюдение следующих рекомендаций:

  • за семь дней до сбора материала прекратить прием антибактериальных препаратов;
  • использовать полоскание или спрей с противомикробным действием запрещается за два дня до диагностики;
  • проводить анализ необходимо только на голодный желудок;
  • перед проведением исследования не следует чистить зубы, пить воду.

Если вы будете придерживаться перечисленных правил взятия мазка из зева и носа, то результат будет верный.

  1. Усадить пациента и попросить его слегка поднять голову.
  2. Из штатива берется мензурка левой рукой, а извлекают стержень с тампоном правой. Сделать это необходимо очень аккуратно, не прикасаясь тампоном к окружающим предметам.
  3. Склянку ставят в штатив.
  4. Приподнять левой рукой кончик носа пациента и легкими вращательными движениями правой руки в нижний носовой ход ввести тампон на глубину 2 сантиметра.
  5. Извлечь тампон и быстро опустить в мензурку.
  6. Отправить пробирку в лабораторию для бактериологических исследований.

Алгоритм взятия мазка из зева и носа нужно хорошо изучить.

Исследования в лаборатории можно отнести к вспомогательным методам. Они являются одной из наиважнейших частей обследования пациента. В огромном количестве случаев данные, которые получены с помощью анализов в лаборатории, имеют определяющее значение для постановки диагноза. Результаты дополнительных исследований в большей массе зависят от правильности подготовки пациентов. Некоторые исследования можно проводить всем без исключения больным, а отдельные из них осуществляют в строгом порядке, в соответствии с показаниями и в зависимости от диагноза.

Мы рассмотрели алгоритм взятия мазка из зева и носа.

источник