Меню Рубрики

Мазок дифтерии за нейсером

Дифтерия — острое инфекционное заболевание, вызываемое дифтерийной палочкой (Corynebacterium diphtheriae), характеризующеесяместным фибринозным поражением слизистых оболочек рото- и носоглотки (diphthera – пленка), а также тяжелой интоксикацией с поражением сердечно-сосудистой, нервной системы и надпочечников. Лабораторная диагностика дифтерии осуществляется в соответствии со схемой 14.

Схема 14.Микробиологическая диагностика дифтерии

Микроскопический метод в настоящее время фактически не применяется из-за его низкой информативности в связи с субъективизмом учета и выполняется только по требованию лечащего врача. Микроскопии подвергают мазки, окрашенные по Граму, метиленовым синим, по Нейссеру (для выявления включений волютина). Дифтерийные палочки (Corynebacteriumdiphtheriae) при окраске по Нейссеру содержат полярно расположенные темно-синие, почти черные, включения волютина и располагаются в виде римских цифр V или Х, тогда как сходные с ними дифтероиды и ложнодифтерийные бактерии (Corynebacteriumpseudodiphtheriae) зерен волютина не имеют и располагаются в виде частокола. Разработан также метод прямого флюорохромирования дифтерийных палочек корифосфином, окрашивающим включения волютина в красно-коричневый цвет, а цитоплазму в зеленый или желтый цвет, что позволяет повысить эффективность бактериоскопического метода.

Бактериологический метод-основной метод диагностики дифтерии. Исследуемый материал засевают на одну из специальных питательных сред для культивирования дифтерийных палочек, наиболее часто на среду Клауберга (МПА с гли­церином, дефибринированной кровью и теллуритом натрия, задерживающим рост сопутствующей непатогенной микрофлоры). На среде Клауберга Corynebacterium diphtheriae образует 2 типа колоний:

а) серовато-черного цвета с радиальной исчерченностью поверхности, напоминающие цве­ток маргаритки или розетку (биовар gravis);

б) черные, круглые, выпуклые колонии колонии за счет восстановления теллурита (биовар mitis).

В мазке из типичной для дифтерийной палочки колонии обнаруживают грамположительные палочки булавовидной формы, расположенные в виде римских цифр V или Х, содержащие зерна волютина (рис. 16). Оставшуюся часть колонии пересевают на кровяной МПА для выделения чистой культуры.

Рис. 16. Возбудитель дифтерии — Corynebacteriumdiphtheriae. Окраска по Нейссеру. Расположение в виде римских цифр V или Х, включения волютина по полюсам. х900

Идентификацию выделенной культуры проводят с учетом, прежде всего, ключевых свойств (токсигенность, наличие цистиназы). Токсигенность обычно определяют с помощью реакции преципитации в геле («чашечный» метод). Для этого в чашку Петри с питательной средой (МПА, 15—20 % лошадиной сыворотки, 0,3 % мальтозы, 0,03 % цистина) накладывают полоску фильтровальной бумаги, пропитанную анти­токсической противодифтерийной сывороткой (5000 АЕ/мл), чашку подсушивают 30 минут в термостате, после чего засевают штрихами исследуемые культуры перпендикулярно полоске бумаги. В качестве контроля используют токсигенную куль­туру. Посевы инкубируют в термостате при 37 0 С в течение 18-20 часов. При наличии токсигенности в местах соединения ток­сина с антитоксическими антителами в питательной среде образуются белые линии преципитата, напоминающие усики. Для определения токсигенности дифтерийных бактерий также разработаны ИФА и ПЦР.

Цистиназу у выделенных культур (проба Пизу) определяют путем посева методом укола петли исследуемой культуры на цистиновый МПА с азотнокислым свинцом. Посевы помещают на сутки в термостат при 37 0 С. При наличии цистиназы в среде образуется почернение (образование сульфида свинца) по ходу укола, вокруг которого появляется коричневое облачко.

Выделенную культуру идентифицируют и дифференцируют от сходных с ней непатогенных коринебактерий по биологическим свойствам (табл. 16). Для определения уреазы петлю исследуемой культуры вносят в пробирку, содержащую спиртовый раствор мочевины и индикатор феноловый красный. Пробирку выдерживают 30 минут в термостате при 37 0 С, при наличии уреазы содержимое пробирки окрашивается в красный цвет.

При выделении нетоксигенной культуры ставят реакцию агглютинации с противодифтерийной сывороткой для выявления видового антигена Corynebacterium diphtheriae.

Серологический метод –РА, РНГА с целью определения антител в парных сыворотках крови больных дифтерией.

Таблица 16.Биологические свойства коринебактерий

Вид Волютин Гемолиз ферментация токсин цистиназа уреаза РА с ПДС
сахарозы глюкозы крахмала
C. diphtheriae биовар биовар + + — + + + + — ± ± + + — — + +
C.xerosis ± + +
C. pseudodiphtheriae ± +

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9070 — | 7213 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Диагностика дифтерии основана на клинических данных с последующим подтверждением диагноза бактериологическим исследованием. Лабораторная диагностика дифтерии включает в себя ряд исследований, основным из которых является микробиологическое.

  • Зачастую для постановки диагноза бывает достаточно тщательно собранного анамнеза заболевания и осмотра ротоглотки. Всякая задержка при установлении диагноза и назначения адекватного лечения увеличивает вероятность неблагоприятного исхода заболевания.
  • Выделение культуры возбудителей с последующим определением у выделенных возбудителей токсикогенности является основным и единственным методом микробиологической диагностики дифтерии. Предварительный результат получается через 24 часа, через 48 часов получается результат исследования дифтерийных палочек на токсикогенность, через 72 часа определяется биовар возбудителя.
  • Микроскопическое исследование при дифтерии нерационально.
  • Серологическая диагностика основана на определении роста титра антибактериальных антител. Результаты получаются на 2-й неделе заболевания.
  • При диагностике дифтерии применяется генетический метод (ПЦР), позволяющий определить ДНК бактерий.
  • Реакция латекс агглютинации относится к экспресс-методам. Результат получается уже через два часа.
  • Иммунофлуоресцентный анализ результативен. Однако его проведение должно осуществляться только высококвалифицированным персоналом.

Рис. 1. Пленка грязно-белого цвета и выраженный отек подкожной жировой клетчатки шеи — «бычья шея» — классические признаки дифтерии.

Микробиологическое исследование является основным методом лабораторной диагностики дифтерии.

Бактериологическое исследование проводится в следующих случаях:

  • с целью диагностики дифтерии зева, носа и глотки у взрослых и детей,
  • с целью выявления возможного бактерионосительства у лиц, которые поступают в детские дошкольные учреждения и специализированные учреждения для взрослых,
  • с целью выявления заболевания среди контактирующих лиц.

Материал для исследования (мазок на дифтерию) собирается натощак или спустя 2 часа после еды. Для исследования используются дифтерийные пленки или кусочки тканей, расположенных по соседству, отделяемое из мест поражения и носоглоточная слизь.

Забор материала (мазок на дифтерию) осуществляется ватным тампоном. Корень языка прижимается шпателем. Ватным тампоном необходимо коснуться слизистой оболочки миндалин на границе пленки, дужек и задней стенки глотки. Далее тампон опускается в стерильную пробирку, не касаясь ее стенок.

В течение первых 3-х часов должен быть отправлен в лабораторию. При невозможности произвести посев в ближайшие 3 — 4 часа, забор материала осуществляется стерильным ватным тампоном, который смачивают в 5% растворе глицерина в изотоническом растворе хлорида натрия или 2% растворе теллурита калия.

Забор материала (мазок на дифтерию) осуществляется двумя ватными тампонами, один из которых используется для посева, другой — для микроскопии.

При подозрении на дифтерию необходимо оповестить сотрудников лаборатории, чтобы собранный материал был посеян на соответствующие среды (кровяной агар, среда Леффлера или теллуритовая среда).

Посев осуществляется на питательные среды (кровяной агар, среда Леффлера или теллуритовая среда). Теллурит в большой концентрации подавляет рост сопутствующей микрофлоры.

Рис. 2. На фото рост колоний палочки дифтерии на разных средах — кровяном агаре и теллуритовой среде.

При росте бактерий на кровяном агаре колонии приобретают беловатую окраску, они непрозрачные, округлые, выпуклой формы, 1 — 2 мм в диаметре, чаще маслянистой консистенции.

При росте бактерий на теллуритовых средах колонии серого цвета, выпуклые, края ровные. Через двое суток колонии приобретают темно-серый или черный цвет, они имеют металлический блеск, ровные или фестончатые края, поверхность гладкая или радиально исчерчена.

Идентификации разновидностей штаммов возбудителей дифтерии основана на способности бактерий расщеплять гликоген и крахмал. Для этих целей используется методика «длинного» ряда углеводов.

Принимая во внимание ферментативные признаки возбудителей и структуру колоний при росте на теллуритовых средах, выделяют 4 биотипа коринебактерий дифтерии: Corynebacterium diphtheriae gravis, Corynebacterium diphtheriae mittis, Corynebacterium diphtheriae intermedius и Corynebacterium diphtheriae belfanti.

Рис. 3. На фото слева колонии коринебактерий дифтерии гравис (Corynebacterium diphtheriae gravis). Они имеют большой размер, выпуклые по центру, радиально исчерчены, с неровными краями. На фото справа Corynebacterium diphtheriae mittis. Они небольшого размера, темной окраски, гладкие и блестящие, с ровными краями.

Токсикогенность возбудителей дифтерии определяется после выделения культуры бактерий. Для этих целей используется методика диффузной преципитации в геле и методика определения токсикогенности бактерий в живом организме (на морских свинках).

Лабораторная диагностика с применением микроскопии является второстепенным по значимости. Ввиду того, что возбудители дифтерии плохо впитывают красители, окраска по Граму считается не специфичной, однако она позволяет косвенно определить непатогенные коринебактерии, которые в мазке располагаются параллельно друг другу.

При окраске по Нейссеру выявляются характерные для дифтерийных палочек зерна Бабеша-Эрнста, которые располагаются на полюсах клеток, придавая им вид булавы.

В мазках патогенные дифтерийные палочки располагаются под углом друг к другу.

Для выявления зерен Бабеша-Эрнста применяется методика люминесцентной микроскопии. При окрашивании мазков корифосфином в микроскопе можно увидеть желто-зеленые тела бактериальных клеток с оранжево красными зернами волютина.

Рис. 4. Дифтерийные палочки под микроскопом. Окраска по Граму.

Рис. 5. На фото слева ложнодифтерийные палочки Гоффмана. Они часто обнаруживаются в носоглотке. Они толстые, короткие, располагаются в мазках параллельно друг другу. На фото справа патогенные бактерии. В мазке располагаются под углом друг к другу.

Серологические исследования позволяют обнаружить антибактериальные и антитоксические антитела. Значимым является обнаружение антибактериальных антител, так как содержание антитоксина изменяется в связи с применением с первых дней антитоксической сыворотки. Наиболее распространенными в настоящее время является реакция пассивной гемагглютинации (РНГА и РПГА).

Иммуноглобулины G и M говорят об остроте инфекционного процесса.

Иммуноглобулины G говорят о недавно перенесенном заболевании.

Иммуноглобулины М говорят об остропротекающей дифтерии.

При дифтерии титр антител со временем повышается. Понижение концентрации антител свидетельствует о выздоровлении больного.

Противодифтерийные антитела образуются после вакцинации. В крови привитого человека они циркулируют многие годы.

Благодаря применению методики флуоресцирующих антител стало возможным проведение качественного и количественного анализа внутриклеточных и поверхностных антигенов в образцах клеточных суспензий. Антигены визуализируются с помощью специфических антител с флуоресцентными маркерами. Использование данной методики доверяется только высококвалифицированному персоналу.

Методика ПЦР применяется для раннего выявления дифтерийных палочек, подтверждения диагноза и в случаях атипичной ангины. Обнаружение гена токсикогенности методом ПЦР является наиболее быстрым и надежным методом лабораторной диагностики дифтерии.

Рис. 6. ПЦР является наиболее быстрым и надежным методом лабораторной диагностики дифтерии.

  • При токсическом поражении сердечной мышцы отмечаются изменения на электрокардиограмме, фонокардиограмме и УЗИ сердца. Исследуется активность целого ряда ферментов (лактатдегодрогиназа, креатинфосфокиназа, аспартатаминотрансфераза).
  • Поражение почек при дифтерии проявляется в виде токсического нефроза. При подозрении на это осложнение производится общий анализ крови и мочи, биохимические исследования (определение креатинина, мочевины, остаточного азота), производится УЗИ почек.
  • Токсическое поражение печени протекает с явлениями гипогликемии (снижение уровня глюкозы в крови) и глюкозурии (наличие глюкозы в моче).
  • Развитие анемии связано с гемолизом эритроцитов.

к содержанию ↑

Наличие или отсутствие противодифтерийного иммунитета устанавливается при помощи внутрикожной пробы Шика, которая проводится с дифтерийным токсином.

Читайте также:  Когда можно мыться в бане после прививки от дифтерии

В случае отрицательной реакции говорят о невосприимчивости к дифтерии. Реакцию Шика сегодня используют только по эпидпоказаниям. На ее проведение уходит несколько дней. Однако несмотря на это она помогает определить степень восприимчивости к дифтерии лиц, находившихся в контакте с больным и уточнить их иммунный статус.

Рис. 7. Реакция Шика проводится с дифтерийным токсином. Стандартный дифтерийный токсин в дозе 0,2 мл вводится внутрикожно в среднюю треть предплечья туберкулиновым шприцом.

источник

Материал Метод исследования Результаты
Слизь из зева и носа, пленки, налеты с миндалин Бактериоскопический. Материал берут двумя стерильными ватными тампонами, один используют для приготовления микропрепарата, другой для посева. Мазки окрашивают по Нейсеру и метиленовым синим. Метод имеет ориентировочное зна-чение. Бактериологический. Материал засевают на одну из из элективных сред: сывороточную Клауберга II хинозоловую. На этих средах задерживается рост кокков и др. микрофлоры зева. На второй день из подозрительных колоний делают мазки, окрашивают по Нейссеру и отсевают на скошенный сывороточный агар для выделения чистой культуры. На третий день проводят идентификацию чистой культуры по следующим тестам: 1. Определение токсигенности методом диффузной преципитации в агаре; 2. Определение фермента цистиназы (проба Пизу); 3. Определение уреазной активности – посев в среду с мочевиной и индикатором крезолрот (проба Закса). На этом этапе дают положительный ответ, но исследование продолжают. 4. Посев на углеводы: глюкозу, мальтозу, крахмал, гликоген. Выдача окончательного ответа. Коринебактерии дифтерии располагаются под углом друг к другу в виде буквы «V» зерна волютина находятся по полюсам палочек. При окраске по Нейссеру тело палочки окрашивается в желтый цвет, а зерна волютина в черный цвет. Дифтероиды не имеют зерен волютина, а сами палочки расположены параллельно. На свернутой сыворотке мелкие круглые колонии кремового цвета с уплотнением в центре. На среде Клауберга тип gravis образует крупные с радиальной исчерченностью серого цвета колонии; тип – mitis круглые, выпуклые колонии черного цвета. Исследуемая культура образует линии преципитации в агаре. Расщепляет цистин – по ходу укола почернение среды. Не образует уреазу – среда не изменяет цвет. Дифтероиды выделяют уреазу, среда с мочевиной окрашивается в розовый цвет. Тип gravis расщепляет глюкозу, мальтозу, крахмал и гликоген до кислоты, тип mitis полисахариды не ферментирует.

Определение токсикогенности дифтерийных коринебактерий

Токсигенность определяют методом диффузной преципитации в агаре по Оухтерлони. Для этого на чашку с сывороточным агаром накладывают полоску фильтровальной бумаги, пропитанную дифтерийной антитоксической сывороткой. Рядом с полоской бумаги засевают выделенную культуру в виде «бляшек». Если культура токсигенна, то через 24-48 часов диффундирующий в питательную среду токсин и антитоксическая сыворотка образуют линии преципитации белого цвета.

Ускоренные методы микробиологической диагностики дифтерии

В качестве ускоренного метода диагностики применяется реакция иммунофлюоресценции (РИФ).

Препараты для специфической профилактики и терапии

Плановая профилактика проводится дифтерийным анатоксином, который входит в состав вакцины АКДС.

Для экстренной профилактики и лечения используют противодифтерийную антитоксическую сыворотку.

Антибиотики: эритромицин, олеандомицин, тетрациклин.

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика и классификация коринебактерий.

2. Источник заражения, пути передачи инфекции, патогенез заболевания.

3. Материал для исследования, методы лабораторной диагностики.

4. Бактериологический метод исследования дифтерии.

5. Характеристика экзотоксина и метод определения токсикогенности дифтерийной палочки.

6. Специфическая профилактика и терапия дифтерии.

Самостоятельная работа студентов

1. Микроскопия демонстрационного препарата дифтерийной палочки в чистой культуре, окрашенного по Нейссеру.

2. Окраска готовых микропрепаратов уксуснокислым метилвиолетом, микроскопия.

3. Изучение бактериологического метода исследования при дифтерии с последующей идентификацией возбудителя:

а) характер роста на сывороточных и теллуритовых средах;

б) определение токсигенности методом диффузной преципитации в агаре по Оухтерлони;

в) реакции на цистиназу (проба Пизу);

г) реакция на уреазу (проба Закса);

д) ферментация моно- и полисахаридов.

4. Изучение препаратов, применяющихся для диагностики, специфической профилактики и лечения дифтерии.

5. Выполненную работу оформить протоколом по следующей схеме, отметить полученные результаты.

Протокол бактериологического исследования материала при дифтерии

Дата Ход исследования Результаты
1 день 1. Посев пленок из зева на сывороточный агар, среду Клауберга, хинозоловый агар.
2 день 2. Изучение подозрительных на дифтерию колоний. 3. Пресев на сывороточный скошенный агар для выделения чистой культуры.
3 день 4. Изучение и идентификация чистой культуры: а) мазок, окраска по Нейссеру; б) изучение токсикогенности; в) изучение цистиназы; г) посев в столбики с глюкозой, мальтозой, сахарозой, крахмалом, гликогеном.
Вывод:

Зарисовать микропрепарат дифтерийной палочки, окрашенной по Нейссеру и уксуснокислым метилвиолетом. Зарисовать на чашке Петри с методом определения токсигенности дифтерийной палочки.

Туберкулез — инфекционное заболевание человека и животных с наклонностью к хроническому течению, характеризующееся образованием специфических воспалительных изменений (бугорков) с преимущественной локализацией в легких.

Цель занятия: овладеть навыком оценки микробиологической диагностики туберкулеза.

— лабораторную диагностику заболевания.

— интерпретировать результаты лабораторных исследований;

— подобрать препараты для специфической профилактики и терапии туберкулеза.

источник

Дифтерийная палочка – возбудители дифтерии.

Дифтерия – острое инфекционное заболевание, характеризующееся токсическим поражением сердечно-сосудистой и нервной систем, а также специфическим фибринозным (дифтеритическим) воспалением в месте входных ворот.

Возбудитель был открыт в 1883 г. Клебсом, в 1884 г. Ф. Леффлер выделил его в чистой культуре. В 1888 г. Ру и Йерсен получили дифтерийный токсин, а в 1895 г. Беринг и Ру независимо друг от друга получили противодифтерийную сыворотку. В 1923 г. Рамон разработали технологию получения дифтерийного анатоксина, а позднее получил противодифтерийную сыворотку. Н.Г. Габричевский применил противодифтерийную сыворотку с лечебной целью и организовал ее производство в России.

В род Corynebacterium входят около 60 видов. Согласно Международной классификации Берджи этот род разделен на 3 секции:

1) патогенные для человека и животных;

2) патогенные для растений;

Прямые или слегка изогнутые палочки размером 0,3 — 0,6 х 4 — 8 мкм, спор не образуют, имеют микрокапсулу, неподвижны.

Особенностями дифтерийной палочки является наличие булавовидных утолщениях на концах; палочки отличаются также полиморфизмом; характерно взаимного расположения бактерий в мазках – в виде цифр V,X, L (не полное расхождение при делении);

В толстых мазках располагаются в виде «пучка булавок». Булавовидные утолщения на концах связаны с наличием зерен волютина (тельца Бабеша-Эрнста) – производные нуклеиновых кислот, метахроматиновые гранулы полиметафосфата. Бактерии могут образовывать фильтрующиеся и L-формы.

Грамположительные микроорганизмы. При окраске по методу Нейссера тело клетки окрашивается в синий цвет, а зерна волютина — в желтый. Метод Леффлера окрашивает цитоплазму в голубой цвет, а зерна волютина – в темно-синий.

Культуральные свойства.

Возбудители дифтерии — факультативные анаэробы, отимальная температура их культивирования 37 о С, рН 7,3-8,0. Требовательны к питательной среде, для роста необходимо наличие цистина, гистидина, фенилаланина, метионина и т.д. Факторами роста являются Са 2+ , Mg 2+ , Fe 2+ , Zn 2+ , Mn 2+ , Cu 2+ . Для культивирования применяют сывороточные (среда Леффлера), среды с добавлением крови, хинозальную среду Бучина. Дифференциально-диагностические среды: теллуритовая среда (Конради, Трох, 1913г.), глицериновокровяная среда с теллуритом (среда Клауберг ΙΙ), сывороточно-теллуритовый агар с цистином (Тиндаль), теллурит-шоколадный агар Маклеода.

На среде Леффлера бактерии растут в виде серовато-кремовых колоний, по типу «шагреневой кожи».

На теллуритовых средах возбудитель образует серовато-черные колонии, что обусловлено восстановлением теллурита до металлического теллура, имеющего черный цвет и аккумулирующегося бактериями.

Биохимическая активность.

Дифтерийные палочки малоактивны, сбраживают с образованием кислоты глюкозу, мальтозу, галактозу, декстрин, не разлагают сахарозу, лактозу, маннит, восстанавливают нитраты в нитриты. Не гидролизуют мочевину (проба Закса отрицательная), не образуют индол. Разлагают цистеин (проба Пизу положительная).

По культуральным, биохимическим, патогенетическим и некоторым другим свойствам дифтерийные палочки разделяются на 3 биовара.

1) биовар митис, характеризуется свойствами:

    • ферментирует глюкозу, крахмал, мальтозу, не сбраживает сахарозу, гликоген, декстрин;
    • обладает цистиназной активностью;
    • восстанавливает нитраты;
    • уреазная проба отрицательная;
    • на средах с теллуритом образует мелкие гладкие блестящие черные колонии с ровным краем;
    • на жидкой среде дает равномерное помутнение и порошкообразный осадок;
    • дает зоны гемолиза на кровяных средах;
    • малотоксичен;
    • возбудители вызывают легкую спорадическую заболеваемость.

    2) биовар гравис, характеризуется свойствами:

      • ферментирует глюкозу, крахмал,декстрин, мальтозу,
      • обладает цистиназной активностью;
      • восстанавливает нитраты;
      • уреазная проба отрицательная;
      • на средах с теллуритом формирует крупные, сухие, матовые, плоские, серо-черные колонии, приподнятые в центре, с радиальной исчерченностью и неровным краем (напоминают маргаритку);
      • на жидкой среде образуется пленка, помутнение, крошковидный или крупнозернистый осадок;
      • дает гемолиз на кровяных средах;

      · обладает выраженными токсигенными свойствами;

      · выделяется от больных с тяжелой формой дифтерии, вызывает групповые вспышки.

      3) биовар интермедиус, характеризуется свойствами:

      · на средах с теллуритом образует мелкие сухие матовые серо-черные колонии с прозрачной периферией и неровным краем;

      · на жидкой среде дает помутнение с последующим просветлением и образованием мелкозернистого осадка;

      · гемолиз на кровяных средах отсутствует.

      Антигенная структура.

      Дифтерийная палочка имеет 2 антигена

      1. О – антиген (групповой), полисахарид клеточной стенки, термостабильный, дает перекрестные реакции с микобактериями и нокардиями;

      2. К – антиген (типовой), капсульный, термолабильный, иммуногенный, видоспецифичный.

      На практике серотипирование не применяется, однако выпускаются диагностические сыворотки для РА, РПГА.

      Для идентификации используют фаготипирование (22 фага) и бактериоцинотипирование (25 бактериоцинов).

      Факторы патогенности.

      Токсины. Палочка выделяет токсин – дифтерийный экзотоксин. По силе он занимает 3-е место после ботулинического и столбнячного. Термолабильный, высокотоксичный, иммуногенный, протективный, обладает анестезирующим действием. Гистотоксин обладает дермонекротическими, гемолитическими свойствами. Синтезируется в виде неактивного предшественника — единой полипептидной цепи с молекулярной массой 61 кД. Активируется под действием собственной протеазы, которая разрезает полипептид на 2 связанные между собой дисульфидными связями пептида: А (21 кД) и В (39 кД). Пептид В выполняет акцепторную функцию – распознает рецептор, связывается с ним, формирует внутримембранный канал, через который проникает в клетку пептид А. Пептид А – это фермент, который обеспечивает перенос аденозиндифосфатрибозы из НАД на один из аминокислотных остатков (гистидина) белкового фактора элонгации EF-2. В результате модификации EF-2 утрачивает свою активность, что приводит к подавлению синтеза белка рибосомами на стадии транслокации. Токсин синтезируют только С. diphtheriae, лизогенные умеренным конвертирующим tox-профагом, интегрирующимся с помощью сайт-специфической рекомбинации. Оперон, кодирующий синтез токсина имеет промотор tox Р и 3 участка: tox S, tox А, tox В. Тox S – обеспечивает выход токсина через мембрану в периплазматическое пространство бактериальной клетки. Утрата клеткой профага или мутации в tox-опероне делают клетку малотоксичной.

      Ферменты патогенности: гиалуронидаза, нейраминидаза, фибринолизин, каталаза – факторы инвазии, лейкоцидин – обеспечивает устойчивость к фагоцитозу;

      Структурные и химические компоненты клетки – пили (способствуют адгезии на чувствительных клетках), микрокапсула (обеспечивает устойчивость к фагоцитозу), корд-фактор (6-6-дифосфоэфир трегалозы, коринемиколовая и коринемиколиновая кислоты, обладающие нарушает фосфорилирование в митохондриях), бактериоцины (корицины) кодирование синтеза которых передается плазмидами.

      Резистентность.

      При нагревании до 60 о С палочки погибают за 10 мин, при 100 о С наступает мгновенная гибель. 5% раствор карболовой кислоты обеспечивает инактивацию через – 1 мин. Под действием прямого солнечного света палочка выживает несколько часов, в высохших пленках и кале – 3-4 мес., на предметах обихода и одежде сохраняется до 15 дней, на мягких игрушках – 3 мес., в воде и молоке – до 20 дней, в пыли – до 5 мес. Дифтерийные палочки чувствительны к пенициллину, тетрациклину, эритромицину.

      Читайте также:  Причины летальной исходов при дифтерии

      Эпидемиология.

      Источник инфекции – больной человек, носитель или реконвалесцент.

      Механизмы передачи инфекции:

      – аэрогенный (пути — воздушно-капельный и воздушно-пылевой);

      – контактный (путь — непрямой контактный).

      Больной опасен (в смысле заражения) с последних дней инкубационного периода.

      Входные ворота – слизистые оболочки носа, зева, гортани, трахеи, бронхов, конъюнктивы глаз, наружных половых органов; раневая поверхность, пупочная рана.

      Инкубационный период – 2-14-20 дней.

      Возбудители адсорбируются на чувствительных клетках, колонизируют эпителий. Секретируют гистотоксин, который инициирует развитие местного фибринозного воспаления, некроз эпителия, паретическое расширение сосудов с нарушением их проницаемости, отек тканей и выход фибриногена из сосудов. Фибриноген под влиянием тканевого тромбопластина, некротизированных тканей и атмосферным кислородом свертывается. На поверхности образуется фибринозная пленка. На многослойном плоском эпителии — плотная, спаянная с прилежащими тканями; на однослойном – тонкая, легко снимается. Разрастание пленок в воздухоносных путях может привести к асфиксии (истинный круп). Процесс сопровождают регионарные лимфадениты. Системное действие токсина приводит к гемодинамическим нарушениям. Развивается токсический миокардит и ранний паралич сердца. Возможно поражение канальцевого аппарата почек, некроз коркового слоя. В нервной системе – цитолиз нервных клеток с развитием поздних параличей мягкого неба, диафрагмы, сердца, блуждающего нерва. Смерть при дифтерии может наступить от раннего или позднего паралича сердца и диафрагмы, а также в результате истинного крупа (закупорки дыхательных путей оторвавшимися пленками).

      У детей грудного возраста чаще развивается дифтерия зева (насмокр, слабая выраженность общих проявлений). Необходимо осматривать пупочную ранку для исключения местного процесса.

      После перенесенного заболевания развивается стойкий напряженный антитоксический и мало выраженный антимикробный иммунитет. Возможно развитие носительства (10%) и повторное заражение (6-8%). Уровень иммунитета можно установить в РПГА. Диагностические – титры — 1:200 и выше. С той же целью применяется реакция Шика – внутрикожное введение микродоз дифтерийного токсина (1/40 Dlm 0,2 мл) внутрикожно. Через 48 ч появляется покраснение и инфильтрат, что свидетельствует об отсутствии антитоксических антител; при их наличии реакция не возникает. Из-за опасности сенсибилизации организма эту пробу проводят редко.

      Микробиологическая диагностика.

      Исследуемый материал – слизь из зева, носа, пленки с миндалин, раневое отделяемое, кровь

      1. Бактериоскопический метод – микроскопия мазков из исследуемого материала (окраска по Граму, Нейссеру, Леффлеру).

      2. Бактериологический метод – выделение чистой культуры возбудителя и ее идентификация. Необходимо не только выделить из исследуемого материала дифтерийную палочку, но и определить ее токсигенность.

      Определение токсигенности С. dphtheriae:

      а) биологическая проба на животных – внутрикожное заражение морских свинок фильтратом культуры дифтерийных бактерий – вызывает некроз в месте введения. Минимальная смертельная доза (20-30 нг) убивает морскую свинку на 4-5 день;

      б) заражение куриных эмбрионов (наблюдается гибель под действием токсина);

      в) внесение в культуру клеток ( выявление ЦПД);

      г) метод твердофазного ИФА с меченными пероксидазой антителами;

      д) использование ДНК-зонда для обнаружения tox-оперона в геноме;

      е) тест Илека и Оухтерлони (1948 г.) – основу составляет способность токсина и антитоксина диффундировать в агар и образовывать преципитаты (усы, стрелы) по ходу диффузии – метод двойной преципитации в геле, предварительный ответ может быть выдан через 48 часов, через 72 часа – заключение о наличии токсигенных коринебактерий, через 96 часов – окончательный ответ.

      3. Серодиагностика – РПГА, ИФА, РИА, реакция ко-агглютинации, реакция Шика.

      4. Экспресс – диагностика – РИФ, ИФА, РПГА, реакция ко-агглютинации.

      5. Биохимический и молекулярно-биологический метод – ПЦР (обнаружение tox-гена).

      источник

      Род Corynebarteriurn (от лат. Сoryne — булава) – Гр+ палочковидные бактерии, длиной 1–8 мкм и шириной 0,3–0,8 мкм, не образующие спор, не имеющие жгутиков. Содержат зерна волютина, расположенные чаще всего на концах палочек, они часто превышают размеры поперечника бактерии и придают вид булавы. Также имеются включения липидов и крахмала, который откладывается при недостатке кислорода.

      В состав клеточной стенки входят специфические только для бактерий рода Corynebacterium липиды: эфиры коринемиколовой и коринемиколиновой кислот, димикола, фосфатиды маннозы и инозита.

      В организме человека обитают условно-патогенные: С.diphtheriae, С.pseudodiphtheriticiim (hofmanii), С.xerosis, С.ulcerans. С.diphtheriae вызывает у человека дифтерию, другие являются возбудителями вторичных инфекций.

      КОРИНЕБАКТЕРИЙ ДИФТЕРИИ С.diphtheriae.

      Морфология. Прямые или слегка изогнутые палочки. В препаратах располагаются под углом друг к другу в виде букв L, V или китайских иероглифов. Зерна волютина (на концах палочек) выявляются при окраске синькой Леффлера или по методу Нейссера. Факультативные анаэробы, хорошо размножаются при свободном доступе кислорода. К питательным средам требовательны: не способны утилизировать азот из аммонийных соединений, требуют наличия почти всех АК, солей Mg, Zn, Cu, Fe; необходимы углеводы Þ используются среды, полученные на основе ферментативного расщепления белка (казеина, дрожжей) с добавлением крови или сыворотки. На поверхностях плотных сред дифтерийные палочки образуют темно-серые или черные колонии (биовары гравис, способны расщеплять крахмал, или миттис). Рост на скошенном сывороточном агаре сравнивают с шагреневой кожей, колонии не сливаются.

      Расщепляют глюкозу и другие моно- и дисахариды с образованием кислоты без газа, восстанавливают нитраты, расщепляют цистеин.

      Лизируются специфичны для отдельных видов вирулентными фагами, что позволяет устанавливать фаговары исследуемых культур.

      АГ. Имеют белковую капсулу, которая содержит К-АГ. Определение этого АГа позволяет установить серовар (их более 10). Группоспецифический полисахарид АГ клеточной стенки дает перекрестные реакции с микобактериями, нокардиями.

      Экология и распространение. Передается аэрозольным (воздушно-капельным) путем. В настоящее время часто регистрируется у взрослых (тяжелая формы). Токсигенность связана лизогенизацией специфическим профагом. Выделяясь в окружающую среду со слюной, пленками, дифтерийные палочки сохраняют жизнеспособность в течение нескольких дней. Хорошо переносят высыхание. Чувствительны к дезинфицирующим растворам, антибиоткам.

      Патогенность и патогенез. Заболевание развивается у лиц, не имеющих антитоксического иммунитета. На месте внедрения (зев, гортань, трахея, реже – нос, ухо) развивается местный воспалительный процесс. Все патогенные виды обладают фимбриями Þ АДГЕЗИЯ к клеткам хозяина, они выявляются в РА трипсинизированных бараньих эритроцитов.

      Токсигенность – способность секретировать гистотоксин, что проявляется в виде локальной воспалительной реакции и в общей интоксикации организма, особенно чувствительны к нему надпочечники, миокард, НС. Токсин блокирует синтез белка, что приводит к гибели клеток, возникает некроз и летальный исход.

      Ферменты (гиалуронидаза, нейраминидаза,фибринолизин) обеспечивают распространение в тканях, но бактериемия клинически не проявляется.

      Корд-фактор нарушает фосфорилирование и дыхание клеток микроорганизмов.

      Иммунитет. Наиболее восприимчивы дети 1–4 лет. Вырабатывается не очень прочный антитоксический иммунитет, возможны повторные заболевания дифтерией. Невосприимчивость зависит главным образом от содержания в крови антитоксина и АТ (опсонины, преципитины, комплементсвязывающие). Уровень антитоксического иммунитета устанавливают, определяя в крови антитела в РНГА с эритроцитарным диагностикумом (эритроциты нагружены дифтерийным анатоксином). Титр 1:20 и выше Þ иммунность обследуемого. Такжеже применяется реакция Шика (внутрикожно вводят дифтерийный токсин, у неимунных людей – местная воспалительная реакция, при наличии антитоксина реакции нет).

      Лабораторная диагностика. В диагностике дифтерии важное значение имеет микроскопический метод. Мазки из налетов зева и носа окрашивают метиленовым синим, по Нейссеру и Граму. Одновременно материал засевают на элективную и дифференциально–диагностическую среды. Выделив культуру, ее идентифицируют по культурально–биохимическим признакам. Затем определяют токсигенность, испытывая культуру на морских свинках или в реакции преципитации на пластинчатом фосфатно–пептонном агаре, подсевая ее бляшками к расположенной вдоль чашки полоске фильтровальной бумаги, смоченной антидифтерийной сывороткой.

      Токсигенные штаммы коринебактерии дифтерии при внутрикожном введении вызывают местный некроз, а при подкожном – гибель животных с экссудацией в серозные полости и резкое увеличение надпочечников. Положительная реакция преципитации в агаре проявляется образованием на границе взаимодействия антитоксина и продуцируемого экзотоксина равномерно сливающихся полос преципитации или «стрел–усиков».

      Экспресс–диагностика. Если прямой микроскопией мазков, окрашенных обычными способами, выявить коринебактерии дифтерии в материале не удается, то его берут тампоном со свернутой сывороткой (метод Фольгера). Тампон помещают в термостат для подращивания культуры и через 3–5 ч им делают мазки.

      Профилактика и лечение. Для профилактики дифтерии используют адсорбированную коклюшно–дифтерийно–столбнячную вакцину (АКДС), содержащую в 1 мл 20 млрд микробных тел палочек коклюша, 30 АЕ (антигенные единицы) дифтерийного анатоксина, 10 АЕ столбнячного анатоксина. Вакцинацию начинают с 5–6–месячного возраста. Курс иммунизации состоит из трех внутримышечных инъекций по 0,5 мл препарата с интервалом 30–40 дней. Ревакцинацию проводят в 3 года, 6 и 11 лет. По эпидемическим показаниям вакцинируют все население, даже людей старше 50 лет.

      Специфическое лечение проводится лошадиной антитоксической иммунной сывороткой, которую вводят дробно по методу Безредки в зависимости от тяжести заболевания в количестве от 10 000 до 250 000 АЕ Антибиотики и сульфаниламиды сокращают сроки бактериовыделения у реконвалесцентов и санируют организм здоровых бактерионосителей. Для этих целей назначают пенициллины, тетрациклины, эритромицин.

      источник

      Занятие № 2.2.2

      Дифтерия и туберкулез. Лабораторная диагностика

      ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

      изучить биологические свойства коринебактерий и патогенных микобактерий , принципы лабораторной диагностики дифтерии и туберкулеза. Классифицировать препараты для идентификации, лечения и профилактики дифтерии и туберкулеза

      СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

      1. Характеристику биологических свойств возбудителей дифтерии.

      2. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при дифтерии.

      3. Основные клинические проявления дифтерии

      4. Характеристику биологических свойств возбудителей туберкулеза.

      5. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при туберкулезе

      6. Основные клинические проявления туберкулеза.

      7. Принципы лабораторной диагностики.

      8. Препараты для идентификации, лечения и профилактики заболеваний.

      СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

      · дифференцировать возбудителей дифтерии и туберкулеза по морфологическим, тинкториальным,биохимическим и токсигенным свойст­вам;

      · интерпретировать результаты серологических реакций;

      · классифицировать препараты в соответствии с их назначением.

      СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ: алгоритмом лабораторной диагностики инфекционных болезней;

      методами анализа и оценки результатов лабораторной диагностики по выявлению возбудителей дифтерии и туберкулеза.

      ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИФТЕРИИ

      БАКТЕРИОСКОПИЯ

      Работа № 1. Морфологические и тинкториальные свойства коринебактерий.

      Цель: изучить морфологические и тинкториальные свойства коринебактерий.

      Самостоятельная работа: микроскопировать готовые препараты — мазки. Зарисовать. Сделать вывод.

      Corynebacterium diphtheriaе (простой способ окраски по Леффлеру)

      Corynebacterium diphtheriaе(сложный способ окраски — по Нейссеру)

      БАКТЕРИОЛОГИЯ

      Работа № 2. Культуральные свойства возбудителей дифтерии

      Цель:изучитькультуральные свойства возбудителей дифтерии

      Самостоятельная работа: описатьхарактер роста возбудителей дифтерии на плотной питательной среде. Сделать вывод.

      Среда Клауберга (элективная среда)

      Работа № 3. Дифференциация коринебактерий.

      Цель: научиться дифференцировать дифтерийную палочку от дифтероидов.

      Самостоятельная работа: на основании биохимических свойств и пробы на токсигенность, как основного признака возбудителя дифтерии дифференцировать дифтерийную палочку от дифтероидов. Сделать вывод.

      Проба Пизу (на цистиназу)

      дифтерийная палочка ложнодифтерийная

      Результат:_____________________________________________________________________

      ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Проба Закса (на уреазу)

      дифтерийная палочка ложнодифтерийная

      Результат:_____________________________________________________________________

      ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Ферментация углеводов

      глю сах крах глю сах крах

      дифтерийная палочка gravis дифтерийная палочка mitis

      глю сах крах глю сах крах

      палочка ксерозы ложнодифтерийная палочка

      Результат:_____________________________________________________________________

      ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Проба на токсигенность

      Дифференциация дифтерийной палочки от дифтероидов

      СЕРОДИАГНОСТИКА

      Работа № 4. Серологические исследования

      Цель:оценить напряженность коллективного антитоксического иммунитетас помощью основного метода диагностики – РПГА.

      Самостоятельная работа:Учесть готовый результат РПГА, поставленной с сывороткой больного и эритроцитарным дифтерийным антигенным диагностикумом для определения уровня антитоксического иммунитета. Записать вывод.

      1/10 1/20 1/40 1/80 1/160 1/320 1/640 КС КД

      Работа № 5. Принципиальная схема лабораторной диагно­стики дифтерии

      Самостоятельная работа:разобрать особенности лабораторной диагностикидифтерии. Отметить наибо­лее информативные методы лабораторной диагностики.

      Исследуемый материал:

      ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА

      БАКТЕРИОСКОПИЯ

      А) Mycobacterium tuberculosis в мазке из мокроты.

      Б) микроколонии (корд-фактор) M.tuberculosis: ускоренный метод диагностики (метод Прайса).Окраска по Цилю-Нильсену.

      БАКТЕРИОЛОГИЯ

      СЕРОДИАГНОСТИКА

      Токсин Шика

      1. Вакцина БЦЖ

      Стрептомицин

      II. Заполнить контрольные карты по предложенным нозоформам:

      Таксономия возбудителя:

      Морфологические и тинкториальные свойства__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Культуральные и биохимические свойства____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Резистентность_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Эпидемиология

      Патогенез и клиника

      Основные факторы патогенности ________________________________________________

      Основные фазы патогенеза_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Иммунитет___________________________________________________________________

      Основные направления лабораторной диагностики_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Специфическая профилактика (препараты)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Лечение (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Таксономия возбудителя:

      Морфологические и тинкториальные свойства_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Культуральные и биохимические свойства____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Антигенная структура______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Резистентность_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Эпидемиология

      Патогенез и клиника

      Основные факторы патогенности ________________________________________________

      Основные фазы патогенеза________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Иммунитет___________________________________________________________________

      Основные направления лабораторной диагностики_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Специфическая профилактика (препараты)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Лечение (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Подпись преподавателя ___________________________________

      Ситуационные задачи

      1. В инфекционную больницу поступила девочка 2-х лет с высокой температурой, жалобами на боли в горле. На слизистой зева с трудом снимающиеся серовато-белые налеты. Лечащий врач поставил диагноз «дифтерия зева», ввел немедленно 5000 МE противодифтерийной сыворотки и отправил в лабораторию материал для исследования.

      Оцените результат бактериологического исследования.

      Вопросы1. Какой материал взят на исследования? 2. Какие исследования назначить?

      3. Подтвердился ли клинический диагноз «дифтерия»? Почему? 4. Правильна ли была тактика лечащего врача? Почему?

      2. Всем детям начальной школы была своевре­менно проведена ревакцинация дифтерийным анатоксином. Спу­стя 2 месяца одна ученица заболела дифтерией. Для оценки уров­ня антитоксического иммунитета в коллективе была поставлена РПГА. Оценить результаты РПГА при обследовании школьни­ков. Оформить протокол исследования. Сделать вывод.

      (Для учета результатов исследования выделяется планшет с реакцией РПГА.)

      Вопросы1. У кого из обследованных школьников напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии? Почему? 2. Кому из обследованных не­обходимо ввести специфический препарат? Какой? Почему? 3. Как объяснить причину заболевания дифтерией одной уче­ницы?

      Обследуе-мые школьники Метод диагнос­тики Иссле­дуемый материал Диагностичес­кий препарат для РПГА Разведения сыворотки Единица измерения активно­сти анатоксина
      1/100 1/200 1/400 К
      А. Б. Е. Сероло­гичес­кий Сыво­ротка крови Дифтерий­ный эритроци-тарный диагностикум + + — + — — + — — — — — ИЕ — иммуногенная единица
      «+» — склеенные эритроциты в виде «зонтика» «-» — отсутствие гемагглюти-нации — «пуговка»

      3. В туберкулезном диспансере при лабораторном обследо­вании семьи, состоящей из девочки 7 лет и трех взрослых лю­дей (матери, отца и дяди ребенка), установлено следующее:- у девочки положительная реакция Манту, Микроскопия мокроты, посев ее и биологическая проба дали отрицательные результаты.

      — у матери обнаружены туберкулезные палочки только в посеве мокроты.

      — у отца туберкулезная палочка обнаружена при микроско­пии мокроты.

      — у брата матери — положительная реакция Манту, резуль­таты всех остальных исследований отрицательные.

      Обследуемые Реакция Манту Микроскопия мокроты Посев мокроты Биологическая проба
      Ребенок +
      Отец + Не проводился
      Мать + Не проводилась
      Брат матери +

      Вопросы: 1. У кого из них лабораторно подтверждается ди­агноз «туберкулез»? 2. Кто из них должен быть оставлен под на­блюдением врача диспансера?

      4. Ребенок 2 лет с положитель­ной реакцией Манту заболел корью. Через 2 недели после вы­здоровления у него появились субфебрильная температура, об­щее недомогание. Повторная реакция Манту оказалась отрица­тельной. Что заподозрил врач? Почему повторно была постав­лена реакция Манту? Как объяснить исчезновение аллергичес­кой реакции к туберкулину?

      5. В инфекционную больницу поступила девочка 2-х лет с высокой температурой, жалобами на боли в горле. На слизистой зева с трудом снимающиеся серовато-белые налеты. Лечащий врач поставил диагноз дифтерия зева, ввел немедленно 5000 МE противодифтерийной сыворотки и отправил в лабораторию материал для исследования.

      Оцените результат бактериологического исследования.

      Вопросы1. Какой материал взят на исследования? 2. Какие исследования назначить?

      3. Подтвердился ли клинический диагноз дифтерии? Почему? 4. Правильна ли была тактика лечащего врача? Почему?

      Пример решения задачи

      Всем детям начальной школы была своевре­менно проведена ревакцинация дифтерийным анатоксином. Спу­стя 2 месяца одна ученица заболела дифтерией. Для оценки уров­ня антитоксического иммунитета в коллективе была поставлена РПГА. Оценить результаты РПГА при обследовании школьни­ков. Оформить протокол исследования. Сделать вывод.

      Для учета результатов исследования выделяется планшет с реакцией РПГА.

      Вопросы1. У кого из обследованных школьников напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии? Почему? 2. Кому из обследованных не­обходимо ввести специфический препарат? Какой? Почему? 3. Как объяснить причину заболевания дифтерией одной уче­ницы?

      Обследуемые школьники Метод диагнос­тики Иссле­дуемый материал Диагностичес­кий препарат для РПГА Разведения сыворотки Единица измерения активно­сти анатоксина
      1/100 1/200 1/400 К
      А. Б. Е. Сероло­гичес­кий Сыво­ротка крови Дифтерий­ный анатоксинный эритроци-тарный диагностикум + + — + — — + — — — — — ИЕ-имму- ногенная единица
      «+» — склеенные эритроциты в виде «зонтика» «-» — отсутствие гемагглютинации -«пуговка»

      Решение. Студент учитывает данные ему результаты, за­полняет протокол и делает выводы:

      1. Напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии выявлен только у школьника А., так как по результатам РИГА в сыворотке крови обследуемого обнаружен высокий титр ан­титоксических антител (1/400).

      2. Обследуемым детям Б. и Е., у которых не выявлен напря­женный иммунитет, необходимо провести вакцинопрофилактику путем введения дифтерийного анатоксина, для того чтобы создать напряженный антитоксический иммунитет.

      3. Объяснить причину заболевания одной из учениц в школе можно отсутствием у ней напряженного антитоксиче­ского иммунитета против дифтерии. Возможные причины: врожденный иммунодефицит, вторичный иммунодефицит, слабая экспрессия генов иммунного ответа, отсутствие вакци­нации.

      Подпись преподавателя_________________________________________________________

      Теоретическая справка

      К работе № 2

      К работе № 3

      К работе № 4

      Серодиагностика дифтерии

      Антитела к С. diphtheriae определяют в крови больных, начиная с первых дней болезни и повторно через 10-14 дней. Обязательным условием является определение специфических антител в динамике болезни в парных сыворотках. Диагностическое значение имеют результаты серологических исследований при нарастании титра антител не менее чем в 3-4 раза.

      Для определения уровня дифтерийного антитоксина в сыворотке человека применяют несколько реакций:

      РПГА — двухкомпонентная реакция, предполагающая взаимодействие диагностикума эритроцитарного дифтерийного антигенного (представляет собой эритроциты с адсорбированным на них дифтерийным анатоксином) и антитоксических противодифтерийных антител, находящихся в сы­воротке крови обследуемых. При наличии в исследуемой сыворотке антитоксина образуется специфический комплекс: антитоксин + сенсибилизированные анатоксином эритроциты.В результате формируется осадок в виде агглютината эритроцитов.

      В нашей странеРПГА рекомендована в качестве основного метода для определения напряженности антитоксического иммунитета к С. diphtheriae, а также для оценки вакцинального иммунитета.

      Оценка состоянияколлективного иммунитета требует более детальной характеристики, чем только установление процента серонегативных людей. Для этого следует давать развернутыепо каждому титру данные в РНГА т.е. с учетом степени напряженности. Отсутствие антител является безусловным показателем незащищенности; титры 1:10 и 1:20 можно считать индикатором пограничного иммунитета, не обеспечивающего безусловной защиты; однако заболевание при этом, как правило, протекает в легкой форме без летального исхода. Титры 1:80 и выше являются показателем защищенности группы.

      Таким образом, процентное распределение показателей титров в каждом разведении дает качественную характеристику состояния иммунитета к дифтерии в обследованной группе. Например, выявление у 50% обследованных показателей пограничного иммунитета (титры 1:10, 1:20) свидетельствует о слабой защищенности группы, в которой с годами будет увеличиваться число лиц, не защищенных от дифтерии.

      В настоящее время приняты следующие количественные критерии, характеризующие степень восприимчивости к дифтерии в зависимости от уровней антитоксических антител.

      Содержание антитокси­ческих антител Интерпретация результатов
      1,0 МЕ/мл уровень антитоксина, обеспечивающий стойкуюдлительную невосприимчивость к дифтерии

      ИФА предназначен дляколичественного определения антибактериальных и антитоксических иммуноглобулинов М, G человека в сыворотке крови больных дифтерией, бактерионосителей издоровых людей. Принцип ИФА основан на образовании специфического комплекса антиген-антитело, выявляемого с помощью второго антитела, меченного пероксидазой хрена. При последующем добавлении субстратной смеси развивается ферментативная реакция, регистрируемая по появлениюокрашенного продукта. Интенсивность реакции учитывается с помощью иммуноферментного анализатора или визуально.

      3.Определение титра антител к дифтерийному токсину в сыворотке крови человека в реакции нейтрализации (РН) на культуре клеток.

      Метод основан на том, что метаболическая активность и рост клеток культуры ингибируется дифтерийным токсином, который, в свою очередь, может быть нейтрализован антитоксином, содержащимся в сыворотке крови. Последовательное разведение сыворотки крови человека добавляют в лунки микропланшета, в которые затем вносят дифтерийный токсин в рабочей дозе и культуру клеток. Обнаружение по окончании инкубации (t 37 о С 5-6 суток) живых клеток культуры в лунках, содержащих определенные разведения сывороток, будет указывать на соответствующий титр антител к дифтерийному токсину в тестируемых сыворотках + проба на токсигенность.

      К работе № 5

      К работе № 7

      К работе № 8

      Серодиагностика

      Для выявления специфических антител к антигенам микобактерий предложено большое количество серологических реакций: РПГА, РА, РСК.

      В последние годы интенсивно разрабатываются тесты на выявление антител к МБТ в крови больного в конкурентной иммуноферментной реакции с применением стандартных концентраций антигена микобактерий и моноклональных антител, конъюгированных с ферментом — пероксидазой. Разработаны диагностические тест-системы «ИФА — туберкулез», предназначенные для выявления с помощью иммуноферментного анализа антител к МБТ и позволяющие распознавать как легочные, так и внелегочные формы туберкулеза. Тест-система «ИФА-туберкулез» может быть использована как для диагностики у отдельных больных, так и при массовых обследованиях населения. Чувствительность тест-системы при различных локализациях туберкулезного процесса составляет от 68% до 100%, специфичность — 94%.

      К работе № 9

      Занятие № 2.2.2

      Дифтерия и туберкулез. Лабораторная диагностика

      ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

      изучить биологические свойства коринебактерий и патогенных микобактерий , принципы лабораторной диагностики дифтерии и туберкулеза. Классифицировать препараты для идентификации, лечения и профилактики дифтерии и туберкулеза

      СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

      1. Характеристику биологических свойств возбудителей дифтерии.

      2. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при дифтерии.

      3. Основные клинические проявления дифтерии

      4. Характеристику биологических свойств возбудителей туберкулеза.

      5. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при туберкулезе

      6. Основные клинические проявления туберкулеза.

      7. Принципы лабораторной диагностики.

      8. Препараты для идентификации, лечения и профилактики заболеваний.

      СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

      · дифференцировать возбудителей дифтерии и туберкулеза по морфологическим, тинкториальным,биохимическим и токсигенным свойст­вам;

      · интерпретировать результаты серологических реакций;

      · классифицировать препараты в соответствии с их назначением.

      СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ: алгоритмом лабораторной диагностики инфекционных болезней;

      методами анализа и оценки результатов лабораторной диагностики по выявлению возбудителей дифтерии и туберкулеза.

      ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИФТЕРИИ

      БАКТЕРИОСКОПИЯ

      Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

      Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

      источник