Меню Рубрики

Лабораторная диагностика профилактика дифтерии

Коринебактерии дифтерии. Патогенез болезни. Лабораторная диагностика. Иммунитет. Профилактика и лечение. Эпидемиология

Дифтерия — острая инфекционная болезнь, харак­теризующаяся фибринозным воспалением в зеве, гортани, реже в других органах и явлениями ин­токсикации. Возбудителем ее является Corynebacterium diphtheriae.

Таксономия. Corynebacterium относится к отделу Firmicutes, роду Corynebacterium.

Морфологические и тинкториальные свойства. Возбудитель дифтерии характеризуется полиморфизмом: тонкие, слегка изогнутые палочки (наиб. распространенные) встречаются кокковидные и вет­вящиеся формы. Бактерии нередко располагаются под углом друг к другу. Они не образуют спор, не имеют жгутиков, у многих штаммов выявляют микрокапсулу. Характерная особенность — наличие на концах палочки зерен волютина (обусловливает булавовидную форму). Возбудитель дифтерии по Граму окрашивается положи­тельно.

Культуральные свойства. Факульта­тивный анаэроб, оптим. темпе­ратура. Микроб растет на специальных питатель­ных средах, например на среде Клауберга (кровяно-теллуритовый агар), на которой дифтерийная палочка даёт колонии 3 типов: а) крупные, серые, с неровными краями, радиальной исчерченностью, напоминающие маргаритки; б) мелкие, чер­ные, выпуклые, с ровными краями; в) похожие на первые и вторые.

В зависимости от культуральных и ферментативных свойств различают 3 биологических варианта C.diphtheriae: gravis, mitis и промежуточный intermedius.

Ферментативная ак­тивность. Высокая. Ферментируют глк и мальтозу в образованием кислоты, не разлагают сахарозу, лактозу и маннит. Не продуцируют уреазу и не образуют индол. Продуцирует фермент цистиназу, рпсщепляющую цистеин до H2S. Образует каталазу, сукцинатдегидрогеназу.

Антигенные свой­ства. О-антигены – термостабильные полисахаридные, расположены в глубине клеточной стенки. К-антигены – поверхностные, термолабильные, сероватоспецифические. С помошью сывороток к К-антигену С.diph. разделяют на серовары(58).

Факторы патогенности. Экзотоксин, нарушающий синтез белка и пора­жающий в связи с этим клетки миокарда, надпочечников, почек, нервных ганглиев. Способность вырабатывать экзотоксин обус­ловлена наличием в клетке профага, несущего tох-ген, ответ­ственный за образование токсина. Фер­менты агрессии — гиалуронидазу, нейраминидазу. К фак­торам патогенности относится также микрокапсула.

Резистентность. Устойчив к высушиванию, действию низких температур, поэто­му в течение нескольких дней может сохраняться на предметах, в воде.

Эпидемиология. Источник дифтерии — больные люди Заражение происходит чаще через дыхательные пути. Основной путь передачи воздушно-капельный, возможен и контактный путь — через белье, посуду.

Патогенез. Входные ворота инфекции — слизистые обо­лочки зева, носа, дыхательных путей, глаз, половых органов, раневая поверхность. На месте входных ворот наблюдается фибринозное воспаление, образуется характерная пленка, кото­рая с трудом отделяется от подлежащих тканей. Бактерии вы­деляют экзотоксин, попадающий в кровь, — развивается токсинемия. Токсин поражает миокард, почки, надпочечники, нервную систему.

Клиника. Существуют различные по локализации формы дифтерии: дифтерия зева, которая наблюдается в 85—90 % случаев, дифтерия носа, гортани, глаз, наружных половых ор­ганов, кожи, ран. Инкубационный период составляет от 2 до 10 дней. Заболевание начинается с повышения температуры тела, боли при глотании, появления пленки на миндалинах, увеличения лимфатических узлов. Отека гортани, разви­вается дифтерийный круп, который может привести к асфик­сии и смерти. Другими тяжелыми осложнениями, которые так­же могут явиться причиной смерти, являются токсический миокардит, паралич дыхательных мышц.

Иммунитет. После заболевания — стойкий, напряженный антитоксичный иммунитет. Особое значение – образование АТ к фрагменту В. Они нейтрализуют дифтерийный гистотоксин, предупреждая прикрепление последнего к клетке. Антибактериальный иммунитет – ненажняженный, сероватоспецифичен

Микробиологическая диагностика. С помощью тампона у больного берут пленку и слизь из зева и носа. Для постановки предварительного диагноза возможно применение бактериоскопического метода. Основной метод диагностики — бактериологический: посев на среду Клаубера II (кровяно-теллуритовый агар), на плотную сывороточную среду для выявления продукции цистиназы, на среды Гисса, на среду для определения токсигенности возбудителя. Внутривидовая идентификация заключается в определении био- и серовара. Для ускоренного обнаружения дифтерийного токсина применяют: РНГА(реакция непрямой геммаглютинации) с антительным эритроцитарным диагностикумом , реакцию нейтрализации антител (о наличии токсина судят по эффекту предотвращения гемаггютинации); РИА (радиоиммунный) и ИФА(имунноферментный анализ).

Лечение. Основной метод терапии — немедленное введение специфической антитоксической противодифтерийной лошадиной жидкой сыворотки. Иммуноглобулин человека противодифтерийный для в/в введения.

Ассоциированные вакцины: АКДС (абсорбированная коклюшно – столбнячная вакцина), АДС(абсорбированный дифтерийно — столбнячный анатоксин).

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 703 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Дифтерия — острое инфекционное заболевание, вызываемое дифтерийной палочкой (Corynebacterium diphtheriae), характеризующеесяместным фибринозным поражением слизистых оболочек рото- и носоглотки (diphthera – пленка), а также тяжелой интоксикацией с поражением сердечно-сосудистой, нервной системы и надпочечников. Лабораторная диагностика дифтерии осуществляется в соответствии со схемой 14.

Схема 14.Микробиологическая диагностика дифтерии

Микроскопический метод в настоящее время фактически не применяется из-за его низкой информативности в связи с субъективизмом учета и выполняется только по требованию лечащего врача. Микроскопии подвергают мазки, окрашенные по Граму, метиленовым синим, по Нейссеру (для выявления включений волютина). Дифтерийные палочки (Corynebacteriumdiphtheriae) при окраске по Нейссеру содержат полярно расположенные темно-синие, почти черные, включения волютина и располагаются в виде римских цифр V или Х, тогда как сходные с ними дифтероиды и ложнодифтерийные бактерии (Corynebacteriumpseudodiphtheriae) зерен волютина не имеют и располагаются в виде частокола. Разработан также метод прямого флюорохромирования дифтерийных палочек корифосфином, окрашивающим включения волютина в красно-коричневый цвет, а цитоплазму в зеленый или желтый цвет, что позволяет повысить эффективность бактериоскопического метода.

Бактериологический метод-основной метод диагностики дифтерии. Исследуемый материал засевают на одну из специальных питательных сред для культивирования дифтерийных палочек, наиболее часто на среду Клауберга (МПА с гли­церином, дефибринированной кровью и теллуритом натрия, задерживающим рост сопутствующей непатогенной микрофлоры). На среде Клауберга Corynebacterium diphtheriae образует 2 типа колоний:

а) серовато-черного цвета с радиальной исчерченностью поверхности, напоминающие цве­ток маргаритки или розетку (биовар gravis);

б) черные, круглые, выпуклые колонии колонии за счет восстановления теллурита (биовар mitis).

В мазке из типичной для дифтерийной палочки колонии обнаруживают грамположительные палочки булавовидной формы, расположенные в виде римских цифр V или Х, содержащие зерна волютина (рис. 16). Оставшуюся часть колонии пересевают на кровяной МПА для выделения чистой культуры.

Рис. 16. Возбудитель дифтерии — Corynebacteriumdiphtheriae. Окраска по Нейссеру. Расположение в виде римских цифр V или Х, включения волютина по полюсам. х900

Идентификацию выделенной культуры проводят с учетом, прежде всего, ключевых свойств (токсигенность, наличие цистиназы). Токсигенность обычно определяют с помощью реакции преципитации в геле («чашечный» метод). Для этого в чашку Петри с питательной средой (МПА, 15—20 % лошадиной сыворотки, 0,3 % мальтозы, 0,03 % цистина) накладывают полоску фильтровальной бумаги, пропитанную анти­токсической противодифтерийной сывороткой (5000 АЕ/мл), чашку подсушивают 30 минут в термостате, после чего засевают штрихами исследуемые культуры перпендикулярно полоске бумаги. В качестве контроля используют токсигенную куль­туру. Посевы инкубируют в термостате при 37 0 С в течение 18-20 часов. При наличии токсигенности в местах соединения ток­сина с антитоксическими антителами в питательной среде образуются белые линии преципитата, напоминающие усики. Для определения токсигенности дифтерийных бактерий также разработаны ИФА и ПЦР.

Цистиназу у выделенных культур (проба Пизу) определяют путем посева методом укола петли исследуемой культуры на цистиновый МПА с азотнокислым свинцом. Посевы помещают на сутки в термостат при 37 0 С. При наличии цистиназы в среде образуется почернение (образование сульфида свинца) по ходу укола, вокруг которого появляется коричневое облачко.

Выделенную культуру идентифицируют и дифференцируют от сходных с ней непатогенных коринебактерий по биологическим свойствам (табл. 16). Для определения уреазы петлю исследуемой культуры вносят в пробирку, содержащую спиртовый раствор мочевины и индикатор феноловый красный. Пробирку выдерживают 30 минут в термостате при 37 0 С, при наличии уреазы содержимое пробирки окрашивается в красный цвет.

При выделении нетоксигенной культуры ставят реакцию агглютинации с противодифтерийной сывороткой для выявления видового антигена Corynebacterium diphtheriae.

Серологический метод –РА, РНГА с целью определения антител в парных сыворотках крови больных дифтерией.

Таблица 16.Биологические свойства коринебактерий

Вид Волютин Гемолиз ферментация токсин цистиназа уреаза РА с ПДС
сахарозы глюкозы крахмала
C. diphtheriae биовар биовар + + — + + + + — ± ± + + — — + +
C.xerosis ± + +
C. pseudodiphtheriae ± +

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8550 — | 7051 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Занятие № 2.2.2

Дифтерия и туберкулез. Лабораторная диагностика

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

изучить биологические свойства коринебактерий и патогенных микобактерий , принципы лабораторной диагностики дифтерии и туберкулеза. Классифицировать препараты для идентификации, лечения и профилактики дифтерии и туберкулеза

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. Характеристику биологических свойств возбудителей дифтерии.

2. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при дифтерии.

3. Основные клинические проявления дифтерии

4. Характеристику биологических свойств возбудителей туберкулеза.

5. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при туберкулезе

6. Основные клинические проявления туберкулеза.

7. Принципы лабораторной диагностики.

8. Препараты для идентификации, лечения и профилактики заболеваний.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· дифференцировать возбудителей дифтерии и туберкулеза по морфологическим, тинкториальным,биохимическим и токсигенным свойст­вам;

· интерпретировать результаты серологических реакций;

· классифицировать препараты в соответствии с их назначением.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ: алгоритмом лабораторной диагностики инфекционных болезней;

методами анализа и оценки результатов лабораторной диагностики по выявлению возбудителей дифтерии и туберкулеза.

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИФТЕРИИ

БАКТЕРИОСКОПИЯ

Работа № 1. Морфологические и тинкториальные свойства коринебактерий.

Цель: изучить морфологические и тинкториальные свойства коринебактерий.

Самостоятельная работа: микроскопировать готовые препараты — мазки. Зарисовать. Сделать вывод.

Corynebacterium diphtheriaе (простой способ окраски по Леффлеру)

Corynebacterium diphtheriaе(сложный способ окраски — по Нейссеру)

БАКТЕРИОЛОГИЯ

Работа № 2. Культуральные свойства возбудителей дифтерии

Цель:изучитькультуральные свойства возбудителей дифтерии

Самостоятельная работа: описатьхарактер роста возбудителей дифтерии на плотной питательной среде. Сделать вывод.

Среда Клауберга (элективная среда)

Работа № 3. Дифференциация коринебактерий.

Цель: научиться дифференцировать дифтерийную палочку от дифтероидов.

Самостоятельная работа: на основании биохимических свойств и пробы на токсигенность, как основного признака возбудителя дифтерии дифференцировать дифтерийную палочку от дифтероидов. Сделать вывод.

Проба Пизу (на цистиназу)

дифтерийная палочка ложнодифтерийная

Результат:_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проба Закса (на уреазу)

дифтерийная палочка ложнодифтерийная

Результат:_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ферментация углеводов

глю сах крах глю сах крах

дифтерийная палочка gravis дифтерийная палочка mitis

Читайте также:  Лечение бактерионосителей нетоксигенных коринебактерий дифтерии

глю сах крах глю сах крах

палочка ксерозы ложнодифтерийная палочка

Результат:_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проба на токсигенность

Дифференциация дифтерийной палочки от дифтероидов

Виды Ферментация Уреазная актив-ность Цистиназ-ная активность Токсиген ность
глюкоза сахароза крахмал
Дифтерийная палочка а) gravis б) mitis
Дифтероиды: а) ложнодифтерий- ная палочка б) палочка ксерозы

СЕРОДИАГНОСТИКА

Работа № 4. Серологические исследования

Цель:оценить напряженность коллективного антитоксического иммунитетас помощью основного метода диагностики – РПГА.

Самостоятельная работа:Учесть готовый результат РПГА, поставленной с сывороткой больного и эритроцитарным дифтерийным антигенным диагностикумом для определения уровня антитоксического иммунитета. Записать вывод.

1/10 1/20 1/40 1/80 1/160 1/320 1/640 КС КД

Работа № 5. Принципиальная схема лабораторной диагно­стики дифтерии

Самостоятельная работа:разобрать особенности лабораторной диагностикидифтерии. Отметить наибо­лее информативные методы лабораторной диагностики.

Исследуемый материал:

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА

БАКТЕРИОСКОПИЯ

А) Mycobacterium tuberculosis в мазке из мокроты.

Б) микроколонии (корд-фактор) M.tuberculosis: ускоренный метод диагностики (метод Прайса).Окраска по Цилю-Нильсену.

БАКТЕРИОЛОГИЯ

СЕРОДИАГНОСТИКА

Токсин Шика

1. Вакцина БЦЖ

Стрептомицин

II. Заполнить контрольные карты по предложенным нозоформам:

Таксономия возбудителя:

Морфологические и тинкториальные свойства__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культуральные и биохимические свойства____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Резистентность_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиология

Патогенез и клиника

Основные факторы патогенности ________________________________________________

Основные фазы патогенеза_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иммунитет___________________________________________________________________

Основные направления лабораторной диагностики_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лечение (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таксономия возбудителя:

Морфологические и тинкториальные свойства_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культуральные и биохимические свойства____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Резистентность_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиология

Патогенез и клиника

Основные факторы патогенности ________________________________________________

Основные фазы патогенеза________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иммунитет___________________________________________________________________

Основные направления лабораторной диагностики_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лечение (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя ___________________________________

Ситуационные задачи

1. В инфекционную больницу поступила девочка 2-х лет с высокой температурой, жалобами на боли в горле. На слизистой зева с трудом снимающиеся серовато-белые налеты. Лечащий врач поставил диагноз «дифтерия зева», ввел немедленно 5000 МE противодифтерийной сыворотки и отправил в лабораторию материал для исследования.

Оцените результат бактериологического исследования.

Вопросы1. Какой материал взят на исследования? 2. Какие исследования назначить?

3. Подтвердился ли клинический диагноз «дифтерия»? Почему? 4. Правильна ли была тактика лечащего врача? Почему?

2. Всем детям начальной школы была своевре­менно проведена ревакцинация дифтерийным анатоксином. Спу­стя 2 месяца одна ученица заболела дифтерией. Для оценки уров­ня антитоксического иммунитета в коллективе была поставлена РПГА. Оценить результаты РПГА при обследовании школьни­ков. Оформить протокол исследования. Сделать вывод.

(Для учета результатов исследования выделяется планшет с реакцией РПГА.)

Вопросы1. У кого из обследованных школьников напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии? Почему? 2. Кому из обследованных не­обходимо ввести специфический препарат? Какой? Почему? 3. Как объяснить причину заболевания дифтерией одной уче­ницы?

Обследуе-мые школьники Метод диагнос­тики Иссле­дуемый материал Диагностичес­кий препарат для РПГА Разведения сыворотки Единица измерения активно­сти анатоксина
1/100 1/200 1/400 К
А. Б. Е. Сероло­гичес­кий Сыво­ротка крови Дифтерий­ный эритроци-тарный диагностикум + + — + — — + — — — — — ИЕ — иммуногенная единица
«+» — склеенные эритроциты в виде «зонтика» «-» — отсутствие гемагглюти-нации — «пуговка»

3. В туберкулезном диспансере при лабораторном обследо­вании семьи, состоящей из девочки 7 лет и трех взрослых лю­дей (матери, отца и дяди ребенка), установлено следующее:- у девочки положительная реакция Манту, Микроскопия мокроты, посев ее и биологическая проба дали отрицательные результаты.

— у матери обнаружены туберкулезные палочки только в посеве мокроты.

— у отца туберкулезная палочка обнаружена при микроско­пии мокроты.

— у брата матери — положительная реакция Манту, резуль­таты всех остальных исследований отрицательные.

Обследуемые Реакция Манту Микроскопия мокроты Посев мокроты Биологическая проба
Ребенок +
Отец + Не проводился
Мать + Не проводилась
Брат матери +

Вопросы: 1. У кого из них лабораторно подтверждается ди­агноз «туберкулез»? 2. Кто из них должен быть оставлен под на­блюдением врача диспансера?

4. Ребенок 2 лет с положитель­ной реакцией Манту заболел корью. Через 2 недели после вы­здоровления у него появились субфебрильная температура, об­щее недомогание. Повторная реакция Манту оказалась отрица­тельной. Что заподозрил врач? Почему повторно была постав­лена реакция Манту? Как объяснить исчезновение аллергичес­кой реакции к туберкулину?

5. В инфекционную больницу поступила девочка 2-х лет с высокой температурой, жалобами на боли в горле. На слизистой зева с трудом снимающиеся серовато-белые налеты. Лечащий врач поставил диагноз дифтерия зева, ввел немедленно 5000 МE противодифтерийной сыворотки и отправил в лабораторию материал для исследования.

Оцените результат бактериологического исследования.

Вопросы1. Какой материал взят на исследования? 2. Какие исследования назначить?

3. Подтвердился ли клинический диагноз дифтерии? Почему? 4. Правильна ли была тактика лечащего врача? Почему?

Пример решения задачи

Всем детям начальной школы была своевре­менно проведена ревакцинация дифтерийным анатоксином. Спу­стя 2 месяца одна ученица заболела дифтерией. Для оценки уров­ня антитоксического иммунитета в коллективе была поставлена РПГА. Оценить результаты РПГА при обследовании школьни­ков. Оформить протокол исследования. Сделать вывод.

Для учета результатов исследования выделяется планшет с реакцией РПГА.

Вопросы1. У кого из обследованных школьников напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии? Почему? 2. Кому из обследованных не­обходимо ввести специфический препарат? Какой? Почему? 3. Как объяснить причину заболевания дифтерией одной уче­ницы?

Обследуемые школьники Метод диагнос­тики Иссле­дуемый материал Диагностичес­кий препарат для РПГА Разведения сыворотки Единица измерения активно­сти анатоксина
1/100 1/200 1/400 К
А. Б. Е. Сероло­гичес­кий Сыво­ротка крови Дифтерий­ный анатоксинный эритроци-тарный диагностикум + + — + — — + — — — — — ИЕ-имму- ногенная единица
«+» — склеенные эритроциты в виде «зонтика» «-» — отсутствие гемагглютинации -«пуговка»

Решение. Студент учитывает данные ему результаты, за­полняет протокол и делает выводы:

1. Напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии выявлен только у школьника А., так как по результатам РИГА в сыворотке крови обследуемого обнаружен высокий титр ан­титоксических антител (1/400).

2. Обследуемым детям Б. и Е., у которых не выявлен напря­женный иммунитет, необходимо провести вакцинопрофилактику путем введения дифтерийного анатоксина, для того чтобы создать напряженный антитоксический иммунитет.

3. Объяснить причину заболевания одной из учениц в школе можно отсутствием у ней напряженного антитоксиче­ского иммунитета против дифтерии. Возможные причины: врожденный иммунодефицит, вторичный иммунодефицит, слабая экспрессия генов иммунного ответа, отсутствие вакци­нации.

Подпись преподавателя_________________________________________________________

Теоретическая справка

К работе № 2

К работе № 3

К работе № 4

Серодиагностика дифтерии

Антитела к С. diphtheriae определяют в крови больных, начиная с первых дней болезни и повторно через 10-14 дней. Обязательным условием является определение специфических антител в динамике болезни в парных сыворотках. Диагностическое значение имеют результаты серологических исследований при нарастании титра антител не менее чем в 3-4 раза.

Для определения уровня дифтерийного антитоксина в сыворотке человека применяют несколько реакций:

РПГА — двухкомпонентная реакция, предполагающая взаимодействие диагностикума эритроцитарного дифтерийного антигенного (представляет собой эритроциты с адсорбированным на них дифтерийным анатоксином) и антитоксических противодифтерийных антител, находящихся в сы­воротке крови обследуемых. При наличии в исследуемой сыворотке антитоксина образуется специфический комплекс: антитоксин + сенсибилизированные анатоксином эритроциты.В результате формируется осадок в виде агглютината эритроцитов.

В нашей странеРПГА рекомендована в качестве основного метода для определения напряженности антитоксического иммунитета к С. diphtheriae, а также для оценки вакцинального иммунитета.

Оценка состоянияколлективного иммунитета требует более детальной характеристики, чем только установление процента серонегативных людей. Для этого следует давать развернутыепо каждому титру данные в РНГА т.е. с учетом степени напряженности. Отсутствие антител является безусловным показателем незащищенности; титры 1:10 и 1:20 можно считать индикатором пограничного иммунитета, не обеспечивающего безусловной защиты; однако заболевание при этом, как правило, протекает в легкой форме без летального исхода. Титры 1:80 и выше являются показателем защищенности группы.

Таким образом, процентное распределение показателей титров в каждом разведении дает качественную характеристику состояния иммунитета к дифтерии в обследованной группе. Например, выявление у 50% обследованных показателей пограничного иммунитета (титры 1:10, 1:20) свидетельствует о слабой защищенности группы, в которой с годами будет увеличиваться число лиц, не защищенных от дифтерии.

В настоящее время приняты следующие количественные критерии, характеризующие степень восприимчивости к дифтерии в зависимости от уровней антитоксических антител.

Содержание антитокси­ческих антител Интерпретация результатов
1,0 МЕ/мл уровень антитоксина, обеспечивающий стойкуюдлительную невосприимчивость к дифтерии

ИФА предназначен дляколичественного определения антибактериальных и антитоксических иммуноглобулинов М, G человека в сыворотке крови больных дифтерией, бактерионосителей издоровых людей. Принцип ИФА основан на образовании специфического комплекса антиген-антитело, выявляемого с помощью второго антитела, меченного пероксидазой хрена. При последующем добавлении субстратной смеси развивается ферментативная реакция, регистрируемая по появлениюокрашенного продукта. Интенсивность реакции учитывается с помощью иммуноферментного анализатора или визуально.

3.Определение титра антител к дифтерийному токсину в сыворотке крови человека в реакции нейтрализации (РН) на культуре клеток.

Метод основан на том, что метаболическая активность и рост клеток культуры ингибируется дифтерийным токсином, который, в свою очередь, может быть нейтрализован антитоксином, содержащимся в сыворотке крови. Последовательное разведение сыворотки крови человека добавляют в лунки микропланшета, в которые затем вносят дифтерийный токсин в рабочей дозе и культуру клеток. Обнаружение по окончании инкубации (t 37 о С 5-6 суток) живых клеток культуры в лунках, содержащих определенные разведения сывороток, будет указывать на соответствующий титр антител к дифтерийному токсину в тестируемых сыворотках + проба на токсигенность.

К работе № 5

К работе № 7

К работе № 8

Серодиагностика

Для выявления специфических антител к антигенам микобактерий предложено большое количество серологических реакций: РПГА, РА, РСК.

В последние годы интенсивно разрабатываются тесты на выявление антител к МБТ в крови больного в конкурентной иммуноферментной реакции с применением стандартных концентраций антигена микобактерий и моноклональных антител, конъюгированных с ферментом — пероксидазой. Разработаны диагностические тест-системы «ИФА — туберкулез», предназначенные для выявления с помощью иммуноферментного анализа антител к МБТ и позволяющие распознавать как легочные, так и внелегочные формы туберкулеза. Тест-система «ИФА-туберкулез» может быть использована как для диагностики у отдельных больных, так и при массовых обследованиях населения. Чувствительность тест-системы при различных локализациях туберкулезного процесса составляет от 68% до 100%, специфичность — 94%.

К работе № 9

Занятие № 2.2.2

Дифтерия и туберкулез. Лабораторная диагностика

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

изучить биологические свойства коринебактерий и патогенных микобактерий , принципы лабораторной диагностики дифтерии и туберкулеза. Классифицировать препараты для идентификации, лечения и профилактики дифтерии и туберкулеза

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. Характеристику биологических свойств возбудителей дифтерии.

Читайте также:  Рот при дифтерии фото

2. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при дифтерии.

3. Основные клинические проявления дифтерии

4. Характеристику биологических свойств возбудителей туберкулеза.

5. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при туберкулезе

6. Основные клинические проявления туберкулеза.

7. Принципы лабораторной диагностики.

8. Препараты для идентификации, лечения и профилактики заболеваний.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· дифференцировать возбудителей дифтерии и туберкулеза по морфологическим, тинкториальным,биохимическим и токсигенным свойст­вам;

· интерпретировать результаты серологических реакций;

· классифицировать препараты в соответствии с их назначением.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ: алгоритмом лабораторной диагностики инфекционных болезней;

методами анализа и оценки результатов лабораторной диагностики по выявлению возбудителей дифтерии и туберкулеза.

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИФТЕРИИ

БАКТЕРИОСКОПИЯ

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

источник

3. Коринебактерии дифтерии. Патогенез болезни. Лабораторная диагностика. Имму­нитет. Специфическая профилактика и терапия. Проблема ликвидации дифтерии.

Возбудитель дифтерии — Corynebacterium diphtheria. Возбудитель дифтерии относится к роду Corynebacterium (класс Actinobacteria). В морфологическом отношении характеризуется тем, что клетки булавовидно утол­щены на концах (греч. согупе — булава), образуют ветвление, особенно в старых культурах, и содержат зернистые включения.

С. diphtheriae — прямые или слегка изогнутые неподвижные палочки длиной 1,0-8,0 мкм и диаметром 0,3-0,8 мкм, спор и капсул не образуют. Дифтерийная палочка является аэробом или факультативным анаэробом, темпе­ратурный оптимум для роста 35—37 °С (границы роста 15—40 °С), оптимальная рН 7,6—7,8. К питательным средам не очень требовательна, но лучше растет на сре­дах, содержащих сыворотку или кровь.

Особенности патогенеза и клиники. К дифтерии восприимчивы люди любого возраста. Возбудитель может проникнуть в организм человека через слизистые обо­лочки различных органов или через поврежденную кожу. В зависимости от локали­зации процесса различают дифтерию зева, носа, гортани, уха, глаза, половых органов и кожи. Возможны смешанные формы, например дифтерия зева и кожи и т. п. Инку­бационный период — 2—10 дней. При клинически выраженной форме дифтерии в месте локализации возбудителя развивается характерное фибринозное воспаление слизистой оболочки. Токсин, вырабатываемый возбудителем, сначала поражает эпителиальные клетки, а затем близлежащие кровеносные сосуды, повышая их проницаемость. В выходящем экссудате содержится фибриноген, свертывание кото­рого приводит к образованию на поверхности слизистой оболочки серовато-белого Цвета пленчатых налетов, которые плотно спаяны с подлежащей тканью и при отры­ве От нее вызывают кровотечение. Следствием поражения кровеносных сосудов мо­жет быть развитие местного отека. Особенно опасной является дифтерия зева, так к ак она может стать причиной дифтерийного крупа вследствие отека слизистой обо­лочки гортани и голосовых связок, от которого раньше погибало в результате ас- фиксии 50—60 % больных дифтерией детей. Дифтерийный токсин, поступая в кровь, вызывает общую глубокую интоксикацию. Он поражает преимущественно сердечно-сосудистую, симпатико-адреналовую системы и периферические нервы, аким образом, клиника дифтерии складывается из сочетания местных симптомов, зависящих от локализации входных ворот, и общих симптомов, обусловленных от­равлением токсином и проявляющихся в виде адинамии, вялости, бледности кож­ных покровов, понижения кровяного давления, миокардита, паралича перифериче­ских нервов и других нарушений. Дифтерия у привитых детей, если и наблюдается, протекает, как правило, в легкой форме и без осложнений. Летальность в период до применения серотерапии и антибиотиков составляла 50—60 %, ныне — 3—6 %.

Лабораторная диагностика. Единственным методом микробиологической ди­агностики дифтерии является бактериологический, с обязательной проверкой выде­ленной культуры коринебактерий на токсигенность. Бактериологические исследова­ния на дифтерию проводят в трех случаях:

для диагностики дифтерии у детей и взрослых с острыми воспалительными процессами в области зева, носа, носоглотки;

по эпидемическим показаниям лиц, находившихся в контакте с источником возбудителя дифтерии;

лиц, вновь поступающих в детские дома, ясли, школы-интернаты, другие спе­циальные учреждения для детей и взрослых, с целью выявления среди них возмож­ных бактерионосителей дифтерийной палочки.

Материалом для исследования служат слизь из зева и носа, пленка с миндалин или других слизистых оболочек, являющихся местом входных ворот возбудителя. Посевы производят на теллуритовые сывороточные или кровяные среды и одновре­менно на свернутые сывороточные среды Ру (свернутая лошадиная сыворотка) или Леффлера (3 части бычьей сыворотки + 1 часть сахарного бульона), на которых рост коринебактерий появляется уже через 8—12 ч. Выделенную культуру идентифици­руют по совокупности морфологических, культуральных и биохимических свойств, по возможности используют методы серо- и фаготипирования. Во всех случаях обязательна проверка на токсигенность одним из указанных выше методов. Морфо­логические особенности коринебактерий лучше изучать, используя три метода ок­рашивания препарата-мазка: по Граму, Нейссеру и метиленовым синим (или толуи- диновым синим).

Постинфекционный иммунитет прочный, стойкий, фактически пожизнен­ный, повторные случаи заболевания наблюдаются редко — у 5—7 % переболевших. Иммунитет носит главным образом антитоксический характер, меньшее значение имеют антимикробные антитела.

Для оценки уровня противодифтерийного иммунитета ранее широко применя­лась проба Шика.

Специфическая профилактика. Основным методом борьбы с дифтерией является массовая плановая вакцинация населения. С этой целью используют раз­личные варианты вакцин, в том числе комбинированные, т. е. направленные на од­новременное создание иммунитета против нескольких возбудителей. Наибольшее распространение в России получила вакцина АКДС. Она представляет собой ад­сорбированную на гидроокиси алюминия взвесь коклюшных бактерий, убитых формалином или мертиолятом (20 млрд в 1 мл), и содержит дифтерийный анаток­син в дозе 30 флоккулирующих единиц и 10 единиц связывания столбнячного ана­токсина в 1 мл. Вакцинируют детей с 3-месячного возраста, а затем проводят ре­вакцинации: первую через 1,5—2 года, последующие в возрасте 9 и 16 лет, а далее через каждые 10 лет.

Лечение. Специфическим средством лечения дифтерии является применение противодифтерийной антитоксической сыворотки, содержащей не менее 2000 МЬ в 1 мл. Сыворотку вводят внутримышечно в дозах от 10 000 до 400 000 ME в зависи­мости от тяжести течения болезни. Эффективным методом лечения является приме­нение антибиотиков (пенициллины, тетрациклины, эритромицин и др.) и сульфаниламидных препаратов. С целью стимулирования выработки собственных антитокси­нов можно использовать анатоксин. Для освобождения от бактерионосительства следует использовать те антибиотики, к которым данный штамм коринебактерий высокочувствителен.

Возбудители коклюша и паракоклюша. Характеристика их свойств. Патогенез коклюша. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика.

Коклюш — острое инфекционное заболевание преимущественно детского воз­раста, характеризующееся циклическим течением и приступообразным спазматиче­ским кашлем.

Возбудитель — Bordetella pertussis — относятся к классу Betaproteobacteria, грамотрицательны, хорошо ок­рашиваются всеми анилиновыми красителями. Иногда выявляется биполярная ок­раска за счет зерен волютина на полюсах клетки. Возбудитель коклюша имеет форму °воидной палочки (коккобактерии) размером 0,2—0,5 х 1,0—1,2 мкм. Паракоклюшная палочка имеет такую же форму, но несколько крупнее (0,6 х 2 мкм). Расположе­ны чаще поодиночке, но могут располагаться попарно. Спор не образуют, у молодых культур и у бактерий, выделенных из макроорганизма, обнаруживается капсула. Бордетеллы неподвижны, за исключением В. bronchiseptica, которая является пери- трихом. Содержание Г + Ц в ДНК составляет 61—70 мол %, Относятся к гемофиль- ным бактериям. Бордетеллы — строгие аэробы, хемоорганотрофы. Оптимальная температура роста — 35—36 °С.

Бордетеллы не ферментируют углеводов, не образуют индола, не восстанавлива­ют нитраты в нитриты (за исключением В. bronchiseptica). Паракоклюшные бакте­рии выделяют тирозиназу, образуя пигмент, окрашивающий среду и культуру в ко­ричневый цвет.

Патогенез и клиника. Инкубационный период при коклюше от 3 до 14 дней, чаще 5—8 дней. Возбудитель, попавший на слизистую оболочку верхних дыхательных путей, размножается в клетках цилиарного эпителия и далее бронхогенным путем распростра­няется в более низкие отделы (бронхиолы, альвеолы, мелкие бронхи). При действии эк­зотоксина эпителий слизистой оболочки некротизируется, в результате чего раздража­ются кашлевые рецепторы и создается постоянный поток сигналов в кашлевой центр продолговатого мозга, в котором формируется стойкий очаг возбуждения. Это приводит к возникновению спазматических приступов кашля. Бактериемии при коклюше не бы­вает. Вторичная бактериальная флора может приводить к осложнениям.

Лабораторная диагностика. Основными методами диагностики являются бак­териологический и серологический; для ускоренной диагностики, особенно на ран­ней стадии болезни, может быть использована реакция иммунофлуоресценции. Для выделения чистой культуры в качестве материала используют слизь из носоглотки или мокроту, которые высевают на КУА или среду Борде—Жангу. Посев также может быть сделан методом «кашлевых пластинок». Выросшую культуру идентифи­цируют по совокупности культуральных, биохимических и антигенных свойств. Се­рологические реакции — агглютинации, связывания комплемента, пассивной гемаг­глютинации — ставятся в основном для ретроспективной диагностики коклюша или в тех случаях, когда не выделена чистая культура. Антитела к возбудителю появля­ются не ранее 3-й нед. заболевания, диагноз подтверждается возрастанием титра антител в сыворотках, взятых с 1—2-недельным интервалом. У детей первых двух лет жизни серологические реакции часто бывают отрицательными.

Специфическая профилактика и лечение. Для плановой профилактики коклюша у детей используют адсорбированную коклюшно-дифтерийно-столбняч- ную вакцину (АКДС), содержащую 20 млрд убитых коклюшных бактерий в 1 мл. На этом же компоненте основана выпускаемая отдельно убитая коклюшная вакцина, применяемая в детских коллективах по эпидемиологическим показаниям. Этот ком­понент реактогенен (нейротоксическое свойство), поэтому сейчас активно изучаются бесклеточные вакцины, содержащие от 2 до 5 компонентов (коклюшный анатоксин, филаментозный гемагглютинин, пертактин и 2 агглютиногена фимбрий). Для лечения применяют антибиотики (гентамицин, ампициллин), эффективные в ка­таральном и бесполезные в судорожном периоде заболевания.

источник

Род Corynebarteriurn (от лат. Сoryne — булава) – Гр+ палочковидные бактерии, длиной 1–8 мкм и шириной 0,3–0,8 мкм, не образующие спор, не имеющие жгутиков. Содержат зерна волютина, расположенные чаще всего на концах палочек, они часто превышают размеры поперечника бактерии и придают вид булавы. Также имеются включения липидов и крахмала, который откладывается при недостатке кислорода.

В состав клеточной стенки входят специфические только для бактерий рода Corynebacterium липиды: эфиры коринемиколовой и коринемиколиновой кислот, димикола, фосфатиды маннозы и инозита.

В организме человека обитают условно-патогенные: С.diphtheriae, С.pseudodiphtheriticiim (hofmanii), С.xerosis, С.ulcerans. С.diphtheriae вызывает у человека дифтерию, другие являются возбудителями вторичных инфекций.

КОРИНЕБАКТЕРИЙ ДИФТЕРИИ С.diphtheriae.

Морфология. Прямые или слегка изогнутые палочки. В препаратах располагаются под углом друг к другу в виде букв L, V или китайских иероглифов. Зерна волютина (на концах палочек) выявляются при окраске синькой Леффлера или по методу Нейссера. Факультативные анаэробы, хорошо размножаются при свободном доступе кислорода. К питательным средам требовательны: не способны утилизировать азот из аммонийных соединений, требуют наличия почти всех АК, солей Mg, Zn, Cu, Fe; необходимы углеводы Þ используются среды, полученные на основе ферментативного расщепления белка (казеина, дрожжей) с добавлением крови или сыворотки. На поверхностях плотных сред дифтерийные палочки образуют темно-серые или черные колонии (биовары гравис, способны расщеплять крахмал, или миттис). Рост на скошенном сывороточном агаре сравнивают с шагреневой кожей, колонии не сливаются.

Читайте также:  Иммунитет к дифтерии инвитро

Расщепляют глюкозу и другие моно- и дисахариды с образованием кислоты без газа, восстанавливают нитраты, расщепляют цистеин.

Лизируются специфичны для отдельных видов вирулентными фагами, что позволяет устанавливать фаговары исследуемых культур.

АГ. Имеют белковую капсулу, которая содержит К-АГ. Определение этого АГа позволяет установить серовар (их более 10). Группоспецифический полисахарид АГ клеточной стенки дает перекрестные реакции с микобактериями, нокардиями.

Экология и распространение. Передается аэрозольным (воздушно-капельным) путем. В настоящее время часто регистрируется у взрослых (тяжелая формы). Токсигенность связана лизогенизацией специфическим профагом. Выделяясь в окружающую среду со слюной, пленками, дифтерийные палочки сохраняют жизнеспособность в течение нескольких дней. Хорошо переносят высыхание. Чувствительны к дезинфицирующим растворам, антибиоткам.

Патогенность и патогенез. Заболевание развивается у лиц, не имеющих антитоксического иммунитета. На месте внедрения (зев, гортань, трахея, реже – нос, ухо) развивается местный воспалительный процесс. Все патогенные виды обладают фимбриями Þ АДГЕЗИЯ к клеткам хозяина, они выявляются в РА трипсинизированных бараньих эритроцитов.

Токсигенность – способность секретировать гистотоксин, что проявляется в виде локальной воспалительной реакции и в общей интоксикации организма, особенно чувствительны к нему надпочечники, миокард, НС. Токсин блокирует синтез белка, что приводит к гибели клеток, возникает некроз и летальный исход.

Ферменты (гиалуронидаза, нейраминидаза,фибринолизин) обеспечивают распространение в тканях, но бактериемия клинически не проявляется.

Корд-фактор нарушает фосфорилирование и дыхание клеток микроорганизмов.

Иммунитет. Наиболее восприимчивы дети 1–4 лет. Вырабатывается не очень прочный антитоксический иммунитет, возможны повторные заболевания дифтерией. Невосприимчивость зависит главным образом от содержания в крови антитоксина и АТ (опсонины, преципитины, комплементсвязывающие). Уровень антитоксического иммунитета устанавливают, определяя в крови антитела в РНГА с эритроцитарным диагностикумом (эритроциты нагружены дифтерийным анатоксином). Титр 1:20 и выше Þ иммунность обследуемого. Такжеже применяется реакция Шика (внутрикожно вводят дифтерийный токсин, у неимунных людей – местная воспалительная реакция, при наличии антитоксина реакции нет).

Лабораторная диагностика. В диагностике дифтерии важное значение имеет микроскопический метод. Мазки из налетов зева и носа окрашивают метиленовым синим, по Нейссеру и Граму. Одновременно материал засевают на элективную и дифференциально–диагностическую среды. Выделив культуру, ее идентифицируют по культурально–биохимическим признакам. Затем определяют токсигенность, испытывая культуру на морских свинках или в реакции преципитации на пластинчатом фосфатно–пептонном агаре, подсевая ее бляшками к расположенной вдоль чашки полоске фильтровальной бумаги, смоченной антидифтерийной сывороткой.

Токсигенные штаммы коринебактерии дифтерии при внутрикожном введении вызывают местный некроз, а при подкожном – гибель животных с экссудацией в серозные полости и резкое увеличение надпочечников. Положительная реакция преципитации в агаре проявляется образованием на границе взаимодействия антитоксина и продуцируемого экзотоксина равномерно сливающихся полос преципитации или «стрел–усиков».

Экспресс–диагностика. Если прямой микроскопией мазков, окрашенных обычными способами, выявить коринебактерии дифтерии в материале не удается, то его берут тампоном со свернутой сывороткой (метод Фольгера). Тампон помещают в термостат для подращивания культуры и через 3–5 ч им делают мазки.

Профилактика и лечение. Для профилактики дифтерии используют адсорбированную коклюшно–дифтерийно–столбнячную вакцину (АКДС), содержащую в 1 мл 20 млрд микробных тел палочек коклюша, 30 АЕ (антигенные единицы) дифтерийного анатоксина, 10 АЕ столбнячного анатоксина. Вакцинацию начинают с 5–6–месячного возраста. Курс иммунизации состоит из трех внутримышечных инъекций по 0,5 мл препарата с интервалом 30–40 дней. Ревакцинацию проводят в 3 года, 6 и 11 лет. По эпидемическим показаниям вакцинируют все население, даже людей старше 50 лет.

Специфическое лечение проводится лошадиной антитоксической иммунной сывороткой, которую вводят дробно по методу Безредки в зависимости от тяжести заболевания в количестве от 10 000 до 250 000 АЕ Антибиотики и сульфаниламиды сокращают сроки бактериовыделения у реконвалесцентов и санируют организм здоровых бактерионосителей. Для этих целей назначают пенициллины, тетрациклины, эритромицин.

источник

Лабораторная диагностика.Так как заболевание связано с действием токсина, то основным

экспресс-методом диагностики является выявление токсина, парал-лельно ведутся традиционные методы исследования.

Проводят выявление токсина в фильтрате исследуемого материа-ла (пленки, ткани трупа) или материала после 4-5-часового подращи-

вания бактерий в сывороточном бульоне. С этой целью можно ста-вить реакцию коагглютинации со стафилококковым антительным

противодифтерийным диагностикумом.С этой же целью можно ставить РПГА, ИФА и ПЦР и ДНК-зонды для обнаружения гена tox в бактериальной хромосоме. Исполь-зуют также заражение куриных эмбрионов, наблюдают их гибель приналичии токсина. При заражении культур клеток Vero дифтерийныйтоксин дает ЦПД (цитопатическое действие). В реакции нейтрализа-ции идентифицируют вид токсина.

Бактериоскопический метод. В мазке из слизи зева и фибриноз-ного налета при окраске по Нейссеру выявляют типичную морфоло-

гию возбудителя и явление метахромазии. Можно окрашивать препа-рат корифосфином и изучать препарат в люминесцентном микроскопе

(оранжево-красное свечение).В остром периоде заболевания за счет антагонистическихсвойств возбудителя коринебактерии видны прямо в мазке при мик-роскопии практически в чистой культуре.

Бактериологический метод – засевают материал на сывороточ-ный агар и другие селективные среды (Клауберга, Тинсдаля и кровя-

ной агар, т.к. некоторые штаммы дифтерийного возбудителя не растутпри наличии теллура). Идентифицируют возбудителя по культураль-

ным, морфологическим, биохимическим свойствам и токсигенности,которую определяют методом иммунопреципитации. Для этого на

чашку с сывороточным агаром накладывают фильтровальную бумагу,смоченную антитоксической противодифтерийной сывороткой, а во-

круг на расстоянии 1,5 см сеют выделенные и идентифицированныедифтерийные культуры. Если культура выделяет экзотоксин, то ондиффундирует в среду, и на месте встречи с антителами видны линиипреципитации.При идентификации культуры в бактериологическом методенеобходима дифференциация возбудителя дифтерии от других кори-небактерий, которые могут вызывать дифтериеподобные заболеванияили просто находиться в слизи зева.Серологический метод используют при стертых формах для ре-

троспективной диагностики или для выявления неиммунной прослой-ки населения. С этой целью ставят РПГА, ИФА и реакцию нейтрали-

зации токсина в культуре клеток Vero.Профилактика. Неспецифическая: проводят изоляцию и лечениебольных, санацию носителей антибиотиками, дезинфекцию в очаге.Специфическая профилактика – с трех месяцев после рождения

детям вводят вакцину АКДС 3 раза с интервалом в 45 дней. Ревакци-нация через 1,5-2 года, вводят АКДС, или АДС-М, или АД (адсорби-рованный дифтерийный анатоксин) по схеме. При низком титре анти-тел (менее 1:40 в РПГА или 0,03 мE/мл в реакции флоккуляции) поэпидемическим показаниям проводят ревакцинацию. К группам рискадля вакцинации в РБ относят не только детей, но и взрослое населе-ние с низким уровнем (менее 1:40) антитоксических антител.Лечение. Антитоксическая противодифтерийная сывороткаприменяется в ранние сроки. Ее вводят по методу Безредки (дробно,постепенно увеличивают дозу). Параллельно используют антибиоти-

ки, глюкозу, витамины, антигистаминные препараты.

Бордетеллы: таксономия, свойства, факторы патогенности, роль в патологии человека.

Возбудитель относится к семейству Alcaligenaceae, роду Bordetella, виды: В.pertussis – вызывает коклюш; В.parapertusis – па-ракоклюш; В.bronchiseptica – вызывает острые респираторные заболе-вания.

Культуральные свойства. Строгие аэробы, каталазо-положительны, прихотливы к питательным средам. Нуждаются в фак-торах роста. В среды добавляют аминокислоты, кровь, уголь, ионооб-меные смолы, никотиновую кислоту, цистеин, метионин.Лучшими средами являются глицерино-картофельно-кровянойагар (среда Борде-Жангу); КУА (казеиново-угольный агар). Уголь икровь добавляют в среды для адсорбции жирных кислот, которые об-разуются в процессе роста бордетелл. На этих средах возбудитель коклюша образует колонии в виде капелек ртути, паракоклюша – коричневые колонии.Скорость роста – 48-72 часа.Возбудители коклюша диссоциируют на 4 типа: I – вирулентныебордетеллы, S -формы, имеют пили; II и III – RS-формы (переход-ные); IV – авирулентные R -формы, пили отсутствуют.

Биохимические свойства слабо выражены. Белки и углеводы неразлагают. Имеют фермент аденилатциклазу.Бордетеллы чувствительны к температуре, солнечным лучам, кфенолу, лизолу.

Факторы патогенности В.pertussi: имеет специфический трахе-альный цитотоксин, вызывающий гибель и слущивание мерцательно-

го эпителия, имеет небелковую природу – это продукт синтеза итрансформации муреина (активатор вторичных месенджеров); другой

термолабильный белковый токсин представлен двумя субъединица-ми: А – собственно токсин, В – действует на АДФ-

рибозилтрансферазу. Мишень действия – g-белки обеспечивают кон-такт А-фракции с цитоплазмой клетки.Имеется дермонекротический токсин (вторичный месенджер),оказывает дейтсвие на диамедазу, мишень действия – Rho-g-белки,под воздействием токсина происходит модификация Rho-белков, ко-торая заключается в дезаминировании отстатка глютамина с образо-ванием глютаминовой кислоты, образуется активный Rho-белок, неспособный гидролизовать ГТФ (АДФ); микроворсинки обеспечиваютадгезию к мерцательному эпителию; филаментозный гемагглютининсвязывается с глилипидами мембран клеток мерцательного эпителияи с CR3 гликопротеиновым рецептором поверхности полиморфно-ядерных лейкоцитов и инициирует фагоцитоз;эндотоксин (ЛПС) ак-тивирует комплемент и стимулирует выработку цитокинов; аденилат-циклаза подавляет активность фагоцитов и миграцию моноцитов.

Лабораторная диагностика, профилактика и лечение коклюша.

Лабораторная диагностика

Материал для исследования: слизь задней стенки носоглотки,взятая тампоном. При наличии кашля применяют метод «кашлевых

пластинок».Идентификацию возбудителя проводят по морфологическим,культуральным, антигенным (с О-агглютинирующими сыворотками к1, 14, 12 и 7 антигенам или в РИФ с антителами, меченными флюо-ресцеином) и биохимическим свойствам. Параллельно возбудителя

коклюша дифференцируют от других видов бордетелл (см. табл. 12).B. рarapertussis дают рост на МПА в виде коричневых колоний,выделяют уреазу, используют цитрат, оксидазный тест отрицатель-ный, не имеют капсул, агглютинируются антисывороткой к антигену14.B. рertussis растут только на специальных средах, на КУА – в ви-де капелек ртути.Имеют капсулу, гемолиз на кровяном агаре, положительнаявнутрикожная проба. Агглютинируются с сывороткой к антигену 1. B.bronchiseptica – подвижны, агглютинируются сывороткой к антигену12. Остальные свойства как у B. parapertussis.Серологический метод – выявляют антитела в парных сыворотках больного, начиная со II периода заболевания в реакции агглютина-ции, РСК, РПГА или ИФА. Определяют также IgG и IgA против фи-ламентозного гемагглютина и против токсина B. рertussis.Аллергическая кожная проба – учет проводится через 20-24 ча-

са (ПЧЗТ).Профилактика. Неспецифическая включает изоляцию и лечениебольных.

Осуществляют введение иммуноглобулинов направленного дей-ствия контактным, организуют карантин на 14 дней для детей до 7

лет.Для специфической профилактики применяют АКДС (ассоцииро-ванную коклюшно-дифтерийную столбнячную вакцину) с 3-х-месячного возраста 3 раза с интервалом 45 дней. Ревакцинация моно-вакциной из убитых коклюшных бактерий в I фазе. Испытывается

вакцина, состоящая из коклюшного анатоксина, гемагглютинина,пертактина (мембранный протеин) и антигена микроворсинок. Эту

вакцину можно применять и для ревакцинации, и для первичной вак-цинации.Для лечения применяют антибиотики – гентамицин, ампициллин,а также препараты иммуноглобулинов, витамины.

источник