Меню Рубрики

Какое вещество вводят человеку заболевшему дифтерией

Иммунитет – это невосприимчивость организма к возбудителям заболеваний.

Лейкоциты (белые клетки крови) обеспечивают иммунитет: защищают организм от микроорганизмов и чужеродных частиц.

Фагоциты – это лейкоциты, пожирающие чужеродные частицы. Явление фагоцитоза было открыто И.И.Мечниковым.

Антитела – это белки, выделяемые лейкоцитами (В-лимфоцитами).

  • Антитела совпадают по форме с чужеродными частицами, присоединяются к ним, тем самым облегчают фагоцитам их уничтожение.
  • На то, чтобы выработать достаточное количество антител против нового (незнакомого) возбудителя, В-лимфоцитам требуется 3-5 дней.
  • Наличие в крови человека антител к определенному вирусу (например, к ВИЧ) говорит о том, что человек заражен.

СПИД (синдром приобретенного иммунного дефицита) вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ паразитирует на лейкоцитах (лимфоцитах), это приводит к разрушению иммунной системы.

Естественный пассивный (врожденный)

  • У человека с рождения имеются готовые антитела против многих болезней. Например, человек не болеет собачьей чумкой
  • Ребенок получает готовые антитела с материнским молоком. Вывод: дети, находящиеся на грудном вскармливании, меньше болеют.

Естественный активный – по окончании болезни в организме остаются клетки памяти, запоминающие строение антител. При повторном попадании того же самого возбудителя выделение антител начинается не через 3-5 дней, а сразу, и человек не заболевает

Искусственный активный появляется после прививки – введения вакцины, т.е. препарата убитых или ослабленных возбудителей болезни. Организм проводит полноценную иммунную реакцию, остаются клетки памяти.

Искусственный пассивный – появляется после введения сыворотки – препарата готовых антител. Сыворотка вводится во время болезни, чтобы спасти человека. Клетки памяти при этом не образуются.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Введение в кровь сыворотки, содержащей антитела против возбудителей определенного заболевания, приводит к формированию иммунитета
1) активного искусственного
2) пассивного искусственного
3) естественного врожденного
4) естественного приобретенного

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой русский ученый открыл процесс фагоцитоза
1) И.П. Павлов
2) И.И. Мечников
3) И.М. Сеченов
4) А.А. Ухтомский

Выберите один, наиболее правильный вариант. Вакцина содержит
1) яды, выделяемые возбудителями
2) ослабленных возбудителей
3) готовые антитела
4) убитых возбудителей

Выберите один, наиболее правильный вариант. Пассивный искусственный иммунитет возникает у человека, если ему в кровь вводят
1) ослабленных возбудителей болезни
2) готовые антитела
3) фагоциты и лимфоциты
4) вещества, вырабатываемые возбудителями

Выберите один, наиболее правильный вариант. Человеку, заболевшему дифтерией необходимо ввести
1) вакцину
2) сыворотку
3) антигены
4) физиологический раствор

Выберите один, наиболее правильный вариант. Противостолбнячная сыворотка содержит
1) ослабленных возбудителей болезни
2) антибиотики
3) антитела
4) бактерий, питающихся бактериями столбняка

Выберите один, наиболее правильный вариант. Активный искусственный иммунитет
1) человек получает при рождении
2) возникает после перенесенной болезни
3) образуется после предупредительной прививки
4) образуется после введения сыворотки

Установите соответствие между защитным свойством организма человека и видом иммунитета: 1) активный, 2) пассивный, 3) врожденный. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) наличие антител в плазме крови, полученных по наследству
Б) получение антител с лечебной сывороткой
В) образование антител в крови в результате вакцинации
Г) наличие в крови сходных белков – антител у всех особей одного вида

Установите последовательность этапов приготовления противодифтерийной сыворотки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) получение дифтерийного яда
2) выработка стойкого иммунитета у лошади
3) приготовление противодифтерийной сыворотки из очищенной крови
4) очищение крови лошади – удаление из нее клеток крови, фибриногена и белков
5) многократное введение лошади дифтерийного яда через определенные промежутки времени с увеличением дозы
6) забор крови у лошади

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лечебные сыворотки характеризуются тем, что
1) используются для профилактики инфекционных заболеваний
2) содержат готовые антитела
3) содержит ослабленных или убитых возбудителей заболеваний
4) в организме антитела сохраняются недолго
5) используются для лечения инфекционных заболеваний
6) после введения вызывают заболевания в легкой форме

1. Установите соответствие между видом иммунитета 1) естественный, 2) искусственный — и способом его появления. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) передается по наследству, врождённый
Б) возникает под действием вакцины
В) приобретается при введении в организм лечебной сыворотки
Г) формируется после перенесенного заболевания

Д) передается с материнским молоком

2. Установите соответствие между особенностями и видами иммунитета: 1) естественный, 2) искусственный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) невосприимчивость человека к чумке, поражающей собак
Б) невосприимчивость к кори после прививки
В) возникает после введения сыворотки
Г) вырабатывается после введения препаратов, содержащих антитела
Д) наследование невосприимчивости к инфекциям

Установите соответствие между характеристикой и видом лечебного препарата: 1) вакцина, 2) лечебная сыворотка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит убитые или ослабленные вирусы или бактерии
Б) содержит готовые антитела
В) может вызвать заболевание в лёгкой форме
Г) вводится, как правило, заболевшему человеку или при подозрении на заражение
Д) участвует в формировании пассивного искусственного иммунитета
Е) образует активный искусственный иммунитет

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для естественного иммунитета человека?
1) передаётся по наследству
2) вырабатывается после перенесения инфекционного заболевания
3) вырабатывается после введения токсинов в организм
4) вырабатывается после введения ослабленных микроорганизмов
5) обеспечивается переходом антител из крови матери в кровь плода
6) формируется после введения человеку сыворотки

источник

1.Какие преимущества и недостатки имеет строение позвоночника человека по сравнению с его строением у приматов?

Элементы правильного ответа

1. Позвоночник человека имеет 4 изгиба, что обеспечивает амортизацию при ходьбе, беге, прыжках.
2. У приматов нагрузка на позвоночник распределена относительно равномерно, у человека в связи с прямохождением основная нагрузка приходится на нижние отделы.
3. В результате неравномерной нагрузки возникают грыжи, смещения позвонков и другие заболевания позвоночника.
4. В результате смещения центра тяжести и особенностей строения позвоночника беременность и роды у человека протекают сложнее, чем у других млекопитающих.

• Какие черты сходства существуют между человеком и человекообразными обезьянами?
• Какие различия существуют между человеком и человекообразными обезьянами?
• Объясните причины различий в строении стопы человека и человекообразных обезьян.

2. По описанию ткани назовите ее виды и функции. «Ткань состоит из клеток и хорошо развитого межклеточного вещества. Ткань может быть образована твердыми, желеобразными и жидкими составляющими элементами».

Элементы правильного ответа

1. По основным характеристикам – это соединительная ткань.
2. По характеру образующих ткань структур ясно, что она может быть представлена костными, хрящевыми, волокнистыми, жировыми клетками, а также клетками и плазмой крови.
3. Функции этой ткани: опорная, защитная, кроветворная, запасающая, транспортная, питательная, дыхательная.

• По описанию ткани назовите ее виды и функции.

«Ткань состоит из клеток и слабо развитого межклеточного вещества. Выстилает покровы тела, железы, слизистые оболочки».

• По описанию ткани назовите ее виды и функции.

«Ткань состоит из клеток с длинными и короткими отростками. В местах контактов клеток этой ткани выделяются химические вещества – медиаторы».

• Что общего между разными видами тканей одного типа, например эпителиальной ткани?

3. Объясните, почему для нормальной жизнедеятельности клеток и тканей необходимо жидкое межклеточное вещество.

Элементы правильного ответа

1. В жидкой среде растворяются необходимые клетке питательные вещества, которые проникают через клеточную мембрану.
2. Жидкая среда обеспечивает вывод продуктов распада из клетки.
3. В жидкой среде происходят все биохимические реакции.
4. Жидкая среда способствует поддержанию относительного постоянства физических свойств и химического состава клетки.

• Чем и как питается костная ткань взрослого человека?
• Как распределяется жировая ткань в организме человека и какие функции она выполняет?

4. Представьте себе, что вы несете очень дорогую фарфоровую чашку с горячим чаем. Вам горячо, но вы терпите и не выпускаете чашку из рук. Какие процессы происходят в вашей нервной системе в это время? Почему вы не выпускаете чашку из рук, несмотря на то, что вам больно?

Ответ на этот вопрос требует некоторых рассуждений. Их логика может быть примерно следующей.

Чашка горячая, и боль трудно терпеть, значит, я могу выпустить ее из рук. Однако если я разобью чашку, то родители будут ругаться. Следовательно, нужно терпеть. Реакция на боль – безусловный рефлекс. Способность преодолеть боль (воля) основана на условных рефлексах. Значит, условно-рефлекторное возбуждение коры головного мозга тормозит возбуждение, вызывающее безусловный рефлекс.

Элементы правильного ответа

1. Импульсы, несущие информацию о возможном ожоге, тормозятся импульсами, несущими информацию о том, что чашка дорогая и ее нельзя разбивать.
2. Условно-рефлекторная реакция тормозит защитную безусловно-рефлекторную реакцию организма на боль.

• Почему собака, у которой отнимают еду, может укусить даже хозяина?
• Докажите, что посещение столовой сопровождается как условно-рефлекторными, так и безусловно-рефлекторными реакциями.

5. Австралийский физиолог Отто Леви в 1921 г. обратил внимание на следующий факт: при раздражении электрическим током веточки блуждающего нерва, подходящего к изолированному сердцу лягушки, замедляется частота сокращений этого сердца. Леви выкачал кровь из желудочка сердца и перенес ее в изолированное сердце другой лягушки. Второе сердце также стало сокращаться реже. Объясните этот факт, применив свои знания о механизмах проведения нервного импульса.

Элементы правильного ответа

1. Нервный импульс проводится электрическим путем и с помощью химических медиаторов в синапсах.
2. Так как частота сердечных сокращений в первом опыте замедлилась, то следует предположить, что раздражение блуждающего нерва приводит к замедлению работы сердца.
3. Замедление работы сердца другой лягушки после введения туда крови от первой лягушки доказало наличие вещества-медиатора ацетилхолина, замедляющего сердечный ритм.

• Какими способами передается информация от одной нервной клетки другой?
• Каким способом информация передается быстрее: химическим или электрическим?
• Опишите этапы передачи нервного импульса, происходящие в синапсе.

Приведенные выше вопросы достаточно сложны и, скорее всего, не будут даны в экзаменационной работе. Однако знать электрическую природу нервного импульса (потенциал действия), механизм химической передачи возбуждения с нейрона на нейрон с помощью медиаторов, нужно для ответа на более легкие вопросы по этой теме.

6. Чем отличаются соматические рефлексы от вегетативных?

Элементы правильного ответа

1. При соматических рефлексах возбуждение передается по двигательным нейронам к скелетным мышцам.
2. При вегетативных рефлексах возбуждение передается к внутренним органам.

• Чем объяснить, что люди кашляют с разной силой и частотой?
• Может ли человек управлять реакциями вегетативной нервной системы? Ответ поясните.

7. Почему прекращение кровоснабжения мозга на 5–8 мин может привести к необратимым изменениям в нем и даже к смерти?

Элементы правильного ответа

1. Вместе с кровью в мозг поступают питательные вещества и кислород.
2. Недостаток кислорода, необходимого для дыхания клеток мозга и глюкозы как источника энергии, приводит к гибели мозга.

• За сутки в мозге взрослого человека (начиная с 30 лет) отмирает до 1 тыс. нейронов. Чем можно объяснить, что и в старости многие люди способны к обучению и интеллектуальной деятельности?
• Каким образом влияют на работу мозга алкоголь, наркотики, токсические вещества?
• Какова роль кислорода в жизнедеятельности человека?

8.Объясните результаты следующего эксперимента. Испытуемый должен с закрытыми глазами найти среди предметов, разложенных на столе, кофейную чашку. Выполняя задание, он нашел бокал и стакан, но отставил их в сторону. Найдя чашку, он сразу же закончил поиски.

Элементы правильного ответа

1. В мозгу испытуемого существует образ кофейной чашки.
2. Предметы, не совпадающие с этим образом, отставляются в сторону.
3. Мозг работает по принципу обратной связи: анализирует импульсы от рецепторов и заканчивает поиск при совпадении результатов анализа с хранящимся в памяти образом (чашки), т.к. требуемый результат достигнут.

• Контролирует ли кора головного мозга деятельность нервных центров, расположенных в продолговатом мозге? Приведите примеры.
• К каким последствиям приведет повреждение поясничного отдела спинного мозга?

9. Чем объясняется гибкость костей младенцев и хрупкость костей стариков?

Элементы правильного ответа

1. В костях младенцев содержание органических соединений выше, чем неорганических.
2. В костях стариков синтез органических соединений замедлен и их содержание ниже, чем неорганических.
3. Органические соединения обеспечивают гибкость кости, а неорганические – их прочность.

Читайте также:  Что такое дифтерия у детей и как его лечить

• Как можно экспериментально доказать наличие в костях органических и неорганических соединений?
• Чем объясняется появление рахита у маленьких детей?

10. Какими особенностями строения определяется гибкость тела человека?

Элементы правильного ответа

1. Гибкость тела определяется эластичностью суставных связок.
2. Гибкость тела определяется сохранностью и эластичностью хрящевых полуподвижных соединений костей.

• Чем различаются по строению и функциям плечевой и тазобедренный суставы?
• Что произойдет с суставом, если из него вытечет суставная жидкость?

11.Почему физические упражнения (гимнастику) с грудным ребенком делает взрослый?

Элементы правильного ответа

1. Грудной ребенок не способен к сознательному управлению своим телом.
2. У грудного ребенка преобладают безусловные рефлексы.
3. Взрослый использует эти рефлексы, упражняя определенные группы мышц младенца. Например, если щекотать подошвы ребенку, то у него возникнет рефлекс ползания.

12. Почему человек не может долго дышать чистым кислородом?

Элементы правильного ответа

1. Избыток кислорода приводит к сужению сосудов мозга.
2. Сужение сосудов может вызвать их спазм и нарушить кровообращение мозга.

• Что произойдет с кровеносными сосудами, если содержание кислорода в крови уменьшится?
• Какие газы и каким образом транспортируются кровью?

13.Почему палец, туго перетянутый резинкой или жгутом, сначала багровеет, а спустя время становится светлее?

Отвечая на этот вопрос, нужно подумать о том, какие процессы нарушаются в связи с перетяжкой пальца.

Элементы правильного ответа

1. При перетяжке пальца нарушается поступление в его сосуды артериальной крови и отток венозной – палец багровеет.
2. Увеличивается количество межтканевой жидкости – палец светлеет.

• Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма и как происходит их движение?
• Что называется гомеостазом и каким механизмом он регулируется?

14. Почему вакцина против одного инфекционного заболевания не предохраняет человека от другого инфекционного заболевания?

Элементы правильного ответа

1. Возбудители каждого заболевания специфичны, т.е. содержат свойственные именно им антигены.
2. Антитела, связывающие антиген, строго специфичны к нему и не способны связывать другие антигены.

Пример: антигены чумных бактерий не будут связываться антителами, вырабатывающимися против возбудителей холеры.

• В целях профилактики столбняка здоровому человеку ввели противостолбнячную сыворотку. Правильно ли поступили медики? Ответ поясните.
• Заболевшему дифтерией человеку сделали противодифтерийную прививку. Правильно ли поступили медики? Ответ поясните.

15. К каким последствиям может привести неполное закрытие трехстворчатого клапана сердца?

Элементы правильного ответа

1. Неполное закрытие трехстворчатого клапана может привести к обратному забросу крови в большой круг кровообращения.
2. Могут возникнуть застой крови в большом круге и отеки конечностей.

Примечание: названные последствия легко вытекают из простого рассуждения, нужно только вспомнить, что трехстворчатый клапан находится между правым желудочком и правым предсердием. Могут быть и другие, более серьезные, последствия.

• Почему кровь движется в одном направлении?
• Почему кровь по сосудам течет непрерывно?
• Где скорость движения крови выше: в аорте или капиллярах и почему?
• Какие факторы обеспечивают движение крови по венам?
• Опишите путь лекарственного препарата от предплечья правой руки до сосудов головного мозга.

16. В чем заключаются различия между механизмами регуляции дыхания при чихании вследствие раздражения слизистой оболочки носа и при возобновлении дыхания после его длительной задержки?

Элементы правильного ответа

1. Чихание – защитный дыхательный рефлекс, механизм регуляции дыхания – рефлекторный.
2. Механизм возобновления дыхания после задержки – гуморальный, это реакция дыхательного центра головного мозга на повышение концентрации углекислого газа в крови.

• Почему человек непроизвольно задерживает дыхание при вхождении в ледяную воду?
• В каких случаях желательно надевать марлевую повязку или респиратор и почему?

17. Почему в каждом отделе пищеварительной системы работают свои определенные ферменты?

Элементы правильного ответа

1. В каждом отделе пищеварительной системы существует определенная кислотность и температура среды, в которых соответствующие ферменты работают наиболее эффективно. Поэтому в каждом отделе и расщепляются определенные питательные вещества (углеводы, белки, жиры).
2. Ферменты функционируют только в определенном диапазоне рН среды и расщепляют строго определенные вещества, т.е. ферменты специ-
фичны.

• Почему белки начинают расщепляться только в желудке?
• Какие процессы происходят при поступлении пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку?

18.Чем опасно воспаление слизистой оболочки желудка?

Элементы правильного ответа

1. При воспалении слизистой желудка она становится менее защищенной от воздействия соляной кислоты и ферментов.
2. Воспаление слизистой оболочки желудка приводит к гастриту, а затем и к язве желудка.

• Каковы причины возникновения гастрита и язвы желудка?
• Какие меры профилактики могут предотвратить заболевания гастритом и язвой желудка?

19.Представьте себе, что человек, сохранив все свои особенности примата, стал холоднокровным. Как это скажется на его жизнедеятельности?

Элементы правильного ответа

1. Снижение температуры тела приведет к снижению скорости биохимических реакций.
2. Все рефлексы человека замедлятся, скорость его поведенческих реакций уменьшится. Такой переход может оказаться гибельным для человека.

• Чем отличается холоднокровность от теплокровности?
• В чем заключается противоположность реакций обмена веществ в организме?

20. Почему в почках или мочевом пузыре человека образуются камни?

Элементы правильного ответа

1. Камни образуются из-за избытка солей в моче.
2. Камни образуются из-за недостатка в моче веществ, препятствующих их образованию.

• К чему может привести образование камней в почках или мочевом пузыре?
• Какова профилактика образования камней в почках или мочевом пузыре?

21. Почему не рекомендуется слишком долго загорать?

Элементы правильного ответа

1. Длительное пребывание на солнце ведет к ожогам кожи и тепловым ударам.
2. Ультрафиолетовое излучение в больших дозах может спровоцировать рост злокачественных опухолей.

• Почему детям полезно принимать кратковременные солнечные ванны?
• В чем заключается терморегулирующая функция кожи?

22. Почему при взлете и посадке самолета человек испытывает боль в ушах?

Элементы правильного ответа

1. При взлете и посадке происходит изменение давления воздуха на барабанную перепонку как со стороны внешней среды, так и со стороны среднего уха.
2. При взлете давление со стороны среднего уха выше, а при посадке оно понижается, но возрастает давление на барабанную перепонку со стороны наружного слухового прохода.

• Зачем предлагают приоткрыть рот или сосать леденцы в салоне самолета во время взлета и посадки?
• Что такое кессонная болезнь и чем она опасна?
• Почему ловцы жемчуга погружаются в воду быстро, а выныривают медленно?

Ответы на эти вопросы можно найти в Интернете или дополнительной литературе.

23. Почему заболевания щитовидной железы чаще встречаются у жителей горных районов и каковы меры профилактики этих заболеваний?

Элементы правильного ответа

1. В горных районах в воде обычно содержится мало йода.
2. В рацион необходимо вводить продукты, содержащие йод.

• К каким последствиям может привести нехватка гормонов щитовидной железы?
• По каким признакам ставится диагноз «сахарный диабет»?
• Какие нелекарственные меры снижения уровня глюкозы в крови вы порекомендовали бы человеку с незначительно повышенным ее содержанием?

24.Какими механизмами регулируются роды у человека?

Элементы правильного ответа

1. Нервным механизмом: возбуждение рецепторов матки приводит к ее сокращению.
2. Гуморальным механизмом: выработка гормонов стимулирует сокращение мышц матки.

• Чем отличаются мужские половые клетки от женских?
• Почему яйцеклетку оплодотворяет только один сперматозоид?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8250 — | 7220 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Заподозрить дифтерию можно на основании тщательного опроса пациента, а также основываясь на характерных клинических проявлениях заболевания. На вероятность развития данной патологии может указывать тот факт, что больной не был своевременно вакцинирован против дифтерии либо момент предыдущей вакцинации был давно. В прошлом способствовать постановке диагноза могли эпидемиологические данные (одновременное развитие характерных признаков заболевания у группы лиц в определенном коллективе), однако сегодня дифтерия наблюдается крайне редко и лишь у отдельных лиц. Вот почему при подозрении на дифтерию крайне важно своевременно госпитализировать пациента в инфекционную больницу, назначить необходимые исследования, подтвердить диагноз и начать лечение.

В диагностике дифтерии применяется:

  • мазок на дифтерию;
  • посев на дифтерию;
  • анализ на антитела;
  • общий анализ крови.

Мазок на дифтерию берется с целью получения образцов коринебактерий, вызвавших заболевание. Назначать данное исследование следует всем пациентам, у которых выявлены главные признаки заболевания – плотные фибриновые пленки и отек тканей в области глотки или в других участках тела. Сама процедура довольно проста. Врач стерильным тампоном несколько раз проводит по пораженной поверхности, после чего тампон помещается в стерильный футляр и направляется в лабораторию.

В лаборатории производится посев материала на специальные питательные среды, которые содержат все необходимые вещества для активного роста и размножения коринебактерий. Чашки с питательными средами и образцами взятого у пациента материала помещаются в специальный термостат, где в течение суток поддерживается оптимальные для роста возбудителя температура, давление и влажность.

Через 24 часа материал извлекают из термостата и осматривают. Если в образцах имелись коринебактерии, рост их колоний будет заметен невооруженным глазом. В данном случае проводят бактериоскопическое исследование. Часть микроорганизмов из растущих колоний переносят на предметное стекло, окрашивают специальными красителями и исследуют под микроскопом. При микроскопии возбудитель дифтерии имеет вид длинных палочек с характерным утолщением на одном конце. Коринебактерии неподвижны и не образуют спор (спора – это особая форма существования некоторых бактерий, в которой они могут выживать в течение длительного времени даже в неблагоприятных условиях).

Если при микроскопии обнаружены коринебактерии, лаборатория дает предварительный положительный ответ о наличии возбудителя дифтерии у данного пациента. После этого провидится целый ряд посевов на различных питательных средах, что позволяет определить вид возбудителя, его токсигенность (то есть способность вырабатывать токсин), силу токсина и многие другие параметры. Данные исследования требуют определенного времени, ввиду чего окончательный ответ лаборатория выдает только через 2 – 4 дня.

Антитела – это определенные иммунные комплексы, которые образуются клетками иммунной системы для борьбы с проникнувшим в организм чужеродным агентом. Особенность данных антител заключается в том, что они активны только в отношении того возбудителя, против которого они были выработаны. То есть антитела против коринебактерий дифтерии будут поражать только данный микроорганизм, никак не влияя на другие клетки или другие патогенные бактерии, вирусы или грибки. Данная особенность используется в лабораторной диагностике заболевания. Если в крови пациента обнаружены антитела против коринебактерий, концентрация которых увеличивается с течением времени, диагноз можно подтвердить с большой долей вероятности. В то же время, снижение концентрации противодифтерийных антител может свидетельствовать о выздоровлении пациента.

Стоит отметить, что антитела против коринебактерий образуются также после вакцинации и циркулируют в крови в течение многих лет. Вот почему всегда требуется исследование данного показателя в динамике, а постановка диагноза по данным однократного исследования недопустима.

Существует много методов выявления антител в крови пациента. Наиболее распространенной сегодня является реакция непрямой (пассивной) гемагглютинации (РНГА, РПГА). Суть ее заключается в следующем. На поверхности заранее подготовленных эритроцитов (красных клеток крови) крепится анатоксин (то есть обезвреженный токсин коринебактерий дифтерии). После этого к эритроцитам добавляют образцы сыворотки пациента. Если в ней имеются антитела против данного дифтерийного токсина, они начнут взаимодействовать, в результате чего произойдет склеивание эритроцитов. Если же таковых антител в сыворотке пациента нет, никакой реакции не произойдет. В данном случае можно будет с уверенностью сказать, что иммунитета против дифтерии у пациента нет, поэтому в случае контакта с коринебактериями дифтерии он заразится с вероятностью близкой к 99%.

Читайте также:  Перерыв между прививками от дифтерии

Общий анализ крови (ОАК) не является специфическим исследованием при дифтерии и не позволяет подтвердить или опровергнуть диагноз. В то же время, с помощью ОАК можно определить активность инфекционно-воспалительного процесса, что крайне важно для оценки общего состояния пациента и планирования лечения.

На наличие инфекционно-воспалительного процесса может указывать:

  • Увеличение количества лейкоцитов (норма – 9,0 х 10 9 /л).Лейкоциты – это клетки иммунной системы, которые борются с инфекцией. При проникновении чужеродных агентов в организм количество лейкоцитов в крови повышается, а после выздоровления нормализуется.
  • Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ). Оседание эритроцитов на дно пробирки происходит с определенной скоростью, что зависит от их количества, а также от наличия посторонних веществ в исследуемой крови. При развитии воспалительного процесса в кровь выделяется большое количество так называемых белков острой фазы воспаления (С-реактивного белка, фибриногена и других). Данные белки способствуют склеиванию эритроцитов друг с другом, в результате чего СОЭ увеличивается (более 10 мм в час у мужчин и более 15 мм в час у женщин).

Дифтерию следует дифференцировать (отличать):

  • От стрептококковой ангины.Ангина (острый тонзиллит) – это инфекционное заболевание, для которого характерно воспаление слизистой оболочки глотки и образование гнойного налета на небных миндалинах (гландах). В отличие от дифтерии, при ангине не образуется фибриновых пленок, а отек миндалин выражен менее интенсивно.
  • От паратонзиллярного абсцесса. Паратонзиллярный абсцесс является одним из осложнений ангины, при котором инфекция проникает в клетчатку вблизи небной миндалины. При этом в самой клетчатке формируется объемный гнойный очаг, окруженный плотной капсулой. Клинически данное заболевание проявляется выраженными болями в горле (усиливающимися при глотании), выраженными симптомами интоксикации и повышением температуры тела до 40 градусов. Отличить его от ангины помогут данные анамнеза (абсцесс развивается на фоне или после перенесенной ангины), отсутствие фибриновых пленок, преимущественная локализация отека слизистой оболочки глотки с одной стороны и быстрое улучшение общего состояния пациента после вскрытия абсцесса и назначения антибиотиков.
  • От инфекционного мононуклеоза. Это вирусное заболевание, которое проявляется повышением температуры, симптомами общей интоксикации, болями в горле, а также поражением лимфатических узлов и печени. Отличить мононуклеоз от дифтерии можно при помощи осмотра глотки (при дифтерии налет плотный и снимается с трудом, в то время как при мононуклеозе отделяется довольно легко). Также на мононуклеоз может указывать генерализованное (по всему телу) увеличение лимфоузлов, а также увеличение селезенки и печени (при дифтерии увеличиваются только шейные лимфоузлы). В крови при мононуклеозе определяется увеличение количества лимфоцитов и моноцитов (относящихся к клеткам иммунной системы), а также выявляются характерные для данной патологии клетки – мононуклеары.

Лечение дифтерии нужно начинать как можно раньше, чтобы предотвратить дальнейшее прогрессирование заболевания и развитие осложнений. Больные с подозрением на дифтерию должны быть немедленно госпитализированы в инфекционную больницу, где будут изолированы на весь период лечения. Всем пациентам при этом показан постельный режим, который длится 3 – 4 недели при токсических формах заболевания и до 2 месяцев при развитии осложнений со стороны внутренних органов.

Основными направлениями в лечении дифтерии являются:

  • специфическая противодифтерийная терапия;
  • антибактериальная терапия;
  • диета.

Суть специфической терапии дифтерии заключается во введении пациентам антитоксической противодифтерийной лошадиной сыворотки. Получают данный препарат путем гиперсенсибилизации лошадей. На протяжении определенного времени им вводят дифтерийный анатоксин, в результате чего их иммунная система активируется и выделяет большое количество специфических антител против токсических веществ. В дальнейшем данные антитела извлекаются из крови лошадей, концентрируются и применяются для лечения дифтерии.

При введении такой сыворотки больному дифтерией человеку антитела быстро распространяются по всему организму, выявляя и нейтрализуя все дифтерийные токсины. Это приводит к быстрому (иногда в течение 6 – 12 часов) улучшению состояния больного и замедлению прогрессирования заболевания.

Важно отметить, что данная сыворотка содержит определенное количество чужеродных для человека белков (в нормальных условиях любое белковое вещество, синтезированное не в организме конкретного человека, расценивается его иммунной системой как чужеродное). Это может стать причиной развития аллергических реакций при использовании препарата, тяжесть которых может варьировать в широких пределах (от простой аллергической сыпи до анафилактического шока и смерти человека). Вот почему применять противодифтерийную сыворотку разрешено только в условиях стационара, под пристальным наблюдением врача, который при необходимости сможет оказать своевременную и адекватную помощь.

Дозировка и длительность лечения противодифтерийной сывороткой определяются формой, тяжестью и длительностью заболевания.

Разовая доза противодифтерийной сыворотки составляет:

  • При легких (локализованных) формах – 10 – 20 тысяч Международных Единиц (МЕ).
  • При дифтерии гортани и/или дыхательных путей – 40 – 50 тысяч МЕ.
  • При токсической дифтерии – 50 – 80 тысяч МЕ.
  • При геморрагической или гипертоксической форме – 100 – 120 тысяч МЕ.

При своевременном начале лечения локальной формы дифтерии может быть достаточно однократного введения препарата. В то же время, при обращении за помощью на 3 – 4 день после начала развития токсической формы заболевания сыворотка может оказаться неэффективной даже после длительного применения в высоких дозах.

Также стоит отметить, что ввиду высокого риск развития аллергических реакций, первое введение сыворотки должно проводиться по определенной схеме.

Первый раз противодифтерийную сыворотку нужно вводить следующим образом:

  • Внутрикожно вводят 0,1 мл сыворотки в разведении 1:100. Препарат вводят в кожу передней поверхности предплечья. Если через 20 минут в области укола диаметр отека и покраснения не превышает 1 см, пробу считают отрицательной (в данном случае переходят к следующей пробе).
  • Подкожно вводят 0,1 мл противодифтерийной сыворотки. Препарат вводят в область средней трети плеча, а результат оценивают по тем же критериям, что при первой пробе. Если через 45 – 60 минут никаких реакций не наблюдается, а самочувствие пациента не ухудшается, проба считается отрицательной.
  • Внутримышечно вводят всю дозу сыворотки. После введения пациент должен находиться под наблюдением врача в течение минимум 1 часа.

Если на каком-либо этапе введения препарата была выявлена аллергическая реакция, дальнейшую процедуру прекращают. Вводить противодифтерийную сыворотку таким пациентам можно только по жизненным показаниям (то есть если без сыворотки пациент умрет с большой долей вероятности). Введение препарата в данном случае должно проводиться в отделении реанимации, а врачи должны быть готовы выполнить противошоковые мероприятия.

На эффективность противодифтерийной сыворотки может указывать:

  • уменьшение степени отека пораженных слизистых оболочек;
  • уменьшение размеров налета;
  • истончение налета;
  • исчезновение налета;
  • снижение температуры тела;
  • нормализация общего состояния пациента.

Антибактериальная терапия является одним из обязательных этапов лечения патологии. Применяются антибиотики, которые обладают наибольшей активностью против коринебактерий дифтерии.

Антибактериальное лечение дифтерии

Механизм лечебного действия

Блокирует компоненты генетического аппарата коринебактерий дифтерии, тем самым препятствуя их дальнейшему размножению.

Внутрь по 250 – 500 мг через каждые 6 часов. Для лечения здоровых переносчиков заболевания назначается по 250 мг через каждые 12 часов. Длительность лечения определяется общим состоянием пациента и лабораторными данными.

Блокирует синтез компонентов клеточных стенок коринебактерий, в результате чего последние погибают.

Внутримышечно по 0,5 – 2 грамма 1 – 2 раза в сутки (максимальная суточная доза не должна превышать 4 грамм).

Подавляет процесс размножения коринебактерий дифтерии.

Внутрь по 450 – 600 мг 1 – 2 раза в сутки.

Основной целью диеты при дифтерии является максимальное щажение слизистой оболочки ротоглотки, а также обеспечение организма больного всеми необходимыми продуктами (то есть белками, жирами, углеводами, витаминами и микроэлементами). Питаться пациентам следует 4 – 6 раз в сутки малыми порциями, причем вся принимаемая пища должна быть хорошо обработанной (термически и механически). Важно исключить из рациона сухую, жесткую пищу, так как она может способствовать повреждению слизистой оболочки ротоглотки и усиливать болевые ощущения.

Что не рекомендуется употреблять?

  • овощные супы;
  • мясные бульоны;
  • рыбный бульон;
  • вареное мясо;
  • картофельное пюре;
  • фруктовые пюре;
  • любые каши;
  • молоко;
  • кисломолочные продукты;
  • теплый компот;
  • теплый чай;
  • мед (в ограниченном количестве).
  • горячие напитки;
  • прохладительные напитки;
  • алкогольные напитки;
  • газированные напитки;
  • горчицу;
  • перец;
  • острые приправы;
  • шоколад;
  • сахар в большом количестве;
  • конфеты;
  • мороженое;
  • соль в чистом виде;
  • кислые фрукты (лимон, апельсин).

Неотложная помощь больным дифтерией может понадобиться при поражении дыхательных путей и развитии асфиксической стадии дифтерийного крупа (то есть удушья). Если приступ случился на улице (что встречается крайне редко, так как развитию асфиксии предшествует постепенное ухудшение состояния пациента), следует как можно скорее вызвать скорую помощь. Самостоятельно (без специальных медицинских инструментов и препаратов) помочь пациенту невозможно.

Специализированная медицинская помощь при асфиксической стадии дифтерии включает:

  • Назначение кислорода. Кислород может подаваться через маску либо через специальные носовые канюли. Увеличение концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе способствует более эффективному насыщению им эритроцитов даже при нарушении внешнего дыхания.
  • Удаление фибриновых пленок. В данном случае врач вводит в дыхательные пути пациента специальную тонкую трубку, подсоединенную к отсосу, пытаясь таким образом удалить пленки. Данная методика не всегда эффективна, так как при дифтерии пленки плотно прикреплены к поверхности слизистой оболочки и с трудом отделяются от нее.
  • Интубацию трахеи. Суть данной процедуры заключается в том, что в трахею пациента вводится специальная трубка, через которую (с помощью специального аппарата) осуществляется вентиляция легких. Сам пациент при этом может находиться в сознании или (при необходимости) в медицинском сне (вызванном с помощью лекарственных препаратов). При дифтерии вводить трубку рекомендуется через нос, так как при введении ее через рот высока вероятность повреждения отечных и увеличенных небных миндалин.
  • Трахеостомию. Суть данной манипуляции заключается в следующем. Врач разрезает трахею в области передней ее стенки, а затем через образовавшееся отверстие вводит трубку (трахеостому), через которую в дальнейшем осуществляется вентиляция легких. Трахеостомия показана в том случае, если не удается выполнить интубацию, а также, если фибриновые пленки расположены глубоко в трахее.

Иммунитет при дифтерии обусловлен циркуляцией в крови особых классов иммуноглобулинов – белков плазмы крови, несущих в себе информацию о перенесенной инфекции. Если в крови человека такие иммуноглобулины имеются, проникновение в его организм коринебактерий и их токсинов запустит целый ряд иммунных реакций, в результате чего возбудитель будет довольно быстро уничтожен и удален из организма.

Иммунитет к дифтерии может формироваться у человека после перенесенной инфекции либо после вакцинации (прививки). В обоих случаях он сохраняется лишь в течение ограниченного промежутка времени (в среднем около 10 лет), по истечении которого восприимчивость человека к коринебактериям повышается (то есть возможно повторно заболеть дифтерией).

Стоит отметить, что повторное развитие дифтерии, а также возникновение заболевания на фоне регулярно проводимых прививок характеризуется менее агрессивным течением (преобладают локализованные формы дифтерии глотки, которые легко поддаются лечению и редко приводят к развитию осложнений).

Как было сказано ранее, прививка является наиболее эффективным методом предотвращения развития дифтерии у человека. Механизм действия прививки заключается в следующем. В организм человека вводят дифтерийный анатоксин (то есть экзотоксин коринебактерий дифтерии, обработанный особым образом и полностью лишенный токсических свойств, однако сохранивший свою структуру). После поступления в кровоток анатоксин контактирует с клетками иммунной системы, что приводит к ее активации и синтезу специфических противодифтерийных антител, которые и защищают организм от внедрения живых, опасных дифтерийных коринебактерий.

На сегодняшний день разработан специальный календарь прививок, согласно которому вакцинацию против дифтерии начинают проводить всем детям с трехмесячного возраста.

Прививку против дифтерии выполняют:

  • ребенку в 3 месяца;
  • ребенку в 4,5 месяца;
  • ребенку в 6 месяцев;
  • ребенку в полтора года;
  • ребенку в 6 лет;
  • подростку в 14 лет;
  • взрослым через каждые 10 лет после предыдущей вакцинации.

Если по каким-либо причинам дата вакцинации была пропущена, прививку следует выполнить как можно скорее, не дожидаясь следующего календарного срока.

Сама процедура вакцинации не требует предварительной подготовки и практически безболезненна. Детям препарат вводят внутримышечно (обычно в область передней поверхности бедра или в ягодицу), в то время как взрослым можно вводить вакцину подкожно (в подлопаточную область). Используемые для вакцинации препараты хорошо очищаются, поэтому крайне редко вызывают развитие побочных явлений.

Читайте также:  Кто болел дифтерией привитый

Побочные реакции после прививки могут проявляться:

  • Умеренным кратковременным повышением температуры тела (до 37 – 37,5 градусов).
  • Легким недомоганием и повышенной утомляемостью в течение 1 – 2 дней.
  • Изменениями кожи в месте укола (покраснением, умеренным отеком и болезненностью).
  • Тяжелыми реакциями (судорогами, анафилактическим шоком, неврологическими расстройствами). Данные явления встречаются исключительно редко и чаще обусловлены имеющимися у пациента недиагностированными заболеваниями, а не качеством вакцины.

Абсолютных противопоказаний к вакцинации против дифтерии нет. Относительным противопоказанием является острое вирусное респираторное заболевание (ОРЗ) или другая инфекция в период обострения. В данном случае прививку следует выполнить через 10 – 14 дней после выздоровления пациента (подтвержденного клинически и лабораторно).

Ввиду широко распространенной иммунопрофилактики вспышки дифтерийной инфекции наблюдаются крайне редко. Объясняется это тем, что у большинства населения (более чем у 95%) имеется противодифтерийный иммунитет. Если даже один человек (не привитый или с ослабленным иммунитетом) заразится дифтерией, крайне мала вероятность того, что он передаст инфекцию окружающим. Тем не менее, при выявлении случая дифтерии следует в полной мере выполнять все противоэпидемические мероприятия, чтобы не допустить распространения инфекции.

Противоэпидемические мероприятия при выявлении дифтерии включают:

  • Немедленную госпитализацию больного в инфекционную больницу и его изоляцию. Больной должен оставаться в изоляции до полного выздоровления (подтвержденного клинически и бактериологически). В течение всего периода изоляции пациент должен пользоваться индивидуальной посудой и предметами личной гигиены, которые следует регулярно обрабатывать кипячением.
  • Однократное клиническое и бактериологическое (взятие мазка из носа и глотки) обследование всех лиц, контактировавших с больным. Данные люди должны быть проинформированы о длительности инкубационного периода дифтерии и о первых проявлениях данного заболевания. При возникновении болей в горле или недомогания в течение последующих 7 – 10 дней они должны незамедлительно обращаться к врачу.
  • Дезинфекцию помещения, в котором больной проживал или находился в течение длительного времени (например, школьный класс). После госпитализации пациента все поверхности (стены, столы, пол) обрабатывают дезинфицирующим раствором (раствором хлорамина, раствором хлорной извести и так далее). Одежда, постельное белье или игрушки больного ребенка должны обеззараживаться кипячением (в течение минимум 10 – 15 минут) или замачиванием в 3% растворе хлорамина.

Осложнения дифтерии связаны с длительным прогрессированием заболевания и токсическим поражением сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма. Стоит отметить, что характер и тяжесть осложнений во многом зависят от формы дифтерии (осложнения чаще встречаются и тяжелее протекают при токсической и гипертоксической дифтерии глотки, чем при других видах заболевания).

К осложнениям дифтерии относят:

  • Нефротический синдром. Возникает в остром периоде дифтерии и характеризуется поражением почек, которое проявляется протеинурией (появлением большого количества белка в моче). Специфического лечения обычно не требуется, так как симптомы исчезают одновременно с устранением основного заболевания.
  • Миокардит (воспаление сердечной мышцы). Может развиваться через 7 – 30 дней после перенесенной инфекции и клинически проявляется нарушением частоты и ритма сердечных сокращений, болями в области сердца. В тяжелых случаях довольно быстро прогрессируют признаки сердечной недостаточности (состояния, при котором сердце не может перекачивать кровь). Кожные покровы больного становятся синюшными, нарастает одышка (чувство нехватки воздуха), появляются отеки на ногах. Такие больные должны госпитализироваться в кардиологическое отделение больницы для лечения и наблюдения.
  • Периферические параличи.Паралич – это полная утрата движений в каком-либо участке тела из-за повреждения иннервирующего данный участок двигательного нерва. Признаки поражения черепных нервов могут наблюдаться через 10 – 20 дней после перенесенной инфекции. Проявляется это нарушениями глотания или речи, нарушением зрения (из-за поражения мышц глаза), поражением мышц конечностей или туловища. Больные не могут ходить, ровно сидеть, при поражении мышц шеи не могут удерживать голову в нормальном положении и так далее. Описанные изменения обычно исчезают через 2 – 3 месяца, однако в редких случаях могут сохраняться пожизненно.

Смерть больного дифтерией человека может наступить при поздно начатом и/или неправильно проводимом лечении.

Причиной смерти больных дифтерией может быть:

  • Удушье (асфиксия). Наблюдается при дифтерии гортани на 3 – 5 день после начала заболевания.
  • Инфекционно-токсический шок. Характерен для токсических и гипертоксических форм заболевания и проявляется критическим снижением артериального давления, в результате чего нарушается кровоснабжение головного мозга и происходит его гибель.
  • Миокардит. Развитие тяжелого миокардита с последующей сердечной недостаточностью может стать причиной смерти пациента через 2 – 4 недели после перенесенной инфекции.
  • Паралич дыхания. Поражение нервов, иннервирующих диафрагму (основную дыхательную мышцу), может стать причиной смерти пациента через несколько недель после перенесенной дифтерии.

Дифтерии при беременности женщине следует опасаться в том случае, если она никогда не делала прививку против данного заболевания, а также если последняя прививка была сделана более 10 лет назад (в данном случае напряженность иммунитета снижается, и риск инфицирования повышается). Развитие дифтерии при беременности может негативно повлиять на организм матери и развивающегося плода, так как выделяемый коринебактериями токсин может повреждать многие внутренние органы женщины, в том числе и плаценту (отвечающую за обеспечение плода кислородом и другими необходимыми веществами). Вот почему всем женщинам во время планирования беременности рекомендуется вакцинироваться против дифтерии.

Если же до наступления беременности вакцинация не была произведена, а во время вынашивания плода имел место контакт с больным дифтерией или пребывание в эпидемиологически опасной зоне (то есть если риск заражения крайне высок), женщине можно сделать прививку, однако только после 27 недели беременности.

Если прививка не была сделана и дифтерия развилась во время вынашивания плода, прогноз зависит от срока беременности и времени начала лечения. Сразу стоит отметить, что без лечения, а также в далеко зашедших случаях токсической дифтерии шансов выжить у плода практически нет. В то же время, при локализованных формах заболевания возможно спасти ребенка, если своевременно начать антибактериальную терапию (вопрос об использовании тех или иных антибиотиков решается врачом в зависимости от срока беременности). Информации о безопасности и эффективности использования противодифтерийной сыворотки во время беременности нет, так как соответствующие исследования во время тестирования препарата не проводились.

Стоит помнить, что прием любых медикаментов во время беременности может негативно сказаться на плоде, поэтому легче всего заранее подумать о здоровье малыша и своевременно выполнить все необходимые прививки.

источник

Иммунитет – это невосприимчивость организма к возбудителям заболеваний.

Лейкоциты (белые клетки крови) обеспечивают иммунитет: защищают организм от микроорганизмов и чужеродных частиц.

Фагоциты – это лейкоциты, пожирающие чужеродные частицы. Явление фагоцитоза было открыто И.И.Мечниковым.

Антитела – это белки, выделяемые лейкоцитами (В-лимфоцитами).

  • Антитела совпадают по форме с чужеродными частицами, присоединяются к ним, тем самым облегчают фагоцитам их уничтожение.
  • На то, чтобы выработать достаточное количество антител против нового (незнакомого) возбудителя, В-лимфоцитам требуется 3-5 дней.
  • Наличие в крови человека антител к определенному вирусу (например, к ВИЧ) говорит о том, что человек заражен.

СПИД (синдром приобретенного иммунного дефицита) вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ паразитирует на лейкоцитах (лимфоцитах), это приводит к разрушению иммунной системы.

Естественный пассивный (врожденный)

  • У человека с рождения имеются готовые антитела против многих болезней. Например, человек не болеет собачьей чумкой
  • Ребенок получает готовые антитела с материнским молоком. Вывод: дети, находящиеся на грудном вскармливании, меньше болеют.

Естественный активный – по окончании болезни в организме остаются клетки памяти, запоминающие строение антител. При повторном попадании того же самого возбудителя выделение антител начинается не через 3-5 дней, а сразу, и человек не заболевает

Искусственный активный появляется после прививки – введения вакцины, т.е. препарата убитых или ослабленных возбудителей болезни. Организм проводит полноценную иммунную реакцию, остаются клетки памяти.

Искусственный пассивный – появляется после введения сыворотки – препарата готовых антител. Сыворотка вводится во время болезни, чтобы спасти человека. Клетки памяти при этом не образуются.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Введение в кровь сыворотки, содержащей антитела против возбудителей определенного заболевания, приводит к формированию иммунитета
1) активного искусственного
2) пассивного искусственного
3) естественного врожденного
4) естественного приобретенного

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой русский ученый открыл процесс фагоцитоза
1) И.П. Павлов
2) И.И. Мечников
3) И.М. Сеченов
4) А.А. Ухтомский

Выберите один, наиболее правильный вариант. Вакцина содержит
1) яды, выделяемые возбудителями
2) ослабленных возбудителей
3) готовые антитела
4) убитых возбудителей

Выберите один, наиболее правильный вариант. Пассивный искусственный иммунитет возникает у человека, если ему в кровь вводят
1) ослабленных возбудителей болезни
2) готовые антитела
3) фагоциты и лимфоциты
4) вещества, вырабатываемые возбудителями

Выберите один, наиболее правильный вариант. Человеку, заболевшему дифтерией необходимо ввести
1) вакцину
2) сыворотку
3) антигены
4) физиологический раствор

Выберите один, наиболее правильный вариант. Противостолбнячная сыворотка содержит
1) ослабленных возбудителей болезни
2) антибиотики
3) антитела
4) бактерий, питающихся бактериями столбняка

Выберите один, наиболее правильный вариант. Активный искусственный иммунитет
1) человек получает при рождении
2) возникает после перенесенной болезни
3) образуется после предупредительной прививки
4) образуется после введения сыворотки

Установите соответствие между защитным свойством организма человека и видом иммунитета: 1) активный, 2) пассивный, 3) врожденный. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) наличие антител в плазме крови, полученных по наследству
Б) получение антител с лечебной сывороткой
В) образование антител в крови в результате вакцинации
Г) наличие в крови сходных белков – антител у всех особей одного вида

Установите последовательность этапов приготовления противодифтерийной сыворотки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) получение дифтерийного яда
2) выработка стойкого иммунитета у лошади
3) приготовление противодифтерийной сыворотки из очищенной крови
4) очищение крови лошади – удаление из нее клеток крови, фибриногена и белков
5) многократное введение лошади дифтерийного яда через определенные промежутки времени с увеличением дозы
6) забор крови у лошади

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лечебные сыворотки характеризуются тем, что
1) используются для профилактики инфекционных заболеваний
2) содержат готовые антитела
3) содержит ослабленных или убитых возбудителей заболеваний
4) в организме антитела сохраняются недолго
5) используются для лечения инфекционных заболеваний
6) после введения вызывают заболевания в легкой форме

1. Установите соответствие между видом иммунитета 1) естественный, 2) искусственный — и способом его появления. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) передается по наследству, врождённый
Б) возникает под действием вакцины
В) приобретается при введении в организм лечебной сыворотки
Г) формируется после перенесенного заболевания

Д) передается с материнским молоком

2. Установите соответствие между особенностями и видами иммунитета: 1) естественный, 2) искусственный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) невосприимчивость человека к чумке, поражающей собак
Б) невосприимчивость к кори после прививки
В) возникает после введения сыворотки
Г) вырабатывается после введения препаратов, содержащих антитела
Д) наследование невосприимчивости к инфекциям

Установите соответствие между характеристикой и видом лечебного препарата: 1) вакцина, 2) лечебная сыворотка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит убитые или ослабленные вирусы или бактерии
Б) содержит готовые антитела
В) может вызвать заболевание в лёгкой форме
Г) вводится, как правило, заболевшему человеку или при подозрении на заражение
Д) участвует в формировании пассивного искусственного иммунитета
Е) образует активный искусственный иммунитет

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для естественного иммунитета человека?
1) передаётся по наследству
2) вырабатывается после перенесения инфекционного заболевания
3) вырабатывается после введения токсинов в организм
4) вырабатывается после введения ослабленных микроорганизмов
5) обеспечивается переходом антител из крови матери в кровь плода
6) формируется после введения человеку сыворотки

источник