Меню Рубрики

Инфекциям корь краснуха скарлатина ветряная оспа дифтерия

Корьэто инфекционное заболевание, для которого характерны лихорадка, поражение ВДП, конъюнктивит, пятнисто- папулезная сыпь.

Этиология. Возбудитель кори является миксовирус, обладает летучестью распространяется далеко; в соседние комнаты, через коридоры и лестничные площадки в др. квартиры, по вентиляционной системе с нижнего на верхний этаж, нестоек и легко гибнет под влиянием естественных факторов.

Эпидемиология. Передача инфекции воздушно — капельным путем. Источник инфекции- больной, заразный в катаральном периоде и первые 4- дня с начала высыпания. Восприимчивость высока особенно не болевшие и не привитые.До 6 месяцев дети болеют редко так как есть еще иммунитет, от матери. Индекс контагиозности составляет примерно 95%. Это означает, что из 100 человек, попавших в контакт с больным корью, около 95 заболеют. После перенесенной болезни вырабатывается прочный иммунитет.

Входные ворота вируса- ВДП и конъюнктивы. Проникая вирус вызывает интоксикацию и поражение органов : ЦНС, дыхание и пищеварение.

Клиника: Инкуб. период от 7 до 17 дней, при введении иммуноглобулина увеличивается до 21 дня. Выделяют 3-периода:

  1. катаральный /продромальный /
  2. период высыпания
  3. период пигментации /реконвалесценции /

Катаральный период -3-4 дня; повышается температура, выделения из носа, кашель, конъюнктивит, светобоязнь, энантемы на небе. На 2-3 день на слизистой щек напротив малых коренных зубов появляются, характерный для кори симптом—пятна Бельского-Филатова- Коплика. Это мелкие белые пятнышки с красной каймой. В этот период сходна корь с аденовирусной инфекцией.

Период высыпания начинается с новым подъемом температуры, усилением интоксикации, катаральных явлений и характеризуется появлением пятнисто- папулезной сыпи от 3 до 5мм, склонной к слиянию, сыпь при этом мелко и крупнопятнистая, темно-красного цвета. Для кори характерно этапность высыпания сверху вниз, 1- е сутки лицо и шея, на 2-ой день туловище, на 3-ий день конечности.

Период пигментации—через 3-4 дня температура становится нормальной, если нет осложнений сыпь бледнеет остаются буроватые пятна. Она исчезает в той последовательности, в какой появилась, и оставляет после себя пигментацию, которая сохраняется 1-2 недели. При исчезновении сыпи остается мелкое отрубевидное шелушение. В этот период сохраняется слабость, утомляемость.

Атипичные формы:

Митигированная корь, корь у привитых и у детей первого полугодия жизни.

Митигированная корь это у детей когда вводился иммуноглобулин с проф. целью, переливалась плазма или кровь.

Атипичные формы характеризуется длительным инкуб. периодом, протекают легко без температуры, пятна БФК отсутствуют, сыпь необильная.

Осложнения: пневмония, бронхиты, отит, стоматит, ларингит, серозный менингит.

Лаб. д-ка: серология /РПГА/ на 10- 14 день нарастание титра коревых антител в 4 раза.

Лечение:В основном дома; уход – туалет глаз, носа, губ, кожи, рациональное питание, симптоматическая терапия(противокашлевые препараты- тусупрекс, либексин)

Жидкости: соки, чай, компоты, отвары трав / мята, мать-и-мачеха/. Госпитализация по показаниям.

Антигистаминные, вит.С, А. По показаниям антибиотики чаще детям раннего возраста и при осложнений, ослабленным детям

  1. Свежий воздух. 2. Гигиена кожи и слизистых. 3. Чтобы прямой свет не попадал в глаза. 4. Глаза обрабатывать теплой кипяченой водой, при гнойном отделяемом закапывать 20% р-р сульфацила натрия. 5. Рот полоскать, нос прочищать, чаще поить.

Профилактика: 1. Активная иммунизация – вакцинация в 1год, ревакцинация 6-7 лет.

Вакцина КПК вводится п/к. при реакциях заносят данные в Ф-112,63.

2. Ранняя диагностика. 3. Своевременная изоляция. 4. Изоляция до 5-ти дней от начала высыпания, при осложнениях до 10-го дня.

Мероприятия в очаге: Карантин 21- день, т.е дети бывшие в контакте разобщаются. Устанавливается медицинское наблюдение-это ежедневная термометрия, осмотр кожи и слизистых оболочек. Всем контактным, не болевшим корью и не вакцинированным против нее, вводят живую коревую вакцину. Имеющим противопоказания к вакцинации и детям до 1-го года вводят иммуноглобулин в дозе 3 мл.

В очаге влажная уборка с мыльно- содовым раствором, проветривание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8181 — | 7872 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Корь — высококонтагиозное вирусное заболевание, характеризующееся интоксикацией; лихорадкой; воспалением слизистых оболочек дыхательных путей, рта, глаз; круп но пяти и стой сыпью на коже с последующим отрубевидным шелушением при ее угасании и наклонностью к осложнениям.

Возбудитель — фильтрующийся вирус, обладающий высокой вирулентностью и летучестью, но малой устойчивостью во внешней среде.

Источник инфекции — больной с конца инкубационного периода до 3-4 дня после появления сыпи (при наличии осложнений — до 10 дней).

Пути передачи — воздушно-капельный и через плаценту, если беременная мать незадолго до родов заболевает корью.

Восприимчивость очень высокая после 3 месяцев жизни (до 3 месяцев у ребенка имеется пассивный иммунитет, полученный от матери).

Иммунитет прочный, но встречаются и повторные случаи заболевания. Патогенез. Вирус обладает тропизмом к эпителию верхних дыхательных путей, пищеварительного тракта, кожи и нервной системы. Поэтому с первых дней наблюдается их полнокровие, инфильтрация и отек вплоть до отека оболочек мозга. Проникая в кровь он вызывает общую интоксикацию и развитие анергии, которая способствует обострению хронических инфекций и возникновению тяжелых осложнений. Доказано также влияние вируса на развитие склерозирующего панэнцефалита. По данным ВОЗ в мире ежегодно умирает около 1 млн. детей от осложнений кори. В РБ в последние годы регистрируются единичные случаи заболевания корью.

Инкубационный период от 7 до 17 дней. При введении гамма-глобулина удлиняется до 21 дня, а по данным некоторых авторов — до 28 дней (не исключены повторные контакты). Клиника. В течении кори выделяют 3 периода: катаральный (продромальный) продолжительностью 3-4 дня, высыпания (3 дня) и реконвалесценции (пигментации) с 3-4 дня высыпания.

Заболевание начинается с повышения темп ер атуры тела до 38-39 и С и выраженных катаральных явлений, которые быстро нарастают в продромальном периоде до обильных выделений из носа; выраженного конъюнктивита с гиперемией слизистой, слезоточением и светобоязнью, а также ларингита с осиплостью голоса, сухим кашлем, переходящим в лающий, хриплый. Может развиться круп, возможен понос (особенно у маленьких детей), чаще в начале периода высыпания. Ребенок плаксив, беспокоен, вял; у старших — разбитость, боли в животе. Характерно появление на мягком и отчасти твердом нёбе энантемы в виде ограниченного количества красных пятнышек размером от булавочной головки до чечевицы на фоне непокрасневшей слизистой. Через сутки они стушевываются на фоне сплошной красноты, а за 1-2 дня до высыпания могут появиться на мягком и твердом небе, дужках и миндалинах (аналог сыпи на коже).

Еще более специфичными для воспаления слизистой рта являются пятна Бель ского-Филатов а-Коплика, располагающиеся против нижних малых коренных зубов, в виде маленьких (с маковое зерно) белесоватых возвышающихся над поверхностью точек, окруженных красным ободком. Они появляются на 2-ой день болезни от нескольких элементов до сотен и более, исчезают через 2-3 дня, оставляя гиперемию и разрыхленность слизистой. Пятна не встречаются при других заболеваниях, поэтому считаются патогномоничным симптомом для ранней диагностики кори.

Период высыпания начинается с усиления катаральных явлений; нового повышения температуры, которая на 2-Зй день, достигнув максимума, снижается почти до нормы неправильным коротким лизисом и этапного появления сыпи на коже. Сыпь обильная вначале в виде мелких точек или папул бледно-розового цвета, при нарастании они сливаются и становятся красными пяти и сто-папулезны ми, достигая 4-5 мм. в диаметре (рис.3).

Она появляется вначале на спинке носа, соседних участках щек, висках и за ушами, затем густо покрывает лицо. Сползая сверху вниз густая сыпь на вторые сутки покрывает туловище и единичные элементы появляются на конечностях; на третьи сутки при снижающейся температуре покрывает конечности, а на лице начинает бледнеть. С исчезновением сыпи красные пятна превращаются в бледно-желтые, не исчезающие при надавливании пальцем. Процесс обратного развития сыпи с переходом в пигментацию повторяет тот же правильный порядок, начиная с лица. Одновременно снижается температура, уменьшаются симптомы интоксикации и катаральные явления. При исчезновении сыпи появляется мелкое отрубевидное шелушение кожи, нарастает утомляемость, вялость, раздражительность, снижается сопротивляемость.

Кроме типичной формы встречаются и атипичные. К ним относятся:

• Митигированная (у привитых, детей раннего возраста и детей, получавших гамма-глобулин, переливание крови или плазмы после 6-го дня инкубационного периода) с удлиненным инкубационным и укороченным катаральным периодом, легким течением и нарушенной этапностью высыпания, возможным отсутствием пятен Бельского-Филатова-Коплика.

• Токсическая с гипертермией, тяжелой интоксикацией, менинго-энцефалитическими явлениями.

• Геморрогическая, протекающая с кровоизлияниями в кожу и слизистые оболочки, гематурией и кровавым стулом.

Тяжелые формы чаще встречаются у грудных детей (после 3 месяцев жизни).

Критериями тяжести течения являются: степень повышения температуры тела, выраженность

катаральных явлений и характер высыпаний.

Осложнения могут быть ранние (обусловлены вирусом) и поздние (в результате присоединения вторичной инфекции) в виде пневмонии, стенозирующего ларингита, отита, абсцесса легкого, стоматита, колита и энтероколита, энцефалита, менингоэнцефалита, энцефаломиелита с нарушением функции тазовых органов и др.

Диагноз подтверждает нарастание титра коревых антител в 4 и болеераз (метод парных сывороток с первым забором крови не позже 3-го дня высыпания); выделение вируса из крови, отделяемого зева или ликвора, РСК, РН. В общем анализе крови-лейкопения, нейтропения, относительный лимфоцитоз, анэозинофилия.

Лечение проводится на дому. Госпитализуруют детей первого года жизни, с тяжелыми и осложненными формами заболевания. Медикаментозное лечение симптоматическое. Обеспечение принципов гигиенического ухода (проветривание, полоскание слизистых рта, туалет кожи и носа). Избегать попадания яркого света на лицо. Пища жидкая и полужидкая, достаточное питье, витаминотерапия (С, А), антигистаминные.

Основной метод профилактики — активная иммунизация в 12 месяцев с последующей ревакцинацией в 6 лет (смотри календарь прививок). Изоляция больного на срок до 5 дней от начала высыпания (до 10 — при наличии осложнений). Контактировавшие разобщаются на 17 дней, при введении иммуноглобулина — на 21 день; всем не болевшим и невакцинированным вводят живую коревую вакцину. Б очаге проводится проветривание и влажная уборка мыльно-содовым раствором.

Ветряная оспа — наиболее контагиозное вирусное заболевание, сопровождающееся повышением температуры и характерной везикулезной сыпью на коже и слизистых, неуправляемое с помощью иммунопрофилактики. Распространенность в РБ составила в 2004 г. 534 случая на 100 тыс. населения (абсолютное количество — 52462). Встречается после 6 мес, максимум заболеваний у детей 2-3 лет.

Возбудитель — ДНК-содержащий вирус с выраженной летучестью (с потоком воздуха распространяется в соседние помещения и по этажам), мало устойчивый во внешней среде. Относится к группе герпесов (герпес — 3, herpes zoster).

Источник инфекции — больные ветряной оспой с 10 дня инкубационного периода до 5 дня с появления последних элементов сыпи и больные опоясывающим лишаем. Путь передачи воздушно-капельный. Входные ворота — слизистая оболочка верхних дыхательных путей.

Патогенез. Вирус обладает тропизмом к эпителию кожи и слизистых оболочек. Проникая из зева по лимфатическим путям в кровь он фиксируется в эпителиальных клетках кожи и слизистых, вызывает их поверхностный (не глубже герминативного слоя) некроз с накоплением межтканевой жидкости и образованием внутриэпидермальных пузырьков различных размеров и стадий развития (полиморфных). Эпителий слизистых легко слущивается и мацерируется, поэтому рано появляются эрозии и изъязвления. Обратное развитие пузырьков идет путем всасывания жидкости с образованием сукой корочки без рубца после ее отпадения.

Иммунитет стойкий, но вирус пожизненно сохраняется в нервных ганглиях и при неблагоприятных воздействиях активизируется, проявляясь в виде опоясывающего лишая. Инкубационный период — 11-21 день.

Клиника. В большинстве случаев заболевание начинается остро — с повышения температуры и высыпания на разных участках кожи (лицо, волосистая поверхность головы, туловище, конечности) и слизистых (рта, глаз, носоглотки, реже — половых органов) сыпи в виде макулопапул (бледно-розовые пятнышки), быстро превращающихся в папулы, а затем — в везикулы (пузырьки) с прозрачным содержимым (рис.5).

Ладони и подошвы остаются интактными. За 1-5 дней до появления сыпи возможны общее недомогание, вялость, беспокойство, субфебрилитет, иногда — рвота и учащенный стул. Пузырьки имеют округлую форму, окружены красным ободком, через 1-2 дня превращаются в корочку. Высыпания происходят волнообразно, с промежутками в 1-2 дня, сопровождаясь новым подьемом температуры и создавая характерный полиморфизм сыпи (макулы, папулы, везикулы, корочки). В противовес натуральной оспе локализация сыпи не имеет избирательности, не оказывает предпочтения лицу, но не щадит живот. При многочисленности высыпаний выражен зуд.

Кроме типичной формы встречаются рудиментарная (единичные высыпания), буллезная (сыпь 2-3 см в диаметре с мутным содержимым), пустулезная (с нагноением везикул), геморрагическая (содержимое в везикуле с кровью), гангренозная (при присоединении бактериальной инфекции) и генерализованная (с поражением висцеральных органов и резкой и нтокс икац и е й).

Осложнения могут быть связаны с действием вируса (пневмония, менигоэнцефалиты, геморрагический нефрит, артриты) и присоединением вторичной инфекции (абсцесс, флегмона, стоматит, лимфаденит, рожистое воспаление, сепсис). Диагностика не вызывает затруднений, иногда используют определение титра антител в крови в динамике болезни и выделение вируса из содержимого пузырьков на культуре клеток тканей. Специфического лечения нет. Рекомендуется хороший уход и гигиеническое содержание больного; симптоматическая терапия; обработка везикул 1-2% раствором анилиновых красок, 5% раствором перманганата калия; полоскание рта, орошение слизистых дезрастворами. В период образования корочек обязательно купание ребенка.

Профилактика: изоляция больного на 9 дней от начала высыпания или до 5 дней после последних свежих элементов; разобщение контактных детей в возрасте до 7 лет на 21 день с ежедневной термометрии и осмотром; тщательное проветривание и влажная уборка помещения мыльно-содовым раствором. При точном установлении времени контакта разрешается карантин с 11 по 21 день.

Имлтрнощнхрилактикя —противоэпидемическое мероприятие, направленное на предупреждение распространения инфекционных болезней путем проведения прививок, создающих в организме искусственный (приобретенный) иммунитет против конкретного возбудителя болезни. Основными вакцинирующими препаратами являются вакцины и анатоксины. Для поддержания определенного уровня антител в организме вакцинные препараты необходимо вводить повторно с определенными интервалами и в определенные сроки. ВОЗ принята «Расширенная программа иммунизации» (РПИ), обязывающая включать в Национальные календари прививки против 6 целевых инфекций (дифтерия, столбняк, коклюш, полиомиелит, корь, туберкулез) и предусмотрена возможность включения в эту программу дополнительных прививок против других инфекционных болезней в соответствии с национальными потребностями каждой страны.

Дифтерия — острое инфекционное заболевание бактериальной природы, характеризующееся фибринозным воспалением в месте внедрения возбудителя и симптомами интоксикации вследствие выделения экзотоксина токсигенными штаммами дифтерийной палочки (согупе bacterium diphteriae).

Возбудитель устойчив в окружающей среде, быстро погибает при кипячении и в дезинфицирующий растворах. Эпидемиол огия.

Источник инфекции — больные, реконвалесценты, бактерионосители. Пути передачи: воздушно-капельный (при кашле, чихании, разговоре); через предметы обихода, инфицированные больным (белье, посуда, игрушки) и пищевые продукты, на которые попали капельки слизи больного. После перенесенного заболевания остается стойкий иммунитет. Проведение массовой активной иммунизации привело к снижению заболеваемости дифтерией и частоты токсигенного бактерионосительства. Однако, в конце 1980-х гт. в Беларуси на фоне снижающегося коллективного антитоксического иммунитета взрослого населения стала увеличиваться заболеваемость дифтерией и возросла циркуляция токсигенного штамма среди населения. Б 1995 году было зарегистрировано наибольшее число заболеваний — 322 (3,1 на 100 тысяч населения). К 2000 году уровень заболеваемости снизился. Б 2004 году отмечено 15 случаев (0,2 на 100 тысяч населения).

Читайте также:  Когда начинается вакцинация против дифтерии

Входными воротами инфекции являются слизистые оболочки зева, носа, глаз, половых органов, раневые поверхности кожи и пупочная рана у новорожденных. Патогенез. Основным действующим началом заболевания является экзотоксин. На месте внедрения и размножения бактерий он вызывает некроз клеток, повышенную проницаемость сосудов и выделение фермента тромбокиназы. Под его действием сворачивается пропотевающий сосудистый экссудат (с фибрином), образуя характерный фибринозный налет (дифтеритическое или крупозное воспаление) с отеком окружающих тканей и опасностью механической закупорки дыхательных путей в области гортани наслаивающимися фибринозными пленками (истинный круп), что приводит к удушью (асфиксии). Б процесс вовлекаются регионарные лимфатические узлы. Всасывающийся экзотоксин вызывает общую интоксикацию, поражение сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы (вплоть до паралича сердца), а также надпочечников, почек и развитие п ол ир ад икул о невритов. Инкубационный период от 2 до 10 дней.

Клиника. Варианты клинического течения разнообразны и во многом зависят от возраста ребенка (тяжелее у грудных детей), локализации и протяженности поражения (локализованные и распространенные), наличия интоксикации и от наличия вакцинации у заболевшего (привитой, непривитой).

Б зависимости от локализации процесса выделяют формы:

• дифтерия зева (85-90 % случаев);

• дифтерия редких локализаций: носа, глаз, кожи, половых органов, пупочной ранки, ран;

• комбинированные формы: ротоглотки (зева) и носа, гортани и глаз и т.д. (с указанием распространенности налетов и определением степени токсичности).

Дифтерия у не привитых характеризуется тяжелым течением, высоким удельным весом токсических форм, развитием тяжелых осложнений, появлением комбинированных форм и редких локализаций.

Дифтерия зева может протекать в виде локализованной, распространенной и токсической форм. Начало острое. Температура повышается до 38-39°С, иногда нормальная или субфебрильная. Незначительная интоксикация в виде головной боли, снижения аппетита, недомогания, редко бывает рвота. Местно: небольшая болезненность при глотании, умеренное увеличение регионарных лимфоузлов и их чувствительность при пальпации, неяркое покраснение слизистой, умеренный отек миндалин и дужек и типичные серовато-белые фибринозные налеты на выпуклой поверхности миндалин (см. рис. 1).

В первые часы они имеют вид студенистой, полупрозрачной пленки (паутинообразной сетки), легко снимаются, но быстро появляются вновь. К концу первых, началу вторых суток они становятся плотными, гладкими, спаяны с подлежащей тканью. При попытке их снять обнаженный участок кровоточит и быстро снова покрывается белесовато-серым с оттенком перламутра складчатым фибринозным налетом в виде гребешков. При локализованной форме налет не выходит за пределы миндалины (в виде островков или сплошной пленки). При последнем варианте отечность миндалин и интоксикация выражены больше. При распространенной форме налет переходит с миндалин на дужки, язычок, боковые и задние стенки глотки; больше выражены интоксикация, отек, увеличение лимфоузлов. Токсическая форма характеризуется бурным развитием процесса: лихорадка до 39-40°, выраженная интоксикация (головная боль, озноб, рвота, боли в животе, общая слабость, резкая бледность), быстро нарастающий отек зева: с миндалин на дужки, язычок, мягкое и твердое небо, далее — на паратонзиллярную и подкожную клетчатку области шеи. Степень выраженности отека соответствует степени тяжести токсической дифтерии. Параллельно с отеком увеличиваются и распространяются за пределы миндалин налеты. По степени выраженности отека выделяют субтоксическую форму — отек в пределах подчелюстной области (под регионарными лимфоузлами); и токсическую I степени — отек до средины шеи; П степени — отек до ключицы и Ш степени — отек ниже ключицы (иногда до Ш ребра или подложечной области).

Регионарные лимфоузлы значительно увеличены (достигают при Ш степени размеров куриного яйца), болезненны.

Иногда может развиться и гипертоксическая форма с потерей сознания, многократной рвотой, выраженными гемодинамическими нарушениями и присоединением геморрагического синдрома (носовое кровотечение, кровоизлияния на коже в местах инъекций, пропитывание налетов кровью, желудочное и кишечное кровотечение). Появляются признаки повреждения сердца, почек, надпочечников, печени.

Дифтерия гортани (дифтерийный круп). Часто сочетается с распространенной или токсической дифтерией зева, у не привитых может локализоваться в гортани, минуя зев. Наблюдается чаще у детей от 1 до 3-4 лет. Интоксикация выражена слабо. Тяжесть состояния определяется степенью стеноза гортани (вследствие отека, образования фибринозных пленок и рефлекторного спазма гортани). Характерна определенная последовательность в развитии основных симптомов. В катаральной стадии (1-2 дня) при невысокой температуре появляется прогрессивно нарастающая осиплость голоса. К ней присоединяется грубый «лающий» кашель.

Б последующие 1-2 дня голос становится афоничным, кашель — беззвучным, появляется затрудненное стенотическое дыхание (с удлиненным вдохом, втяжением и напряжением вспомогательной дыхательной мускулатуры). Одновременно усиливается интоксикация и гипоксия. Стенотическая стадия длится от нескольких часов до 2-3 суток. Темпы развития крупа (стеноза) тем быстрее, чем моложе ребенок. Б асфиктической стадии появляются приступы резкого беспокойства, цианоз, усиленное потоотделение, глубокое втяжение уступчивых мест грудной клетки при вдохе, ослабленное дыхание, пароксизмальная тахикардия. Далее беспокойство сменяется сонливостью, сознание затемнено, артериальное давление падает, пульс нитевидный, появляются судороги, наступает остановка сердца. Дифтерия носавстречается редко, преимущественно в очагах дифтерийной инфекции и у детей раннего возраста. Интоксикация почти не выражена. Основные симптомы: сопение носом, гиперемия, отек и кровоточивость слизистой носа; на перегородке носа эрозии, язвочки, фибринозные пленчатые налеты. Кожа вокруг носовых ходов инфильтрирована, раздражена, имеется мокнутие и корочки.

Другие формыдифтерии (глаз, наружных половых органов, кожи, пупочной ранки) встречаются редко у непривитых детей и взрослых, сочетаясь с дифтерией зева и носа. Дифтерияу привитыхпротекаете легкой форме, характеризуется локализацией процесса на небных миндалинах, отсутствием тенденции к распространению, склонностью к самопроизвольному выздоровлению. Б пользу дифтерии свидетельствует пленчатый или островчатый налет фибринозного или частично фибринозного характера на слегка гиперемированных и отечных миндалинах. Он легко снимается без кровоточивости, слабо выражена тенденция к повторному образованию гребешковых и складчатых выпячиваний. Интоксикация и температурная реакция, если и появляются, то кратковременны и почти не сопровождаются бледностью кожных покровов. Улучшение наступает не позже 3-4 дня болезни, очищение зева — к 4-5 дню.

Осложнения обусловлены специфическим действием экзотоксина, наблюдаются чаще при токсических формах в виде раннего (на 5-7 день болезни) и позднего (на 2-3 неделе) миокардита; п ал ир ад икул о невритов с парезами и параличами; токсического нефроза. Диагностика.Предварительный диагноз основывается на клинических данных, определяет необходимость госпитализации с введением противодифтерийной сыворотки или только с наблюдением. Окончательный диагноз устанавливается по результатам наблюдения, бактериологического и серологического обследования (с целью обнаружения коринебактерии слизи из зева и носа, антитоксина и антител в крови).

Лечение.Главным в лечении всех форм дифтерии является нейтрализация дифтерийного токсина противодифтерийной сывороткой (в максимально ранние сроки, в дозе соответственно форме заболевания, по методу Безредко).

Патогенетическая терапия необходима, как правило, при токсических формах дифтерии (дезинтоксикационноя, нормализация гемодинамики, снятие отека мозга и недостаточности коры надпочечников, витамино- и оке иге н отер апия, длительный постельный режим, при необходимости — интубация или трахеостомия).

Профилактика.Основой успешной борьбы с дифтерией является активная иммунизация всех детей (с учетом противопоказаний) с 3-месячного возраста трехкратно (интервалы 1-1,5 мес.) и п о следующая ревакцинация в 1,5; 6; 11 и 16 лет (смотри календарь прививок). Больные подлежат госпитализации. Обязательна заключительная дизинфекция в очаге. Контактные разобщаются на 7 дней с осмотрами дважды в день, термометрией, однократным бактериологическим обследованием и осмотром лор-врача. Бактерионосители санируются в стационаре. Дети с подошедшим сроком иммунизации — вакцинируются. У ранее вакцинированных проводится контроль иммунитета.

Скарлатина — острое инфекционное заболевание, проявляющееся интоксикацией, ангиной с регионарным лимфаденитом, мелкоточечной сыпью на коже и наклонностью к осложнениям. Б 2004 году в РБ зарегистрировано 2904 случая или 29,6 на 100 тысяч населения. Чаще болеют дети от 2 до 10 лет.

Возбудитель заболевания — в-гемолитический стрептококк группы А, устойчив во внешней среде, длительно сохраняется в пищевых продуктах (молоко, мороженное, крем кондитерских изделий и др.).

Источник инфекции — больной стрептококковым заболеванием (скарлатина, рожистое воспаление и др.), реже — бактерионоситель.

Путь передачи — воздушно-капельный, реже — предметы обихода (игрушки, одежда больных) и продукты. Входные ворота — небные миндалины, у детей раннего возраста — слизистая оболочка дыхательных путей и глоточная миндалина; реже — раневая и ожоговая поверхность. Инкубационный период 2-7 дней.

Патогенез. На месте внедрения стрептококк вызывает воспалительный очаг в виде ангины, лимфаденита, иногда отита. Выделяемый им экзотоксин приводит к общей интоксикации; избирательному поражению вегетативной нервной системы, паренхимы внутренних органов и мельчайших сосудов кожи в виде их расширения, порозности и ломкости. Появляются гиперемия, мелко пяти и стая сыпь и петехиальные мелкоточные кровоизлияния. Термостабильная фракция экзотоксина сенсибилизирует организм, в связи с чем на 2-3 неделе возможно развитие нефрита, миокардита и поражение суставов. Иммунитет стойкий, иногда наблюдаются повторные заболевания.

Клиническая картина развивается быстро: подъем температуры тела, симптомы интоксикации (слабость, недомогание, головная боль, часто — рвота), выраженность которых соответствует тяжести заболевания. Им сопутствует синдром ангины (патогномоничный и постоянный): катаральной, фолликулярной, лакунарной или некротической с характерной гиперемией зева, доходящей до слизистой твердого неба — «пылающий зев», увеличением и болезненностью регионарных лимфоузлов.

Наиболее типичным симптомом является мелкоточечная на гиперемированном фоне, слегка возвышающаяся над уровнем кожи («шагреневая кожа») сыпь. Она появляется в первые, реже вторые сутки, локализуется на лице, шее, груди, спине, сгибательных поверхностях конечностей. Более густо розеолы расположены в подмышечных ямках, локтевых, паховых и подколенных сгибах. Язык вначале обложен белым налетом, с 3-4 дня очищается и напоминает зрелую малину.

Типичны для скрлатины также сухость кожи, зуд, белый дермографизм и появление после исчезновения сыпи пластинчатого шелушения на ладонях, пальцах рук и стоп. На туловище — шелушение отрубевидное. Б анализах крови — лейкоцитоз, нейтрофилез, эозинофилия и ускоренная СОЭ.

По тяжести течения скарлатина может быть легкой (субфебрильная температура, слабая интоксикация, ангина — катаральная, сыпь умеренная); среднетяжелой (температура до 39°С, ангина с элементами некроза, рвота и головная боль, яркая и обильная сыпь) и тяжелой (по типу токсической и септической). Выделяют также стертую, ожоговую и раневую формы. Лечение проводится дома, госпитализируют детей с тяжелыми и осложненными формами, а также по эп ид показаниям. Используют антибиотики пенициллинового ряда, эритромицин, линкомицин, клиндомицин или бисептол. Показаны десенсибилизирующие и укрепляющие сосудистую стенку препараты, соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий и контроль появления возможных осложнений.

Профилактика. Изоляция больных на 10 дней с момента заболевания, допуск в коллектив не ранее 22 дня после анализа крови, мочи и ЭКГ. Детям до 8 летнего возраста, контактировавшим с больным, устанавливают карантин на 7 дней с момента изоляции больного или на 17 дней при его оставлении на дому с ежедневной термометрией, осмотром кожи и слизистых. Такому же наблюдению подлежат старшие дети и взрослые, работающие в ДДУ, хирургическом и акушерском стационарах, молочной промышленности. Б очаге проводят проветривание, влажную уборку мыльно-содовым раствором.

источник

Контрольная работа по педиатрии на тему: «Инфекционные детские заболевания: скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха, дифтерия, коклюш, ОРВИ» для студентов

Я считаю, что моя контрольная работа актуальна для нашего времени, ведь когда ребенок заболевает, у родителей и педагогов возникает много вопросов: что с малышом, насколько это опасно, как долго он будет заразен для окружающих, какими осложнениями чревата та или иная детская инфекция. На любой из этих вопросов сможет ответить педиатр и инфекционист, но знание основных симптомов, возможных осложнений поможет родителям и педагогам сориентироваться в состоянии ребенка, и со знанием дела оказывать малышу помощь в соответствии с рекомендациями.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина»

«Инфекционные детские заболевания: скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха, дифтерия, коклюш, ОРВИ»

Работу выполнила: Баконина М. В.

Глава 1. Этиология инфекционных детских заболеваний 4

1.1. Причины возникновения инфекционных заболеваний 4

1.2. Пути передачи инфекции 6

1.3. Периоды инфекционного заболевания 8

Глава 2. Инфекционные детские заболевания 10

2.4. Эпидемический паротит 13

Глава 3. Общая профилактика инфекционных заболеваний 19

Список используемой литературы 26

Детские инфекционные болезни известны с древности. Письменные источники Месопотамии, Китая, древнего Египта (II-III век до н.э.) указывают на описание случаев столбняка, полиомиелита, рожи, эпидемического паротита и лихорадочных состояний у детей. И только с XX века введена вакцинопрофилактика таких заболеваний. Исторически сложилось так, что инфекционные болезни, встречающиеся преимущественно у детей, и называются детскими.

Детские инфекции – это группа инфекционных заболеваний, которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребенку и способных приобретать эпидемическое распространение (то есть обретать вспышечный или массовый характер).

Я считаю, что моя контрольная работа актуальна для нашего времени, ведь когда ребенок заболевает, у родителей и педагогов возникает много вопросов: что с малышом, насколько это опасно, как долго он будет заразен для окружающих, какими осложнениями чревата та или иная детская инфекция. На любой из этих вопросов сможет ответить педиатр и инфекционист, но знание основных симптомов, возможных осложнений поможет родителям и педагогам сориентироваться в состоянии ребенка, и со знанием дела оказывать малышу помощь в соответствии с рекомендациями.

Детские инфекции не случайно выделены в особую группу. Во-первых, этими инфекционными заболеваниями болеют дети раннего и дошкольного возраста, во-вторых, все они являются чрезвычайно заразными, поэтому заболевают практически все кто имел контакт с больным ребенком, а в-третьих, почти всегда после перенесенной детской инфекции формируется стойкий пожизненный иммунитет.

Глава 1. Этиология инфекционных детских заболеваний

1.1. Причины возникновения инфекционных заболеваний

Дети первого года жизни детскими инфекциями не болеют, т.к. во время беременности мать (в том случае, если она перенесла эти инфекции в течение своей жизни) передает антитела к возбудителям через плаценту. Эти антитела несут информацию о микроорганизме, вызвавшем инфекционный процесс у матери.

После рождения ребенок начинает получать материнское молозиво, которое также содержит иммуноглобулины (антитела) ко всем инфекциям, с которыми «познакомилась» мама до наступления беременности. Таким образом, ребенок получает своеобразную прививку от многих заразных заболеваний. Если грудное вскармливание продолжается на протяжении всего первого года жизни ребенка, иммунитет к детским инфекциям сохраняется более продолжительно, но из этого правила существуют исключения — отмечаются редкие случаи, когда находящийся на естественном вскармливании ребенок оказывается восприимчив к микроорганизмам, вызывающим ветряную оспу, краснуху, эпидемический паротит, корь даже в том случае, когда его мама имеет иммунитет к ним.

Когда заканчивается период грудного вскармливания, ребенок вступает в период раннего детства. Вслед за этим расширяется круг его общения. Вполне закономерно, что одновременно резко возрастает риск возникновения любых инфекционных заболеваний, в том числе и детских инфекций.

Инфекционные болезни возникают в результате проникновения в организм человека бактерий, вирусов, грибов, микроплазм и хламидий.

Заболевания, вызываемые простейшими, гельминтами, насекомыми, являются паразитарными, но по своей структуре их можно отнести к инфекционным.

Развитие любого инфекционного заболевания начинается с проникновения возбудителя в организм человека. В ответ на внедрение инфекционного агента организм реагирует образованием защитных реакций, направленных на ограничение и полное освобождение организма от возбудителя и на восстановление нарушенных функций пораженных органов и систем. Решающим в возникновении болезни является состояние организма человека, в особенности его иммунной системы.

Иммунная система (иммунитет) — комплекс процессов, которые направлены на постоянство внутренней среды организма, препятствуют проникновению заразных и других чужеродных агентов.

Читайте также:  Может ли привитый от дифтерии заразить непривитого

1.2. Пути передачи инфекции

Для каждой инфекционной болезни имеется свой путь передачи микроорганизмов, который сформировался в процессе эволюции и является основным способом сохранения возбудителя как вида.

Почти при всех детских инфекционных заболеваниях микробы и вирусы (возбудители болезни) находятся у больного на слизистых оболочках носа, глотки, зева и верхних дыхательных путей (при кори, коклюше, скарлатине, дифтерии, ОРВИ, гриппоподобных заболеваниях и др.). При разговоре, кашле, чиханье вместе с мельчайшими капельками слюны и мокроты возбудители болезни рассеиваются в воздухе и, попадая в организм здорового ребенка, заражают его.

Установлено, что мелкие капельки слюны могут разбрасываться в воздухе на расстояние до 3 метров, а иногда и значительно дальше.

1. Чем меньше капельки мокроты и чем мельче возбудитель болезни ( например , вирус кори и ОРВИ), тем на большие расстояния рассеиваются они в воздухе.

2. Считают также, что величина капелек зависит от вязкости слюны и мокроты. Например , при коклюше слюна и мокрота очень вязкие, тягучие, поэтому капельки образуются более крупные, и они рассеиваются от больного на расстояние до 2-3 м. А при кори и ОРВИ выделения из носа и мокрота более жидкие и образующиеся мельчайшие капельки переносятся с током воздуха на десятки метров. Поэтому больного коклюшем достаточно изолировать в отдельной комнате, следить, чтобы остальные дети в квартире с ним не встречались, и они не заболеют. При кори же и ОРВИ этого недостаточно: с током воздуха мельчайшие капельки зараженной слюны рассеиваются по всей квартире, и всех находящихся в ней не болевших корью детей нужно считать заразившимися. Такой путь передачи инфекции называется воздушно-капельным.

При кори, коклюше, ОРВИ, гриппоподобных заболеваниях, краснухе, ветряной оспе и свинке этот способ заражения является основным. Поэтому заражение здорового ребенка происходит только при встрече его с больным.

Микробы и вирусы (возбудители указанных заболеваний) очень нестойки и очень быстро погибают во внешней среде. Только в редких случаях, если, например, на игрушку во время кашля попала мокрота больного коклюшем, и ее тут же взял в рот здоровый ребенок (хотя и находящийся в другой комнате), он может заразиться. В высохших же капельках микроб погибает. Поэтому практически при указанных заболеваниях заражение через вещи не происходит. Однако при скарлатине, дифтерии, дизентерии и натуральной оспе, когда возбудители могут длительное время сохранять жизнеспособность, источником распространения инфекции может быть не только сам больной, но и вещи, на которые падали выделения больного -белье, игрушки, посуда, а также лица, которые ухаживали за больным или имели с ним контакт. Особенно существенное значение в распространении инфекции играет несоблюдение личной гигиены ухаживающими за больным взрослыми (если они не моют руки и не снимают халат, отходя от больного).

В распространении болезни участвуют и здоровые носители инфекции. Например, нередко дети и взрослые, особенно имевшие контакт с больными дифтерией, со слизистой носа или зева выделяют дифтерийного микроба, хотя сами при этом остаются здоровыми. Они являются бациллоносителями и могут быть источниками распространения дифтерии. Основным источником распространения инфекции является сам больной, особенно при инфекциях с нестойкими возбудителями.

При инфекциях со стойкими возбудителями, кроме больного, источником распространения болезней могут быть бациллоносители, а также вещи, бывшие в употреблении у больного.

1.3. Периоды инфекционного заболевания

Все взрослые и детские инфекционные заболевания протекают циклично.

Различают пять периодов протекания болезни:

  • 1-й период инфекционного заболевания — скрытый (инкубационный), от момента заражения ребенка, до появления первых признаков болезни. В данный период инфекционного заболевания ребенок здоров, активен, и никаких жалоб у него нет. При разных инфекциях скрытый период имеет разную продолжительность.
  • 2-й период инфекционного заболевания — продромальный, или начало болезни. Отмечаются общие симптомы (головная боль, вялость, повышение температуры; могут быть тошнота, озноб), которые встречаются при любых заболеваниях. В этот период диагноз поставить еще нельзя. Обычно такое состояние длится от нескольких часов до 1−3 дней.
  • 3-й период инфекционного заболевания — разгар заболевания, когда проявляются признаки, характерные для конкретной инфекции. Этот период называют ещё периодом острых проявлений. Длительность его также разная.
  • 4-й период инфекционного заболевания — затихание болезни. Малыш начинает поправляться, он ещё плохо ест, сонливый, вялый, но температура уже не повышается, а проявления болезни уже исчезают. Обычно родители перестают волноваться именно в это время — температуры нет, стал веселее, беспокоиться не о чем… А как раз этот период самый опасный, так как именно сейчас могут выявиться осложнения.

Если ваш малыш пошел на поправку, стал веселым, активным, а через 2−3 дня вдруг опять повысилась температура, и он стал вялым — срочно вызывайте врача! Уложите малыша в постель, но не давайте никаких лекарств до прихода педиатра, так как это может изменить картину осложнения, и диагноз будет поставить сложно.

  • 5-й период инфекционного заболевания — выздоровление. Самочувствие ребенка улучшается, болезнь отступает.

Длительность первых двух периодов (инкубационного периода инфекционных заболеваний и продромального) у всех детских инфекционных заболеваний вполне определенная. А вот продолжительность остальных периодов зависит от защитных возможностей ребенка, тяжести болезни и, разумеется, от того, насколько хорошо ухаживают за малышом.

Глава 2. Инфекционные детские заболевания

Скарлатина – единственная из детских инфекций, вызываемая не вирусами, а бактериями (стрептококком группы А). Это острое заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Также возможно заражение через предметы обихода (игрушки, посуду). Наиболее опасны в отношении инфицирования больные в первые два – три дня заболевания.

Скарлатина начинается очень остро с повышения температуры тела до 39 градусов С, рвоты, головной болью, ангиной. Может быть беловатый налет на языке и миндалинах. Язык — ярко розовый и крупно зернистый.

К концу первого-началу второго дня болезни появляется сыпь. Она наиболее густо локализуясь в складках (локтевых, паховых). Ярко-красная мелкоточечная скарлатинозная сыпь расположена на красном фоне, что создает впечатление общей сливной красноты. При надавливании на кожу остается белая полоска. Сыпь может быть распространена по всему телу, но всегда остается чистым (белым) участок кожи между верхней губой и носом а также подбородок. Сыпь держится до 2 до 5 дней. Несколько дольше сохраняются проявления ангины (до 7 – 9 дней).

Лечение скарлатины проводят с применением антибиотиков, так как возбудитель скарлатины – микроб. Также очень важно местное лечение ангины и выведения из организма токсинов, поэтому для этого дают обильное питье. Показаны витамины, жаропонижающие средства. Скарлатина также имеет достаточно серьезные осложнения. До применения антибиотиков скарлатина часто заканчивалась развитием ревматизма. В настоящее время, при условии грамотно назначенного лечения и тщательного соблюдения рекомендаций, такие осложнения практически не встречаются.

Скарлатиной болеют практически исключительно дети потому, что с возрастом человек приобретает устойчивость к стрептококкам. Переболевшие также приобретают стойкий иммунитет.

Корь – вирусная инфекция, для которой характерна очень высокая восприимчивость. Если человек не болел корью или не был привит от этой инфекции, то после контакта с больным заражение происходит практически в 100% случаев. Вирус кори отличается очень высокой летучестью.

После контакта с больным корью и появлением первых признаков болезни проходит от 7 до 14 дней. Заболевание начинается с выраженной головной боли, слабости, повышения температуры до 40 градусов С. Чуть позднее к этим симптомам присоединяются насморк, кашель и практически полное отсутствие аппетита. Очень характерно для кори появление конъюнктивита – воспаление слизистой оболочки глаз, которое проявляется светобоязнью, слезотечением, резким покраснением глаз, в последующем – появлением гнойного отделяемого. Эти симптомы продолжаются от 2 до 4 дней. На 4 день заболевания появляться сыпь, которая выглядит, как мелкие красные пятнышки различных размеров (от 1 до 3 мм в диаметре), с тенденцией к слиянию. Сыпь возникает на лице и голове (особенно характерно появление ее за ушами) и распространяется по всему телу на протяжении 3 — 4 дней. Сыпь оставляет после себя пигментацию (темные пятнышки, сохраняющиеся нескольких дней), которая исчезает в той же последовательности, как появляется сыпь.

Корь, несмотря на довольно яркую клинику, достаточно легко переносится детьми. Лечение направлено на облегчение основных симптомов кори и поддержание иммунитета. Но при неблагоприятных условиях чревата серьезными осложнениями. В их число входят воспаление легких (пневмония), воспаление среднего уха (отит). Такое грозное осложнение как энцефалит (воспаление мозга), к счастью, происходит достаточно редко.

После кори развивается стойкий пожизненный иммунитет. Все переболевшие корью становятся невосприимчивы к этой инфекции.

Ветряная оспа (ветрянка) – типичная детская инфекция. Болеют в основном дети раннего возраста или дошкольники. Вирус, вызывающий ветряную оспу относится к герпес-вирусам. Этот вирус тоже обладает высокой степенью летучести.

Инкубационный период составляет от 14 до 21 дня. Заболевание начинается с появления сыпи. Обычно это одно или два красноватых пятнышка, похожих на укус комара. Впервые располагаться эти элементы сыпи на животе или лице. Обычно сыпь распространяется очень быстро – новые элементы появляются каждые несколько минут или часов. На следующий день они приобретают вид пузырьков, наполненных прозрачным содержимым. Пузырьки эти очень сильно зудят. Сыпь распространяется по всему телу. В тяжелых случаях элементы сыпи есть и на слизистых оболочках – во рту, носу, на конъюнктиве склер, половых органах, кишечнике. К концу первого дня заболевания повышается температура тела (до 40 градусов С и выше). При скудных высыпаниях заболевание протекает легко, чем больше высыпаний, тем тяжелее состояние ребенка.

Пузырьки через день-два вскрываются с образованием язвочек, которые покрываются корочками. Обычно это происходит от 3 до 5 дней. В течение 5-7 дней после последних подсыпаний сыпь проходит

Лечение ветрянки заключается в уменьшении зуда, интоксикации и профилактике бактериальных осложнений. Элементы сыпи необходимо смазывать антисептическими растворами (зеленкой). Необходимо следить за гигиеной полости рта и носа, глаз.

К осложнениям ветряной оспы относятся миокардит – воспаление сердечной мышцы, менингит воспаление почек (нефрит). К счастью, осложнения эти достаточно редки.

После ветряной оспы, также как и после всех детский инфекций, развивается иммунитет. Повторное заражение бывает, но очень редко.

Эпидемический паротит (свинка) – детская вирусная инфекция, характеризующаяся острым воспалением в слюнных железах.

Инфицирование происходит воздушно-капельным путем. Восприимчивость к этому заболеванию составляет около 50-60% (то есть 50 – 60 % бывших в контакте и не болевших и не привитых заболевает). Свинка начинается с повышения температуры тела до 39 градусов С и выраженной боли в области уха или под ним, усиливающейся при глотании или жевании. Одновременно усиливается слюноотделение. Достаточно быстро нарастает отек в области верхней части шеи и щеки, прикосновение к этому месту вызывает у ребенка выраженную боль.

Сама по себе эта болезнь не опасна. Неприятные симптомы проходят в течение трех-четырех дней: снижается температура тела, уменьшается отек, проходит боль. Однако достаточно часто эпидемический паротит заканчивается воспалением в железистых органах, таких как поджелудочная железа (панкреатит), половые железы. Перенесенный панкреатит в некоторых случаях приводит к сахарному диабету. Воспаление половых желез (яичек) чаще случается у мальчиков. Это существенно осложняет течение заболевания, а в некоторых случаях может закончиться бесплодием. В особенно тяжелых случаях свинка может осложниться вирусным менингитом (воспалением мозговой оболочки), который протекает тяжело, но не приводит летальному исходу.

После перенесенного заболевания формируется стойкий иммунитет. Повторное инфицирование практически исключено.

Краснуха – это также вирусная инфекция, распространяющаяся воздушно-капельным путем. Вирус краснухи обладает меньшей летучестью, чем кори и ветряной оспы. Как правило, заболевают дети, длительно находящиеся в одном помещении с ребенком, являющимся источником инфекции.

Краснуха по своим проявлениям очень похожа на корь, но протекает значительно легче. Инкубационный период (период от контакта до появления первых признаков болезни) длится от 14 до 21 дня. Начинается краснуха с увеличения затылочных лимфоузлов и повышения температуры тела до 38градусовС. Чуть позже присоединяется насморк, иногда и кашель. Через 2 – 3 дня после начала заболевания появляется сыпь. Для краснухи характерна сыпь мелкоточечная розовая, которая начинается с высыпаний на лице и распространяется по всему телу. Сыпь при краснухе, в отличии от кори, никогда не сливается, может наблюдаться небольшой зуд. Период высыпаний может быть от нескольких часов, в течение которых от сыпи не остается и следа, до 2 дней. В связи с этим может быть затруднена диагностика – если период высыпаний пришелся на ночные часы, и остался незамеченным родителями, краснуха может быть расценена как обычная вирусная инфекция.

Лечение краснухи заключается в облегчении основных симптомов – борьбу с лихорадкой, если она есть, лечение насморка, отхаркивающие средства.

После перенесенной краснухи также развивается иммунитет, повторное инфицирование происходит крайне редко.

Дифтерия — острая инфекционная болезнь, вызываемая бактериями (дифтерийные палочки), характеризуется преимущественно воспалением рото- и носоглотки.

Наибольшую опасность представляет для не привитых детей и взрослых, лишенных иммунитета. Источником инфекции является только больной человек. Основной путь заражения воздушно-капельный. Возможно также заражение через инфицированные предметы обихода.

Проявления дифтерии могут быть различными и зависят от места внедрения возбудителя, тяжести течения болезни. В любом случае отмечается образование плотных пленок в месте внедрения возбудителя. Скрытый период болезни (от момента заражения до появления первых признаков) короткий и составляет 3—5 дней.

Наиболее легкая форма дифтерии ротоглотки почти не отличается от привычной лакунарной ангины. Эта форма дифтерии протекает обычно благоприятно, повышение температуры и боль в горле отмечаются не более 2—3 дней, налеты на миндалинах исчезают к 5—7-му дню, и наступает выздоровление. Осложнения бывают нечасто. Но если не проводилось полноценного лечения развивается тяжелая токсическая форма заболевания. Больной, страдающий легкой формой дифтерии, может стать источником заражения других лиц, у которых она может протекать в тяжелой токсической форме.

Токсическая дифтерия ротоглотки в первые сутки развивается как ангина (озноб, высокая температура, боль в горле, головная боль, слабость). Уже через сутки появляется значительный отек ротоглотки, просвет зева уменьшается, а иногда почти полностью закрывается отечными тканями. Одновременно появляется отек шеи. Значительно увеличиваются и становятся болезненными подчелюстные лимфоузлы. Изо рта больного исходит приторный, сладковатый запах. Лицо становится бледным, губы синюшными. Иногда возникает затруднение при открывании рта.

Длительность острого периода болезни зависит от своевременности лечения, которое должно проводиться только в стационаре. При токсической дифтерии без надлежащего лечения налеты и отек шеи могут держаться до 2 недель, лихорадка — не более 1 недели. Однако с исчезновением налетов и отека шеи болезнь, как правило, не заканчивается: развиваются осложнения, обусловленные поражением нервной системы, сердца, почек, надпочечников.

Одной из тяжелых форм дифтерии, которая также может привести к трагическому исходу, является дифтерийный круп — поражение гортани.

Вначале появляется осиплость голоса, грубый «лающий» кашель, затем нарушается дыхание. Голос пропадает. Через 2—3 суток при отсутствии лечения отмечаются признаки кислородного голодания.

Поражение дифтерией других органов протекает сравнительно легко и встречается редко (за исключением носа).

Дифтерия носа нередко возникает одновременно с поражением ротоглотки, реже изолированно. Болезнь проявляется обильными слизисто-гнойными выделениями. На слизистой оболочке носа можно увидеть пленки или поверхностные язвы-эрозии. Кожа вокруг носа раздражена, покрыта корочками, трещинами. Осложнения при этой форме дифтерии обычно не развиваются.

Лечение дифтерии независимо от формы болезни должно проводиться в стационаре. Основным его средством является противодифтерийная сыворотка, которая нейтрализует дифтерийный токсин, находящийся в крови. Чем раньше вводится сыворотка, тем быстрее наступает выздоровление, тем благоприятнее исход. Основной мерой защиты от заболевания служит вакцинация. Ее проводят детям в возрасте 3 мес. Вакцинацию повторяют в 1,5—2 года, 6 и 11 лет. Средством профилактики дифтерии является изоляция заболевшего, которая продолжается до полного выздоровления и прекращения выделения дифтерийной палочки. В помещении, где находится больной, проводится дезинфекция

Читайте также:  Токсическая дифтерия зева диагностика

Коклюш – острое инфекционное заболевание, сопровождающееся воспалительными явлениями в верхних дыхательных путях и приступообразным спазматическим кашлем. Наиболее часто заражаются не привитые дети в возрасте до 5 лет, причем особенно опасен коклюш для детей первого года жизни. В более старшем возрасте эта инфекция протекает значительно легче.

Возбудителем коклюша является палочка Борде-Жангу. Микроб передается только воздушно-капельным путем (при кашле, чихании, разговоре) при тесном общении с больным человеком. Заболевание очень заразное.

Инкубационный период коклюша составляет 6-20 дней (как правило, 7 дней). Первые признаки коклюша у детей напоминают обычное ОРЗ : недомогание, снижение аппетита, легкий насморк, редкий сухой кашель , повышение температуры (чаще всего до 37-37,5 градусов, в некоторых случаях – до 39 градусов). День за днем кашель усиливается, на 12-14 день заболевания он носит спазматический, приступообразный характер. Ночью приступы кашля, как правило, учащаются. Приступы могут длиться по 4-5 минут и повторяться до 20 раз в день. В ряде случаев болезнь сопровождается рвотой. В целом, болезнь длится 6-8 недель.

После 3-х недель болезни иммунитет организма мобилизует свои силы и с помощью антибиотиков побеждает агрессора.

Тяжелое течение коклюша у детей может привести к серьезным последствиям и осложнениям, в частности развивается гипоксия, в результате которой нарушается кровоснабжение мозга и сердечной мышцы. При неправильной методике лечения коклюша у детей могут быть осложнения в работе органов дыхательной системы.

Иммунитет после болезни вырабатывается очень стойкий и обычно сохраняется на всю жизнь.

В быту это заболевание известно под названием обычной простуды, а медики в справках и картах указывают диагноз ОРВИ — острое респираторное вирусное заболевание. Причиной являются инфекционные агенты — вирусы, передающиеся воздушно-капельным путём, через грязные руки и другие предметы (игрушки, ткани, дверные ручки). Поэтому болезнь так распространена в местах массового скопления детей — детских садах и школах.

Диагноз ОРВИ детям ставится на основании клинических проявлений и осмотра, результатов лабораторных исследований. Наиболее часто ОРВИ болеют дети от 3 до 14 лет, особенно, начинающие посещать дошкольные и школьные учреждения, что связано с появлением большого числа контактов.

Очень важно вовремя распознать симптомы ОРВИ у ребёнка и не спутать их с признаками других заболеваний.

Любой родитель и педагог должен насторожиться при следующих отклонениях в здоровье малыша: вялость; снижение аппетита; лихорадка, озноб с дрожью; насморк, заложенность носа; раздражение, боль в горле; головная боль; тошнота, рвота; кашель, чихание; потливость; ломота в теле; повышение температуры.

ОРВИ успешно лечится различными методиками, так что только от родителей и от врача будет зависеть выбор.

Осложнениями не долеченного или и вовсе не пролеченного ОРВИ могут стать: бактериальный ринит; синусит ; отит ; трахеит; менингит; пневмония.

Несмотря на то, что ОРВИ — не такое страшное заболевание, как, например, тот же грипп, всё же нельзя относиться к нему легкомысленно. Не запускайте болезнь, вовремя выявляйте её, лечите под наблюдением специалистов — и при таких условиях скорое выздоровление вам гарантировано.

Глава 3. Общая профилактика инфекционных заболеваний

Особенностью детей дошкольного возраста является их большая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. В коллективе при тесном общении детей друг с другом возможность заражения увеличивается. Поэтому важнейшая задача работников детских дошкольных учреждений состоит в ограждении детского коллектива от возникновения в нем заразных болезней и их распространения.

Для профилактики инфекционных заболеваний в детских учреждениях следует выполнять следующие правила:

— Групповая изоляция, т. е. для каждой группы выделены отдельные помещения и вход в здание, а на участке площадка, то создается возможность при появлении инфекционного заболевания ограничить его распространение.

— Не менее важен правильный порядок утреннего приема детей. В приемной и раздевальной не должно быть большого скопления, длительного пребывания детей и родителей.

— Если при приеме у ребенка обнаруживаются признаки инфекционного заболевания, его нужно немедленно отправить домой и принять меры, предупреждающие разнос инфекции через предметы, воздух, руки и одежду персонала, контактировавшего с больным. Срочно производится уборка и текущая дезинфекция (влажное обтирание стен, пола, мебели, игрушек дезинфицирующим раствором) и широкое проветривание помещения. Няня, которой поручена уборка помещения, должна твердо знать, как производить текущую дезинфекцию.

— Заболевшего в группе ребенка медицинский работник должен как можно скорее осмотреть и в случае надобности вызвать кого-либо из родителей. Ребенка направляют домой под наблюдение участкового врача или в больницу.

— В этой группе устанавливается карантин, прием новых и временно отсутствовавших детей на срок инкубационного периода прекращается. Во время карантина группа полностью разобщена с остальными как в помещении, так и на участке. Если во время карантина обнаруживается в данной группе новый случай этого же заболевания, то устанавливается новый срок карантина, считая от даты последнего заболевания.

— Обслуживающему персоналу карантинной группы также не следует общаться с персоналом других групп. В течение карантина необходимо проводить соответствующие санитарные и дезинфекционные мероприятия, которые зависят от характера инфекции и способа ее передачи.

Чтобы предупредить рассеивание дифтерии, скарлатины, кори, коклюша, ветряной оспы, свинки, ОРВИ должны приниматься определенные санитарно-противоэпидемические мероприятия:

1. Группа, в которой возникло заболевание коклюшем , подвергается карантину на 14 дней, прием новых детей в течение этого времени запрещен. Если после удаления последнего больного в группе имеются дети с катаральным кашлем, срок карантина удлиняется, так как это может быть начальной стадией коклюша. Дети, перенесшие коклюш, могут посещать детское учреждение, не подвергаясь изоляции.

Дети, не болевшие коклюшем и общавшиеся дома с больным, в детское учреждение не допускаются в течение 40 дней. В помещении, где находился больной коклюшем, проводится влажная уборка и проветривание.

Персонал, обслуживающий группу, разобщению не подлежит. За ним устанавливается медицинское наблюдение на 14 дней.

2. Ребенка, заболевшего ветряной оспой, удаляют из детского учреждения и принимают обратно после отпадения корочек.

При повторных заболеваниях в группе ветряной оспой переболевшие дети допускаются после исчезновения острых явлений (снижения температуры). Объявляется карантин на 21 день, считая с момента возникновения последнего заболевания. Новых детей в это время, за исключением переболевших, не принимают.

При установлении точного срока контакта с заболевшим дети допускаются в детское учреждение в течение первых 10 дней инкубационного периода и подлежат разобщению с 11-го по 21-й день. Взрослые не изолируются. Дети, не болевшие ветряной оспой, но имеющие контакт с больным дома, не допускаются в детское учреждение в течение 21 дня.

В помещении, где был больной, проводится влажная уборка и усиленное проветривание.

3. Ребенка, заболевшего свинкой (эпидемическим паротитом), удаляют из детского учреждения и принимают вновь после исчезновения припухлости желез и установления нормальной температуры, но не ранее чем через 9 дней от начала заболевания.

В случае повторных заболеваний свинкой в детском учреждении объявляется карантин на 21 день, в течение которого дети, не болевшие свинкой, в группу не принимаются. Ребенок, имевший общение дома с больным свинкой, не допускается в детское учреждение в течение 21 дня от начала контакта с больным. В отношении взрослых, бывших в общении с больным, изоляция не применяется. При выявлении заболевания помещение подвергается влажной уборке и проветриванию.

4. Ребенка, заболевшего ОРВИ необходимо своевременно изолирован от здоровых детей и после осмотра врачом (или другим медицинским работником) отправлен домой под наблюдение участкового врача.

Белье заболевшего, независимо от срока пользования, отдают в стирку. Помещение подвергается тщательной уборке с применением хлорсодержащих средств или мыльных и щелочных растворов, энергичному проветриванию и облучению ртутно-кварцевыми лампами.

5. После удаления заболевшего ребенка скарлатиной в детском учреждении проводится текущая дезинфекция и тщательная уборка, кипячение посуды и белья, а также проветривание помещений. Учреждение продолжает функционировать.

Группа, в которой было заболевание, полностью изолируется от остальных на 7 дней, прием в нее новых детей, не болевших скарлатиной, на это время прекращается.

Во время карантина врач ежедневно тщательно следит за состоянием зева, кожи у детей этой группы и персонала, измеряет температуру. Ребенка и взрослого при малейшем подозрении на легкую ангину, особенно в том случае, если они общались с больным скарлатиной, надо немедленно удалять. Их не допускают в детское учреждение в течение 12 дней. Они подлежат изоляции дома. В случае контакта с больным скарлатиной дома дети, не болевшие ею, допускаются в детское учреждение через 7 дней после госпитализации или прекращения общения с больным ребенком.

6. При подозрении ребенка на заболевание дифтерией немедленно изолируют в детском учреждении или направляют домой под наблюдение участкового врача. При точном установлении диагноза ребенку тотчас же вводят противодифтерийную сыворотку и направляют в больницу.

В детском учреждении после изоляции больного ребенка проводится текущая дезинфекция. Посуду для еды, бывшую в употреблении больного, кипятят или погружают в 0,05-процентный (5 г на 10 л воды) раствор хлорамина на 30 минут, если посуда не содержит остатков пищи, или в 1-процентный раствор хлорамина на 1 час при наличии на ней остатков пищи.
Чистую посуду больного держат закрытой. Посуду для выделений из зева заливают 3-процентным раствором хлорамина или лизола на 2 часа, затем ее промывают горячей водой.

Носовые платки и полотенца после их использования необходимо прокипятить в содовом растворе (2 чайные ложки соды на 1 л воды) в течение 30 минут или замочить в 3—5-процентном растворе лизола или хлорамина. Белье больного нужно собрать и замочить в 0,2-процентном растворе хлорамина на 1,5 часа.

Игрушки (резиновые, целлулоидные), которыми пользовался изолированный больной, замачивают в дезинфицирующем растворе. Игрушки мягкие, из папье-маше, книжки, картинки сжигают.

После установления диагноза дифтерии проводится заключительная дезинфекция санитарно-эпидемиологической станцией с последующей уборкой помещения, назначается карантин.

7. Учитывая высокую заразительность кори, группа детей, имевшая общение с больным, практически должна считаться зараженной. Детей надо подвергать самой строгой изоляции от других групп (отдельная приемная, вход, заклеивание щелей в дверях с двух сторон бумагой в два слоя и т. д.). Заключительная дезинфекция не проводится. Помещение подвергается уборке и, что особенно важно, усиленному проветриванию.

В случае заноса кори в детские учреждения та группа, которая находилась в контакте с больными детьми, ставится на карантин только при наличии в ней восприимчивых к кори детей (не болевших, не привитых). Срок карантина зависит от принятых мероприятий: если всем детям проведена активная иммунизация, то срок карантина ограничивается 17 днями с момента прививки; при проведении хотя бы у части детей пассивной профилактики гамма-глобулином срок удлиняется до 21 дня, считая с момента последнего заболевания. Дети, соприкасавшиеся с больными корью, не болевшие и не привитые ранее и не имеющие клинических противопоказаний, подлежат в срочном порядке прививкам коревой вакциной. Дети, встречавшиеся с заболевшим и в день прививки случайно не оказавшиеся в детском учреждении, должны быть привиты на дому.

В связи с реферированием учебной и научной литературы, а так же электронных источников по теме «Инфекционные детские заболевания: скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха, дифтерия, коклюш, ОРВИ» можно сделать следующие выводы:

1. Детские инфекции – это группа инфекционных заболеваний, которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребенку и способных приобретать эпидемическое распространение (то есть обретать вспышечный или массовый характер).

2. Детские инфекции не случайно выделены в особую группу. Во-первых, этими инфекционными заболеваниями болеют дети раннего и дошкольного возраста, во-вторых, все они являются чрезвычайно заразными, поэтому заболевают практически все кто имел контакт с больным ребенком, а в-третьих, почти всегда после перенесенной детской инфекции формируется стойкий пожизненный иммунитет.

3. Инфекционные болезни возникают в результате проникновения в организм человека бактерий, вирусов, грибов, микроплазм и хламидий.

4. Иммунная система (иммунитет) — комплекс процессов, которые направлены на постоянство внутренней среды организма, препятствуют проникновению заразных и других чужеродных агентов.

5. Почти при всех детских инфекционных заболеваниях микробы и вирусы (возбудители болезни) находятся у больного на слизистых оболочках носа, глотки, зева и верхних дыхательных путей. При разговоре, кашле, чиханье вместе с мельчайшими капельками слюны и мокроты возбудители болезни рассеиваются в воздухе и, попадая в организм здорового ребенка, заражают его.

6. Все взрослые и детские инфекционные заболевания протекают циклично. Различают пять периодов протекания болезни: 1-й период инфекционного заболевания — скрытый (инкубационный). 2-й период инфекционного заболевания — продромальный, или начало болезни. 3-й период инфекционного заболевания — разгар заболевания. 4-й период инфекционного заболевания — затихание болезни. Этот период самый опасный, так как именно сейчас могут выявиться осложнения.

7. Основными симптомами детских инфекций, требующих обращения к врачу это: Высокая температура тела. Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость ребенка, потеря аппетита). Появление сыпи. Рвота и выраженная головная боль.

8. После перенесенных детских инфекционных заболеваний развивается иммунитет, поэтому повторное инфицирование происходит крайне редко.

9. Основой профилактики инфекционных заболеваний у детей является:

1) Укрепление организма ребенка и повышение его сопротивляемости к инфекциям (гигиена, закаливание, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание).

2) Своевременное обращение к врачу при первых симптомах инфекции.

3) Специфическая профилактика детский инфекций — вакцинация. При многих детских инфекциях вакцинация введена в Национальный календарь прививок – корь, краснуха, дифтерия, полиомиелит, эпидемический паротит, гепатит В). В настоящее время созданы вакцины и при других инфекциях (ветряная оспа, менингококковая инфекция, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция). Вакцинация — единственный способ защиты от ряда заболеваний, которые невозможно вылечить другими средствами или само лечение может вызвать осложнение. Если мама ребенка когда-то болела ими, то первые 3-6 месяцев жизни доношенный ребенок может быть защищен материнскими антителами, которые попали к нему через плаценту во время беременности и через грудное молоко. У недоношенных детей и детей на искусственном вскармливании такой защиты нет. Поскольку возможность заболеть из-за контактов с другими людьми велика, очень важно прививать малышей с самого раннего возраста.

Список используемой литературы

  1. Учебная и научная литература:
  1. Барычева, Л. Ю. Острые респираторные инфекции у детей: клиника и лечение. – М.: Издательский центр «Феникс», 2012. — 220 с.
  2. Булкина И.Г. «Инфекционные болезни». – М.: Издательский центр «Феникс», 2011 – 356 с.
  3. Зименко В.В. Педиатрия. Домашний медицинский справочник. Серия «Медицина для Вас». Ростов м/Д Феникс, 2012:-352 с.
  4. Покровский В.И. «Профилактика инфекционных заболеваний». – М.: Издательский центр «Москва», 2011 – 225 с.
  5. Румянцев, А. Г. Профилактика и контроль инфекционных заболеваний в первичном звене здравоохранения. – М.: Издательский центр –«Медпрактика», 2007. — 528 с.
  6. Учайкин, В. Ф. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей. – М.: Издательский центр «Москва: ГЭОТАР-Медиа», 2007. — 688 с.

источник