Меню Рубрики

Дифтерия правила забора мазка

Цель: собрать материал для бактериологического ис­следования.

— стерильные пробирки с сухими ватными тампона­ми (2 шт.),

— стерильный шпатель в лотке,

— бланк-направление в лабораторию,

Обязательное условие: забор материала из зева про­водить натощак, до орошения или полоскания горла

.Подготовка к процедуре

1. Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, полу­чить согласие. Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре. 2. Подготовить необходимое осна­щение. Выписать направление в лабора­торию. Обеспечение четкости выполне­ния процедуры. 3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки Обеспечение инфекционной безопасности. 4. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н» , «3» (нос, зев). Создание удобства при прове­дении процедуры. 5. Усадить ребенка лицом к источ­нику света и при необходимости зафиксировать его с помощью по­мощника: а) ноги ребенка помощник обхва­тывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует од­ной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку. Необходимое условие для про­ведения процедуры.

Выполнение процедуры

6. Извлечь ватный тампон из пробир­ки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в кото­рую он вмонтирован. Маркировка «Н» означает — нос . 7. Большим пальцем левой руки при­поднять кончик носа ребенка Обеспечение доступа к слизис­той оболочке носовых ходов. 8. Осторожно ввести тампон враща­тельными движениями в один но­совой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам. Условие, обеспечивающее эф­фективность проведения проце­дуры. 9. Собрав материал, поместить там­пон в пробирку, не касаясь ее кра­ев. Обеспечение достоверности результата исследования. 10. Попросить ребенка широко от­крыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую по­лость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхнос­ти десен до места окончания зу­бов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень язы­ка и резко нажать на него. Обеспечение доступа к зеву . 11. Извлечь ватный тампон из про­бирки, маркированной знаком «3», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. Маркировка «3» означает – зев. 12. Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта. 13. Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка — мин­далина — язычок — дужка — мин­далина Примечание: при наличии плен­ки в зеве и подозрении на дифте­рию — материал собирать на гра­нице здоровой и пораженной тка­ни. Максимальное скопление диф­терийных палочек отмечается в данных участках. 14. Извлечь тампон из ротовой по­лости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. Обеспечение достоверности результата.

Завершение процедуры

15. Вымыть и обработать антисепти­ческим материалом руки в перчат­ках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной бе­зопасности. 16. Отправить материал в бактерио­логическую лабораторию в сопро­вождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в термостате или в сумке с грелками). Обеспечение достоверности ис­следования.

Забор материала на коклюш

( метод кашлевых пластинок)

Цель:собрать материал для бактериологического исследования

чашка Петри с питательной средой КУА;

стерильный шпатель в лотке;

— бланк — направление в баклабораторию;

Обязательное условие: забор материала производится натощак или через 2-3 часа после еды.

Подготовка к процедуре

Выполнение процедуры

Завершение процедуры

Этапы проведения: Обоснование
1. Объяснить ребёнку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения. 2. Подготовить необходимое оснащение. 3. Выписать направление в баклабораторию. 4. Поставить стеклографом номер на чашке Петри, соответствующий номеру в направлении. 5. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. 6. Усадить ребёнка лицом к источнику света, при необходимости зафиксировать его при помощи помощника: А – усадить ребёнка на колени к помощнику, помощник охватывает ноги ребёнка своими ногами. Б – руки и туловище ребёнка помощник фиксирует, обхватив правой рукой. В – голову помощник держит, положив ладонь левой руки на голову ребёнка. Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании. Обеспечение чёткости проведения процедуры. Обеспечение инфекционной безопасности. Необходимое условие для проведения процедуры.
1.Взять чашку Петри и при появлении кашля открыть её, поднести ко рту ребёнка вертикально на расстоянии 5-10 см ото рта, улавливая 5-6 кашлевых толчков. Примечание: при отсутствии кашля вызвать кашлевой рефлекс, надавив шпателем на корень языка 2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в термостат с температурой 36-37 0 С Во время кашля во внешнюю среду выделяется большое количество возбудителя коклюша. Возбудитель не летуч. Возбудитель не устойчив во внешней среде.
1. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках. 2. Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки. 3. Записать результат 4. Немедленно отправить материал с направлением в баклабораторию Обеспечение инфекционной безопасности. Документирование результатов исследования. Обеспечение достоверности исследования

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8250 — | 7220 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Диагностика дифтерии часто вызывает затруднения. Это связано с тем, что заболевание имеет разнообразные формы проявления. Мазок на дифтерию – это бактериологический метод исследования, который является основным в лабораторной диагностике. Анализ позволяет выделить дифтерийную палочку (Corinebacterium diphtheriae) из очага поражения, определить ее тип и токсигенность (свойство палочки продуцировать экзотоксины в окружающую среду).

Независимо от выявленного очага поражения при подозрении на дифтерию мазок берется из зева и носа. Это необходимо для того, чтобы выявить комбинированные формы заболевания. Для бактериологического анализа берут слизь и пленки.

Нельзя допускать попадание крови в исследуемый биоматериал, так как она обладает бактерицидными свойствами. Это может исказить результаты анализов.

Бактериологический метод – это выделение в чистом виде дифтерийной палочки путем посева материала, взятого у пациента, на специальные питательные среды. В лаборатории изучают свойства патогенного микроорганизма и дают заключение. До того как забирать материал, нельзя проводить лечение антибактериальными препаратами.

Бактериологическое исследование имеет один недостаток. Он связан с тем, сколько делается анализ. Продолжительность исследования на дифтерию в среднем составляет 2-3 суток. Для того, чтобы результативность метода была максимальной, материал после взятия необходимо доставить в лабораторию как можно быстрее.

Для бактериологического анализа собирают слизь из стенок слизистой горла, а также пленки. Важным условием является взятие материала натощак. Лучше всего его сдавать с утра после сна. Если пациент поел, то ротовую полость следует прополоскать от остатков пищи, а анализы брать спустя 2 часа.

Мазок из зева на дифтерию нужно брать аккуратно. Во время забора материала нельзя касаться слизистых оболочек ротовой полости, языка, зубов. В этих местах часто находятся ложнодифтерийные палочки. По своему строению и биохимическим свойствам они очень схожи с настоящим возбудителем дифтерии. Если в области горла и миндалин есть налет, то мазок нужно брать по его краям.

Алгоритм взятия мазка на дифтерию из зева:

  1. Для забора слизи из горла используют сухие стерилизованные тампоны из ваты или марли. Их наматывают на палочку из нержавеющей стали или дерева и помещают в стерильную пробирку.
  2. Перед тем как собрать материал, тампон увлажняют с помощью физиологического раствора (NaCl 0,9%).
  3. Забор слизи осуществляется в положении сидя или лежа.
  4. Пациента просят максимально широко открыть рот. Для фиксации языка его зажимают шпателем, придавливая книзу и кпереди.
  5. С осторожностью, не касаясь стенок рта, вводят тампон и собирают весь интересующий для исследования материал. Налет собирают на границе с пораженными участками слизистой, так как там наибольшая концентрация дифтерийной палочки.

Перед тем как взять мазок из носа на дифтерию, носовые ходы необходимо тщательно прочистить путем высмаркивания или применяя сухие ватные палочки (специальные фитили). Если в носу есть корочки, то их необходимо удалить с осторожностью, чтобы не повредить слизистую и не вызвать капиллярное кровотечение.

Тампон для взятия материала из носа готовится по такому же принципу, как и тампон для зева, только он меньшего размера. Вводить его нужно медленно и аккуратно, так, чтобы каждая сторона тампона касалась всех стенок носового хода.

У пациентов мазок из зева и носа на дифтерию берут вместе и отправляют в лабораторию. Для более точного диагноза посевы проводят незамедлительно и сразу на нескольких питательных средах.

Для культивирования дифтерийной палочки посев производят на среды Костюковой (жидкая) и Клауберга (плотная). В их состав входит гелурит натрия и калия, а в плотной среде также содержится гемолизированная кровь и эритроцитарная масса.

На среде Костюковой рост дифтерийной палочки выглядит в виде повсеместного потемнения, на среде Клауберга возбудитель заболевания растет в виде темных или черных полосок.

Если в ходе лабораторных исследований токсигенность выделенной палочки подтверждена, то диагноз на дифтерию положительный. Если выделенный возбудитель оказался нетоксигенный, то окончательный диагноз выносится на основе клинических симптомов болезни.

В норме у здорового человека дифтерийная палочка не присутствует в слизистой зева и не обнаруживается при бактериологическом исследовании.

Анализ на дифтерию не всегда может быть точным. На его результативность влияют такие факторы:

  • несоблюдение правил взятия мазков из носа и зева;
  • прием антибактериальных средств, сульфаниламидных препаратов;
  • несвоевременная доставка взятого материала в лабораторию (с момента взятия прошло более 2-3 часов), после истечения этого срока в биоматериале начинает размножаться сапрофитная (сопутствующая) микрофлора, постепенно развиваются аутолитические процессы, что губительно отражается на дифтерийной палочке.

Мазки на выявление дифтерии берут не только у пациентов с клиническими проявлениями заболевания. Анализы также проводят людям, контактировавшим с больным для своевременного выявления инфекции. Бактериологическое исследование в обязательно порядке назначают пациентам после проведенного лечения для контроля эффективности медикаментозной терапии.

источник

ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

Забор материала для уточнения диагноза.

здоровые дети перед оформлением в ДДУ, дети- больные ангиной, скарлатиной, дифтерией, дети контактные с инфекционными заболеваниями, с заболеваниями органов дыхания, ЦНС.

Стерильные пробирки («зев», «нос») с сухими тампонами, штатив, шпатель, направление, перчатки, дез. раствор.

Подготовка: Забор материала проводится натощак, до орошения или полоскания горла; ребенка усадить или уложить перед источником света.

Подготовка к процедуре:

объяснить цель и ход предстоящей процедуры ,получить информированное согласие на ее проведение.

Пробирки маркируют (из зева, из носа). Пишут направление с указанием: Ф. И. ребенка, возраст, место жительства или палата, название посылаемого материала, цель исследования и дата.

Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.

Забор производят, как правило, из зева и носа.

Пациента просят откинуть голову назад и закрыть глаза.

При хорошем освещении осматривают, пользуясь шпателем, горло.

Медсестра берет в левую руку шпатель, прижимает им корень языка ребенка, а правой рукой извлекает из пробирки («зев») тампон, и очень осторожно (чтобы не коснуться щек, языка), касается слизистой миндалин на границе налета, дужек, задней стенки глотки. Опускает тампон в пробирку, стараясь не касаться наружной стенки пробирки

Для взятия мазка из носа берут из пробирки «нос» стерильный тампон правой рукой, первым пальцем левой руки слегка приподнимают кончик носа. Осторожно, не касаясь наружной поверхности носа, вводят тампон сначала в один, а потом в другой носовой ход. Взятый материал опускают в пробирку.

Не следует касаться тампоном языка, щек или зубов.

При заборе материала используется предварительно прогретая угольная транспортная среда Эймса, срок доставки в лабораторию не более 48 часов при температуре 20-25 °С.

На бланке направления указывают противомикробные препараты, которые пациент недавно получал. На маркировке указывают, откуда взят материал, фамилии пациента дату и время взятия материала, подозреваемую инфекцию, особенно вызываемую С. diphtheriae (необходимы два тампона — зев и нос).

Окончание процедуры:

Обработать руки в перчатках дез. раствором.

Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Отправить материал и направление в бактериологическую лабораторию.

Осложнения: Повреждение слизистой оболочки.

При дифтерии в атипичных (т.е. редких локализаций)формах забор материалов

Дифтерия носа протекала в атипичной,(катаральной и катарально-язвенной)- отечность, гиперемию, кровоточивость слизистой. На слизистой носовой перегородки наблюдали эрозии, афты или корочки. На границе перехода слизистой носа в кожу наружного отверстия носа определяли инфильтрацию, гиперемию,эрозии или корочки

Дифтерия кожи .-Атипичная форма протекала в виде экземы,импетиго, гнойничковых сыпей

Дифтерия кожи.-Это крайне редкая локализация

Брать надо аккуратно не повреждая лишний раз язвы и не вызывая кровоточивости.

Как проводится процедура

Бояться ее совсем не стоит. Все, что требуется от пациента – это подставить свой нос и открыть рот, чтобы медсестра взяла образцы инструментом, напоминающим ватную палочку. В носовой ход эта палочка погружается не более, чем на 2 см, так что никаких повреждений она вызвать не способна, мазок из зева тоже берется очень осторожно, поэтому особенно неприятных ощущений ожидать не стоит: ну, может, будет легкий дискомфорт, но никак не рефлекторная рвота или что-то подобное.

После взятия материала «палочка» будет помещена в специальную транспортную среду и отправлена в лабораторию, а пациенту только и останется, что дождаться результатов.

Правила взятия и доставки крови для проведения лабораторных исследований методом ИФА на ВИЧ-инфекцию и СПИД-индикаторные заболевания.

Читайте также:  Где поставить прививку от кори дифтерии

Взятие крови производится из локтевой вены в чистую сухую пробирку в количестве 3-5 мл. У новорожденных можно брать пуповинную кровь с указанием об этом в направлении. Полученный материал не рекомендуется хранить более 12 часов при комнатной температуре и более 1 суток в холодильнике при +4-8 0С. Наступающий гемолиз может повлиять на результаты анализа. В случае невозможности доставки материала в течение суток следует сразу после взятия крови отобрать из нее сыворотку. Сыворотка отделяется центрифугированием. Отделенная сыворотка переносится в чистую (лучше стерильную) пробирку, флакон или пластиковый контейнер, и в таком виде она может храниться до 7 дней при температуре +4-8 0С. На пробирке следует указать порядковый номер, фамилию и инициалы пациента, в строгом соответствии с направлением. Для транспортировки в КДЛ диагностики ВИЧ штативы с пробирками помещают в термоконтейнер, легко подвергающийся дезинфекции. Полученный материал в КДЛ диагностики ВИЧ доставляет медицинский персонал, прошедший специальный инструктаж в установленном порядке.

Обменный журнал и направление оформляются строго по форме №264/у-88 разборчивым почерком, с четким указанием на какие виды исследований направляется материал; зачеркивать, вносить в направление изменения, поправки категорически запрещено! Обменный журнал и направление помещают в полиэтиленовый пакет и доставляют вместе с образцами крови. При доставке сыворотки по запросу и ИЗв сопроводительных документах необходимо выделять такие образцы пометкой «ПОВТОР», при невозможности взятия второй порции сообщить письменно (!).

источник

Показания. Бактериологическому исследованию подлежат: 1) с диагностической целью больные с подозрением на дифтерию ежедневно в течение 3-х дней с момента обращения; больные с налетом на миндалинах, дужках, язычке, с подозрением на паратонзиллит, паратонзилярный абсцесс, инфекционный мононуклеоз, стенозирующий ларинготрахеит – однократно; 2) по эпидемическим показаниям все контактные – однократно; 3) с профилактической целью вновь поступающие в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с поражением центральной нервной системы, санатории для детей с туберкулезной интоксикацией, психоневрологические санатории – однократно. Исследование направлено на выделение возбудителя и идентификацию его патогенных признаков, включая токсигеннность.

Аппаратура, инструментарий, медикаменты:

· исследуемый материал (слизь и пленки с миндалин, ротоглотки, носа, глаза, уха, раны, кожи, влагалища, пупочной ранки);

· стерильные ватные сухие тампоны или стерильные тампоны, смоченные 5 % раствором глицерина в физиологическом растворе с рН 7,6;

· среды обогащения, питательные среды;

· стерильные шпатели, проволочки, деревянные палочки, пробирки, предметные стекла;

· биксы, теплая грелка или сумка-«термос».

Техника выполнения

Для взятия материала используют стерильные сухие ватные тампоны, а при транспортировке в жаркое время – тампоны, смоченные 5 % раствором глицерина на физиологическом растворе. Материал с миндалин и носа берут отдельными тампонами, натощак или не ранее, чем через 2 ч после еды, при хорошем освещении с использованием шпателя, не касаясь тампоном языка, слизистой щек и зубов.

При наличии налетов материал берут с границы пораженной и здоровой ткани, слегка нажимая на них тампоном. Исследуют пленки с миндалин, гортани и других участков. При редких локализациях дифтерии – поражениях глаза, уха, раны и т.д. – берут материал из мест поражения, а также из зева и носа.

После забора материала на посев его необходимо немедленно доставить в лабораторию. Эффективность бактериологического метода зависит от длительности периода между забором материала и посевом. Положительные результаты высоки при посеве у постели больного и маловероятны при посеве через 2-3 ч после забора материала.

Собранный из мест поражения материал засевают на элективные среды (Леффлера, Клауберга) и помещают в термостат при 37 о С. Предварительный ответ об обнаружении бактерий, подозрительных на дифтерию, выдают через 24-48 ч, а окончательный – через 48 ч (культура токсигенная) или через 72 ч (культура нетоксигенная). Токсигенность коринебактерий дифтерии определяют на плотных питательных средах методом преципитации в геле по Оухтерлони.

Для предварительной ориентации можно проводить микроскопию мазков с целью получения немедленного ответа. Для приготовления мазка-отпечатка необходимо приготовить чистое, обезжиренное эфиром предметное стекло. Ватный тампон, укрепленный на деревянной палочке или металлической проволочке, увлажняют изотоническим раствором хлорида натрия и вводят в носовой ход (или со слизистой небных миндалин), делают несколько вращательных движений. После этого тампон помещают на предметное стекло и производят отпечатки. В мазках при микроскопии обнаруживают попарно под углом друг к другу расположенные палочки-возбу­дители заболевания.

Дата добавления: 2016-01-07 ; просмотров: 2858 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Оснащение: две стерильных пробирки с ватными тампонами, стерильный штапель

Выполнение процедуры: Объясните пациенту суть и необходимость процедуры. Усадите его лицом к источнику света. Затем взять тампон в правую руку, а в левую – шпатель Попросить пациента открыть рот. Шпателем фиксировать корень языка, чтобы был доступ к миндалинам. Тампоном снять налет или слизь с миндалин на границе пораженного участка. Поместить тампон в стерильную пробирку или сделать посев на кровяной агар . Вторым стерильным тампоном взять слизь из левой и правой половины носа и поместить во вторую стерильную пробирку или сделать посев на кровяной агар.

Материал берется натощак или через 3 часа после еды. К пробиркам прилагается направление, где отмечается номер пробирки, фамилия, имя, возраст, домашний адрес (или название учреждения), цель обследования (диагностическая, по эпидпоказаниям, профилактическое обследование), дата и время взятия материала.

14.Продемонстрируйте технику взятия биологического материала из носоглотки на менингококк.

Оснащение: стерильный изогнутый под углом 130 0 тампон, вмонтированный в стерильную пробирку, чашку Петри с сывороточным агаром, стерильный шпатель. Оформите направление в бактериологическую лабораторию.

Слизь из носоглотки берется натощак или через 3 часа после еды. Усадите пациента лицом к источнику света и предложите широко открыть рот. Левой рукой нажмите шпателем на корень языка. Правой рукой введите тампон в полость рта пациента изогнутым концом вверх, заведите его за мягкое небо и проведите 2-3 раза по задней стенке глотки тампоном. Извлеките тампон осторожно, не касаясь слизистой щек, языка, миндалин. Произведите сразу посев взятого материала на чашку Петри с питательной средой. При посеве материал вотрите в поверхность на небольшом участке 1×2 см среды всеми сторонами тампона, затем этим же тампоном засейте штрихами с отрывом по всей площади чашки. Сверху на штрихи положите диски с ристомицином или линкомицином. Засеянные чашки немедленно помещают в термостат при температуре 37 0 С и доставляют в лабораторию, тщательно защищая от охлаждений, применяя грелки с температурой +35+38 0 С.

15.Продемонстрируйте технику взятия биологического материала из носа и зева на респираторные вирусы.

Оснащение: два стерильных тампона, пробирки с транспортной средой, стерильный шпатель.

Выполнение процедуры:

Мазок из полости носа забирают сухими стерильными ватными тампонами. Тампон ввести легким движением по наружной стенке носа на глубину 2-3 см до нижней раковины. Затем тампон слегка опустить книзу, ввести в нижний носовой ход под нижнюю носовую раковину, сделать вращательное движение и удалить вдоль наружной стенки носа. Мазок берётся из обеих полостей носа. Тампоны погрузить в стерильную пробирку с 3 мл транспортной среды (фосфатно-солевой буфер или физ.раствор), отломать концы палочек и плотно закрыть пробкой.

Из ротоглотки мазки берут сухими стерильными ватными тампонами вращательными движениями с поверхности миндалин, нёбных дужек и задней стенки ротоглотки. Тампоны погрузить в стерильную пробирку с 3 мл транспортной среды (фосфатно-солевой буфер или физраствор), отломать концы палочек и закрыть пробкой.

16. Охарактеризуйте обязанности медсестры при подготовке пациента к проведению люмбальной пункции.

Взятие ликворапроизводят как можно раньше, до начала антибиотикотерапии. Производит данную манипуляцию врач.

Оснащение:— стерильные: лоток, иглу для спинномозговой пункции, шприц на 5-10 мл, 2% раствор новокаина 5-10 мл, ватные шарики, 3-5 пробирок, одну стерильную, пинцет, салфетки;

70% спирт, йодную настойку, штатив для пробирок, емкость с дезинфицирующим раствором, лоток для сброса.

Манипуляцию проводить лучше натощак. Пациента укладывают на каталку на правый бок. Одной рукой сгибают голову пациента к груди, а другой рукой обхватывают бедра, прижимают их к животу и выгибают спину пациента кзади. Поясничную область по ходу позвоночника и вокруг него дезинфицируют йодной настойкой, а затем спиртом. Место введения иглы определяют горизонтальной линией, соединяющей гребешки обеих подвздошных костей, которую проводят ватным тампоном, смоченным в йодной настойке. Во время манипуляции медицинская сестра находится перед пациентом, чтобы своевременно отметить изменения сознания пациента, реакцию зрачков и т.д. Закончив забор ликвора, к месту прокола прикладывают стерильный тампон и заклеивают салфеткой или лейкопластырем. После проведения пункции пациент должен в течение часа лежать на животе в постели со щитом без подушки. Строгий постельный режим соблюдают не менее суток.

Следует помнить, что при взятии ликвора нельзя касаться краев канюли иглы, краев пробирки, не переливать жидкость через край. При невозможности доставить материал сразу же в лабораторию, пробирки хранят в термостате при температуре 37 0 С, но не более 18 часов.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник

Мазок из ротоглотки берется натощак или не ранее, чем через 2 часа после еды.

Приготовить шпатель, стерильные ватные тампоны в пробирках с ватными пробками. Для приготовления тампонов используют алюминиевую проволоку или деревянные палочки, на один конец которых накручивают слой ваты (120 мг на тампон), тампоны монтируют в пробирки с ватными пробками. Если посев материала производится быстро, то слизь забирают сухими тампонами. При транспортировке на дальние расстояния (свыше 3 часов) применяют тампоны, опущенные в пробирки со средой обогащения, или тампоны, смоченные 5% раствором глицерина.

Больного усадить лицом к свету, попросить открыть рот. Вынуть из пробирки палочку с тампоном, взять ее в правую руку. Шпателем, находящимся в левой руке, прижать корень языка.

Тампоном, не касаясь языка, слизистой щек и зубов (чтобы на тампон не попала слюна), слегка нажимая, провести по миндалинам на границе наложений и здоровой ткани (при обследовании на коринебактерии) и по лакунам (при обследовании на флору), затем тампон опустить в стерильную пробирку и закрыть пробкой.

При обследовании на коринебактерии дифтерии, помимо мазка из ротоглотки, берется мазок из носа (стерильный тампон поочередно вводят в оба носовых хода, вращательными движениями забирая слизь со средней и задней трети слизистой носа). При подозрении на дифтерию другой локализации (глаза, уха, кожи, влагалища) отдельным тампоном берут мазок с пораженных участков на границе здоровой и поврежденной ткани.

При взятии слизи сухими тампонами пробирки с тампонами немедленно отправляют в бактериологическую лабораторию.

При длительной транспортировке (свыше 3 часов) тампон немедленно погружают в пробирку со средой обогащения и в таком виде доставляют в лабораторию.

При транспортировке тампонов в зимнее время следует избегать их переохлаждения, поэтому пробирку закутывают в слои ваты или помещают в сумку – термостат.

На каждой пробирке четко пишется порядковый номер, указывается место взятия материала («зев», «нос» и т.д.). К пробиркам прилагается список, где отмечается номер пробирки, фамилия, имя, возраст ребенка, домашний адрес (или название учреждения), цель обследования (диагностическая, по эпидпоказаниям, профилактическое обследование), дата и время взятия материала.

По требованию врача может быть сделана предварительная бактериоскопия мазка с тампона, при этом немедленно выдается результат. Например: «При прямой бактериоскопии мазка обнаружены палочки, подозрительные на дифтерийные».

При обследовании на коринебактерии дифтерии посев материала производится на чашку Петри с кровяным теллуритовым агаром, среда должна быть комнатной температуры. Площадь чашки разделяется на две равные части (площадки для посева материала из зева и носа). На нижней наружной части чашки карандашом подписывают: зев, нос, номер анализа, дата посева.

При обследовании мазка на флору посев делают на всю площадь чашки, содержащей кровяной агар.

При посеве сухим тампоном материал втирается в среду со всех сторон тампона на участке площадью 2 × 3 см 2 , затем этим же тампоном материал растирается штрихами. При обследовании на коринебактерии дифтерии половина чашки Петри засевается слизью из ротоглотки, а другая половина – слизью из носа.

После посева чашки незамедлительно ставят в термостат (при температуре 37 0 ) на 24 часа при обследовании на коринебактерии дифтерии, и на 48 часов — при обследовании на флору.

Предварительный ответ бактериологического обследования на коринебактерии дифтерии выдается через 48 – 72 часа. Он формулируется так: «В посевах материала из ротоглотки обнаружены бактерии (колонии), подозрительные на дифтерийные, исследование продолжается». При отсутствии подозрительных колоний выдается отрицательный окончательный результат.

При обнаружении дифтерийных колоний через 24 часа окончательный ответ выдается через 72 – 96 часов от момента забора материала. При использовании среды обогащения срок выдачи ответа отодвигается на 24 часа. Формулировка окончательного ответа: «Выделена токсигенная коринебактерия гравис ( митис или интермедиус)».

Во всех случаях обнаружения дифтерийных микроорганизмов лаборатория извещает учреждение, из которого направлен анализ, а также районного эпидемиолога.

Окончательный результат исследования мазка на флору выдается через 5 дней.

источник

Целью мазка из зева является определение микрофлоры. Он проводится при воспалительных заболеваниях. Для проведения процедуры необходимы:

  • обеззараженная мензурка с пробкой, через которую пропущен стержень с ватным тампоном на конце;
  • чистый шпатель;
  • направление в лабораторию для проведения бактериологических исследований.

Рассмотрим алгоритм взятия мазка из зева и носа.

Читайте также:  Где можно заразиться коклюшем дифтерией столбняком

Полость рта тщательным образом осматривается. Первым делом обратите внимание на зев, язык, миндалины. Определяется то место, из которого берется отделяемое для проведения исследования.

Придерживать пробку с осторожностью, извлекать стержень из мензурки, не прикасаясь к ее наружным стенкам и окружающим предметам.

Затем пробирку помещают в штатив. Так берется мазок из зева и носа на стафилококк.

Первым, вторым и третьим пальцами левой руки взять чистый шпатель и сказать пациенту, чтобы он открыл рот. Шпателем прижать язык, вставить тампон в ротовую полость и снять отделяемое с конкретного места.

Быстро и осторожно вытащить тампон из ротовой полости и, не прикасаясь к наружным стенкам мензурки и окружающим предметам, опустить его в пробирку.

Точное время, когда взято отделяемое, указывается в направлении.

Не позднее 2-х часов с момента забора необходимо доставить мензурку с направлением в лабораторию.

Результаты исследования подклеить в историю болезни.

Целью мазка из носа является исследование микрофлоры слизистой.
Оно проводится при наличии инфекционных заболеваний, относящихся к верхним дыхательным путям.
Для проведения процедуры необходимы:

  • стерильная мензурка с пробкой, через которую пропущен стержень с ватным тампоном на конце, c маркировкой «Н»;
  • направление в лабораторию на бактериологические исследования;
  • держатель.

Техника взятия мазка из зева и носа довольно проста.

Для проведения бактериологического исследования необходимы мазки из зева и носа. Они отражают как качественные, так и количественные показатели микрофлоры, которая находится на слизистой ротоглотки и носоглотки. Врач может диагностировать инфекционное заболевание при наличии болезнетворного микроорганизма, а также определяет чувствительность микробов к действию ряда антибиотиков.

Зачем может понадобиться мазок из зева и носа на стафилококк? Об этом далее.

Исследование назначается при следующих патологиях:

  • тонзиллит, который появляется при активации стрептококка;
  • болезнь фурункулез, которая развивается из-за размножения стафилококков;
  • дифтерия и подозрения на нее, когда нужно выявить бациллы Леффлера;
  • простудные заболевания;
  • подозрение на ларингит и мононуклеоз.

Кроме того, диагностику микрофлоры проводят с целью профилактики для того, чтобы выявить людей, которые переносят бактерии после произошедшего контакта с заболевшим человеком. Зачастую человеку назначают проведение мазка на стафилококк, когда он устраиваются на работу в лечебные учреждения, детские сады, заведения общественного питания. Беременных женщин обследуют для того, чтобы установить риск развития заболевания. Специальная подготовка к мазку из зева и носа не требуется.

На слизистой оболочке ротоглотки и носоглотки находится огромное количество микроорганизмов, которые могут быть как полезными, так и болезнетворными. Однако они не всегда вызывают различные заболевания. Главным показателем является их количество.

В определенных условиях, в частности, когда снижается иммунитет на фоне острой респираторной вирусной инфекции, общего переохлаждения организма, обостренного хронического заболевания, происходит появление болезнетворных бактерий. Они начинают размножаться интенсивными темпами.

При отсутствии заболевания в мазках могут присутствовать такие виды микроорганизмов, как стрептококки, непатогенные нейссерии, кишечная палочка, менингококки, кожный стафилококк, бактероиды, псевдомонады, дифтероиды, актиномицеты, клебсиеллы пневмонии, грибки и другие бактерии.

При условиях, благоприятных для бактерий, относительно-болезнетворные микробы в состоянии вызывать различные недуги. Также болезни могут получить свое развитие при первичном заражении организма, появляясь на слизистых оболочках верхних респираторных путей.

К микроорганизмам, которые в состоянии спровоцировать развитие отклонений, следует отнести пневмококк, гемолитический стрептококк, менингококк, золотистый стафилококк, бордетеллу, бациллы Леффлера, листерию, бранхамеллы, гемофильную палочку.

Алгоритм взятия мазка из зева и носа должен обязательно выполняться.

Для того чтобы получить максимально точные результаты исследования, обязательным является соблюдение следующих рекомендаций:

  • за семь дней до сбора материала прекратить прием антибактериальных препаратов;
  • использовать полоскание или спрей с противомикробным действием запрещается за два дня до диагностики;
  • проводить анализ необходимо только на голодный желудок;
  • перед проведением исследования не следует чистить зубы, пить воду.

Если вы будете придерживаться перечисленных правил взятия мазка из зева и носа, то результат будет верный.

  1. Усадить пациента и попросить его слегка поднять голову.
  2. Из штатива берется мензурка левой рукой, а извлекают стержень с тампоном правой. Сделать это необходимо очень аккуратно, не прикасаясь тампоном к окружающим предметам.
  3. Склянку ставят в штатив.
  4. Приподнять левой рукой кончик носа пациента и легкими вращательными движениями правой руки в нижний носовой ход ввести тампон на глубину 2 сантиметра.
  5. Извлечь тампон и быстро опустить в мензурку.
  6. Отправить пробирку в лабораторию для бактериологических исследований.

Алгоритм взятия мазка из зева и носа нужно хорошо изучить.

Исследования в лаборатории можно отнести к вспомогательным методам. Они являются одной из наиважнейших частей обследования пациента. В огромном количестве случаев данные, которые получены с помощью анализов в лаборатории, имеют определяющее значение для постановки диагноза. Результаты дополнительных исследований в большей массе зависят от правильности подготовки пациентов. Некоторые исследования можно проводить всем без исключения больным, а отдельные из них осуществляют в строгом порядке, в соответствии с показаниями и в зависимости от диагноза.

Мы рассмотрели алгоритм взятия мазка из зева и носа.

источник

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Для раннего выявления дифтерии требуется проведение бактериологического обследования в течение первых 12 часов следующим категориям пациентов: больным с налетами на миндалинах, ангиной, паратонзиллярным абсцессом, стенозирующим ларингитом, пленчатым налетом на слизистой носа, глаз, ушей, половых органов, раневой и ожоговой поверхностях, воспалительными изменениями в ротоглотке с отеком шейной клетчатки.

Мазок из ротоглотки берут утром до приема пищи, до чистки зубов и полоскания антисептиком или не ранее 2 часов после этих процедур.

Материал для исследования у пациентов с диагнозом «дифтерия» или «дифтерия?» берут из ротоглотки и носа, в остальных случаях достаточно мазка из ротоглотки. При подозрении на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне).

В случае выявления дифтерии других локализаций делается дополнительный посев с соответствующих очагов поражения (половых органов, кожи, глаз).

Бактериологическое обследование больных следует проводить до начала этиотропной терапии.

МАТЕРИАЛЬНОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

МИ: стерильные пробирки (1–3 шт.) с ватными тампонами (в биксе, крафтпакетах, однократного использования в упаковке); шпатель в упаковке; штатив для пробирок; контейнер для транспортировки пробирок; маркер по стеклу.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1. Подготовить рабочее место согласно Инструкции №1.

3.2. Проинформировать пациента (законного представителя) о необходимости выполнения процедуры.

3.3. Проверить оформление направления.

3.4. Отметить маркером по стеклу номер на пробирках, соответствующий номеру в направлении, указав место взятия материала.

3.5. При обследовании ребенка с дифтерией гортани взять дополнительную пробирку с глоточным тампоном и промаркировать.

3.6. Установить пробирки в штатив.

3.7. Провести гигиеническую антисептику рук. Надеть маску, перчатки.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.8. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник.

3.9. Извлечь тампон из пробирки с маркировкой «Нос» и ввести глубоко в носовой ход. При необходимости предварительно очистить нос от слизи.

3.10. Слегка прижать крыло носа и сделать несколько вращательных движений тампоном, стараясь взять не слизь, а поврежденные клетки слизистой оболочки.

3.11. Осторожно извлечь тампон, не касаясь кожи носа, и вернуть его в пробирку, не касаясь ее краев.

3.12. Предложить ребенку широко открыть рот. Извлечь тампон из пробирки с маркировкой «Ротоглотка». Шпателем прижать язык и по шпателю ввести тампон в ротоглотку. Тампон не должен соприкасаться со слизистой оболочкой рта и зубами.

3.13. Взять тампоном материал с миндалин и дужек на границе пораженного участка и здоровой слизистой, проникая под пленки.

3.14. Поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев.

3.15. Для взятия материала от пациента с дифтерией гортани взять пробирку с маркировкой «Гортань». Вынимая тампон, осторожно согнуть его о край пробирки под углом 135°.

3.16. Прижать язык шпателем. По шпателю ввести тампон в глотку.

3.17. Повернуть загнутый конец вниз и взять материал веерообразным движением, коснувшись 2–3 раза слизистой задней стенки глотки.

3.18. Осторожно извлечь тампон из ротоглотки, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов, вернуть в пробирку.

3.19. Пробирки с исследуемым материалом поместить в контейнер для доставки материала в лабораторию.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.20. Провести дезинфекционные мероприятия в соответствии с Инструкцией №2.

3.21. Направление поместить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет. Номер в направлении и на пробирке должен соответствовать номеру в регистрационном журнале.

3.22. Транспортировать взятый материал в контейнере в бактериологическую лабораторию 1 .

3.23. Снять перчатки, провести гигиеническую антисептику рук.

Примечание 1: доставка материала в лабораторию должна производиться не позднее 2 часов после взятия материала. При использовании пробирок с транспортными средами материал можно хранить в течение 24 часов при комнатной температуре в защищенном от света месте

ИНСТРУКЦИЯ № 29

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА КОКЛЮШ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Обследованию подлежат: 1) пациенты с диагнозом «коклюш» или «коклюш?»; 2) дети, бывшие в контакте с больным коклюшем, при наличии у них кашля; 3) бактерионосители после их санации.

Наиболее часто возбудитель высевается в первые 2 недели заболевания. Взятие материала производят натощак или через 2–3 ч после еды, полоскания полости рта антисептическими растворами. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения. Результат посева получают через 72 ч.

Бактериологическое обследование больных коклюшем проводится в отделении инфекционного стационара. Обследование детей, контактировавших с пациентом, заболевшим коклюшем, осуществляется в территориальных бактериологических лабораториях.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МИ: стерильная пробирка с транспортной средой с глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне) однократного использования в упаковке; чашка Петри с питательной средой; шпатель в упаковке; штатив для пробирок; контейнер для транспортировки пробирок; грелка с теплой водой; термометр для воды; маркер по стеклу.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1. Подготовить рабочее место согласно Инструкции №1.

3.2. Проинформировать пациента (законного представителя) о необходимости выполнения процедуры.

3.3. Проверить оформление направления.

3.4. Отметить маркером по стеклу номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении.

3.5. Установить пробирку в штатив.

3.6. Заполнить грелку теплой водой (температура воды 40°), обернуть пеленкой, уложить ее на дно контейнера для транспортировки пробирок.

3.7. Провести гигиеническую антисептику рук. Надеть маску, перчатки.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.8. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник.

3.9. Взятие материала с помощью глоточного тампона (1-ый метод):

3.9.1. предложить ребенку широко открыть рот;

3.9.2. извлечь из пробирки с транспортной средой тампон, осторожно согнув его о край пробирки под углом 135°;

3.9.3. прижать язык шпателем и по шпателю ввести тампон в глотку, повернуть загнутый конец вниз и веерообразным движением, коснувшись 2–3 раза слизистой глотки, взять материал. Осторожно извлечь тампон, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов.

3.9.4. Не касаясь краев пробирки, вернуть тампон в пробирку с транспортной средой.

3.10. Взятие материала с помощью метода «кашлевых пластинок» (2-ой метод):

3.10.1. Взять чашку Петри. При появлении кашля открыть ее и держать на расстоянии 10–12 см от рта пациента, улавливая 8–9 кашлевых толчков. При отсутствии кашля вызвать кашлевую реакцию, надавливая шпателем на корень языка.

3.10.2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в контейнер. При непродолжительном кашле у детей грудного возраста процедуру с чашкой Петри можно повторить.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.11. Провести дезинфекционные мероприятия в соответствии с Инструкцией №2.

3.12. Направление поместить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет. Номер в направлении и на пробирке должен соответствовать номеру в регистрационном журнале.

3.13. Срочно транспортировать взятый материал в контейнере в бактериологическую лабораторию 1 .

3.14. Снять перчатки, провести гигиеническую антисептику рук.

источник

Показания.Обследованию с целью своевременного выявления больных дифтерией, а также носителей токсигенного штамма BL подлежат: 1) пациенты с диагно­зом «дифтерия» или «дифтерия?»; 2) реконвалесценты дифтерии; 3) бактерионосители токсигенного штамма после их санации; 4) больные с ангинами, назофарингитом при наличии налетов, стенотическим ларинготрахеитом, мононуклеозом, паратонзиллярным абсцессом; 5) дети и взрослые, общавшиеся с источником инфек­ции; 6) дети, вновь поступающие в детские дома, шко­лы-интернаты, специализированные учреждения для детей с поражением ЦНС, туберкулезом; 7) дети, подле­жащие оперативному вмешательству по поводу лор-па­тологии.

Общие сведения.Материал для исследования у всех пациентов берут из ротоглотки и носа стериль­ными тампонами на деревянных палочках. В случае вы­явления дифтерии других локализаций делается допол­нительный посев с соответствующих очагов поражения (гортани, половых органов, кожи, глаз). При подозре­нии на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне, изогнутый на расстоянии 1,5—2 см от нижнего конца под углом 135°).

Бактериологическое обследование больных жела­тельно проводить до начала этиотропной терапии. При наличии налета материал забирают на границе пора­женного участка и видимо здоровой ткани, частично проникая под налет, что увеличивает вероятность вы­деления возбудителя.

Мазок из ротоглотки (гортаноглотки, гортани) бе­рут утром до еды, чистки зубов, полоскания антисепти­ческими растворами или не ранее 2 ч после этих процедур.

Доставка материала в лабораторию должна произ­водиться не позднее 3 ч после взятия материала. При его транспортировке на дальние расстояния применя­ют среды обогащения или тампоны, смоченные в растворе глицерина 5% с раствором на­трия хлорида 0,9%. Предварительный результат бактерио­логического исследования получают на 2-е сутки, окон­чательный — на 4-е.

Оснащение рабочего места:1) стерильные пробир­ки (2 шт.) с ватными тампонами на деревянном стержне в биксе или крафт-пакетах; 2) шпатель в упа­ковке; 3) бикс для транспортировки пробирок, штатив, пеленка, термометр; 4) маркер по стеклу; 5) перчатки меди­цинские, маска; 6) инструментальный столик; 7) бланк-направления; 8) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Читайте также:  Препарат для лечения дифтерии

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть маску, пер­чатки.

5. Обработать инструментальный столик дезинфи­цирующим раствором и поставить на него необходимое оснащение.

6. Отметить маркером по стеклу номер на пробирках, со­ответствующий номеру в направлении, указав место взятия материала.

При обследовании ребенка с дифтерией гортани взять дополнительную пробирку с глоточным тампо­ном и промаркировать.

7. Установить пробирки в штатив.

8. Усадить ребенка к источнику света и предложить широко открыть рот. Детей младшего возраста фикси­рует помощник.

Основной этап выполнения манипуляции.9. Из­влечь тампон из пробирки с маркировкой. Шпателем прижать язык и по нему ввести тампон в ротоглотку.

10. Взять тампоном материал с миндалин и дужек на границе пораженного участка и здоровой слизистой, проникая под пленки. Тампон не должен соприкасаться со слизистой оболочкой рта и зубами.

11. Поместить тампон в пробирку, не касаясь ее на­ружной стенки.

12. Извлечь другой тампон из пробирки и ввести глубоко в носовой ход. При необходимости предварительно очистить нос от слизи.

13. Сделать не­сколько вращатель­ных движений, стара­ясь взять не слизь, а поврежденные клетки слизистой оболочки.

14. Осторожно из­влечь тампон, не каса­ясь кожи носа. Аналогично выполнить взятие материала из другого носового хода. Поместить тампон во вторую пробирку.

15. Для взятия мате­риала от больного диф­терией гортани взять пробирку с маркиров­кой

16. Прижать язык шпателем и по нему ввести там­пон в глотку.

17. Повернуть загнутый конец вниз и взять матери­ал веерообразным движением, коснувшись 2—3 раза слизистой глотки.

18. Осторожно извлечь тампон из ротоглотки, не ка­саясь слизистой оболочки рта и зубов, вернуть в соот­ветствующую пробирку.

Заключительный этап выполнения манипуляции.19. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки. Вымыть и просу­шить руки, обработать кремом при необходимости.

20. Пробирки с исследуемым материалом поместить в бикс, на дне которого находится пеленка, смоченная дезинфицирующим раствором.

21. Направление поместить в полиэтиленовый (кле­енчатый) пакет.

22. Транспортировать взятый материал в биксе в бактериологическую лабораторию.

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА ПАЛОЧКУ БОРДЕ-ЖАНГУ

(на сестринском посту в инфекционном стационаре)

Показания.Обследованию подлежат: 1) пациенты с диагнозом «коклюш» или «коклюш?»; 2) дети, бывшие в контакте с больным коклюшем, при наличии у них кашля; 3) выявленные бактерионосители после их са­нации.

Общие сведения.Наиболее часто возбудитель вы­севается в первые 2 недели заболевания. Взятие мате­риала производят натощак или через 2—3 ч после еды, полоскания полости рта антисептическими раствора­ми. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения, поэтому чашки Петри и пробирки транспортировать срочно между слоями пеленки в биксе, на дне которого находится грелка с водой тем­пературы 37 — 38 °С. Результат посева получают через 72ч.

Бактериологическое обследование больных коклю­шем проводится в отделении инфекционного стациона­ра. Обследование детей, контактировавших с больным коклюшем, осуществляется в территориальных бакте­риологических лабораториях.

Оснащение рабочего места:1) стерильные пробир­ки с глоточными тампонами (ватные тампоны на ме­таллическом стержне, изогнутые на расстоянии 1,5 — 2 см от нижнего конца под углом 135°) в биксе или крафт-пакетах; 2) две чашки Петри с питательной сре­дой; 3) шпатель в упаковке; 4) бикс для транспортиров­ки пробирок, пеленка, грелка, термометр; 5) маркер по стеклу; 6) перчатки медицинские, маска; 7) инструмен­тальный столик; 8) лоток; 9) бланк-направление; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки, маску.

5. Обработать инструментальный столик дезинфи­цирующим раствором и поставить на него необходимое оснащение. Выложить на обеззараженный лоток (в бикс) грелку в пеленке, две чашки Петри, пробирку с глоточным тампоном, шпатель в упаковке.

6. Отметить маркером по стеклу номер на чашках Петри, пробирке, соответствующий номеру в направлении и журнале. В предбокснике надеть второй медицинский халат.

7. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фик­сирует помощник.

Основной этап выпол­нения манипуляции. Взя­тие материала с помо­щью глоточного тампо­на (1-й метод). 8. Пред­ложить ребенку широко открыть рот. Прижать язык шпателем и по нему ввести тампон в глотку, повернуть загнутый ко­нец вниз и веерообраз­ным движением, коснув­шись 2—3 раза слизистой глотки, взять материал. Осторожно извлечь тампон, не касаясь слизистой обо­лочки рта и зубов.

9. Произвести посев материала на чашку Петри с подогретой питательной средой.

Метод «кашлевых пластинок» (2-й метод). 8. Взять вторую чашку Петри. При появлении кашля открыть ее и держать на расстоянии 10—12 см от рта больного, улавливая 8—9 кашлевых толчков. При отсутствии ка­шля вызвать кашлевую реакцию, надавливая шпателем на корень языка.

9. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в бикс (лоток) на грелку. При непродолжительном кашле у детей грудного возраста процедуру с чашкой Петри можно повторить.

Заключительный этап выполнения манипуляции.10. В предбокснике обработать дезинфицирующим раствором лоток (бикс), снять второй халат, вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчат­ках, снять перчатки. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

11. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

12. Срочно транспортировать взятый материал в биксе (лотке) на грелке в бактериологическую лабора­торию.

КАЛА НА ПАТОГЕННУЮ КИШЕЧНУЮ ФЛОРУ (ПКФ)

Показания.Обследованию подлежат: 1) больные острой кишечной инфекцией (ОКИ) или с подозрени­ем на нее; 2) реконвалесценты ОКИ; 3) бактерионоси­тели после санации; 4) дети, бывшие в контакте с ис­точником ОКИ; 5) госпитализируемые дети до 2 лет; 6) дети, поступающие в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с пора­жением ЦНС, туберкулезом и другие учреждения за­крытого типа.

Общие сведения.Существует два основных метода взятия материала на ПКФ: с помощью ректального тампона и нативного материала.|Кал для бактериологи­ческого исследования собирают из обеззараженного и тщательно отмытого от дезинфектанта горшка, у детей младшего возраста — с пеленки. Для повышения высеваемости возбудителей кишечных инфекций кал на по­сев рекомендуется брать до начала этиотропной тера­пии, лучше в первые часы заболевания. Взятие матери­ала производят из свежевыделенных испражнений, вы­бирая слизь, фибринные пленки, гнойные комочки, прожилки крови, содержащие наибольшее количество возбудителя, но без сгустков крови, так как кровь бак­терицидна и задерживает рост микробов.

Забор кала производят в стерильные флаконы (про­бирки) с консервантом (раствор глицерина 30% в растворе натрия хлорида 0,9%) и до отправки в лабораторию хранят в холодильнике.

Срок доставки материала в лабораторию — не позд­нее 2 ч после забора. При невозможности своевремен­ной доставки он помещается в холодильник при темпе­ратуре +4 °С и направляется на исследование не позд­нее 12 ч после забора. Окончательный результат посе­ва получают на 4—5-е сутки.

Оснащение рабочего места:1) стерильные пробир­ки с ватными тампонами на деревянном (металличес­ком) стержне в биксе или крафт-пакетах; 2) флакон или пробирка со стерильным консервантом (раствор хлорида натрия 0,9% или раствор глицерина 30% в растворе хлорида натрия 0,9%); 3) стериль­ный флакон с крышкой; 4) стерильные стержни (шпа­тели, колпачки от игл, деревянные или стеклянные палочки) в крафт-пакете; 5) бикс для транспортировки, штатив, пеленка; 6) маркер по стеклу; 7) перчатки медицин­ские; 8) инструментальный столик; 9) бланк-направле­ние; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.

6. Написать маркером по стеклу номер на пробирке (фла­коне), соответствующий номеру в направлении и жур­нале.

Основной этап выполнения манипуляции. Взятие материала методом ректального тампона (1-й ме­тод). 7. Извлечь из пробирки стерильный тампон. Соблюдая условия стерильности, ввести тампон в пробирку (флакон) с консервантом и смочить его.

8. Уложить ребенка раннего возраста на спину, старшего — на левый бок. Пальцами левой руки раз­двинуть ягодицы, правой рукой осторожно, без наси­лия, вращательно-поступательными движениями ввес­ти тампон в прямую кишку, детям раннего возраста на глубину 3—4 см, старшим детям на глубину 6—8 см.

9. Извлечь тампон и вернуть в стерильную пробир­ку, не касаясь ее краев. Пробирку поставить в штатив для исследуемого материала.

Взятие нативного материала (2-й метод). 7. От­крыть стерильный флакон, оставив резиновую (пласт­массовую) пробку внутри колпачка из крафт-бумаги.

8. Взять кал стерильным стержнем (шпателем, кол­пачком от игл, деревянной или стеклянной палочкой). Поместить их в стерильный флакон.

9. Залить кал во флаконе консервантом в объеме, в 2 — 3 раза превышающем объем кала. Закрыть флакон стерильной пробкой и колпачком.

Заключительный этап выполнения манипуляции.10. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

11. Поставить в бикс на пеленку, смоченную дезин­фицирующим раствором, штатив с пробирками и фла­коны с исследуемым материалом. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

12. Временно, до отправки в лабораторию, помес­тить бикс в холодильник.

13. Транспортировать взятый материал в биксе в бактериологическую лабораторию.

ВЗЯТИЕ КАЛА НА ЯЙЦА ГЕЛЬМИНТОВ

Показания.Обследование детей при госпитализа­ции, поступлении в детское дошкольное учреждение, посещении плавательного бассейна, подозрении на гельминтозы, контрольном обследовании после дегель­минтизации, массовом обследовании детей дошколь­ных учреждений и первых 4 классов школ.

Общие сведения.При обследовании на аскаридоз, трихоцефалез ребенка высаживают на горшок или бе­рут кал с пеленки. Горшок должен быть чистый, пред­варительно обработанный кипятком. Кал берут из раз­ных мест чистой палочкой, колпачком от использован­ных игл, шпателем и помещают в баночку с широким горлом. В лабораторию материал доставляют в тече­ние 30 мин с момента взятия анализа. При обследова­нии на энтеробиоз материал берут липкой лентой с пе-рианальных складок (метод отпечатка). Обследование проводят рано утром, желательно сразу после сна. Ре­бенка не подмывают, чтобы не удалить с поверхности кожи яйца гельминтов.

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА ЭНТЕРОБИОЗ

Оснащение рабочего места:1) прозрачная липкая лента; 2) шпатель (деревянная палочка); 3) предмет­ные стекла; 4) маркер по стеклу; 5) ножницы; 6) лоток; 7) перчатки медицинские; 8) инструментальный сто­лик; 9) бланк-направление; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.

6. Поставить маркером по стеклу номер на предметном стекле, аналогичный номеру в направлении и журнале.

Основной этап выполнения манипуляция.7. Отре­зать кусок липкой ленты, соответствующий размеру предметного стекла или чуть меньше его.

8. Уложить ребенка, раздвинуть ягодицы (выполня­ется матерью или другим лицом).

9. К перианальной области приложить отрезок лен­ты, плотно прижать его шпателем (деревянной палоч­кой) и несколько раз провести по ленте.

10. Перенести липкую ленту на предметное стекло. Положить его на лоток.

Заключительный этап выполнения манипуляции.11. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

12. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

13. Транспортировать предметные стекла на лотке (в биксе) в лабораторию.

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА АСКАРИДОЗ И ТРИХОЦЕФАЛЕЗ

Оснащение рабочего места:1) чистый горшок или пеленка; 2) стеклянная баночка с широким горлом; 3) чистый шпатель (деревянные палочки, колпачки от использованных игл); 4) маркер по стеклу; 5) перчатки меди­цинские; 6) бланк-направление; 7) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.

6. Поставить маркером по стеклу номер на стеклянной баночке, соответствующий номеру в направлении и журнале.

Основной этап выполнения манипуляции.7. Произ­вести общий осмотр кала.

8. Взять деревянной палочкой (колпачком от ис­пользованных игл, шпателем) кал из трех разных мест, в том числе из последней, более жидкой, порции кала.

9. Поместить в стеклянную баночку (флакон с ши­роким горлом), закрыть ее пробкой.

Заключительный этап выполнения манипуляции.10. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

11. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

12. Транспортировать взятый материал в лаборато­рию.

Инструкция по технике выполнения лечебных и диагностических процедур и манипуляций по дисциплинам «Сестринское дело в педиатрии», «Педиатрия» по специальностям 2-79 01 31 «Сестринское дело», 2-79 01 01 «Лечебное дело» разработана преподавателями педиатрии Минского государственного медицинского колледжа Н.В. Ежовой, С.Н. Ровиной.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

источник