Задание > ТЗ 118 Тема 1-12-3
Возбудитель брюшного тифа — это
Задание > ТЗ 119 Тема 1-12-3
Возбудитель брюшного тифа
+ растет на средах, содержащих желчь
Задание > ТЗ 120 Тема 1-12-3
Источник инфекции при брюшном тифе
Задание > ТЗ 121 Тема 1-12-3
Механизм заражения брюшным тифом
Задание > ТЗ 122 Тема 1-12-3
Ведущим в патогенезе брюшного тифа является поражением
+ лимфатического аппарата тонкой кишки
— центральной нервной системы
— лимфатического аппарата толстой кишки
Задание > ТЗ 123 Тема 1-12-3
Основные патоморфологические изменения при брюшном тифе локализуются в
Задание > ТЗ 124 Тема 1-12-3
Для брюшного тифа характерно поражение
— майснерова и ауэрбахова сплетения
— ретикулярной формации мозга
+ пейеровых бляшек и солитарных фолликулов
Задание > ТЗ 125 Тема 1-12-3
Продолжительность инкубационного периода при брюшном тифе составляет
Задание > ТЗ 126 Тема 1-12-3
Ведущими симптомами брюшного тифа является
— лихорадка в сочетании с трахеитом
— лихорадка и боли в животе
— длительная лихорадка гектического типа с ознобами
+ длительная лихорадка в сочетании с головными болями
— боли в животе, жидкий стул, повышение температуры
Задание > ТЗ 127 Тема 1-12-3
Характерным симптомом брюшного тифа является
— пульсирующая головная боль
Задание > ТЗ 128 Тема 1-12-3
Специфическим осложнением брюшного тифа является
Задание > ТЗ 129 Тема 1-12-3
Специфическим осложнением брюшного тифа является
Задание > ТЗ 130 Тема 1-12-3
Специфическим осложнением брюшного тифа является
— острая почечная недостаточность
Задание > ТЗ 131 Тема 1-12-3
Специфические осложнения (кровотечение, перфорация) при брюшном тифе чаще всего возникают на ### неделе
Задание > ТЗ 132 Тема 1-12-3
Наиболее типичным гематологическим признаком брюшного тифа является
— нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево
+ лейкопения с относительным лимфоцитозом
— ускорение СОЭ более 40 мм/ час
Задание > ТЗ 133 Тема 1-12-3
Специфическим для брюшного тифа является синдром ###
Задание > ТЗ 134 Тема 1-12-3
Для ранней диагностики брюшного тифа применяют
— реакцию непрямой гемагглютинации
Задание > ТЗ 135 Тема 1-12-3
Наиболее достоверным методом лабораторной диагностики брюшного тифа на первой неделе болезни является
— серологический анализ крови
+ бактериологическое исследование крови
— бактериологическое исследование мочи
— бактериологическое исследование кала
Задание > ТЗ 136 Тема 1-12-3
Основным препаратом для этиотропного лечения брюшного тифа является
Задание > ТЗ 137 Тема 1-12-3
Продолжительность лечения брюшного тифа составляет
— до нормализации температуры
— до получения отрицательного результата бактериологического анализа кала
+ до 10 дня нормальной температуры
Задание > ТЗ 138 Тема 1-12-3
Неверным по отношению к возбудителю дизентерии является следующее утверждение
относится к роду Shigella
— имеет вид палочки с закругленными концами
+ способен образовывать споры
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8576 — | 7059 — или читать все.
193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
источник
КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ
План лекции:
- Брюшной тиф
- Дизентерия
- Пищевые токсикоинфекции
- Ботулизм
- Вирусные гепатиты.
Брюшной тиф – острое инфекционное заболевание, характеризующееся длительной лихорадкой, симптомами общей интоксикации, наличием возбудителей в крови и язвенным поражением лимфатических узлов тонкого кишечника.
Этиология. Возбудителем брюшного тифа является грамм-отрицательная палочка Эберта, подвижная, благодаря жгутикам. Длительно сохраняется на льду и в воде (до 3-х месяцев), в молоке, на предметах ухода за больным и бытовой обстановке. Высушивание и прямой солнечный свет губительно действует на микробы. Дезинфицирующий раствор убивает возбудителя в течение нескольких минут.
Эпидемиология. Источником инфекции являются:
· Больной, с первого дня заболевания и в течение всей болезни, выделяющий микроб с калом, мочой, и реже, со слюной.
· Реконвалесценты (выздоравливающий) освобождаются от возбудителей брюшного тифа 1-2-ю неделю выздоровления. В редких случаях выделение палочки затягивается до 2-3-х месяцев.
· Хронические бактерионосители (3-5% от общего числа больных) выделяют микробы с калом, иногда с мочой в течение нескольких лет, а иногда всю жизнь.
Механизм передачи инфекции – фекально-оральный. Заражение происходит следующими путями:
· Пищевой путь. Возбудитель брюшного тифа может проникать в организм человека с зараженными продуктами питания. Инфицирование продуктов питания может происходить через загрязнённые возбудителем руки, от контакта с зараженными предметами обихода и почвой. Чаще всего причиной массового заражения является употребления молока и молочных продуктов, т.к. в них возбудитель не только сохраняется, но и размножается.
· Водный путь. Инфицирование происходит через воду, зараженную фекалиями больных или бактерионосителей при использовании её не только для питья, но и для мытья посуды, фруктов, овощей, при купании. При заражении водоёмов, являющихся источниками водоснабжения и проникновении инфекции в водопроводную сеть может возникнуть водная эпидемия.
· Контактный путь – через предметы быта (посуда, мебель, бельё, игрушки и др.), загрязнённых микроскопическими частицами кала больного при не соблюдении правил личной гигиены.
В летнее время заражение происходит через мух, способных на своих крыльях и лапках переносить микробов с заражённых объектов на продукты питания. Наибольшая заболеваемость приходится на летне-осенний период. После перенесенного заболевания возникает продолжительный иммунитет.
Попадая через рот в кишечник, возбудитель брюшного тифа по лимфатическим путям проникает в мезентериальные лимфатические узлы, где происходит его размножение. Затем, из лимфатических узлов он проникает в кровь и разносится по всему организму. С этого момента начинаются клинические проявления заболевания. Лимфатические образования тонкого кишечника (Пейеровы бляшки и солитарные фолликулы) набухают, некротизируются, некротизированные массы отторгаются и образуются язвы, которые затем заживают. Этот процесс может длится 2-4 недели. При гибели бактерий в организме накапливается эндотоксин, который оказывает токсическое воздействие на центральную нервную и сосудистую системы.
Клиническая картина. По тяжести течения различают лёгкую, среднюю и тяжёлую формы болезни. Бывают атипичные лёгкие формы. Инкубационный период в среднем 14 дней (от 7 до 25 дней). Обычно заболевание начинается постепенно: появляется слабость, головная боль, утомляемость, плохой аппетит. Температура тела постепенно нарастает (ступенеобразно) и к концу недели достигает 39-40° С. Высокая температура держится 2-3 недели, и к концу 3-4 недели достигает нормы. В течение 1-ой недели болезни самочувствие больного ухудшается: усиливается головная боль, появляется бессонница. Несмотря на высокую температуру, больной вял, заторможен, безучастен к окружающему. При осмотре больного в конце 1-ой недели отмечается утолщённый, обложенный белым налётом язык, отпечатками зубов по краям. При тяжёлой форме язык сухой, коричневого цвета, потрескавшийся. Живот вздут за счёт газов, при пальпации наблюдается урчание, увеличивается печень и селезёнка. Характерна задержка стула. У некоторых больных может быть понос. При поносе стул иногда напоминает гороховый суп. К 7-14-му дню усиливается общая интоксикация, заторможенность, возможно помрачение сознания, бред. Отмечается относительная брадикардия – отставание пульса от температуры тела (при температуре 39-40°С пульс остаётся 80-90 ударов в минуту). С 8-9-го дня болезни появляется розеолёзная сыпь. Высыпания располагаются на груди и животе. Розеолы представляют собой бледно-розовые пятна круглой формы диаметром 2-3 мм. При надавливании они исчезают, затем снова появляются после прекращения давления. Сыпь появляется толчкообразно в течение всего лихорадочного периода. Впервые появившиеся розеолы бледнеют и исчезают через 4-5 дней. На других местах появляются свежие высыпания. В картине крови при брюшном тифе наблюдается лейкопения с относительным лимфоцитозом, тромбоцитопения, а к концу болезни анемия. К концу 4-ой недели состояние больного улучшается, снижается температура, уменьшается головная боль, улучшается аппетит, нормализуется сон. Через 1-2 недели могут быть рецидивы (или возврат болезни). Все признаки болезни повторяются, но заболевание протекает легче и период болезни короче.
Клинику брюшного тифа отличает большое разнообразие как по тяжести, так и по продолжительности течения заболевания. Наряду с тяжёлым течением болезни встречаются лёгкие формы с едва заметным нарушением общего состояния и кратковременной незначительной температурной реакцией. С применением современных средств лечения течение брюшного тифа изменилось. Заболевание протекает легче, сократились сроки лечения (до 3-х недель) и смертность, уменьшилось количество осложнений.
Осложнения.Наиболее тяжёлые осложнения брюшного тифа – кишечное кровотечение и перфорация кишечника.
Кровотечение встречаются на 2-3-ей недели заболевания. При возникновении кровотечения больной бледен, на лбу выступает холодный пот, падает АД, возможно падение температуры тела, при массивном кровотечении может развиться коллапс. Появляется кровь в кале или он становится дёгтеобразным.
Перфорация (прободение) стенки тонкой кишки наблюдается на 9-15 день от начала болезни и связана с образованием в кишечнике язв. Проявляется перфорация с появлением сильнейших болей в животе, коллапсом и развитием напряжения мышц живота, определяемом при пальпации. Такому больному требуется срочная операция.
Диагноз основывается на клинических и эпидемиологических данных и подтверждается бактериологическим и серологическими исследованиями. Наиболее ценен посев крови на гемокультуру на протяжении всего лихорадочного периода. Наряду с исследованиями крови, проводят посев кала, мочи, желчи в те же сроки, а также перед выпиской из стационара для выявления бактерионосителей. С 8-9-го дня болезни появляются агглютинины (антитела) и диагноз может быть подтверждён реакцией агглютинации Видаля и другими серологическими реакциями.
Лечение. Все больные подлежат обязательной госпитализации в инфекционную больницу. Проводится антибактериальная терапия антибиотиками: левомицетином, ампициллином по 0,5 г 4 раза в сутки до нормализации температуры, и ещё два дня. А затем 8-10 дней по 0,5 г 3 раза в сутки. При интоксикации применяют внутривенное введение 5%-го раствора глюкозы, гемодеза и других препаратов. При необходимости назначают сердечно-сосудистые препараты. При кишечном кровотечении больному необходим покой, холод на живот, внутривенно вводят 5% — ю аминокапроновую кислоту – 100-200 мл, внутримышечно 1-2 мл 1% — го раствора викасола и 10% — го кальция глюконата. Можно переливать свежецитратную 1-групную кровь по 100 мл.
Больным назначают диету №4, в лихорадочном периоде пища должна быть щадящей, отварной, протёртой, легко усвояемой, с достаточным количеством витаминов, обильное питьё.
В течение всего периода болезни проводится текущая дезинфекция.
Профилактикабрюшного тифа предусматривает комплекс мер:
· Санитарный контроль за водоснабжением пищевыми предприятиями, за канализационными сооружениями, борьба с мухами и другие меры санитарно-гигиенического надзора за населёнными пунктами.
· Активное выявление бактерионосителей при обследовании лиц, работающих на пищевых предприятиях, в детских учреждениях и др.
· Эффективным средством профилактики является санитарно-просветительная работа среди взрослых и детей. Воспитание необходимых гигиенических навыков: мытьё рук после туалета и перед едой, овощей, фруктов, кипячение воды, взятой из открытых водоёмов, пользование отдельной посуды и др.
· Противоэпидемические мероприятия в очаге. Важнейшую роль в профилактике брюшного тифа играет своевременное выявление, изоляция и лечение больных и бактерионосителей. В помещении, где жил больной, проводится заключительная дезинфекция. Лица, которые были в контакте с больным, наблюдаются 21 день с обязательным 1-кратным бактериологическим исследованием кала.
· Вакцинация населения проводится по эпидемиологическим показаниям.
Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1101 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
источник
Методические указания на практическое занятие по учебной дисциплине «инфекционные болезни» тема: брюшной тиф, паратифы а, в и с составила: ассистент кафедры
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
(ГОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России)
«____» ______________ 2011 г.
д-р мед. наук, профессор _______________ А.В. Лепехин
Для студентов V курса педиатрического факультета
по учебной дисциплине “инфекционные болезни”
ТЕМА: БРЮШНОЙ ТИФ, ПАРАТИФЫ А, В и С
Актуальность темы занятия обусловлена распространенностью брюшного тифа, паратифов А и В в мире и России, их социальной значимостью для практического здравоохранения, полиморфизмом клинической симптоматики и сложным дифференциально-диагностическим поиском, обосновывающим необходимость детального изучения данных нозологических форм для врачей общей практики и специалистов различного профиля.
Студенты должны знать:
- эпидемиологические особенности брюшного тифа, паратифов А и В;
- основные аспекты патогенеза брюшного тифа, паратифов А и В;
- клинические классификации брюшного тифа, паратифов А и В;
- клиническую характеристику различных форм брюшного тифа, паратифов А и В;
- особенности клинического профиля брюшного тифа, паратифов А и В у детей;
- алгоритмы специфической и дифференциальной диагностики брюшного тифа, паратифов А и В;
- принципы комплексной терапии брюшного тифа, паратифов А и В;
- принципы диспансерного наблюдения реконвалесцентов при брюшном тифе, паратифах А и В;
- систему профилактических и противоэпидемических мероприятий при брюшном тифе, паратифах А и В.
Студенты должны уметь:
- собрать анамнез развития болезни и эпидемиологический анамнез;
- провести объективное обследование инфекционного больного;
- сформулировать предварительный диагноз брюшного тифа, паратифов А и В и определить объем лабораторных и инструментальных методов исследования;
- оценить результаты лабораторных и инструментальных методов исследования;
- провести дифференциальный диагноз с синдромосходными заболеваниями;
- сформулировать клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10;
- наметить основные направления терапии в соответствии с выявленной патологией;
- выделить основные профилактические и противоэпидемические мероприятия при брюшном тифе, паратифах А и В.
Перечень практических умений
- Сбор эпидемиологического анамнеза у больных брюшным тифом, паратифами А и В.
- Клиническое обследование больных с брюшным тифом, паратифами А и В.
- Составление плана обследования больного для установления нозологического диагноза.
- Освоение техники забора субстратов (кровь, ликвор и другие) больного для специфических исследований.
- Интерпретация данных анализа (биохимический, бактериологический) ликвора и результатов бактериологических, серологических и молекулярно-биологических исследований различных субстратов у больных брюшным тифом, паратифами А и В.
- Формулирование клинического диагноза.
- Составление плана лечения больного в соответствии с основными стандартами медицинской помощи при брюшном тифе, паратифами А и В.
^ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
- Современное состояние проблемы брюшного тифа, паратифов А и В.
- Этиология брюшного тифа, паратифов А и В.
- Эпидемиология брюшного тифа, паратифов А и В.
- Основные патогенетические и патоморфологические аспекты брюшного тифа, паратифов А и В.
- Клинические классификации брюшного тифа, паратифов А и В.
- Клиническая характеристика различных форм брюшного тифа, паратифов А и В.
- Осложнения и исходы брюшного тифа, паратифов А и В.
- Особенности клинического течения брюшного тифа, паратифов А и В у детей.
- Методы специфической диагностики брюшного тифа, паратифов А и В.
- Дифференциальный диагноз брюшного тифа, паратифов А и В в различные стадии инфекционного процесса.
- Принципы этиотропной терапии брюшного тифа, паратифов А и В.
- Диспансерное наблюдение реконвалесцентов при брюшном тифе, паратифах А и В.
- Система профилактических и противоэпидемических мероприятий при брюшном тифе, паратифах А и В.
^ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная
- Инфекционные болезни и эпидемиология : учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. М. : ГЭОТАР-МЕД, 2003. С. 230-242.
- Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей : учебник. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. С. 430-446.
- Шувалова Е.П. Инфекционные болезни : учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 2005. С. 70-87.
- Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни : учебник. М. : Медицина, 2003. С. 64-72.
- Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням : учебное пособие для студентов медицинских вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 2007. С. 217-229.
Дополнительная
- Постовит В.А. Брюшной тиф и паратифы А и В. Л. : Медицина, 1988. 237 с.
Нормативная
- СП 3.1.1.2137-06 от 16.11. 2006 г. Санитарные эпидемиологические правила. Профилактика инфекционных заболеваний. Кишечные инфекции. М., 2006. 14 с.
Материальное обеспечение
- учебники и атлас по инфекционным болезням
- схемы оформления микрокураторского листа и истории болезни инфекционных больных
- лекционный материал по теме “Брюшной тиф, паратифы А и В”
- методические указания для студентов на практическое занятие по теме “Брюшной тиф, паратифы А и В”
- комплект наглядных пособий для практических занятий (таблицы, схемы, диаграммы, муляжи и др.)
- комплект слайдов мультимедийной презентации
- комплект видеоматериалов
- комплект ситуационных задач
- комплект вариантов тестовых контрольных заданий
- тематические больные (с брюшным тифом, паратифами А и В и другими синдромосходными заболеваниями)
- технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор)
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ
- Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.
На этапе самоподготовки студенты изучают вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клинических проявлений, специфической диагностики, дифференциального диагноза, лечения и профилактики брюшного тифа, паратифов А и В.
В процессе подготовки к занятию необходимо использовать информацию, полученную при изучении фундаментальных учебных дисциплин (биология, нормальная и патологическая анатомия, топографическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, гистология и цитология, биохимия и молекулярная биология, микробиология и вирусология, иммунология, фундаментальные основы клинической медицины).
- ^ Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.
Методы реализации целевых установок подготовки к занятию:
- теоретическое изучение учебных вопросов с тезисным конспектированием в рабочих тетрадях, с использованием обязательных и дополнительных литературных источников, лекционного материала и электронных ресурсов;
- изучение компонентов методических указаний на практическое занятие для студентов;
- оформление рефератов и докладов к тематической конференции по брюшному тифу, паратифам А и В в рамках учебно-исследовательской работы;
- выполнение заданий для внеаудиторных занятий.
Рекомендуемые темы для реферативной работы
- особенности течения и лечения брюшного тифа у детей;
- особенности течения брюшного тифа на фоне описторхоза;
- неспецифические осложнения (пневмонии, менингиты, пиелиты, паротиты, стоматиты и др.) при брюшном тифе.
Задание для внеаудиторной работы
Составить таблицы для дифференциальной диагностики:
- брюшной тиф и инфекционные заболевания с синдромом экзантемы;
- брюшной тиф и инфекционные заболевания с лихорадочным синдромом;
- брюшной тиф и неинфекционные заболевания с лихорадочным синдромом;
- Задачи на предстоящее занятие.
Учебные вопросы занятия отрабатываются в процессе самостоятельной курации студентами тематических больных (в том числе и с синдромосходными заболеваниями), с оформлением микрокураторского листа, в котором фигурируют обоснование предварительного нозологического диагноза, планы обследования и лечения больного, алгоритм дифференциальной диагностики.
Практическое занятие включает клинический разбор пациентов с типичными клиническими проявлениями клещевых инфекций (с активным обсуждением студентами), а также освоение практических умений, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Педиатрия” в области учебной дисциплины “инфекционные болезни”.
Преподаватель осуществляет методологическое руководство работы студентов (контроль методики объективного осмотра пациента, оценка правильности интерпретации данных объективного обследования, лабораторных и инструментальных методов исследований, коррекция формулировки диагноза, плана лечения и программы диспансерного наблюдения).
Для выявления качества, глубины и объема усвоения темы используются контрольные ситуационные задачи и учебные игры.
В рамках учебно-исследовательской работы студентов – тематическая конференция по актуальным аспектам брюшного тифа, паратифов А и В (с предварительной внеаудиторной подготовкой рефератов и докладов).
- Вопросы для самоконтроля знаний:
- основные свойства возбудителей брюшного тифа, паратифов А и В;
- эпидемиологическая характеристика брюшного тифа, паратифов А и В (природные очаги, источники инфекции, механизм заражения и пути передачи инфекции, сезонность, восприимчивость);
- аспекты патогенеза брюшного тифа, паратифов А и В;
- клинические проявления различных форм брюшного тифа, паратифов А и В;
- осложнения и исходы брюшного тифа, паратифов А и В;
- специфические диагностические маркеры брюшного тифа, паратифов А и В;
- алгоритм дифференциальной диагностики брюшного тифа, паратифов А и В;
- алгоритмы этиотропной (препараты, схемы применения, продолжительность курса) и патогенетической терапии брюшного тифа, паратифов А и В;
- комплекс неспецифических и специфических профилактических мероприятий при брюшном тифе, паратифах А и В.
^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Классификация брюшного тифа
I. По типу:
- типичные формы;
- атипичные формы (стертая и субклиническая формы, протекающие с преимущественным поражением отдельных органов – пневмотиф, менинготиф, нефротиф, колотиф, холанготиф).
П. По характеру течения:
- гладкое;
- негладкое (обострения, рецидивы, осложнения, формирование хронического носительства).
III. По тяжести течения:
- легкая;
- среднетяжелая;
- тяжелая.
Диагностические критерии брюшного тифа
- характерный эпиданамнез при классическом варианте (при современном редко);
- постепенное начало при классическом варианте (быстрое ^разогревание при современном);
- познабливание и потливость при современном варианте (горячая сухая кожа при классическом);
- характерный внешний вид больных
- с бледностью лица (преимущественно при классическом варианте);
- вздутие живота (преимущественно при классическом варианте);
- увеличение печени и селезенки;
- проявления интоксикации — головные боли, нарушение сна, слабость;
- относительная брадикардия;
- язык с налетом у корня, отпечатками зубов на боковых поверхностях;
- отсутствие нейтрофильного лейкоцитоза и выраженного увеличения СОЭ. При классическом варианте, реже современном, лейкопения с относительным лимфомопоцитозом и эозинопенией;
- выделение возбудителя: бакпосевы (крови, испражнений, костного мозга, розеолы, желчи, спиномозговой жидкости, дуоденального содержимого, мочи), серологические исследования (реакция Видаля, диагностический титр РНГА с Н- и О-антигенами 1:160 – 1:320, Vi-антигеном 1:40 – 1:80 и выше, реакция Vi — агглютинации, иммуноферментный анализ (ИФА), реакция встречного иммуно-электрофореза (ВИЭФ), радиоиммунный анализ (РИА), реакция коагглютинации (РКА), реакция 0-агрегатгемагглютинации (0-АГА), ПЦР).
^ Диагностические критерии паратифов А и В
- особенности эпиданамнеза: более короткая инкубация – 7-12 дней, особенности нозогеографии паратифа А, бипатогенность S. paratyphi В, определяющая возможность заражения от животных алиментарным, реже контактным путем;
- начало всегда острое, лихорадка неправильного типа с быстрым разогреванием;
- характерны познабливание и потливость, отставание частоты пульса большей частью не регистрируется;
- проявления интоксикации выражены слабее;
- внешний вид больных характеризуется гиперемией лица;
- изменения картины языка и вздутие живота непостоянны;
- характерна ранняя (с 5-7-го дня болезни) полиморфная, розеолезная сыпь, обильная с повсеместным распространением;
- в первые дни болезни могут выявляться гастроинтестинальные (рвота, понос) и катаральные (кашель, заложенность носа, потливость) симптомы;
- при исследовании крови регистрируется лейкоцитоз. Отсутствуют закономерные изменения лейкоцитарной формулы;
- диагностический титр РНГА с эритроцитарными диагностикумами Н- и О-антигенами 1:160 – 1:320, Vi-антигеном 1:40 – 1:80 и выше с соответствующими группами сальмонелл – А, В и С, реакция Vi-агглютинации, иммуноферментный анализ (ИФА), реакция встречного иммуно-электрофореза (ВИЭФ), радиоиммунный анализ (РИА), реакция коагглютинации (РКА), реакция 0-агрегатгемагглютинации (0-АГА), ПЦР.
^ Диагностические критерии брюшного тифа
- характерный эпиданамнез при классическом варианте (при современном редко);
- постепенное начало при классическом варианте (быстрое ^разогревание при современном);
- познабливание и потливость при современном варианте (горячая сухая кожа при классическом);
- характерный внешний вид больных
- с бледностью лица (преимущественно при классическом варианте);
- вздутие живота (преимущественно при классическом варианте);
- увеличение печени и селезенки;
- проявления интоксикации — головные боли, нарушение сна, слабость;
- относительная брадикардия;
- язык с налетом у корня, отпечатками зубов на боковых поверхностях;
- отсутствие нейтрофильного лейкоцитоза и выраженного увеличения СОЭ. При классическом варианте, реже современном, лейкопения с относительным лимфомопоцитозом и эозинопенией;
- выделение возбудителя: бакпосевы (крови, испражнений, костного мозга, розеолы, желчи, спиномозговой жидкости, дуоденального содержимого, мочи), серологические исследования (реакция Видаля, диагностический титр РНГА с Н- и О-антигенами 1:160 – 1:320, Vi-антигеном 1:40 – 1:80 и выше, реакция Vi — агглютинации, иммуноферментный анализ (ИФА), реакция встречного иммуно-электрофореза (ВИЭФ), радиоиммунный анализ (РИА), реакция коагглютинации (РКА), реакция 0-агрегатгемагглютинации (0-АГА), ПЦР).
^ Диагностические критерии паратифов А и В
- особенности эпиданамнеза: более короткая инкубация – 7-12 дней, особенности нозогеографии паратифа А, бипатогенность S. paratyphi В, определяющая возможность заражения от животных алиментарным, реже контактным путем;
- начало всегда острое, лихорадка неправильного типа с быстрым разогреванием;
- характерны познабливание и потливость, отставание частоты пульса большей частью не регистрируется;
- проявления интоксикации выражены слабее;
- внешний вид больных характеризуется гиперемией лица;
- изменения картины языка и вздутие живота непостоянны;
- характерна ранняя (с 5-7-го дня болезни) полиморфная, розеолезная сыпь, обильная с повсеместным распространением;
- в первые дни болезни могут выявляться гастроинтестинальные (рвота, понос) и катаральные (кашель, заложенность носа, потливость) симптомы;
- при исследовании крови регистрируется лейкоцитоз. Отсутствуют закономерные изменения лейкоцитарной формулы;
- диагностический титр РНГА с эритроцитарными диагностикумами Н- и О-антигенами 1:160 – 1:320, Vi-антигеном 1:40 – 1:80 и выше с соответствующими группами сальмонелл – А, В и С, реакция Vi-агглютинации, иммуноферментный анализ (ИФА), реакция встречного иммуно-электрофореза (ВИЭФ), радиоиммунный анализ (РИА), реакция коагглютинации (РКА), реакция 0-агрегатгемагглютинации (0-АГА), ПЦР.
^ Дифференциальная диагностика брюшного тифа