Меню Рубрики

У больного с диагнозом брюшной тиф на 19 день болезни

Экзаменатор:

У пациента с диагнозом брюшной тиф на 19-й день болезни появились резкая слабость, головокружение, шум в ушах, температура тела 35,5 о С, лицо бледное, пульс 120 ударов в минуту слабого наполнения и напряжения, кал черный.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

Эталон ответ абилет 1

1. На­ру­шен­ные по­треб­но­сти: есть, пить, вы­де­лять, ра­бо­тать, об­щать­ся, под­дер­жи­вать нор­маль­ную тем­пе­ра­ту­ру те­ла.

^ Проблемы пациента: боли в животе, лихорадка, частый жидкий стул со слизью, беспокойство по поводу здоровья членов семьи, дефицит знаний, умений.

Приоритетная проблема: жидкий стул со слизью.

План Мотивация
1. Мед. сестра ознакомит пациента с правилами поведения в боксе (палате). Адаптация пациента к новым условиям
2. Выделит индивидуальный горшок (судно), предупредит о необходимости показывать стул мед. работнику. Для сбора материала на анализы, контроля за выделениями (качество, количество), текущей дезинфекции
3. Объяснит, как ухаживать за анусом, проверит понял ли ее пациент (проверит наличие у больного мыла, вазелина). Предупреждение осложнений, устранение дискомфорта
4. Обеспечит прием жидкости, расскажет как ее принимать (скорость, объем) с учетом назначений врача и состояния пациента. Борьба с интоксикацией и обезвоживанием
5. Расскажет о диете и объяснит ее значение. Удовлетворение потребностей в питании в соответствие с физиологическими возможностями
6. Расскажет о наблюдении мед. работниками за контактировавшими с больным родными. Устранить беспокойство родного
7. Продолжит наблюдение с отметкой в температурном листе за выделениями, температурой, внешним видом, состоянием, поведением больного. Предупреждение развития осложнений, коррекция лечения врачом
8. Выполнит назначения врача: возьмет материал для анализов (кал, моча), принесет лекарства и объяснит правила приема. Уточнение диагноза. Предупреждение осложнений, побочных, действий лекарств. Эффективность лечения
9. Обеспечит смену белья по мере его загрязнения. Проконтролирует проведение текущей дезинфекции. Соблюдение инфекционной безопасности

Эталон билет 2

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: есть , пить, выделять, работать, общаться, поддерживать нормальную температуру тела.

настоящие проблемы: тошнота, рвота, жидкий стул, боли в животе, лихорадка.

нотенциальные проблемы: риск развития обезвоживания организма.

Из данных проблем приоритетной является рвота.

2. Приоритетная проблема: рвота.

Краткосрочная цель: рвота прекратится после промывания желудка.

Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на чувство тошноты к моменту выписки.

План Мотивация
1. Приготовить все необходимое для промывания желудка и провести его по назначению врача. Для удаления остатков пищи, содержащих токсин из желудка.
2. Обеспечить больного обильным питьем в виде глюкозо — электролитных растворов » Регидрон». Для восстановления потерянной жидкости.
3. Придать удобное положение при рвоте и наблюдать за внешним видом, измерять АД, пульс. Для предупреждения аспирации рвотных масс и дальнейшего предупреждения развития обезвоживания.
4. Проводить текущую дезинфекцию. Для профилактики кишечных инфекций.
5. Обеспечить сбор рвотных масс и промывных вод желудка, кала. Для проведения бак. исследований.
6. Проводить обработку полости рта после каждой рвоты. Для поддержания гигиены полости рта.
7. Выполнение назначений врача. Для эффективного лечения.

Оценка: пациент отмечает исчезновение чувства тошноты и прекращение рвоты. Демонстрирует знания о мерах профилактики инфекции. Цель достигнута.

источник

У пациента сразу после введения противодифтерийной сыворотки внутрикожно, подкожно резко ухудшилось общее состояние: апатия, бледность кожных покровов, аритмичный нитевидный пульс, тоны сердца глухие, одышка. Температура 35,3º С.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода через носовой катетер.

1. У больного в результате введения противодифтерийной антитоксической сыворотки развилось осложнение: анафилактический шок.

2. Алгоритм действий медсестры:

уложить больного с приподнятым ножным концом освободить от стесняющей одежды;

немедленно вызвать врача, реанимационную бригаду через третье лицо;

при парентеральном введении лекарственного вещества, вызвавшего анафилактический шок, выше места введения нужно наложить жгут;

приготовить необходимые медикаменты, шприцы, системы;

обколоть место инъекции сыворотки, вызвавшей шок раствором 0,1% адреналина;

доступ свежего воздуха, по возможности провести ингаляцию увлажненным кислородом;

подготовить противошоковый набор «анфилактический шок», подготовить набор для интубации, ИВЛ;

следить за гемодинамикой, АД, пульсом, ЧД, состоянием кожных покровов;

обеспечить доступ лекарственных средств в вену.

3. Студент демонстрирует технику подачи кислорода через носовой катетер согласно алгоритму манипуляции:

осмотреть катетер, убедиться, что в нем отсутствуют трещины, т.к. может быть отрыв и аспирация (катетер должен быть стерильным);

определить длину вводимой части катетера (она должна быть равна расстоянию от крыла носа до козелка ушной раковины); убедиться, что увлажнитель наполнен водой;

очистить ватной турундой, смоченной в вазелиновом масле, полость носа;

прикрепить катетер к резиновой трубке аппарата Боброва;

обработать стерильным вазелиновым маслом стерильный катетер (или анестезирующей смесью раствора дикаина в глицерине);

ввести катетер по нижнему носовому ходу до задней стенки глотки на длину, определенную выше;

зафиксировать катетер на коже лица лейкопластырем;

открыть кран централизованной подачи кислорода или включите кислородный баллон.

катетер может находиться в носовой полости не более 12 часов;

кислород подается по графику, утвержденному врачом.

У пациента с диагнозом брюшной тиф на 19-й день болезни появились резкая слабость, головокружение, шум в ушах, температура тела 35,5 о С, лицо бледное, пульс 120 ударов в минуту слабого наполнения и напряжения, кал черный.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику применения пузыря со льдом.

1. У пациента вследствие возникновения брюшнотифозных язв в тонком кишечнике произошло кишечное кровотечение.

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

обеспечить строгий постельный режим с повернутой головой набок;

запретить прием через рот пищи и воды;

положить пузырь со льдом на брюшную стенку;

обеспечить централизованный подвод кислорода;

приготовить все необходимое для введения кровоостанавливающих средств:

аминокапроновую кислоту 5 %;

10 % раствор хлористого кальция.

Осуществлять контроль пульса и АД через каждые 30 минут.

3. Студент демонстрирует на муляже применение пузыря со льдом согласно алгоритму манипуляции:

— открыть крышку пузыря и положить в него кусочки льда, затем налить холодную ( -14 ‑ 16 о С) воду;

— положить пузырь со льдом на гладкую поверхность и завинтить крышку;

— обернуть пузырь салфеткой и положить его на нужный участок тела. По мере таяния льда воду сливать, а кусочки льда добавлять. Пузырь со льдом можно держать длительное время, но через каждые 20 — 30 минут его необходимо снимать на 10 — 15 минут.

Пациент С., 20 лет, доставлен в стационар машиной скорой помощи в первые сутки болезни с диагнозом «Менингококковая инфекция. Менигококкцемия». Заболел остро. Подъем температуры до 40 о С, во втором часу от начала болезни на коже нижних конечностей появилась сыпь, которая быстро нарастала.

Объективно: бледность кожных покровов, на конечностях, туловище обильная геморрагическая сыпь с элементами некротических участков, одышка, ЧДД 36 в минуту, пульс 110 ударов в минуту, АД 60/20 мм. рт.ст, диурез снижен, менингиальные знаки — отрицательные.

источник

ЗАДАЧА.У больного сразу после введения противодифтерийной сыворотки резко ухудшилось общее состояние: апатия, бледность кожных покровов, аритмичный нитевидный пульс, тоны сердца глухие, одышка. Температура 35,3º С.

1.Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи, обоснуйте каждый этап.

3.Продемонстрируйте технику подачи кислорода через носовой катетер

1. У больного в результате введения чужеродной противодифтерийной антитоксической сыворотки развилось осложнение: анафилактический шок.

2. Алгоритм действия медсестры:

§ уложить больного с приподнятым ножным концом;

§ при парентеральном введении лекарственного вещества, вызвавшего анафилактический шок, выше места введения нужно наложить жгут;

§ приготовить необходимые медикаменты, шприцы, системы;

§ место инъекции сыворотки, вызвавшей шок, обкалывают р-ром 0,1% адреналина или 0,1 % р-ром мезатона (0,5 — 1 мл в 5 — 10 мл физр-ра):

§ п/к 1 мл 0,1 % адреналина или 1 мл 1 % мезатона или 1 мл 5% эфедрина, повторно каждые 10 — 15 минут до выведения больного из тяжелого состояния;

§ одновременно капельно 30 мл преднизолона в 100 мл физр-ра;

§ в/в или в/м 1-2 мл 2% р-ра димедрола или супрастина, или 1,5 % дипразина;

§ в/в 10 мл 10 % р-ра хлористого кальция;

§ искусственное дыхание, ингаляция кислородом;

§ если развивается отек мозга, судороги вводят 10 мл 25 % р-ра магнезии в/м или в/в 50 мл р-ра глюкозы с 10 мл 5 % аскорбиновой кислоты;

§ при падении АД с самого начала установить систему для капельного вливания 1 мл норадреналина и строфантина 0,5 мл 0,05% ;

§ если состояние не улучшается, продолжать капельное вливание 5 % р-ра глюкозы 500мл, 250 мл гидрокартизона, 5 мл 0,1 % р-ра норадреналина или 5 мл мезатона;

3. Техника подачи кислорода через носовой катетер по алгоритму.

ЗАДАЧА.У больного с диагнозом » брюшной тиф » на 19 -ый день болезни появились резкая слабость, головокружение, шум в ушах, температура тела 35,5 о С, лицо бледное, пульс 120 ударов в минуту слабого наполнения и напряжения, кал черный.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику применения пузыря со льдом.

1. У данного больного вследствие возникновения брюшнотифозных язв в тонком кишечнике произошло кишечное кровотечение.

2. При кишечном кровотечении необходимо:

§ обеспечить строгий постельный режим с повернутой головой набок;

§ запретить прием через рот пищи и воды;

§ положить пузырь со льдом на брюшную стенку;

§ обеспечить централизованный подвод кислорода;

§ приготовить все необходимое для введения кровоостанавливающих средств:

§ аминокапроновую кислоту 5 %;

§ 10 % р-р хлористого кальция.

§ Осуществлять контроль пульса и АД через каждые 30 минут.

3. Техника применения пузыря со льдом.

ЗАДАЧА.Больной С., 20 лет, доставлен в стационар машиной скорой помощи на первые сутки болезни с диагнозом «Менингококковая инфекция. Менигококкцемия». Заболел остро. Подъем температуры до 40 о С, на второй час от начала болезни на коже нижних конечностей появилась сыпь, которая быстро нарастала. Объективно: бледность кожных покровов, на конечностях, туловище обильная геморрагическая сыпь с элементами некротических участков, одышка, ЧДД 36 в минуту, пульс 110 ударов в минуту, АД 50/20 мм. рт.ст, диурез снижен, менингеальные знаки — отрицательные.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте план неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику забора слизи из носоглотки на менингококк.

1. У больного развился инфекционно-токсический шок II степени (критерии оценки тяжести шока: частота пульса, величина АД,

диурез, наличие геморрагической сыпи на бледном фоне кожи).

2. При инфекционно-токсическом шоке необходимо:

§ уложить больного с приподнятым ножным концом;

§ дать увлажненный кислород через носовой катетер;

§ выполнить назначения врача;

3. Техника забора слизи из носоглотки на мениногококк.

ЗАДАЧА.Больной С., 38 лет, поступил в инфекционную больницу с диагнозом «Острая дизентерия, средней тяжести». При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью (выделения скудные, частота стула 9 раз), повышение температуры, общая слабость. Считает себя больным в течение одного дня. За 5 дней до заболевания ел немытые фрукты, купленные на рынке. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Жалуется на боль в животе, частый жидкий стул со слизью. В контакт вступает хорошо, выражает опасение за заражение кишечной инфекцией своей семьи. Объективно: температура 37,8 о С, ЧДД 17 в минуту, пульс 80 ударов в минуту, АД 120/80 мм рт.ст. Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, влажные, нормальной окраски. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Стул: бескаловый «слизистый». Диурез в норме.

бак. посев кала на шигеллы и сальмонеллы;

фуразолидон по 0,1 гр. 4 раза в день.

Получены данные лабораторного исследования: бак. исследования кала — выделена Sh.Sonnei.

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией..

3. Объясните пациенту, как подготовиться к ректороманоскопии.

4. Обучите пациента правилам личной гигиены для предупреждения развития кишечных инфекций.

5. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки.

1. Нарушенные потребности: есть, пить, выделять, работать, общаться, поддерживать нормальную температуру тела.

настоящая проблема: боли в животе, лихорадка, жидкий стул со слизью;

потенциальные проблемы: риск развития хронической дизентерии, риск развития дисбактериоза кишечника.

Из данных проблем приоритетной является: частый жидкий стул со слизью.

2. Приоритетная проблема: частый жидкий стул со слизью

Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение — стул будет оформленным через 3 дня.

Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб к моменту выписки.

План Мотивация
Наблюдение за стулом больного с отметкой в температурном листе. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. Для обеззараживания выделений.
Обеспечение приема легкоусвояемой пищи в небольшом количестве через каждые 3 — 4 часа. Для лучшего переваривания и усвоения пищи.
Обеспечение пациенту приема жидкости в большом количестве. Для уменьшения интоксикации.
Обеспечение обмывания теплой водой с мылом кожи перианальной области после каждого акта дефекации. Для предупреждения раздражения кожи.
Обучение пациента нанесению на перианальную область вазелина после каждого акта дефекации. Для обеспечения целостности кожных покровов, предупреждения раздражений.
Обеспечение смены постельного и нательного белья по мере загрязнения. Для поддержания личной гигиены больного.
Обеспечение пациента индивидуальным горшком, ширмой. Для создания пациенту условий для частого опорожнения кишечника и обеззараживания выделений больного.
Проведение беседы с родственниками об особенностях лечебного стола и характере передач. Для быстрейшего выздоровления и ограничения механической нагрузки на кишечник.
Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента. Для ранней диагностики и предупреждений развития осложнений.
Выполнение назначений врача. Для эффективного лечения.

Оценка: пациент отмечает нормализацию стула, демонстрирует знания о мерах профилактики инфекции. Цель достигнута.

Читайте также:  13 при подозрении на брюшной тиф кровь больного высевают на среду

3. Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом, способность доступно, грамотно и аргументировано объяснить ему сущность проведения личной гигиены.

4. Студент демонстрирует методику объяснения важности и необходимости проведения процедуры ректороманоскопии.

5. Техника взятия кала на бак. Исследования.

ЗАДАЧА.Больной С., 30 лет, поступил на лечение в инфекционный стационар с диагнозом » пищевое отравление». При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на тошноту, рвоту, жидкий стул, общую слабость, периодические боли в животе. Заболевание связывает с употреблением, накануне вечером, мясного салата, салат употребляла и жена, у которой тоже отмечается недомогание и расстройство стула. Объективно: температура 37,6 о С, положение в постели активное, кожные покровы чистые, сухие, язык сухой, живот мягкий, болезненный в эпигастрии, пульс 78 ударов в минуту, АД 110/60, стул обильный, без патологических примесей.

§ промывание желудка до чистых промывных вод;

§ забор рвотных масс промывных вод желудка и кала на бак. исследования;

§ обильное питье «Оралит» дробно.

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните пациенту о необходимости проведения промывания желудка.

4. Обучите пациента правильному проведению пероральной регидратации.

5. Продемонстрируйте на фантоме технику промывания желудка.

1. Нарушены потребности: есть , пить, выделять, работать, общаться, поддерживать нормальную температуру тела.

настоящие: тошнота, рвота, жидкий стул, боли в животе, лихорадка.

потенциальные: риск развития обезвоживания организма.

Из данных проблем приоритетной является рвота.

2. Приоритетная проблема: рвота.

Краткосрочная цель: рвота прекратится после промывания желудка.

Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на чувство тошноты к моменту выписки.

План Мотивация
1. Приготовить все необходимое для промывания желудка и провести его по назначению врача. Для удаления остатков пищи, содержащих токсин из желудка.
2. Обеспечить больного обильным питьем в виде глюкозо — электролитных р-ров » Регидрон». Для восстановления потерянной жидкости.
3. Придать удобное положение при рвоте и наблюдать за внешним видом, измерять АД, пульс. Для предупреждения аспирации рвотных масс и дальнейшего предупреждения развития обезвоживания.
4. Проводить текущую дезинфекцию. Для профилактики кишечных инфекций.
5.Обеспечить сбор рвотных масс и промывных вод желудка, кала. Для проведения бак. исследований.
6. Проводить обработку полости рта после каждой рвоты. Для поддержания гигиены полости рта.
7.Выполнение назначений врача. Для эффективного лечения.

Оценка: пациент отмечает исчезновение чувства тошноты и прекращение рвоты. Демонстрирует знания о мерах профилактики инфекции. Цель достигнута.

3. Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом, способность доступно, грамотно объяснить необходимость и сущность данной процедуры.

4. Студент демонстрирует правильно выбранную методику обучения пациента дробному питью для восстановления потерянной жидкости и уменьшения степени интоксикации.

5. Демонстрация техники промывания желудка по алгоритму.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

источник

Больной по специальности геолог. Два дня назад вернулся из командировки (был в Забайкалье). Заболел ночью: появился озноб, головокружение, сильные головные боли, тошнота, сильные боли в правом паху. Объективно: больной в бредовом состоянии, возбужден. Лицо гиперемировано, маскообразно. Температура тела 40,3 С. Язык густо обложен белым налетом. В правом паху опухолевидное образование величиной с кулак, кожа над образованием неподвижна, гиперемирована. Диагноз туляремия, бубонная форма. Задание:

1. Выявить проблемы пациента.

2. Составить план сестринского ухода

Эталон ответа №19 Настоящие проблемы: лихорадка, головная боль, тошнота, боли в мышцах и суставах, бессонница. Приоритетная проблема: опасность травмирования больной, в связи с нарушением психического статуса
План Мотивация
1. Мед.сестра ознакомить пациента с правилами поведения в боксе. Адаптация пациента к новым условиям.
2. Обеспечить индивидуальный пост Предупреждение травмирования больного
3. Обеспечить физический и психический покой. Эффективность лечения.
4.0беспечит прием пищи и жидкости с учетом назначений врача и состояния пациента. Борьба с интоксикацией, обезвоживанием.
5. В соответствии с назначением врача даст пациенту седативные и жаропонижающие средства. Для нормализации температуры, устранения чувства страха и беспокойства..
6. Возьмет материал для анализов. Уточнение диагноза.
7. Продолжит наблюдение за температурой, поведением и состоянием больного, внешним видом с отметкой в документации. Предупреждение развития осложнений. Коррекция лечения врачом. Эффективность лечения.
Эталон ответа№20 Настоящие проблемы: озноб, головокружение, головная боль, тошнота, боли в правом паху. Приоритетная проблема: нагнаивание и расплавление бубона.
План Мотивация
1. Мед.сестра поместить больного в отдельный бокс, учитывая его состояние. Для проведения эффективного лечения.
2. Обеспечить физический и психический покой больного Для облегчения состояния.
3. В соответствии с назначением врача даст пациенту седативные и жаропонижающие средства. болеутоляющие. Для нормализации температуры, устранения возбуждения и уменьшения болевого симптома.
4. Измерит температуру тела каждые два часа. Для контроля динамики температуры.
5. По назначению врача введет антибиотики, принесет лекарство и объяснит правила приема. Эффективность лечения.
6. Возьмет материал для лабораторного исследования, проведет аллергическую пробу с тулярином по назначению врача. Уточнение диагноза. Эффективность лечения.
5. Продолжит наблюдение за состоянием пациента. Предупреждение развития осложнении. Коррекция лечения врачом.

У пациента с диагнозом брюшной тиф на 19-й день болезни появились резкая слабость, головокружение, шум в ушах температура тела 35,5°С, лицо бледное, пульс 120 ударов в минуту’ слабого наполнения и напряжения, кал черный.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

В инфекционное отделение ЦРБ поступил пациент К., 22 лет, с жалобами на многократный жидкий стул с небольшой примесью крови в течение недели. Из анамнеза: в течение 3-х лет принимает наркотики внутривенно, 2 года тому назад поставлен диагноз: ВИЧ-инфекция.

Объективно: сознание ясное, кожа бледная, по ходу вены на передней поверхности левого предплечья имеются многочисленные следы от инъекций. Температура тела 37,2°, пульс 58 уд/мин., слабого наполнения, АД 100/70.

1. Выявить проблемы пациента.

2. Составить план сестринского ухода

Эталон ответа№21
1. У пациента вследствие возникновения брюшнотифозных язв в тонком
кишечнике произошло кишечное кровотечение.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
· немедленно вызвать врача; · обеспечить строгий постельный режим с повернутой головой набок;
· запретить прием через рот пищи и воды; · положить пузырь со льдом на брюшную стенку; · обеспечить централизованный подвод кислорода; · приготовить все необходимое для введения кровоостанавливающих
средств:
• аминокапроновую кислоту 5 %;
• викасол 1 %;
• 10 % раствор хлористого кальция. Осуществлять контроль пульса и АД через каждые 30 минут.
Эталон ответа№22
Ухудшение состояния пациента, связанное с развитием вторичных заболеваний на фоне иммунодефицита при ВИЧ-инфекции.’
Проблемы пациента Настоящие проблемы: жидкий стул — диарея; потеря аппетита; слабость. Потенциальная проблема: обезвоживание.
План Мотивации
1. Рассказать больному о правилах поведения в палате (боксе) инфекционного отделения. Адаптация пациента к условиям стационара, устранение дефицита знаний.
2. Выделить предметы ухода, горшок (судно): 1 и обучить правилам пользования. . Инфекционная’ безопасность, контроль за выделениями пациента, профилактика осложений.
3. Обеспечить уход за кожей перианальной области после каждого испражнения: промывание теплой «одой с мылом, просушивание мягкой тканью и нанесение вазелина. Обучить пациента правилам гигиены. В случае тяжелого состояния больного восполнить дефицит самоухода. Для защиты кожных покровов от мацерации и нагноения.
4. Обучить пациента гигиеническим правилам. *

«

В целях профилактики заражения окружающих яиц.
5. Обеспечить пациента достаточным количеством жидкости (водно-солевые растворы, чай) и посоветовать пациенту принимать жидкость небольшими порциями, ио часто. Для восполнения потерянной организмом жидкости и электролитов (калий, натрий).
6. Предложить пациенту принимать небольшие- количества пищи с низким содержанием волокон через каждые 2 часа Для поддержания жизненных функций организма.
7. Осуществить забор материала (крови, кала и т.д.) на исследования. Для выяснения причин диареи.
8. Проследить за приемом антидиарейных и кровоостанавливающих препаратов согласно назначения врача. Для эффективности лечения.
9. Проводить текущую дезинфекцию. Соблюдение инфекционной безопасности.
10. Установить наблюдение за психическим статусом и поведением больного. Предупреждение осложнений вызванных приему наркотиков.

В противотуберкулезный диспансер поступила пациентка 17 лет с диагнозом ВИЧ-инфекция, пневмоцистная пневмония? Через 3 дня после поступления возникла сильная одышка.

Объективно: сознание ясное, кожные покровы чистые, бледные, цианоз носогубного треугольника, частота дыхательных Движении 40 за 1 мин., дыхание затрудненное, АД 140/90, температура 37,3 . Живот мягкий, участвует в акте дыхания, безболезненный.

источник

«Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» сборник клинических задач для итоговой государственной аттестации

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню
подготовки специалистов в области сестринского дела при инфекционных
заболеваниях с курсом вич-инфекции и эпидемиологии для специальнсти
0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального
образования

Медицинская сестра должна:

знать содержание понятий «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание», «эпидемиологический процесс»;

знать факторы риска, эпидемиологические особенности, основные клинические проявления, осложнения и профилактику инфекционных заболеваний; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при инфекционных заболеваниях;

уметь осуществлять этапы сестринского процесса: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;

уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;

уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности;

уметь подготовить пациента к диагностическим процедурам и взять биологический материал для исследований;

уметь проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги);

уметь консультировать пациента, семью по вопросам профилактики инфекционных заболеваний и их осложнений;

уметь оказать первую медицинскую помощь.

Пациент С., 38 лет, поступил в инфекционную больницу с диагнозом: острая дизентерия, средней тяжести. При сестринском обследовании мед.сестра получила следующую информацию: жалобы на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью (выделения скудные, частота стула 9 раз), повышение температуры, слабость. Считает себя больным в течение одного дня. За 5 дней до заболевания ел немытые фрукты, купленные на рынке. В контакт вступает хорошо, боится заразить свою семью.

Объективно: температура 37,8 о С, ЧДД 17 в минуту, пульс 80 ударов в минуту, АД 120/80 мм рт. ст. Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, влажные, горячие на ощупь нормальной окраски. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Стул: неоформленный слизистый. Диурез в норме.

1. а) Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; б) сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента; в) составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните пациенту, как подготовиться к ректороманоскопии.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки.

1. На­ру­шен­ные по­треб­но­сти: есть, пить, вы­де­лять, ра­бо­тать, об­щать­ся, под­дер­жи­вать нор­маль­ную тем­пе­ра­ту­ру те­ла.

Проблемы пациента: боли в животе, лихорадка, частый жидкий стул со слизью, беспокойство по поводу здоровья членов семьи, дефицит знаний, умений.

Приоритетная проблема: жидкий стул со слизью.

1. Мед. сестра ознакомит пациента с правилами поведения в боксе (палате).

Адаптация пациента к новым условиям

2. Выделит индивидуальный горшок (судно), предупредит о необходимости показывать стул мед. работнику.

Для сбора материала на анализы, контроля за выделениями (качество, количество), текущей дезинфекции

3. Объяснит, как ухаживать за анусом, проверит понял ли ее пациент (проверит наличие у больного мыла, вазелина).

Предупреждение осложнений, устранение дискомфорта

4. Обеспечит прием жидкости, расскажет как ее принимать (скорость, объем) с учетом назначений врача и состояния пациента.

Борьба с интоксикацией и обезвоживанием

5. Расскажет о диете и объяснит ее значение.

Удовлетворение потребностей в питании в соответствие с физиологическими возможностями

6. Расскажет о наблюдении мед. работниками за контактировавшими с больным родными.

Устранить беспокойство родного

7. Продолжит наблюдение с отметкой в температурном листе за выделениями, температурой, внешним видом, состоянием, поведением больного.

Предупреждение развития осложнений, коррекция лечения врачом

8. Выполнит назначения врача: возьмет материал для анализов (кал, моча), принесет лекарства и объяснит правила приема.

Уточнение диагноза. Предупреждение осложнений, побочных, действий лекарств. Эффективность лечения

9. Обеспечит смену белья по мере его загрязнения. Проконтролирует проведение текущей дезинфекции.

Соблюдение инфекционной безопасности

Примечание: план мероприятий мед. сестра согласовывает с врачом.

2. Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом, способность доступно, грамотно и аргументировано объяснить ему сущность проведения личной гигиены. Студент демонстрирует правильно выбранную методику объяснения важности и необходимости проведения процедуры ректороманоскопии.

3. Студент демонстрирует технику взятия кала на бактериологическое исследование на фантоме.

Пациент С., 30 лет, поступил на лечение в инфекционный стационар с жалобами на тошноту, рвоту, жидкий стул, слабость, периодические боли в животе. Заболевание связывает с употреблением накануне вечером мясного салата, салат употребляла и жена, у которой тоже отмечается недомогание и расстройство стула.

Объективно: температура 37,6 о С, положение в постели активное, кожные покровы чистые, сухие, язык сухой, живот мягкий, болезненный в эпигастрии, пульс 78 ударов в минуту, АД 110/60, стул обильный, без патологических примесей.

Пациенту назначено: промывание желудка до чистых промывных вод; забор рвотных масс, промывных вод желудка и кала на бак. исследование; внутрь обильное питье: регидрон дробно.

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните пациенту о необходимости проведения промывания желудка.

4. Обучите пациента правильному проведению пероральной регидратации.

5. Продемонстрируйте на фантоме технику промывания желудка.

источник

При неотложных состояниях

У пациента сразу после введения противодифтерийной сыворотки внутрикожно, подкожно резко ухудшилось общее состояние: апатия, бледность кожных покровов, аритмичный нитевидный пульс, тоны сердца глухие, одышка. Температура 35,3º С.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода через носовой катетер.

1. У больного в результате введения противодифтерийной антитоксической сыворотки развилось осложнение: анафилактический шок.

Читайте также:  Можно ли пить кофе перед сдачей крови на брюшной тиф

2. Алгоритм действий медсестры:

n уложить больного с приподнятым ножным концом освободить от стесняющей одежды;

n немедленно вызвать врача, реанимационную бригаду через третье лицо;

n при парентеральном введении лекарственного вещества, вызвавшего анафилактический шок, выше места введения нужно наложить жгут;

n приготовить необходимые медикаменты, шприцы, системы;

n обколоть место инъекции сыворотки, вызвавшей шок раствором 0,1% адреналина;

n холод на место инъекции;

n доступ свежего воздуха, по возможности провести ингаляцию увлажненным кислородом;

n подготовить противошоковый набор «анфилактический шок», подготовить набор для интубации, ИВЛ;

n следить за гемодинамикой, АД, пульсом, ЧД, состоянием кожных покровов;

n обеспечить доступ лекарственных средств в вену.

3. Студент демонстрирует технику подачи кислорода через носовой катетер согласно алгоритму манипуляции:

n осмотреть катетер, убедиться, что в нем отсутствуют трещины, т.к. может быть отрыв и аспирация (катетер должен быть стерильным);

n определить длину вводимой части катетера (она должна быть равна расстоянию от крыла носа до козелка ушной раковины); убедиться, что увлажнитель наполнен водой;

n очистить ватной турундой, смоченной в вазелиновом масле, полость носа;

n прикрепить катетер к резиновой трубке аппарата Боброва;

n обработать стерильным вазелиновым маслом стерильный катетер (или анестезирующей смесью раствора дикаина в глицерине);

n ввести катетер по нижнему носовому ходу до задней стенки глотки на длину, определенную выше;

n зафиксировать катетер на коже лица лейкопластырем;

n открыть кран централизованной подачи кислорода или включите кислородный баллон.

— катетер может находиться в носовой полости не более 12 часов;

— кислород подается по графику, утвержденному врачом.

У пациента с диагнозом брюшной тиф на 19-й день болезни появились резкая слабость, головокружение, шум в ушах, температура тела 35,5 о С, лицо бледное, пульс 120 ударов в минуту слабого наполнения и напряжения, кал черный.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику применения пузыря со льдом.

1. У пациента вследствие возникновения брюшнотифозных язв в тонком кишечнике произошло кишечное кровотечение.

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

n немедленно вызвать врача;

n обеспечить строгий постельный режим с повернутой головой набок;

n запретить прием через рот пищи и воды;

n положить пузырь со льдом на брюшную стенку;

n обеспечить централизованный подвод кислорода;

n приготовить все необходимое для введения кровоостанавливающих средств:

· аминокапроновую кислоту 5 %;

· 10 % раствор хлористого кальция.

Осуществлять контроль пульса и АД через каждые 30 минут.

3. Студент демонстрирует на муляже применение пузыря со льдом согласно алгоритму манипуляции:

— открыть крышку пузыря и положить в него кусочки льда, затем налить холодную
( -14 ‑ 16 о С) воду;

— положить пузырь со льдом на гладкую поверхность и завинтить крышку;

— обернуть пузырь салфеткой и положить его на нужный участок тела. По мере таяния льда воду сливать, а кусочки льда добавлять. Пузырь со льдом можно держать длительное время, но через каждые 20 — 30 минут его необходимо снимать на 10 — 15 минут.

Пациент С., 20 лет, доставлен в стационар машиной скорой помощи в первые сутки болезни с диагнозом «Менингококковая инфекция. Менигококкцемия». Заболел остро. Подъем температуры до 40 о С, во втором часу от начала болезни на коже нижних конечностей появилась сыпь, которая быстро нарастала.

Объективно: бледность кожных покровов, на конечностях, туловище обильная геморрагическая сыпь с элементами некротических участков, одышка, ЧДД 36 в минуту, пульс 110 ударов в минуту, АД 60/20 мм. рт.ст, диурез снижен, менингиальные знаки — отрицательные.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику забора слизи из носоглотки на менингококк.

1. У пациента развился инфекционно-токсический шок II степени (субкомпенсированный); критерии оценки тяжести шока: частота пульса, величина АД, снижение диуреза, бледность кожных покровов.

2. Алгоритм действий медсестры:

— выполнять назначение врача;

— уложить больного с приподнятым ножным концом;

— дать увлажненный кислород через носовой катетер;

— подготовить систему для внутривенного вливания, шприцы, лекарственные препараты (преднизолон для в/в введения, антибиотики: пенициллин, левомецитин — сукцинат);

— по возможности, обеспечить доступ в вену лекарственных препаратов;

— следить за гемодинамикой, АД, Рs, диурезом, состоянием сознания, предупреждать травматизацию больного.

3. Студент демонстрирует технику забора слизи из носоглотки на мениногококк согласно алгоритму манипуляции.

Во время дежурства медицинской сестры на здравпункте к ней обратился пациент по поводу укуса соседской собакой.

Объективно: имеется открытая рана на правом предплечье со следами зубов.

Кровотечения из раны нет. Общее состояние пациента удовлетворительное.

1. Составьте план оказания неотложной помощи пациенту.

2. Какие меры необходимо принять в отношении покусавшего пациента животного?

3. Что необходимо знать пострадавшим от повреждений, нанесенных животными?

Эталон ответа

1. Алгоритм действий медицинской сестры.

n Укушенную рану необходимо обильно промыть водой с мылом (вирус бешенства чувствителен к щелочным растворам).

n Обработать края раны 70% этиловым спиртом.

n ПХО не проводят в течение трех дней, если нет угрожающих жизни показаний, дополнительная травматизация тканей может способствовать более быстрому проникновению вируса по нервным волокнам в ЦНС.

n На рану накладывают стерильную сухую повязку.

n Больного отправляют для оказания специализированной помощи в травматологический пункт (травматологическое отделение) для введения антирабической вакцины и экстренной профилактики столбняка.

n Собирают сведения о животном, покусавшем пациента (известное или нет, привитое от бешенства или нет, был ли укус спровоцирован или нет).

n Сведения о пострадавшем передают в ЦГСЭН.

2. Если животное известно, то его необходимо осмотреть ветеринару, которому представляют документ о проведенных животному прививках против бешенства.

За животным устанавливают наблюдение сроком в 10 дней (вирус в слюне животного появляется в последние 10 дней инкубационного периода).

3. В случае укуса, оцарапания, ослюнения животным пострадавшему следует немедленно обратиться за медицинской помощью в любое медицинское учреждение. Каждый случай нападения животного на человека должен расцениваться как подозрительный на бешенство. Назначенный курс прививок нельзя преждевременно прерывать, так как это может отсрочить начало болезни. Бешенство до настоящего времени считается неизлечимой болезнью. Его можно только предупредить.

ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ

Проблемно-ситуационные задачи с эталонами ответов

В инфекционное отделение ЦРБ поступил пациент К., 22 лет, с жалобами на многократный жидкий стул с небольшой примесью крови в течение недели. Из анамнеза: в течение 3-х лет принимает наркотики внутривенно, 2 года тому назад поставлен диагноз: ВИЧ-инфекция.

Объективно: сознание ясное, кожа бледная, по ходу вены на передней поверхности левого предплечья имеются многочисленные следы от инъекций. Температура тела 37,2 о , пульс 58 уд/мин., слабого наполнения, АД 100/70.

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Расскажите о режиме дезинфекции в палате для ВИЧ-инфицированных пациентов.

3. Продемонстрируйте забор кала на баканализ.

Ухудшение состояния пациента, связанное с развитием вторичных заболеваний на фоне иммунодефицита при ВИЧ-инфекции.

— многократный жидкий стул – диарея;

Потенциальная проблема: обезвоживание.

Приоритетная проблема: диарея.

Цель: уменьшить кратность стула; не допустить развития обезвоживания.

План Мотивация
1. Рассказать больному о правилах поведения в палате (боксе) инфекционного отделения. Адаптация пациента к условиям стационара, устранение дефицита знаний.
2. Выделить предметы ухода, горшок (судно) и обучить правилам пользования. Инфекционная безопасность, контроль за выделениями пациента, профилактика осложений.
3. Обеспечить уход за кожей перианальной области после каждого испражнения: промывание теплой водой с мылом, просушивание мягкой тканью и нанесение вазелина. Обучить пациента правилам гигиены. В случае тяжелого состояния больного восполнить дефицит самоухода. Для защиты кожных покровов от мацерации и нагноения.
4. Обучить пациента гигиеническим правилам. В целях профилактики заражения окружающих лиц.
5. Обеспечить пациента достаточным количеством жидкости (водно-солевые растворы, чай) и посоветовать пациенту принимать жидкость небольшими порциями, но часто. Для восполнения потерянной организмом жидкости и электролитов (калий, натрий).
6. Предложить пациенту принимать небольшие количества пищи с низким содержанием волокон через каждые 2 часа. Для поддержания жизненных функций организма.
7. Осуществить забор материала (крови, кала и т.д.) на исследования. Для выяснения причин диареи.
8. Проследить за приемом антидиарейных и кровоостанавливающих препаратов согласно назначения врача. Для эффективности лечения.
9. Проводить текущую дезинфекцию. Соблюдение инфекционной безопасности.
10. Установить наблюдение за психическим статусом и поведением больного. Предупреждение осложнений вызванных приему наркотиков.

Оценка: улучшение состояния пациента – прекращение диареи, признаков обезвоживания нет. Цель достигнута.

Студент рассказывает о режиме дезинфекции в палате для ВИЧ-инфицированных пациентов.

Загрязненное кровью и др. биоматериалом белье погружают в 3% раствор хлорамина на 2 часа. Палату больного, предметы обстановки двукратно орошают раствором 1 % раствора хлорамина, экспозиция – 60 мин. Санузел орошают гидропультом из расчета 250-300 мл/м 2 3% раствора хлорамина. Уборочный материал погружают в 3% раствор хлорамина на 60 минут. Выделения больного засыпают сухой хлорной известью или др. дез. растворами из расчета 1:5. Посуду из-под выделений погружают в 3% раствор хлорной извести на 60 мин. Посуду больного кипятят в 2% растворе пищевой соды 15 минут или погружают в 1% раствор хлорамина на 2 часа.

Студент демонстрирует технику взятия кала на бак. анализ согласно алгоритму манипуляции.

В противотуберкулезный диспансер поступила пациентка 17 лет с диагнозом ВИЧ-инфекция, пневмоцистная пневмония? Через 3 дня после поступления возникла сильная одышка.

Объективно: сознание ясное, кожные покровы чистые, бледные, цианоз носогубного треугольника, частота дыхательных движений 40 за 1 мин., дыхание затрудненное, АД 140/90, температура 37,3 о . Живот мягкий, участвует в акте дыхания, безболезненный.

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Расскажите о технике приготовления сывороток для исследования на ВИЧ.

3. Продемонстрируйте взятие мокроты для бактериологического исследования.

Потенциальная проблема: ухудшение состояния пациента, связанное с прогрессированием ВИЧ-инфекции.

Приоритетная проблема: одышка.

План Мотивация
1. Обеспечить психический и физический покой. 1. Для эффективности лечения.
2. Поднять изголовье кровати или обеспечить полусидячее положение больного в постели. 2. Для облегчения дыхания.
3. Каждые 2 часа оценивать состояние дыхания пациента – частоту и качество дыхания, наличие кашля, цвет кожных покровов. 3. Для ранней диагностики и своевременной помощи в случае возникновения осложнений.
4. Научить пациента способам облегчения дыхания. 4. Для облегчения дыхания.

Оценка эффективности предоставляемой помощи: состояния пациента улучшилось, одышка и кашель уменьшились. Цель достигнута.

Студент рассказывает о технике приготовления сывороток для исследования на ВИЧ.

Кровь от больного отбирается в процедурном кабинете ЛПУ в количестве 3-5 мл в чистую стерильную посуду, отбор сыворотки проводится после предварительного отстаивания забранных образцов крови в течение 1,5-2 часов при комнатной температуре или в течение 1 часа при 37° С в термостате. Снятие сыворотки со сгустка позже 3-х часов после взятия крови недопустимо. Отбор сыворотки проводится в отдельной комнате или на специальном отведенном столе отдельным для каждой порции крови наконечником с помощью груши или автоматической пипеткой с одноразовым наконечником. Для лучшего отделения сыворотки рекомендуется обведение сформировавшегося сгустка крови индивидуальной стеклянной палочкой или пипеткой. Необходимо избегать попадания эритроцитов в сыворотку. Нельзя отбирать сыворотку, переливая ее из пузырька в пузырек. Это приводит к бактериальному загрязнению исследуемого материала, увеличивая риск аварии.

Студент демонстрирует взятие мокроты для бактериологического исследования согласно алгоритму манипуляции.

Мокроту для бактериологического исследования собирают либо во время кашлевого толчка, либо при бронхоскопии. Медицинская сестра должна обучить пациента правилам сбора мокроты во время кашлевого толчка. Обычно собирают утреннюю порцию мокроты. Пациент не должен прилагать усилия для отхаркивания, если в данный момент он не может выделить мокроту.

Следует помнить, что мокроту до исследования в лаборатории можно хранить не более 1-2 ч. в холодильнике при температуре 4° С, поэтому нужно доставить материал в лабораторию как можно быстрее, снабдив его сопроводительным документом.

Алгоритм действий медсестры:

— обеспечить больного стерильной банкой;

— пациент должен хорошо вычистить зубы;

— попросить прополоскать рот водой;

— попросить пациента сделать глубокий вдох и покашливание;

— собрать мокроту в банку (кол-во 3-5 мл);

— прикрепить направление с указанием Ф.И.О. и цели исследования.

При выполнении лабораторных исследований в клинико-диагностической лаборатории сыворотка крови попала на открытый участок кожи лаборанта.

1. Расскажите, какими инфекционными заболеваниями может заразиться лаборант. Назовите пути передачи ВИЧ-инфекции и какой путь является приоритетным при данной ситуации.

2. Составьте план действий медицинского работника по профилактике заболевания ВИЧ-инфекций при контакте с биологическими жидкостями ВИЧ-инфицированного пациента.

3. Продемонстрируйте технику обработки рук при попадании на них биологических жидкостей пациента.

Эталон ответа

1. Лаборант рискует при данной ситуации заразиться такими инфекционными заболеваниями, как ВИЧ-инфекция, парентеральные гепатиты, сифилис и т.д. Пути передачи при ВИЧ-инфекции: половой, парентеральный, трансплацентарный, в родах, при кормлении грудным молоком. При данной ситуации парентеральный путь (через кровь) является приоритетным.

2. План действий медицинского работника по профилактике заболевания ВИЧ-инфекцией при контакте с биологическими жидкостями ВИЧ-инфицированного:

а) при попадании биологических жидкостей:

n кожу следует в течение двух минут обработать раствором антисептика (70% раствором спирта), не втирая, через 5 минут вымыть теплой водой с мылом двукратно и повторить обработку антисептиком;

n слизистые оболочки обработать 0,05% раствором перманганата калия, рот и горло можно прополоскать 70% раствором спирта;

n при уколах и порезах кровь выдавить или дать ей истечь, кожу обработать 70% раствором спирта, тщательно вымыть руки под проточной водой, края раны обработать 5% раствором йода рану заклеить лейкопластырем.

б) об аварийной ситуации сообщить руководителю и зафиксировать в специальном журнале;

в) обратиться к врачу-инфекционисту для консультации и наблюдаться у него в течение 12 месяцев;

г) пройти лабораторное обследование на наличие антител к ВИЧ;

д) по назначению врача, не позднее 3 суток начать химиопрофилактику антиретровирусными препаратами;

Читайте также:  Фото бактерия брюшного тифа

3. Студент демонстрирует тактику обработки рук в соответствии с алгоритмом манипуляции.

В приемный покой больницы за медицинской помощью обратился пациент. Из анамнеза стало известно, что больной инфицирован ВИЧ.

1. Перечислите, к каким категориям лиц, называемым «группой риска», может иметь отношение пациент, и почему их так называют.

2. Назовите элементы специальной одежды медицинского персонала, работающего в режиме возможного контакта с кровью и другими биологическими жидкостями пациента.

3. Перечислите состав аварийной СПИД-аптечки.

Эталон ответа

1. Группы риска – это категории лиц, среди которых регистрируется наибольший уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией. К ним относятся:

— лица с беспорядочными половыми связями;

— реципиенты крови, биологических жидкостей, тканей и органов.

2. Все манипуляции, при которых может произойти контакт с биологическими жидкостями больного, проводятся в хирургическом халате, резиновых перчатках, шапочке, сменной обуви; при угрозе разбрызгивания следует использовать маску, очки, защитный экран, клеенчатый или резиновый фартук.

3. В состав аварийной СПИД-аптечки входят:

— навески марганцевокислого калия по 0,05 г;

— стерильная вода по 100 мл для разведения марганцевокислого калия;

— стерильный перевязочный материал;

— 6% раствор перекиси водорода или 3% раствор хлорамина.

В анонимный кабинет обратился молодой человек 26 лет. Месяц назад у него была половая связь с женщиной легкого поведения, на теле которой имелась сыпь. Через неделю он обследовался на ВИЧ-инфекцию, антитела на ВИЧ-инфекцию не были обнаружены, но это его не успокоило, так как меры личной защиты молодой человек не использовал.

1. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Объясните, почему у молодого человека результат обследования на ВИЧ-инфекцию отрицательный и можно ли считать его не инфицированным.

3. Назовите методы лабораторной диагностики и реакции, используемые для обследований на ВИЧ, что в них выявляют.

4. Что входит в план дотестового психосоциального консультирования.

5. Продемонстрируйте технику надевания презерватива на муляж мужского полового члена и объясните, как правильно им пользоваться.

Эталон ответа

Настоящая и приоритетная проблема: страх оказаться ВИЧ-инфицированным, тревога из-за возможного ограничения сексуальной жизни и по поводу опасности заразить других людей.

Потенциальные проблемы: ВИЧ-инфицирование, страх «скорой» смерти.

2. Учитывая условия данной ситуации, половой контакт с женщиной легкого поведения – секс без презерватива, можно предположить, что молодой человек инфицирован.

Отрицательные результаты обследования на ВИЧ-инфекцию могут у него быть из-за того, что кровь он сдавал в период «серонегативного окна», когда антитела еще не выработались в ответ на внедрение вируса в организм.

У части лиц антитела начинают вырабатываться через 2-3 недели, у большинства – через 3-6 месяцев и более (до 12 месяцев). Кроме того, есть риск быть инфицированным другими заболеваниями, передающимися половым путем.

Для диагностики ВИЧ используются: реакция иммунно-ферментного анализа (ИФА), в которой выявляется общее количество антител к антигенам вируса, затем ставят реакцию иммунного блоттинга (ИБ), в которой выявляются антитела к специфическим белкам вируса. Для обнаружения генома вируса используют полимеразнуют цепную реакцию (ПЦР).

4. Дотестовое консультирование предназначено для всех, кто пожелал пройти тестирование на антитела к ВИЧ, и в первую очередь, для людей, которые подвергаются риску заражения ВИЧ.

Во время консультирования надо:

— выяснить, что знает пациент о ВИЧ-инфекции, путях заражения ВИЧ-инфекцией, симптомах заболевания;

— предоставить требуемую фактическую информацию;

— обсудить последствия положительного или отрицательного результата обследования и срок серонегативного периода («окна») – период отсутствие антител;

— оценить, все ли пациенту ясно;

— объяснить пациенту необходимость изменения поведения для того, чтобы уменьшить риск заражения или передачи инфекции другим людям (предложить способы безопасного секса, научить пользоваться презервативом, предупредить об уголовной ответственности за распространение ВИЧ-инфекции);

— направить больного на обследование к врачу-инфекционисту, предупредить последнего о больном по телефону;

— договориться о следующей встрече с консультируемым.

На приеме в поликлинике молодая женщина, которая всегда считала себя здоровой, жалуется на то, что в течение последних нескольких месяцев у нее появились головные боли, ухудшилась память, беспокоит молочница. Объективно отмечается увеличение затылочных, передне- и заднешейных лимфоузлов величиной до 1,5 см. Лимфоузлы плотные, безболезненные, неспаянные друг с другом и с окружающей тканью. Из эпидемиологического анамнеза удалось выяснить, что женщина имела половые контакты с разными мужчинами, постоянного партнера нет.

1. Можете ли Вы предположить в данном случае ВИЧ-инфекцию? На основании каких критериев Вы предполагаете этот диагноз?

2. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

3. Назовите причины гибели больных ВИЧ-инфекцией. Основные права и обязанности ВИЧ-инфицированных.

Эталон ответа

1. Можно предположить диагноз ВИЧ-инфекция исходя из анамнеза:

— эпидемиологического – большое число партнеров;

— клинических данных – множественное увеличение лимфоузлов (лимфоузлы безболезненные, не спаянные друг с другом и с окружающей тканью), молочница, ухудшение памяти.

Настоящие проблемы: головные боли, молочница;

Потенциальная проблема: дальнейшее прогрессирование ВИЧ-инфекции может ухудшить ее физическое и психическое состояние;

Приоритетная проблема: головные боли.

3. Больные ВИЧ-инфекцией погибают от вторичных заболеваний (инфекций, злокачественных новообразований), которые развиваются на фоне иммунодефицита. ВИЧ-инфицированные могут получать все виды медицинской помощи во всех ЛПУ. Возможно анонимное обследование на ВИЧ-инфекцию. Медицинские работники обязаны сохранять врачебную тайну о наличии ВИЧ-инфекции у пациента. Прерывание беременности в случае ее возникновения у ВИЧ-инфицированной не является строго обязательным. Не допускается дискриминация ВИЧ-инфицированных работодателями. ВИЧ-инфицированный несет уголовную ответственность за умышленное распространение ВИЧ-инфекции.

В поликлинику обратился молодой человек 19 лет с жалобами на недомогание, слабость, тяжесть в правом подреберье, потерю аппетита. Объективно: увеличенные подчелюстные и заднешейные лимфоузлы, безболезненные, неспаянные друг с другом и с окружающей тканью. На руках следы от инъекций. Печень на 1,5 см выступает из-под края реберной дуги.

1. Имеет ли пациент отношение к группе риска по ВИЧ-инфекции?

2. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

3. Составьте план сбора эпидемиологического анамнеза.

4. Дайте рекомендации больному по профилактике заражения и распространения ВИЧ-инфекции.

5. Расскажите о правилах обработки специальной одежды, оборудования при загрязнении их кровью.

Эталон ответа

1. Клинические данные не исключают у больного наличие вирусного гепатита и ВИЧ-инфекции (недомогание, слабость, тяжесть в правом подреберье, потеря аппетита, увеличение печени) следы от инъекций могут свидетельствовать о внутривенном употреблении наркотиков. Пути передачи ВИЧ-инфекции и гепатитов В, С, D одинаковые.

Настоящие проблемы: недомогание, потеря аппетита, тяжесть в правом подреберье.

Потенциальные проблемы: при подтверждении диагноза гепатит В или С возможен переход в хроническую форму, цирроз и рак печени, при ВИЧ-инфицировании –присоединение вторичных заболеваний.

Приоритетная проблема: недомогание и потеря аппетита.

3. При сборе эпидемиологического анамнеза уделяют внимание следующим вопросам:

а) половая жизнь, количество партнеров, наличие случайных партнеров, половые связи с лицами своего и противоположного пола, применение презерватива, наличие половых связей с иностранцами (из каких стран);

б) применение наркотиков, в том числе внутривенно, общим или индивидуальным шприцем, на протяжении какого времени употребляет наркотики, круг партнеров, технология приготовления наркотиков;

в) сведения о половых партнерах и партнерах по внутривенному введению наркотиков с указанием Ф.И.О., возраста, адреса, места учебы или работы;

г) социальная предрасположенность;

д) у женщин – наличие выделений, искусственное прерывание беременности (дата, место), число родов (когда, где), характер вскармливания;

е) является ли больной донором;

ж) соблюдает ли больной личную гигиену;

з) пользуется ли услугами парикмахерских, педикюрных, маникюрных, косметических кабинетов, получал ли стоматологическую помощь.

4. Для исключения заражения ВИЧ-инфекцией следует соблюдать правила личной гигиены: пользоваться индивидуальной бритвой, зубной щеткой, маникюрными ножницами, при половых контактах использовать презервативы, инъекции делать шприцами одноразового применения. Для профилактики распространения инфекции в дополнение к вышесказанному – предупредить о своем статусе половых партнеров, использовать презерватив.

При центрифугировании крови появилось подозрение на разрыв пробирки. Медсестра процедурного кабинета немедленно отключает центрифугу от электросети. После полной остановки ротора открывает крышку и заливает гнездо с разбившейся пробиркой 6% раствором перекиси водорода. После часовой экспозиции удаляет осколки пробирки, с помощью ветоши осушает содержимое гнезда, закрывает крышку и продолжает центрифугирование.

1. Оцените правильность выполнения работ по ликвидации аварии.

2. Перечислите инфекционные заболевания, которые представляют значительную опасность для медицинского персонала при заражении через кровь.

3. Расскажите о правилах обработки пробирок, тампонов, остатков крови. Продемонстрируйте технику обработки слизистых оболочек при загрязнении их кровью пациента.

Эталон ответа

1. Ликвидация аварии проведена с грубыми нарушениями. При разрыве или подозрении на разрыв пробирки в центрифуге дезинфекционные мероприятия начинают не ранее, чем через 30-40 минут, т.е. после полного осаждения аэрозоля. После удаления содержимого гнезда обрабатывают внутреннюю и наружную поверхности центрифуги методом двукратного протирания ветошью с дезинфицирующим раствором с интервалом 15 минут. Вся кровь (сыворотка), находившаяся в центрифуге во время аварии, бракуется, подвергается дезинфекции, даже если целостность отдельных пробирок не нарушена.

2. Инфекции, представляющие значительную опасность для медицинского персонала при заражении через кровь – это ВИЧ-инфекция, гепатиты В, С, D, сифилис.

3. Остатки крови, смывной жидкости перед сливом в канализацию дезинфицируют сухой хлорной известью 1:5 на 60 минут (или 200 г на 1 л), или кипятят 15 минут с момента закипания.

Пробирки со сгустками крови дезинфицируют в 5% растворе хлорамина 120 минут, 6% растворе перекиси водорода – 120 минут, в 10% растворе хлорной извести – 60 минут. При использовании хлорсодержащих средств пробирки дополнительно кипятят для разрушения дезинфектанта. Тампоны, загрязненные кровью, обеззараживаются 5% раствором хлорамина в течение 120 минут, 10% раствором хлорной извести – 60 минут.

4. Слизистые оболочки, при загрязнении их кровью больного, обрабатываются в соответствии с алгоритмом.

У ВИЧ-инфицированной женщины во время родов произвели вскрытие плодного пузыря, в результате чего произошло разбрызгивание околоплодных вод, капли которых попали на кожу лица и в глаза детской медицинской сестры, которая была одета в медицинский халат, шапочку, фартук, на лице – четырехслойная маска, на руках – резиновые перчатки. Она должна была проводить профилактику генобленореи у новорожденного.

1. Какие нарушения Вы отметили в данной ситуации?

2. Назовите заболевания, являющиеся СПИД-ассоциированными и почему.

3. Определите тактику медицинской сестры в целях профилактики заболевания ВИЧ-инфекцией.

4. Расскажите о правилах обработки помещений, в которых проводились манипуляции, операции и другие инвазивные мероприятия с ВИЧ-инфицированными пациентами.

Эталон ответа

1. В данной аварийной ситуации не соблюдены меры защиты при работе с ВИЧ-инфицированными пациентами. Медсестра должна быть одета в хирургический халат, шапочку, фартук; на лице – четырехслойная маска, очки или защитный экран. Перед надеванием перчаток кожу ногтевых фаланг обработать 5% раствором йода.

2. Заболевания, относящиеся к СПИД-ассоциированным, – это парентеральные гепатиты и заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея, трихомониаз, уреаплазмоз, хламидиоз и др.). Называют их так потому, что они имеют одни и те же пути передачи, что и ВИЧ-инфекция (половой, парентеральный, вертикальный).

3. В целях профилактики заболевания ВИЧ-инфекцией медицинская сестра должна:

глаза – промыть водой и обработать 0,05% раствором марганцевокислого калия;

кожа – не втирая, обработать 70% раствором спирта, вымыть два раза теплой водой с туалетным мылом, затем снова обработать 70% раствором спирта;

б) о произошедшей аварии сообщить заведующему отделением;

в) обратиться к врачу-инфекционисту для консультации и наблюдения в течение 12 месяцев;

г) пройти лабораторное обследование на наличие антител к ВИЧ в установленные сроки;

д) по назначению врача начать прием противовирусных препаратов.

4. Помещения, в которых проводились манипуляции, операции и другие инвазивные мероприятия с ВИЧ-инфицированными пациентами, подлежат внеплановой генеральной уборке: заливают 6% раствором перекиси водорода или 5% раствором хлорамина и оставляют на 1 час. Плацентарную кровь, околоплодные воды и другой материал засыпают сухой хлорной известью 1:5 на 1 час, после дезинфекции уничтожают.

Факт уничтожения биологического материала отражают в истории болезни. Медицинский инструментарий обеззараживается согласно ОСТ 42-21-2-85.

Женщина, 21 год, находится на стационарном лечении по поводу затяжной пневмонии в отделении пульмонологии. Из анамнеза известно, что больная студентка имела большое количество сексуальных партнеров, в том числе иностранцев. За последние полгода по поводу пневмонии лечится в стационаре повторно.

Объективно: температура 38˚С, больная пониженного питания, кожные покровы бледные, сухие. Дыхание затруднено. Увеличены периферические лимфатические узлы (шейные, подчелюстные, подмышечные), безболезненны, размером до 2 см, не спаяны между собой и с окружающей тканью. Печень выступает на 2 см ниже реберной дуги.

1. Предположите диагноз и обоснуйте его.

2. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено.

3. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

4. Укомплектуйте СПИД-аптечку.

Эталон ответа

1. У женщины не исключена ВИЧ-инфекция на основании следующих критериев:

— эпидемиологического анамнеза (беспорядочные половые связи);

— клинических данных (затяжная рецидивирующая пневмония, потеря массы тела, увеличение лимфоузлов в трех группах, они безболезненные, плотные, размером до 2 см, неспаянные, увеличение размеров печени).

2. Нарушены потребности: дышать, поддерживать в норме температуру тела.

Настоящие проблемы: потеря веса, лихорадка, нарушение дыхания.

Приоритетная проблема: нарушение дыхания.

— навески марганцевокислого калия по 0,05 г;

— стерильная вода по 100 мл для разведения марганцевокислого калия;

— стерильный перевязочный материал;

— 6% раствор перекиси водорода или 3% раствор хлорамина.

Больной 32 года, не женат. Страдает гемофилией, ежегодно получает внутривенно препараты крови. За последние два года имел половые контакты с шестью мужчинами, один из которых был при выезде в африканскую страну во время служебной командировки. Результат иммуно-ферментного анализа крови на ВИЧ – положительный, подтвержден реакцией иммунного блоттинга.

1. Назовите возможные пути заражения ВИЧ-инфекцией при данной ситуации.

2. Составьте схему сбора эпидемиологического анамнеза с целью выявления источника заражения и проведения противоэпидемических мероприятий.

3. Перечислите основные психогенные реакции, наблюдаемые при сообщении диагноза ВИЧ-инфекция.

источник