Меню Рубрики

Советская актриса умерла от бруцеллеза

В свое время кинокартина «Приходите завтра» стала настоящим хитом советского кино. Воодушевленные примером Фроси Бурлаковой, тысячи молодых парней и девушек со всех уголков СССР штурмовали Москву, мечтая осуществить свою мечту. Вот только не всем из них это удавалось. А между тем актриса Екатерина Савинова, биография которой легла в основу истории о Фросе, тоже смогла стать звездой далеко не с первой попытки. Как же сложилась ее судьба после знаменитой роли?

Родители Екатерины Федоровны Савиной родом были из Пензы. Однако в начале XX в. они, в поисках лучшей доли, вынуждены были переселиться на Алтай.

Детские годы будущей актрисы проходили в деревне Ельцовка, которая впоследствии станет также родиной киногероини Фроси Бурлаковой. Кстати, возникновение этого имени тесно связано с детством Савиновой.

Дело в том, что соседями ее родителей были семейство Бурлаковых. У них росла дочка по имени Фрося Бурлакова. Будучи одногодками, Фрося и Катя быстро подружились, и эта дружба продлилась многие годы. В память о ней, через много лет, уже живя в Москве и помогая мужу писать сценарий киноленты «Приходите завтра», Савинова настоит на том, чтобы назвать главную героиню в честь подруги детства.

С ранних лет Екатерина Савинова обладала уникальным голосом в 3,5 октавы. Однако она любила не только петь, но и играть в театральных постановках. Поэтому, окончив школу, девушка решила отправиться учиться в Москву.

Как и ее будущая героиня Фрося Бурлакова, актриса приехала в столицу в грубых мужских ботинках, навьюченная неподъемными сумками. Во ВГИК, куда она мечтала поступить, девушку не взяли по той же причине, что и Фросю – прием документов от абитуриентов был окончен. В отличие от своего киновоплощения, Екатерина Савинова не имела в Москве родственников или знакомых, поэтому, чтобы получить комнату в общежитии, она поступила в местный землеустроительный институт.

Здесь юная сибирячка проучилась полгода, но за все это время ее желание стать артисткой не исчезло, а, наоборот, только возросло.

Параллельно с учебой в землеустроительном институте девушка начала обучаться на актерских курсах Василия Ванина. Но и тут ее ждало разочарование – после нескольких занятий Васили Васильевич попросил ее уйти, поскольку счел бездарной.

Несмотря на повторную неудачу, не сдалась будущая Фрося Бурлакова. Актриса чувствовала, что играть – это ее призвание, поэтому, вопреки жесткой критике Ванина, весной вновь подала документы во ВГИК. И на этот раз ее приняли. Учителями Савиновой стали Борис Бибиков и Ольга Пыжова.

За годы учебы сумела зарекомендовать себя как невероятно талантливая и разноплановая актриса Екатерина Савинова. Биография ее, после окончания ВГИКа в 1950 г., складывалась невероятно удачно. Она была единственной выпускницей 1950 г., которую пригласили работать во МХАТ. Однако неугомонная сибирячка отказалась от столь лестного предложения и удивила всех, поступив в Музыкальный институт имени Гнесиных.

Уникальные вокальные данные Екатерины Савиновой поразили многих ее преподавателей. Даже не успев закончить учебу, она уже получила приглашение стать вокалисткой в Большом театре. Помимо этого, Савиновой предлагали создать для нее ансамбль, чтобы она могла выступать в СССР и за его пределами. Но, неожиданно для всех, она отказалась, поскольку решила посвятить себя карьере киноактрисы.

Впервые снялась в кино актриса еще будучи студенткой. Однако ее эпизодическая роль в «Страницах жизни» оказалась незамеченной. К счастью для актрисы, через несколько лет ее заметил главный комедиограф страны – Иван Пырьев, и пригласил сниматься в «Кубанских казаках». Несмотря на то что роль Любочки была не главной, молодая актриса сумела запомниться зрителям.

Вот только будущая Фрося Бурлакова понравилась не только зрителям, но и Пырьеву. Великий режиссер, не привыкший к отказам, довольно скоро предложил красавице стать его любовницей. Однако Савинова не просто отказала ему, а еще и ударила, причем при всей съемочной группе. Публичного отказа, еще и в такой форме, великий режиссер не смог стерпеть. Поэтому он распорядился, чтобы молодой сибирячке не давали главных ролей не только на «Мосфильме» (которым он управлял), но и на других киностудиях страны.

Из-за запрета Пырьева вплоть до 1952 г. актриса практически нигде не снималась. Поняв, что никто из режиссеров СССР не рискнет пойти против директора «Мосфильма», Савинова решила устроиться работать в Театре-студии киноактера. Несмотря на талант актрисы, и здесь главных ролей ей не доставалось.

К 1952 г. гнев Пырьева немного остыл, и артистка стала получать небольшие роли в кино. Она играла в «Сельском враче» Герасимова, в «Чуке и Геке» Лукинского, в «Балладе о солдате» Чухрая и других.

Всего за следующие 10 лет она снялась в 12 проектах, однако ни одной главной роли так не получила.

В отличие от других актрис, Савинова была замужем всего раз.

Первые годы замужества актриса все еще ждала больших ролей, поэтому не спешила становиться мамой. Однако когда ей исполнилось 30, она поняла, что оттягивать дальше некуда, и в 1957 г. на свет появился единственный сын Екатерины Савиновой – Андрей Ташков.

С рождением сына неожиданно наметился прорыв и в кинокарьере. Евгений Ташков к тому времени прославился, сняв кинофильм «Жажда», и решил использовать свою славу, чтобы помочь любимой женщине.

Он написал сценарий кинокартины, основанный на биографии Екатерины Савиновой. В работе над рукописью, активно участвовала и сама актриса, она не только придумала многие забавные сюжетные ходы, но и дала имя главной героине. Так появилась любимая многими зрителями Фрося Бурлакова.

«Приходите завтра» — такое название получила будущая картина. А снималась она на Одесской киностудии. А чтобы о ленте раньше времени не узнал Пырьев, съемки велись в условиях строжайшей секретности. Кроме того, из-за проблем со здоровьем Савиновой в работе над проектом часто были перерывы.

Когда картина была закончена и представлена съемочной комиссии, многие из них задавались вопросом: «Кто озвучивал Фросю Бурлакову?» Поскольку многие из них не могли поверить, что актриса сама так прекрасно пела. Ведь из-за Ивана Пырьева в среде кинематографистов о Савиновой ходили слухи как о бездарной актрисе. А тут внезапно оказалось, что она не только отлично играет, но и обладает фантастическим голосом.

Несмотря на попытки главы «Мосфильма» помешать, лента «Приходите завтра» была одобрена приемной комиссией и выпущена в прокат.

Слава, которая обрушилась на Савинову после выхода кинокартины на экраны, была просто фантастической. Ей писали письма со всего Союза. Вместе с мужем она объездила всю страну с концертами. Ее Фрося Бурлакова стала примером для многих провинциальных талантов, а сама актриса перешла в разряд кинозвезд.

Вот только насладиться своим успехом в полной мере Савинова не смогла. И дело тут не в Пырьеве, ведь после столь сногсшибательного успеха желающие снимать актрису выстраивались в очередь. Проблема была в здоровье Екатерины Савиновой.

Дело в том, что несколькими годами ранее актриса заразилась бруцеллезом, напившись однажды сырого молока. Однако из-за занятости на съемках она не сразу обратила внимание, что ее здоровье ухудшилось, дав, таким образом, болезни время полноценно развиться. В результате бруцеллез поразил нервную систему, у Савиновой начались галлюцинации.

Обращения к лучшим врачам страны не помогли: изменения, произошедшие в организме актрисы, стали перманентны. Из-за проблем с психикой любимица зрителей вынуждена была ежегодно по несколько месяцев проводить в больнице. Естественно, ни о каких главных ролях в кино при таком графике нельзя было и мечтать.

Однако в память о прошлых заслугах бывшая Фрося Бурлакова иногда получала небольшие роли. После своей звездной роли актриса снялась еще в 6 кинокартинах, наиболее яркими из которых были «Женитьба Бальзаминова», «Ко мне, Мухтар!», «Зигзаг удачи» и «Расплата».

Как ни пыталась всенародная любимица усмирить свою болезнь, та неустанно прогрессировала. Вскоре актриса вынуждена была не только отказаться от съемок, но и перестать гастролировать с концертами. Потеря возможности заниматься любимой профессией для нее была равносильна смертному приговору.

Однажды, когда муж уехал на съемки «Адъютанта его превосходительства», артистка решила свести счеты с жизнью. Под предлогом поездки в Новосибирск к сестре, 25 апреля она уехала из Москвы. На одной из остановок артистка вышла из вагона и бросилась под проезжающий поезд.

Скорая и судмедэксперты опознали погибшую и передали родным, что это действительно Екатерина Савинова. Причина смерти, согласно их заключению – обширные травмы, несовместимые с жизнью.

  • Поступая во ВГИК, Савинова читала монолог из романа «Анна Каренина» Толстого. В тот момент никто, даже сама актриса, не мог подумать, что в будущем она повторит судьбу своей первой героини.
  • За свою карьеру Савинова снялась в двадцати пяти проектах.
  • Фросю Бурлакову, которой по сценарию было восемнадцать лет, артистка сыграла, когда ей самой исполнилось тридцать четыре года.
  • Сын Савиновой и Ташкова стал артистом. На данный момент в его фильмографии более 50 ролей, а также 25 озвученных проектов.

В декабре 2016 г. исполнилось девяносто лет со дня рождения Екатерины Савиновой. Эта женщина была многократно одарена природой и могла бы стать одной из самых прекрасных актрис советского кино наряду с Любовью Орловой и Мариной Ладыниной. Но ее судьба сложилась иначе – блеснув в роли Фроси Бурлаковой, звезда Савиновой навсегда погасла.

источник

Содержание (быстрый переход)

Талантливая актриса так и не смогла полностью реализовать свой талант, но, несмотря на отсутствие больших ролей, Екатерина Савинова приобрела популярность и любовь миллионов зрителей. Ее самой большой ролью стала роль Фроси из музыкальной картины «Приходите завтра», которую специально для нее снял ее муж Евгений Ташков. К сожалению, жизнь великолепной актрисы оборвалась рано, а причина смерти Екатерины Савиновой, самоубийство, было вызвано неизлечимой болезнью.

С Евгением Катя познакомилась во время учебы во ВГИКе, а их однокашники, глядя на трогательные отношения влюбленной парочки, даже не сомневались в том, что они объединят свои судьбы.

Екатерина была одной из самых талантливых на курсе, обладала неповторимым по глубине и красоте звучания голосом, и все прочили ей большое будущее в кино. Однако ее дебютная роль в комедии Ивана Пырьева «Кубанские казаки» обернулась для начинающей актрисы самым печальным образом, оказавшись роковой в ее творческой биографии.

На фото: Екатерина Савинова

Дело в том, что Пырьев, слывший большим любителем приударить за молоденькими актрисами, обладал жестоким мстительным характером, и не смог простить Савиновой отказа. Он сделал все, чтобы испортить карьеру начинающей актрисы.

Савинова в фильме «Кубанские казаки»

Пырьев обладал огромным влиянием в «киношной» среде и запретил снимать Екатерину Федоровну в главных ролях, а перечить ему боялись даже именитые режиссеры.

С тех пор актриса, обладавшая ярким незаурядным талантом, была вынуждена довольствоваться маленькими эпизодическими ролями,

в которые вкладывала всю душу, благодаря чему и обрела огромную популярность и полюбилась зрителям.

И тогда муж Екатерины Савиновой решил специально для нее снять фильм, главная роль в котором будет принадлежать только ей.

Ташкову пришлось преодолеть немало препон в реализации своего плана, но он сделал все, чтобы картина вышла на экраны.

Савинова в роли Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра»

Между тем съемки Екатерине Федоровне давались нелегко – на протяжении трех месяцев, пока шла работа над фильмом, у актрисы держалась высокая температура, но она даже вида никому не показывала, и ни один член съемочной бригады, включая ее мужа, не подозревали о болезни исполнительницы главной роли.

Когда Евгений Иванович узнал о болезни супруги, он приостановил съемки и определил Екатерину Федоровну в больницу, из которой она вышла уже спустя три дня – врачи отказывались лечить актрису, не находя причин заболевания.

Тем временем болезнь прогрессировала, и это сказывалось на поведении Екатерины Савиновой. Она начала разговаривать сама с собой, ей слышались какие-то голоса. И тогда Ташков обратился к одному одесскому специалисту, который определил, чем болела актриса, предположив, что в организме Савиновой развивается некая инфекция, скорее всего, бруцеллез.

Трагедия заключалась в том, что было упущено драгоценное время, и болезнь Екатерины Федоровны Савиновой на этой стадии уже была неизлечима. К тому же в то время медицина была почти бессильна перед этим заболеванием, что самым трагичным образом сказалось на судьбе талантливой актрисы.

Бруцеллезом она, скорее всего, заболела, выпив молока от больной коровы, и со временем инфекция начала разрушать ее мозг и центральную нервную систему. Екатерина Федоровна страдала невыносимо – провалы в сознании становились все чаще, а просветления между ними все реже.

По нескольку месяцев она проводила в больнице, работать при таком распорядке жизни было невозможно, страдала и личная жизнь – в моменты, когда ее сознание становилось ясным, она переживала за своих близких.

Екатерина Федоровна все чаще утверждала, что слышит голоса и очень переживала, что все окружающие принимают ее за сумасшедшую. Вместе с тем болезнь прогрессировала — Савинова могла, ничего не помня, уйти из дома, раздавала вещи незнакомым людям.

На фото: Екатерина Савинова в фильме «Женитьбв Бальзаминова»

В апреле 1970 года Екатерина Федоровна, не сообщив никому, собрала вещи и уехала в Новосибирск, где жила ее родная сестра.

Видимо, для себя она уже все решила – в последний день своей жизни Екатерина Федоровна убралась в квартире, вымыла полы, а потом пошла на железнодорожную станцию и бросилась под поезд.

Новость о гибели жены стала для Евгения Ивановича настоящим шоком, а она в своем прощальном письме написала ему, что сделала это для того, чтобы не становиться для него с сыном обузой, потому что предвидела, что ждет ее в будущем.

Тогда ходило немало слухов о том, почему умерла Екатерина Савинова, и с чем связана ее гибель, но знали об этом только ее самые близкие люди. Несмотря на то что она была известной личностью, популярной актрисой, могила Екатерины Савиновой долгое время была забыта почти всеми.

Читайте также:  Анализ на бруцеллез у человека как берут

Актрису похоронили на Клещихинском кладбище в Кировском районе Новосибирска. Смотритель кладбища говорит, что за могилкой кто-то всегда ухаживал и даже поменяли старый памятник на новый.

Почти тридцать пять лет могилу актрисы не навещал ни муж Евгений Иванович, ни сын Андрей, и только в 2006 году они приехали в Новосибирск.

Евгений Иванович очень переживал из-за того, что его жену не отпели в церкви, ведь причина смерти Екатерины Савиновой не позволяла этого делать – к самоубийцам церковь относится особо и после смерти их не отпевают.

На фото: Савинова в фильме «Косолапый друг»

Однако Ташков уговорил священника сделать это, объяснив, что его умершая жена, когда бросилась под поезд была тяжело больна и не полностью давала отчет своим поступкам.

Подав прошение в епархию, он добился того, чтобы Екатерину Федоровну отпели. Мало того, они с сыном решили сделать перезахоронение Екатерины Савиновой и перенести ее прах в более престижное место кладбища.

На новом месте захоронения поставили достойный монумент, к которому теперь приходят посетители кладбища – поклонники великой актрисы.

На церемонию перезахоронения кроме Евгения Ивановича и Андрея пришли родственники сестры актрисы, к которой она в те далекие годы приехала из Москвы. Когда могилу Екатерины Савиновой раскопали, все присутствующие были поражены увиденным – тело актрисы, пролежавшее в земле более трех десятков лет, почти не изменилось.

Объяснение тому, что нетленное тело Екатерины Савиновой почти не изменилось, давали многие – от служителей церкви до экстрасенсов. Священник сказал, что так решил Господь, экстрасенсы – что чудо произошло благодаря тому, что актрисе каким-то образом удалось себя забальзамировать, кто-то утверждал, что нетленное тело – результат огромной любви близких людей, сопровождающей актрису в другой жизни.

Однако криминалисты дали всему свое объяснение – по их мнению, чуда в том, что тело Екатерины Федоровны хорошо сохранилось, нет, а произошло так из-за того, что погибнув, она потеряла много крови, к тому же, актриса была захоронена на большой глубине, и поэтому ее тело не испортилось.

На фото: Памятник на новой могиле актрисы

После того как Евгений Иванович Ташков перезахоронил прах жены и добился того, что с нее сняли обвинение в самоубийстве, он выполнил свой долг перед Екатериной Федоровной. Вместе с сыном Андреем он, пока сам тяжело не заболел, он каждый год приезжал на могилу Савиновой.

источник

Актриса Екатерина Савинова, всеми любимая Фрося Бурлакова. Она покончила с собой – бросилась под поезд. Об этом можно узнать из официальной биографии актрисы. Но мало кто знает, что причина этой трагедии – парное молоко. Екатерина Савинова родилась в семье Ельцовка на Алтае. Даже став известной актрисой, она сохранила деревенские привычки. Где бы ни проходили съемки, Екатерина Савинова всегда отправлялась по утрам на местный рынок – купить парное молоко. Так было и в Одессе, на съемках легендарного фильма «Приходите завтра».

Екатерине неожиданно стало плохо прямо на площадке. Поднялась температура, закружилась голова, подскочило давление. Режиссер Евгений Ташков, муж Екатерины Савиновой остановил съемки и вызвал врача.

Евгений Ташков, муж Екатерина Савиновой

Несколько месяцев Савиновой не могли поставить диагноз. Когда врачи определили, чем болеет актриса, было уже поздно.

Ирина Вабаева, врач-микробиолог

Причина страшной болезни актрисы – инфекция, бруцеллез.

Бруцеллез. Источник инфекции – парное молоко. Если вовремя не начать лечение, болезнь дает тяжелые осложнения. Бруцеллез может разрушить сердце, печень, селезенку или нервную систему.

Екатерина Савинова боролась с болезнью пять лет. Все это время она продолжала работать. Актриса снялась в фильмах «Женитьба Бальзаминова», «Ко мне, Мухтар», «Зигзаг удачи» и «Жажда над ручьем». Она даже получила звание народной артистки СССР. Но приступы болезни случались все чаще. Савинова сбегала из дома, не узнавала близких, все время плакала и кого-то звала.

В тот день своей Савинова проснулась рано утром, убралась в квартире, зашла к подруге. Потом ее видели в церкви – оттуда актриса отправилась на вокзал. Она медленно шла по платформе, вдоль железнодорожных путей. Послышался гудок приближающего поезда. Екатерина оглянулась назад, замерла. Когда состав на полном ходу мчался мимо нее, актриса неожиданно бросилась в пролет между вагонами.

В медицинской справке о причине смерти написано как-то нелепо – «Отделение головы колесами поезда». Никто не вспомнил о том роковом стакане молока, который актриса выпила за несколько лет до гибели. Савинову отпевали и похоронили на кладбище, как христианку. Церковь не считает это самоубийством, ведь, под колеса поезда ее толкнула болезнь.

Парное молоко полезнее магазинного – с этим никто не спорит. Но покупать его с рук опасно. Натуральное деревенское молоко с ароматом сена может быть заражено бруцеллезом, кишечной палочкой. На глазок эти инфекции не определишь.

источник

КАК ПОГИБЛА ФРОСЯ БУРЛАКОВА

Екатерина Савинова родилась 26 декабря 1926 года в алтайском селе Ельцовка. В 1945 году она отправилась покорять Москву, чтобы поступить учиться на землемера. На станцию она ехала на телеге, запряженной двумя лошадьми. А когда увидела поезд — впервые в жизни! — от страха чуть не закричала — таким страшным он ей показался. Но потом, заставив себя пересилить страх, она села в этот поезд и приехала на нем в Москву. Там с первой же попытки поступила в Землеустроительный институт, что на улице Казакова (рядом с Курским вокзалом). Однако землемером Савинова так и не стала. Проучившись в институте всего полгода, она вдруг поняла, что это не ее профессия, и бросила учебу. А летом 46-го поступила во ВГИК на курс, которым руководили Борис Бибиков и Ольга Пыжова. По словам К. Лучко: «Катя потрясла всю приемную комиссию, когда читала стихи, басни, отрывки из прозы, танцевала и пела. Голос у нее был замечательный. Он был необычайно широкого диапазона: от сопрано до контральто. Конечно, ее приняли. Она получила стипендию, жила в общежитии, ходила в одном и том же стареньком черном платье и несуразном пальто…»

Савинова окончила ВГИК в 1950 году. Для кино это было сложное время, так называемое малокартинье, когда в год на всех киностудиях страны снималось не больше… десяти картин. Но Савиновой повезло. В год окончания института она получила приглашение от мэтра советского кинематографа Ивана Пырьева. Он предложил ей роль казачки Любочки в комедии «Кубанские казаки». Знай Савинова, чем обернется для нее это приглашение, наверняка бы сто раз подумала наперед, прежде чем соглашаться.

Вспоминает К. Лучко (в том же фильме она играла Дашу Шелест): «В экспедиции на Кубани мы с Катей жили в одной гостинице, в одном номере. Номер был очень маленький и походил на купе поезда. Катя меня все время поражала. Она никогда не видела арбузов, никогда их не ела и попробовала только на съемке. Когда мы ели арбузы, она выгрызала корку до самого основания, а когда увидела, что на моем куске остается немного мякоти, вдруг заплакала: «Ну как ты можешь?! Ведь есть люди, которые никогда не видели и никогда не ели это чудо!» Потом она призналась мне, что никогда не видела ванны, не видела гибкого душа, не видела телефона. Живя в Москве, набирала номер 100 и узнавала время: своих часов у нее не было. Как только раздавался гудок, она говорила: «Скажите, пожалуйста, который час?» — и, услышав ответ, вежливо благодарила. Была страшно удивлена, узнав, что отвечает автоматическая запись, а не живой человек. Она много молилась, ей очень хотелось, чтобы о ней сделали фильм, где она в черном платье, в мальчишеских ботинках на босу ногу, с фибровым чемоданом, перевязанным веревкой, приезжает в Москву поступать в консерваторию и учится жить в большом городе…».

Во время съемок в «Кубанских казаках» у Савиновой случился инцидент с Пырьевым. В киношной среде тот слыл большим любителем слабого пола и никогда не упускал возможности приударить за молоденькими актрисами. Большинство из них боялись его как огня и, опасаясь монаршего гнева, никогда не придавали огласке эти приставания. Савинова оказалась совсем другим человеком. Чистая и наивная сибирячка, она и мысли не могла допустить, чтобы кто-то из мужчин мог покуситься на ее честь, не будучи ее возлюбленным. Даже если таким покусителем был сам мэтр Пырьев. Как гласит легенда, когда режиссер, оставшись с молоденькой актрисой наедине, попытался добиться благосклонности, та влепила ему пощечину. Будь Пырьев настоящим мужчиной, то поступил бы соответственно: проглотил бы обиду и навсегда забыл бы дорогу к сердцу Савиновой. Но он был другим человеком: злопамятным и мстительным. В итоге, используя свое высокое служебное положение, он перекрыл молодой актрисе кислород — запретил снимать ее в главных ролях. И с тех пор Савинова если и снималась, то в ролях второго плана либо в малюсеньких эпизодах. В 1955 году произошел и вовсе вопиющий случай. Георгий Чухрай собрался было снимать Савинову в главной роли в фильме «Сорок первый», но едва об этом узнал Пырьев, как своим волевым решением запретил это делать. В итоге за целое десятилетие такая незаурядная актриса, какой была Савинова, снялась всего в девяти фильмах, да и то в эпизодах (и это при том, что с 1953 года период малокартинья в СССР закончился). Полный список фильмов с ее участием выглядит следующим образом: «Сельский врач» (1951), «Таинственная находка», «Дети партизана», «Большая семья» (все — 1954), «В один прекрасный день», «Тень у пирса» (1955), «Медовый месяц» (1956), «Человек с планеты Земля» (1958), «Косолапый друг» (1959), «Колыбельная» (1960). Стоит отметить, что Пырьев сломал карьеру не только Савиновой. Такая же участь постигла его жену Марину Ладынину (они развелись в середине 50-х, и Пырьев запретил ее снимать) и Людмилу Марченко (эта молодая актриса на свою беду стала любовницей Пырьева, но потом нашла смелость прогнать его, за что он ей немедленно отплатил — закрыл дорогу к большим ролям). Но вернемся к Савиновой.

Понимая, что ей абсолютно ничего не светит в профессии, пока Пырьев занимает высокое положение в киношной иерархии (он был председателем Союза кинематографистов СССР и директором «Мосфильма»), Савинова решает попытать счастья на другом поприще — певческом. Благо голос у нее был, что называется, от Бога — его диапазон равнялся трем с половиной октавам. И она поступает в Гнесинский институт.

Что касается личной жизни Савиновой, то еще во время учебы во ВГИКе она вышла замуж за своего однокурсника Евгения Ташкова (впоследствии он станет режиссером и снимет для телевидения такие блокбастеры, как «Майор Вихрь» и «Адъютант его превосходительства»). 30 июля 1957 года у молодых случилось пополнение семейства — родился сын Андрей (впоследствии тоже ставший актером). Жила молодая семья в одной из комнат 3-комнатной квартиры, которую им предоставил Театр-студия киноактера (в другой комнате жили Клара Лучко и ее супруг Сергей Лукьянов, в третьей еще одна актерская семья).

Именно своему мужу Савинова обязана самой значительной ролью в своей нелегкой кинематографической карьере — алтайской девушки Фроси Бурлаковой, которая приехала в Москву и с первого захода поступила в консерваторию на класс вокала. В первоначальном варианте фильм назывался «Не от мира сего», потом его переименовали во «Фросю», а в прокат он уже вышел под другим названием — «Приходите завтра».

Между тем попадание Савиновой в картину собственного мужа тоже было нелегким. Несмотря на то что картина снималась на Одесской киностудии, худсовет, зная о нелюбви Пырьева к этой актрисе, запретил ее снимать. И назначил на роль другую исполнительницу, недавно сыгравшую главную роль в фильме про любовь. Стараниями мужа-оператора эта актриса смотрелась на крупных планах свежее и ярче, чем Савинова (той к тому моменту уже было 35 лет, а играть она должна была недавнюю выпускницу школы). Однако Ташков отказался работать с другой актрисой и после нескольких месяцев упорной борьбы сумел отстоять свое мнение. Главным аргументом в его устах было то, что роль писалась «на Савинову и только на нее». И многие биографические моменты судьбы Фроси Бурлаковой списаны именно с Савиновой (алтайское происхождение, уникальный голос и т. д.). В итоге с прежним оператором Ташков расстался, взяв вместо него другого — Радомира Василевского, дебютировавшего в кино прекрасной лентой «Весна на Заречной улице» (1956).

Кое-что Ташков привнес в картину и из своего личного опыта. По его словам: «В моей школе был учитель физкультуры — совсем молодой человек, на войне получил ранение. И он написал рекомендательное письмо в Москву своей тетке, чтобы она меня приютила, когда я приехал в Москву поступать во ВГИК. Причем эта тетка видела его только один раз, когда крестила. У нее были две дочки, которые уже учились в институте. Они меня спрашивают: «Ну, куда ж ты хочешь поступать?» — «На актера!» И они стали иронизировать, расспрашивали, знаю ли я, кто такие Станиславский и Немирович-Данченко.

Однажды, когда я уже жил в комнате в коммуналке, часов в 6 утра слышу — кто-то стучит в дверь со страшной силой. Открываю дверь, а на пороге с баулами стоит двоюродная сестра из Волгограда: «Ну, к вам не достучишься!» — «Так звонок же есть!» — «А я не знала, не видала!» Этот эпизод тоже вошел в картину.

В Киеве поехали в мастерскую к скульптору. Там я увидел неоконченную скульптуру льва. «Что это такое?» — «Это мысли художника». Эту реплику я тоже внес в сценарий…»

Фильм начали снимать летом 1961 года. Снимали понемногу, но потом, что называется, «раскочегарились» — в одном сентябре у группы была 31 съемочная смена. Савинова снималась с огромным желанием, с воодушевлением. Причем никто, даже муж, не догадывался, что она снималась, будучи больной — у нее каждый день была температура 37,4. И так было на протяжении трех месяцев! Когда Ташков случайно об этом узнал, ему чуть самому плохо не стало. И он принял волевое решение — законсервировал картину. Савинову положили в больницу, однако пробыла она там недолго — каких-то три дня. Врачи отказались ее лечить, мотивируя это тем, что она не их пациентка. Тогда за лечение актрисы взялся один психиатр, который объявил, что все психические заболевания Савиновой происходят от попадания в организм какой-то инфекции. «Скорее всего это бруцеллез!» — заявил врач. Потом выяснилось, что Савинова могла подхватить эту болезнь во время съемок в Крыму, когда купила на рынке молочные продукты и от них подхватила эту страшную болезнь. В результате у нее произошло поражение центральной нервной системы (судя по всему, это случилось в сентябре 61-го, когда нагрузка на съемках стала особенно большой). Врач прописал актрисе психотропные препараты, которые Савинова глотала десятками.

Читайте также:  Бруцеллезом болеют не только животные

В 1962 году, когда Савиновой стало чуть лучше, съемки фильма были продолжены. И вновь, как и год назад, работа велась весьма активно. Как вспоминает Юрий Горобец (он играл роль жениха Фроси): «Иногда работать приходилось по 24 часа. Техники, артисты могли меняться, а режиссер этого себе позволить не мог. Когда Ташков смертельно уставал, то заходил в комнату, там стелил себе и отключался. А через 20 минут вставал как огурец и работал дальше. Все остальные так не могли и поэтому падали с ног. Но ощущение оптимизма, которое царило на съемочной площадке, думаю, в картине чувствуется и сейчас…»

Озвучание фильма проходило на Одесской киностудии. Два актера туда приехать не смогли из-за занятости — Анатолий Папанов и Юрий Горобец, поэтому их роли озвучили другие люди: за Папанова говорит Евгений Ташков, за второго — Юрий Саранцев. А вот Савинова озвучила две роли: Фросю Бурлакову и домработницу.

Вспоминает Е. Ташков: «Фильм едва не попал на полку благодаря стараниям секретаря ЦК КПСС по идеологии Ильичева. Он обвинил картину в том, что она выступает против соцреализма — из-за того, что скульптор разбивает статуи, сделанные именно в этом стиле. Меня ругали за то, что оказалась разбитой и маска Карла Маркса. На самом деле это Герцен. Но кому какая была разница? Наконец мне «пришили», что я выступил против считавшегося тогда «официальным» скульптора Томского. Оказалось, что его звали так же, как и героя Папанова, — Николай Васильевич. В общем, картину положили на полку. А когда все-таки выпустили, было уже лето — пляжный сезон. Она прошла в прокате тихо, незаметно…»

Роль Фроси Бурлаковой так и осталась единственной главной ролью Савиновой в кино. После нее она снялась еще в нескольких фильмах, и везде это были роли второго плана или эпизоды. Речь идет о фильмах: «Женитьба Бальзаминова», «Ко мне, Мухтар!», «Дорога к морю» (все — 1965), «Зигзаг удачи» (1968), «Жажда над ручьем» (1969), «Расплата» (1971). А потом… Савинова покончила с собой. Но прежде из жизни ушел ее давний недоброжелатель — Иван Пырьев. Он умер в начале февраля 1968 года. Как гласит легенда, незадолго до смерти он стал обзванивать многих своих коллег из кинематографического мира, которых когда-то обидел, и просил у них прощения. Позвонил ли он Савиновой, не известно.

Савинова погибла весной 1970 года. Судя по тому, как она себя вела накануне смерти, все было продумано ею заранее. Вот как вспоминает об этом К. Лучко:

«Как-то Катя позвонила мне и сказала: «Внутренний голос мне говорит, чтобы я попросила у тебя прощения, если я что-нибудь плохое тебе сделала». Я засмеялась: «Катя, ну что ты мне можешь сделать плохое?! Ведь ты даже мухи не обидишь». Она действительно помогала всем, чем могла. Вообще ей было не знакомо чувство зависти, суетности. Она жила в своем, придуманном ею мире. Через некоторое время она снова позвонила мне и сказала, что едет в Сибирь к своей сестре. Катя там давно не была и очень соскучилась. И что внутренний голос ей сказал, чтобы она попрощалась со мной и чтобы я простила ее. Голос у нее был какой-то хриплый и тревожный. Это был последний наш разговор…»

Савинова уехала в Новосибирск, где жила ее сестра Маша, в конце апреля. Никто не заподозрил ничего дурного в ее отъезде, а она между тем еще в Москве решила добровольно уйти из жизни. Уложила в чемодан красивое платье, новые туфли. Простилась с мужем и сыном Андрюшей.

По словам Маши, она давно не видела Катю такой радостной и счастливой, как в тот приезд. Катя прожила у нее в доме несколько дней. А 25 апреля, накануне светлого праздника Пасхи, она накрасила яйца, напекла куличей, затем принялась за уборку в квартире. Она вымыла дочиста полы, перевернула стулья ножками вверх и поставила их на стол. Потом надела старенькую шубку, туфли и сказала родным, что идет на вокзал встречать подружку из Москвы. Однако она соврала — никакая подруга к ней не приезжала.

Приехав на вокзал, Савинова долго ходила по перрону, ожидая прибытия поезда. Кому-то это показалось подозрительным, и ее спросили: «Что вы здесь делаете?» — «Жду поезда», — спокойно ответила Савинова. Больше ее никто не трогал. А едва вдали показался поезд, она спустилась на рельсы и легла на них, причем так, чтобы не изуродовать лицо. Видимо, она все продумала заранее и прекрасно отдавала себе отчет в том, что делала.

Сыну Савиновой Андрею на тот момент было 13 лет. О смерти матери он узнал от отца. По его словам: «Мы отдыхали во Фрунзенском, и однажды отец мне говорит: «Я хочу тебе сказать…» Я напрягся: ну, думаю, опять что-то сделал не так. А отец говорит: «Мамы больше нет». Естественно, я поначалу не понял. Но он объяснил, что ее уже нет на этом свете, что она умерла. Первое, что подумал: «Слава богу, не ко мне претензии высказывает». Потом мы ехали на катере вдоль берега, и он все ждал моей реакции, чтобы начать меня успокаивать. Реакция произошла позже. Спустя полгода меня стало трясти в конвульсиях. Я спрашиваю: «Папа, что это со мной? Так бывает?» — «Да, бывает», — сказал отец. И я успокоился. Может быть, сработала какая-то защита в организме…».

источник

Заслуженная артистка РСФСР, актриса Екатерина Савинова, в основном, запомнилась зрителям по одной единственной роли – Фроси Бурлаковой из комедии Евгения Ташкова «Приходите завтра». Это была её главная роль в кино и жизни, которая, к счастью, сумела отразить многие грани удивительного таланта этой актрисы. Так сложилась судьба, что Савинова, снявшись в более чем двадцати фильмах, больше нигде не смогла реализовать свои возможности. Причиной смерти Екатерины Савиновой названо самоубийство.

Она родилась в 1926 году, на Алтае, в сибирской семье переселенцев из Пензенской губернии. Екатерина была талантливой девочкой, обладавшей абсолютным музыкальным слухом и сильным звучным голосом. Она мечтала стать актрисой и, после окончания школы, отправилась в Москву, поступать во ВГИК. Она опоздала к вступительным экзаменам, как её героиня – Фрося и поступила в землеустроительный институт. Позже она попала в зимний набор на курсы ВГИКА но, спустя время, была отчислена по той причине, что её стезя – театральная сцена, а не кино.

Савинова с завидным упорством добивалась поставленной цели и снова стала студенткой выбранного вуза. Она выдержала большой конкурс, окончила обучение в 1950 году и с отличием защитила диплом – это был спектакль «Там, где не было затемнения». Во время основной учёбы Екатерина занималась вокалом в Гнесинском институте: голос будущей актрисы от природы отличался великолепным богатством оттенков и широким звуковысотным диапазоном. Этот уникальный голос в три с половиной октавы был объектом особого внимания педагогов: Савинову приглашали в Большой театр, на эстраду: она же оставалась верной своей мечте о кино. Даже единственное для всего курса приглашение в МХАТ она отвергла и поступила в Театр-студию киноактёра при «Мосфильме».

Первая же роль Екатерины в кино чуть не стала последней. Приглашённая сыграть Любочку в знаменитом пырьевском фильме «Кубанские казаки», молодая актриса негативно отнеслась к привычке маститого режиссёра не пропускать ни одной юбки и поплатилась за свою независимость. Ей больше не предлагали интересных ролей в кино, только эпизодические, а если приглашали на пробы – спустя время, отказывали в них. Савинова снялась в нескольких фильмах и играла в Театре-студии, но и там её участие в спектаклях сводилось к эпизодам. В 1951 году она вышла замуж за молодого режиссёра Евгения Ташкова, с которым была давно знакома – ещё со времён учёбы во ВГИКе. Только через 6 лет, в 1957 году у них родился сын Андрей, тоже, впоследствии, ставший замечательным актёром.

Роль Фроси Бурлаковой досталась актрисе в фильме мужа, который специально отправился на Одесскую киностудию, чтобы снять киноленту вдали от влияния Пырьева. Сценарий они с Екатериной писали вместе, используя многие биографические детали её судьбы. Вышедший на экраны в 1962 году фильм очаровал зрителей и Савинова была объявлена лучшей актрисой года по результатам зрительского голосования. Ещё одной заметной ролью актрисы была роль служанки в киноленте «Женитьба Бальзаминова» в 1964 году. «Чёрный список Мосфильма» продолжал портить актрисе творческую карьеру.

Во время съёмок фильма «Приходите завтра» у Савиновой начались проблемы со здоровьем, настолько серьёзные, что даже пришлось на год приостановить производственный процесс. Причины заболевания не нашли, а это был бруцеллез, которым актриса заразилась, выпив парного молока, которое очень любила. Она продолжала изредка сниматься и играть в театре, но периодически болела и ей не становилось лучше. Когда точный диагноз был установлен, оказалось, что несвоевременное лечение болезни уже не остановит её опасного воздействия на головной мозг. У Екатерины Фёдоровны начались тяжёлые приступы недуга, похожего на шизофрению. Она по 2-4 месяца ежегодно проводила в больнице, но её душевное расстройство прогрессировало.

В 1970 году Савинова бросилась под поезд, будучи у сестры в Новосибирске. Ей было всего 44 года. В 2006 году прах актрисы был перезахоронен в освящённую часть Клещихинского городского кладбища: определяя, почему умерла Екатерина Савинова, её родные пришли к выводу, что самоубийство при таком диагнозе не могло быть полностью осознанным.

источник

Родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края в крестьянской семье.

Заслуженная артистка РСФСР (26.11.1965).

Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1950, мастерская Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой). Окончила Институт им.Гнесиных (вокальное отделение, класс А.Д.Кильчевской)

С 1950 года была актрисой Театра-студии киноактёра.

Обладала великолепным, уникальным голосом (три октавы). По словам мужа актрисы, во время учёбы в Гнесинском институте ее приглашали и в Большой театр, и на эстраду — на оба приглашения актриса ответила отказом.

Была женой актера и режиссера Евгения Ташкова (1926-2012).
Их сын, Андрей Ташков (1957 г.р.) — актер театра и кино.

Трагически ушла из жизни 25 апреля 1970 года в Новосибирске.

Похоронена на Клещихинском кладбище в Новосибирске (в 2006 году состоялось перезахоронение на более престижный участок).

К 85-летию со дня рождения, в 2011 году, был открыт дом-музей актрисы в селе Ельцовка, где она жила с рождения и до отъезда в Москву в 1944 году. Музей создан в доме, где жила подруга детства актрисы, Евдокия Бурлакова, фамилия которой перешла к героине фильма «Приходите завтра».
В 2006 году издательство «Азбука» выпустило книгу «Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова. (Рукописи, воспоминания, фильмография)».

последнее обновление информации: 10.01.17

По окончании школы Екатерина Савинова приехала в Москву, где после неудачной попытки поступления во ВГИК полгода проучилась в землеустроительном институте. Зимой Савиновой удалось поступить на курсы Василия Ванина, однако вскоре была отчислена — будучи, по словам Ванина, замечательной актрисой для театра, но не для кино.

Впоследствии Савинова, преодолев конкурс, всё же поступила во ВГИК — в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный, из трёх тысяч абитуриентов отобрали сорок человек, а спустя полгода оставили только двадцать. Среди них Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и Екатерина Савинова. Но в кинематограф в конце сороковых попасть было очень сложно — снималось всего лишь восемь картин в год. Екатерину Савинову приглашали на пробы, но никогда не утверждали.

Институт она окончила в 1950 году; дипломный спектакль — «Там, где не было затемнения» — Савинова защитила с отличием. У Савиновой был хороший голос. По окончании ВГИКа она обучалась в Институте имени Гнесиных, где занималась вокалом. По словам мужа актрисы, режиссёра Евгения Ташкова, во время учёбы в Гнесинском институте Савинову приглашали и в Большой театр, и на эстраду; на оба приглашения актриса ответила отказом.

С будущим мужем, Евгением Ташковым, Савинова познакомилась во ВГИКе, — Евгений был её однокурсником. Поженились они спустя восемь месяцев после окончания института. В 1957 году у них родился сын Андрей (ныне актёр Андрей Ташков).

В кино с 1949 года (первая роль — Любочка в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки»). В это время Савинова ещё училась во ВГИКе. Ей было 23 года. Жизнерадостная, улыбчивая, с пухленькими как у хомячка щечками с ямочками. Тогда ей, наверное, казалось, что все большие роли впереди, жизнь только начиналась.

Читайте также:  Основные методы диагностики бруцеллеза

Кинематограф был её единственной мечтой. Савинова – очень цельный человек. Обладая многогранным редким талантом, удивительным голосом в три с половиной октавы, она всё-таки ждала ролей в кино и не променяла мечту о киноискусстве на карьеру оперной или эстрадной певицы.

После участия в этом фильме все двери в кино перед Екатериной были закрыты волей всемогущего главы «Мосфильма» Ивана Пырьева, на притязания которого она не ответила. После окочания ВГИКа Екатерина единственная со всего курса была приглашена работать во МХАТ, но, будучи уверенной, что её призвание — кино, она отказалась от этого предложения. Её несколько раз приглашали на пробы серьёзных ролей в кино, утверждали, но через некоторое время перезванивали и, извиняясь, отказывали. По воспоминаниям актёров, Екатерина была в «черном списке» Мосфильма.

С 1952 года играла в Театре-студии киноактёра. При этом крупных театральных ролей долгое время Савинова не получала. Так, например, она сыграла роль первой гостьи в спектакле «Бедность не порок» по одноимённой пьесе Островского, и своей игрой в этой проходной роли заслужила уважение постановщика спектакля А.Д. Дикого; Екатерина должна была быть задействована на одной из главных ролей (Кабаниха) в пьесе «Гроза», которая готовилась к постановке Алексеем Диким, однако спустя три месяца после начала репетиций спектакль был закрыт.

Самой крупной ролью Савиновой в кино стала роль Фроси Бурлаковой в картине «Приходите завтра» (1963). Эта роль, принесшая актрисе славу (роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года), была во многом биографична. Сценарий фильма написал специально для актрисы её муж, кинорежиссёр Евгений Ташков. По воспоминаниям современников, картина снималась в обход запретов Пырьева (для этого съёмочной группе пришлось уехать из Москвы на Одесскую киностудию). Сьемки пытались запретить (Екатерину критики обвинили в бездарности) и Евгению Ташкову пришлось долго убеждать руководителя киностудии. После участия в фильме «Приходите завтра» Екатерина больше не получала крупных ролей.
Единственной заметной ролью в кино после этого фильма стала роль Матрёны в картине «Женитьба Бальзаминова».

Ещё во время съёмок фильма «Приходите завтра» у Екатерины начались серьёзные проблемы со здоровьем, из-за чего съёмки были прерваны на год. Как позднее выяснилось, перед съёмками фильма Екатерина подхватила бруцеллёз — инфекцию, которая «выбирает» самые уязвимые места и может поразить любой орган. У Екатерины это стала центральная нервная система. Инфекцию же актриса подхватила в Крыму, когда снималась в фильме «Сельский врач» у Герасимова. Она постоянно покупала на рынке парное молоко, которое очень любила. Врачи долго не могли поставить правильный диагноз. Период созревания бруцеллёза – восемь месяцев. В это время актриса работала на пределе нервного истощения. Когда всё же медики приступили к лечению Екатерины, упустили из виду сопутствующее заболевание – шизофрению. В общей сложности Екатерина Савинова болела девять лет. Два-четыре месяца в году она лежала в больнице. Полностью выздороветь Екатерине так и не было суждено. В периоды ремиссии Савинова гастролировала с мужем по стране; снялась в нескольких эпизодических ролях в кино. Болезнь не оставляла ее ни на минуту. Она даже жаловалась, что тело охвачено огненными кольцами. Сохраняя ясный ум, актриса чаще спрашивала: «Как же мне быть, если я не смогу выступать, петь, играть?» Постепенно актриса стала осознавать, что то к чему она так стремилась — недостижимо, а для её близких, по её убеждению, она стала лишь обузой.

В 1970 году актриса уехала из Москвы к своей сестре в Новосибирск. Зная о неизлечимости своей болезни, 25 апреля 1970 года она бросилась под поезд на узловой станции Новосибирска, как героиня «Анны Карениной», чей монолог она читала на вступительных экзаменах во ВГИК.

Похоронили актрису на Клещихинском кладбище в Новосибирске. Многие годы её более чем скромная могила находилась почти в полном забвении. 5 ноября 2006 года могилу перенесли на более престижный участок Клещихинского кладбища.

Бывшая киноактриса, а ныне инокиня Свято-Введенского женского монастыря Ольга Гобзева сказала о ней: «Актрис такого уровня, как Катя, у нас просто нет. И не будет долгое время, если только Сибирь не родит какую-нибудь девчушку, которая отважится схватить чемоданчик и побежать неведомо куда. Я вспоминаю наши встречи с Екатериной. Она была очень открытым человеком.»

Педагог Савиновой профессор ВГИКа Борис Бибиков (сыгравший роль профессора в фильме «Приходите завтра») как-то сказал, что за свою жизнь он видел много очень талантливых людей, но, пожалуй, только о двух может сказать с такой определенностью, что они беззаветно были преданы искусству — Станиславский и Савинова.

В 2006 году издательство «Азбука» выпустило книгу «Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова. (Рукописи, воспоминания, фильмография)» тиражом всего 210 экземпляров. В этой книге впервые в России опубликованы литературные опыты знаменитой актрисы, которые многие годы лежали в фондах ГМИЛИКА.

На телевидении о жизни и творчестве актрисы вышло несколько передач – «Трагедия Фроси Бурлаковой» на ОРТ, глава 9 цикла «Чтобы помнили» Леонида Филатова, «Как уходили кумиры» на ДТВ.

источник

Екатерина Фёдоровна Савинова. Родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края — умерла 25 апреля 1970 года в Новосибирске. Советская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР (1965).

Екатерина Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края.

Ее родители родом из Пензенской губернии. На Алтае оказались в годы столыпинской реформы.

По соседству жила семья переселенцев по фамилии Бурлаковы, с их дочерью Евдокией она дружила в детстве. Именно у подруги детства Евдокии Бурлаковой она позднее позаимствовала фамилию героини фильма «Приходите завтра. ».

После окончания школы приехала в Москву. С первого раза поступить во ВГИК не получилось и она полгода проучилась в землеустроительном институте.

Далее Савиновой удалось поступить на курсы Василия Ванина, но вскоре она была отчислена: по мнению Ванина, она была замечательной актрисой для театра, но не для кино.

А затем Савинова, преодолев большой конкурс, всё же поступила во ВГИК, который с отличием окончила в 1950 году, мастерская Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Дипломный спектакль: «Там, где не было затемнения».

Екатерина Савинова в молодости

После окончания ВГИКа Екатерина единственная со всего курса была приглашена работать во МХАТ, но, будучи уверенной, что её призвание — кино, она отказалась от этого предложения.

У Екатерины Савиновой был уникальный голос, поэтому по окончании ВГИКа она обучалась в Институте имени Гнесиных, где занималась вокалом. По словам мужа актрисы, во время учёбы в Гнесинском институте Савинову приглашали и в Большой театр, и на эстраду, но на оба приглашения актриса ответила отказом.

С 1952 года играла в Театре-студии киноактёра. Крупных театральных ролей долгое время Савинова не получала. Так, например, она сыграла роль первой гостьи в спектакле «Бедность не порок» по одноимённой пьесе Островского, и своей игрой в этой проходной роли заслужила уважение постановщика спектакля А. Д. Дикого;. Она должна была играть одну из главных ролей (Кабаниха) в пьесе «Гроза», которая готовилась к постановке Алексеем Диким, однако спустя три месяца после начала репетиций спектакль был закрыт.

Театральные работы Екатерины Савиновой в Театре-студия киноактера:

Гурьяновна — «Там, где не было затемнения»;
первая гостья — «Бедность не порок», А.Н.Островский;
Тоська — «Двадцать лет спустя».

С 1949 года снималась в кино. Первая заметная роль — Любочка в фильме «Кубанские казаки» режиссёра Ивана Пырьева.

Екатерина Савинова в фильме «Кубанские казаки»

После участия в фильме «Кубанские казаки» все двери в кино перед Екатериной были закрыты — волей главы «Мосфильма» Ивана Пырьева, домогательства которого она отвергла, да еще и дала пощечину. Пырьев во многом оказал неизгладимое влияние на судьбу Екатерины, исковеркав её жизнь.

Ее несколько раз приглашали на пробы серьёзных ролей в кино, утверждали, но через некоторое время перезванивали и, извиняясь, отказывали. По воспоминаниям актёров, Екатерина была в так называемом «чёрном списке» «Мосфильма».

Сыграла роль Дуняши Журбиной (жены Кости) в знаменитой картине «Большая семья». За роль в этом фильме стала Лауреатом Каннского кинофестиваля 1955 года в номинации «Лучший актёрский ансамбль».

Екатерина Савинова в фильме «Большая семья»

Первая главная роль — дирижер Екатерина Павловна Воропай в фильме режиссера Михаила Слуцкого «В один прекрасный день».

Екатерина Савинова в фильме «В один прекрасный день»

Наиболее крупной и самой известной ролью Савиновой в кино стала роль Фроси Бурлаковой в картине 1962 года «Приходите завтра. ». Эта роль, принёсшая актрисе славу, была во многом биографична. Сценарий фильма написал специально для актрисы её муж, кинорежиссёр Евгений Ташков.

По воспоминаниям современников, картина «Приходите завтра» снималась в обход запретов Пырьева — для этого съемочной группе пришлось уехать из Москвы на Одесскую киностудию. Съёмки пытались запретить (Екатерину критики обвинили в бездарности) и Евгению Ташкову пришлось долго убеждать руководителя киностудии.

Многие фразы ее героини ушли в народ:

— «Вдоль по Питерской»… музыка народная, слова народные. Исполняет Фрося Бурлакова;
— Когда я у себя в клубе выступала, в правлении слышно было;
— Одной глины сколько пошло. (о скульптуре);
— А мне только чаю — стаканов шесть (в ресторане);
— А во что мы всё это сложим? Мисочку какую-нибудь. (уходя из ресторана)

За роль Фроси Бурлаковой она была признана лучшей актрисой года.

Екатерина Савинова в фильме «Приходите завтра. «

После участия в фильме «Приходите завтра. » Екатерина больше не получала крупных ролей. Единственной заметной ролью в кино после этого фильма стала роль служанки в картине «Женитьба Бальзаминова».

Екатерина Савинова в фильме «Женитьба Бальзаминова»

В 1965 году ей было присвоено звание Заслуженная артистка РСФСР.

Серьёзные проблемы со здоровьем начались у актрисы ещё во время съёмок фильма «Приходите завтра» — даже съёмки были прерваны на год. При этом поставить правильный диагноз тогда врачи не смогли. Позднее выяснилось, что перед съёмками фильма Екатерина заразилась бруцеллёзом (выпила парного молока). Из-за несвоевременного лечения болезнь дала осложнение на головной мозг, что привело к развитию у актрисы состояния, сходного с проявлениями шизофрении.

Полностью выздороветь Савинова так и не смогла. Последующие девять лет ежегодно актриса была вынуждена проводить в больнице 2-4 месяца.

В периоды ремиссии Савинова гастролировала с мужем по стране, снялась в нескольких эпизодических ролях в кино. Постепенно актриса стала осознавать, что то, к чему она так стремилась — недостижимо, а для её близких, по её убеждению, она стала лишь обузой.

В 1970 году актриса уехала из Москвы к своей сестре в Новосибирск. Зная о неизлечимости своей болезни, она 25 апреля 1970 года она бросилась под поезд на узловой станции Новосибирска — как героиня «Анны Карениной», чей монолог она читала на вступительных экзаменах во ВГИК.

Екатерина Савинова была похоронена на Клещихинском кладбище в Новосибирске.

В 2006 году состоялась церемония перезахоронения останков актрисы в более престижной части кладбища, также был возведён новый монумент. На церемонию приехали вдовец Савиновой и её сын Андрей Ташков со своей супругой Еленой Кореневой.

могила Екатерины Савиновой

В 2006 году издательство «Азбука» выпустило книгу «Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова. (Рукописи, воспоминания, фильмография)».

На 85-летие со дня рождения Екатерины Савиновой в 2011 году был открыт дом-музей актрисы в селе Ельцовка, где она жила с рождения и до отъезда в Москву в 1944 году. Музей создан в доме, где жила подруга детства Савиновой Евдокия Бурлакова, фамилия которой перешла к героине фильма «Приходите завтра».

Екатерина Савинова

Рост Екатерины Савиновой: 165 сантиметров.

Личная жизнь Екатерины Савиновой:

Была замужем за актером и кинорежиссером Евгением Ташковым, с которым познакомилась во ВГИКе он был её однокурсником. Зарегистрировали брак спустя восемь месяцев после окончания института.

В 1957 году у них родился сын Андрей Ташков, известный советский и российский актер.

Екатерина Савинова и Евгений Ташков с сыном Андреем

Андрей Ташков — сын Екатерины Савиновой

Фильмография Екатерины Савиновой:

1946 — Страницы жизни — Катя Сорокина (нет в титрах)
1949 — Кубанские казаки — Любочка
1950 — В степи — комбайнёр
1952 — Сельский врач — Дуся Поспелова, сестра Ивана Денисовича
1953 — Чук и Гек — девушка-почтальон
1953 — Степные зори
1953 — Алёша Птицын вырабатывает характер — продавщица мороженого
1953 — Таинственная находка — Екатерина Сергеевна
1954 — Большая семья — Дуняша Журбина, жена Кости
1954 — Дети партизана — Ольга Васильевна
1955 — Тень у пирса — Клава Шубина
1955 — В один прекрасный день — Екатерина Павловна Воропай, девушка-дирижёр (поёт Гелена Великанова)
1956 — Медовый месяц — Зоя, комсомольский секретарь
1958 — Человек с планеты Земля — нищая старица (сомневающиеся — смотрите фильм)
1959 — Косолапый друг — Тамара
1959 — Баллада о солдате — злая проводница
1960 — Колыбельная — Ольга
1960 — Месть — горожанка (нет в титрах)
1963 — Приходите завтра. — Фрося Бурлакова
1964 — Женитьба Бальзаминова — кухарка Матрёна
1964 — Ко мне, Мухтар! — Верочка
1965 — Дорога к морю — уличная продавщица книг
1968 — Зигзаг удачи — продавщица апельсинов с нагрузкой
1968 — Жажда над ручьём — Оля
1970 — Расплата — Аннушка

Вокал Екатерины Савиновой:

1949 — Кубанские казаки — совместно с Кларой Лучко песни «Ой, цветёт калина» (И.Дунаевский — М.Матусовский) и «Каким ты был, таким остался» (И.Дунаевский — М.Матусовский)

Озвучивание Екатерины Савиновой:

1962 — Приходите завтра. — домработница Мария Семеновна (роль Надежды Животовой)
1962 — О тех, кто украл Луну (O dwóch takich, co ukradli księżyc)

источник