Меню Рубрики

Фрося бурлакова актриса бруцеллез

Актриса Екатерина Савинова, всеми любимая Фрося Бурлакова. Она покончила с собой – бросилась под поезд. Об этом можно узнать из официальной биографии актрисы. Но мало кто знает, что причина этой трагедии – парное молоко. Екатерина Савинова родилась в семье Ельцовка на Алтае. Даже став известной актрисой, она сохранила деревенские привычки. Где бы ни проходили съемки, Екатерина Савинова всегда отправлялась по утрам на местный рынок – купить парное молоко. Так было и в Одессе, на съемках легендарного фильма «Приходите завтра».

Екатерине неожиданно стало плохо прямо на площадке. Поднялась температура, закружилась голова, подскочило давление. Режиссер Евгений Ташков, муж Екатерины Савиновой остановил съемки и вызвал врача.

Евгений Ташков, муж Екатерина Савиновой

Несколько месяцев Савиновой не могли поставить диагноз. Когда врачи определили, чем болеет актриса, было уже поздно.

Ирина Вабаева, врач-микробиолог

Причина страшной болезни актрисы – инфекция, бруцеллез.

Бруцеллез. Источник инфекции – парное молоко. Если вовремя не начать лечение, болезнь дает тяжелые осложнения. Бруцеллез может разрушить сердце, печень, селезенку или нервную систему.

Екатерина Савинова боролась с болезнью пять лет. Все это время она продолжала работать. Актриса снялась в фильмах «Женитьба Бальзаминова», «Ко мне, Мухтар», «Зигзаг удачи» и «Жажда над ручьем». Она даже получила звание народной артистки СССР. Но приступы болезни случались все чаще. Савинова сбегала из дома, не узнавала близких, все время плакала и кого-то звала.

В тот день своей Савинова проснулась рано утром, убралась в квартире, зашла к подруге. Потом ее видели в церкви – оттуда актриса отправилась на вокзал. Она медленно шла по платформе, вдоль железнодорожных путей. Послышался гудок приближающего поезда. Екатерина оглянулась назад, замерла. Когда состав на полном ходу мчался мимо нее, актриса неожиданно бросилась в пролет между вагонами.

В медицинской справке о причине смерти написано как-то нелепо – «Отделение головы колесами поезда». Никто не вспомнил о том роковом стакане молока, который актриса выпила за несколько лет до гибели. Савинову отпевали и похоронили на кладбище, как христианку. Церковь не считает это самоубийством, ведь, под колеса поезда ее толкнула болезнь.

Парное молоко полезнее магазинного – с этим никто не спорит. Но покупать его с рук опасно. Натуральное деревенское молоко с ароматом сена может быть заражено бруцеллезом, кишечной палочкой. На глазок эти инфекции не определишь.

источник

25 апреля, накануне Светлого праздника Пасхи, покончила с собой актриса Екатерина Савинова, незабвенная Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра» (1926-1970).

Савинова это как раз тот случай, когда природный, не привыкший к долгим рассусоливаниям талант пытается состояться в той области, куда не пускают его не просто люди, а сама судьба.

Вырвавшись из глубокой сибирской глубинки Савинова, признавала только один вид актерского искусства, в глубинке доступный. Ага, самый массовый… «Киношку»…

С «киношкой» у Савиновой как трудности возникли, так и продолжились. Сперва на экзамены во ВГИК будущая актриса опоздала. Потом поступила на дополнительный курс Василия Ванина, но ее быстро отчислили. Признавая талант Савиновой, Ванин в кино ее не видел, настоятельно советуя театр. Катя была толстенькая, невысокая, круглолицая, такой крестьянский крепышок.

Варианты театральных училищ девушка даже не рассматривала, отправившись на штурм заветного института в третий раз. Ее наставниками во ВГИКе стали Борис Бибиков (позже сыгравший профессора консерватории в «Приходите завтра») и Ольга Пыжова.

Еще студенткой, в самый разгар периода «малокартинья», Савинова получила роль в кинокомедии Пырьева «Кубанские казаки».

Вот как трактовал дальнейшие события ее муж, режиссер Евгений Ташков:

«Естественно, что Пырьев, который, как известно, не пропускал ни одной симпатичной женщины, ею заинтересовался. Прямо на съемочной площадке он сделал ей недвусмысленное предложение, на которое она ответила пощечиной. И режиссер, славившийся не только редкостной любвеобильностью, но и редкостной злопамятностью, ей этого не простил. На кинокарьере Кати, которую он за глаза называл гордячкой, был поставлен крест».

Доказательств, однако, что крест поставлен Пырьевым, нет никаких. Только голословные обвинялки, падающие на подготовленную почву плохой репутации начальника «Мосфильма».

На слова Ташкова можно привести слова последней жены Пырьева, Лионеллы Скирды:

«Говорят, Катеньку Иван приметил на «Кубанских казаках». Абсурд! 1947 год. Он снимает в главной роли Марину Алексеевну, живут они в любви и согласии. Полагаете, Ладынина допустила бы роман на ее глазах? Когда все на виду и съемочная группа — большая деревня? К сожалению, Савинова уже тогда была больна. Много позже, когда мы с Иваном уже были вместе и приехали в дом отдыха Болышево, Катя постоянно крутилась рядом. Чуть ли не руки целовала мне и Ивану. А Пырьев шепчет: «Не обращай внимания, она нездорова».

Но что есть, то есть: Савинова катастрофически теряла роли, которые могли сделать ей карьеру. Вместо утвержденной Екатерины в «Сорок первом» Чухрая триумфально сыграла Изольда Извицкая. Не стал снимать Савинову и Всеволод Пудовкин в «Возвращении Василия Бортникова».

Зато Герасимов задействовал Екатерину в фильме «Сельский врач», но уж лучше бы этого не делал. Именно на клятых съемках «Врача» соскучившаяся по парному молочку деревенская девушка так его хлебнула, что заразилась бруцеллезом.

Заметим, — во всем, что ни касается кино, судьба открывала Екатерине двери. Савинову единственную со всего ВГИКовского курса пригласили в труппу МХАТа.

Сложился крепкий брак с однокурсником Евгением Ташковым. В 1957 Екатерина родила сына Андрея, тоже будущего актера («Сыщик»).

Обладая уникальным голосом в три с половиной октавы, Савинова в 32 года поступает на вечернее отделение вокала в Гнесинку (совсем как Фрося Бурлакова) и тут же получает приглашение в Большой театр и Мосэстраду.

Спрашивается, — ну чего, чего еще не хватало?

И здесь мы подходим к личности Евгения Ташкова, гениального режиссера, автора «Адъютанта его превосходительства», «Майора Вихря», «Уроков французского». Набрав кое-какой вес, он написал под Савинову сценарий «Приходите завтра», изначально провидчески называвшийся «Не от мира сего».

В обход Пырьева картину пришлось снимать на Одесской студии, все время противостоя желаниям чиновников актрису заменить.

Но и сама актриса работать в полную силу не могла. Подхваченный некогда бруцеллез поразил нервную систему и, не уложившись в сроки, Ташков законсервировал «Приходите завтра» на год.

Фрося Бурлакова прочно вошла в народное сознание. Савинова, наконец, стала кинозвездой.

Вот только работать полноценно она, увы, не могла.

Успела блеснуть в комедии «Женитьба Бальзаминова» в роли кухарки Матрены, но это была лебединая песнь.

Бруцеллез привел Катю к вялотекущей шизофрении. Ее и сейчас вылечить сложно, а уж тогда…

«Она подолгу лечилась — лежала в больнице имени Кащенко. Выходила оттуда вполне нормальным человеком, но потом болезнь возвращалась. Постепенно периоды обострений становились все длиннее, а периоды просветления — все короче. Потом уже я узнал, что шизофрения бывает острой и вялотекущей, первая лечится, а вторая, которая как раз и была у Кати, нет.

Как-то она мне сказала: «Я больше не могу ни в кино сниматься, ни на сцене выступать, ни с людьми общаться. Зачем дальше жить-то?». Мне бы прислушаться к ее словам, но я тогда не придал им значения».

Еще об одной рифмовке Катиной жизни.

Рифмовка связана с поездами.

Первый раз девушка увидела поезд, поехав завоевывать столицу. Паровоз ее очень напугал.

На вступительных экзаменах во ВГИК она читала монолог Анны Карениной.

25 числа 1970 года, уставшая от борьбы с болезнью Савинова, разодевшись в пух и прах, бросилась под поезд на узловой станции Новосибирска, оставив записку: «Похороните меня по-простому».

Оставила письмо и близким:

«Простите меня. Особенно Андрей. Милый мой мальчик. Если б ты знал, что ждёт меня в будущем, ты бы простил меня. Не переживайте. Не надо плакать».

Незадолго до гибели Савинова пусть и трагически — запоздало сделала верный вывод, сказав: «Кинематограф — это дьявол, забравший мою душу» и пожалев, что не пошла во МХАТ, Большой или не выбрала эстраду.

источник

Содержание (быстрый переход)

Талантливая актриса так и не смогла полностью реализовать свой талант, но, несмотря на отсутствие больших ролей, Екатерина Савинова приобрела популярность и любовь миллионов зрителей. Ее самой большой ролью стала роль Фроси из музыкальной картины «Приходите завтра», которую специально для нее снял ее муж Евгений Ташков. К сожалению, жизнь великолепной актрисы оборвалась рано, а причина смерти Екатерины Савиновой, самоубийство, было вызвано неизлечимой болезнью.

С Евгением Катя познакомилась во время учебы во ВГИКе, а их однокашники, глядя на трогательные отношения влюбленной парочки, даже не сомневались в том, что они объединят свои судьбы.

Екатерина была одной из самых талантливых на курсе, обладала неповторимым по глубине и красоте звучания голосом, и все прочили ей большое будущее в кино. Однако ее дебютная роль в комедии Ивана Пырьева «Кубанские казаки» обернулась для начинающей актрисы самым печальным образом, оказавшись роковой в ее творческой биографии.

На фото: Екатерина Савинова

Дело в том, что Пырьев, слывший большим любителем приударить за молоденькими актрисами, обладал жестоким мстительным характером, и не смог простить Савиновой отказа. Он сделал все, чтобы испортить карьеру начинающей актрисы.

Савинова в фильме «Кубанские казаки»

Пырьев обладал огромным влиянием в «киношной» среде и запретил снимать Екатерину Федоровну в главных ролях, а перечить ему боялись даже именитые режиссеры.

С тех пор актриса, обладавшая ярким незаурядным талантом, была вынуждена довольствоваться маленькими эпизодическими ролями,

в которые вкладывала всю душу, благодаря чему и обрела огромную популярность и полюбилась зрителям.

И тогда муж Екатерины Савиновой решил специально для нее снять фильм, главная роль в котором будет принадлежать только ей.

Ташкову пришлось преодолеть немало препон в реализации своего плана, но он сделал все, чтобы картина вышла на экраны.

Савинова в роли Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра»

Между тем съемки Екатерине Федоровне давались нелегко – на протяжении трех месяцев, пока шла работа над фильмом, у актрисы держалась высокая температура, но она даже вида никому не показывала, и ни один член съемочной бригады, включая ее мужа, не подозревали о болезни исполнительницы главной роли.

Когда Евгений Иванович узнал о болезни супруги, он приостановил съемки и определил Екатерину Федоровну в больницу, из которой она вышла уже спустя три дня – врачи отказывались лечить актрису, не находя причин заболевания.

Тем временем болезнь прогрессировала, и это сказывалось на поведении Екатерины Савиновой. Она начала разговаривать сама с собой, ей слышались какие-то голоса. И тогда Ташков обратился к одному одесскому специалисту, который определил, чем болела актриса, предположив, что в организме Савиновой развивается некая инфекция, скорее всего, бруцеллез.

Трагедия заключалась в том, что было упущено драгоценное время, и болезнь Екатерины Федоровны Савиновой на этой стадии уже была неизлечима. К тому же в то время медицина была почти бессильна перед этим заболеванием, что самым трагичным образом сказалось на судьбе талантливой актрисы.

Бруцеллезом она, скорее всего, заболела, выпив молока от больной коровы, и со временем инфекция начала разрушать ее мозг и центральную нервную систему. Екатерина Федоровна страдала невыносимо – провалы в сознании становились все чаще, а просветления между ними все реже.

По нескольку месяцев она проводила в больнице, работать при таком распорядке жизни было невозможно, страдала и личная жизнь – в моменты, когда ее сознание становилось ясным, она переживала за своих близких.

Екатерина Федоровна все чаще утверждала, что слышит голоса и очень переживала, что все окружающие принимают ее за сумасшедшую. Вместе с тем болезнь прогрессировала — Савинова могла, ничего не помня, уйти из дома, раздавала вещи незнакомым людям.

На фото: Екатерина Савинова в фильме «Женитьбв Бальзаминова»

В апреле 1970 года Екатерина Федоровна, не сообщив никому, собрала вещи и уехала в Новосибирск, где жила ее родная сестра.

Видимо, для себя она уже все решила – в последний день своей жизни Екатерина Федоровна убралась в квартире, вымыла полы, а потом пошла на железнодорожную станцию и бросилась под поезд.

Новость о гибели жены стала для Евгения Ивановича настоящим шоком, а она в своем прощальном письме написала ему, что сделала это для того, чтобы не становиться для него с сыном обузой, потому что предвидела, что ждет ее в будущем.

Тогда ходило немало слухов о том, почему умерла Екатерина Савинова, и с чем связана ее гибель, но знали об этом только ее самые близкие люди. Несмотря на то что она была известной личностью, популярной актрисой, могила Екатерины Савиновой долгое время была забыта почти всеми.

Актрису похоронили на Клещихинском кладбище в Кировском районе Новосибирска. Смотритель кладбища говорит, что за могилкой кто-то всегда ухаживал и даже поменяли старый памятник на новый.

Почти тридцать пять лет могилу актрисы не навещал ни муж Евгений Иванович, ни сын Андрей, и только в 2006 году они приехали в Новосибирск.

Евгений Иванович очень переживал из-за того, что его жену не отпели в церкви, ведь причина смерти Екатерины Савиновой не позволяла этого делать – к самоубийцам церковь относится особо и после смерти их не отпевают.

На фото: Савинова в фильме «Косолапый друг»

Читайте также:  Доксициклин доза при бруцеллезе

Однако Ташков уговорил священника сделать это, объяснив, что его умершая жена, когда бросилась под поезд была тяжело больна и не полностью давала отчет своим поступкам.

Подав прошение в епархию, он добился того, чтобы Екатерину Федоровну отпели. Мало того, они с сыном решили сделать перезахоронение Екатерины Савиновой и перенести ее прах в более престижное место кладбища.

На новом месте захоронения поставили достойный монумент, к которому теперь приходят посетители кладбища – поклонники великой актрисы.

На церемонию перезахоронения кроме Евгения Ивановича и Андрея пришли родственники сестры актрисы, к которой она в те далекие годы приехала из Москвы. Когда могилу Екатерины Савиновой раскопали, все присутствующие были поражены увиденным – тело актрисы, пролежавшее в земле более трех десятков лет, почти не изменилось.

Объяснение тому, что нетленное тело Екатерины Савиновой почти не изменилось, давали многие – от служителей церкви до экстрасенсов. Священник сказал, что так решил Господь, экстрасенсы – что чудо произошло благодаря тому, что актрисе каким-то образом удалось себя забальзамировать, кто-то утверждал, что нетленное тело – результат огромной любви близких людей, сопровождающей актрису в другой жизни.

Однако криминалисты дали всему свое объяснение – по их мнению, чуда в том, что тело Екатерины Федоровны хорошо сохранилось, нет, а произошло так из-за того, что погибнув, она потеряла много крови, к тому же, актриса была захоронена на большой глубине, и поэтому ее тело не испортилось.

На фото: Памятник на новой могиле актрисы

После того как Евгений Иванович Ташков перезахоронил прах жены и добился того, что с нее сняли обвинение в самоубийстве, он выполнил свой долг перед Екатериной Федоровной. Вместе с сыном Андреем он, пока сам тяжело не заболел, он каждый год приезжал на могилу Савиновой.

источник

Героиня знаменитого фильма «Приходите завтра» добилась того, чего хотела, – в отличие от любимицы миллионов актрисы Екатерины Савиновой, исполнившей главную роль в картине.

48 лет назад, 25 апреля 1970 года, погибла актриса Екатерина Савинова, обожаемая Фрося Бурлакова, с уникальным голосом, пробирающим до мурашек. Что сломало жизнь талантливой артистки, снявшейся в единственной главной роли у своего мужа, режиссера Евгения Ташкова, и довело женщину до преждевременной смерти, — об этом в материале Teleprogramma.pro.

Дежурная на железнодорожном вокзале города Новосибирска сразу же обратила внимание на хорошо одетую красивую женщину. Незнакомка ходила по перрону вперед-назад, и было видно, что она волнуется.

Когда объявили, что на вокзал прибывает пассажирский поезд, женщина рванула через пути. Стоявшая возле железнодорожного полотна стрелочница начала кричать ей вслед, чтобы та остановилась, но красавица не обращала на предупреждения внимания… Незнакомкой оказалась всеми любимая актриса Екатерина Савинова.

Лишь 36 лет спустя, в 2006-м, 80-летний супруг артистки Евгений Ташков сумел добиться разрешения, чтобы Екатерину Федоровну отпели по православному обряду. Он собрал документы, доказывающие, что актриса была тяжело больна и не отдавала отчета в своих действиях.

После случившейся трагедии режиссера обвиняли в том, что он не уберег Савинову, разрешил ей одной отправиться в далекий Новосибирск. Но как рассказывала вторая супруга Ташкова Татьяна Александровна, Савинова хитростью ушла из дома. Она болела девять долгих лет, с каждым годом ее состояние ухудшалось.

Приступы безумия длились дольше и случались чаще. В последние годы жизни за актрисой постоянно присматривала сиделка. Но Екатерина Федоровна смогла отвлечь ее внимание и вышла из дома. Артистку искали несколько дней, и, только когда из Новосибирска позвонила сестра Савиновой и сообщила, что та приехала к ней в гости, все немного успокоились.

Летом 61-го на Одесской киностудии началась работа над картиной «Приходите завтра», сценарий к которой написали супруги Ташков и Савинова. Режиссер заметил, что Екатерина Федоровна постоянно плохо себя чувствует и как-то странно себя ведет. Оказалось, что на протяжении полугода у Савиновой держалась температура 37,4.

Обратились к врачам, но те диагноз поставить не сумели. А тем временем артистка начала периодически неадекватно себя вести: разговаривала сама с собой в пустой комнате, говорила, что слышит голоса. А тут еще на съемочную площадку приехало московское начальство. Савинову назвали бездарностью, картину требовали закрыть.

Работа остановилась. Ташков по полдня бегал с женой по докторам, остальные полдня — по кабинетам руководства или писал им письма. Вынужденная пауза продлилась почти год. Работать над картиной, к счастью, разрешили. Все-таки деньги уже были потрачены, а бюджет выделен, и его нужно было осваивать. А вот с болезнью справиться не удалось. Старенький профессор-одессит посоветовал супругам искать инфекцию, которая спряталась в организме больной и паразитирует на здоровых органах.

Начали сдавать кучу анализов. Выяснили, что у Савиновой бруцеллез, — инфекция, передающаяся от животного к человеку. Врачи предположили, что Екатерина Федоровна могла ею заразиться, попив сырого молока, купленного на рынке. Поскольку актриса долгое время не знала, что заражена, а потом не обращала внимания на симптомы, то болезнь дала осложнения, истощила нервную систему. У артистки начала развиваться шизофрения.

По воспоминаниям Ташкова, они были беспомощны перед этой бедой, обращались к разным специалистам, которые разводили руками и говорили, что это не их профиль. И только в больнице им. Кащенко (сейчас – им. Алексеева) актрисе становилось немного легче, там проходили ее приступы безумия. Каждый год она проводила в больнице по несколько месяцев. А в периоды просветления с ужасом осознавала, что становится инвалидом, обузой мужу и сыну.

Знаменитая артистка и педагог ВГИКа Ольга Пыжова, как-то призналась, что в своей жизни ей довелось встретить только двух великих актеров – это Константин Станиславский, с которым она играла на одной сцене, и Екатерина Савинова, ее студентка. 18-летняя Катя в 1944-м приехала из далекого сибирского села Ельцовка поступать во ВГИК, но опоздала с подачей документов. А чтобы не возвращаться домой, пошла учиться в институт по землеустройству, где ей предоставили общежитие и стипендию. Зимой, на первом курсе, Савинова узнала, что Василий Ванин («Ленин в октябре», «Валерий Чкалов») набирает актерские курсы. Но девушка у знаменитого актера долго не проучилась. Ванин отчислил ее, сказав, что она больше театральная, а не киноактриса.

Такой жесткий вердикт не повлиял на желание Кати сниматься в кино, и она вновь попытала свое счастье во ВГИКе. Говорят, что Савинова всех поразила, прочитав монолог Анны Карениной перед гибелью. Кто бы мог подумать, что через 25 лет Екатерина Федоровна повторит судьбу толстовской героини.

Наверное, учебу в институте можно назвать самым счастливым временем для актрисы. Именно там она встретила свою любовь – Евгения Ташкова. Уже на втором курсе молодые люди начали встречаться. По воспоминаниям режиссера, они получали стипендию «старыми деньгами» 220 рублей, а хлеб на рынке – 140. Они постоянно хотели есть, старались друг друга чем-нибудь угостить. Даже простой чай считался для них роскошью.

В отличие от своих сокурсников, им помощи ждать было неоткуда. Отец Екатерины умер еще до ее отъезда в Москву, а вскоре не стало и матери. У Ташкова отец был «врагом народа», сидел в тюрьме, а мать жила впроголодь. Евгений Иванович запомнил на всю жизнь, как они с Екатериной, получив первую получку в Театре киноактера, в труппу которого попали по окончании ВГИКа, купили себе по нескольку порций мороженого и устроили настоящий пир. Казалось в будущем их ждет только хорошее…

Еще учась во ВГИКе, Савинова попала на съемочную площадку к самому Ивану Пырьеву. Девушке досталась роль Любочки в «Кубанских казаках». Она отправилась в экспедицию на Кубань, жила в одном номере с Кларой Лучко. Девушки подружились. По воспоминаниям Лучко, Савинова впервые на съемках увидела и попробовала арбуз. И рассказывала, что, только приехав в Москву, она узнала что такое ванная, душ, телефон.

Всесильный режиссер, большой ценитель женской красоты, сразу же обратил внимание на красавицу сибирячку. Правда, его ухаживания закончились тем, что он получил пощечину. Такого унижения он простить не мог. И Савинова попала в негласный черный список «Мосфильма».

В результате она снималась только в эпизодах, так как режиссеры боялись приглашать ее на главные роли. Актриса очень страдала от этого. И, наверное, не раз пожалела о том, что не пошла после окончания ВГИКа во МХАТ, куда ее приглашали. И что отказалась работать в Большом театре, где ее ждали по окончании Гнесинки, куда она поступила, получив диплом актрисы.

Ее талант был настолько огромен, что ей, никому не известной актрисе и, тем более, певице, предлагали собственный оркестр и гастроли по всей стране. Но Савинова мечтала только о кино, которое жестоко сломало не только ее карьеру, но и жизнь.

источник

Екатерина Федоровна Савинова — талантливая советская актриса с короткой и трагической биографией. Она запомнилась зрителю в главной роли Фроси Бурлаковой в картине “Приходите завтра”. К сожалению, эта работа оказалась ее единственной значимой ролью в кинематографе. Жизнь обошлась с Савиновой жестоко: кинокарьера была уничтожена в самом начале, а нелепая случайность привела к серьезному психическому расстройству, ставшему причиной смерти в 43 года.

Екатерина Савинова. Фото m.yandex.ru

Родилась Екатерина 26 декабря 1926 г. в селе Ельцовка Алтайского края в простой крестьянской семье. После окончания школы, приехала в Москву поступать во ВГИК, но ее первая попытка не увенчалась успехом. Через некоторое время, девушке удалось попасть на дополнительный курс режиссера Василия Ванина, с которого она вскоре была отчислена “из-за отсутствия актерских данных”. Но Екатерина упорно шла к своей цели и в 1945-ом году, преодолев огромный конкурс, была принята во ВГИК в мастерскую режиссеров Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Вместе с ней учились такие будущие звезды, как Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов.

Окончив с отличием курс, молодая актриса поступила в “Гнесинку” на вокальное отделение, т.к. помимо актерского таланта, обладала еще и уникальным голосом. У Савиновой могла сложиться блестящая певческая карьера — ее приглашали и в Большой театр, и на эстраду, но Екатерина хотела только одного: сниматься в кино. Она отказалась.

В 1950 г. Савинова поступает на службу в Театр-студию киноактера, но продолжает мечтать о кино. Ее дебютом в кинематографе стала роль Любочки в картине знаменитого режиссера Ивана Пырьева “Кубанские казаки”, в которой она снялась на последнем курсе ВГИКа.

Любочка. “Кубанские казаки” 1949 г.

Актрису заметили и зрители, и режиссеры, но… Иван Пырьев славился как своей любвеобильностью, так и злопамятностью. Он сделал Екатерине недвусмысленное предложение, на которое девушка ответила пощечиной. Это происшествие поставило крест на ее кинокарьере. Савинова была далеко не единственной, чью творческую судьбу разрушил всесильный режиссер.

Иван Пырьев. Фото autogear. ru

Екатерину приглашали, в основном, на проходные роли, которые иногда даже не значились в титрах. Случалось, что поступали интересные предложения и ее даже утверждали на роль, но в последний момент актриса получала отказ. Так произошло, например, с ролью Марютки в картине режиссера Григория Чухрая в “Сорок первом”. Марютку в итоге сыграла Изольда Извицкая, получившая за эту работу многочисленные награды. Савинова тяжело переживала свою невостребованность, но верила, что еще будет сниматься в главных ролях.

Это произошло только в 1963 г: актриса сыграла свою звездную роль Фроси Бурлаковой в картине “Приходите завтра”, снятую ее мужем режиссером Евгением Ташковым на Одесской киностудии.

Фрося Бурлакова. “Приходите завтра” 1963 г.

Но даже там Ташкову с огромным трудом удалось получить у руководителей студии согласие на съемки. Сценарий к фильму они написали вместе и внесли в него некоторые реальные обстоятельства из жизни актрисы: ее героиня Фрося тоже приезжает в Москву из глубинки, опаздывает на экзамены, учится в институте им. Гнесиных. Картина сделала Савинову знаменитой и была отмечена критиками, как лучшая роль года. На волне успеха, супруги начинают гастролировать с концертами по стране. Еще одной яркой, хотя и небольшой работой актрисы, стала роль кухарки Матрены в картине Сергей Герасимова “Женитьба Бальзаминова”, где главную роль блестяще исполнил Георгий Вицин.

Екатерина Савинова., Георгий Вицин. “Женитьба Бальзаминова” 1964 г.

Несмотря на более чем скромную фильмографию, в 1965 г. Екатерина Савинова была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР.

Единственным мужем актрисы стал кинорежиссер Евгений Ташков, с которым Екатерина училась на одном курсе во ВГИКе.

Евгений Ташков. Фото kinopoisk.ru

Они поженились вскоре после окончания института и оставались вместе вплоть до смерти актрисы. Это был крепкий брак без свойственных творческим людям измен. В 57-ом году у супругов родился сын Андрей, впоследствии тоже ставший актером.

Андрей Ташков. “Сердце не камень” 1989 г.

Здоровье Екатерины начало ухудшаться еще во время съемок “Приходите завтра”. Муж заметил, что у нее постоянно держится повышенная температура. Савинова призналась, что это продолжается уже пол-года. По настоянию Ташкова, она прошла обследование у различных врачей, но никто из них не смог поставить правильный диагноз. Наконец один одесский профессор предположил, что заболевание имеет инфекционную природу. Так и оказалось: у Екатерины обнаружился бруцеллез. Актриса заразилась им, купив на рынке парное молоко, которое привыкла пить с детства. Это заболевание может проявлять себя по-разному, поражая любой орган человеческого тела. В случае Екатерины, пострадала нервная система — начала развиваться шизофрения.

Читайте также:  Болезнь бруцеллез у человека фото признаки и лечение

Странности в поведении жены Ташков обнаружил во время гастрольных поездок: она утверждала, что слышит “голоса”, с кем-то разговаривала, находясь в пустой комнате. Еще будучи здоровым человеком, актриса была очень доброй и отзывчивой, но с развитием болезни эта ее черта приобрела характер мании: Екатерина была готова раздавать даже собственную одежду. Она начала лечиться, по нескольку месяцев в году лежала в психиатрической больнице им. Кащенко и выходила оттуда вполне адекватным человеком. Но со временем, периоды обострения увеличивались, а ремиссии — уменьшались. К тому же, во время просветления, Екатерина осознавала, что не сможет больше заниматься любимым делом и чувствовала себя обузой для семьи.

В апреле 1970-го года, Савинова уехала к своей старшей сестре Марие в Новосибирск. В это время Евгений работал над картиной “Адъютант его превосходительства”. Актриса несколько раз звонила мужу, интересовалась, как проходят съемки и ничто в ее словах Ташкова не насторожило. Но 25 апреля Екатерина пришла на железнодорожный вокзал и бросилась под колеса проходящего поезда. Возможно, это было ее осознанным решением. Похоронили Екатерину Федоровну на Клещихинском кладбище Новосибирска. За 3-и десятилетия скромная могила пришла в полное запустение — ухаживать было некому. По решению Совета кинематографистов, 5 ноября 2006 г. останки актрисы были перезахоронены на центральном участке кладбища и там же открыт мемориал.

Клещихинское кладбище. Могила Екатерины Савиновой. Фото natsen-novosib.livejournal.com/8246.html

Оцените статью:
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

источник

В 1963 году на экраны вышел фильм «Приходите завтра…» и его героиня, Фрося Бурлакова, сразу же стала одним из культовых персонажей советского кинематографа. Успех фильма не был кратковременным – меняются исторические эпохи и жизненные реалии, а его, как и Фросю, продолжает помнить и любить уже не одно поколение зрителей. В том числе видевших ее не в кинотеатрах, а на торрентах – редкий успех для фильма тех времен. История героини – классический сюжет многих кинофильмов всех стран и эпох. Девушка из глубокой провинции, одаренная уникальным музыкальным талантом, едет в столицу учиться. Но на пути к успеху ее ждет множество сюжетов как комических, так и драматических.

При этом, несмотря на свою кинематографическую типичность, история Фроси во многом основана на реальных событиях – она имеет много общего с жизнью актрисы, создавшей этот запоминающийся образ – Екатерины Савиновой.

Как и ее персонаж, Савинова Екатерина Федоровна родилась в глухой деревне на Алтае в далеком 1926 году. Ее родители были переселенцами из Пензенской губернии. Биография артистки типична для людей того поколения – ее детство и ранняя молодость пришлись на тяжелые военные годы. В семье, кроме Кати, было еще трое детей.

Победа в войне стала временем эмоционального подъема для всей страны – казалось, все тяготы позади и наступило время для реализации самых смелых жизненных планов. И Катя, окончив школу, собирает вещи и едет в Москву поступать в театральный институт.

Это было ее давней мечтой – у Савиновой с детства был огромный артистический талант и прекрасный певческий голос, но в родном селе было так мало возможностей для человека с такими данными.

Но, как и Фрося, Екатерина не успевает к экзаменам. И поступает в Землеустроительный институт. Но природная целеустремленность не позволяет ей так просто отказаться от дела ее мечты. Еще учась в институте, она поступает на курсы актерского мастерства, которые вел известный артист того времени Василий Ванин. Но он видел в ней исключительно театральное дарование, а Екатерина грезила о кино.

Дождавшись экзаменов, Катя становится студенткой ВГИКа. Пришлось выдержать серьезный конкурс – после войны в вузы едет множество молодых артистов, мечтавших о сцене. Многие – с опытом фронтовых выступлений. Это был по-настоящему звездный курс – однокурсниками Савиновой были Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов. Но из всего курса только ее приглашают в труппу МХАТа.

Казалось бы, вот и успех. Но Катя отказывается. Она хочет работать только в кино. Переубедить ее, кажется, невозможно ничем – предложения работать в Большом театре и на эстраде она отвергает с той же решимостью.

Однако именно этот путь становится для нее роковым.

Первую звездную роль Савинова получает без труда – и зритель до сих пор помнит ее Любочку, подругу главной героини в «Кубанских казаках» Пырьева. На экране она не уступает таким признанным звездам, как Марина Ладынина и Клара Лучко. Однако режиссер фильма – знаменитый Иван Пырьев, мэтр советского кинематографа – питал слабость к молоденьким актрисам. А молодая и прямолинейная Савинова не просто отказала ему – она, со свойственным ей темпераментом, прилюдно влепила режиссеру пощечину.

Пырьев, конечно же, вспылил. И объявил, что больше Савинова сниматься не будет. У него было достаточно влияния, чтобы на этом настоять.

С этого момента начинается подлинная трагедия актрисы. Она пробуется на серьезные роли, ее утверждают — но каждый раз отказывают под разными предлогами. И так год за годом. У нее есть работа в театре, эстрадные концерты. Она счастливая жена и мать – мужем актрисы стал кинорежиссер Евгений Ташков, пораженный ее талантом еще в институте. В 1957 году у пары родился сын Андрей Ташков.

Но актерское счастье все не приходит. А именно в нем Савинова видела смысл своей жизни. И проблема была не только в происках Пырьева. Героини из народа – а именно такое амплуа было для Савиновой наиболее выигрышным – появлялись на советском экране, как правило, в двух вариантах – в качестве откровенно комических типажей или серьезных, порядочных и несколько скучноватых положительных героинь.

Многогранный талант Савиновой требовал большего – но такого кино в то время не снимали, а западный жанр мюзикла в Советском союзе был под запретом.

Актриса настолько опережала свое время, что для нее просто не было достойных ролей.

В конце концов Евгений Ташков сделал для жены невозможное – он становится автором будущего шедевра — того самого фильма «Приходите завтра…». Над сценарием они работают вместе – Екатерина Савинова становится автором многих сцен фильма. Она даже дает своей Фросе фамилию – в честь подруги детства.

Благодаря совместным усилиям Савиновой и Ташкова, фильм становится настоящим хитом уже на следующий день после выхода на экраны. А песню «Вдоль по Питерской» зрители до сих пор помнят исключительно в исполнении Савиновой – хотя какие только звезды ее не пели.

Но успех пришел слишком поздно.

Еще на съемках фильма Савинова почувствовала себя плохо. Повышенная температура никак не проходила и ничем не сбивалась, начались странные психические состояния. Врачи долго не могли поставить диагноз. А когда поставили – оказалось, что болезнь зашла уже слишком далеко.

У актрисы обнаружили бруцеллез – болезнь животных, которую она, по всей видимости, подцепила на съемках в Крыму от парного молока. В ее случае инфекция дала крайне редкое и самое неприятное из осложнений – на нервную систему. И пока зрители с нетерпением ждали появления новой звезды на экранах, Савинова по несколько месяцев в году лежала в больницах с симптомами, все больше напоминающими шизофрению.

При этом она продолжала играть в кино и выступать с концертами, исполняя романсы – ведь мечта наконец исполнилась и зритель ждал своего кумира. На афишах «Женитьбы Бальзаминова» она упоминалась среди звезд и главных героев, хотя по состоянию здоровья могла выдержать только второстепенную роль. Впрочем, ее кухарка была сыграна настолько филигранно, что о болезни актрисы зрители не подозревали.

Однако становилось все труднее совмещать карьеру кинозвезды с тяжелым заболеванием. Да и семейная жизнь все больше напоминала созависимость. И Екатерина Савинова начала задумываться об уходе.

Отправившись к сестре в Новосибирск, актриса однажды вымыла и убрала дом, оставила записку и отправилась на станцию. А там бросилась под проходящий поезд. Совсем как Анна Каренина, монолог которой Савинова читала на вступительных экзаменах.

В записке она просила у мужа и ребенка прощения за свой уход.

Похоронили актрису в Новосибирске, на Клещихинском кладбище. В 2006 г. состоялось перезахоронение ее тела на освященную часть кладбища. Хотя самоубийц там хоронить запрещено, церковь, учитывая ее диагноз, посчитала причиной ее смерти болезнь, а не добровольное решение находящегося в здравом уме человека. На ее могилу до сих пор приходят поклонники, принося цветы и фотографии.

Для них она навсегда останется Фросей – бесконечно талантливой певицей и актрисой всего одной, но гениальной, роли. И множества несыгранных, которые мы так и не увидим.

источник

Заслуженная артистка РСФСР, актриса Екатерина Савинова, в основном, запомнилась зрителям по одной единственной роли – Фроси Бурлаковой из комедии Евгения Ташкова «Приходите завтра». Это была её главная роль в кино и жизни, которая, к счастью, сумела отразить многие грани удивительного таланта этой актрисы. Так сложилась судьба, что Савинова, снявшись в более чем двадцати фильмах, больше нигде не смогла реализовать свои возможности. Причиной смерти Екатерины Савиновой названо самоубийство.

Она родилась в 1926 году, на Алтае, в сибирской семье переселенцев из Пензенской губернии. Екатерина была талантливой девочкой, обладавшей абсолютным музыкальным слухом и сильным звучным голосом. Она мечтала стать актрисой и, после окончания школы, отправилась в Москву, поступать во ВГИК. Она опоздала к вступительным экзаменам, как её героиня – Фрося и поступила в землеустроительный институт. Позже она попала в зимний набор на курсы ВГИКА но, спустя время, была отчислена по той причине, что её стезя – театральная сцена, а не кино.

Савинова с завидным упорством добивалась поставленной цели и снова стала студенткой выбранного вуза. Она выдержала большой конкурс, окончила обучение в 1950 году и с отличием защитила диплом – это был спектакль «Там, где не было затемнения». Во время основной учёбы Екатерина занималась вокалом в Гнесинском институте: голос будущей актрисы от природы отличался великолепным богатством оттенков и широким звуковысотным диапазоном. Этот уникальный голос в три с половиной октавы был объектом особого внимания педагогов: Савинову приглашали в Большой театр, на эстраду: она же оставалась верной своей мечте о кино. Даже единственное для всего курса приглашение в МХАТ она отвергла и поступила в Театр-студию киноактёра при «Мосфильме».

Первая же роль Екатерины в кино чуть не стала последней. Приглашённая сыграть Любочку в знаменитом пырьевском фильме «Кубанские казаки», молодая актриса негативно отнеслась к привычке маститого режиссёра не пропускать ни одной юбки и поплатилась за свою независимость. Ей больше не предлагали интересных ролей в кино, только эпизодические, а если приглашали на пробы – спустя время, отказывали в них. Савинова снялась в нескольких фильмах и играла в Театре-студии, но и там её участие в спектаклях сводилось к эпизодам. В 1951 году она вышла замуж за молодого режиссёра Евгения Ташкова, с которым была давно знакома – ещё со времён учёбы во ВГИКе. Только через 6 лет, в 1957 году у них родился сын Андрей, тоже, впоследствии, ставший замечательным актёром.

Роль Фроси Бурлаковой досталась актрисе в фильме мужа, который специально отправился на Одесскую киностудию, чтобы снять киноленту вдали от влияния Пырьева. Сценарий они с Екатериной писали вместе, используя многие биографические детали её судьбы. Вышедший на экраны в 1962 году фильм очаровал зрителей и Савинова была объявлена лучшей актрисой года по результатам зрительского голосования. Ещё одной заметной ролью актрисы была роль служанки в киноленте «Женитьба Бальзаминова» в 1964 году. «Чёрный список Мосфильма» продолжал портить актрисе творческую карьеру.

Во время съёмок фильма «Приходите завтра» у Савиновой начались проблемы со здоровьем, настолько серьёзные, что даже пришлось на год приостановить производственный процесс. Причины заболевания не нашли, а это был бруцеллез, которым актриса заразилась, выпив парного молока, которое очень любила. Она продолжала изредка сниматься и играть в театре, но периодически болела и ей не становилось лучше. Когда точный диагноз был установлен, оказалось, что несвоевременное лечение болезни уже не остановит её опасного воздействия на головной мозг. У Екатерины Фёдоровны начались тяжёлые приступы недуга, похожего на шизофрению. Она по 2-4 месяца ежегодно проводила в больнице, но её душевное расстройство прогрессировало.

В 1970 году Савинова бросилась под поезд, будучи у сестры в Новосибирске. Ей было всего 44 года. В 2006 году прах актрисы был перезахоронен в освящённую часть Клещихинского городского кладбища: определяя, почему умерла Екатерина Савинова, её родные пришли к выводу, что самоубийство при таком диагнозе не могло быть полностью осознанным.

источник

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Она родилась на Алтае в небольшой деревне Ельцовка в декабре 1926 года в крестьянской семье. Её ждала привычная деревенская судьба: замужество, хозяйство, огород, дети. Но девочка не готова была мириться с такой участью.

Когда ей было годика четыре, у нее уже была своя аудитория. Мама и старшая сестра как-то не смогли найти Катюшу, а соседи рассказали, что ее молодежь понесла на Колокольчик, скалу на берегу речки Чумыш. А там молодые люди ставили малышку в центр круга и заказывали ей песни. И тут же над рекой разливался сильный голос маленькой Кати Савиновой.

Читайте также:  Взятие проб крови от крс на бруцеллез

Катина семья была не бедной, у девочки даже был патефон. Она слушала песни и удивительно легко могла их воспроизвести. У нее был удивительный голос, на три с половиной октавы.
Но ее не привлекала карьера певицы. Она хотела быть киноактрисой.

В августе 1944 года она отправилась в Москву учиться. Мама Катюши, собирая дочь в дорогу, обменяла последнюю картошку на голубое шерстяное платье с белым воротничком. А провожать девушку вышли чуть ли не все односельчане. Многие уговаривали ее остаться, не ехать в чужой и незнакомый город. Но Катя не могла изменить сама себе.

Она отправилась на станцию на телеге, в которую погрузили ее простой фибровый чемодан, перевязанный веревкой. А потом Катюша очень испугалась поезда, который шумел и пыхтел. Она не представляла себе, как это чудище на колесах повезет ее в столицу. Но впереди была мечта. И девушка села в свой вагон.

Каким же было разочарование Екатерины Савиновой, когда она поняла, что опоздала. Приемная комиссия ВГИКа уже закончила свою работу. Нужно было возвращаться домой. Но девушка решила еще раз испытать судьбу. Она попробует устроиться на работу, а через год сдаст документы в ВГИК.

Кате повезло, ее приняли в землеустроительный институт. И настойчивая Екатерина стала следить за тем, что происходит во ВГИКе. Ей снова улыбнулась удача: всего через полгода она поступила на курс актерского мастерства к педагогу Василию Ванину.

Екатерина Савинова разительно отличалась от своих однокурсниц. Скромная, даже застенчивая, она всегда держалась особняком. А Ванин не смог разглядеть в девушке актрису и отчислил ее с курса. Он считал, что она может быть театральной актрисой, а вот кино не для нее. Но Катя не собиралась сдаваться. Еще через полгода она стала студенткой ВГИКа на курсе Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.

С Борисом Бибиковым и Ольгой Пыжовой у нее было полное взаимопонимание. А на дипломном спектакле она блестяще справилась с возрастной ролью и получила приглашение на работу во МХАТ, одна со всего курса.

Но Катя не пошла во МХАТ. Она мечтала о кино. Да еще и Евгения Ташкова, с которым у нее сложились очень теплые отношения, в театр не приглашали. После института она вышла за него замуж, а в 1957 году у них родился Андрюша.

На последнем курсе института, в 1949 году, она снялась в картине Пырьева «Кубанские казаки». Девушка играла с полной самоотдачей. Но на беду, режиссер, который был еще и директором «Мосфильма», обратил на нее свое внимание. Совсем не как на актрису, но как на очаровательную молодую девушку.

Катя с негодованием отвергла притязания режиссера. А он в ответ закрыл ей все пути на «Мосфильм». Ей стали предлагать сниматься только в эпизодах. По свидетельству актеров, Пырьев внес Катю Савинову в черный список киностудии.

Но Катя снова проявила свои лучшие, можно сказать, бойцовские качества. Она окончила институт имени Гнесиных по классу вокала. И снова получила приглашение работать в театре. На этот раз в Большом. Но Катя Савинова снова отказалась. Для нее существовало только кино.

В 1963 году ее супруг, Евгений Ташков, понимая, что она не может жить без кино, решил снимать Катю Савинову сам. Главная героиня картины «Приходите завтра…» Фрося Бурлакова была списана с самой Екатерины. Она и ее муж сами написали сценарий.

При этом сам фильм снимался втайне от Пырьева, на Одесской киностудии. И даже там съемки пытались запретить, но режиссер сумел переубедить критиков и руководство студии в том, что надо закончить съемки. Фильм имел невероятный успех, Катя была счастлива, она получила приз за лучшую женскую роль года.

В начале съемок «Приходите завтра…» актриса почувствовала себя плохо. Ей не сразу поставили правильный диагноз. Оказалось, что она заразилась бруцеллезом, выпив парного молока. Инфекция поразила ее нервную систему. По воспоминаниям коллег, у нее часто кружилась голова, поднималась температура. Но самое страшное, что она стала часто впадать в какую-то прострацию и слышать голоса.

В периоды ремиссии она понимала, что становится обузой для своих родных и близких. Солнечная, улыбчивая Катя Савинова все больше замыкалась в себе. В один из дней она просто собрала небольшой чемоданчик и уехала к старшей сестре в Новосибирск. Дома у сестры она все вычистила, вымыла. И ушла на вокзал. Чтобы шагнуть под поезд. Ее муж почти сразу обратился в Патриархат об отпевании супруги. И получил разрешение, потому что нездоровый человек не мог считаться самоубийцей. Екатерине Савиновой было всего 43 года.

Екатерина Савинова пострадала из-за своей девичьей гордости, а почему пострадал Михаил Водяной, которому устроили настоящую травлю в прессе?

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

Екатерине Савиновой были даны красота, актерский талант, великолепный голос, но вот судьба звезды ей не досталась.

Месть всесильного Пырьева

26 декабря 1926 года родилась одна из самых талантливых советских актрис 60-70-х годов — Екатерина Савинова, имя которой для многих менее известно, чем ее знаменитая роль Фроси Бурлаковой.

Катя Савинова училась на первых курсах ВГИКа, когда ей предложили эпизодическую роль в фильме «Страницы жизни». И хотя ее имя даже не указали в титрах, девушка была уверена, что создана для кино. И ее уверенность вскоре подтвердилась.

В 1949 году Катя попала к самому Ивану Пырьеву. Он снимал «Кубанских казаков», и начинающей актрисе досталась небольшая роль Любочки. Савинова справилась с ней блестяще. Юная, с искорками в глазах, открытой улыбкой и ямочками на щеках — ее заметили и полюбили зрители. Однако именно эта роль сыграла с артисткой злую шутку, перечеркнув все ее надежды и мечты.

Режиссер музыкальной комедии Иван Пырьев был известным ценителем женской красоты и молодости. Естественно, он не мог пройти мимо Кати. И как позднее рассказывал муж актрисы, режиссер Евгений Ташков, Пырьев не постеснялся прямо на съемочной площадке сделать ей скабрезное предложение, за что тут же поимел звонкую пощечину.

Такого урока Пырьев не получал никогда, а тут еще и от молоденькой артистки. И он отомстил за свое унижение. После «Кубанских казаков» Савинова попала в так называемый черный список «Мосфильма». Режиссеры звали ее на пробы, которые она проходила блестяще, но потом отказывали ей.

Так, она должна была сыграть Марютку в картине «Сорок первый» Григория Чухрая. Екатерина была уже утверждена на главную роль, но Чухраю пришлось снять ее кандидатуру. Пырьев на «Мосфильме» был всесилен, его боялись и не шли против его воли. Запретили снимать Савинову и Всеволоду Пудовкину, утвердившему ее на главную роль в «Возвращении Василия Бортникова». Против Пырьева рискнул пойти только муж актрисы Евгений Ташков.

Отсутствие таланта

Екатерина Савинова приехала в Москву из Алтайского края, деревни Ельцовка: все, кто хоть раз смотрел фильм «Приходите завтра…», помнят это название. В 1944-м, когда девушке исполнилось 18 лет, она оказалась в столице. Как и в фильме про Фросю Бурлакову, Катя опоздала на вступительные экзамены во ВГИК. Но ей нужно было где-то жить, поэтому она успешно выдержала конкурс и поступила в землеустроительный институт.

Зимой, как раз перед сессией, Савинова узнала, что актер и педагог Василий Ванин («Валерий Чкалов», «Котовский») набирает дополнительный курс. Девушка не могла упустить этот шанс и поступила к Ванину. Однако вскоре он ее отчислил из-за «отсутствия актерского таланта».

Савинова не опустила руки и летом вновь пошла сдавать экзамены во ВГИК. На этот раз она попала в мастерскую Бориса Бибикова (того самого профессора консерватории из «Приходите завтра…») и его супруги, актрисы Ольги Пыжовой. На один курс с Савиновой поступил и Евгений Ташков.

Знакомство их произошло при весьма пикантных обстоятельствах. Молодой человек, как и Катя, приехал из деревни. Он родился и вырос в деревеньке Быково Волгоградской области. И когда он устраивался в общежитие, то выяснилось, что мужские комнаты были уже заняты. Тогда комендант предложил Ташкову переночевать у девушек, у них была свободна кровать. Ситуация складывалась двоякая, но выбора у парня не было.

По воспоминаниям режиссера, он пришел в комнату в отсутствие хозяек, сразу лег на свободную кровать и отвернулся к стенке, чтобы не смущать их. Вскоре пришли девушки. И Евгений обратил внимание на голос одной из них: красивый, глубокий, яркий.

Как говорил в одном интервью режиссер: ему очень хотелось повернуться и посмотреть на обладательницу удивительного голоса, но он не решился. А на следующий день он вычислил эту девушку и обратил внимание на ее красоту и на белокурые волосы.

Вскоре молодые люди начали дружить. Обоим никто не помогал, поэтому жили они бедно, впроголодь. И каждый старался чем-то накормить любимого человека. Они поженились сразу после окончания ВГИКа. Когда Ташков сделал предложение Савиновой, она заплакала.

Главная роль

Катя после ВГИКа поступила в консерваторию. Ее уникальный голос в три с половиной октавы быстро заметили. Савинову позвали работать в Большой театр, но она отказалась. Тогда ей предложили собственный оркестр и работу на эстраде, но и это ее не заинтересовало.

Она мечтала о кино. А пела артистка в свое удовольствие, поражая знакомых и коллег красотой голоса. Но с кино у актрисы не складывалось. Пырьев поставил на ее карьере большой крест. Ей не предлагали даже эпизодических ролей, разве что продавщицу мороженого или девушку-почтальоншу. Супруг поддерживал актрису, когда ей приходили один отказ за другим.

А затем они вместе написали сценарий, в котором рассказали и моменты из своей жизни. Но чтобы избавиться от влияния Пырьева, съемочной группе пришлось уехать на Одесскую киностудию. И даже там Ташкову приходилось убеждать руководство, что Савинова способна сыграть главную роль в этой картине.

В результате картина «Приходите завтра», снятая в 1963 году, принесла Екатерине любовь зрителей. Эту историю о талантливой девушке с удивительным голосом до сих пор любят и с удовольствием смотрят, хотя в этом году музыкальной комедии исполнилось 54 года. А Фрося Бурлакова стала единственной главной ролью для Савиновой.

Парное молоко

В 1951 году в Крыму на съемках фильма «Сельский врач» Сергея Герасимова актриса любила ходить на местный базар, где покупала парное молоко. Она как настоящая деревенская девушка скучала по такому молоку и с удовольствием его пила. Молоко в одной из купленных ею банок оказалось заражено бруцеллезом.

Артистка долгое время не знала о том, что заразилась. А потом, когда болезнь начала проявляться, то не могла понять, что происходит с ее здоровьем.

Во время работы над «Приходите завтра» Ташков заметил, что Екатерина плохо себя чувствует. Оказалось, что у нее температура 37,4. А в разговоре выяснилось, что повышенная температура держится уже полгода. Евгений Иванович, естественно, поинтересовался, почему она об этом никому не рассказала.

На что Савинова скромно заметила, что уже привыкла к этому. Супруги обратились к врачам. Но специалисты никак не могли определить, что происходит с 37-летней женщиной, пока один старенький профессор из Одессы не посоветовал искать инфекцию в организме актрисы. К сожалению, коварное заболевание уже сильно пустило корни и нанесло удар по самому уязвимому месту артистки – нервной системе.

После премьеры «Приходите завтра» супруги начали ездить с концертами по стране. И Ташков заметил, что Савинова стала меняться: говорила, что слышит голоса, разговаривала с кем-то в пустой комнате. Из-за несвоевременного лечения у Екатерины Федоровны развилось состояние, очень близкое к шизофрении. Она по несколько месяцев лежала в «Кащенко», откуда выходила нормальным человеком. Но потом вновь наступало обострение.

Со временем моментов просветления становилось все меньше, а периоды обострений растягивались. Актриса, к своему ужасу, понимала, что с ней происходит, и сильно страдала из-за этого. Она осознавала, что больше не может заниматься любимым делом, а для родных людей становится обузой.

Весной 1970 года Екатерина Федоровна уехала к сестре в Новосибирск. Ее супруг в это время снимал «Адъютанта его превосходительства». Они регулярно созванивались, актриса интересовалась съемочным процессом. Ничто не предвещала беды.

25 апреля Евгений Ташков получил страшное известие: Екатерина Савинова бросилась под проходящий поезд. Говорят, ее пыталась остановить дежурная по станции, но не успела. Актрисе все время слышались голоса, что она должна погибнуть ради сына на рельсах. Ей было всего 43 года. Ее единственному сыну Андрею Ташкову тогда было 12 лет. Он вырос и стал известным актером, продолжив дело матери и отца.

Екатерина Савинова была похоронена на Клещихинском кладбище в Новосибирске.

85-летие со дня рождения Е. Савиновой в 2011 году было отмечено открытием дома-музея актрисы в селе Ельцовка, где она жила с рождения и до отъезда в Москву в 1944 году. Музей создан в доме, где жила подруга детства Савиновой Евдокия Бурлакова, фамилия которой перешла к героине фильма «Приходите завтра».

источник