Меню Рубрики

Актриса умерла от бруцеллез

Актриса Екатерина Савинова, всеми любимая Фрося Бурлакова. Она покончила с собой – бросилась под поезд. Об этом можно узнать из официальной биографии актрисы. Но мало кто знает, что причина этой трагедии – парное молоко. Екатерина Савинова родилась в семье Ельцовка на Алтае. Даже став известной актрисой, она сохранила деревенские привычки. Где бы ни проходили съемки, Екатерина Савинова всегда отправлялась по утрам на местный рынок – купить парное молоко. Так было и в Одессе, на съемках легендарного фильма «Приходите завтра».

Екатерине неожиданно стало плохо прямо на площадке. Поднялась температура, закружилась голова, подскочило давление. Режиссер Евгений Ташков, муж Екатерины Савиновой остановил съемки и вызвал врача.

Евгений Ташков, муж Екатерина Савиновой

Несколько месяцев Савиновой не могли поставить диагноз. Когда врачи определили, чем болеет актриса, было уже поздно.

Ирина Вабаева, врач-микробиолог

Причина страшной болезни актрисы – инфекция, бруцеллез.

Бруцеллез. Источник инфекции – парное молоко. Если вовремя не начать лечение, болезнь дает тяжелые осложнения. Бруцеллез может разрушить сердце, печень, селезенку или нервную систему.

Екатерина Савинова боролась с болезнью пять лет. Все это время она продолжала работать. Актриса снялась в фильмах «Женитьба Бальзаминова», «Ко мне, Мухтар», «Зигзаг удачи» и «Жажда над ручьем». Она даже получила звание народной артистки СССР. Но приступы болезни случались все чаще. Савинова сбегала из дома, не узнавала близких, все время плакала и кого-то звала.

В тот день своей Савинова проснулась рано утром, убралась в квартире, зашла к подруге. Потом ее видели в церкви – оттуда актриса отправилась на вокзал. Она медленно шла по платформе, вдоль железнодорожных путей. Послышался гудок приближающего поезда. Екатерина оглянулась назад, замерла. Когда состав на полном ходу мчался мимо нее, актриса неожиданно бросилась в пролет между вагонами.

В медицинской справке о причине смерти написано как-то нелепо – «Отделение головы колесами поезда». Никто не вспомнил о том роковом стакане молока, который актриса выпила за несколько лет до гибели. Савинову отпевали и похоронили на кладбище, как христианку. Церковь не считает это самоубийством, ведь, под колеса поезда ее толкнула болезнь.

Парное молоко полезнее магазинного – с этим никто не спорит. Но покупать его с рук опасно. Натуральное деревенское молоко с ароматом сена может быть заражено бруцеллезом, кишечной палочкой. На глазок эти инфекции не определишь.

источник

Заслуженная артистка РСФСР, актриса Екатерина Савинова, в основном, запомнилась зрителям по одной единственной роли – Фроси Бурлаковой из комедии Евгения Ташкова «Приходите завтра». Это была её главная роль в кино и жизни, которая, к счастью, сумела отразить многие грани удивительного таланта этой актрисы. Так сложилась судьба, что Савинова, снявшись в более чем двадцати фильмах, больше нигде не смогла реализовать свои возможности. Причиной смерти Екатерины Савиновой названо самоубийство.

Она родилась в 1926 году, на Алтае, в сибирской семье переселенцев из Пензенской губернии. Екатерина была талантливой девочкой, обладавшей абсолютным музыкальным слухом и сильным звучным голосом. Она мечтала стать актрисой и, после окончания школы, отправилась в Москву, поступать во ВГИК. Она опоздала к вступительным экзаменам, как её героиня – Фрося и поступила в землеустроительный институт. Позже она попала в зимний набор на курсы ВГИКА но, спустя время, была отчислена по той причине, что её стезя – театральная сцена, а не кино.

Савинова с завидным упорством добивалась поставленной цели и снова стала студенткой выбранного вуза. Она выдержала большой конкурс, окончила обучение в 1950 году и с отличием защитила диплом – это был спектакль «Там, где не было затемнения». Во время основной учёбы Екатерина занималась вокалом в Гнесинском институте: голос будущей актрисы от природы отличался великолепным богатством оттенков и широким звуковысотным диапазоном. Этот уникальный голос в три с половиной октавы был объектом особого внимания педагогов: Савинову приглашали в Большой театр, на эстраду: она же оставалась верной своей мечте о кино. Даже единственное для всего курса приглашение в МХАТ она отвергла и поступила в Театр-студию киноактёра при «Мосфильме».

Первая же роль Екатерины в кино чуть не стала последней. Приглашённая сыграть Любочку в знаменитом пырьевском фильме «Кубанские казаки», молодая актриса негативно отнеслась к привычке маститого режиссёра не пропускать ни одной юбки и поплатилась за свою независимость. Ей больше не предлагали интересных ролей в кино, только эпизодические, а если приглашали на пробы – спустя время, отказывали в них. Савинова снялась в нескольких фильмах и играла в Театре-студии, но и там её участие в спектаклях сводилось к эпизодам. В 1951 году она вышла замуж за молодого режиссёра Евгения Ташкова, с которым была давно знакома – ещё со времён учёбы во ВГИКе. Только через 6 лет, в 1957 году у них родился сын Андрей, тоже, впоследствии, ставший замечательным актёром.

Роль Фроси Бурлаковой досталась актрисе в фильме мужа, который специально отправился на Одесскую киностудию, чтобы снять киноленту вдали от влияния Пырьева. Сценарий они с Екатериной писали вместе, используя многие биографические детали её судьбы. Вышедший на экраны в 1962 году фильм очаровал зрителей и Савинова была объявлена лучшей актрисой года по результатам зрительского голосования. Ещё одной заметной ролью актрисы была роль служанки в киноленте «Женитьба Бальзаминова» в 1964 году. «Чёрный список Мосфильма» продолжал портить актрисе творческую карьеру.

Во время съёмок фильма «Приходите завтра» у Савиновой начались проблемы со здоровьем, настолько серьёзные, что даже пришлось на год приостановить производственный процесс. Причины заболевания не нашли, а это был бруцеллез, которым актриса заразилась, выпив парного молока, которое очень любила. Она продолжала изредка сниматься и играть в театре, но периодически болела и ей не становилось лучше. Когда точный диагноз был установлен, оказалось, что несвоевременное лечение болезни уже не остановит её опасного воздействия на головной мозг. У Екатерины Фёдоровны начались тяжёлые приступы недуга, похожего на шизофрению. Она по 2-4 месяца ежегодно проводила в больнице, но её душевное расстройство прогрессировало.

В 1970 году Савинова бросилась под поезд, будучи у сестры в Новосибирске. Ей было всего 44 года. В 2006 году прах актрисы был перезахоронен в освящённую часть Клещихинского городского кладбища: определяя, почему умерла Екатерина Савинова, её родные пришли к выводу, что самоубийство при таком диагнозе не могло быть полностью осознанным.

источник

Героиня знаменитого фильма «Приходите завтра» добилась того, чего хотела, – в отличие от любимицы миллионов актрисы Екатерины Савиновой, исполнившей главную роль в картине.

48 лет назад, 25 апреля 1970 года, погибла актриса Екатерина Савинова, обожаемая Фрося Бурлакова, с уникальным голосом, пробирающим до мурашек. Что сломало жизнь талантливой артистки, снявшейся в единственной главной роли у своего мужа, режиссера Евгения Ташкова, и довело женщину до преждевременной смерти, — об этом в материале Teleprogramma.pro.

Дежурная на железнодорожном вокзале города Новосибирска сразу же обратила внимание на хорошо одетую красивую женщину. Незнакомка ходила по перрону вперед-назад, и было видно, что она волнуется.

Когда объявили, что на вокзал прибывает пассажирский поезд, женщина рванула через пути. Стоявшая возле железнодорожного полотна стрелочница начала кричать ей вслед, чтобы та остановилась, но красавица не обращала на предупреждения внимания… Незнакомкой оказалась всеми любимая актриса Екатерина Савинова.

Лишь 36 лет спустя, в 2006-м, 80-летний супруг артистки Евгений Ташков сумел добиться разрешения, чтобы Екатерину Федоровну отпели по православному обряду. Он собрал документы, доказывающие, что актриса была тяжело больна и не отдавала отчета в своих действиях.

После случившейся трагедии режиссера обвиняли в том, что он не уберег Савинову, разрешил ей одной отправиться в далекий Новосибирск. Но как рассказывала вторая супруга Ташкова Татьяна Александровна, Савинова хитростью ушла из дома. Она болела девять долгих лет, с каждым годом ее состояние ухудшалось.

Приступы безумия длились дольше и случались чаще. В последние годы жизни за актрисой постоянно присматривала сиделка. Но Екатерина Федоровна смогла отвлечь ее внимание и вышла из дома. Артистку искали несколько дней, и, только когда из Новосибирска позвонила сестра Савиновой и сообщила, что та приехала к ней в гости, все немного успокоились.

Летом 61-го на Одесской киностудии началась работа над картиной «Приходите завтра», сценарий к которой написали супруги Ташков и Савинова. Режиссер заметил, что Екатерина Федоровна постоянно плохо себя чувствует и как-то странно себя ведет. Оказалось, что на протяжении полугода у Савиновой держалась температура 37,4.

Обратились к врачам, но те диагноз поставить не сумели. А тем временем артистка начала периодически неадекватно себя вести: разговаривала сама с собой в пустой комнате, говорила, что слышит голоса. А тут еще на съемочную площадку приехало московское начальство. Савинову назвали бездарностью, картину требовали закрыть.

Работа остановилась. Ташков по полдня бегал с женой по докторам, остальные полдня — по кабинетам руководства или писал им письма. Вынужденная пауза продлилась почти год. Работать над картиной, к счастью, разрешили. Все-таки деньги уже были потрачены, а бюджет выделен, и его нужно было осваивать. А вот с болезнью справиться не удалось. Старенький профессор-одессит посоветовал супругам искать инфекцию, которая спряталась в организме больной и паразитирует на здоровых органах.

Начали сдавать кучу анализов. Выяснили, что у Савиновой бруцеллез, — инфекция, передающаяся от животного к человеку. Врачи предположили, что Екатерина Федоровна могла ею заразиться, попив сырого молока, купленного на рынке. Поскольку актриса долгое время не знала, что заражена, а потом не обращала внимания на симптомы, то болезнь дала осложнения, истощила нервную систему. У артистки начала развиваться шизофрения.

По воспоминаниям Ташкова, они были беспомощны перед этой бедой, обращались к разным специалистам, которые разводили руками и говорили, что это не их профиль. И только в больнице им. Кащенко (сейчас – им. Алексеева) актрисе становилось немного легче, там проходили ее приступы безумия. Каждый год она проводила в больнице по несколько месяцев. А в периоды просветления с ужасом осознавала, что становится инвалидом, обузой мужу и сыну.

Знаменитая артистка и педагог ВГИКа Ольга Пыжова, как-то призналась, что в своей жизни ей довелось встретить только двух великих актеров – это Константин Станиславский, с которым она играла на одной сцене, и Екатерина Савинова, ее студентка. 18-летняя Катя в 1944-м приехала из далекого сибирского села Ельцовка поступать во ВГИК, но опоздала с подачей документов. А чтобы не возвращаться домой, пошла учиться в институт по землеустройству, где ей предоставили общежитие и стипендию. Зимой, на первом курсе, Савинова узнала, что Василий Ванин («Ленин в октябре», «Валерий Чкалов») набирает актерские курсы. Но девушка у знаменитого актера долго не проучилась. Ванин отчислил ее, сказав, что она больше театральная, а не киноактриса.

Такой жесткий вердикт не повлиял на желание Кати сниматься в кино, и она вновь попытала свое счастье во ВГИКе. Говорят, что Савинова всех поразила, прочитав монолог Анны Карениной перед гибелью. Кто бы мог подумать, что через 25 лет Екатерина Федоровна повторит судьбу толстовской героини.

Наверное, учебу в институте можно назвать самым счастливым временем для актрисы. Именно там она встретила свою любовь – Евгения Ташкова. Уже на втором курсе молодые люди начали встречаться. По воспоминаниям режиссера, они получали стипендию «старыми деньгами» 220 рублей, а хлеб на рынке – 140. Они постоянно хотели есть, старались друг друга чем-нибудь угостить. Даже простой чай считался для них роскошью.

В отличие от своих сокурсников, им помощи ждать было неоткуда. Отец Екатерины умер еще до ее отъезда в Москву, а вскоре не стало и матери. У Ташкова отец был «врагом народа», сидел в тюрьме, а мать жила впроголодь. Евгений Иванович запомнил на всю жизнь, как они с Екатериной, получив первую получку в Театре киноактера, в труппу которого попали по окончании ВГИКа, купили себе по нескольку порций мороженого и устроили настоящий пир. Казалось в будущем их ждет только хорошее…

Еще учась во ВГИКе, Савинова попала на съемочную площадку к самому Ивану Пырьеву. Девушке досталась роль Любочки в «Кубанских казаках». Она отправилась в экспедицию на Кубань, жила в одном номере с Кларой Лучко. Девушки подружились. По воспоминаниям Лучко, Савинова впервые на съемках увидела и попробовала арбуз. И рассказывала, что, только приехав в Москву, она узнала что такое ванная, душ, телефон.

Всесильный режиссер, большой ценитель женской красоты, сразу же обратил внимание на красавицу сибирячку. Правда, его ухаживания закончились тем, что он получил пощечину. Такого унижения он простить не мог. И Савинова попала в негласный черный список «Мосфильма».

В результате она снималась только в эпизодах, так как режиссеры боялись приглашать ее на главные роли. Актриса очень страдала от этого. И, наверное, не раз пожалела о том, что не пошла после окончания ВГИКа во МХАТ, куда ее приглашали. И что отказалась работать в Большом театре, где ее ждали по окончании Гнесинки, куда она поступила, получив диплом актрисы.

Ее талант был настолько огромен, что ей, никому не известной актрисе и, тем более, певице, предлагали собственный оркестр и гастроли по всей стране. Но Савинова мечтала только о кино, которое жестоко сломало не только ее карьеру, но и жизнь.

источник

Содержание (быстрый переход)

Талантливая актриса так и не смогла полностью реализовать свой талант, но, несмотря на отсутствие больших ролей, Екатерина Савинова приобрела популярность и любовь миллионов зрителей. Ее самой большой ролью стала роль Фроси из музыкальной картины «Приходите завтра», которую специально для нее снял ее муж Евгений Ташков. К сожалению, жизнь великолепной актрисы оборвалась рано, а причина смерти Екатерины Савиновой, самоубийство, было вызвано неизлечимой болезнью.

Читайте также:  Бруцеллез острый и хронический

С Евгением Катя познакомилась во время учебы во ВГИКе, а их однокашники, глядя на трогательные отношения влюбленной парочки, даже не сомневались в том, что они объединят свои судьбы.

Екатерина была одной из самых талантливых на курсе, обладала неповторимым по глубине и красоте звучания голосом, и все прочили ей большое будущее в кино. Однако ее дебютная роль в комедии Ивана Пырьева «Кубанские казаки» обернулась для начинающей актрисы самым печальным образом, оказавшись роковой в ее творческой биографии.

На фото: Екатерина Савинова

Дело в том, что Пырьев, слывший большим любителем приударить за молоденькими актрисами, обладал жестоким мстительным характером, и не смог простить Савиновой отказа. Он сделал все, чтобы испортить карьеру начинающей актрисы.

Савинова в фильме «Кубанские казаки»

Пырьев обладал огромным влиянием в «киношной» среде и запретил снимать Екатерину Федоровну в главных ролях, а перечить ему боялись даже именитые режиссеры.

С тех пор актриса, обладавшая ярким незаурядным талантом, была вынуждена довольствоваться маленькими эпизодическими ролями,

в которые вкладывала всю душу, благодаря чему и обрела огромную популярность и полюбилась зрителям.

И тогда муж Екатерины Савиновой решил специально для нее снять фильм, главная роль в котором будет принадлежать только ей.

Ташкову пришлось преодолеть немало препон в реализации своего плана, но он сделал все, чтобы картина вышла на экраны.

Савинова в роли Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра»

Между тем съемки Екатерине Федоровне давались нелегко – на протяжении трех месяцев, пока шла работа над фильмом, у актрисы держалась высокая температура, но она даже вида никому не показывала, и ни один член съемочной бригады, включая ее мужа, не подозревали о болезни исполнительницы главной роли.

Когда Евгений Иванович узнал о болезни супруги, он приостановил съемки и определил Екатерину Федоровну в больницу, из которой она вышла уже спустя три дня – врачи отказывались лечить актрису, не находя причин заболевания.

Тем временем болезнь прогрессировала, и это сказывалось на поведении Екатерины Савиновой. Она начала разговаривать сама с собой, ей слышались какие-то голоса. И тогда Ташков обратился к одному одесскому специалисту, который определил, чем болела актриса, предположив, что в организме Савиновой развивается некая инфекция, скорее всего, бруцеллез.

Трагедия заключалась в том, что было упущено драгоценное время, и болезнь Екатерины Федоровны Савиновой на этой стадии уже была неизлечима. К тому же в то время медицина была почти бессильна перед этим заболеванием, что самым трагичным образом сказалось на судьбе талантливой актрисы.

Бруцеллезом она, скорее всего, заболела, выпив молока от больной коровы, и со временем инфекция начала разрушать ее мозг и центральную нервную систему. Екатерина Федоровна страдала невыносимо – провалы в сознании становились все чаще, а просветления между ними все реже.

По нескольку месяцев она проводила в больнице, работать при таком распорядке жизни было невозможно, страдала и личная жизнь – в моменты, когда ее сознание становилось ясным, она переживала за своих близких.

Екатерина Федоровна все чаще утверждала, что слышит голоса и очень переживала, что все окружающие принимают ее за сумасшедшую. Вместе с тем болезнь прогрессировала — Савинова могла, ничего не помня, уйти из дома, раздавала вещи незнакомым людям.

На фото: Екатерина Савинова в фильме «Женитьбв Бальзаминова»

В апреле 1970 года Екатерина Федоровна, не сообщив никому, собрала вещи и уехала в Новосибирск, где жила ее родная сестра.

Видимо, для себя она уже все решила – в последний день своей жизни Екатерина Федоровна убралась в квартире, вымыла полы, а потом пошла на железнодорожную станцию и бросилась под поезд.

Новость о гибели жены стала для Евгения Ивановича настоящим шоком, а она в своем прощальном письме написала ему, что сделала это для того, чтобы не становиться для него с сыном обузой, потому что предвидела, что ждет ее в будущем.

Тогда ходило немало слухов о том, почему умерла Екатерина Савинова, и с чем связана ее гибель, но знали об этом только ее самые близкие люди. Несмотря на то что она была известной личностью, популярной актрисой, могила Екатерины Савиновой долгое время была забыта почти всеми.

Актрису похоронили на Клещихинском кладбище в Кировском районе Новосибирска. Смотритель кладбища говорит, что за могилкой кто-то всегда ухаживал и даже поменяли старый памятник на новый.

Почти тридцать пять лет могилу актрисы не навещал ни муж Евгений Иванович, ни сын Андрей, и только в 2006 году они приехали в Новосибирск.

Евгений Иванович очень переживал из-за того, что его жену не отпели в церкви, ведь причина смерти Екатерины Савиновой не позволяла этого делать – к самоубийцам церковь относится особо и после смерти их не отпевают.

На фото: Савинова в фильме «Косолапый друг»

Однако Ташков уговорил священника сделать это, объяснив, что его умершая жена, когда бросилась под поезд была тяжело больна и не полностью давала отчет своим поступкам.

Подав прошение в епархию, он добился того, чтобы Екатерину Федоровну отпели. Мало того, они с сыном решили сделать перезахоронение Екатерины Савиновой и перенести ее прах в более престижное место кладбища.

На новом месте захоронения поставили достойный монумент, к которому теперь приходят посетители кладбища – поклонники великой актрисы.

На церемонию перезахоронения кроме Евгения Ивановича и Андрея пришли родственники сестры актрисы, к которой она в те далекие годы приехала из Москвы. Когда могилу Екатерины Савиновой раскопали, все присутствующие были поражены увиденным – тело актрисы, пролежавшее в земле более трех десятков лет, почти не изменилось.

Объяснение тому, что нетленное тело Екатерины Савиновой почти не изменилось, давали многие – от служителей церкви до экстрасенсов. Священник сказал, что так решил Господь, экстрасенсы – что чудо произошло благодаря тому, что актрисе каким-то образом удалось себя забальзамировать, кто-то утверждал, что нетленное тело – результат огромной любви близких людей, сопровождающей актрису в другой жизни.

Однако криминалисты дали всему свое объяснение – по их мнению, чуда в том, что тело Екатерины Федоровны хорошо сохранилось, нет, а произошло так из-за того, что погибнув, она потеряла много крови, к тому же, актриса была захоронена на большой глубине, и поэтому ее тело не испортилось.

На фото: Памятник на новой могиле актрисы

После того как Евгений Иванович Ташков перезахоронил прах жены и добился того, что с нее сняли обвинение в самоубийстве, он выполнил свой долг перед Екатериной Федоровной. Вместе с сыном Андреем он, пока сам тяжело не заболел, он каждый год приезжал на могилу Савиновой.

источник

Родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края в крестьянской семье.

Заслуженная артистка РСФСР (26.11.1965).

Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1950, мастерская Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой). Окончила Институт им.Гнесиных (вокальное отделение, класс А.Д.Кильчевской)

С 1950 года была актрисой Театра-студии киноактёра.

Обладала великолепным, уникальным голосом (три октавы). По словам мужа актрисы, во время учёбы в Гнесинском институте ее приглашали и в Большой театр, и на эстраду — на оба приглашения актриса ответила отказом.

Была женой актера и режиссера Евгения Ташкова (1926-2012).
Их сын, Андрей Ташков (1957 г.р.) — актер театра и кино.

Трагически ушла из жизни 25 апреля 1970 года в Новосибирске.

Похоронена на Клещихинском кладбище в Новосибирске (в 2006 году состоялось перезахоронение на более престижный участок).

К 85-летию со дня рождения, в 2011 году, был открыт дом-музей актрисы в селе Ельцовка, где она жила с рождения и до отъезда в Москву в 1944 году. Музей создан в доме, где жила подруга детства актрисы, Евдокия Бурлакова, фамилия которой перешла к героине фильма «Приходите завтра».
В 2006 году издательство «Азбука» выпустило книгу «Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова. (Рукописи, воспоминания, фильмография)».

последнее обновление информации: 10.01.17

По окончании школы Екатерина Савинова приехала в Москву, где после неудачной попытки поступления во ВГИК полгода проучилась в землеустроительном институте. Зимой Савиновой удалось поступить на курсы Василия Ванина, однако вскоре была отчислена — будучи, по словам Ванина, замечательной актрисой для театра, но не для кино.

Впоследствии Савинова, преодолев конкурс, всё же поступила во ВГИК — в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный, из трёх тысяч абитуриентов отобрали сорок человек, а спустя полгода оставили только двадцать. Среди них Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и Екатерина Савинова. Но в кинематограф в конце сороковых попасть было очень сложно — снималось всего лишь восемь картин в год. Екатерину Савинову приглашали на пробы, но никогда не утверждали.

Институт она окончила в 1950 году; дипломный спектакль — «Там, где не было затемнения» — Савинова защитила с отличием. У Савиновой был хороший голос. По окончании ВГИКа она обучалась в Институте имени Гнесиных, где занималась вокалом. По словам мужа актрисы, режиссёра Евгения Ташкова, во время учёбы в Гнесинском институте Савинову приглашали и в Большой театр, и на эстраду; на оба приглашения актриса ответила отказом.

С будущим мужем, Евгением Ташковым, Савинова познакомилась во ВГИКе, — Евгений был её однокурсником. Поженились они спустя восемь месяцев после окончания института. В 1957 году у них родился сын Андрей (ныне актёр Андрей Ташков).

В кино с 1949 года (первая роль — Любочка в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки»). В это время Савинова ещё училась во ВГИКе. Ей было 23 года. Жизнерадостная, улыбчивая, с пухленькими как у хомячка щечками с ямочками. Тогда ей, наверное, казалось, что все большие роли впереди, жизнь только начиналась.

Кинематограф был её единственной мечтой. Савинова – очень цельный человек. Обладая многогранным редким талантом, удивительным голосом в три с половиной октавы, она всё-таки ждала ролей в кино и не променяла мечту о киноискусстве на карьеру оперной или эстрадной певицы.

После участия в этом фильме все двери в кино перед Екатериной были закрыты волей всемогущего главы «Мосфильма» Ивана Пырьева, на притязания которого она не ответила. После окочания ВГИКа Екатерина единственная со всего курса была приглашена работать во МХАТ, но, будучи уверенной, что её призвание — кино, она отказалась от этого предложения. Её несколько раз приглашали на пробы серьёзных ролей в кино, утверждали, но через некоторое время перезванивали и, извиняясь, отказывали. По воспоминаниям актёров, Екатерина была в «черном списке» Мосфильма.

С 1952 года играла в Театре-студии киноактёра. При этом крупных театральных ролей долгое время Савинова не получала. Так, например, она сыграла роль первой гостьи в спектакле «Бедность не порок» по одноимённой пьесе Островского, и своей игрой в этой проходной роли заслужила уважение постановщика спектакля А.Д. Дикого; Екатерина должна была быть задействована на одной из главных ролей (Кабаниха) в пьесе «Гроза», которая готовилась к постановке Алексеем Диким, однако спустя три месяца после начала репетиций спектакль был закрыт.

Самой крупной ролью Савиновой в кино стала роль Фроси Бурлаковой в картине «Приходите завтра» (1963). Эта роль, принесшая актрисе славу (роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года), была во многом биографична. Сценарий фильма написал специально для актрисы её муж, кинорежиссёр Евгений Ташков. По воспоминаниям современников, картина снималась в обход запретов Пырьева (для этого съёмочной группе пришлось уехать из Москвы на Одесскую киностудию). Сьемки пытались запретить (Екатерину критики обвинили в бездарности) и Евгению Ташкову пришлось долго убеждать руководителя киностудии. После участия в фильме «Приходите завтра» Екатерина больше не получала крупных ролей.
Единственной заметной ролью в кино после этого фильма стала роль Матрёны в картине «Женитьба Бальзаминова».

Ещё во время съёмок фильма «Приходите завтра» у Екатерины начались серьёзные проблемы со здоровьем, из-за чего съёмки были прерваны на год. Как позднее выяснилось, перед съёмками фильма Екатерина подхватила бруцеллёз — инфекцию, которая «выбирает» самые уязвимые места и может поразить любой орган. У Екатерины это стала центральная нервная система. Инфекцию же актриса подхватила в Крыму, когда снималась в фильме «Сельский врач» у Герасимова. Она постоянно покупала на рынке парное молоко, которое очень любила. Врачи долго не могли поставить правильный диагноз. Период созревания бруцеллёза – восемь месяцев. В это время актриса работала на пределе нервного истощения. Когда всё же медики приступили к лечению Екатерины, упустили из виду сопутствующее заболевание – шизофрению. В общей сложности Екатерина Савинова болела девять лет. Два-четыре месяца в году она лежала в больнице. Полностью выздороветь Екатерине так и не было суждено. В периоды ремиссии Савинова гастролировала с мужем по стране; снялась в нескольких эпизодических ролях в кино. Болезнь не оставляла ее ни на минуту. Она даже жаловалась, что тело охвачено огненными кольцами. Сохраняя ясный ум, актриса чаще спрашивала: «Как же мне быть, если я не смогу выступать, петь, играть?» Постепенно актриса стала осознавать, что то к чему она так стремилась — недостижимо, а для её близких, по её убеждению, она стала лишь обузой.

В 1970 году актриса уехала из Москвы к своей сестре в Новосибирск. Зная о неизлечимости своей болезни, 25 апреля 1970 года она бросилась под поезд на узловой станции Новосибирска, как героиня «Анны Карениной», чей монолог она читала на вступительных экзаменах во ВГИК.

Похоронили актрису на Клещихинском кладбище в Новосибирске. Многие годы её более чем скромная могила находилась почти в полном забвении. 5 ноября 2006 года могилу перенесли на более престижный участок Клещихинского кладбища.

Читайте также:  Бруцеллез переходит от человека к человеку

Бывшая киноактриса, а ныне инокиня Свято-Введенского женского монастыря Ольга Гобзева сказала о ней: «Актрис такого уровня, как Катя, у нас просто нет. И не будет долгое время, если только Сибирь не родит какую-нибудь девчушку, которая отважится схватить чемоданчик и побежать неведомо куда. Я вспоминаю наши встречи с Екатериной. Она была очень открытым человеком.»

Педагог Савиновой профессор ВГИКа Борис Бибиков (сыгравший роль профессора в фильме «Приходите завтра») как-то сказал, что за свою жизнь он видел много очень талантливых людей, но, пожалуй, только о двух может сказать с такой определенностью, что они беззаветно были преданы искусству — Станиславский и Савинова.

В 2006 году издательство «Азбука» выпустило книгу «Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова. (Рукописи, воспоминания, фильмография)» тиражом всего 210 экземпляров. В этой книге впервые в России опубликованы литературные опыты знаменитой актрисы, которые многие годы лежали в фондах ГМИЛИКА.

На телевидении о жизни и творчестве актрисы вышло несколько передач – «Трагедия Фроси Бурлаковой» на ОРТ, глава 9 цикла «Чтобы помнили» Леонида Филатова, «Как уходили кумиры» на ДТВ.

источник

Екатерина Фёдоровна Савинова. Родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края — умерла 25 апреля 1970 года в Новосибирске. Советская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР (1965).

Екатерина Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края.

Ее родители родом из Пензенской губернии. На Алтае оказались в годы столыпинской реформы.

По соседству жила семья переселенцев по фамилии Бурлаковы, с их дочерью Евдокией она дружила в детстве. Именно у подруги детства Евдокии Бурлаковой она позднее позаимствовала фамилию героини фильма «Приходите завтра. ».

После окончания школы приехала в Москву. С первого раза поступить во ВГИК не получилось и она полгода проучилась в землеустроительном институте.

Далее Савиновой удалось поступить на курсы Василия Ванина, но вскоре она была отчислена: по мнению Ванина, она была замечательной актрисой для театра, но не для кино.

А затем Савинова, преодолев большой конкурс, всё же поступила во ВГИК, который с отличием окончила в 1950 году, мастерская Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Дипломный спектакль: «Там, где не было затемнения».

Екатерина Савинова в молодости

После окончания ВГИКа Екатерина единственная со всего курса была приглашена работать во МХАТ, но, будучи уверенной, что её призвание — кино, она отказалась от этого предложения.

У Екатерины Савиновой был уникальный голос, поэтому по окончании ВГИКа она обучалась в Институте имени Гнесиных, где занималась вокалом. По словам мужа актрисы, во время учёбы в Гнесинском институте Савинову приглашали и в Большой театр, и на эстраду, но на оба приглашения актриса ответила отказом.

С 1952 года играла в Театре-студии киноактёра. Крупных театральных ролей долгое время Савинова не получала. Так, например, она сыграла роль первой гостьи в спектакле «Бедность не порок» по одноимённой пьесе Островского, и своей игрой в этой проходной роли заслужила уважение постановщика спектакля А. Д. Дикого;. Она должна была играть одну из главных ролей (Кабаниха) в пьесе «Гроза», которая готовилась к постановке Алексеем Диким, однако спустя три месяца после начала репетиций спектакль был закрыт.

Театральные работы Екатерины Савиновой в Театре-студия киноактера:

Гурьяновна — «Там, где не было затемнения»;
первая гостья — «Бедность не порок», А.Н.Островский;
Тоська — «Двадцать лет спустя».

С 1949 года снималась в кино. Первая заметная роль — Любочка в фильме «Кубанские казаки» режиссёра Ивана Пырьева.

Екатерина Савинова в фильме «Кубанские казаки»

После участия в фильме «Кубанские казаки» все двери в кино перед Екатериной были закрыты — волей главы «Мосфильма» Ивана Пырьева, домогательства которого она отвергла, да еще и дала пощечину. Пырьев во многом оказал неизгладимое влияние на судьбу Екатерины, исковеркав её жизнь.

Ее несколько раз приглашали на пробы серьёзных ролей в кино, утверждали, но через некоторое время перезванивали и, извиняясь, отказывали. По воспоминаниям актёров, Екатерина была в так называемом «чёрном списке» «Мосфильма».

Сыграла роль Дуняши Журбиной (жены Кости) в знаменитой картине «Большая семья». За роль в этом фильме стала Лауреатом Каннского кинофестиваля 1955 года в номинации «Лучший актёрский ансамбль».

Екатерина Савинова в фильме «Большая семья»

Первая главная роль — дирижер Екатерина Павловна Воропай в фильме режиссера Михаила Слуцкого «В один прекрасный день».

Екатерина Савинова в фильме «В один прекрасный день»

Наиболее крупной и самой известной ролью Савиновой в кино стала роль Фроси Бурлаковой в картине 1962 года «Приходите завтра. ». Эта роль, принёсшая актрисе славу, была во многом биографична. Сценарий фильма написал специально для актрисы её муж, кинорежиссёр Евгений Ташков.

По воспоминаниям современников, картина «Приходите завтра» снималась в обход запретов Пырьева — для этого съемочной группе пришлось уехать из Москвы на Одесскую киностудию. Съёмки пытались запретить (Екатерину критики обвинили в бездарности) и Евгению Ташкову пришлось долго убеждать руководителя киностудии.

Многие фразы ее героини ушли в народ:

— «Вдоль по Питерской»… музыка народная, слова народные. Исполняет Фрося Бурлакова;
— Когда я у себя в клубе выступала, в правлении слышно было;
— Одной глины сколько пошло. (о скульптуре);
— А мне только чаю — стаканов шесть (в ресторане);
— А во что мы всё это сложим? Мисочку какую-нибудь. (уходя из ресторана)

За роль Фроси Бурлаковой она была признана лучшей актрисой года.

Екатерина Савинова в фильме «Приходите завтра. «

После участия в фильме «Приходите завтра. » Екатерина больше не получала крупных ролей. Единственной заметной ролью в кино после этого фильма стала роль служанки в картине «Женитьба Бальзаминова».

Екатерина Савинова в фильме «Женитьба Бальзаминова»

В 1965 году ей было присвоено звание Заслуженная артистка РСФСР.

Серьёзные проблемы со здоровьем начались у актрисы ещё во время съёмок фильма «Приходите завтра» — даже съёмки были прерваны на год. При этом поставить правильный диагноз тогда врачи не смогли. Позднее выяснилось, что перед съёмками фильма Екатерина заразилась бруцеллёзом (выпила парного молока). Из-за несвоевременного лечения болезнь дала осложнение на головной мозг, что привело к развитию у актрисы состояния, сходного с проявлениями шизофрении.

Полностью выздороветь Савинова так и не смогла. Последующие девять лет ежегодно актриса была вынуждена проводить в больнице 2-4 месяца.

В периоды ремиссии Савинова гастролировала с мужем по стране, снялась в нескольких эпизодических ролях в кино. Постепенно актриса стала осознавать, что то, к чему она так стремилась — недостижимо, а для её близких, по её убеждению, она стала лишь обузой.

В 1970 году актриса уехала из Москвы к своей сестре в Новосибирск. Зная о неизлечимости своей болезни, она 25 апреля 1970 года она бросилась под поезд на узловой станции Новосибирска — как героиня «Анны Карениной», чей монолог она читала на вступительных экзаменах во ВГИК.

Екатерина Савинова была похоронена на Клещихинском кладбище в Новосибирске.

В 2006 году состоялась церемония перезахоронения останков актрисы в более престижной части кладбища, также был возведён новый монумент. На церемонию приехали вдовец Савиновой и её сын Андрей Ташков со своей супругой Еленой Кореневой.

могила Екатерины Савиновой

В 2006 году издательство «Азбука» выпустило книгу «Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова. (Рукописи, воспоминания, фильмография)».

На 85-летие со дня рождения Екатерины Савиновой в 2011 году был открыт дом-музей актрисы в селе Ельцовка, где она жила с рождения и до отъезда в Москву в 1944 году. Музей создан в доме, где жила подруга детства Савиновой Евдокия Бурлакова, фамилия которой перешла к героине фильма «Приходите завтра».

Екатерина Савинова

Рост Екатерины Савиновой: 165 сантиметров.

Личная жизнь Екатерины Савиновой:

Была замужем за актером и кинорежиссером Евгением Ташковым, с которым познакомилась во ВГИКе он был её однокурсником. Зарегистрировали брак спустя восемь месяцев после окончания института.

В 1957 году у них родился сын Андрей Ташков, известный советский и российский актер.

Екатерина Савинова и Евгений Ташков с сыном Андреем

Андрей Ташков — сын Екатерины Савиновой

Фильмография Екатерины Савиновой:

1946 — Страницы жизни — Катя Сорокина (нет в титрах)
1949 — Кубанские казаки — Любочка
1950 — В степи — комбайнёр
1952 — Сельский врач — Дуся Поспелова, сестра Ивана Денисовича
1953 — Чук и Гек — девушка-почтальон
1953 — Степные зори
1953 — Алёша Птицын вырабатывает характер — продавщица мороженого
1953 — Таинственная находка — Екатерина Сергеевна
1954 — Большая семья — Дуняша Журбина, жена Кости
1954 — Дети партизана — Ольга Васильевна
1955 — Тень у пирса — Клава Шубина
1955 — В один прекрасный день — Екатерина Павловна Воропай, девушка-дирижёр (поёт Гелена Великанова)
1956 — Медовый месяц — Зоя, комсомольский секретарь
1958 — Человек с планеты Земля — нищая старица (сомневающиеся — смотрите фильм)
1959 — Косолапый друг — Тамара
1959 — Баллада о солдате — злая проводница
1960 — Колыбельная — Ольга
1960 — Месть — горожанка (нет в титрах)
1963 — Приходите завтра. — Фрося Бурлакова
1964 — Женитьба Бальзаминова — кухарка Матрёна
1964 — Ко мне, Мухтар! — Верочка
1965 — Дорога к морю — уличная продавщица книг
1968 — Зигзаг удачи — продавщица апельсинов с нагрузкой
1968 — Жажда над ручьём — Оля
1970 — Расплата — Аннушка

Вокал Екатерины Савиновой:

1949 — Кубанские казаки — совместно с Кларой Лучко песни «Ой, цветёт калина» (И.Дунаевский — М.Матусовский) и «Каким ты был, таким остался» (И.Дунаевский — М.Матусовский)

Озвучивание Екатерины Савиновой:

1962 — Приходите завтра. — домработница Мария Семеновна (роль Надежды Животовой)
1962 — О тех, кто украл Луну (O dwóch takich, co ukradli księżyc)

источник

В свое время кинокартина «Приходите завтра» стала настоящим хитом советского кино. Воодушевленные примером Фроси Бурлаковой, тысячи молодых парней и девушек со всех уголков СССР штурмовали Москву, мечтая осуществить свою мечту. Вот только не всем из них это удавалось. А между тем актриса Екатерина Савинова, биография которой легла в основу истории о Фросе, тоже смогла стать звездой далеко не с первой попытки. Как же сложилась ее судьба после знаменитой роли?

Родители Екатерины Федоровны Савиной родом были из Пензы. Однако в начале XX в. они, в поисках лучшей доли, вынуждены были переселиться на Алтай.

Детские годы будущей актрисы проходили в деревне Ельцовка, которая впоследствии станет также родиной киногероини Фроси Бурлаковой. Кстати, возникновение этого имени тесно связано с детством Савиновой.

Дело в том, что соседями ее родителей были семейство Бурлаковых. У них росла дочка по имени Фрося Бурлакова. Будучи одногодками, Фрося и Катя быстро подружились, и эта дружба продлилась многие годы. В память о ней, через много лет, уже живя в Москве и помогая мужу писать сценарий киноленты «Приходите завтра», Савинова настоит на том, чтобы назвать главную героиню в честь подруги детства.

С ранних лет Екатерина Савинова обладала уникальным голосом в 3,5 октавы. Однако она любила не только петь, но и играть в театральных постановках. Поэтому, окончив школу, девушка решила отправиться учиться в Москву.

Как и ее будущая героиня Фрося Бурлакова, актриса приехала в столицу в грубых мужских ботинках, навьюченная неподъемными сумками. Во ВГИК, куда она мечтала поступить, девушку не взяли по той же причине, что и Фросю – прием документов от абитуриентов был окончен. В отличие от своего киновоплощения, Екатерина Савинова не имела в Москве родственников или знакомых, поэтому, чтобы получить комнату в общежитии, она поступила в местный землеустроительный институт.

Здесь юная сибирячка проучилась полгода, но за все это время ее желание стать артисткой не исчезло, а, наоборот, только возросло.

Параллельно с учебой в землеустроительном институте девушка начала обучаться на актерских курсах Василия Ванина. Но и тут ее ждало разочарование – после нескольких занятий Васили Васильевич попросил ее уйти, поскольку счел бездарной.

Несмотря на повторную неудачу, не сдалась будущая Фрося Бурлакова. Актриса чувствовала, что играть – это ее призвание, поэтому, вопреки жесткой критике Ванина, весной вновь подала документы во ВГИК. И на этот раз ее приняли. Учителями Савиновой стали Борис Бибиков и Ольга Пыжова.

За годы учебы сумела зарекомендовать себя как невероятно талантливая и разноплановая актриса Екатерина Савинова. Биография ее, после окончания ВГИКа в 1950 г., складывалась невероятно удачно. Она была единственной выпускницей 1950 г., которую пригласили работать во МХАТ. Однако неугомонная сибирячка отказалась от столь лестного предложения и удивила всех, поступив в Музыкальный институт имени Гнесиных.

Уникальные вокальные данные Екатерины Савиновой поразили многих ее преподавателей. Даже не успев закончить учебу, она уже получила приглашение стать вокалисткой в Большом театре. Помимо этого, Савиновой предлагали создать для нее ансамбль, чтобы она могла выступать в СССР и за его пределами. Но, неожиданно для всех, она отказалась, поскольку решила посвятить себя карьере киноактрисы.

Впервые снялась в кино актриса еще будучи студенткой. Однако ее эпизодическая роль в «Страницах жизни» оказалась незамеченной. К счастью для актрисы, через несколько лет ее заметил главный комедиограф страны – Иван Пырьев, и пригласил сниматься в «Кубанских казаках». Несмотря на то что роль Любочки была не главной, молодая актриса сумела запомниться зрителям.

Вот только будущая Фрося Бурлакова понравилась не только зрителям, но и Пырьеву. Великий режиссер, не привыкший к отказам, довольно скоро предложил красавице стать его любовницей. Однако Савинова не просто отказала ему, а еще и ударила, причем при всей съемочной группе. Публичного отказа, еще и в такой форме, великий режиссер не смог стерпеть. Поэтому он распорядился, чтобы молодой сибирячке не давали главных ролей не только на «Мосфильме» (которым он управлял), но и на других киностудиях страны.

Читайте также:  Симптомы болезни бруцеллезом у людей

Из-за запрета Пырьева вплоть до 1952 г. актриса практически нигде не снималась. Поняв, что никто из режиссеров СССР не рискнет пойти против директора «Мосфильма», Савинова решила устроиться работать в Театре-студии киноактера. Несмотря на талант актрисы, и здесь главных ролей ей не доставалось.

К 1952 г. гнев Пырьева немного остыл, и артистка стала получать небольшие роли в кино. Она играла в «Сельском враче» Герасимова, в «Чуке и Геке» Лукинского, в «Балладе о солдате» Чухрая и других.

Всего за следующие 10 лет она снялась в 12 проектах, однако ни одной главной роли так не получила.

В отличие от других актрис, Савинова была замужем всего раз.

Первые годы замужества актриса все еще ждала больших ролей, поэтому не спешила становиться мамой. Однако когда ей исполнилось 30, она поняла, что оттягивать дальше некуда, и в 1957 г. на свет появился единственный сын Екатерины Савиновой – Андрей Ташков.

С рождением сына неожиданно наметился прорыв и в кинокарьере. Евгений Ташков к тому времени прославился, сняв кинофильм «Жажда», и решил использовать свою славу, чтобы помочь любимой женщине.

Он написал сценарий кинокартины, основанный на биографии Екатерины Савиновой. В работе над рукописью, активно участвовала и сама актриса, она не только придумала многие забавные сюжетные ходы, но и дала имя главной героине. Так появилась любимая многими зрителями Фрося Бурлакова.

«Приходите завтра» — такое название получила будущая картина. А снималась она на Одесской киностудии. А чтобы о ленте раньше времени не узнал Пырьев, съемки велись в условиях строжайшей секретности. Кроме того, из-за проблем со здоровьем Савиновой в работе над проектом часто были перерывы.

Когда картина была закончена и представлена съемочной комиссии, многие из них задавались вопросом: «Кто озвучивал Фросю Бурлакову?» Поскольку многие из них не могли поверить, что актриса сама так прекрасно пела. Ведь из-за Ивана Пырьева в среде кинематографистов о Савиновой ходили слухи как о бездарной актрисе. А тут внезапно оказалось, что она не только отлично играет, но и обладает фантастическим голосом.

Несмотря на попытки главы «Мосфильма» помешать, лента «Приходите завтра» была одобрена приемной комиссией и выпущена в прокат.

Слава, которая обрушилась на Савинову после выхода кинокартины на экраны, была просто фантастической. Ей писали письма со всего Союза. Вместе с мужем она объездила всю страну с концертами. Ее Фрося Бурлакова стала примером для многих провинциальных талантов, а сама актриса перешла в разряд кинозвезд.

Вот только насладиться своим успехом в полной мере Савинова не смогла. И дело тут не в Пырьеве, ведь после столь сногсшибательного успеха желающие снимать актрису выстраивались в очередь. Проблема была в здоровье Екатерины Савиновой.

Дело в том, что несколькими годами ранее актриса заразилась бруцеллезом, напившись однажды сырого молока. Однако из-за занятости на съемках она не сразу обратила внимание, что ее здоровье ухудшилось, дав, таким образом, болезни время полноценно развиться. В результате бруцеллез поразил нервную систему, у Савиновой начались галлюцинации.

Обращения к лучшим врачам страны не помогли: изменения, произошедшие в организме актрисы, стали перманентны. Из-за проблем с психикой любимица зрителей вынуждена была ежегодно по несколько месяцев проводить в больнице. Естественно, ни о каких главных ролях в кино при таком графике нельзя было и мечтать.

Однако в память о прошлых заслугах бывшая Фрося Бурлакова иногда получала небольшие роли. После своей звездной роли актриса снялась еще в 6 кинокартинах, наиболее яркими из которых были «Женитьба Бальзаминова», «Ко мне, Мухтар!», «Зигзаг удачи» и «Расплата».

Как ни пыталась всенародная любимица усмирить свою болезнь, та неустанно прогрессировала. Вскоре актриса вынуждена была не только отказаться от съемок, но и перестать гастролировать с концертами. Потеря возможности заниматься любимой профессией для нее была равносильна смертному приговору.

Однажды, когда муж уехал на съемки «Адъютанта его превосходительства», артистка решила свести счеты с жизнью. Под предлогом поездки в Новосибирск к сестре, 25 апреля она уехала из Москвы. На одной из остановок артистка вышла из вагона и бросилась под проезжающий поезд.

Скорая и судмедэксперты опознали погибшую и передали родным, что это действительно Екатерина Савинова. Причина смерти, согласно их заключению – обширные травмы, несовместимые с жизнью.

  • Поступая во ВГИК, Савинова читала монолог из романа «Анна Каренина» Толстого. В тот момент никто, даже сама актриса, не мог подумать, что в будущем она повторит судьбу своей первой героини.
  • За свою карьеру Савинова снялась в двадцати пяти проектах.
  • Фросю Бурлакову, которой по сценарию было восемнадцать лет, артистка сыграла, когда ей самой исполнилось тридцать четыре года.
  • Сын Савиновой и Ташкова стал артистом. На данный момент в его фильмографии более 50 ролей, а также 25 озвученных проектов.

В декабре 2016 г. исполнилось девяносто лет со дня рождения Екатерины Савиновой. Эта женщина была многократно одарена природой и могла бы стать одной из самых прекрасных актрис советского кино наряду с Любовью Орловой и Мариной Ладыниной. Но ее судьба сложилась иначе – блеснув в роли Фроси Бурлаковой, звезда Савиновой навсегда погасла.

источник

Екатерине Савиновой были даны красота, актерский талант, великолепный голос, но вот судьба звезды ей не досталась.

Месть всесильного Пырьева

26 декабря 1926 года родилась одна из самых талантливых советских актрис 60-70-х годов — Екатерина Савинова, имя которой для многих менее известно, чем ее знаменитая роль Фроси Бурлаковой.

Катя Савинова училась на первых курсах ВГИКа, когда ей предложили эпизодическую роль в фильме «Страницы жизни». И хотя ее имя даже не указали в титрах, девушка была уверена, что создана для кино. И ее уверенность вскоре подтвердилась.

В 1949 году Катя попала к самому Ивану Пырьеву. Он снимал «Кубанских казаков», и начинающей актрисе досталась небольшая роль Любочки. Савинова справилась с ней блестяще. Юная, с искорками в глазах, открытой улыбкой и ямочками на щеках — ее заметили и полюбили зрители. Однако именно эта роль сыграла с артисткой злую шутку, перечеркнув все ее надежды и мечты.

Режиссер музыкальной комедии Иван Пырьев был известным ценителем женской красоты и молодости. Естественно, он не мог пройти мимо Кати. И как позднее рассказывал муж актрисы, режиссер Евгений Ташков, Пырьев не постеснялся прямо на съемочной площадке сделать ей скабрезное предложение, за что тут же поимел звонкую пощечину.

Такого урока Пырьев не получал никогда, а тут еще и от молоденькой артистки. И он отомстил за свое унижение. После «Кубанских казаков» Савинова попала в так называемый черный список «Мосфильма». Режиссеры звали ее на пробы, которые она проходила блестяще, но потом отказывали ей.

Так, она должна была сыграть Марютку в картине «Сорок первый» Григория Чухрая. Екатерина была уже утверждена на главную роль, но Чухраю пришлось снять ее кандидатуру. Пырьев на «Мосфильме» был всесилен, его боялись и не шли против его воли. Запретили снимать Савинову и Всеволоду Пудовкину, утвердившему ее на главную роль в «Возвращении Василия Бортникова». Против Пырьева рискнул пойти только муж актрисы Евгений Ташков.

Отсутствие таланта

Екатерина Савинова приехала в Москву из Алтайского края, деревни Ельцовка: все, кто хоть раз смотрел фильм «Приходите завтра…», помнят это название. В 1944-м, когда девушке исполнилось 18 лет, она оказалась в столице. Как и в фильме про Фросю Бурлакову, Катя опоздала на вступительные экзамены во ВГИК. Но ей нужно было где-то жить, поэтому она успешно выдержала конкурс и поступила в землеустроительный институт.

Зимой, как раз перед сессией, Савинова узнала, что актер и педагог Василий Ванин («Валерий Чкалов», «Котовский») набирает дополнительный курс. Девушка не могла упустить этот шанс и поступила к Ванину. Однако вскоре он ее отчислил из-за «отсутствия актерского таланта».

Савинова не опустила руки и летом вновь пошла сдавать экзамены во ВГИК. На этот раз она попала в мастерскую Бориса Бибикова (того самого профессора консерватории из «Приходите завтра…») и его супруги, актрисы Ольги Пыжовой. На один курс с Савиновой поступил и Евгений Ташков.

Знакомство их произошло при весьма пикантных обстоятельствах. Молодой человек, как и Катя, приехал из деревни. Он родился и вырос в деревеньке Быково Волгоградской области. И когда он устраивался в общежитие, то выяснилось, что мужские комнаты были уже заняты. Тогда комендант предложил Ташкову переночевать у девушек, у них была свободна кровать. Ситуация складывалась двоякая, но выбора у парня не было.

По воспоминаниям режиссера, он пришел в комнату в отсутствие хозяек, сразу лег на свободную кровать и отвернулся к стенке, чтобы не смущать их. Вскоре пришли девушки. И Евгений обратил внимание на голос одной из них: красивый, глубокий, яркий.

Как говорил в одном интервью режиссер: ему очень хотелось повернуться и посмотреть на обладательницу удивительного голоса, но он не решился. А на следующий день он вычислил эту девушку и обратил внимание на ее красоту и на белокурые волосы.

Вскоре молодые люди начали дружить. Обоим никто не помогал, поэтому жили они бедно, впроголодь. И каждый старался чем-то накормить любимого человека. Они поженились сразу после окончания ВГИКа. Когда Ташков сделал предложение Савиновой, она заплакала.

Главная роль

Катя после ВГИКа поступила в консерваторию. Ее уникальный голос в три с половиной октавы быстро заметили. Савинову позвали работать в Большой театр, но она отказалась. Тогда ей предложили собственный оркестр и работу на эстраде, но и это ее не заинтересовало.

Она мечтала о кино. А пела артистка в свое удовольствие, поражая знакомых и коллег красотой голоса. Но с кино у актрисы не складывалось. Пырьев поставил на ее карьере большой крест. Ей не предлагали даже эпизодических ролей, разве что продавщицу мороженого или девушку-почтальоншу. Супруг поддерживал актрису, когда ей приходили один отказ за другим.

А затем они вместе написали сценарий, в котором рассказали и моменты из своей жизни. Но чтобы избавиться от влияния Пырьева, съемочной группе пришлось уехать на Одесскую киностудию. И даже там Ташкову приходилось убеждать руководство, что Савинова способна сыграть главную роль в этой картине.

В результате картина «Приходите завтра», снятая в 1963 году, принесла Екатерине любовь зрителей. Эту историю о талантливой девушке с удивительным голосом до сих пор любят и с удовольствием смотрят, хотя в этом году музыкальной комедии исполнилось 54 года. А Фрося Бурлакова стала единственной главной ролью для Савиновой.

Парное молоко

В 1951 году в Крыму на съемках фильма «Сельский врач» Сергея Герасимова актриса любила ходить на местный базар, где покупала парное молоко. Она как настоящая деревенская девушка скучала по такому молоку и с удовольствием его пила. Молоко в одной из купленных ею банок оказалось заражено бруцеллезом.

Артистка долгое время не знала о том, что заразилась. А потом, когда болезнь начала проявляться, то не могла понять, что происходит с ее здоровьем.

Во время работы над «Приходите завтра» Ташков заметил, что Екатерина плохо себя чувствует. Оказалось, что у нее температура 37,4. А в разговоре выяснилось, что повышенная температура держится уже полгода. Евгений Иванович, естественно, поинтересовался, почему она об этом никому не рассказала.

На что Савинова скромно заметила, что уже привыкла к этому. Супруги обратились к врачам. Но специалисты никак не могли определить, что происходит с 37-летней женщиной, пока один старенький профессор из Одессы не посоветовал искать инфекцию в организме актрисы. К сожалению, коварное заболевание уже сильно пустило корни и нанесло удар по самому уязвимому месту артистки – нервной системе.

После премьеры «Приходите завтра» супруги начали ездить с концертами по стране. И Ташков заметил, что Савинова стала меняться: говорила, что слышит голоса, разговаривала с кем-то в пустой комнате. Из-за несвоевременного лечения у Екатерины Федоровны развилось состояние, очень близкое к шизофрении. Она по несколько месяцев лежала в «Кащенко», откуда выходила нормальным человеком. Но потом вновь наступало обострение.

Со временем моментов просветления становилось все меньше, а периоды обострений растягивались. Актриса, к своему ужасу, понимала, что с ней происходит, и сильно страдала из-за этого. Она осознавала, что больше не может заниматься любимым делом, а для родных людей становится обузой.

Весной 1970 года Екатерина Федоровна уехала к сестре в Новосибирск. Ее супруг в это время снимал «Адъютанта его превосходительства». Они регулярно созванивались, актриса интересовалась съемочным процессом. Ничто не предвещала беды.

25 апреля Евгений Ташков получил страшное известие: Екатерина Савинова бросилась под проходящий поезд. Говорят, ее пыталась остановить дежурная по станции, но не успела. Актрисе все время слышались голоса, что она должна погибнуть ради сына на рельсах. Ей было всего 43 года. Ее единственному сыну Андрею Ташкову тогда было 12 лет. Он вырос и стал известным актером, продолжив дело матери и отца.

Екатерина Савинова была похоронена на Клещихинском кладбище в Новосибирске.

85-летие со дня рождения Е. Савиновой в 2011 году было отмечено открытием дома-музея актрисы в селе Ельцовка, где она жила с рождения и до отъезда в Москву в 1944 году. Музей создан в доме, где жила подруга детства Савиновой Евдокия Бурлакова, фамилия которой перешла к героине фильма «Приходите завтра».

источник