Меню Рубрики

Гнев ярость бешенство усиление значение

На днях мои клиенты из закрытой группы в вотсапе попросили написать статью про ненависть. Ненависть. она никогда не появляется внезапно и в одиночку. у неё есть спутники, свита. Сначала появляется раздражение, потом гнев, после усиления гнева появляется она. Ненависть. И если не проработать на этом уровне эту «компашку», то дальше глубже. наступает злоба и ярость. Злоба — это уже компенсация неприкосновенного запаса, а ярость — это уже степень безумия. Итак, все начинается. с раздражения. это момент бездействия с нашей стороны, кто-то как-то нарушил наши границы, а мы не смогли себя обезопасить, защитить. Редко кто предпринимает меры на этом уровне, как правило мы начинаем наблюдать (поэтому раздражение считается неконструктивным чувством), и когда накапливается определенная доза раздражения (у всех свой предел) — оно выходит наружу в виде гнева. Это очень опасное чувство для нашего здоровья, т.к. мы еще бездействуем на этом уровне, эта эмоция не так ярко выражена внешне, но внутри она уже активно начала свою работу, и по сути является пусковым механизмом для более глубоких чувств. Обычно говорят рядом два слова: «он меня бесит, раздражает. » На тело раздражение может выйти в виде дерматитов, экземы, прыщиков. прыщик зреет-зреет и прорывается. Выходит гнев (гной). Чем гнев хорош? Тем, что мы уже можем выразить его: взглядом, жестом, шепотом. Самое лучшее, что мы можем сделать, чтобы защитить себя — это сказать «СТОП». Тихо сказать. И никто не пересечет границы. А можно орать и никто не услышит. Это слово «стоп» предупреждает другого, что он нарушает границы и есть несколько секунд у обоих, чтобы «вырулить» ситуацию. Это предупреждает оппонента, что вы можете «открыть огонь», а вам это даёт время собраться. Затянувшийся по времени гнев переходит в другое качество => в ненависть. Ненависть — это уже социальное чувство, она уже имеет проявку в отношениях. Она может быть более стойкая и продолжительная. Ненависть и любовь — по силе эти энергии очень похожи. Мы можем ненавидеть только тех, кого любим. Это так. Вы же не будете ненавидеть того, к кому вы равнодушны. Нет. Равнодушны=ровно дышим. Нас могут «цеплять» только близкие и дорогие сердцу люди, поэтому и больно. Важно научиться трансформировать это чувство. Как? Конечно, каждый будет это делать по-своему и на консультациях я наблюдала как это делают разные люди. есть общий рецепт, алгоритм, но он в разных ситуация работает не одинаково. У некоторых даже на это ресурса нет, они это делают с моей помощью. Для трансформации такой мощной энергии как ненависть первое, что нужно сделать это очистить зерна от плевел. т.е. осознать, что вы ненавидите не человека, а его поведение, которым он делает вам больно. Проговорите просто в слух: «Я ненавижу тебя, когда ты делаешь мне больно. потому что люблю тебя. Если бы не любила, мне бы не было так больно. » Сначала себе эти слова скажите, а потом при случае скажите тому, кто достал столь глубокие чувства из вас. Поблагодарите обязательно этого человека: «если бы не ты, я так бы и не знал(а), что способна(ен) так сильно чувствовать». Я чувствую, следовательно, я живая(ой)! Это круто! Столь глубокие чувства как ненависть, злость и ярость — это животные энергии. Живот — жизнь! Они локализуются в животе, поэтому они проявляются в теле как-будто что-то режет, колет, жжёт, печёт. в животе: гастриты, колиты. и т.д. Важно понимать, что чувства — это волна, это наш энергоресурс, это наша жизнь, нельзя избавляться от этих энергий, это наша сила. Её нужно трансформировать. Через благодарность. Скажите: «спасибо за удар!» (Спасибо=Спаси Бог). Удар — это в высшей степени Дар. Он делает нас более осознанными, сильными и великодушными, потому что мы знаем, что такое БОЛЬНО. И мы уже не хотим эту боль распространять как инфекцию. Я!рост!ь — ее трансформируют через секс. Секс помогает переплавить такие чувства, пусть ваш секс станет яростным, и тогда ваш партнер будет вами дорожить. Ну и величайшая трансформация наступает после осознания этих слов : «я хочу то, что я имею!». Тогда эта сила будет ваша! И уже ни ненависть, ни злоба, ни ярость имеют меня, а я их имею. И только тогда я могу ими уже управлять осознанно. О!СоЗнание — это самая мощная сила во Вселенной!

Берегите друг друга!
С любовью,
Наталья Савойская.

источник

И хотя мы все злимся, такое поведение принято осуждать: в отличие от радости, эта эмоция считается «отрицательной» и «неприятной», а многие хотели бы в принципе никогда её не испытывать. Разбираемся, почему не стоит так делать, зачем нам нужна злость и как выражать её так, чтобы она не оставляла после себя разрушений.

В формировании ярости в человеческом мозге активно участвуют миндалины, или миндалевидные тела (кстати, в них же располагаются центры, отвечающие за страх). Миндалевидные тела реагируют на сигналы угрозы, поступающие из внешнего мира, так что, по замыслу природы, злость нужна именно для этого — это эмоция-оружие. В отличие от страха, она мотивирует нас защищаться нападая, а из дилеммы «бей или беги» выбирать первый вариант.

У рассерженного человека в крови повышается уровень адреналина и норадреналина, учащается сердцебиение (поэтому иногда мы краснеем, когда злы), усиливается кровоснабжение мышц (чтобы можно было драться). Возможно, вы замечаете, что, если вас рассердили, всё тело напрягается. Меняется и мимика: у многих раздуваются крылья носа и напрягается верхняя губа — привет звериному оскалу.

В общем, злость — это защитно-оборонительная реакция. Способность сдерживать её проявления необходима нам для социальной адаптации. Укрощать всплески ярости в той или иной степени могут все животные, живущие группами — иначе они попросту не смогли бы существовать в коллективе. Но дальше всех в этой идее пошёл человек. Поскольку ярость — это проявление нашей «животной» натуры, она пугает, а её физические проявления могут быть разрушительными, наша культура постепенно наложила табу не только на проявление агрессии, но и на упоминание этой эмоции, и даже на само чувство во всех его разновидностях: гнев, ненависть, зависть, злорадство, желание мести. Так конструктивная идея не бросаться с кулаками на обидчика и не разносить мебель превратилась в токсичную мысль: считается, что даже испытывать злость плохо.

Такие идеи можно встретить в религиозных сообществах, среди людей, увлекающихся восточной философией, и просто в рабочих коллективах. Во многих семьях запрещено выражать гнев по отношению к родителям в любой, даже словесной форме. Иногда это транслируется прямо: «Нельзя злиться на маму!» Часто «уместность» гнева ранжируется в зависимости от иерархии в семье: например, детям злиться нельзя совсем, папе — немного можно, а мама может это делать, потому что она «очень устаёт» (или наоборот: маме можно только иногда, а папа свободно проявляет гнев).

Почему эти идеи токсичны? Перестать испытывать злость на физиологическом и биохимическом уровне невозможно. И не нужно. Эмоции не могут быть «плохими» и «хорошими»; наша эмоциональная система в некотором смысле — это просто сложный орган восприятия, как слух, зрение или осязание. Захотеть перестать испытывать определённое чувство — всё равно что захотеть силой воли потерять слух или зрение.

Человек, который притворяется, что не испытывает гнева, должен создать фальшивую личность, которая сильно отличается от него самого. Но поскольку гнев всё равно «просачивается», когда кто-то нарушает границы или ещё как-то угрожает безопасности человека, злость может принимать искажённые формы: превращаться в высокомерную «жалость», презрение и тому подобное. Человек, который не может признать, что что-то вызвало у него приступ злости, пытается рационализовать агрессию и подвести под неё какие-то принципы: нравственные, научные, этические. То есть когда нельзя просто признать, что «это меня бесит», приходится говорить, что тот или иной (в целом нейтральный) поступок или явление тотально неприемлемы: «Это подрывает основы общества», «Это аморально», «Это противоестественно».

Когда человек вынужден отрицать гнев даже
на уровне внутренних ощущений, это приводит либо к тому, что он обращает гнев на себя, либо к тому, что он пассивно проявляет агрессию

Чтобы поддерживать эту сложную систему «подпорок», требуется огромная энергия. К тому же отрицание и подавление злости дезориентируют нас: гнев — это сигнал, что кто-то или что-то нарушает наши границы, угрожает нашей эмоциональной или физической безопасности, нашему месту в группе, идентичности и так далее. Лишившись такого важного «красного флажка», мы оказываемся гораздо более беззащитны.

Отрицание гнева сильно портит отношения с людьми: злость помогает идентифицировать, что то, как ведёт себя другой, для нас неприятно или неприемлемо, и, возможно, отрегулировать эту ситуацию. Но когда человек вынужден отрицать гнев даже на уровне внутренних ощущений, это приводит либо к тому, что он обращает гнев на себя, либо к тому, что он пассивно проявляет агрессию. Это, в свою очередь, усиливает гнев и всё больше вынуждает отрицать и вытеснять эмоцию.

Страх сильных чувств возникает, когда люди не разделяют эмоцию и её немедленное выражение. Гнев, пожалуй, одно из самых мощных чувств — поэтому на него наложено особенно сильное табу. Так, психолог в ответ на предложение «попробовать почувствовать свой гнев и неудовольствие в контакте с людьми» может услышать от клиента: «И что мне теперь, всем морду бить?» Это как раз пример того, как человек не различает чувство и реакцию.

Такая неразделённость эмоций и немедленных реакций на них в психотерапии называется «отреагированием». В этом случае у человека нет сил или психических конструкций, чтобы удержать чувство внутри себя, несколько его трансформировать и только потом выбрать реакцию, которая будет уместна. Вместо этого он немедленно выплёскивает из себя злость — и не всегда в прямой форме. У многих табу на агрессию в отношении других людей настолько сильное, что злость на них превращается в ненависть к себе и выражается, к примеру, в самоповреждениях или рискованном поведении.

Ещё один пример немедленного непрямого выражение злости — пассивная агрессия. Это явление получило своё название в сороковые годы прошлого века — его корни как раз в установке, что гнев абсолютно неприемлем. Пассивная агрессия позволяет не выражать его прямо, но сделать так, чтобы другой человек почувствовал себя плохо, в конце концов разозлился на нас и, может быть, избавил от своего присутствия или от дел, которые не хочется выполнять. Это непрямые проявления злости: распускание слухов за спиной, закатывание глаз, разнообразные «двойные послания», когда человек озвучивает противоречивые просьбы или фразы или же говорит словами одно, а мимикой противоположное; а также различный саботаж — забывание, просрочивание, регулярные опоздания.

Почему хорошо быть в контакте со своим гневом? Как мы уже сказали выше, то, что вы не осознаёте злость, ещё не означает, что вы не злитесь. Скорее наоборот: из-за того, что вы не осознаёте свои чувства, вы теряете возможность контролировать то, как они проявляются. А ещё люди, не чувствующие свою злость, хуже понимают себя, свои потребности, желания и ограничения. Чтобы понимать, что нам нравится, нужно уметь различать то, что не нравится совсем. Любые онлайн-споры — замечательная площадка, чтобы увидеть, как люди борются с плохо осознаваемой агрессией. От простого отреагирования —оскорбить другого человека, перейти на личности, крепко выразиться — до более тонких — обесценить что-то важное для других, высказать циничное замечание, потроллить.

У многих в таком случае возникает вопрос: а можно ли выражать злость этично? Да, это возможно. Первый шаг на пути к экологичному и цивилизованному выражению гнева — разрешить себе злиться. Это не означает, что вы должны позволить себе неконтролируемые вспышки агрессии, — речь о том, чтобы именно разрешить себе ощущать гнев на уровне эмоций, внутри. Кстати, даже на этот шаг иногда уходят годы психотерапии. В нашем обществе очень сильны идеи сакральности: например, нельзя злиться на родителей, особенно на мать, потому что она свята, на людей старшего поколения, на умерших и погибших, в некоторых сообществах считается неприемлемым злиться на авторитетных людей: преподавателей, учителей, начальников. Разрешение себе испытывать любые чувства — огромный шаг.

источник

У гнева множество обличий
И масок, и припрятанных обид.
Наносит скрытно личности увечий
Агрессивно-неудовлетворённый вид.

Кто из нас хоть раз в жизни не гневался? Кого не раздирало негодование, обкатывающее кипятком несправедливости?

А кто из нас не загорался, словно спичка или вдруг не оживал вулкан лопнувшего терпения?

Гнев, безусловно, разрушителен, ибо часто усугубляется агрессией, которая может принимать крайние формы. Но опасен не только видимый и выраженный гнев действия. Подавленный и вытесненный “ментальный”гнев разрушает не так быстро, активно и заметно. Но от этого он не менее губителен.

Как свидетельствует смиренный посланник Закона Одного, Ра: “Гневные мысли становятся теми клетками совокупности физического тела, которые выходят из-под контроля и превращаются в то, что вы называете раком”. Вот почему гнев, как недовольство собой и миром, будучи связанным с биохимией тела наряду со страхом, служит предтечей чуть ли не всех тяжёлых недугов человечества.

Но как же быть с тем, что гнев – естественная реакция нашей природы, а именно, концентрация сил с решимостью и готовностью к преодолению волевым усилием?

Не всё так однозначно, ибо зачастую, вместо желаемого действия мы имеем экспрессивную демонстрацию готовности к преодолению, которая направлена внутрь и наружу или попросту имеем фрустрацию (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», “расстройство замыслов”) со всеми вытекающими из этого биохимическими реакциями тела, приводящим, в свою очередь, к многим психосоматическим заболеваниям и психологическим проблемам.

Природу гнева рассматривали задолго до возникновения психологии и современной медицины.

Так в III тыс. до н.э. в Китае гнев считался одной из 7 внутренних причин в возникновении болезней . А в буддизме гнев один из пяти «ядов», которого следует избегать. В более позднем христианстве (католицизме), гнев один из семи главных грехов. В православии – один из восьми грехов. “Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злодеяние со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф. 4:13) – апостол Павел.

С этим трудно спорить, тем более что отец медицины Гиппократ утверждал, что «самые опасные болезни – это те, что искажают лица”, среди которых, безусловно, гнев. Он словно вторил Цицерону, считавшему, что “гнев, есть началом безумия”.

Кому из нас непонятны гневливые реакции личности, если жизнь отбирает у нас что-то ценное, важное, “незыблемое”, когда уходит почва из под ног и кажется, что весь мир ополчился против тебя.

В этом смысле гнев проявляется как отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её.

Но, как утверждает Агни Йога: “Действуйте не гневом, но возмущением духа, ибо огонь гнева лишь оставляет дыры в ткани Мира”.

Динамику гнева можно представить в виде трёх самых распространённых эмоциональных реакций:

  • “вспышка” – импульс гнева или его зарождение – состояние эмоционального возбуждения и видимое проявление гнева – “зарделся, вспыхнул от гнева”.
  • “разгорание” – внутреннее агрессивное вовлечение + переход от возбуждения к действию — крик/ссора и/ или проявление гнева вовне – нанесение удара/выражение агрессии. Здесь гнев полностью контролирует человека, “застилая ему глаза и разум”;
  • “вспышка – затухание” – не вовлечение и сдерживание. Возможна и желаема динамика, при которой эмоциональное возбуждение изначально присутствует, но человек ему не поддаётся, не позволяя “выйти из себя”. Кроме того, он не проявляет и не выражает свой гнев, а также и не совершает необдуманных действий. Вместо этого он словно замирает, “снимает чайник возбуждения и гнева с плиты, позволяя ему остыть”, а только после этого совершает необходимое действие. “И гнева умеет сдержать он прилив”. – Саади. При контроле и управлении собой, данный способ чуть ли не единственный, который не подавляет саму возможность гневаться, но нивелирует “попытку” гнева овладеть человеком.
Читайте также:  Противопоказания при вакцинации человека от бешенства

В Дуэтике гнев рассматривается этимологически как:

  • гордыня неистово выраженная
  • горячий, неудержимый волюнтаризм
  • гротескное, взрывное недовольство
  • груз невыносимого возмущения
  • грань ненависти
  • гнетущее возмездие

С точки зрения Дуэтики – гнев – это также граница не возврата / грань невоздержанности / глубина неистового возражения или поэтически, – гроза неба Вышнего – колоссальный энергетический выброс, осуществляемый как вовне, так и внутрь, разрушаемый тонкое аурическое пространство гневающегося, и планеты в целом.

“Разница в том — Зевс, порождающий космическую бурю, наполняет пространство озоном, в то время, как ваш Зевс земной, порождающий гнев, наполняет сферу чадом удушья. В этом низшее и высшее не соприкасаются”. – Знаки Агни Йоги. Беспредельность.

Данный список можно продолжить. Но суть от этого остаётся неизменной. Гнев – есть зло.

«Нет ничего ужаснее гнева» – такого мнения придерживался древнегреческий философ Менандр.

И это зло – не просто дуальное противопоставление добру, как таковому, но та часть нашей несовершенной личностной природы, которая должна быть правильно воспринята, осознанна и преобразована в Единство физического, духовного и психического.

“Солнце да не зайдёт во гневе вашем” (Ефес. 4:26) – апостол Павел.

В чём зло гнева? В его неуёмной и неконтролируемой силе, содержащей в себе энергию разрушения и саморазрушения.

Совместив в себе силу воли и силу желания с невозможностью удерживать весь эмоциональный напор, гнев подобно пожару охватывает своим пламенем все центры живота, запуская их вулканическую активность. При этом вся телесная материя содрогается от пульсирующих толчков недовольства, готового неистово вырваться наружу, заливая всё вокруг лавой негативности и пеплом деструктивности.

Такова динамика проявления скрытого гнева – одной из базовых эмоций негативной направленности.

Страх , гнев, стыд , вина и обида формируют у человека собственную астральную матрицу, которая словно спрут оплетает его существо, не позволяя ему чувствовать себя свободно и естественно.

В контексте гнев, направленный на себя, мы находим всё тот же комплекс неполноценности , присущий любым негативным эмоциональным состояниям и реакциям, содержащим в себе неуверенность; нелюбовь к себе и собственную «несостоятельность», никчемность, слабость, как кажущуюся неспособность достижения чего-либо в ожидаемом русле.

Иными словами, гнев есть выражением недовольства собою, окружением, социумом и собственного несоответствия определённым стандартам (внешним, поведенческим, характерологическим), в котором комфортное самоощущение покоится на больших возможностях: материальных, духовных, личностных.

И этому есть множество причин. Но самая главная из них – это нежелание подчиняться тем стандартизированным моделям общества, которое далеко от совершенства с одной стороны, и не заинтересовано в выражении собственной индивидуальности – с другой.

Но в гневе есть и искажённое, личностное и обособленное самоощущение избранности с садомазохистской направленностью, проявляемой как некое «достоинство», как протест против всего инертного, статичного. То есть, гнев выступает здесь как эмоциональный вызов конформизму, а также направлен против социальной стагнации.

Самый гнетущий и безжалостный гнев есть такой, который направлен на своих близких и как не парадоксально, любимых людей. Такой гнев есть не чем иным как «страстью, которая любуется и упивается собой». Мишель Монтень.

В гневе всегда присутствует несколько негативных элементов. Они, буквально, ткут полотно гнева, подобно шелкопряду нитями недовольства, страха , нетерпимости, раздражения, обиды , вины и даже стыда.

«Как ни неприятнее для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде». – Л. Н. Толстой.

Другими словами, недовольство, проявляемое вовне, принимает форму и выражение гнева, приводит часто к самопорицанию, а оно, в свою очередь – к стыду .

“Что началось гневом, кончается стыдом”. – Бенджамин Франклин.

«Стыд – это своего рода гнев, только обращённый вовнутрь» – Карл Маркс.

Гнев также часто формирует злость, приводя к раздражению.

Даже у «справедливого» гнева есть разрушительная энергия, ибо человек поддаётся ей всецело, как бы вживляясь в него, являясь выражением гнева в переживании, действии, слове.

«Наш собственный гнев или досада делают нам более вреда, чем то, что заставляет нас гневаться». -Джон Леббок.

Все наши эмоции имеют «представительство» в теле. Об этом хорошо знали в древности.

Кроме того, рефлекторная зона печени – плечевые и коленные суставы. Причём правая доля печени отвечает, соответственно за правый плечевой и коленный суставы, левая доля – за левый.

В китайской рефлексотерапии циркуляция гнева осуществляется по двум парным меридианам/ каналам – печени и жёлчного пузыря. Причём, по меридиану жёлчного пузыря циркулирует “активный, ян-ский гнев, а по меридиану печени его более пассивный аналог – инь-ский гнев.

К примеру, частые головные боли, в особенности в проекции данных меридианов, есть не что иное, как избыточная циркуляция гнева и “застрявание” его в определённых биологически активных точках (БАТ), что при длительной концентрации может приводить к мигренеподобным болям и частым скачкам артериального давления, вегетососудистой или нейроциркуляторной дистонии.

Кроме того, избыток ян-ской энергии гнева будет приводить к артритам плечевых и коленных суставов, включая плече-лопаточную область, а также частично тазобедренные суставы, области голеностопа и суставы большого пальца обеих ног.

Доказательная медицина и современная психосоматика также подтверждают наличие «очагов психоэмоционального реагирования и скрытого напряжения», приводящих к хроническим невротическим реакциям и всевозможным физическим недомоганиям.

Как утверждал один из известных отечественных психотерапевтов и психосоматиков Марк Воронов: “исходя из идеи голографичности человека застойные явления должные происходить не только в теле, но и других его частях (эмоциональном и ментальном телах или уме, эмоциях – авт.). Они всегда есть. Это скрытые напряжения: подавленный гнев или подавленный страх , подавленная тревога или подавленная агрессия, неприятие прошлого опыта. Это и есть другая сторона языка тела”.

В психосоматике гнев рассматривается как реакция концентрации, в которой отсутствует действие, наряду с его демонстрацией и часто внешней реакцией – криком или внутренним переживанием – сдерживанием и / или подавлением.

Гнев – это стихия “дерево”, связанная с центром желания – Манипура чакра, личной волей и проявляется реакцией концентрации сил, необходимых для преодоления препятствий. В случае позитивного реагирования – решимость и готовность к преодолению волевым усилием, а негативное – экспрессивная демонстрация готовности к преодолению (которая может быть направлена как внутрь,так и наружу – крик), но без производимого действия. Причём, реакция капитуляции связана с воздействием симпатической и метасимпатической систем.

Но, так или иначе, любая длительно проявляющаяся негативная эмоция, направленная вовнутрь, приводит к неврозу – вовне – к психозу / истерии . И это в большей степени относится именно к гневу.

Кроме того, гнев является аффективной реакцией вытесненного в подсознание недовольства, несправедливости, негодования, блокирующий функцию гепатобилиарной системы (жёлчный пузырь, печень) – «жёлчный, гневливый человек».

В случае подавленного гнева наблюдается изменение и в гормональной системе организма человека, а именно – возникает секреция (выработка) норадреналина, сужая стенки кровеносных сосудов, учащая сердцебиение, увеличивая артериальное давление; и кортизона, который действует не сразу, но с далеко идущими последствиями, в частности, разрушением вилочковой железы (тимуса) – главного иммунного органа.

Гнев приводит и к аутоиммунным заболеваниям – аллергия и другие аутоагрессивные реакции, когда есть внутреннее неприятие внешними факторами или сложившимися обстоятельствами.

В своей крайней форме гнев, как ярость, переходящая в неконтролируемое бешенство – есть агрессивная экзальтированная форма эмоции негативной направленности – умоисступления, как называл его Гораций.

ВЛИЯНИЕ ГНЕВА НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ И ИММУННУЮ СИСТЕМЫ

Кроме страха именно гнев является наиболее опасной или вредной эмоциональной реакцией или эмоцией негативной направленности ибо связан с биохимией тела. Многочисленные исследования подтверждают данный факт.

К примеру, учёные Глен Рейн, Майк Аткинсон и Роллин Маккрати исследовали влияние гнева на иммунитет через слюнный иммуноглобулин A (S-IgA) – (методом радиальной иммунодиффузии Mancini et al.), который является преобладающим классом антител в секретах слизистой оболочки и обеспечивает первую линию защиты от патогенов в верхних дыхательных путях, желудочно-кишечной системе и мочевом тракте и часто используется как мера секреторного иммунитета. Более высокие уровни S-IgA связаны с уменьшением заболеваемости и восприимчивостью к инфекциям верхних дыхательных путей.

Исследовалась также частота сердечных сокращений и изменения настроения через самоиндукцию и внешнюю индукцию с помощью просмотра видеоряда (индукция – процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим. Среди наиболее важных законов индуктивной логики выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие).

Гнев производил значительное увеличение общего нарушения настроения и частоты сердечных сокращений, но не на уровнях S-IgA. С другой стороны, положительные эмоции привели к значительному увеличению уровней S-IgA. Изучая эффекты в течение шести часов, учёные заметили, что гнев, вызвал значительное ингибирование/земедление секреции S-IgA через один-пять часов после эмоционального переживания. В свою очередь, антагонистом гнева выступало сострадание (переживаемое лишь в течении 5 минут), стабилизировавшее не только иммунологические показатели и работу сердца, но и приводящее к общему психофизическому расслаблению.

Полученные результаты дают представление о возможном нейроэндокринологическом механизме для объяснения долговременной иммуносупрессии, связанной с эмоциональными стрессорами, такими как гнев и разочарование. Альдостерон и нейропептиды, которые, как известно, подвергаются повышенному стрессу, имеют прямое действие на слюнные железы.

Эти результаты имеют важные последствия, учитывая частоту стрессовых эмоций, которые испытывают многие люди, и очевидные долгосрочные иммуносупрессивные эффекты этих эмоций.

Несмотря на то, что гнев/недовольство – естественная реакция нашей психоэмоциональной природы, даже непродолжительный гнев, не находящий выхода или трансформации в действие, нейтрализующего причину недовольства вредит нашему телу.

Первой системой, “берущей удар на себя”, является ССС – сердечно-сосудистая система, а затем второй включается эндокринная – с выбросом гормонов, ну и не без реагирования остаётся иммунная.

Таким образом, три главные системы тела – нервная, эндокринная и иммунная пы таются балансировать, сводя негативное влияние гнева на нет. Но для этого им требуются дополнительные энергетические ресурсы и время, иногда до 6 часов (иммунно-эндокринный компенсаторный ответ) на одну гневную реакцию.

Так что даже, так называемый, праведный гнев нашим организмом воспринимается как угроза, которую необходимо нейтрализовать.

Интересно отметить, что именно сострадание является тем необходимым балансом или антагонистом гнева. Сострадание в этом контексте – это разумные действия по осознанию природы гнева, его тщетности и спокойно- взвешенное отношение к происходящему через юмористический взгляд на себя и свои импульсивные реакции и компульсивные действия.

НЕПРАВЕДНОСТЬ ГНЕВА. УПРАВЛЕНИЕ ГНЕВОМ

«Когда я слышу слова «праведный гнев», меня поражает способность человека к самообману». – Шри Ауробиндо.

И с этим трудно не согласиться, когда мы рассматриваем этимологию слова праведныйбезобидный; правосудный; справедливый; безответный; благочестивый; смиренный; кроткий; ангельский. Вот уж чего нельзя сказать о гневе, какой бы несправедливостью он не был бы вызван.

Поэтому словосочетание «праведный гнев» скорее свидетельствует о его неправедности или его несоответствию идеалу нравственной чистоты и справедливости.

Каким бы притеснением или унижением человека не был бы вызван гнев, у него есть все предпосылки и механизмы стать агрессией в проявлении, даже если она кажется «оправданной», «необходимой» и даже неотвратимой, как скажем у героя Сандлера в фильме Управление гневом (2003). Кстати, рекомендую к просмотру.

Ибо в картине довольно хорошо прослеживается динамика перехода от скрытого гнева к проявленному, а затем и агрессивному, провоцируемому его “наставником”, роль которого прекрасно исполнил Джек Николсон.

Агрессия всегда разрушительна даже при очевидной расстановке сил, которая «адекватна» определённой ситуации, ибо в ней всё равно присутствует подавление кого бы то ни было с элементами унижения и уничижения. Это как качели, которые не остаются долго в равновесии, всегда склоняясь в чью-либо сторону.

Гнев часто маскирует агрессию, как неспособность выразить / получить энергию любви в ожидаемой форме. И здесь гнев может перерастать в мстительность (что кстати довольно прозрачно показано в сцене с буддистским монахом – “Управление гневом”).

И гнев мой страшен силой мщенья,
Животным рыком львиного негодованья
И дела нет мне до прощенья,
Не тронет душу жалость или оправданье

ВОЗМОЖНОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ГНЕВА

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, получается, что гнев не просто эмоциональная реакция недовольства собой или миром (как в чём-то конкретном или априори), а автоматическая реакция нашей психики во взаимодействии с телом через биохимию.

Подавлять или вытеснять гнев, это всё равно, что попытаться обуздать гигантскую штормовую волну. Здесь нужно иное, осознание возможности переориентации динамики гнева с изменением сути восприятия катализатора, вызывающего наше недовольство.

Другими словами, если мы пониманием, что направляя своё недовольство/гнев в русло действия, разрешения, причём несущего в себе созидательный посыл, мы вносим в биохимию тела другую энергию, запускающую вместо привычных гормональных веществ иные, которые не разрушают нас изнутри, и не создают кармическую волну извне в будущем.

Однако лишь осознанием не обойтись, ибо мы должны изменить, ставший уже автоматическим, шаблон реагирования. Здесь требуется и воля, и терпение, и настойчивость в выработке нового алгоритма психоэмоциональной реакции.

Вместе с тем, это вовсе не означает, что перешагнув черту невозврата к прежним действиям и реакциям, они не могут о себе напоминать эхом прошлого.

Но это не должно нас расстраивать ибо, как говорится, мы не ищем лёгких путей. ? То есть, изменяя что-то одно, мы автоматически вносим желательную переменную во всё остальное. А это существенно облегчает нашу жизнь, к примеру, и в степени трансформации другой, не менее проблемной эмоции, как страх.

“Если у кого есть гнев,
Дай Мне гнев.
А если дадите пригоршню малых вещей,
Я приму и эти пыльные игрушки
И перелью их в Моей Башне…
Я принял и страх, и сомнение, и гнев, – это Мне.
А вам – путь к Свету,
Ибо хочу чтобы могли подойти ко Мне радостными и светлыми
в день Великого Мрака перед Восходом”. – Листы сада Мории.

У гнева всегда слишком горячее дыхание, свидетельствующее о жаре личности. Нужно охлаждающее действие души, возвращающее разумное и взвешенное восприятие своей эмоционально-чувственной и умственной природы, чтобы избежать дальнейшего возгорания.

“Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если сильно разгневан, сосчитай до ста”. – Томас Джефферсон (авт.- один из авторов Декларации независимости США).

Я же предлагаю использовать нашу природную способность дыхания. Ибо каждая фаза является автоматическим механизмом напряжения-расслабления. Вдох – всегда напряжение, выдох – расслабление.

Читайте также:  Моя собака умерла от бешенства

Если вас обуял гнев, сделайте глубокий вдох, тем самым усиливая напряжение/гнев и задержите дыхание на самое продолжительное время на какое способны. После чего сделайте самый медленный выдох из возможных. И так трижды.

Если это не возымело своего действия – сделайте ещё два подхода по три вдоха – выдоха.

“Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать”. – Пифагор.

Вы можете также использовать исцеляющие звуки внутренних органов, предлагаемые в ЦиГун и, частности, Ци Нейцзан – древних даосских техниках.

Для печени – это звук ШШШШШШ. Вот предлагаемая техника исполнения мастером Мантеком Чиа:

1. Ощутите печень и почувствуйте связь между глазами и печенью.

2. Опустите руки ладонями наружу. Глубоко вдохните, медленно поднимая руки через стороны над головой. Одновременно запрокиньте голову и смотрите на руки.

3. Переплетите пальцы и разверните ладони вверх. Толкните вверх запястьяи почувствуйте натяжение мышц рук от кистей до плеч. Слегка наклонитесь влево, создавая мягкое натяжение в области печени.

4. Выдохните со звуком ‛ШШШШШ…“, голосовые связки в этом почти не участвуют. И снова представьте и почувствуйте, как оболочка, в которой заключена печень, сжимается и избавляется от избыточного тепла и гнева.

5.После полного выдоха разомкните пальцы и, толкая в стороны нижние части ладоней, сделайте медленный вдох в печень; представьте, как она наполняется ярко зеленым светом доброты.

6.Закройте глаза, дышите нормально, улыбнитесь печени, представляя, как будто вы все еще произносите ее Звук. Следите за ощущениями. Чувствуйте обмен энергий.

Если вы ощущаете гнев, у вас красные или слезящиеся глаза, во рту ощущаете кисловатый или горький привкус, повторите упражнение от 9 до 36 раз. Даосские мастера говорили по поводу контроля гнева: ‛Если ты произнес Звук печени 30 раз и ты все еще сердишься на кого то, у тебя есть право поколотить этого человека“.

Если и эти действия не привели к желаемому спокойствию и стиханию гнева то обратите внимание на причину, его вызвавшую, словно вы хватаете себя сами за хвост, как, к примеру, собака. Только делаете это сознанием.

Несмотря на то, что гнев психосоматическая реакция, целесообразно и уместно будет использовать соматопсихическую практику для его исцеления.

Как бы не складывалась ваша жизнь, не ищите виноватых. Другие люди и ситуации – лишь катализатор вашего собственного гнева и недовольства. Они словно подсказывают нам, что необходимо изменить в собственном отношении и восприятии.

Безусловно, большинство причин, приводящих к гневу – это недовольство самим собой и оно родом из детства . Ибо “ недолюбленность” в детстве – краеугольный камень большинства взрослых проблем.

Иными словами, недополучение нами любви в ожидаемой форме приводит в последствии к низкой самооценке , комплексу неполноценности , что естественно затрудняет любые взаимоотношения.

И действительно, любые негативные проявления эмоций, преодолеваются осознанием причин их вызывающих. А это зависит от глубины их «прорастания» в собственное эмоционально-чувственное древо личности .

На данное осознание влияет множество факторов. Однако, главной преобразующей энергией является безусловная ЛЮБОВЬ , проливающаяся на всю природу человека исцеляющими ручьями принятия, благодарности, терпимости, спокойствия, уравновешенности.

Гнев или недовольство, при смене полярности или направленности в позитивную сторону преображается в модель неудовлетворённости как блага.

Кроме того, недопущение формирования гнева намного важнее и эффективнее, нежели подавление его в себе.

Как уже было сказано ранее, гнев потенциально содержит в себе недовольство чем-либо. Поэтому, актуальным будет перенаправление данной эмоциональной реакции в русло изменения отношения или нереагирования / невосприятия.

Это сделать будет трудно только в том случае, если у вас, изначально нет стойкого желания изменения себя с очерчиванием границ своего «Я» и не-я или души и личности .

Установив связь со своей душой, начинаешь эффективно использовать её преображающую и уравновешивающую энергию, стабилизирующую центры ниже солнечного сплетения.

Часто проявление гнева – не столько наличие внутреннего, «собственного» гнева, но вхождение в астральный поток или эгрегор, который словно вихрь энергии втягивает в негативное облако, вызывая ответную эмоциональную реакцию.

В таком случае, важно ощутить на себе его энергетическое и магнетическое влияние и, буквально, выйти из его втягивающего потока направленным вниманием / осознанием и силой воли.

Ну, а если ваш гнев часто неконтролируем, с вспышками немотивированной агрессии, то, возможно, что ваше энергетическое тело стало полигоном для астральных атак и, даже, одержимости . Тогда без помощи извне обойтись будет достаточно трудно.

Энергоинформационное Целительство вернёт вам вашу исходную целостность и здоровье, стабилизировав не только эмоциональное тело, но и в целом все системы организма.

Важно также помогать ближнему, если гнев застилает ему разум и разрушает его изнутри.

Как свидетельствует Агни Йога: “Одухотворяйте сознание собрата незаметными прикосновениями, приносимыми ему, как пища каждого дня. Откройте гнев его и погасите целесообразностью. Утвердите его в радости явлению вмещения…”

“Бойтесь гнева и сомнений. Если победите – просветитесь. Если подпадете – омрачит вихрь душу вашу. Улучшайтесь, друзья, неустанно. Вера в себя и поиски истины образуют гармонию. Работайте – не ропща”.

ИСЦЕЛЕНИЕ РАКА В СВЯЗИ С ГНЕВОМ И ДРУГИМИ НЕГАТИВНЫМИ МЫСЛЯМИ И ЭМОЦИЯМИ

И напоследок, несколько рекомендаций от смиренного посланника Закона Одного, Ра в связи с тем, что гнев вместе с другими негативными мыслями и эмоциями “повинен” в возникновении рака: “Болезни, такие как рак, легко поддаются самоисцелению, как только индивидуум понимает механизм деструктивного влияния.

Вопрос: То есть вы уверяете, что рак легко исцеляется ментально и является хорошим инструментом для обучения; и как только сущность прощает другие «Я», на которых гневается, рак исчезает. Это так?

Ра: Я есмь Ра. Частично, да. Ещё одна часть исцеления связана с прощением себя и с повышенным уважением к себе. Наиболее привычный способ выражения уважения к себе – забота о диете. Часто – это значимая часть процесса исцеления и прощения.

Ваша основная предпосылка верна.

Вопрос: В связи с диетой, какую пищу следует включать и какую исключать в целях большей заботы о совокупности тела?

Ра: Я есмь Ра. Во-первых, мы подчёркиваем и настаиваем на том, что эту информацию не следует понимать буквально, а только как связь или психологический толчок для тела, ума и духа. По-настоящему важны забота и уважение к себе. Овощи, фрукты, зерно в степени, необходимой для обмена веществ индивидуума, животные продукты. Вот вещества, демонстрирующие уважение к себе. Кроме того, тем сущностям, которые нуждаются в очистке от ядовитых мыслеформ или эмоций, полезно позаботиться о том, чтобы следовать программе очищения, включающей пост, до тех пор, пока деструктивная мыслеформа не будет удалена. Побочным результатом будет потеря избыточного веса. Рассматривайте ценность не самого тела, а его роль как связи между умом и духом. Именно так «Я» раскрывает себя – себе.

Как и всеми целительскими техниками, сознательная сущность может воспользоваться постом, то есть осознать, что удаление избыточного и ненужного материала из совокупности тела аналогично избавлению ума от избыточного или нежелательного материала. Таким образом, тренировка или отказ от нежелательной части – как уместной части «Я» – вынуждает её проходить через дерево ума вниз по стволу до подсознательного уровня, где и устанавливается связь. Теперь тело, ум и дух в унисон выражают отказ от избыточного или нежелательного духовного или ментального материала, как части сущности. Тогда они исчезают. Понимая и ценя природу отвергнутого материала, как части большего «Я», сущность, посредством волевого действия, очищает и улучшает совокупность ум/тело/дух, проявляя желаемую совокупность ума или духа”. – Карла Рюкерт, Дон Элкинс и Джим Маккарти. Материалы Ра. Закон Одного. Книга 5.

Другими словами, Ра подтверждает, что всё целостно и если мы приводим храм тела в надлежащее состояние, то и ум и эмоции и духовное в нас балансируются на клеточном уровне, включая ДНК, исцеляя весь организм.

Добавить к этому в данной статье, по сути, нечего. Будьте здоровы и не игнорируйте свои эмоциональные реакции, но учитесь балансу, как гармоничному выравниванию во всей вашей природе ума, тела и духа.

Использование данного материала разрешается только с индексируемой гиперссылкой на автора и на сайт: www.kolesha.ru

Рекомендуемое – АВТОРСКИЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИТЕЛЬСКИЕ/ИСЦЕЛЯЮЩИЕ КУРСЫ/ПРОГРАММЫ:

  • ЕДИНЕНИЕ ТЕЛЕСНОГО И ПСИХИЧЕСКОГО – авторский вводный/базовый курс школы ПСИХОСОМАТИКИ & СОМАТОПСИХИКИ по преодолению гнева, страха, раздражения, чувства вины, обиды, стыда с изменением и трансформацией программ и удалением инграмм.
  • ИСЦЕЛЕНИЕ ДУШИ И ТЕЛА – основной курс/программа международной школы ПСИХОСОМАТИКИ & СОМАТОПСИХИКИ СЕРГЕЯ КОЛЕШИ в котором ещё больше исцеляющих практик и авторских алгоритмов, направленных на восстановление целостности и здоровья тела и психики.
  • ИСЦЕЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ЛИНИЙ ПРОШЛОГО И ГРЯДУЩЕГО – продвинутый курс/программа Сергея Колеши, которая на практике показывает возможности исцеления не только травмирующих программ прошлого с недопущением их поползновения в будущее (включая различные регрессивные техники) а и обучает возможностям построения той оптимальной временной линии, на которой больше нет страданий тела и психики и на которую не влияют чужеродные программы болезни, манипуляции, стяжательства.
  • ИСЦЕЛЕНИЕ ТЕЛА ЧЕРЕЗ НЕРВНУЮ, ЭНДОКРИННУЮ И ИММУННУЮ СИСТЕМЫ – вспомогательный курс/авторская программа (дополнительный к базовому, основному и продвинутому) более детализированного подхода к телу через три главные системы с целью исцеления любых болезней и недопущения возникновения их в будущем.

источник

Гнев от безумия отличается лишь непродолжительностью.

Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастья, пособница вреда и бесчестя.

Когда гнев или какой-либо иной подобного рода аффект овладевает индивидом, решение последнего неминуемо становится невыгодным.

Гнев порабощает и унижает даже достойнейшего человека.

Карание в пылу гнева — не карание, а месть.

Ничего не начинай во гневе! Глуп, кто во время бури садится на корабль.

Гневливость как качество личности – склонность быстро переходить к эмоции гнева в ответ на внешние раздражители, мешающие удовлетворению каких-то важных для человека потребностей либо нарушающие его критерии и нравственные ценности.

Лин-чи рассказывал: Когда я был молодым, мне нравилось плавать на моей маленькой лодке. В одиночестве я отправлялся плавать по озеру и мог часами оставаться там. Однажды я сидел с закрытыми глазами и медитировал. Была прекрасная ночь. Какая-то пустая лодка плыла по течению и ударилась о мою. Во мне поднялся гнев! Я открыл глаза и собирался обругать побеспокоившего меня человека, но увидел, что лодка пуста. Моему гневу некуда было двигаться. На кого мне было его выплёскивать? Мне ничего не оставалось делать, как вновь закрыть глаза и начать присматриваться к своему гневу. В тот момент, когда я увидел его, я сделал первый шаг на моём Пути. В эту тихую ночь я подошёл к центру внутри себя. Пустая лодка стала моим учителем. С тех пор, если кто-то пытался обидеть меня и во мне поднимался гнев, я смеялся и говорил: — Эта лодка тоже пуста. Я закрывал глаза и направлялся внутрь себя.

В это не хочется верить, но психологи утверждают, что десятую часть нашей жизни мы гробим на эмоции раздражения, агрессии и гнева. Гнев – это всегда потеря душевного равновесия, это неконтролируемое состояние. Гнев – это переводчик отношений между нашим внутренним Я и внешним миром. Гнев – это мощный удар по сердцу, уничтожающий всякое желание делать кому-то добро. Он безобразен и ужасен по своей природе. Природа гнева абсолютна безудержна. Глубинной основой этой эмоции является диссонанс между потребностями нашего внутреннего Я с возмутительными реалиями внешнего мира. Когда наше внутреннее Я встречает во внешнем мире что-то нарушающее важные для личности критерии или нравственные ценности, возмутительное, безобразное, ужасное и неподобающее, оно находит «переводчика» для демонстрации своего протеста. Этим «переводчиком» и является гнев. А. Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». Так вот, нашему внутреннему Я для выражения своего крайнего негодования какой-то внешней ситуацией требуется «почтовая лошадь», способная продемонстрировать внешнему миру эту реакцию.

Как-то цирюльник, брея генерала Алексея Петровича Ермолова, порезал его. Ермолов в гневе вскочил с места. Но быстро опомнился и заплатил растерявшемуся цирюльнику вдвое, сказав при этом: — Вот тебе, любезнейший. За бритье и за кровопускание.

Смысл гнева – вызвать страх, стыд и подчинение. В широком смысле детонатором гнева является какая-то неудовлетворенная человеческая потребность, переросшая в недовольство. Если человек не останавливается на этой ступени, недовольство перерастает в негодование или возмущение. Когда отсутствует «тормозная жидкость», возмущение плавно превращается в гнев. И завершающим актом этой трагедийной пьесы выступает ярость со всеми вытекающими плачевными последствиями.

Красноречиво описал всю вышеописанную цепочку один мой знакомый. В субботу он, как добропорядочный семьянин, решил побыть дома с женой и детьми. При этом он обратил внимание на такую закономерность: теща (пенсионерка) всегда одновременно затевает фундаментальную стирку и приготовление немыслимого обеда именно в субботу. Не в понедельник или пятницу, а именно с раннего утра в субботу. Попасть утром в ванну, туалет и кухню совершенно не реально. Попытки подобраться к холодильнику жестко пресекаются: «Нечего там шарить. Сейчас будем кушать». «Хорошо, хоть детей покормили»,- подумал он и понуро поплелся в свою комнату. Ближе к полудню начало появляться недовольство. К этому времени на работе он уже раза три попил бы чай с бутербродами и сейчас отправлялся бы в ближайшее кафе на обед. Между тем, теща радостно носилась по кухне и на его очередное появление беззаботно отреагировала: «Чего губы надул? Есть, наверное, хочешь? А у меня так совсем аппетита нет». Чувство голода прочно заглушило чувство юмора. Отшутиться не хватило силы воли. К пятнадцати часам недовольство переросло в негодование. Уже хотелось не есть, а жрать. «Зачем я остался дома? Лучше бы пошел на работу и был бы сыт. Сейчас кину на кухню дымовую шашку, может, тогда твою мамашу с кухни выкурю»,- с возмущением сказал он жене. «Но ты же видишь, что она делает голубцы? Это быстро не делается»,- с раздражением ответила голодная жена. «Зачем мне ее голубцы? Хлеба! Дайте хлеба!»,- с негодованием вскричал он. Темное грозовое облако стало закутывать сознание. В шестнадцать часов он молча стал одеваться. Разговаривать и что-то объяснять жене мешал какой-то огненный смерч, бушевавший внутри. Он понимал, что еще чуть-чуть и этот смерч гнева перерастет в нечто большее – в ярость. Тогда будет плохо всем, в том числе и постиранному белью с голубцами. Словом, гнев возникает постепенно, по негативной цепочке – от неудовлетворенной потребности к недовольству, затем к негодованию и возмущению и от них вступает в свои права.

Гнев может быть вызван не только голодом, а любой нереализованной биологической потребностью: жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной и физической усталостью, чрезмерно быстрым темпом жизни и пр. Данный вид гнева базируется на инстинкте самосохранения. Если у вашего грозного пса глупые посторонние попробуют отобрать кость, я им не завидую: не читая книг о негативных эмоциях, они станут профессорами по тематике гнева и ярости. Вообще, эмоция гнева изначально связана с животным миром. Животные перед лицом опасности выбирают одну из трех линий поведения: либо бороться, либо бежать, либо притвориться мертвым. Нападение без демонстрации гнева не убедительно. В животном мире гнев оберегает вид от угрозы вымирания.

Читайте также:  Антирабическая вакцина от бешенства животными

Зачастую гнев проявляется, когда человек считает, что кто-то покушается на его собственность. Потребность сохранить свое имущество живет в человеке со времен возникновения частной собственности. Отталкиваясь от жадности, скупости и алчности он еще больше усиливает проявление гнева. Причиной гнева часто является зависть, ревность, проблемы в общении с близкими людьми, моральное или физическое одиночество, потеря близких людей или их болезни, неразделенная любовь и пр.

Порывы гнева мощно обрушиваются на все и вся, когда под реальной или мнимой угрозой находится значимость и важность человека. Потребность в собственной значимости – одна из мощнейших составляющих человеческой личности. Когда рушится карьера, пропадает возможность реализовать свои амбиции, теряется уважение со стороны близких и окружающих, страдает чувство собственной значимости. Уязвленное самолюбие провоцирует вспышку гнева, когда кто-то пытается «ущемить» социальный статус человека.

Причиной приступа гнева может послужить несовпадение мировоззренческих ценностей. Потребность в справедливости подвергается атаке со стороны других лиц, что и вызывает гнев. Мы сами являемся живыми свидетелями наиболее сильных эмоциональных реакций (гнева, ярости и бешенства как крайних форм проявления гнева), когда сталкиваются представители разных религиозных концепций, политических группировок и пр.

Гнев может вырваться наружу при попытках посягнуть на потребность человека в свободе. Кому понравится, когда его третирует начальник, ограничивает в правах один из супругов или тащит полицейский в «обезьянник»? Люди часто сердятся на всевозможные правила и предписания, из-за которых чувствуют себя скованными рамками условностей и неспособными достичь желанной цели. Как ни скрывай гнев, его бушующее внутри пламя, дотягивается своим обжигающим языком до внешнего мира. Есть такая притча.

Когда у мужа был выходной, и супруги оставались дома, они часто ссорились и в раздражении говорили друг другу много обидного. Не в силах сдержать гнев, муж уходил из квартиры, чтобы прийти в себя. Возле подъезда, на лавочке, когда погода была хорошая, часто сидела старушка в то время, как её маленькая собачка бегала неподалёку. И вот муж заметил, что иногда эта собачка злобно лает на него, а иногда, когда он возвращается с работы, не обращает никакого внимания. Он решил спросить старушку о странном поведении её собаки. — Ах, мой дорогой, — рассмеялась старушка. — Моя воспитанница хорошо чувствует людей, которые разгневаны или раздражены, и всегда лает на них. А когда люди спокойны, она их даже не замечает.

У различных народов специфическое отношение к гневу. Южане, обычно, выплескивают гнев наружу, демонстрируя при этом угрожающие жесты и сопровождая гнев потоком бранных слов. Северяне стараются сдерживать гнев, репрессируя данную эмоцию.

Способы избавления от гнева

Как защититься от гнева? Источник гнева – переносица и глаза человека, поэтому разгневанному человеку нельзя смотреть в глаза. Надо отвлечь свой взгляд в сторону и не думать, что это как-то вас унижает. Как только вы это сделаете, гнев начинает идти мимо, и разгневанный человек невольно почувствует, что та сила, которую он хотел передать гневом, начинает истощаться. Он будет пытаться заставить смотреть ему в глаза, но надо не поддаваться. Второй этап – надо найти любую причину, чтобы избежать ненужного разговора. Под любым предлогом следует ретироваться. Гнев, не излитый немедленно, погаснет, второй волны гнева не будет, если вы не будете ее подпитывать.

Гневом можно управлять или использовать генерируемую им энергию в мирных целях. В конце концов, не зря гласит египетская пословица: «Самым мудрым считается тот, кто умеет подчинить свои чувства велению рассудка. Разгневаться может и глупец, и мудрец, но глупец, ослеплённый гневом, становится его рабом. В пылу бешенства он сам не ведает, что творит, и все его поступки ему же оборачиваются во зло».

Самой важной стратегией работы с гневом является его недопущение как такового. Для этого необходимо установить в подсознании такие убеждения, которые бы исключали возможность зарождения гнева. Если, согласно установкам подсознания, вы представляете собой добродушного, уверенного и сильного человека, то и реагировать на различные раздражители жизни вы будете добродушно, уверенно и с позиций силы. Сила в безразличии. В таком случае вы и гнев – понятия несовместимые.

Однако, одного позитивизма в деле избавления от гнева явно недостаточно. Если мы осознанно будем наблюдать за черным, грозовым облаком гнева, застилающим сознание, гнев в худшем случае утихнет, а в лучшем – будет уничтожен. Силой воображения, став сторонним наблюдателем своего гнева (темной энергетической сущности), скажите ему: «Это не я!» Затем решитесь не поддаваться этой эмоции и, что самое главное, не отождествляться с ней. Этот метод крайне эффективен. Вообще, следует понаблюдать за собственным гневом: в каких ситуациях он возникает, каковы его причины, как проявляется. При первых же признаках гнева занимайте позицию наблюдателя, который мысленно выталкивает эту темную энергетическую сущность из пределов своего сознания. Как показывает практика, чем больше всматриваешься в гнев, тем быстрее он исчезает.

Когда вы гневаетесь на собеседника, перед ответом сделайте паузу на десять секунд, понаблюдайте за своим дыханием и лишь после того, как убедились в отсутствии гнева – отвечайте. Если причиной вашего гнева стала избыточная важность, представьте, что все вокруг дворяне да бояре, а вы ниже любого нищего или юродивого. При таком раскладе вас разгневать невозможно. Избавиться от гнева можно с помощью интенсивных физических упражнений. Негативная энергетика гнева уходит в действия.

Римский философ Сенека говорил: для того, чтобы удержаться от ярости, нужно, почувствовав поднимающийся «вулкан», замереть и ничего не делать (не ходить, не двигаться, не говорить). Этот способ нравится и современным психологам. Почувствовав приближение гнева, начинайте следить за дыханием или сфокусируйтесь на своих физических ощущениях. Человек не может испытывать одновременно две разные эмоции, поэтому гнев гибнет. Рекомендуется в момент прихода гнева культивировать в себе противоположные эмоции – милосердие и сострадание. Гневу это явно не понравится.

источник

Есть ситуации и есть люди которые могут провоцировать гнев. Гнев может перерасти в враждебность и в последующем даже в агрессию. В таком случае возникает синдром ВАГ.
Синдром ВАГ состоит из Гнева+Враждебности+ Агрессии. Разберемся в определениях.
Враждебность — чувство неприязненности. Вражда — отношения и действия, проникнутые ненавистью.
Агрессия — чувство враждебности, выражающее резкое несогласие, желание возражать, нападать.
Гнев — чувство сильного возмущения, негодования.
Гнев (от русского гной, гноится) — аффект ярости, бешенства с сужением сферы сознания и недостаточно или вовсе не контролируемыми агрессивными действиями, склонность к реакциям гнева может быть обусловлена психопатическим и токсическим повреждением мозга, маниакальным состоянием, психозом, эпилепсией (В.А.Жмуров, с. 130),

Чувство гнева и негодования описаны уже у Дарвина, который рассматривал гнев как адаптивную реакцию и у животных и у человека (Дарвин,1896).
Первая психологическая интерпретация гнева появляется в работах З. Фрейда, рассматривавшего гнев в контексте агрессии как проявление саморазрушительного инстинкта смерти. Гнев — это раздражающая человека стимуляция, как первичная реакция на помеху поиску удовольствия и избегания боли.
Узнать насколько гнев разрушителен и опасен, возможно, оценив гнев в определенной адекватности сложившейся ситуации.
Д.Уотсон считал гнев врожденной реакцией на препятствия и ограничения на пути реализации побуждения как условие возникновения провоцирования агрессивного поведения.
«Л.Берковиц (Berkwitz,1990) после многих лет исследования проблем гнева пришел к выводу, что раздражающая стимуляция сама по себе служит источником гнева. Он доказывает, что воздействие на человека неприятных событий (высокая или низкая температура, скверные запахи, постоянно повторяющиеся грязные, непристойные сцены) вызывают у человека неприятные ощущения, или негативный аффект, который является непосредственным активатором гнева. Оспаривая когнитивные теории эмоциональной активации, Берковиц приводит данные о том, что эмоция гнева может быть активирована непосредственно, лишь с помощью раздражающей стимуляции и негативного эффекта, без предшествующих оценочных или атрибутивных процессов. Только затем, будучи активированной, она подкрепляется когнитивными процессами. Так, например, вы вряд ли погрузитесь в пучины гнева, если вам будет раздражать жара, но вам вовремя скажут, что вы сможете окунуться в прохладную воду. Такой же эффект может произвести обещание скорого избавления от боли. Берковиц разработал свою теорию когнитивно-ассиционистской модели, которая предполагает, что гнев при помощи сети ассоциаций связываются с определенными мыслями и воспоминаниями ( например, с агрессивными планами и фантазиями) , а также с моторными и физиологическими реакциями. Активация любого из компонентов этой ассоциативной сети, включающий в себя негативный аспект, гневные чувства, мысли, воспоминания, вызывает активацию всех других компонентов. Так же отмечалось, даже некогнитивно активированный (например, болью) гнев может быть умерен последующими процессами когнитивной оценки и атрибуции»[c.242. Кэрол Э. Изард. Психология эмоций]. Источником гнева также может стать мысль о допущенной ошибке, несправедливости или незаслуженной обиде. …Хроническая боль может привести к страху и тревоге, а так же к печали и депрессии. Но гнев иногда выполняет адаптационные функции и ослабляет страх и придает силы и решимость («волю»). Чувство вины иногда смягчает проявление негативных эмоций гнева и помогает преодолеть ужас.
Гнев, как и любая другая эмоция, может активироваться: 1) действиями, 2) мыслями и 3) чувствами. В качестве предпосылок гнева люди чаще всего называют глупые, необдуманные действия, социально не одобряемые действия, причиняющие вред окружающим, а также действия, совершенные под влияние других людей. заметьте, что некоторые из этих действий (например, глупые действия) заставляют человека испытывать гнев по отношению к самому себе, тогда как другие активируют гнев, направленный во вне.
Из мыслей , которые могут вызвать у человека гнев, являются чаще всего мысли о допущенной несправедливости, ошибке, обмане, не удаче, разочаровании и мысли о том, что люди не любят или осуждают тебя (стыд)[с.243-248., там же].
Гнев является эмоциональной составляющей враждебности и агрессии.
Чарльз Спилберг с коллегами считают необходимым говорить о синдроме ВАГ (Враждебность-Агрессия- Гнев), ибо враждебность как личностная черта представляет набор склонностей, который мотивирует агрессивное поведение и служит основой и предпосылкой гнева.
Психологи различают гнев как кратковременное состояние и гневливость как склонность к гневу. Гнев как состояниескладывается из субъективных переживаний, изменяющихся по интенсивности от слабого раздражения до интенсивной ярости тили бешенства, состояние сопровождающееся возбуждением автономной нервной системы.
Гнев как черта темперамента, определяется в терминах частоты переживания гнева в течении времени. Люди с гневливостью воспринимают большой круг ситуаций как провоцирующие гнев (раздражающие, досаждающие, фрустрирующие). Таких людей чаще называю «горячая голова» и они испытывают гнев-темперамент. Есть же люди которые подавляют свой гнев и он остается у них внутри (внутренний гнев), это значит, что среди людей по гневным реакциям есть различия: т.е. «внешне-гневливые», а другие «внутренне гневливые». Внешне гневливые (хлопают дверьми и косвенно критикуют плоть до физических атак). А люди внутренне гневливые подавляют свой гнев сталкиваясь с несправедливостью или препятствиями (в осознанном подавляемом гневе). Такие люди могут внешне оставаться хладнокровными.
Многие люди могут ощущать себя в гневе, ощущать себя как при вербальном выражении гнева, ощущать себя как при физическом выражении гнева[с 167-173, Г.Бреслав. Психология эмоций].

Гнев получает негативный акцент частично потому, что часто ошибочно ассоциируется с насилием. «На самом деле, многие агрессивные действия происходят без какого-либо гнева», — отмечает Говард Кассинове, доктор философии, соавтор книги Р. Чипа Тафрета, PhD, «Anger Management : Полное руководство по лечению для практики »(Impact, 2002).
Но ряд исследований показывает, что в тех местах, где обычно разыгрывается гнев — особенно на внутреннем фронте — часто бывает полезен.«Когда вы смотрите на повседневные эпизоды гнева, а не на более драматические, результаты обычно позитивны», — говорит Джеймс Аверилл, доктор философии, психолог из Массачусетского университета в Амхерсте, чьи исследования повседневного гнева в 1980-х годах обнаружили, что сердитые эпизоды помогли укрепить отношения примерно в половине случаев, согласно образцу сообщества.
Гнев в этой связи оказывается эмоцией социального конфликта и служит составляющей всех состояний человека. Интересно что главным разрушительными силами социальных отношений является не гнев, а выражения презрения, частые жалобы, оборонительная позиция, уход (отстраненность) а также упрямство. Гнев может быть выражением индивидуальности и не обязательно вредит взаимоотношениям.

Что делать, если гнев разрушает нас?
Некоторые психологи считают, что надо создать ситуацию. которая помогла бы выпустить эту мощную энергию. Поможет любая физическая нагрузка, одновременно проговаривая свои чувства в слух(вербализация горлового блока). «Рви, кричи, ругайся на своего обидчика в вымышленной ситуации». Потому, что для нашей психики всё равно – поисходит ли всё в реальности или в вымышленной ситуации.

Гневе как в таковом нет ничего плохого. Гнев часть нашей жизни; он приходит и уходит. Но когда ты его подавляешь, это становится проблемой. Ты продолжаешь его накапливать.Тогда это уже не вопрос прихода и ухода; гнев становится твоим существом; ты не просто злишься; ты готов сорваться в любую минуту. Ты совершаешь поступки, о которых потом скажешь: «Я не был похож на самого себя». Подавленный гнев превращается во временное помешательство. Ты не контролируешь себя, тебя захлёстывает гнев. Это выше тебя — ты чувствуешь себя беспомощным, ты ничего не можешь сделать, гнев вырывается наружу. Хотя такой человек может быть не рассержен, он живёт в гневе. Человечество на Земле делится на два вида. Первый, грустный выглядит очень поникшим. Другой, гневный тип кипит злобой. Этот тип готов взорваться по любому поводу. Гнев — активная печаль; печаль — пассивный гнев. Это два аспекта одного и того же (с.118).
Печальные люди, совершенно беспомощны. Они не могут найти, на кого выплеснуть гнев. Выше по лестнице жизни люди гневные. Чем дальше — тем больше. И наоборот. Ниже по лестнице люди печальнее. Гнев и грусть — два аспекта одной и той же подавленной энергии. Люди, которые гневаются и забываю об этом в следующий момент — хорошие люди. Они энергичные, любящие, дружественные, сострадательные. Людей, которые постоянно сдерживают свои эмоции, контролируют себя, хорошими назвать трудно. Они стараются показать, что они лучше, чем они есть. Но в глазах у них — гнев. Он — в их лицах, в каждом их жесте — в их разговорах, их поведении, их походке. Они кипят злобой. Они готовы взорваться в любой момент. Они убийцы, преступники, настоящие злодеи.
Человек, который живёт настоящим моментом, гневается радуется, грустит. Он не носит всего в себе. Человек, который контролирует себя и не позволяет проявиться эмоциям. опасен. Он не будет злится, если ты его оскорбишь; он сможет сдержаться. Скоро он накопит столько гнева, что сделает что-то по-настоящему плохое. Ошо пишет, что он не против гнева, а он против накопления гнева. Реакция, которая тянется из прошлого, это болезнь.

источник