Меню Рубрики

Сестринская помощь при абсцессе легких

Этиология и патогенез острого (простого) абсцесса легких. Основные причины острых легочных нагноений. Клиническая картина и диагностика заболевания. Цели и план сестринских вмешательств при абсцессе легких. Методы лечения гнойных полостей в легких.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

2. Клиническая картина, диагностика

4. Сестринский процесс при абсцессе легких

абсцесс легкие лечение диагностика

Острые абсцессы (простой, гангренозный) и гангрена легких относятся к группе гнойно-деструктивных поражений этого органа и первоначально проявляются возникновение некроза легочной паренхимы. В последующем, в зависимости от резистентности организма больного, вида микробной флоры и соотношения альтеративно-пролиферативных процессов, происходит или секвестрация и отграничение некротических участков, или прогрессирующее гнойно-гнилостное расплавление окружающих тканей и развивается та или иная форма острого нагноения легких.

Патологический процесс в легких при этом характеризуется динамизмом и одна форма течения заболевания может переходит в другую.

Под острым (простым) абсцессом легких понимают гнойное или гнилостное расплавление некротических участков легочной ткани, чаще всего в пределах одного сегмента с формированием одной или нескольких полостей, заполненных гноем и окруженных перифокальной воспалительной инфильтрацией легочной ткани. Гнойная полость в легком при этом чаще всего отграничена от непораженных участков пиогенной капсулой.

Гангрена легкого — это гнойно-гнилостный распад некротизированной доли или всего легкого, не отделенный от окружающей ткани ограничительной капсулой и имеющий склонность к прогрессированию, что обычно обусловливает крайне тяжелое общее состояние больного.

Острые легочные нагноения чаще возникают в зрелом возрасте, преимущественно у мужчин, которые болею в 3-4 раза чаще, чем женщины, что объясняется злоупотреблением алкоголем, курением, большей подверженностью к переохлаждениям, а также профессиональным вредностям. В 60% поражается правое легкое, в 34% — левое и в 6% поражение оказывается двусторонним. Большая частота поражения правого легкого обусловлена особенностями его строения: широкий правый главный бронх является как бы продолжением трахеи, что способствует попаданию в правое легкое инфицированного материала.

Среди штаммов стафилококка при острых нагноениях легких наиболее часто обнаруживают гемолитический и золотистый стафилококк, а из грамотрицательной флоры — Klebsiella, E.Coli, Proteus, Pseudomonas aerugenosa. Из анаэробных микроорганизмов нередко обнаруживаются Bacteroids melaningenicus, Bac. Fragilis, Fusobacterium nuсleatum.

В зависимости от путей проникновения микробной флоры в паренхиму легкого и причины, с которой связывают начало воспалительного процесса, абсцессы и гангрены легких делят на бронхогенные (аспирационные, постпневмонические и обтурационные), гематогенно-эмболические и травматические. Однако во всех случаях возникновение заболевания определяется сочетанием и взаимодействием трех факторов:

1.Острым инфекционным воспалительным процессом в легочной паренхиме;

2.Нарушениями кровоснабжения и некрозом легочной ткани;

3.Нарушениями проходимости бронхов в зоне воспаления и некроза.

Обычно один их этих факторов лежит в основе начала патологического процесса, но для его дальнейшего развития необходимо присоединение двух других. Все указанные факторы непрерывно взаимодействуют, наслаиваясь один на другой в различной последовательности, так что вскоре после начала заболевания бывает трудно определить, какой из них играл роль пускового.

Основным механизмом развития патологического процесса в большинстве случаев острых абсцессов и гангрен легких является аспирационный. Предшествующие острому нагноению легких пневмонии также чаще всего носят аспирационный характер, то есть развиваются вследствие аспирации инородных тел, инфицированного содержимого полости рта, носоглотки, а также пищевода и желудка в трахеобронхиальное дерево. Для возникновения заболевания необходима не только аспирация инфицированного материала, но и стойкая фиксация его в бронхах в условиях снижения или отсутствия их очистительной функции и кашлевого рефлекса, являющихся важнейшим защитным механизмом. Длительная обтурация просвета бронха приводит к ателектазу, в зоне которого создаются благоприятные условия для жизнедеятельности микроорганизмов, развития воспаления, некроза и последующего расплавления соответствующего участка легкого.

Этому способствуют состояния организма, значительно снижающие уровень сознания и рефлексов: острая и хроническая алкогольная интоксикация, наркоз, травма черепа и головного мозга, коматозные состояния, кранио-васкулярные расстройства, а также дисфагия при заболеваниях пищевода и желудка.

Острый абсцесс или гангрена, развившиеся как следствие гематогенного заноса микробной флоры в легкие, называются гематогенно-эмболическими и встречаются в 1.4-9%. Легочные нагноения развиваются значительно чаще, если инфаркт вызывается инфицированием эмболом.

Благоприятный фоном, на котором значительно чаще развиваются острые абсцессы и гангрена, являются хронические заболевания органов дыхания (бронхит, эмфизема, пневмосклероз, бронхиальная астма, хроническая пневмония), системные заболевания (пороки сердца, болезни крови, сахарный диабет), а также пожилой возраст.

Классификация инфекционных деструкций

По этиологии — в зависимости от вида инфекционного возбудителя.

По патогенезу — 1) бронхолегочные (в том числе аспирационные);

2) гематогенные; 3) травматические.

По клинико-морфологической форме: 1) абсцессы гнойные; 2) абсцессы гангренозные; 3) гангрена легкого.

По распространенности: единичные, множественные, односторонние, двусторонние.

По тяжести течения: 1) легкое течение; 2)течение средней тяжести;

По наличию осложнений: неосложненные; осложненные (легочное кровотечение, бактериемический шок, пио-пневмоторакс, эмпиема плевры, сепсис.)

2. Клиническая картина, диагностика

Заболевание начинается внезапно: на фоне полного благополучия возникают озноб, повышение температуры тела до 38-39 С, недомогание, тупые боли в грудной клетке. Часто больной точно называет дату и даже часы, когда появились признаки заболевания.

Состояние больного сразу становится тяжелым. Определяются тахикардия и тахипноэ, гиперемия кожных покровов лица. Вскоре может появиться сухой, реже влажный кашель.

Другие объективные признаки болезни в первые дни обычно отсутствуют. Они появляются лишь при вовлечении в процесс двух и более сегментов легких: укорочение перкуторного звука над зоной поражения легкого, ослабление дыхательных шумов и крепитирующие хрипы.

В анализах крови появляются нейтрофильный лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево и увеличение СОЭ.

На рентгенограммах в начальной фазе заболевания определяется воспалительная инфильтрация легочной ткани без четких границ, интенсивность и распространенность которой в последующем могут нарастать.

Заболевание в этот период чаще всего трактуется, как пневмония или грипп, поскольку еще не имеет специфических черт. Нередко высказывается предположение о туберкулезе.

Очень важным ранним симптомом формирования легочного гнойника служит появление запаха изо рта при дыхании.

Сформировавшийся в легком, но еще не дренирующийся абсцесс проявляется признаками тяжелой гнойной интоксикации: нарастающей слабостью, потливостью, отсутствием аппетита, снижением массы тела, появлением и нарастанием анемии, увеличением лейкоцитоза и сдвигом лейкоцитарной формулы, тахикардией, высокой температурой.

Вследствие вовлечения в воспалительный процесс плевральных листков значительно усиливаются болевые ощущения, особенно при глубоком дыхании. В типичных случаях первая фаза гнойно-некротического расплавления легкого продолжается 6-8 дней, а затем происходит прорыв гнойника в бронхи.

С этого момента условно можно выделить вторую фазу — фазу открытого легочного гнойника. Ведущим клиническим симптомом этого периода является выделение гнойной или гнилостной мокроты, которая может содержать примесь крови. В случаях формирования большого гнойно-деструктивного очага одномоментно может выделиться до 400-500 мл мокроты и даже больше. Нередко количество мокроты постепенно уменьшается, что связано с воспалительным отеком слизистой дренирующих абсцесс бронхов и их обтурацией густым гноем и детритом. По мере восстановления проходимости бронхов количество гнойного отделяемого увеличивается и может достигать 1000-1500 мл в сутки. При отстаивании в сосуде мокрота разделяется на три слоя. На дне скапливается густо детрит, над ним — слой мутной жидкости (гной) и на поверхности располагается пенистая слизь. В мокроте можно видеть мелкие легочные секвестры, а при микроскопическом исследовании обнаруживаются в большом количестве лейкоциты, эластические волокна, холестерин, жирные кислоты и разнообразная микрофлора.

После того, как абсцесс начал опорожняться через дренирующий бронх, состояние больного улучшается: снижается температура тела, появляется аппетит, уменьшается лейкоцитоз. Изменяются физикальные данные: уменьшается область укорочения перкуторного звука, появляются симптомы наличия полости в легком. При рентгенологическом исследовании в эти сроки на фоне воспалительной инфильтрации легочной ткани обычно четко видна полость абсцесса с горизонтальным уровнем жидкости. Дальнейшее течение заболевания определяется условиями дренирования легочного гнойника. При достаточном дренировании количество гнойной мокроты постепенно уменьшается, она становится вначале слизисто-гнойной, затем слизистой. При благоприятном течении заболевания, спустя неделю с момента вскрытия абсцесса, выделение мокроты может прекратиться совсем, но такой исход наблюдается редко. Уменьшение количества мокроты с одновременным повышением температуры и появлением признаков интоксикации свидетельствует об ухудшении бронхиального дренажа, образовании секвестров и скоплении гнойного содержимого в полости распада легкого, определяемой рентгенологически. Процесс переходит в хронический.

Основу лечения составляют мероприятия, способствующие полному и по возможности постоянному дренированию гнойных полостей в легких. После спонтанного вскрытия абсцесса в просвет бронха наиболее простым и эффективным методом дренирования является постуральный дренаж. Отек слизистой оболочки бронхов можно уменьшить путем местного применения бронхолитиков (эфедрин, новодрин, нафтизин) и антибиотиков (морфоциклин, мономицин, ристомицин и др.) в виде аэрозолей. Весьма эффективным, способствующим восстановлению бронхиальной проходимости, является введение лекарственных препаратов с помощью тонкого резинового катетера, проводимого в трахею через нижний носовой ход.

Всем больных острыми абсцессами и гангреной легких показана бронхоскопическая санация трахеобронхиального дерева.

Если с помощью перечисленных методов не удается добиться восстановления бронхиальной проходимости и опорожнения гнойника естественным путем через бронхи, лечебная тактика меняется. В таких случаях необходимо стремиться опорожнить гнойник через грудную стенку. Для этого под местной анестезией осуществляют или повторные пункции полости абсцесса толстой иглой, или постоянное дренирование с помощью катетера, проведенного через троакар (торакоцентез). Установленный в полости абсцесса дренаж подшивают к коже, подключают к вакуумному аппарату и производят периодические промывания абсцесса антисептическими растворами и антибиотиками. У подавляющего большинства больных острыми абсцессами легких с помощью этих способов можно добиться полного опорожнения гнойника. Если это все же не удается, возникает необходимость в оперативном лечении.

Из оперативных методов наиболее простым является пневмотомия, которая показана при безуспешности других способов опорожнения абсцесса от гнойно-некротического содержимого.

Показаниями к хирургическому вмешательству служат осложнения острых абсцессов: кровотечение, пио-пневмоторакс, эмпиема плевры, а также подозрение на опухоль.

Хирургическое вмешательство показано в тех случаях, когда при наличии рентгенологически определяемой полости клинические проявления (постоянный кашель с гнойной мокротой, кровохарканье, лихорадка) сохраняются 1—2 мес после ликвидации острого периода, а также неэффективность консервативного лечения в первые 10 дней при гангрене легкого.

Существование хронического нагноительного процесса в легких таит в себе реальную опасность дальнейшего прогрессирования заболевания с вовлечением в патологический процесс все новых участков легочной ткани, а также возможность возникновения тяжелых и опасных для жизни осложнений (кровотечений, септикопиемий и др.), развитие необратимых изменений сердечно-сосудистой, дыхательной систем и внутренних органов, при которых неблагоприятный исход предрешен вне зависимости от метода лечения.

Поэтому общепризнанно, что полное и стойкое излечение может быть достигнуто только удалением пораженной части или всего легкого. Вначале больные хроническими абсцессами легких, как правило, нуждаются в интенсивном консервативном лечении, которое является и подготовкой к радикальному оперативному вмешательству. Основные задачи такого лечения состоят в следующем: 1) уменьшение гнойной интоксикации и ликвидация обострения воспалительного процесса в легких; 2) коррекция нарушенных патологическим процессом функций систем дыхания и кровообращения, устранение белковых, волемических, электролитных нарушений и анемии; 3) повышение общей иммунологической сопротивляемости организма. Основное внимание при этом необходимо уделять комплексной санации трахеобронхиального дерева путем максимально полного и по возможности постоянного оттока гноя из полостей деструкции.

В период предоперационной подготовки необходимо вливание антисептических растворов, 1% раствора хлористого кальция, белковых препаратов, 5 — 10% растворов глюкозы, электролитов, плазмы и крови для ликвидации интоксикаций и нарушений электролитного, кислотно-основного, белкового, энергетического баланса, анемии.

Для борьбы с гипоксией широко применяется гипербарическая оксигенация. Подготовка больных к резекции легких осуществляется в среднем в течение 23 недель, когда в большинстве случаев удается добиться существенного улучшения общего состояния и тем самым значительно уменьшить риск операции. Чаще всего прибегают к удалению доли легкого, однако из-за распространенности нагноительного процесса нередко оказывается необходимой пневмонэктомия. Вследствие выраженного спаечного процесса в плевральной полости в техническом отношении эта операция сложнее, чем у больных острыми нагноениями легких. Осложнения после резекций легких по поводу хронических абсцессов (легочно-сердечная недостаточность, эмпиема плевры и бронхиальные свищи, кровотечения) наблюдаются часто и являются основной причиной летальных исходов, частота которых составляет 10-15%. Больные, перенесшие резекции легких, нуждаются в реабилитационных мероприятиях.

Профилактика хронических абсцессов должна заключаться в своевременном лечении острых абсцессов легких в условиях специализированных стационаров, а также квалифицированном диспансерном наблюдении за выписавшимися с сухими остаточными полостями в легких.

4. Сестринский процесс при абсцессе легких

Медицинская сестра выявляет жалобы и проблемы пациента. Она характеризует каждую жалобу. Если пациент жалуется на влажный кашель, выясняется количество и качество мокроты, время наиболее интенсивного отхождения, суточное количество мокроты и т.д. При кровохарканьи важно выяснить цвет и количество крови, связь с кашлем, время появления.

Особое внимание уделяется лихорадке, которая не всегда регистрируется. Необходимо определить характер лихорадки, суточные размахи температуры, ознобы, жар, влажность кожи и др.

При осмотре медицинская сестра обращает внимание на цвет кожных покровов, форму пальцев и ногтей, грудной клетки, характер дыхания, подвижность грудной клетки. Она считает ЧДД в 1 минуту, пульс, измеряет АД и температуру тела.

По данным сестринского обследования медицинская сестра определяет проблемы пациента.

· высокая лихорадка; отделение мокроты полным ртом;

· кашель; затрудненное дыхание;

· тупые боли за грудиной при дыхании;

· дефицит информированности о заболеваниях.

· нарушение потребности дышать — продуктивный кашель с отделением большого количества мокроты при вскрытии абсцесса;

· кровохарканье вследствие нарушения целостности сосудистой стенки бронха или в зоне абсцесса (гангрены);

· лихорадка гектического типа до вскрытия абсцесса;

· чувство стеснения, неловкости из-за неприятного запаха мокроты и при дыхании (сдерживает кашель).

Очень важно обеспечить пациенту приток свежего воздуха, еду с повышенным содержанием белков, микроэлементов, витаминов.

Медсестра должна помнить, что мокроту необходимо собирать в банку с крышкой (возможен неприятный, а при гангрене — нестерпимый запах). Головной конец кровати должен быть опущен (улучшение дренажа бронхов). Необходимо постоянное наблюдение за пациентом, особенно ночью, чтобы дыхание не нарушалось мокротой (голова пациента должна быть повернута в сторону).

После стихания воспалительного процесса показано санаторно-курортное лечение в регионах с теплым, сухим климатом.

Медицинская сестра постоянно контролирует общее состояние и симптомы пациента, оценивает результат сестринских вмешательств, корректирует вмешательства в соответствии с изменившимся статусом.

При необходимости она выполняет ингаляции кислорода, активизирует двигательный режим, при разрешении воспалительного процесса — массаж грудной клетки, физиопроцедуры, калорийное, витаминизированное питание.

Общее состояние таких больных обычно тяжелое, они нуждаются в покое,

в борьбе с анемией и в восстановлении нарушенных функций жизненно важных органов.

Медицинская сестра должна знать признаки острой дыхательной недостаточности и уметь оказать помощь в этом случае.

Важно наблюдать за состоянием больного, если поставлены дренажные трубки, необходимо следить за характером и количеством отделяемого по ним, герметичности дренажной системы и повязки (наклейки), не давать ей соскальзывать и обнажать послеоперационный шов.

Цели сестринских вмешательств

План сестринских вмешательств

1.Поместить пациента в теплую, хорошо
проветриваемую палату,

2.Придать пациенту в постели удобное положение.

3.Обучить пациента позиционному положению
(положению Квинке):

— объяснить суть и цель положения;

заполнить плевательницу 5% раствором хлорамина
или другого дезсредства на 1/3 объема;

*приподнять ножной конец кровати на 20—30″ выше
уровня пола;

*пациенту поворачивать туловище вокруг своей оси,
задержавшись в положении, при котором появляется
кашель;

Читайте также:  Абсцесс у кошек передается человеку

*мокроту откашливать в плевательницу;

*повороты повторять 3—4 раза каждые 15 минут в
течение часа / утром, в обеденное время и вечером.
4 Для облегчения отделения мокроты медсестра по
назначению врача подает муколитические средства
(мукалтин, амброксол, ацетилцистеин) и
отхаркивающие средства (бромгексин, настойка травы
термопсиса).

Примечание: перед подачей мукалтина таблетку

предварительно растворить в 1/3 стакана воды

. Амброксол — лучше через небулайзер

1. Создать пациенту возвышенное положение в
постели.

2. Обучить пациента пользоваться плевательницей и
заполнять ее дезраствором.

3. Запретить интенсивные физические движения и
прием горячей пищи.

4. До прихода врача приготовить гемостатические
лекарственные средства: этамзилат, викасол, кальция
хлорид, адроксон, аминокапроновую кислоту.

5. Выполнять влажное обтирание кожи

Пациент поборет собственную стеснительность и будет спокоен

Комфортное состояние пациента обеспечится вмешательством медсестры:

1) повторные доверительные беседы с пациентом о
временных неудобствах;

2) вывести пациента в отдельную палату или за ширму;

3) часто менять в плевательнице дезодорирующие
растворы;

4) обеспечить регулярное проветривание палаты;

5) по назначению врача подавать пациенту легкие
седативные средства (драже валерианы, назепам
и др.)

При инфицировании послеоперационной раны кровотечение обуславливается гнойным расплавлением крупных сосудов. Если рана зашита наглухо, то изливающаяся из сосуда кровь скапливается в тканях, образуется припухлость, область разреза увеличивается в объеме, деформируется, кожа может изменить окраску и т.д. Ухаживающий персонал обязан первым заметить начинающееся нагноение раны. Больной в таких случаях обычно жалуется на появление пульсирующей боли в ране. Отмечается повышение температуры тела, в области раны появляется припухлость, покраснение кожных покровов и др.

Нарушения функций сердечно-сосудистой системы и анемия, вызванные кровопотерей, нередко отмечаются у таких больных, они могут привести к снижению артериального давления, включая острое (коллапс) Важной заботой ухаживающего за больным предупредить эту возможность.

Помимо общих правил содержания постели и белья, необходимо помнить о периодическом изменении положения больного с тем, чтобы одни и те же места тела не подвергались длительному сдавливанию, особенно у истощенных больных.

Особенности ухода за такими больными определяются прежде всего тем, что функции органов и систем этих больных претерпевают изменения из-за заболевания, обезболивания и операции.

Также возможны развитие различных состояний, угрожающих жизни пациента. У таких больных возможно ухудшение состояния.

Важны нюансы: динамическое наблюдение за состоянием больного и регулярный рентгенологический контроль.

Профилактика гнойных заболеваний заключается в своевременной терапии острых и обострений легочных пневмоний.

Очень важно правильное лечение стафилококковых пневмонии, которые встречаются в основном в периоды эпидемий гриппа.

Недопустима аспирация рвотных масс (при наркозе) — борьба с алкоголизмом, уход за больными, находящимися в коматозном состоянии.

Значительную роль в профилактике инфекционных деструкции играет своевременная санация очагов хронической инфекции носоглотки, полости рта, борьба с курением.

Имеют значение закаливание, исключение производственных вредностей, профилактические меры по укреплению сопротивляемости организма в осенне-весенний период.

1. Давлицарова К.Е. Основы ухода за больными. Первая медицинская помощь: Учебное пособие.- М.: Форум: Инфа — М, 2004.-384с.

2. Колесников И.С., Вихриев Б.С. Абсцессы легких. — М.: Медицина,1997 — 34с.

3. Основы сестринского дела: Учебное пособие / Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. — М.: Медицина, 2001.-196с.

4. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии. — Ростов н/Д : Феникс, 2007 — 133с.

5. Справочник врача общей практики. В 2-х томах. / Под ред. Воробьева Н.С. -М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 340с.

Место острого бронхита, острых воспалительных (пневмонии), деструктивных (абсцесс, гангрена) заболевания легких среди заболеваний органов дыхания. Этиология и патогенез, возбудители болезней легких, их механизм развития, легочные и внелегочные осложнения.

презентация [295,2 K], добавлен 19.07.2016

Морфологические изменения при острых инфекционных деструкциях легких. Клиническая картина абсцессов и гангрены легких. Типичные клинические признаки острого легочного нагноения. Диагностика инфекционных деструкций, применение компьютерной томографии.

реферат [30,3 K], добавлен 28.03.2010

Рак легких как вид злокачественных опухолей тканей бронхов или легких: предшествующие хронические воспалительные процессы, курение и асбестовое производство как основные его причины. Симптомы и типы рака легких, диагностика и профилактика заболевания.

презентация [668,6 K], добавлен 23.03.2016

Методы хирургического лечения острых инфекционных деструкций легких. Дренирующие операции: трансторакальное дренирование, пневмотомия. Торакостомия (фенестрация грудной стенки). Перевязка легочной артерии. Резекция легких, техника выполнения операции.

реферат [34,0 K], добавлен 28.03.2010

Этиология и патогенез абсцесса легких и эмпиема плевры. Симптоматика, клиническое течение и признаки заболеваний. Их дифференциальная диагностика. Возможные осложнения и противопоказания. Тактика и выбор лечения. Показания к оперативному вмешательству.

презентация [1,7 M], добавлен 19.11.2014

Этиология и патогенез нагноительных заболеваний легких. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Бронхоэктатическая болезнь: понятие, фазы, осложнения. Инструментальная и дифференциальная диагностика заболеваний легких.

презентация [553,2 K], добавлен 22.12.2013

Развитие хронических неспецифических заболеваний легких на фоне туберкулезного процесса. Анализ особенностей протекания хронического бронхита, пневмонии, бронхиальной астмы, абсцесса легких. Морфологические проявления посттуберкулезного синдрома в легких.

презентация [328,2 K], добавлен 02.02.2015

Классификация эмфиземы легких. Симптомы и течение заболевания. Патологоанатомическая картина и клинические проявления. Этиология и патогенез. Значение хронического бронхита. Рентгенологическая семиотика эмфиземы легких. Нормальный ацинус и альвеола.

презентация [2,8 M], добавлен 12.12.2013

Причины отека легких. Движение жидкости из сосудистого русла к альвеолам. Факторы, способствующие облегчению лимфооттока. Клиническая картина и рентгенографические признаки отека легких. Первоочередные меры терапии и способы уменьшения застоя в легких.

презентация [2,2 M], добавлен 19.05.2015

Анализ заболевания раком легкого: этиология, патогенез, клиническая картина, психологические особенности. Специфика лечения и осложнения заболевания. Практическое исследование особенностей сестринского процесса при уходе за больными с раком легкого.

курсовая работа [188,7 K], добавлен 18.06.2015

источник

Особенности сестринского ухода.

— Рекомендации по питанию и контроль соблюдения диеты.

— Обработка полости рта пациента антисептиками

— Помочь пациенту придать дренажное положение, и обучить пациента и его родственников правилам применения постурального дренажа.

— Проветривание помещения, в котором находится пациент, а при необходимости дать кислород

— Систематическая влажная уборка помещения, в котором находится пациент

— Контроль за температурой тела, ЧДД, частотой пульса, А/Д

— Помощь при лихорадке по стадиям

— Обеспечить пациента плевательницей и научить ею пользоваться.

— Обучить пациента и его родственников обрабатывать плевательницу

— Наблюдать за количеством и характером выделяемой мокроты

— Обучить пациента сбору мокроты на исследования

— Подготовить пациента к врачебно-диагностическим исследованиям:

— Выполнять назначения врача по введению лекарственных веществ

— Обеспечить инфекционную безопасность пациенту.

Абсцесс лёгкого — гнойное расплавление легочной ткани с образованием одной или нескольких отграниченных полостей, заполненных гноем и окруженных воспалительным валиком (инфильтратом).

Заболевание может протекать в острой или хронической форме

— пневмонии (аспирационная, бактериальная)

Способствующие факторы:

Клинические проявления:

В клиническом течении абсцесса лёгкого различают 2 фазы.

1 фазаФормирование абсцесса – в этот период наблюдаются следующие симптомы:

— кашель со скудной мокротой

При клиническом исследовании крови пациента в этой фазе определяется

нейтрофильный лейкоцитоз 15-20·109/л

При рентгенологическом исследовании легких – крупноочаговое затемнение с неровными краями

2 фаза – Прорыв гнойника в бронх.

У пациента отмечается улучшение самочувствия, снижение температуры тела.

Появление обильного отделения гнойной мокроты (трехслойной) от 200-300 мл до 1-2 литров

В клиническом анализе крови – динамическое улучшение показателей (лейкоцитов, СОЭ)

На рентгенограмме легких – просветление с уровнем жидкости

При хронизации процесса у пациентов отмечается:

— пальцы приобретают вид барабанных палочек, а ногти — в виде часовых стекол

Осложнения абсцесса легкого:

— прорыв гнойника в плевральную полость – эмпиема плевры

— метастазы абсцессов в мозг, печень, селезенку и другие органы

Обязательная госпитализация пациентов при тяжёлом течении в ОРИТ

Питание с достаточным количеством белком и витаминов

— антибактериальные препараты: парентеральное и эндобронхиальное введение антибиотиков (пенициллин, гентамицин) в больших дозах.

— эндобронхиальное введение протеолитических ферментов

— дезинтоксикационная терапия: внутривенное введение инфузионных сред (гемодез, полидез и т.д.)

Дренажное положение, в зависимости от локализации абсцесса.

Санаторно-курортное лечение в при стихании процесса

Хирургическое лечение- резекция части легкого при отсутствии эффекта от консервативного лечения в течение 1-2-х месяцев или при осложнениях: эмпиема плевры, легочное кровотечение.

Возможные проблемы пациента, связанные с нарушением удовлетворения основных потребностей дышать, поддерживать температуру, избегать опасности:

— выделение большого количества мокроты

— озноб или чувство жара (повышение температуры тела),

— страх перед исследованием и т.д.

— Контроль соблюдения режима, рекомендованного врачом

— Рекомендации по питьевому режиму: обильное питье: клюквенный морс, соки, чай.

— Проветривание и влажная уборка помещения, где находится пациент

— Контроль температуры тела (при лихорадке каждые два часа), артериального давления, частоты пульса, дыхательных движений, кашля, характера мокроты, цвета кожи и слизистых.

— Следить за водным балансом.

— Смена нательного, постельного белья.

— При выраженном сухом кашле увлажнение воздуха помещения, где находится пациент

— Придать пациенту дренажное положение в зависимости от локализации абсцесса:

— Выполнять назначения врача по антибиотикотерапии,

— Подготовка пациента к сбору мокроты

— Подготовка пациента к инструментальным методам исследования и лечения

— Осуществлять инфекционную безопасность пациента

Дата добавления: 2013-12-14 ; Просмотров: 3393 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Легочное нагноегние — группа заболеваний, в основе которых — гнойный воспалительных процесс в легких.

В эту группу входят 2 заболевания:

1) абсецесс легкого
2) бронхоктатическая болезнь

Острое легочное нагноение, при котором происходит распад легочной паренхимы и образование на этом месте гнойника, окруженного капсулой.

Коротко — отграниченный очаг гнойного воспаления.

Болезнь очень часто является осложнением других заболеваний. Для возникновения абсцесса необходимо несколько условий:

1) попадание в организм гноеродной вирулентной инфекции
2) значительное снижение защитных сил организма
3) нарушение дренажной функции бронхов

В связи с этим болезнь часто развивается на фоне рака легкого, травмы легкого и может быть при аспирации рвотных масс.Редкие причины — осложнения при инфекционном миокардите и сепсисе.

В течении заболевания выделяют 3 стадии:

1) Период формирования гнойника (воздух в полость не попадает) — характерна перемежающаяся лихорадка с обильным потоотделением, а так же симптомы интоксикации.
2) Боль в грудной клетке на стороне поражения.
3) Сухой кашель, не приносящий облегчения.

При осмотре — изменения цвета кожных покровов, для которого характерна бледность (серость), гиперемия щек (цианостичный румянец). При пальпации — тахипноэ (до 30), пульс учащен, но температуре не соответствует. При перкусси над местом скопления гноя — участок притупления. При выслушивании — ослабление везикулярного дыхания.

Продолжительность 1-го периода может занимать 1-2 недели. Переход ко 2 периоду характеризуется следующими проявлениями:
— снижение температуры
— выраженная потливость
— нет улучшения самочувствия
— появление кашля с обильным количеством мокроты гнойного характера (при отстаивании делится на три слоя — гной, обрывки легочной ткани и слизь, пенистая мокрота)
— боли при дыхании не уменьшаются

Кожа бледная, влажная. При пальпации — ЧДД больше нормы. При перкуссии — над местом абсцесса — тимпонит. При выслушивании — звук в конце вдоха (амфорическое дыхание), влажные хрипы.

— анализ крови
— рентген
— томография
— анализ мокроты (2 стадия)

1 период:
— инфекционно-токсическая кома

2 период:
— пипневмоторакс
— легочное кровотечение
— появление новых абсцессов
— переход заболевания в хроническую форму

Независимые с/в:
— удобное положение
— частая смена белья
— обучение гигиене кашля
— отгородить болного ширмой
— полоскание рта
— регулярная влажная уборка и кварцевание
— высококалорийная диета (белок, жидкость, витамины)
— обучение эффективному откашливанию (дренирующий массаж грудной клетки, обильное питье, ЛФК, особое дренажное положение — полость абсцесса выше бронха на 15-20 минут + средства, разжижающие мокроту)

1) раннее начало а/б интротрахеально и в/в (не менее 2-ух курсов)
2) средства, разжижающие мокроту
3) переливание крови и иммуномодуляторы
4) при неэффективности — хирургическое лечение

Заболевание, при котором образуется гнойное всопаление в углублении стенок бронхов. Чаще всего — на фоне хронического бронхита. Реже — на фоне коклюша.

— длительное курение
— плохое лечение хронического бронхита
— контакт с пылью

Бронхоэктазы могут быть целиндрическими, решетчатыми и смешаными.

Зависит от количества и размеров бронхоэктазов. Основным симптомом, свидетельствующим о развитии осложнения на фоне хронического бронхита — кашель с гнойной мокротой, а так же кровохарканье, снижение веса, появляется потливость, субфибрильная температура по вечерам.

Кожные покровы сероватого оттенка и разлитым цианозом. Больной истощен. грудная клетка бочкообразная, пальцы в виде барабанных палочек, огти в виде часовых стекол. При перкуссии — коробочный перкуторный звук. При выслушиевании — мозаичное дыхание (и сухие и влажные хрипы).

— общий анализ крови
— анализ мокроты
— посев мокроты
— бронхоскопия
— бронхография (заполнение контрастом бронхиального дерева)
— МРТ
— томография
— спирометрия

— легочное кровотечение
— абсцесс легкого
— пиопневмоторакс

— щадящий режим (инвалидность)
— при температуре — стационар
— диета выскокалорийная
— обильное питье
— проветривание
— кварцевание
— влажная уборка
— регулярно — отхаркивающие средства
— при обострении — а/б — в/м, в/в, интротрахеально
— оксигемотерапия
— ЛФК, смена положений
— помощь в самоуходе
— при подозрении на легочное кровотечение — уложить больного, вызвать врача, холод на грудь, по назначению — аминокапроновая кислота, Дицинон

— исключение вредных привычек
— эффективное лечение коклюша
— закаливание, физкультура

— регулярное лечение бронхита
— диспансерное наблюдение (5 р/год)
— профилактика а/б

Дата добавления: 2016-10-30 ; просмотров: 967 | Нарушение авторских прав

источник

Абсцесс легких. Определение. Этиология. Предрасполагающие факторы к развитию, клиника, диагностика, принципы лечения, сестринский уход

Абсцесс лёгкого

-гнойное расплавление легочной ткани с образованием отграниченной полости, заполненной гноем.

Этиология:любая микрофлора, чаще стафило-стрепто-пневмококки , кишечная палочка, протеи. Являются осложнением другого заболевания: пневмонии, травмы грудной клетки, обтурации бронха опухолью, инородным телом, аспирации рвотных масс, гнойный метастаз из абсцесса печени и т.д.

Предрасполагающие факторы:курение, дефекты при подаче наркоза, алкоколизм, тяжелые срматические заболевания.

Клиника:1 период- формирование абсцесса

10-12 дней; острое начало, тяжёлое состояние, гектическая лихорадка, озноб, проливной пот, симптомы интоксикации, сильные боли в грудной клетке при дыхании, сухой кашель, жажда, снижение аппетита, слабость, недомогание. Притупление перкуторного звука, ослабление дыхания, влажные хрипы

2 период – после прорыва абсцесса в бронх; внезапным отхождением отхождение гнойной мокроты с гнилостным запахом и примесью крови «полным ртом», количество мокроты может доходить до 500 мл, состояние улучшается, снижается t тела, уменьшается интоксикация. Тимпанический звук, амфорическое дыхание.

Диагностика:ОАК (лейкоцитоз, ускорение СОЭ, анемия, сдвиг формулы влево).

Рентгенография гр.кл, КТ легких. БАК., общий анализ мокроты,

Лечение:1.госпитализация, постельный режим на период лихорадки, диета Б.

2. Массивная АБ- терапия – в/в (цефалексин, абоктал, офлоксацин)

3. Массивная дезинтоксикационная терапия – в/в глюкоза с вит. А, В, С, раствор Рингера, физ р-р

4. Для повышения иммунитета – женьшень, лимонник, прополис

5. Симптоматическое лечение: жаропонижающие, болеутоляющие.

6. Дренирование полости и ее санация с помощью лечебных бронхоскопий, постуральный дренаж.

6. Хирургическое (при наличии осложнений)

Сестринский уход:Точное и тщательное выполнение назначений врача, контроль АД, ЧСС, пульса, проведение оксигенотерапии. Обучение пациента выполнению дренаж положения для лучшего отхождения мокроты, пользованием индивидуальной плеватательницей, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, уход при лихорадке.

Читайте также:  Образование абсцессов в различных органах и тканях характерно для

Атеросклероз. Определение. Этиология. Предрасполагающие факторы к развитию, клиника, диагностика, принципы лечения, сестринский уход.

Атеросклероз-хроническое заболевание артерий крупного и среднего калибра, характеризуется отложением на внутренней оболочке сосудов атерогенных липопротеидов с последующим разрастанием соединительной ткани, образованием бляшек и нарушением нарушением кровообращения.
Факторы риска: дислипидемия, курение, ожирение, метаболический синдром, гиподинамия, злоупотребление алкоголем, СД, наследственность, пол, возраст, стресс, особенности личности, гиперкоагулянтная активность крови, стрессы
Клиника:
Внешние признаки: несоответствие внешнего вида и возраста, раннее поседение волос на голове и грудной кл. у муж., множественные ксантомы; симптом Габриели-обильный рост волос на ушных раковинах, симптом «червячка»-движение склерозированной лучевой артерии под кожей во время ее пункции.
По локализации:
1.Атеросклероз коронарных артерий: стенокардия, ИМ, внезапная коронарная смерть, нарушение сердечного ритма.
2. Аорты: грудной отдел: постоянная, давящая загрудинная боль,иррадиирует в межлопаточное пространство, обе руки, в спину, длится часами, сутками; повышение САД при нормальном ДАД; брюшной отдел: сильные боли в спине, животе, метеоризм, запорыможет пальпироваться пульсирующее образование, грозное осложнение — аневризма аорты.
3. Сосудов ГМ: быстрая утомляемость, рассеянность внимания, снижается память на текущие события, но сохраняется память профессиональная и на отдаленные события, шум, звон в ушах, голове, головокружение, с течением времени-снижается интеллект, тремор, скованность движений, ишемический инсульт.
4. Сосудов нижних конечностей: облитерирующий эндартериит. Зябкость, похолодание нижних кон-тей, утомляемость мышц голени, симптом «перемежающей хромоты»- боль в икроножный мышцах во время ходьбы, в покое проходит, пульс на артериях стопы ослаблен либо отсутствует, кожа на стопах и голенях холодная, сухая, шелушащаяся, с трофическими нарушениями (язвы, гангрена).
5. Мезентериальных сосудов: сильная жгучая боль в животе (эпигастрия, область пупка, тошнота, рвота спустя 30-40 минут после еды от 1 до 3 часов, метеоризм, понос, в кале примесь крови, если нет помощи- некроз кишечника.
6. Почечных артерий: развитие АГ, цилиндры в моче, белок, эритроциты.

Лечение: рациональное низкокалорийное питание, ограничение соли, нормализация АД, массы тела, физическая активность.Медикамент.: л/с тормозящие всасывание холестерина в кишечнике (гуарем, холестерамин), статины (ловастатин, аторвастатин), симптоматическое лечение.

Сестринский уход: своевременно и правильно выполнять назначение врача, контроль за общим состоянием, пульсом, ЧД, АД, массой тела; обеспечивать подготовку к исследованиям; беседы о значении диеты и здорового образа жизни.

источник

4. Сестринский процесс при абсцессе легких

Медицинская сестра выявляет жалобы и проблемы пациента. Она характеризует каждую жалобу. Если пациент жалуется на влажный кашель, выясняется количество и качество мокроты, время наиболее интенсивного отхождения, суточное количество мокроты и т.д. При кровохарканьи важно выяснить цвет и количество крови, связь с кашлем, время появления.

Особое внимание уделяется лихорадке, которая не всегда регистрируется. Необходимо определить характер лихорадки, суточные размахи температуры, ознобы, жар, влажность кожи и др.

При осмотре медицинская сестра обращает внимание на цвет кожных покровов, форму пальцев и ногтей, грудной клетки, характер дыхания, подвижность грудной клетки. Она считает ЧДД в 1 минуту, пульс, измеряет АД и температуру тела.

По данным сестринского обследования медицинская сестра определяет проблемы пациента.

высокая лихорадка; отделение мокроты полным ртом;

кашель; затрудненное дыхание;

тупые боли за грудиной при дыхании;

дефицит информированности о заболеваниях.

нарушение потребности дышать — продуктивный кашель с отделением большого количества мокроты при вскрытии абсцесса;

кровохарканье вследствие нарушения целостности сосудистой стенки бронха или в зоне абсцесса (гангрены);

лихорадка гектического типа до вскрытия абсцесса;

чувство стеснения, неловкости из-за неприятного запаха мокроты и при дыхании (сдерживает кашель).

Очень важно обеспечить пациенту приток свежего воздуха, еду с повышенным содержанием белков, микроэлементов, витаминов.

Медсестра должна помнить, что мокроту необходимо собирать в банку с крышкой (возможен неприятный, а при гангрене — нестерпимый запах). Головной конец кровати должен быть опущен (улучшение дренажа бронхов). Необходимо постоянное наблюдение за пациентом, особенно ночью, чтобы дыхание не нарушалось мокротой (голова пациента должна быть повернута в сторону).

После стихания воспалительного процесса показано санаторно-курортное лечение в регионах с теплым, сухим климатом.

Медицинская сестра постоянно контролирует общее состояние и симптомы пациента, оценивает результат сестринских вмешательств, корректирует вмешательства в соответствии с изменившимся статусом.

При необходимости она выполняет ингаляции кислорода, активизирует двигательный режим, при разрешении воспалительного процесса — массаж грудной клетки, физиопроцедуры, калорийное, витаминизированное питание.

Общее состояние таких больных обычно тяжелое, они нуждаются в покое,

в борьбе с анемией и в восстановлении нарушенных функций жизненно важных органов.

Медицинская сестра должна знать признаки острой дыхательной недостаточности и уметь оказать помощь в этом случае.

Важно наблюдать за состоянием больного, если поставлены дренажные трубки, необходимо следить за характером и количеством отделяемого по ним, герметичности дренажной системы и повязки (наклейки), не давать ей соскальзывать и обнажать послеоперационный шов.

Цели сестринских вмешательств

План сестринских вмешательств

1.Поместить пациента в теплую, хорошо проветриваемую палату,

2.Придать пациенту в постели удобное положение.

3.Обучить пациента позиционному положению (положению Квинке):

— объяснить суть и цель положения;

заполнить плевательницу 5% раствором хлорамина или другого дезсредства на 1/3 объема;

•приподнять ножной конец кровати на 20—30″ выше уровня пола;

•пациенту поворачивать туловище вокруг своей оси, задержавшись в положении, при котором появляется кашель;

•мокроту откашливать в плевательницу;

•повороты повторять 3—4 раза каждые 15 минут в течение часа / утром, в обеденное время и вечером. 4 Для облегчения отделения мокроты медсестра по назначению врача подает муколитические средства (мукалтин, амброксол, ацетилцистеин) и отхаркивающие средства (бромгексин, настойка травы термопсиса).

Примечание: перед подачей мукалтина таблетку

предварительно растворить в 1/3 стакана воды

. Амброксол — лучше через небулайзер

1. Создать пациенту возвышенное положение в постели.

2. Обучить пациента пользоваться плевательницей и заполнять ее дезраствором.

3. Запретить интенсивные физические движения и прием горячей пищи.

4. До прихода врача приготовить гемостатические лекарственные средства: этамзилат, викасол, кальция хлорид, адроксон, аминокапроновую кислоту.

5. Выполнять влажное обтирание кожи

Пациент поборет собственную стеснительность и будет спокоен

Комфортное состояние пациента обеспечится вмешательством медсестры:

1) повторные доверительные беседы с пациентом о временных неудобствах;

2) вывести пациента в отдельную палату или за ширму;

3) часто менять в плевательнице дезодорирующие растворы;

4) обеспечить регулярное проветривание палаты;

5) по назначению врача подавать пациенту легкие седативные средства (драже валерианы, назепам и др.)

При инфицировании послеоперационной раны кровотечение обуславливается гнойным расплавлением крупных сосудов. Если рана зашита наглухо, то изливающаяся из сосуда кровь скапливается в тканях, образуется припухлость, область разреза увеличивается в объеме, деформируется, кожа может изменить окраску и т.д. Ухаживающий персонал обязан первым заметить начинающееся нагноение раны. Больной в таких случаях обычно жалуется на появление пульсирующей боли в ране. Отмечается повышение температуры тела, в области раны появляется припухлость, покраснение кожных покровов и др.

Нарушения функций сердечно-сосудистой системы и анемия, вызванные кровопотерей, нередко отмечаются у таких больных, они могут привести к снижению артериального давления, включая острое (коллапс) Важной заботой ухаживающего за больным предупредить эту возможность.

Помимо общих правил содержания постели и белья, необходимо помнить о периодическом изменении положения больного с тем, чтобы одни и те же места тела не подвергались длительному сдавливанию, особенно у истощенных больных.

источник

Методическая разработка практического занятия №3 «Отработка методов сестринской помощи при бронхитах, пневмонии, бронхоэктатической болезни, абсцессе легкого»
методическая разработка на тему

Методическая разработка практического занятия № 3 посвящена теме: «Отработка методов сестринской помощи при бронхитах, пневмонии, бронхоэктатической болезни, абсцессе легкого».

Изучение этой темы актуально, так как за последние два десятилетия значительно увеличилось количество заболеваний органов дыхания, удельный вес которых в структуре причин обращаемости за медицинской помощью составляет 60%. Бронхолегочные заболевания по смертности занимают 3 – 4 место. Чрезвычайно распространенной патологией среди населения России остаются хронический бронхит и пневмония. В этих условиях еще больше возрастает необходимость формирования специалиста высокой степени компетентности — владеющего современными знаниями, способного осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, имеющего рационально взаимодействовать с участниками лечебного процесса.

Целями изучения данной темы является освоение практических умений: обследование пациентов, планирование сестринской помощи, подготовка пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам, консультированию пациента и его окружения по применению лекарственных средств, осуществлению фармакотерапии по назначению врача, уход за пациентом при бронхитах, пневмониях, бронхоэктатической болезни, абсцессе легких, а также формирование профессиональных и общих компетенций.

Целями изучения данной темы является освоение практических умений: обследование пациентов, планирование сестринской помощи, подготовка пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам, консультированию пациента и его окружения по применению лекарственных средств, осуществлению фармакотерапии по назначению врача, уход за пациентом при бронхитах, пневмониях, бронхоэктатической болезни, абсцессе легких, а также формирование профессиональных и общих компетенций.

Методическая разработка составлена на основании рабочей программы профессионального модуля «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в соответствии с ФГОС по специальности Сестринское дело. Она предназначена для преподавателя, в качестве пособия по проведению практического занятия.

Методическая разработка практического занятия содержит план учебного занятия, хронокарту, конспект учебного занятия, практикоориентированные задания, приложения.

Для реализации деятельно-компетентностного подхода на занятии разработаны практикоориентированные ситуационные задачи, используется учебное пособие для студентов.

Здоровьесберегающая направленность практического занятия обеспечивается сохранением работоспособности через использование разнообразных форм учебной работы, интерактивных методов. Для снижения утомляемости проводятся физкультминутки. Для положительной мотивации у студентов создается ситуация успеха, обучение в сотрудничестве.

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ульяновский медицинский колледж

по теме: «Отработка методов сестринской помощи при бронхитах, пневмонии, бронхоэктатической болезни, абсцессе легкого».

Тема 1 Сестринская помощь в терапии

МДК 02.01. Сестринская помощь при нарушениях здоровья

ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

специальность 34.02.01. Сестринское дело

Методическая разработка практического занятия № 3 посвящена теме: «Отработка методов сестринской помощи при бронхитах, пневмонии, бронхоэктатической болезни, абсцессе легкого».

Изучение этой темы актуально, так как за последние два десятилетия значительно увеличилось количество заболеваний органов дыхания, удельный вес которых в структуре причин обращаемости за медицинской помощью составляет 60%. Бронхолегочные заболевания по смертности занимают 3 – 4 место. Чрезвычайно распространенной патологией среди населения России остаются хронический бронхит и пневмония. В этих условиях еще больше возрастает необходимость формирования специалиста высокой степени компетентности — владеющего современными знаниями, способного осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, имеющего рационально взаимодействовать с участниками лечебного процесса.

Целями изучения данной темы является освоение практических умений: обследование пациентов, планирование сестринской помощи, подготовка пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам, консультированию пациента и его окружения по применению лекарственных средств, осуществлению фармакотерапии по назначению врача, уход за пациентом при бронхитах, пневмониях, бронхоэктатической болезни, абсцессе легких, а также формирование профессиональных и общих компетенций.

Методическая разработка составлена на основании рабочей программы профессионального модуля «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в соответствии с ФГОС по специальности Сестринское дело. Она предназначена для преподавателя, в качестве пособия по проведению практического занятия.

Методическая разработка практического занятия содержит план учебного занятия, хронокарту, конспект учебного занятия, практикоориентированные задания, приложения.

Для реализации деятельно-компетентностного подхода на занятии разработаны практикоориентированные ситуационные задачи, используется учебное пособие для студентов.

Здоровьесберегающая направленность практического занятия обеспечивается сохранением работоспособности через использование разнообразных форм учебной работы, интерактивных методов. Для снижения утомляемости проводятся физкультминутки. Для положительной мотивации у студентов создается ситуация успеха, обучение в сотрудничестве.

Тема занятия: Отработка методов сестринской помощи при бронхитах, пневмониях, бронхоэктатической болезни, абсцессе легких.

Тип занятия: практическое занятие по применению знаний на практике, получению нового опыта деятельности, формированию профессиональных умений и компетенций.

  • обучения: обеспечить формирование у студентов практических умений:

— осуществлять сестринское обследование пациента: выявление факторов риска, выявление проблем, осмотр, подсчет ЧДД, термометрия;

— планировать сестринскую помощь при бронхитах, пневмонии, бронхоэктатической болезни, абсцессе легкого;

— готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам: сбор мокроты на общий анализ, микробиологическое исследование, бронхография, бронхоскопия, рентгенография органов грудной клетки;

— консультировать, обучать пациента (или его окружение): применению карманной плевательницы, выполнению постурального дренажа, применению лекарственных средств;

— осуществлять фармакотерапию по назначению врача, выполнять в\м введение лекарственных средств;

— осуществлять сестринский уход за пациентом: в разные периоды лихорадки, при сухом и влажном кашле;

— вести утвержденную медицинскую документацию: направления на исследования, температурный лист, лист назначений.

  • воспитания: способствовать формированию у студентов: мотивации к учебной деятельности, стремления к самообразованию; умений работать в команде; культуры общения; стремления проводить мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья населения.
  • развития: способствовать развитию у студентов: клинического, творческого мышления; познавательной активности; умений формулировать собственную точку зрения, аргументировать; способности самоконтроля и взаимоконтроля.
  • содержание знаний и умений (по ФГОС):

В результате изучения темы студент должен

— причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;

— принципы применения лекарственных средств;

— готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

— осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;

— консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

— осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

— вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК 1 . Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 . Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 . Принимать решения в стандар и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него проф-х задач, а также для своего проф-ого и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в проф. деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

ОК 8. .Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.

Методы обучения: активные и интерактивные методы обучения:

не имитационные: частично-поисковый метод, самостоятельная работа с источниками информации;

имитационные: симуляционный метод с использованием фантомов, медицинского оборудования, инструментария; решение ситуационных профессиональных задач, имитация профессиональной деятельности с элементами деловой игры.

Формы организационной деятельности: фронтальная, в малых группах по 2-3 человека, индивидуальная.

Средства обучения и воспитания:

  • Учебно-программная и учебно-методическая документация: рабочая программа, календарно-тематический план, методическая разработка практического занятия для преподавателя, методические указания для студентов.
  • Учебно-наглядные пособия: фантомы, медицинское оборудование и инструментарий, средства ухода за пациентом, плакаты, планшетки, бланки медицинской документации.
  • Технические средства обучения: компьютер, учебные материалы на электронных носителях.

Мотивация и целеполагание

Этап самостоятельной работы по применению знаний на практике, получению нового опыта деятельности, формированию профессиональных компетенций

Читайте также:  Чем вылечит горло абсцесс

Входной контроль с актуализацией знаний

Выполнение практических заданий

Контроль конечного уровня знаний

Определение степени достижения целей занятия

КОНСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Создание рабочей обстановки, воспитание пунктуальности, аккуратности.

1. Проверяет присутствующих, выясняет причины в случае отсутствия кого-либо из студентов

2. Проверяет готовность к занятию, обращает внимание на санитарное состояние учебной комнаты, освещенность, посадку и внешний вид студентов (форму одежды, вторую обувь и др.)

3. Проводит инструктаж по технике безопасности

4. Раздает методические указания для практических занятий для студентов.

Словесный прием «обращение».

Фронтальная форма организации познавательной деятельности.

1.2. МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Создание познавательного интереса к теме занятия и деятельности по приобретению новых знаний и практических умений.

Организация целенаправленной деятельности по овладению практическими умениями и приобретению опыта деятельности.

2. Предлагает каждому ответить на вопросы

1. Как Вы думаете, актуальна ли эта тема? В чем её актуальность?

2. Часто ли встречаются данные заболевания?

3. Понимаете ли Вы, зачем мы изучаем эту тему?

Сформулируйте самостоятельно цели сегодняшнего занятия.

После обсуждения и самостоятельного формулирования студенты изучают цели занятия в методических указаниях

Приемы: беседа, самостоятельное формулирование.

Фронтальная форма организации учебной деятельности.

Методические указания для студентов.

2.ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ С АКТУАЛИЗАЦИЕЙ ЗНАНИЙ

Актуализация знаний на начало практического занятия.

Входной контроль — контроль знаний по ранее изученному теоретическому материалу, необходимых для изучения темы.

Проводит контроль выполнения домашнего задания, задает вопросы.

Отвечают на вопросы, отчитываются в выполнении задания.

Приложение 1 – Диф диагностическая таблица (домашнее задание — эталон ответа)

Приложение 2 – Вопросы для фронтального опроса

2.2. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Применение знаний на практике, приобретение нового опыта деятельности, формирование профессиональных умений и компетенций.

ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК5; ОК6; ОК7; ОК8; ОК12; ОК13; ОК14

1. Наблюдает за работой на каждом этапе.

2. Проводит разбор выполнения каждого задания.

3. При необходимости проводит корректировку деятельности.

4. Проводит физкультминутки и делает отступления по теме занятия для эмоциональной разрядки.

Студенты выполняют практикоориентированные задания:

Самостоятельная работа с источниками информации.

Решение ситуационных профессиональных задач, имитация профессиональной деятельности с элементами ролевой игры.

Формы организации учебной деятельности: в малых группах, индивидуальная.

Методические указания для студентов.

Учебное пособие — Сестринская помощь в терапии: Практикум. Часть 1

Сборник комплексов упражнений для проведения физкультминуток на уроке.

Ситуационные клинические задачи.

? ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ

В чем, по-вашему, будет заключаться сестринская помощь пациенту, если его будет беспокоить один из симптомов: сухой кашель, влажный кашель, лихорадка?

! ЗАДАНИЕ 1. Составить план сестринской помощи при следующих физиологических проблемах пациента:

1. Влажный кашель 2. Сухой кашель 3. Лихорадка

Сестринская помощь при влажном (продуктивном) кашле

  1. По назначению врача применять отхаркивающие, муколитические средства.
  2. Дать информацию пациенту о необходимости обильного теплого питья, о необходимости адекватного питания – с достаточным количеством белка и витаминов, о необходимости выполнения дыхательной гимнастики, массажа грудной клетки.
  3. Обучить пациента или выполнить по назначению врача: щелочные ингаляции, постановку горчичников.
  4. Обучить пациента технике выполнения постурального дренажа.
  5. Обучить пациента дисциплине кашля, применению карманной плевательницы.
  6. Проводить динамическое наблюдение за состоянием пациента, характером мокроты.
  7. При ухудшении состояния сообщить врачу.

Сестринская помощь при сухом (непродуктивном) кашле

  1. По назначению врача применять противокашлевые препараты.
  2. Обучить пациента или выполнить по назначению врача: щелочные ингаляции, постановку горчичников, горячие ножные ванны.
  3. Применить обильное теплое питье, не раздражающее слизистые.
  4. Проводить динамическое наблюдение за состоянием пациента, характером кашля, при ухудшении состояния сообщить врачу.

Сестринская помощь при лихорадке

  1. Осуществить уход в зависимости от периода лихорадки.
  2. По назначению врача применить жаропонижающие средства.
  3. Проводить динамическое наблюдение за состоянием пациента, температурой, с отметкой в температурном листе.
  4. При ухудшении состояния сообщить врачу.
  5. Оказать неотложную помощь при возникновении коллапса.

! ЗАДАНИЕ 2. Повторить, отработать и продемонстрировать манипуляции. (Учебное пособие «Сестринская помощь в терапии: Практикум» Часть 1)

  1. Термометрия
  2. Подсчет частоты дыхательных движений
  3. Постановка горчичников
  4. Применение холодного компресса
  5. Применение пузыря со льдом
  6. Применение карманной плевательницы
  7. Обучение пациента постуральному дренажу
  8. Внутримышечная инъекция
  9. Разведение антибиотиков
  10. Уход при лихорадке
  11. Общие принципы подготовки пациента к исследованию
  12. Оформление направлений на исследования
  13. Подготовка пациента к забору крови на общий анализ
  14. Подготовка пациента к забору мокроты на общеклинический анализ
  15. Подготовка пациента к забору мокроты на бактериологическое исследование
  16. Подготовка пациента к рентгенографии
  17. Подготовка пациента к бронхографии
  18. Подготовка пациента к бронхоскопии

! ЗАДАНИЕ 3. Решить ситуационные профессиональные задачи (перед выполнением заданий к задачам, студент должен провести расспрос пациента, в качестве пациента выступает преподаватель, при выполнении заданий требующих взаимодействия с пациентом, в его роли, так же выступает преподаватель или один из студентов)

Пациент 50 лет находится на стационарном лечении по поводу обострения хронического бронхита.

Предъявляет жалобы на кашель с желтоватой, трудно отделяемой мокротой, затрудненное дыхание, слабость, повышенную температуру тела. Из-за кашля, усиливающегося в предутренние часы, самостоятельно решил принимать либексин. С техникой эффективного откашливания не знаком. Для улучшения отхождения мокроты выкуривает натощак сигарету.

Объективно: Кожные покровы чистые. Температура тела 37,8 0 С, ЧДД 24 в минуту, пульс 92 в минуту. АД 130/80 мм рт. ст

Tab. Bromhexini 0,008 х 3 раза в день. (В отделении в наличие препарат в дозировке 4 мг.)

Тab. Ciprofloxacini 500 мг х 2 раза в день (В отделении в наличие препарат в дозировке 0,5.)

Общеклинический анализ мокроты

1. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациента.

2. Составьте план сестринского участия в лечебно-диагностическом процессе.

3. Предоставьте в понятном для пациента виде информацию о причинах и сущности заболевания.

4. Подготовьте пациента к бронхоскопии и забору мокроты для общеклинического анализа.

5. Обучите пациента выполнению постурального дренажа, объясните, с какой целью он выполняется, назовите противопоказания.

6. Рассчитайте необходимое количество лекарственных препаратов на один прием. Назовите, к какой фармакологической группе они относятся, с какой целью назначены. Проконсультируйте пациента по правилам приема препаратов.

В пульмонологическом отделении находится пациент С. 35 лет с диагнозом пневмония нижней доли правого легкого.

Предъявляет жалобы на кашель с мокротой ржавого цвета, выраженную одышку, боли в правой половине грудной клетке, усиливающиеся при кашле, слабость, повышенную температуру тела.

Заболел после переохлаждения, дома принимал жаропонижающие препараты, но состояние быстро ухудшалось. Пациент подавлен, выражает опасения за прогноз заболевания. Интересуется, какие продукты ему разрешены для передачи из дома.

Объективно: Лицо гиперемировано, на губах герпес. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания. ЧДД 32 в мин. Пульс 110 уд./мин. АД 120/75 мм рт. ст. Температура тела 38,7 о С.

Ceftriaxoni 1000 мг х 1 раз в день в/м. (В процедурном кабинете имеются флаконы с порошком для инъекций по 0,5, к которым прилагаются ампулы с растворителем по 2 мл.)

Тab. Acetylcysteini 0,1 х 3 раза в день. (В отделении в наличие препарат в дозировке 100 мг)

Рентгенография органов грудной клетки

Бактериологический анализ мокроты

1. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациента.

2. Составьте план участия в лечебно-диагностическом процессе.

3. Предоставьте в понятном для пациента виде информацию о причинах и сущности заболевания.

4. Рассчитайте необходимое количество лекарственных препаратов для 1 применения. Назовите, к каким фармакологическим группам они относятся, с какой целью назначены. Правила введения препарата. Правила приема препарата.

5. Подготовьте пациента к назначенным исследованиям.

Пациент 75 лет, находится на лечении в пульмонологическом отделении стационара по поводу обострения бронхоэктатической болезни.

Пациент предъявляет жалобы на кашель с желто-зеленой мокротой, которая отходит больше утром, в большом количестве. При беседе с пациентом медсестра выяснила, что назначенные врачом препараты он принимает не регулярно, так как часто забывает о часах приёма. Мало пьёт жидкости. Курит с 18-ти лет по пачке сигарет в день и продолжает курить, хотя отмечает усиление кашля после курения, особенно утром.

Объективно: Кожные покровы бледные. ЧДД 18 в минуту, пульс 80 в минуту, АД 135/80 мм рт. ст.

Тab. Levofloxacini 250 мг. х 2 раза в день. (В отделении в наличие таблетки по 0,5)

Тab. Аmbroxoli 0,03 х (В отделении в наличие таблетки по 30 мг)

1. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациента.

2. Составьте план сестринского участия в лечебно-диагностическом процессе.

3. Предоставьте в понятном для пациента виде информацию о причинах и сущности заболевания, о том как правильно нужно питаться.

4. Рассчитайте необходимое количество лекарственных препаратов на один прием. Назовите, к каким фармакологическим группам они относятся, с какой целью назначены. Проконсультируйте пациента по правилам приема препаратов.

— Какой метод исследования представлен на иллюстрации № 1?

— В чем его информативность?

— Какие клинические симптомы представлены на иллюстрации № 2?

— С чем они связано их возникновение ?

3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

3.1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА НА ЭТАПЕ ОКОНЧАНИЯ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ

Определение и оценка уровня усвоения знаний, освоения умений, приобретенного опыта.

Преподаватель на этапе окончания изучения темы занятия проводит контроль уровня усвоения знаний, освоения умений, приобретенного опыта.

Тестовые задания – Приложение 3

Контролирующие ситуационные задания — Приложение 4

3.2. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Осознание обучающимися смысла их деятельности на практическом занятии.

Анализ успешности достижения целей занятия. Воспитание самокритичности.

1. Преподаватель мобилизует обучающихся на рефлексию и просит каждого студента дать ответы на вопросы:

? 1. Что, Вам, дало сегодняшнее занятие?

Можно высказаться одним предложением, выбирая начало из рефлексивного экрана:

2. Достигнуты ли цели, поставленные вами в начале урока?

3. Как, Вы оцениваете свою деятельность на занятии?

Обучающиеся проводят оценку результатов обучения относительно самих себя.

2. Преподаватель подводит окончательные итоги занятия, оценивает уровень приобретенных знаний, умений, практического опыта и учитывает полученные оценки в журнале.

Закрепление полученных знаний, приобретенных умений, опыта профессиональной деятельности.

Самостоятельная внеаудиторная работа.

Изучение новой темы. Подготовка к следующему практическому занятию.

Преподаватель дает указания по выполнению домашнего задания:

1. Выучить теоретический материал по темам: «Бронхиальная астма», «Эмфизема», «Понятие о ХОБЛ».

2. Заполнить таблицы № 1 и № 2.

3. Продолжить работу над заданиями для внеаудиторной самостоятельной работы.

Студенты записывают домашнее задание

Словесный прием «обращение».

МУ для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Таблицы – Приложения 5 и 6

  1. И.А. Зупанец, С.В. Мисюрева, В.В. Прописнова, Клиническая лабораторная диагностика: методы исследования: Учеб. пособие для студентов. 3-е изд., перераб. и доп. — Харьков: Изд-во НФаУ: Золотые страницы, 2005. — 200 с.; 12 с. цв. вкл.
  2. Машковский М.Д.. Лекарственные средства – 16-е изд., переаб., испр. И доп. – М.:Новая волна: Издатель Умеренков, 2012. – 1216 с.
  3. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии. Феникс, Ростов-на-Дону, 2012 г
  4. Чучалин А.Г., Княжеская Н.П., Кравченко Н.Ю., Русский медицинский журнал № 26, 2005, репринт 2011
  5. Чучалин А.Г., Синопальников А.И., Козлов Р.С., Внебольничная пневмония у взрослых: практические рекомендации по диагностике, лечению, профилактике. Пособие для врачей. – Смоленск: МАКМАХ, 2010 г. – 80 с
  6. Чучалин А.Г., Болезни органов дыхания, Мед.газета 2000, №43

Патогенез, морфология (сущность заболевания)

Объектив-ные данные, подтвержда-ющие поражение

Воспаление слизистой бронхов

Одышка (при поражении мелких бронх).

Диффузное хроническое восп-е стенки бронхов с нарушение функции

Кашель со слизистой, слиз-гнойной мокротой.

Воспаление тканей легкого с внутри-альвеолярной экссудацией

Притупление перкуторного звука.

Чаще втор (заб измен стенку бр)

Хрон гнойное локальное воспаление в расширенных, функц-но неполнацен-х участках бронх

Кашель с гнойн мокрот «полным ртом».

Гнойное расплавление в виде отграничен

2 п-д: Кашель с гнойной зловонной мокротой.

2 п-д: Притупл с тимпанитом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА

  1. Что такое острый бронхит?
  2. Почему возникает острый бронхит?
  3. Какие симптомы имеются в начале заболевания? Какие симптомы в дальнейшем появляются, и как изменяются первые?
  4. Что при объективном обследовании пациента «говорит» о воспалении бронхов?
  5. К каким дополнительным методам исследования медсестра будет подготавливать пациента?
  6. Что такое бронхиолит? У кого чаще встречается? Чем характеризуется?
  7. Где чаще лечат заболевание?
  8. Какие основные группы лекарственных препаратов назначаются и с какой целью?
  1. Чем отличается бронхит острый от хронического?
  2. Какова основная причина, способствующая развитию хронического бронхита?
  3. Какова роль инфекции?
  4. Страдает ли самоочищение бронхов при хроническом бронхите? Почему?
  5. Какова функция бронхов и изменяется ли она при хроническом бронхите?
  6. Какие формы хр. бронхитов, в зависимости от функции, бывают?
  7. Какой симптом «говорит» об обструкции?
  8. Какие данные объективного обследования «говорят» о воспалении в бронхиальном дереве?
  9. К каким дополнительным методам исследования медсестра будет подготавливать пациента? Информацию о чем, каждый из них позволяет получить?
  10. Где лечат заболевание? Основные группы лекарственных препаратов, применяемые для лечения бронхитов? На что направлено их действие?
  11. В чем заключается профилактика бронхитов?
  1. Чем характеризуется пневмония?
  2. Что означают понятия – внутрибольничная и внебольничная пневмонии?
  3. Почему может возникнуть пневмония?
  1. Какие симптомы могут быть у пациента с пневмонией?
  2. Какой объективный признак «говорит» за воспалительное поражение альвеол?
  3. Какие еще объективные данные характерны для пневмонии?
  4. К каким дополнительным методам исследования медсестра будет готовить пациента?
  5. Какую информацию можно получить по результатам данных исследований?
  6. Какой метод исследования является основным для диагностики пневмонии?
  7. Чем отличается крупозная пневмония от очаговой пневмонии?
  8. Какие пневмонии называют атипичными? Назовите атипичных возбудителей.
  9. Что означает понятие – истинная вирусная пневмония? В чем ее особенности?
  10. Что означает понятие – гипостатическая пневмония? Кто находится в группе риска по возникновению этой пневмонии? В чем ее особенности?
  11. Что означает понятие – аспирационная пневмония? Кто находится в группе риска по возникновению этой пневмонии? В чем ее особенности?
  12. Особенности пневмоний вызванных стафилококком, легионеллой, микоплазмой, хламидиями?
  13. Какие пневмонии называют иммунодефицитными? В чем их особенность?
  14. Если пневмонический очаг разрешается в сроки более 4 недель, то как, называют эту пневмонию?
  15. Какие осложнения могут развиться при пневмонии?
  16. Где следует лечить пневмонию?
  17. Какие основные группы лекарственных препаратов применяют для лечения и с какой целью их применяют?
  18. Какие осложнения могут возникнуть в результате применения антибиотиков?
  19. В чем заключается профилактика пневмонии?
  1. Чем отличаются понятия бронхоэктазы и бронхоэктатическая болезнь?
  2. Чаще БЭБ – это первичное или вторичное заболевание? Назовите наиболее частую причину.
  3. Как формируются бронхоэктазы?
  4. Какой главный симптом заболевания?
  5. Какие еще симптомы могут быть у пациента?
  6. Какой метод исследования позволяет увидеть все бронхиальное дерево и бронхоэктазы?
  7. На что направлено лечение бронхоэктатической болезни?
  8. Какие группы лекарственных препаратов применяют?
  9. В чем заключается профилактика этого заболевания?
  1. Что такое абсцесс легкого?
  2. Это чаще первичное или вторичное заболевание?
  3. По каким причинам возникает абсцесс легкого? Факторы риска развития абсцесса.
  4. Откуда и как инфекция может попасть в ткани легкого?
  5. Когда абсцесс хорошо дренируется, что образуется на его месте?
  6. Если абсцесс дренируется плохо, к чему это может привести?
  7. Какие периоды выделяют в клинике абсцесса?
  8. Какие симптомы характерны для первого периода заболевания?
  9. На основании чего можно понять, что абсцесс прорвался в бронх?
  10. Какие симптомы характерны для второго периода?
  11. Какой дополнительный метод исследования позволяет увидеть абсцесс?
  12. На что направлено лечение абсцесса?
  13. Какие группы лекарственных препаратов применяют?

БРОНХИТЫ, ПНЕВМОНИИ, БЭБ, АБСЦЕСС ЛЕГКОГО

1. Выберите определение для каждого заболевания:

источник