Меню Рубрики

Лфк при абсцессе легких

Заболевание с самого начала протекает очень тяжело. Больные жалуются на боль в груди и мучительный кашель, который вначале сопровождается выделением лишь относительно небольшого количества гнойной, дурно пахнущей мокроты. Температура тела достигает 40 °С. Кожные покровы сухие, сероватого цвета. Губы и ногтевые фаланги синюшны. Над зоной поражения выслушивается дыхание с амфорическим оттенком и массой влажных хрипов. На рентгенограммах определяются большие зоны затемнения легочной ткани. Печень часто увеличена и слегка болезненна. В анализах мочи отмечается появление белка. СОЭ достигает 60-70 мм/ч. В крови наблюдается очень высокий лейкоцитоз со сдвигом формулы влево. Уменьшается объем циркулирующей крови, возникают гипоальбуминемия, диспротеинемия, изменения водно-солевого и электролитного баланса, метаболический ацидоз. Через 10-15 дней начинается расплавление и отторжение некротических масс. Количество мокроты быстро увеличивается и достигает 1-1,5 л в сутки. Консистенция мокроты густая и даже кашицеобразная, цвет бурый, запах гнилостный («гангренозный»). У 70-75% больных наблюдаются кровохарканья, легочные кровотечения. При рентгенологическом исследовании обнаруживается полость с уровнем жидкости и секвестрами, окруженная малоизмененной легочной тканью. Несмотря на обычно хорошее опорожнение гангренозных абсцессов через несколько дренирующих бронхов, интоксикация не уменьшается, а в ряде случаев даже нарастает из-за отсутствия демаркационного вала, вовлечения в процесс новых участков легкого, наличия в полости абсцесса больших некротических секвестров легочной ткани. При несвоевременно начатом интенсивном лечении или при его неэффективности больные умирают от прогрессирующей интоксикации или осложнений — легочного кровотечения, прорыва гангренозного абсцесса в плевральную полость с бурным развитием пиопневмоторакса. Под влиянием комплексного интенсивного лечения интоксикация постепенно уменьшается, нормализуется дыхание, кровообращение, обмен веществ, заметно улучшится самочувствие больного. Мокрота становится более жидкой, однородной, гнойной и теряет зловонный запах. Кровохарканья возникают реже и бывают менее обильными, но опасность легочных кровотечений остается. Дальнейшее течение чаще всего бывает благоприятным. Однако на месте гангренозного абсцесса всегда остается хорошо видимая на рентгенограммах остаточная полость, величина которой медленно уменьшается. Несмотря на клиническое благополучение, нормализацию гемограммы, отсутствие мокроты, стенки такой остаточной полости еще длительное время, как показывает абсцессоскопия, покрыты некротическим налетом.

ГЛАВА 2 Методы реабилитации больных с абсцессом легких

2.1 Средства ЛФК на стационарном этапе восстановительного лечения

На стационарном этапе восстановительного лечения можно выделить следующие задачи ЛФК:

— общетонизирующее воздействие: стимуляция обменных процессов, повышение нервно-психического тонуса, восстановление и повышение толерантности к мышечной работе;

— профилактическое воздействие: улучшение функции внешнего дыхания, овладение методикой управления дыханием, уменьшение интоксикации, стимуляция иммунных процессов, повышение защитной функции дыхательных путей;

— патогенетическое (лечебное) воздействие: коррекция «механики» дыхания, ускорение рассасывания при воспалительных процессах, улучшение бронхиальной проходимости, снятие или уменьшение бронхоспазма, регуляция функции внешнего дыхания и увеличение его резервов.

Для каждого больного строго индивидуально подбирают те средства, формы и методы ЛФК, которые помогут решить задачи, поставленные для достижения лечебного эффекта (обычно ставят не более четырех лечебных задач); кроме того, ЛФК имеет общие и профилактические цели.

Противопоказания для занятий ЛФК, наряду с общими противопоказаниями выделяют частные: дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх или осумкования, кровохарканье или угроза его развития, астматический статус, большое количество экссудата в плевральной полости, полный ателектаз легкого.

Задачи ЛФК соответствуют двигательному режиму больного. Постельный режим. Задачи средств ЛФК:

1 Восстановление дыхательного акта с целью поддержания равномерной вентиляции и увеличения насыщения артериальной крови кислородом путем:

а) снижения напряжения дыхательной мускулатуры;

б) выработки нормальных соотношений дыхательных фаз;

в) развития ритмичного дыхания с более продолжительным выдохом;

г) увеличения дыхательных экскурсий диафрагмы.

2 Развитие компенсаторных механизмов, обеспечивающих увеличение вентиляции легких и повышение газообмена путем:

а) укрепления дыхательной мускулатуры;

б) увеличения подвижности грудной клетки.

3 Улучшение функции системы кровообращения.

4 Адаптация кардиореспираторной системы к возрастающей физической нагрузке.

Исходные положения: лежа на спине, на боку; сидя на кровати, опустив ноги.

Средства ЛФК: физические упражнения, преимущественно изотонического характера, охватывающие мелкие и средние мышечные группы; дыхательные упражнения – статистические и динамические, произвольно управляемое (локализованное) дыхание. Нагрузки малой интенсивности. Кроме того, используются утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), самостоятельные занятия, массаж (приемы поглаживания и растирания). Метод проведения лечебной гимнастики (ЛГ) и УГГ – индивидуальный

Полупостельный, или палатный режим. Задачи средств ЛФК:

— нормализация функции внешнего дыхания;

— улучшение функций кардиореспир аторной системы;

— дальнейшая адаптация всех систем организма к возрастающей физической нагрузке.

Исходные положения: сидя на стуле и стоя.

Средства ЛФК: физические упражнения (аналогично постельному режиму), постепенно включают в занятия упражнения для мышц и суставов плечевого пояса, конечностей и позвоночника; используют гимнастические снаряды и предметы (палки, булавы, мячи, амортизаторы и др.). Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений – 1:1; 1:2. Для стимуляции экстракардиальных факторов кровообращения, влияния на дыхательную мускулатуру, улучшения отхождения мокроты проводят массаж мышц спины, конечностей, передней и боковых стенок грудной клетки.

Свободный режим. Задачи средств ЛФК:

— восстановление функции внешнего дыхания;

— дальнейшая адаптация кардиореспираторной системы к возрастающей физической нагрузке;

— подготовка больного к бытовым и профессиональным нагрузкам.

Исходные положения: сидя, стоя, свободное передвижение.

Средства ЛФК: физические упражнения для всех мышечных групп и суставов в сочетании с дыхательными упражнениями. Используются гимнастические снаряды и предметы. Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений – 1:1; 1:2. Физические нагрузки умеренной интенсивности.

Целесообразно использовать элементы спортивных игр, дозированную ходьбу в темпе от 60 до 90 шагов/мин, велотренировки, тредмил, трудотерапию. Если при велоэргометрической пробе толерантность к мышечной работе ниже 50 Вт, тренировки противопоказаны. Больные, имеющие толерантность к мышечной работе 75 Вт и выше, тренируются на велотренажере или тредмиле по следующей схеме: 5 мин 25 Вт; 5 мин 50 Вт; 5 мин 25 Вт, скорость педалирования 60 об/мин. После тренировки рекомендуется ходьба со скоростью 60 шагов/мин. Цикл велотренировок продолжается не менее двух недель.

При повышении толерантности к мышечной работе можно провести повторный цикл тренировок (в поликлинических условиях) с увеличением каждой нагрузки на 15-25 Вт. Критерий адекватности нагрузки при тренировках – отсутствие признаков ее непереносимости. Эта величина должна не превышать подпороговую или соответствовать формуле: 180 минус возраст (лет). Например, больному 40 лет, толерантность 100 Вт. Во время тренировки частота сердечных сокращений (ЧСС) не должна превышать 140 уд/мин, что соответствует нагрузке умеренной интенсивности. Период восстановления после тренировки должен продолжаться не более 5-7 мин. Так же применяют постуральный дренаж и дренажную гимнастику. При гнойных заболеваниях легких ЛФК направлена прежде всего на уменьшение интоксикации организма путем стимуляции дренажной функции бронхов и освобождения их от скопления мокроты. Выведение больных из состояния интоксикации облегчается специальными упражнениями, улучшающими отток мокроты, а также приемами постурального дренажа (дренаж положением). Методика занятий, помимо включения дренажных упражнений, улучшающих отслоение мокроты от стенок бронхов и отток ее, позволяет использовать положения тела, при которых обеспечивается расположение зоны поражения легких выше бифуркации трахеи. При этом создаются благоприятные условия доя оттока мокроты из полостей и пораженных бронхов. Достигая бифуркации трахеи, где чувствительность кашлевого рефлекса выражена наиболее сильно, мокрота вызывает рефлекторно непроизвольный кашель, сопровождающийся ее отделением. Необходимое условие отделения мокроты – удлиненно-форсированный выдох, необходимый для создания мощного воздушного потока, способного увлечь за собой секрет. Усиление оттока мокроты достигается также применением в занятиях ЛГ частой смены исходных положений (например, переход из положения лежа в положение сидя или повороты туловища справа налево в исходном положении лежа и др.). Легкое поколачивание по спине больного и круговое растирание в области груди и спины, над предполагаемым местом поражения бронхов также усиливают отделение мокроты. Противопоказания для занятий дренажной гимнастикой и постуральным дренажем: легочные кровотечения (но не кровохарканье), выраженная легочно-сердечная недостаточность, острый инфаркт миокарда или легкого.

источник

Лечебная физкультура при заболеваниях легких

Конечным проявлением заболеваний органов дыхания становятся нарушения газообмена в легких и тканях. Патологические изменения функции дыхания могут возникнуть вследствие:

  • -ограничения подвижности грудной клетки и легких, которые могут быть причиной поражения дыхательной мускулатуры и иннервирующих ее нервов, а также малоподвижного образа жизни. Расстройства дыхания могут быть связаны с поражением плевры и накоплением жидкости (выпота), газа (пневмоторакс), крови или гноя в плевральной полости, плевральными спайками и швартами, деформациями грудной клетки и позвоночника;
  • -нарушений проходимости дыхательных путей, которые могут быть функциональными (спазм гладкой мускулатуры бронхов) и органическими (при воспалительных процессах с обильной мокротой, при сужении, деформации или сдавлении опухолями и рубцовыми сращениями трахеи и бронхов). Сужение верхних дыхательных путей приводит к инспираторной одышке;
  • -уменьшения дыхательной поверхности при воспалительных процессах в легочной ткани (пневмонии, абсцессах и др.), разрастании соединительной ткани в легких, ателектазах (спадение участковлегкого при закупорке или сдавлении просвета воздухоносных путей): быстрое уменьшение дыхательной поверхности вызывает снижение газообмена в легких, развитие кислородного долга и плохо переносится организмом;
  • -ухудшения эластичности легочной паренхимы, которое наиболее выражено при хроническом бронхите, хронической пневмонии, бронхиальной астме, а также при возрастных изменениях тканей легких;
  • -нарушения диффузии газов в легких. Патологически измененные альвеоло-капиллярные мембраны становятся плохо проницаемыми для кислорода; это наблюдается при диффузном разрастании соединительной ткани в легких после воспалительных процессов, при длительном воздействии различных вредных факторов на производстве (пневмокониоз), при некоторых формах туберкулеза легких, отеке легкого;
  • -нарушений центральной регуляции дыхания и кровообращения, которые могут наступать при застойных явлениях в малом круге кровообращения и при изменениях состава крови (уменьшении числа эритроцитов и количества гемоглобина, нарушении способности гемоглобина связывать кислород и отдавать его тканям).

Универсальными проявлениями расстройства дыхания служат гипервентиляция и гипоксия.

При гипервентиляции изменяются частота, ритм и характер дыхания. Гипервентиляция является наиболее подвижной компенсаторной реакцией при кислородном голодании (гипоксия). Она сопровождается мобилизацией кровообращения, в частности, увеличением скорости тока крови и минутного объема сердца, что ускоряет доставку кислорода к тканям и выведение углекислоты. При заболеваниях легких встречаются различные виды гипоксий. Гипоксическая гипоксия, проявляющаяся в уменьшении количества кислорода в крови, обусловлена чаще всего недостаточной вентиляцией легких или нарушением диффузии газов. Циркуляторная, или застойная, гипоксия встречается при заболеваниях легких, когда недостаточность газообмена становится следствием расстройства кровообращения. Анемическая гипоксия обусловлена понижением кислородной емкости крови в связи с уменьшением в ней гемоглобина.

Средства ЛФК (физические упражнения, массаж, ходьба, плавание, оздоровительный бег, занятия на тренажерах, массаж и др.), рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием лечебной гимнастики и массажа повышается общий тонус и улучшаются психологическое состояние больного, функции центральной нервной системы, улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорки; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех лечебных факторов.

Систематические физические упражнения, улучшая крово- и лимфообращение в легких и плевре, способствуют более быстрому рассасыванию экссудата. Структуры регенерирующих тканей приспосабливаются к функциональным требованиям. Атрофические и дегенеративные изменения могут частично подвергнуться обратному развитию. Это касается в равной мере легочной ткани, дыхательной мускулатуры, суставного аппарата, грудной клетки и позвоночника.

Физические упражнения способствуют предупреждению ряда осложнений, которые могут развиться в легких и в плевральной полости (спайки, абсцессы, эмфизема, склероз), и вторичных деформаций грудной клетки. Существенным результатом трофического воздействия физических упражнений становится восстановление эластичности и подвижности легкого. Улучшение оксигенации крови при выполнении дыхательных упражнений улучшает обменные процессы в органах и тканях.

При любом заболевании органов дыхания, вызывающем расстройства дыхательной функции, в порядке приспособления формируются самопроизвольные компенсации. При сочетании с различными условными раздражителями они могут закрепляться. В ранний период заболевания, применяя упражнения с произвольно редким и глубоким дыханием, удается быстрее сформировать рациональную компенсацию. Более совершенные компенсации при заболеваниях с необратимыми изменениями в аппарате дыхания (эмфизема, пневмосклероз и др.) обеспечиваются с помощью упражнений, акцентирующих отдельные фазы дыхания, обеспечивающих тренировку диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры и увеличение подвижности грудной клетки. При выполнении физических упражнений мобилизуются вспомогательные механизмы кровообращения, повышается утилизация кислорода тканями. Это способствует борьбе с гипоксией.

Физические упражнения содействуют выведению патологического содержимого (слизь, гной, продукты распада тканей) из воздухоносных путей или легких.

Физические упражнения могут способствовать нормализации нарушенной дыхательной функции. В основе механизма нормализации лежит перестройка патологически измененной регуляции функции органов внешнего дыхания. Восстанавливающийся при регенерации концевой аппарат интерорецепторов создает предпосылки для нормализации рефлекторной регуляции дыхания. Путем произвольного управления всеми доступными компонентами дыхательного акта достигаются полное равномерное дыхание, должное соотношение вдоха и выдоха и акцент на выдохе, необходимая глубина (уровень) дыхания, полноценное расправление (ликвидация ателектазов) и равномерная вентиляция легких. Постепенно формируется произвольно управляемый полноценный дыхательный акт, закрепляющийся в процессе систематической тренировки по механизму образования условных рефлексов. Нормализация газообмена при этом происходит в результате воздействия не только на внешнее, но и на тканевое дыхание (повышение окислительных процессов на периферии и коэффициента утилизации кислорода под влиянием физических упражнений).

При заболевании легких страдают все системы организма и в первую очередь сердечно-сосудистая. Физические упражнения оказывают нормализующее влияние на кровообращение. Они положительно воздействуют на динамику нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга и на адаптацию организма к различным физическим нагрузкам (В.К. Добровольский, В.Н. Мошков, Н.А. Белая и др.).

Основы методики ЛФК при заболеваниях легких

В занятиях ЛФК (лечебная гимнастика, массаж) при заболеваниях органов дыхания применяют общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения.

Общетонизирующие упражнения, улучшая функцию всех органов и систем, активизируют дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используют упражнения умеренной и большой интенсивности. Если эта стимуляция не показана, применяют упражнения малой интенсивности. Выполнение упражнений в быстром темпе приводит к увеличению частоты дыхания и легочной вентиляции, сопровождается усиленным вымыванием углекислоты (гиперкапнией) и отрицательно влияет на работоспособность.

Читайте также:  Как вылечить абсцесс простаты

Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и координацию дыхания и движений. Упражнения подбирают соответственно требованиям, предъявляемым клиническими данными. Например, для растягивания плевродиафрагмальных спаек в нижних отделах грудной клетки применяют наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с глубоким вдохом; для растягивания спаек в боковых отделах грудной клетки — наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с глубоким выдохом. Толчкообразный выдох и дренажные исходные положения способствуют выведению из дыхательных путей мокроты и гноя. При сохранной эластичности легочной ткани для улучшения легочной вентиляции применяют упражнения с удлиненным выдохом, способствующие увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы.

При выполнении специальных упражнений во время вдоха под воздействием дыхательных мышц происходит расширение грудной клетки в переднезаднем, фронтальном и вертикальном направлениях. Поскольку вентиляция осуществляется неравномерно, больше всего воздуха поступает в части легкого, прилегающие к наиболее подвижным участкам грудной клетки и диафрагмы, хуже вентилируются верхушки легких и отделы, расположенные вблизи корня легкого. При выполнении упражнений в исходное положение лежа на спине ухудшается вентиляция в задних отделах легких, а в исходном положении лежа на боку почти исключаются движения нижних ребер.;

При лечебном применении дыхательных упражнений необходимо учитывать ряд закономерностей:

  • — обычный выдох осуществляется при расслаблении мыши, производящих вдох, под действием силы тяжести грудной клетки; замедленный выдох происходит при динамической уступающей работе этих мышц. Выведение воздуха из легких в обоих случаях обеспечивают в основном эластические силы легочной ткани;
  • — форсированный выдох происходит при сокращении мышц, производящих выдох; усиление выдоха достигается наклоном головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, сгибанием туловища, поднятием ног вперед и др.;
  • — при необходимости щадить пораженное легкое дыхательные упражнения проводятся в исходных положениях, ограничивающих подвижность грудной клетки с больной стороны (например, лежа на больном боку);
  • — при помощи дыхательных упражнений можно произвольно изменять частоту дыхания; чаще других применяются упражнения в произвольном замедлении частоты дыхания (для лучшего эффекта в этих случаях рекомендуется считать про себя): оно уменьшает скорость движения воздуха и снижает сопротивление его прохождению через дыхательные пути. Учащение дыхания увеличивает скорость движения воздуха, но при этом увеличиваются сопротивление и напряжение дыхательных мышц;
  • — при показаниях к усилению вдоха или выдоха во время выполнения дыхательных упражнений следует произвольно изменять соотношение времени вдоха и выдоха (например, при усилении выдоха увеличивать его продолжительность);
  • — добавочное сопротивление (вдох через суженные губы, через трубочку, надувание резиновых игрушек или камер и т.п.) уменьшает частоту, увеличивает глубину дыхания и активизирует работу дыхательных мышц. Дышать рекомендуется через нос; при этом наряду с очищением и увлажнением вдыхаемого воздуха раздражаются рецепторы верхних дыхательных путей, что рефлекторно приводит к расширению бронхиол, углублению дыхания и повышает насыщение крови кислородом.

Обучение больных полному дыханию и его сознательному регулированию начинается со статических упражнений. В занятиях используют упражнения в ритмическом статическом дыхании, при котором больные несколько урежают дыхательные движения за счет их углубления (сознательное управление дыханием). Это упражнение тонизирует межреберную мускулатуру, увеличивает силу дыхательной мускулатуры и тренирует больного в частом форсированном дыхании. Исходное положние сидя на стуле, после глубокого вдоха больной делает поочередно на форсированном выдохе наклоны туловища в стороны с поднятой вверх рукой.

Для увеличения подвижности диафрагмы, повышения тонуса мыши брюшною пресса и межреберной мускулатуры при выполнении динамических дыхательных упражнений целесообразно вводить в занятия отягощение в виде мешочка с песком (1,5—2 кг), гантелей, гимнастических палок и др.

При воспитании у больных навыков полного дыхания во время ходьбы и различного рода мышечной деятельности используют большинство динамических дыхательных упражнений. Предлагают следить за ритмом и глубиной дыхания во время обычной (простой) ходьбы по ровной местности — сначала произвольное дыхание, затем выдох на 2-3-4-5 шагов. В дальнейшем ходьба усложняется включением простых физических упражнений для верхних конечностей. По мере освоения навыков дыхания во время ходьбы по ровной местности больные приступают к тренировке дыхания при восхождении на лестницу (вдох на 1—2 ступеньки, выдох на 2— 4 ступеньки и т.д.).

Внимание! Для каждого сочетание числа шагов или ступенек лестницы, соответствующее вдоху или выдоху, подбирается индивидуально.

Затем больных обучают контролировать дыхание при физической нагрузке, требующей большой координации, в занятия вводят упражнения с гимнастическими предметами (гантели, булавы, мячи и др.).

В целях дозирования физической нагрузки используют изменение темпа и амплитуды степени мышечного напряжения, числа и продолжительности выполняемых упражнений и пауз для отдыха, изменение плоскости движения и исходных положений и числа дыхательных упражнений.

Включение в реабилитационный комплекс интенсифицированных циклических физических упражнений (60—75 % аэробной способности) позволяет добиться существенного улучшения или восстановления нарушенных функций сердечно-сосудистой и бронхолегочной систем, повышения работоспособности больных и устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Выделяют 4 степени двигательных возможностей и в соответствии с ними 4 двигательных режима. При отсутствии данных эргометрии для назначения двигательного режима используют клинико-функциональные показатели, полученные в состоянии покоя.

I степень (резкое снижение двигательных возможностей). Одышка при ходьбе в среднем темпе по ровной местности, затрудненное дыхание. Легочный процесс обычно в фазе вялотекущего обострения, реже неполной ремиссии. Резко нарушена функция внешнего дыхания II—III степени). Часто бывают осложнения в виде эмфиземы легких, признаки легочной гипертензии и перегрузки правых отделов сердца, диффузные изменения миокарда и снижение ею сократительной способности (данные ЭКГ). При эргометрии пороговая нагрузка 50 Вт и ниже. Больные находятся на щадящем режиме.

II степень (значительное снижение двигательных возможностей). Одышка при ходьбе в ускоренном темпе по ровной местности или в среднем темпе но лестнице. Легочный процесс в фазе неполной ремиссии или вялотекущего обострения. Значительное снижение функции внешнею дыхания (II степени). Нередко определяются эмфизема легких, перегрузка правых отделов сердца, диффузные изменения миокарда. При эргометрии пороговая нагрузка у мужчин 50—100 Вт. у женщин 50—85 Вт. Больные находятся на щадяще-тренирующем режиме.

III степень (умеренное снижение двигательных возможностей). Одышка появляетея при подъеме по лестнице в ускоренном темпе или при беге трусцой. Легочный процесс обычно в фате неполной ремиссии или ремиссии. Вентиляционная недостаточность I степени.

Осложнения бронхолегочного заболевания или отсутствуют, или выражены незначительно: эмфизема легких, перегрузка правых отделов сердца. При эргометрии пороговая нагрузка у мужчин 101-150 Вт, у женщин 86—125 Вт. Больные находятся на тренирующем режиме.

IV степень (двигательные возможности сохранены). Одышка появляется только при быстром подъеме по лестнице или медленном беге, быстро исчезает после прекращения нагрузки. Легочный процесс находится в фазе ремиссии (возможно, неполной). Вентиляционной недостаточности нет или имеются незначительные изменения отдельных спирографических показателей. Как правило, к этой группе относятся липа молодого и среднею возраста, занимающиеся оздоровительной физкультурой. При эргометрии пороговая нагрузка у мужчин выше 150 Вт, у женщин 125 Вт. Больные находятся на интенсивно-тренирующем режиме (Клапчук В.В., 1990).

Велотренировки выполняются в положении сидя. В вводном разделе (3-5 мин) проводится разминка — вращение педалей в темпе 40-60 об/мин при мощности нагрузки в пределах 25-40% от достигнутой при предварительно проведенной велоэргометрии. Затем скорость вращения педалей доводят до 60 об/мин и мощность нагрузки повышается до достижения расчетной тренирующей ЧСС (основной раздел). После этого мощность нагрузки снижается на 50—75 %.

В заключительном разделе (5—6 мин) постепенно снижают мощность нагрузки и темп вращения педалей 25-40% пороговой мощности.

При отсутствии данных субмаксимального теста величина тренирующих нагрузок во время занятий на велоэргометре зависит от двигательных возможностей больного: при II степени они составляют 0,6-1.3 Вт/кг массы тела, при III — 1,1—1,9 Вт/кг и при IV -1,6-2,5 Вт/кг. Наибольшая тренирующая ЧСС составляет соответственно 120, 140 и 160 в минуту. Построение каждого занятия и смена циклов тренировок такие же, как и в индивидуальных тренирующих программах.

Ходьба по лестнице является общедоступным способом тренировки в амбулаторных условиях. Для больных со II степенью двигательных возможностей темп подъема составляет 16-20 ступеней в минуту, а спуска — 50—60 ступеней в минуту (при спуске энергозатраты составляют 1/3- 1/2 энергозатрат при подъеме), с III степенью -темп подъема 30—35 ступеней в минуту, а спуска — 80-90 ступеней в минуту, с IV степенью — темп подъема 50-60 ступеней в минуту, а спуска — 110—120 ступеней и минуту. Продолжительность каждой тренировки до 30 мин. Больным с I степенью двигательных возможностей ходьбу по лестнице не назначают.

Плавание проводится стилем брасс. Каждая тренировка состоит I из 3-5-минутного подготовительного периода (гимнастические упражнения в воде и «плавание» на месте), основного и заключительного (медленное плавание в течение 3 мин) периодов.

Бег. В первой половине тренирующею курса рекомендуется бег на месте в темпе 150-160 шагов в минуту. Если тренирующая ЧСС не достигает заданной величины, то темп увеличивают до 170-180 шагов в минуту. В последующем используется бег трусцой по ровной местности со скоростью 7-8 км/ч.

источник

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное, или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании Диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли, легких. При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;

улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;

уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;

ускорить рассасывание при воспалительных процессах;

уменьшить проявление бронхоспазма;

увеличить отделение мокроты;

стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

П р о т и в о п о к а з а н и я для занятий ЛФК:

дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;

усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;

противодействовать возникновению ателектазов.

В период постельного режима, с 3-5-го дня в ИП лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные упражнения статические и динамические. Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений — 1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более чем на 5-10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4-8 раз с максимальной амплитудой движения.

Продолжительность процедуры — 10-15 мин; самостоятельные занятия — по 10 мин 3 раза в день.

На палатном, полупостельном режиме, с 5-7-го дня в ИП сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений —1:1, 1:2. Учащение пульса допускают до 10-15 уд./мин, увеличивают число повторений каждого упражнения до 8-10 раз в среднем темпе. Продолжительность занятия 15-30 мин, используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течение дня — до 2 ч, занятия — индивидуальные, малогрупповые и самостоятельные.

С 7-10-го дня (не ранее) больных переводят на общий режим. Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей учащение пульса — до 100 уд./мин. Продолжительность одного занятия — 40 мин; применение упражнений, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляет 2,5 ч в день.

Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией

Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.

На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить.

На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.

Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.

Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент» приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией

Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе..

Читайте также:  История болезни абсцесс кошки

Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.

Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.

Руками повторять движения пловца брассом. Вдох —в ИП, выдох— руки развести в стороны.

На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.

В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.

Круговые движения руками — «гребля».

В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.

Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. ОбЩее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики — 20-25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных острой пневмонией

Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3-5 мин).

Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.

На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание, кисти рук на коленях.

«Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.

В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП. .

Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3-5 мин).

ИП — стоя, папка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе наклониться, взять оалку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.

Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.

Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.

В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.

Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

стимулировать крово- и лимфообращение в целях уменьшения воспаления в плевральной полости;

профилактика развития спаек и шварт;

восстановление физиологического дыхания;

повышение толерантности к физическим нагрузкам.

На постельном режиме при экссудативном плеврите лечебную гимнастику начинают со 2-3-го дня, чтобы не допустить образования спаек. Боли при дыхании и движениях туловища не являются противопоказанием для применения упражнений.

Для профилактики развития спаек применяют специальные дыхательные упражнения: наклоны туловища в «здоровую» сторону попеременно на вдохе и на выдохе. При выполнении этих упражнений растягивается плевра, так как происходит максимальная экскурсия легких и грудной клетки.

На занятиях используют упражнения дыхательные статического и динамического характера для здорового легкого, общеукрепляющие динамические — для увеличения экскурсий грудной клетки, особенно пораженной стороны. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений — 1:1, 1:2. Общая нагрузка малой интенсивности, учащение пульса на 5-10 уд./мин. Упражнение повторяют 4-8 раз в медленном и среднем темпе с полной амплитудой. Принимая во внимание болевой синдром, продолжительность занятия небольшая — 5-7 мин, и повторяют его через каждый час.

Полупостельный режим назначают в конце 1-й нед. Продолжительность занятия увеличивают до 20 мин, но уменьшают повторение его до 3-4 раз в день.

Общий режим назначают с 8-10-го дня. Методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

Комплекс № 1. Упражнения для больных плевритом

Руки на нижних ребрах. На вдохе руки лежат свободно, на выдохе сдавливать средненижние отделы легких.

Методист фиксирует верхушки легких руками, на вдохе создать сопротивление, на выдохе надавливать, способствуя более полному выдоху.

Мешочек с песком лежит на эпигастральной области. На вдохе — руки вверх, живот куполообразно выпячивается, приподнимая мешочек, на выдохе руки вдоль туловища.

ИП — лежа на здоровом боку

На нижнебоковой поверхности грудной клетки мешочек с песком массой 1-2 кг. На вдохе рука вверх за голову, на выдохе вернуться в ИП.

Вдох в ИП, рука вдоль туловища. На выдохе рука вверх за голову. Выдох активный со звуком «ха».

Комплекс № 2. Упражнения для больных плевритом

На вдохе подъем прямой руки вверх с наклоном туловища в противоположную сторону.

В руках булавы или гантели. На вдохе руки в стороны, на выдохе наклон вперед, предметы положить перед собой.

В руках гимнастическая палка, движения «гребля на байдарке».

На вдохе руки в стороны, на выдохе подтянуть колено к животу.

Руки к плечам, на вдохе локти назад, прогнуться в грудном отделе позвоночника, на выдохе наклон вперед, локти соединить перед грудью.

В руках гантели. На вдохе руки вдоль туловища, на выдохе наклон в противоположную сторону, рука вверх.

В руках палка. Задержка дыхания на вдохе с наклоном в «здоровую» сторону.

Руки с мячом над головой. Вдох в ИП, на выдохе бросить мяч с силой вниз.

Стоя «здоровым» боком к спинке кровати. Рукой ухватиться за спинку кровати. На вдохе подняться на носки, прогнуться, на выдохе отклониться от спянки кровати, противоположной рукой тянуться к полу.

Руками держаться за спинку кровати. На вдохе подняться на носки и прогнуться, на выдохе — приседание.

Закончить процедуру в ИП —сидя, количество дыхательных и общетонизирующих упражнений—18-20.

Комплекс № 3. Упражнения для больных плевритом

В руках медицинбол, руки опущены. На вдохе поворот влево, медленно поднимать руки вверх, на выдохе опустить руки вниз.

В руках гимнастическая палка. На вдохе палку поднять над головой, прогнуться, подняться на носки, на выдохе руки опустить, ноги согнуть в коленях.

Выполняется вдвоем, стоя спиной друг к другу. Передавать мяч через стороны слева направо и наоборот.

«Бокс». На выдохе поочередно выбрасывать руку вперед, пальцы . в кулак.

На вдохе поднять плечи вверх, на выдохе пружинящие 2-3 наклона в противоположную сторону.

Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе максимально вытянуть руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе руки через стороны опустить.

Руками держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе подтянуться на носки, на выдохе максимально отклониться назад с опорой на пятки.

Стоя к стенке боком, рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе поворот туловища назад, противоположной рукой коснуться стенки, на выдохе поворот вперед, стоять лицом к стенке.

Руки перед грудью, выпрямлены, в руках гантели. Круговые движения в плечевых суставах 6-8 раз вперед и 6-8 раз назад.

Ходьба с максимальным выносом ноги вперед, руки опираются о согнутое колено.

Скрестная ходьба с поворотами туловища.

Закончить процедуру ходьбой в спокойном темпе (40-50 шагов в минуту) в течение 3 мин.

уменьшить воспаление в бронхах;

восстановить дренажную функцию бронхов;

усилить крово- и лимфообращение в системе бронхов, способствовать профилактике перехода в хронический бронхит;

повысить сопротивляемость организма.

П р о т и в о п о к а з а н и я для назначения ЛФК: те же, что и при острой пневмонии.

В течение 1-й нед. от начала заболевания применяют статические и динамические дыхательные упражнения в сочетании с общеукрепляющими — 1:1, 1:2, 1:3. Методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

ЛФК при хронических неспецифических заболеваниях легких.

В группу хронических неспецифических заболеваний легких (ХНЗЛ) входят хроническая пневмония, пневмосклероз и эмфизема легких.

Эмфизема легких характеризуется частичным замещением эластической соединительной ткани соединительной волокнистой (фиброзной) тканью и ее разрастанием, развитием пневмосклероза, общим расширением легких.

обучить правильному дыханию с более глубоким выдохом;

уменьшить напряжение .дыхательных мышц, укрепить их;

улучшить обеспечение крови кислородом;

способствовать дренажу бронхов и полостей легкого;

увеличить подвижность грудной клетки;

повысить физическую работоспособность.

Противопоказания: те же, что и при других заболеваниях органов дыхания, но при «ржавой» мокроте применять физические упражнения можно.

Методика ЛФК в основном аналогична применяемой при острых заболеваниях органов дыхания в период общего режима. Добавляют упражнения на расслабление, обучение расслаблению начинают с мышц ног, затем переходят к мышцам рук, грудной клетки, шеи. В последующем обучают больного расслаблению мышц, не принимающих участие в упражнении. Например, при движениях ног мышцы рук, .шеи, грудной клетки должны быть расслаблены. Каждая процедура лечебной гимнастики должна завершаться упражнениями на расслабление. Больные должны самостоятельно 2-3 раза в день повторять упражнения на расслабление мышц и следить, чтобы мышцы шеи, грудной клетки в покое не были напряжены. При обучении дыханию фиксировать внимание больного на удлинении выдоха. Статические дыхательные упражнения с одновременным произно-. шением согласных и некоторых гласных звуков (з, ж, р, е и др.) усиливают вибрацию грудной клетки, что способствует выделению мокроты.

При обострении хронической пневмонии применяют методику ЛФК, назначаемую в острой стадии бронхолегочных заболеваний.

При наличии полостей в легких, сообщающихся с бронхиальным деревом (бронхоэктазы, абсцессы, каверны), дополнительно применяют дренажные упражнения, но не во время занятия лечебной гимнастикой, а в другое время, так как дренажные упражнения утомляют больного. Дренажные упражнения выполняют только при таком положении тела, когда гнойный очаг находится выше путей оттока. При наиболее частой локализации процесса в средней и нижних долях легкого больного укладывают на наклонную плоскость или кушетку с приподнятым ножным концом на 40-45°. Длительность дренажа зависит от общего состояния больного, переносимости воздействия. Продолжительность его — 10-30 мин. После выполнения дренажных упражнений необходим отдых не менее 30 мин.

Комплекс № 1. Упражнения для больных с гнойным процессом в верхнем отделе легких

На вдохе рука с «больной» стороны поднимается вверх и отводится назад с поворотом туловища в ту же сторону. На выдохе наклон в противоположную сторону, рука вдоль противоположной голени. На выдохе легкое покашливание, вибрационный массаж проекции верхней доли на грудную клетку.

На вдохе кисти рук привести к плечам, локти отвести назад, прогнуться; на выдохе наклон вперед, локти упираются в колени. Покашливание на выдохе.

На вдохе руки развести в стороны; на выдохе обхватить грудную клетку руками. Покашливание на выдохе.

Комплекс № 2. Упражнения для больных с гнойным процессом в средней доле легкого

На вдохе поднять руку вверх, на выдохе подтянуть колено к животу рукой. Покашливание на выдохе.

Рука на поясе. На вдохе поворот назад; на выдохе наклон вперед с максимальным выведением локтя вперед. ИП — лежа на спине

Под грудной отдел позвоночника подложен валик, голова запрокинута назад, ноги согнуты в коленях. На вдохе руки в стороны; на выдохе руками обхватить колени. Покашливание на выдохе.

Комплекс № 3. Упражнения для больных с гнойным процессом в нижней доле легких

ИП — лежа на боку на наклонной плоскости с поднятым ножным концом

1. На вдохе руку .отвести назад; на выдохе рукой подтянуть колено к животу. Покашливание на выдохе.

2. Свесить с кушетки голову и туловище, таз и ноги на кушетке. На вдохе руки развести в стороны, голову поднять, на выдохе, покашливая, руки и голову опустить вниз.

3. «Лазанье под перекладину».

ЛФК при бронхиальной астме

Бронхиальная астма — инфекционно-аллергическое заболевание; проявляется приступами одышки во время выдоха, выдох затруднен.

За д а ч и ЛФК: снять бронхоспазм, нормализовать акт дыхания, увеличить силу дыхательных мышц и подвижность грудной клетки, предотвратить возможное развитие эмфиземы, оказать регулирующее воздействие на процессы возбуждения и торможения в ЦНС.

П о к а з а н и я к назначению ЛФК: вне приступа астмы.

П р о т и в о п о к а з а н и я к назначению ЛФК:

легочно-сердечная недостаточность III степени;

тахикардия более 120 уд./мин;

одышка более 25 дыханий в минуту;

В условиях стационара курс разделяют на подготовительный и тренировочный. Подготовительный период продолжается не более 2 нед.

Применяют дыхательные упражнения общеукрепляющие, на расслабление и «звуковую» гимнастику.

ИП — лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, стоя.

Начинают лечебную гимнастику с обучения «полному» дыханию, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным подниманием грудной клетки. Во время выдоха грудная клетка опускается, живот втягивается. После освоения такого смешанного дыхания применяют удлинение вдоха по отношению к выдоху, а в последующем удлиняют выдох; в результате больной осваивает глубокий вдох и удлиненный выдох.

Звуковая гимнастика — это специальные упражнения в произнесении звуков. Начинают с произнесения ммм, после чего следует выдох — пфф. Произнесение звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, и это способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол.

Наибольшая сила воздушной струи развивается при звуках п, т, к, ф, средняя — при звуках б, г, д, в, з; наименьшая — при звуках м, к, л, р. Рекомендуют произносить рычащий звук р-р-р-р- на выдохе, начиная от 5-7 до 25-30 с и звуки бррох, бррфх, дррох, дррфх, бррух, бух, бат, бак, бех, бах.

Звуковая гимнастика помогает выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. Следует обучить больного после вдоха через нос сделать небольшую паузу и выдохнуть воздух через открытый рот с последующей более удлиненной паузой.

Читайте также:  Вскрытие и дренирование абсцесса простаты

На занятиях соблюдают соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений в соотношении 1:1. Продолжительность процедуры — от 10 до 30 мин, индивидуальные занятия—2-3 раза в день.

Тренировочный период начинают в стационаре и продолжают всю жизнь. Применяют методику подготовительного периода и добёвляют ходьбу или бег трусцой до 5 км в день, с учащением пульса до 100-120 уд./мин.

При появлении предвестников приступа бронхиальной астмы больному рекомендуют удобно сесть, положить руки на кадета юга стол, максимально расслабить мышцы туловища, ног, дышать поверхностно для того, чтобы глубокий вдох не раздражал нервные окончания в бронхах и не усиливал их спазм. На 4-5 с во время выдоха — задержать дыхание.

В межприступном периоде больного обучают также умению задержать дыхание во время умеренного выдоха.

Комплекс № 1. Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим)

ИП — сидя на стуле, руки на коленях

На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.

На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в ИП.

На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону, на выдохе вернуться в И П.

Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.

На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опустить вниз, произнося звук ш-ш-ш.

На вдохе — руки на коленях; на выдохе произносить звук ж-ж-ж.

Руки перед грудью, пальцы в «замок». На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор урегулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета: вдох — 1,2; выдох — 3, 4, 5, 6; пауза — 7, 8. В конце курса ‘продолжительность выдоха должна увеличиться до 30-40 с.

Комплекс № 2. Упражнения для больных бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)

Руки на коленях. На вдохе колени развести; на выдохе вернуться в ИП.

Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в ИП.

На вдохе руки вверх, на выдохе опустить со звуком ха.

Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.

В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.

Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться и ИП.

Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук уф или ух.

Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

Для полной реабилитации больных заболеваниями органов дыхания целесообразны физические тренировки.

П о к а з а н и я к их применению:

период выздоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита;

начало и полная ремиссия ХНЗЛ;

тренировочный период при бронхиальной астме.

П р о т и в о п о к а з а н и я :

острый период «заболевания,

легочно-сердечная недостаточность — в фазе декомпенсации.

Ф о р м ы тренировок: тренажеры общего действия (велотренажер, беговая дорожка), ходьба, бег, физические упражнения и плавание в бассейне.

Нагрузки применяют в интервальном режиме. Например, бег 4 мин со скоростью 7-8 км/ч, затем ускорение на 10-15 с до 10 км/ч, после чего в течение 2-3 мин дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Продолжительность бега — 30 мин 3 раза в неделю или 20 мин 4 раза в неделю.

источник

Пневмония (воспаление легких) – тяжелое инфекционное заболевание, с которым не всегда удается справиться даже в наше время, когда фармакологический рынок предлагает широчайший спектр антибактериальных лекарственных средств. Не последнюю роль в улучшении исхода болезни играет своевременное назначение комплекса упражнений ЛФК, рекомендованных при пневмонии. Это помогает ускорить выздоровление и избежать нежелательных последствий.

Пневмония представляет собой воспалительный процесс на определенном участке легкого, чаще всего носящий инфекционный характер. Основным ее отличием от других заболеваний дыхательной системы является поражение самых мелких, глубинных структур легких: бронхиол и альвеол (непосредственно в которых происходит газообмен). При бронхите и бронхиальной астме страдают более широкие бронхи, при саркоидозе легких – пространство между альвеолами. Объемом альвеолярной ткани, вовлеченной в воспалительный процесс, определяется тяжесть пневмонии.

Особенности протекания болезни зависят от возбудителя заболевания, однако существуют некоторые характерные симптомы, проявляющиеся у большинства пациентов с пневмонией:

  • Кашель с выделением гнойной мокроты, иногда в ней может обнаруживаться примесь крови;
  • Боли в грудной клетке на фоне глубокого дыхания и кашля;
  • Лихорадка;
  • Одышка, чувство неполноты вдоха;
  • Общая слабость и недомогание.

Диагноз ставится на основании клинической картины болезни, выявления характерных влажных хрипов при аускультации и обнаружения очагового затемнения на рентгенограммах.

Лечебная гимнастика при пневмонии призвана решить сразу несколько задач:

  • Улучшение выведения мокроты;
  • Обеспечение более полноценного дыхания за счет включения в процесс альвеол, ранее находившихся в неактивном состоянии;
  • Стимуляция крово- и лимфообращения в ткани легких и бронхов;
  • Усиление групп мышц, обеспечивающих дыхательные движения;
  • Профилактика осложнений (воспаление плевры, образование спаек в плевральной полости, расширения и деформации бронхов);
  • Нормализация общего состояния организма за счет улучшения газообмена.

Несмотря на неоспоримую пользу, есть ситуации, при которых с лечебной гимнастикой лучше повременить:

  • Высокая температура тела, сопровождающаяся ознобами, общей слабостью, головными болями;
  • Тяжелая дыхательная или сердечная недостаточность;
  • Угроза легочного кровотечения;
  • Формирование отграниченной гнойной полости в легком (абсцесс) до прорыва ее в бронхиальное дерево;
  • Сопутствующие онкологические заболевания;
  • Выраженное снижение иммунитета;
  • Обширные очаги затемнения по данным рентгенографии.

Любые активные вмешательства в лечебный процесс, будь то массаж, ЛФК, дыхательные упражнения, возможны лишь после стабилизации состояния и только с разрешения доктора.

Перед началом занятий при воспалении легких нужно ознакомиться с основными правилами их проведения:

  • На ранних стадиях, когда больной должен соблюдать постельный режим, следует ограничиться дыхательной гимнастикой и массажем;
  • Заниматься желательно трижды за день;
  • Каждое упражнение стоит повторять не менее 8 раз;
  • Во время тренировок нужно периодически оценивать частоту сердечных сокращений. Она должна возрасти не более чем на 10 ударов в минуту;
  • При появлении головокружения, слабости, усилении одышки занятие нужно остановить.

На самой ранней стадии разрешена незначительная физическая нагрузка, лечебная физкультура при пневмонии у взрослых включает гимнастические элементы, выполняемые в горизонтальной позиции:

  1. Руки расслабленно лежат параллельно корпусу. На вдохе поднимаем их к голове и легко потягиваемся.
  2. Из того же положения, вдыхая, разводим руки по сторонам и возвращаем обратно, выдыхая.
  3. Сгибаем и разгибаем ступни – к себе и от себя.
  4. Опускаем руки на талию. Поочередно подтягиваем к себе то одну, то другую ногу, при этом пяточная область скользит по кровати.
  5. Пальцы рук складываем в замок и на вдохе поднимаем их над головой, поворачивая ладонями от себя. Выдыхая, возвращаем назад.
  6. Ладони положить на плечевые суставы. Набираем полную грудь воздуха и максимально разводим плечи в стороны, соединяя лопатки. Выдыхаем и расслабляемся.
  7. Поочередно отводим ноги вправо и влево.
  8. Попеременно поднимаем ноги вверх, к потолку.

Помимо дыхательной гимнастики и массажа постельный режим больных острой пневмонией предполагает легкие физические упражнения в пределах кровати. Начинают их выполнение медленно, размеренно, постепенно наращивая темп. Длительность одного занятия не должна превышать 10 минут.

При переводе пациента на полупостельный режим его возможности расширяются и нагрузка повышается: упражнения можно делать в положении сидя со спущенными ногами, разрешается дозированная ходьба. Продолжительность тренировки увеличивается еще на 10 минут.

На этапе выздоровления в комплекс допустимо включать занятия на тренажерах, спортивную и скандинавскую ходьбу, игровые тренировки. Занятия ЛФК проводят по 40 минут 3 раза за день. Гимнастика после пневмонии отличается большим разнообразием и необходима для восстановления удовлетворительной переносимости организмом обычных физических нагрузок.

Дренажные восстановительные методики предполагают облегчение отхаркивания мокроты и улучшение вентиляционных процессов в легких. Они предотвращают застойные явления и переход воспаления в хроническую форму. Данные методы необходимо сочетать с ЛФК.

Постуральный дренаж заключается в принятии больным определенных положений, при которых значимо улучшается выведение наружу отделяемого из бронхов. Вот варианты позиций для постурального дренажа:

  1. Лежа на боку со стороны здорового легкого.
  2. Лежа на спине с приподнятыми ногами и нижней частью туловища на угол в 20-45 градусов. Для этого под ноги и спину подкладывают подушки, валики, скатанные одеяла.
  3. Лежа на животе с подложенным под переднюю брюшную стенку валиком.
  4. В положении сидя ноги подтягиваются к груди, корпус немного наклоняется и руки вытягиваются вперед.

Лечение положением сопровождается поглаживающими, легкими массажными движениями в области грудной клетки. Перед началом постурального дренажа лучше принять отхаркивающие препараты для разжижения мокроты.

Большинство дренажных приемов противопоказаны при повреждениях позвоночника, ребер, а также при повышенном внутричерепном давлении.

Перкуссионный массаж заключается в методичном постукивании по грудной клетке кистью руки, сложенной в виде «ковшика». При таком постукивании на бронхиальное дерево передаются толчки, которые способствуют отлипанию мокроты от стенок крупных и мелких бронхов и ее откашливанию. Перкуссию проводят со стороны спины и по передней поверхности грудной клетки.

Эффект от перкуссии усиливается при приеме отхаркивающих средств и при сочетании с дренажным положением тела. Никаких болевых ощущений во время проведения процедуры возникать не должно.

Нельзя выполнять перкуссионный массаж при легочном кровотечении, воспалении плевры, травмах ребер и онкологических процессах.

Вибромассаж заключается в специфических вибрационных движениях ладони массажиста или использовании электрических вибромассажеров. Вибрирующие движения можно выполнять тыльной частью или ребром ладони, пальцами, кулаком. Массируют сначала заднюю стенку грудной клетки, межлопаточную область, потом боковые поверхности ребер, переднюю часть груди.

В сочетании с лечением положением и перкуссионным массажем вибрационное воздействие способствует отставанию наложений мокроты на стенках бронхов и укреплению дыхательной мускулатуры. Эффективность процедуры возрастает, если ее проводит опытный массажист: частота вибрационных движений руки у таких специалистов может достигать 200 в минуту. Возможно также применение специальных приборов, имеющих насадки разной формы для массажа различных частей тела.

При ослаблении кашлевого рефлекса пациенту бывает сложно откашлять отделяемое из бронхиальной системы, тем более если оно имеет густую консистенцию. Длительный застой крови и мокроты в легких способствует развитию осложнений и затяжному течению воспалительного процесса. Поэтому для пациентов ослабленных или с нарушенным сознанием врачи ЛФК разработали специальное упражнение, позволяющее избавить дыхательные пути от патологического содержимого.

  1. Сначала больного просят покашлять, это возможно даже при минимальном сохранении кашлевого рефлекса.
  2. Затем пациент глубоко вдыхает, и помощник оказывает вибрационное воздействие на его грудную клетку в течение нескольких секунд.
  3. Потом резко сжимает нижнегрудной отдел, не прекращая вибромассажа.

Респираторная гимнастика при воспалении глубоких альвеолярных структур имеет первостепенное значение для легких и общего состояния организма. Она нормализует дыхательную функцию легких и грудных мышц, увеличивает насыщение крови кислородом и рефлекторно стимулирует респираторный центр в головном мозге. Обычно дыхательные упражнения выполняются до и после основного комплекса ЛФК.

В детском возрасте дыхательная гимнастика особенно необходима – у детей слабо развиты грудные мышцы и им бывает трудно откашлять вязкую мокроту. Упражнения выполняются в игровой форме, чтобы удержать внимание ребенка на занятиях:

  1. «Ладошки». Выставить перед собой ладони согнутых ручек, на вдохе сжимать пальчики, на выдохе расслаблять ручки и грудные мышцы.
  2. «Насос». Малыш представляет, что накачивает с помощью насоса матрас. При каждом вдохе выполняется наклон вперед, руки движутся вниз, при выдохе нужно выпрямиться.
  3. «Котенок». Соединить вместе стопы, на вдохе слегка присесть, развернув корпус вбок, руки при этом совершают хватательные движения.
  4. «Обнимашки». На каждый вдох нужно быстро обхватывать себя руками, выдыхая, разжимать их, но не отводить далеко от туловища.
  5. «Маятник». Ребенок обнимает себя за плечики и ритмично раскачивается: на вдохе – вперед, на выдохе – назад.
  6. «Ушки на макушке». Выдыхая, осуществлять наклоны головой поочередно вперед, назад, к правому, к левому надплечью.
  7. «Журавль». На вдохе ножка подтягивается повыше, к животику и груди, вторая нога слегка подгибается. Выдыхая, малыш встает ровно.

Выполнять упражнения рекомендуется от простых к более сложным:

  1. Набираем воздух полной грудью, выдерживаем паузу в пару-тройку секунд, затем делаем прерывистый выдох – воздух выпускаем небольшими порциями.
  2. Выполняем задание, аналогичное первому, но на выдохе произносим пульсирующие звуки.
  3. Втягиваем воздух через нос, а выпускаем сквозь сжатые губы, чтобы воздух встречал на своем пути сопротивление.
  4. Одну ладонь положить на грудь, другую – на мышцы брюшного пресса, чтобы контролировать дыхательные движения. Делаем вдох животом и продолжительный пассивный выдох, полностью расслабившись.
  5. В горизонтальном положении заводим согнутые руки за спину. На вдохе присаживаемся, отталкиваясь от кровати руками, на выдохе снова ложимся.
  6. Садимся на край кровати, ноги расставляем, руки отводим по разным сторонам. Выдыхая, наклоняемся то к левой, но к правой ноге, доставая руками до ступни.
  7. Встаем прямо, ладони кладем на талию. На выдохе поочередно наклоняем туловище то вправо, то влево.

Для больных с пневмонией первостепенное значение имеет лечебная физкультура: ЛФК способствует быстрому рассасыванию очага воспаления, восстановлению дыхательного объема и повышению устойчивости ослабленного организма к физнагрузкам. Важно не прекращать занятия в домашних условиях, после выписки из стационара.

источник