Меню Рубрики

Дыхательная гимнастика при абсцессе легкого

В связи с заболеваниями легких, в организме происходит нарушение функций внешнего дыхания, это происходит из-за того, что эластичность тканей легких ухудшается, а также нарушается нормальный газообмен между кровью и альвеолярным воздухом. В результате спазмов бронхов, утолщения их стенок, механической закупорки, которая происходит при повышенном выделении мокроты, происходит уменьшение бронхиальной проводимости.
Полноценный физиологический акт дыхания осуществляется одновременно в двух полостях: грудной и брюшной.

Существует три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.
Если при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха, то значит речь идет о верхнегрудном типе дыхания. Что касается нижнегрудного, или реберного, дыхания, то оно характеризуется тем, что на вдохе происходит расширение грудной клетки в стороны. В этом случае диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании диафрагма должна опускаться. Если имеет место реберное дыхание, то тогда происходит сильное втягивание низа живота, а это имеет весьма неблагоприятные последствия для органов брюшной полости. При интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость наблюдается диафрагмальное, или брюшное, дыхание. Расширение грудной клетки происходит преимущественно в нижних отделах, что обуславливает полноценную вентиляцию только нижних долей легких. Обучаясь методике дыхания, больной осваивает все типы дыхания.

При заболеваниях органов дыхания немаловажное значение имеет лечебная физкультура. В ее задачи входит:
— осуществить общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма
— способствовать улучшению функции внешнего дыхания, благодаря овладению методикой управления дыханием
— способствовать уменьшению интоксикации, а также стимуляции иммунных процессов
— увеличить отделение мокроты
— уменьшить проявление бронхоспазма
— способствовать ускорению рассасывания при воспалительных процессах
— вызывать стимуляцию экстракардиальных факторов кровообращения.
Однако имеются и противопоказания для занятий ЛФК при заболеваниях органов дыхания. Они состоят в следующем:
— дыхательная недостаточность третьей степени
— наличие абсцесса легкого до прорыва в бронх
— кровохарканье или угроза такового
— асматический статус
— полный ателектаз легкого
— скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

При таком легочном заболевании, как острая пневмония, следует особое внимание уделить занятиям лечебной физкультурой. Комплекс упражнений ЛФК при острой пневмонии окажет благоприятное влияние на весь организм и поможет бороться с заболеванием. В задачи ЛФК входит:
— оказывать максимальное воздействие на здоровую легочную ткань для того, чтобы включить ее в дыхание
— способствовать усилению крово- и лимфообращения в пораженной доле
— не допускать возникновения ателектазов.
Во время лечения, в период постельного режима, следует применять динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп, а также дыхательные упражнения: статические и динамические. Данные упражнения надо выполнять начиная с 3-5-го дня постельного режима, исходное положение — лежа и сидя на кровати, спустив ноги.
Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений должно равняться — 1:1, 1:2, 1:3. Во время выполнения упражнений необходимо следить за пульсом, он не должен учащаться более чем на 5-10 уд./мин. Темп упражнений — медленный и средний, каждое упражнение нужно повторять не менее 4-8 раз, амплитуда движений — максимальная.
Длительность процедуры — 10-15 минут, самостоятельные занятия проводятся 3 раза в день по 10 минут.
При палатном, полупостельном режиме больной продолжает выполнять упражнения постельного режима, но при этом их дозировка увеличивается, включаются упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Упражнения следует выполнять с 5-7-го дня полупостельного режима, исходное положение — сидя на стуле и стоя. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений составляет 1:1, 1:2. Пульс может учащаться до 10-15 уд./мин. Число повторений упражнений постепенно увеличивается до 8-10 раз в среднем темпе. В комплекс упражнений также включается ходьба. Продолжительность занятий составляет 15-30 минут. Занятия повторяются самостоятельно. Также занятия могут быть и индивидуальными, и малогрупповыми. Общая их продолжительность в течение дня — до 2 часов.
Начиная с 7-10 дня (но не раньше) больные переводятся на общий режим. В этом режиме продолжают проводиться занятия лечебной гимнастикой так же, как и при палатном режиме, только нагрузка увеличивается, пульс должен быть до 100 уд./мин. Одно занятие продолжается до 40 минут, также применяются упражнения на тренажерах, ходьба и различные игры.

Комплексы упражнений для больных острой пневмонией включают в себя следующее:
Комплекс №1
Постельный режим
Упражнения выполняются из исходного положения лежа на спине:
1. Диафрагмальное дыхание, при этом руки располагаются на груди и животе.
2. Сделать вдох — руки поднять вверх, выдох — опустить. Следить за тем, чтобы выдох был вдвое длиннее вдоха.
3. Сделать вдох, при этом отводя прямую ногу в сторону, выдох — вернуться в исходное положение.
4. Согнуть руки в локтевых суставах. Сделать вдох — развести руки в стороны, выдох — руки опустить.
5. Сделать вдох — развести руки в стороны, выдох — взяться руками за колени и подтянуть их к животу.
Следующие упражнения выполняются из положения лежа на боку:
1. Сделать вдох — отвести руку назад, при этом поворачивая назад туловище, выдох — вернуться в исходное положение, руку положить на эпигастральную область.
2. Положить руку на нижние ребра. Затем сделать вдох и, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.
3. Охватить ладонью шею сзади, создавая статическое напряжение мышц плечевого пояса. В таком положении выполнять глубокое дыхание.
Данный комплекс упражнений закончить выполнением диафрагмального дыхания в положении лежа на спине.

Комплекс №2
Палатный режим
Упражнения выполняются из исходного положения сидя на стуле:
1. Диафрагмальное дыхание, при этом руки находятся на груди и животе.
2. Сделать вдох — поднять руку вверх, наклониться в противоположную сторону, выдох — опустить руку.
3. Локти отвести назад, сделать вдох, затем выдох — вернуться в исходное положение.
4. Выполнять руками движения, имитирующие плавание брассом. Сделать вдох — вернуться в исходное положение, выдох — руки развести в стороны.
5. Сделать вдох — развести руки в стороны, выдох — обнять себя за плечи.
Следующие упражнения выполняются из исходного положения стоя:
1. Взять в руки гимнастическую палку. Сделать вдох — поднять руки вверх, прогнуться, отвести ногу назад и поставить ее на носок.
2. Выполнять руками круговые движения, напоминающие греблю.
3. Взять в руки булавы. Сделать вдох — руки развести в стороны, при этом булавы должны быть параллельно полу. Выдох — наклониться, булавы поставить на пол.
4. Сделать вдох — поднять руки вверх, выдох — выполнить приседание, руки находятся в упоре о пол.
5. Завести гимнастическую палку назад, за локтевые сгибы. Сделать вдох — прогнуться назад, выдох — наклониться вперед.
Данный комплекс упражнений закончить в исходном положении сидя. Общее количество упражнений — не меньше 20-25.

Комплекс №3
Общий режим
Упражнения выполняются из исходного положения стоя:
Сначала выполнить ходьбу по залу: на носках, пятках, на наружной и внутренней стороне стоп (не менее 3-5 минут).
1. Сделать вдох, подняться на носки, поднять плечи, пальцы сжать в кулак, выдох — вернуться в исходное положение.
2. Сделать вдох — поднять руки вверх, поднять голову, прогнуться. Выдох — присесть, кисти рук находятся на коленях.
3. Сделать вдох — выполнить поочередные наклоны в стороны, при этом рука должна скользить по бедру вниз. Выдох — вернуться в исходное положение.
4. Взять в руки медицинбол, руки располагаются перед грудью. Сделать вдох — выполнить повороты в стороны, выдох — вернуться в исходное положение.
5. Выполнить ходьбу с высоким подниманием бедра, при этом руки должны активно работать (не менее 3-5 минут).
6. Положить на стул гимнастическую палку. Сделать вдох — поднять руки, выдох — наклониться и взять палку. Опять сделать вдох, держа палку в руках, выдох — положить палку на сиденье.
7. Встать боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. Сделать вдох — отклониться от стенки, выдох — вернуться в исходное положение.
8. Встать лицом к гимнастической стенке. Сделать вдох — поднять руки вверх, тянуться руками к верхней перекладине. Выдох — держаться руками за перекладину на уровне пояса и сделать легкое приседание.
9. Взять в руки гимнастическую палку, при этом руки опущены. Сделать вдох — поднять руки вверх, выдох — с помощью палки поджать колено к животу.
10. Руки расположить перед грудью. Сделать вдох — развести руки в стороны, выполнить поворот туловища в сторону. Выдох — вернуться в исходное положение.
Данную процедуру лечебной гимнастики закончить ходьбой в среднем темпе, постепенно переходя на медленный темп.

источник

Пневмония (воспаление легких) – тяжелое инфекционное заболевание, с которым не всегда удается справиться даже в наше время, когда фармакологический рынок предлагает широчайший спектр антибактериальных лекарственных средств. Не последнюю роль в улучшении исхода болезни играет своевременное назначение комплекса упражнений ЛФК, рекомендованных при пневмонии. Это помогает ускорить выздоровление и избежать нежелательных последствий.

Пневмония представляет собой воспалительный процесс на определенном участке легкого, чаще всего носящий инфекционный характер. Основным ее отличием от других заболеваний дыхательной системы является поражение самых мелких, глубинных структур легких: бронхиол и альвеол (непосредственно в которых происходит газообмен). При бронхите и бронхиальной астме страдают более широкие бронхи, при саркоидозе легких – пространство между альвеолами. Объемом альвеолярной ткани, вовлеченной в воспалительный процесс, определяется тяжесть пневмонии.

Особенности протекания болезни зависят от возбудителя заболевания, однако существуют некоторые характерные симптомы, проявляющиеся у большинства пациентов с пневмонией:

  • Кашель с выделением гнойной мокроты, иногда в ней может обнаруживаться примесь крови;
  • Боли в грудной клетке на фоне глубокого дыхания и кашля;
  • Лихорадка;
  • Одышка, чувство неполноты вдоха;
  • Общая слабость и недомогание.

Диагноз ставится на основании клинической картины болезни, выявления характерных влажных хрипов при аускультации и обнаружения очагового затемнения на рентгенограммах.

Лечебная гимнастика при пневмонии призвана решить сразу несколько задач:

  • Улучшение выведения мокроты;
  • Обеспечение более полноценного дыхания за счет включения в процесс альвеол, ранее находившихся в неактивном состоянии;
  • Стимуляция крово- и лимфообращения в ткани легких и бронхов;
  • Усиление групп мышц, обеспечивающих дыхательные движения;
  • Профилактика осложнений (воспаление плевры, образование спаек в плевральной полости, расширения и деформации бронхов);
  • Нормализация общего состояния организма за счет улучшения газообмена.

Несмотря на неоспоримую пользу, есть ситуации, при которых с лечебной гимнастикой лучше повременить:

  • Высокая температура тела, сопровождающаяся ознобами, общей слабостью, головными болями;
  • Тяжелая дыхательная или сердечная недостаточность;
  • Угроза легочного кровотечения;
  • Формирование отграниченной гнойной полости в легком (абсцесс) до прорыва ее в бронхиальное дерево;
  • Сопутствующие онкологические заболевания;
  • Выраженное снижение иммунитета;
  • Обширные очаги затемнения по данным рентгенографии.

Любые активные вмешательства в лечебный процесс, будь то массаж, ЛФК, дыхательные упражнения, возможны лишь после стабилизации состояния и только с разрешения доктора.

Перед началом занятий при воспалении легких нужно ознакомиться с основными правилами их проведения:

  • На ранних стадиях, когда больной должен соблюдать постельный режим, следует ограничиться дыхательной гимнастикой и массажем;
  • Заниматься желательно трижды за день;
  • Каждое упражнение стоит повторять не менее 8 раз;
  • Во время тренировок нужно периодически оценивать частоту сердечных сокращений. Она должна возрасти не более чем на 10 ударов в минуту;
  • При появлении головокружения, слабости, усилении одышки занятие нужно остановить.

На самой ранней стадии разрешена незначительная физическая нагрузка, лечебная физкультура при пневмонии у взрослых включает гимнастические элементы, выполняемые в горизонтальной позиции:

  1. Руки расслабленно лежат параллельно корпусу. На вдохе поднимаем их к голове и легко потягиваемся.
  2. Из того же положения, вдыхая, разводим руки по сторонам и возвращаем обратно, выдыхая.
  3. Сгибаем и разгибаем ступни – к себе и от себя.
  4. Опускаем руки на талию. Поочередно подтягиваем к себе то одну, то другую ногу, при этом пяточная область скользит по кровати.
  5. Пальцы рук складываем в замок и на вдохе поднимаем их над головой, поворачивая ладонями от себя. Выдыхая, возвращаем назад.
  6. Ладони положить на плечевые суставы. Набираем полную грудь воздуха и максимально разводим плечи в стороны, соединяя лопатки. Выдыхаем и расслабляемся.
  7. Поочередно отводим ноги вправо и влево.
  8. Попеременно поднимаем ноги вверх, к потолку.

Помимо дыхательной гимнастики и массажа постельный режим больных острой пневмонией предполагает легкие физические упражнения в пределах кровати. Начинают их выполнение медленно, размеренно, постепенно наращивая темп. Длительность одного занятия не должна превышать 10 минут.

При переводе пациента на полупостельный режим его возможности расширяются и нагрузка повышается: упражнения можно делать в положении сидя со спущенными ногами, разрешается дозированная ходьба. Продолжительность тренировки увеличивается еще на 10 минут.

На этапе выздоровления в комплекс допустимо включать занятия на тренажерах, спортивную и скандинавскую ходьбу, игровые тренировки. Занятия ЛФК проводят по 40 минут 3 раза за день. Гимнастика после пневмонии отличается большим разнообразием и необходима для восстановления удовлетворительной переносимости организмом обычных физических нагрузок.

Дренажные восстановительные методики предполагают облегчение отхаркивания мокроты и улучшение вентиляционных процессов в легких. Они предотвращают застойные явления и переход воспаления в хроническую форму. Данные методы необходимо сочетать с ЛФК.

Постуральный дренаж заключается в принятии больным определенных положений, при которых значимо улучшается выведение наружу отделяемого из бронхов. Вот варианты позиций для постурального дренажа:

  1. Лежа на боку со стороны здорового легкого.
  2. Лежа на спине с приподнятыми ногами и нижней частью туловища на угол в 20-45 градусов. Для этого под ноги и спину подкладывают подушки, валики, скатанные одеяла.
  3. Лежа на животе с подложенным под переднюю брюшную стенку валиком.
  4. В положении сидя ноги подтягиваются к груди, корпус немного наклоняется и руки вытягиваются вперед.
Читайте также:  Абсцесс слюнной железы у собак

Лечение положением сопровождается поглаживающими, легкими массажными движениями в области грудной клетки. Перед началом постурального дренажа лучше принять отхаркивающие препараты для разжижения мокроты.

Большинство дренажных приемов противопоказаны при повреждениях позвоночника, ребер, а также при повышенном внутричерепном давлении.

Перкуссионный массаж заключается в методичном постукивании по грудной клетке кистью руки, сложенной в виде «ковшика». При таком постукивании на бронхиальное дерево передаются толчки, которые способствуют отлипанию мокроты от стенок крупных и мелких бронхов и ее откашливанию. Перкуссию проводят со стороны спины и по передней поверхности грудной клетки.

Эффект от перкуссии усиливается при приеме отхаркивающих средств и при сочетании с дренажным положением тела. Никаких болевых ощущений во время проведения процедуры возникать не должно.

Нельзя выполнять перкуссионный массаж при легочном кровотечении, воспалении плевры, травмах ребер и онкологических процессах.

Вибромассаж заключается в специфических вибрационных движениях ладони массажиста или использовании электрических вибромассажеров. Вибрирующие движения можно выполнять тыльной частью или ребром ладони, пальцами, кулаком. Массируют сначала заднюю стенку грудной клетки, межлопаточную область, потом боковые поверхности ребер, переднюю часть груди.

В сочетании с лечением положением и перкуссионным массажем вибрационное воздействие способствует отставанию наложений мокроты на стенках бронхов и укреплению дыхательной мускулатуры. Эффективность процедуры возрастает, если ее проводит опытный массажист: частота вибрационных движений руки у таких специалистов может достигать 200 в минуту. Возможно также применение специальных приборов, имеющих насадки разной формы для массажа различных частей тела.

При ослаблении кашлевого рефлекса пациенту бывает сложно откашлять отделяемое из бронхиальной системы, тем более если оно имеет густую консистенцию. Длительный застой крови и мокроты в легких способствует развитию осложнений и затяжному течению воспалительного процесса. Поэтому для пациентов ослабленных или с нарушенным сознанием врачи ЛФК разработали специальное упражнение, позволяющее избавить дыхательные пути от патологического содержимого.

  1. Сначала больного просят покашлять, это возможно даже при минимальном сохранении кашлевого рефлекса.
  2. Затем пациент глубоко вдыхает, и помощник оказывает вибрационное воздействие на его грудную клетку в течение нескольких секунд.
  3. Потом резко сжимает нижнегрудной отдел, не прекращая вибромассажа.

Респираторная гимнастика при воспалении глубоких альвеолярных структур имеет первостепенное значение для легких и общего состояния организма. Она нормализует дыхательную функцию легких и грудных мышц, увеличивает насыщение крови кислородом и рефлекторно стимулирует респираторный центр в головном мозге. Обычно дыхательные упражнения выполняются до и после основного комплекса ЛФК.

В детском возрасте дыхательная гимнастика особенно необходима – у детей слабо развиты грудные мышцы и им бывает трудно откашлять вязкую мокроту. Упражнения выполняются в игровой форме, чтобы удержать внимание ребенка на занятиях:

  1. «Ладошки». Выставить перед собой ладони согнутых ручек, на вдохе сжимать пальчики, на выдохе расслаблять ручки и грудные мышцы.
  2. «Насос». Малыш представляет, что накачивает с помощью насоса матрас. При каждом вдохе выполняется наклон вперед, руки движутся вниз, при выдохе нужно выпрямиться.
  3. «Котенок». Соединить вместе стопы, на вдохе слегка присесть, развернув корпус вбок, руки при этом совершают хватательные движения.
  4. «Обнимашки». На каждый вдох нужно быстро обхватывать себя руками, выдыхая, разжимать их, но не отводить далеко от туловища.
  5. «Маятник». Ребенок обнимает себя за плечики и ритмично раскачивается: на вдохе – вперед, на выдохе – назад.
  6. «Ушки на макушке». Выдыхая, осуществлять наклоны головой поочередно вперед, назад, к правому, к левому надплечью.
  7. «Журавль». На вдохе ножка подтягивается повыше, к животику и груди, вторая нога слегка подгибается. Выдыхая, малыш встает ровно.

Выполнять упражнения рекомендуется от простых к более сложным:

  1. Набираем воздух полной грудью, выдерживаем паузу в пару-тройку секунд, затем делаем прерывистый выдох – воздух выпускаем небольшими порциями.
  2. Выполняем задание, аналогичное первому, но на выдохе произносим пульсирующие звуки.
  3. Втягиваем воздух через нос, а выпускаем сквозь сжатые губы, чтобы воздух встречал на своем пути сопротивление.
  4. Одну ладонь положить на грудь, другую – на мышцы брюшного пресса, чтобы контролировать дыхательные движения. Делаем вдох животом и продолжительный пассивный выдох, полностью расслабившись.
  5. В горизонтальном положении заводим согнутые руки за спину. На вдохе присаживаемся, отталкиваясь от кровати руками, на выдохе снова ложимся.
  6. Садимся на край кровати, ноги расставляем, руки отводим по разным сторонам. Выдыхая, наклоняемся то к левой, но к правой ноге, доставая руками до ступни.
  7. Встаем прямо, ладони кладем на талию. На выдохе поочередно наклоняем туловище то вправо, то влево.

Для больных с пневмонией первостепенное значение имеет лечебная физкультура: ЛФК способствует быстрому рассасыванию очага воспаления, восстановлению дыхательного объема и повышению устойчивости ослабленного организма к физнагрузкам. Важно не прекращать занятия в домашних условиях, после выписки из стационара.

источник

Лечебная физкультура и дыхательная гимнастика при различных болезнях легких направлены на восстановление бронхиальной проводимости, улучшение отхождения густой мокроты. Упражнения способствуют лучшему кровоснабжению легких и других органов, оказывают общеукрепляющее воздействие на организм в целом.

Перед тем, как приступать к выполнению рекомендуемого комплекса упражнений при заболеваниях бронхолегочной системы, следует ознакомиться с имеющимися противопоказаниями.

Любые физические нагрузки, какими бы щадящими они не были, нельзя выполнять при тяжелой дыхательной недостаточности, интоксикации, кровохарканье, лихорадке, гнойных процессах в легких и бронхах.

Занятия физкультурой при болезнях легких и бронхов должны начинаться с самых простых и легких в выполнении упражнений. Особенно это важно при отеке легких!

Постепенно под контролем врача по лечебной физкультуре переходят к более сложным упражнениям.

Главное в лечебной физкультуре – это регулярность проводимых мероприятий. Организм должен постепенно привыкать к нормальной работе, перестраиваться после заболевания на новый уровень. Всё должно проходить максимально комфортно для настоящего состояния больного.

Комплекс начинается с упражнений в положении лежа и сидя. При этом тренируются различные виды дыхания – верхнее диафрагмальное и нижнее. Пациент, лежа или сидя осуществляет поднятия рук вверх и вниз, махи руками, вращательные движения плечевым поясом. Во время зарядки следует внимательно следить за дыханием. Оно должно быть максимально глубоким и эффективным. Если во время упражнение пациент задыхается, кашляет, следует сократить объем физических упражнений до приемлемого уровня или вовсе прекратить их на время.

Для более эффективных тренировок к упражнениям привлекаются дополнительные инструменты. Это может быть обычная палка, легкие гантели, эластическая лента, резиновый мяч.

Одно из упражнений, направленных на быстрое отхождение мокроты, заключается в заведении рук с палкой или лентой за спину. Затем совершаются наклоны вперед назад, из стороны в стороны. Данное упражнение на первом этапе восстановления можно проводить в постели, сидя или лежа. Постепенно все физические нагрузки совершаются в положении стоя.

Длительность тренировок, их интенсивность зависят от состояния пациента. Необходимо учитывать уровень артериального давления, пульс, температуру тела, возраст пациента, его тренированность.

Практикуются различные дыхательные гимнастики, помогающие восстановить здоровье при легочных патологиях.

Метод волевой ликвидации глубокого дыхания Бутейко (ВЛГД) помогает при бронхолегочных заболеваниях, пневмонии, бронхиальной астме, ХОБЛ, аллергии, стенокардии и других заболеваниях сердца, мигрени, желудочно-кишечных коликах, гипертонии.

О парадоксальной дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой известно далеко за пределами нашей страны. Ее результаты поистине удивительны. С помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос.

Остановимся подробней на проверенной веками дыхательной гимнастике по системе йогов.

После снятия отека легких и в восстановительный период при других легочных патологиях показана гимнастика по системе йогов.

Методы контроля дыхания в йоге, известные как «пранаямы», означают «продление жизненной силы». Они направляют практикующего в правильный путь, помогают правильно выполнять вдохи и выдохи. Они могут улучшить объем легких, помогают уменьшить стресс и упорядочить ум, а также самостоятельно выработать методы контроля дыхания.

Некоторым людям достаточно сложно заниматься йогой с точки зрения исполнения поставленных задач в данной практике, в то время как другим познание всех «азов» йоги и медитации дается легко. Первоначально, человек, выполняющий дыхательные упражнения в йоге, может почувствовать неравномерность этого процесса, но с течением времени и с приобретенными навыками, йогическое дыхание станет гладким и легким.

Она разработана с целью помочь практикующим научиться осознавать и контролировать свое дыхание, расслабиться во время брюшного дыхания, снять стресс и полностью дышать. Также данная техника упоминается как диафрагмальное дыхание, как метод, позволяющий перейти от небольшого грудного дыхания к глубокому дыханию полной грудью. Чтобы иметь возможность практиковать этот метод, необходимо:

  • Сидеть на полу, скрестив ноги и положить ладони на живот
  • Держа спину прямо, медленно сделать вдох через нос и использовать диафрагму, толкая при этом руку вперед, глубоко заполняя воздухом легкие
  • После выдоха воздуха через нос, сжать мышцы живота, чтобы вытолкнуть воздух из легких
  • Промежуточный этап дыхательной техники

Три фазы дыхания, немного более сложные, чем простое брюшное дыхание, стимулируют человека дышать полноценным образом, чтобы заполнить легкие воздухом снизу вверх. В то время как дыхание через нос выполняется одним непрерывным дыханием, легкие будут заполняться в три этапа:

Во время первой фазы (похожей на брюшной дыхание) человек вдыхает и заполняет нижнюю часть легких, используя диафрагму.

Он продолжает вдыхать воздух на второй фазе, чтобы расширить и открыть свою грудную клетку.

На третьем этапе, воздух попадает в верхнюю части грудной клетки и нижнюю часть горла.

Необходимо положить руки на живот, а затем на ребра и, наконец, на верхнюю часть груди при выполнении трехэтапного дыхания, чтобы убедиться в том, что техника исполнена правильно.

На сегодняшний день доступно также обучение так называемому «огненному дыханию», технике, которая может усилить диафрагму, расширить объем легких и помочь очистить дыхательную систему. Чтобы практиковать эту технику, которую иногда называют «сильфонное дыхание» или «очищающее дыхание», рекомендуется находиться на высоком полу со скрещенными ногами и ладонями, опирающимися на колени. После этого нужно быстро дышать через нос, этот процесс будет напоминать фырканье. При выполнении данной техники акцент нужно ставить как вдохе, так и на выдохе. По мере увеличения количества вдохов, необходимо развивать устойчивый темп и ритм. При правильном выполнении, желудок будет пульсировать в одном ритме с дыханием.

Уджайи – это комплекс дыхательных упражнений, который переводится как «победоносный», он успокаивает ум, повышает температуру тела и способствует ясности ума. Этот комплекс может помочь развитию концентрации и позволяет контролировать дыхание при переходе от одной позе йоги к следующей.

Чтобы практиковать дыхание уджайи, нужно начинать с комфортной позы на полу или крепком стуле. Вдох через нос необходимо делать, слегка сжимая заднюю часть горла и направляя воздух вдоль его задней стенки. Выдох через рот надо производить со звуковым сигналом «ха» и повторить его несколько раз.

Сегодня большинство людей считает, что йога – это переживание чистого экстаза через единение ума, души и тела. Но многие практики и учителя йоги согласятся, что помимо обеспечения релаксации и умиротворения, йогическая практика развивает безграничные способности человека, помогающие ему контролировать свой разум и быть в гармонии со своей внутренней сущностью.

источник

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное, или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании Диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли, легких. При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;

улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;

уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;

ускорить рассасывание при воспалительных процессах;

уменьшить проявление бронхоспазма;

увеличить отделение мокроты;

стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

П р о т и в о п о к а з а н и я для занятий ЛФК:

дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;

усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;

противодействовать возникновению ателектазов.

В период постельного режима, с 3-5-го дня в ИП лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные упражнения статические и динамические. Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений — 1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более чем на 5-10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4-8 раз с максимальной амплитудой движения.

Читайте также:  Реабилитация после удаления абсцесса

Продолжительность процедуры — 10-15 мин; самостоятельные занятия — по 10 мин 3 раза в день.

На палатном, полупостельном режиме, с 5-7-го дня в ИП сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений —1:1, 1:2. Учащение пульса допускают до 10-15 уд./мин, увеличивают число повторений каждого упражнения до 8-10 раз в среднем темпе. Продолжительность занятия 15-30 мин, используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течение дня — до 2 ч, занятия — индивидуальные, малогрупповые и самостоятельные.

С 7-10-го дня (не ранее) больных переводят на общий режим. Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей учащение пульса — до 100 уд./мин. Продолжительность одного занятия — 40 мин; применение упражнений, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляет 2,5 ч в день.

Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией

Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.

На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить.

На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.

Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.

Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент» приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией

Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе..

Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.

Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.

Руками повторять движения пловца брассом. Вдох —в ИП, выдох— руки развести в стороны.

На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.

В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.

Круговые движения руками — «гребля».

В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.

Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. ОбЩее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики — 20-25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных острой пневмонией

Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3-5 мин).

Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.

На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание, кисти рук на коленях.

«Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.

В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП. .

Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3-5 мин).

ИП — стоя, папка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе наклониться, взять оалку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.

Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.

Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.

В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.

Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

стимулировать крово- и лимфообращение в целях уменьшения воспаления в плевральной полости;

профилактика развития спаек и шварт;

восстановление физиологического дыхания;

повышение толерантности к физическим нагрузкам.

На постельном режиме при экссудативном плеврите лечебную гимнастику начинают со 2-3-го дня, чтобы не допустить образования спаек. Боли при дыхании и движениях туловища не являются противопоказанием для применения упражнений.

Для профилактики развития спаек применяют специальные дыхательные упражнения: наклоны туловища в «здоровую» сторону попеременно на вдохе и на выдохе. При выполнении этих упражнений растягивается плевра, так как происходит максимальная экскурсия легких и грудной клетки.

На занятиях используют упражнения дыхательные статического и динамического характера для здорового легкого, общеукрепляющие динамические — для увеличения экскурсий грудной клетки, особенно пораженной стороны. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений — 1:1, 1:2. Общая нагрузка малой интенсивности, учащение пульса на 5-10 уд./мин. Упражнение повторяют 4-8 раз в медленном и среднем темпе с полной амплитудой. Принимая во внимание болевой синдром, продолжительность занятия небольшая — 5-7 мин, и повторяют его через каждый час.

Полупостельный режим назначают в конце 1-й нед. Продолжительность занятия увеличивают до 20 мин, но уменьшают повторение его до 3-4 раз в день.

Общий режим назначают с 8-10-го дня. Методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

Комплекс № 1. Упражнения для больных плевритом

Руки на нижних ребрах. На вдохе руки лежат свободно, на выдохе сдавливать средненижние отделы легких.

Методист фиксирует верхушки легких руками, на вдохе создать сопротивление, на выдохе надавливать, способствуя более полному выдоху.

Мешочек с песком лежит на эпигастральной области. На вдохе — руки вверх, живот куполообразно выпячивается, приподнимая мешочек, на выдохе руки вдоль туловища.

ИП — лежа на здоровом боку

На нижнебоковой поверхности грудной клетки мешочек с песком массой 1-2 кг. На вдохе рука вверх за голову, на выдохе вернуться в ИП.

Вдох в ИП, рука вдоль туловища. На выдохе рука вверх за голову. Выдох активный со звуком «ха».

Комплекс № 2. Упражнения для больных плевритом

На вдохе подъем прямой руки вверх с наклоном туловища в противоположную сторону.

В руках булавы или гантели. На вдохе руки в стороны, на выдохе наклон вперед, предметы положить перед собой.

В руках гимнастическая палка, движения «гребля на байдарке».

На вдохе руки в стороны, на выдохе подтянуть колено к животу.

Руки к плечам, на вдохе локти назад, прогнуться в грудном отделе позвоночника, на выдохе наклон вперед, локти соединить перед грудью.

В руках гантели. На вдохе руки вдоль туловища, на выдохе наклон в противоположную сторону, рука вверх.

В руках палка. Задержка дыхания на вдохе с наклоном в «здоровую» сторону.

Руки с мячом над головой. Вдох в ИП, на выдохе бросить мяч с силой вниз.

Стоя «здоровым» боком к спинке кровати. Рукой ухватиться за спинку кровати. На вдохе подняться на носки, прогнуться, на выдохе отклониться от спянки кровати, противоположной рукой тянуться к полу.

Руками держаться за спинку кровати. На вдохе подняться на носки и прогнуться, на выдохе — приседание.

Закончить процедуру в ИП —сидя, количество дыхательных и общетонизирующих упражнений—18-20.

Комплекс № 3. Упражнения для больных плевритом

В руках медицинбол, руки опущены. На вдохе поворот влево, медленно поднимать руки вверх, на выдохе опустить руки вниз.

В руках гимнастическая палка. На вдохе палку поднять над головой, прогнуться, подняться на носки, на выдохе руки опустить, ноги согнуть в коленях.

Выполняется вдвоем, стоя спиной друг к другу. Передавать мяч через стороны слева направо и наоборот.

«Бокс». На выдохе поочередно выбрасывать руку вперед, пальцы . в кулак.

На вдохе поднять плечи вверх, на выдохе пружинящие 2-3 наклона в противоположную сторону.

Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе максимально вытянуть руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе руки через стороны опустить.

Руками держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе подтянуться на носки, на выдохе максимально отклониться назад с опорой на пятки.

Стоя к стенке боком, рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе поворот туловища назад, противоположной рукой коснуться стенки, на выдохе поворот вперед, стоять лицом к стенке.

Руки перед грудью, выпрямлены, в руках гантели. Круговые движения в плечевых суставах 6-8 раз вперед и 6-8 раз назад.

Ходьба с максимальным выносом ноги вперед, руки опираются о согнутое колено.

Скрестная ходьба с поворотами туловища.

Закончить процедуру ходьбой в спокойном темпе (40-50 шагов в минуту) в течение 3 мин.

уменьшить воспаление в бронхах;

восстановить дренажную функцию бронхов;

усилить крово- и лимфообращение в системе бронхов, способствовать профилактике перехода в хронический бронхит;

повысить сопротивляемость организма.

П р о т и в о п о к а з а н и я для назначения ЛФК: те же, что и при острой пневмонии.

В течение 1-й нед. от начала заболевания применяют статические и динамические дыхательные упражнения в сочетании с общеукрепляющими — 1:1, 1:2, 1:3. Методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

ЛФК при хронических неспецифических заболеваниях легких.

В группу хронических неспецифических заболеваний легких (ХНЗЛ) входят хроническая пневмония, пневмосклероз и эмфизема легких.

Эмфизема легких характеризуется частичным замещением эластической соединительной ткани соединительной волокнистой (фиброзной) тканью и ее разрастанием, развитием пневмосклероза, общим расширением легких.

обучить правильному дыханию с более глубоким выдохом;

уменьшить напряжение .дыхательных мышц, укрепить их;

улучшить обеспечение крови кислородом;

способствовать дренажу бронхов и полостей легкого;

увеличить подвижность грудной клетки;

повысить физическую работоспособность.

Противопоказания: те же, что и при других заболеваниях органов дыхания, но при «ржавой» мокроте применять физические упражнения можно.

Методика ЛФК в основном аналогична применяемой при острых заболеваниях органов дыхания в период общего режима. Добавляют упражнения на расслабление, обучение расслаблению начинают с мышц ног, затем переходят к мышцам рук, грудной клетки, шеи. В последующем обучают больного расслаблению мышц, не принимающих участие в упражнении. Например, при движениях ног мышцы рук, .шеи, грудной клетки должны быть расслаблены. Каждая процедура лечебной гимнастики должна завершаться упражнениями на расслабление. Больные должны самостоятельно 2-3 раза в день повторять упражнения на расслабление мышц и следить, чтобы мышцы шеи, грудной клетки в покое не были напряжены. При обучении дыханию фиксировать внимание больного на удлинении выдоха. Статические дыхательные упражнения с одновременным произно-. шением согласных и некоторых гласных звуков (з, ж, р, е и др.) усиливают вибрацию грудной клетки, что способствует выделению мокроты.

При обострении хронической пневмонии применяют методику ЛФК, назначаемую в острой стадии бронхолегочных заболеваний.

При наличии полостей в легких, сообщающихся с бронхиальным деревом (бронхоэктазы, абсцессы, каверны), дополнительно применяют дренажные упражнения, но не во время занятия лечебной гимнастикой, а в другое время, так как дренажные упражнения утомляют больного. Дренажные упражнения выполняют только при таком положении тела, когда гнойный очаг находится выше путей оттока. При наиболее частой локализации процесса в средней и нижних долях легкого больного укладывают на наклонную плоскость или кушетку с приподнятым ножным концом на 40-45°. Длительность дренажа зависит от общего состояния больного, переносимости воздействия. Продолжительность его — 10-30 мин. После выполнения дренажных упражнений необходим отдых не менее 30 мин.

Комплекс № 1. Упражнения для больных с гнойным процессом в верхнем отделе легких

На вдохе рука с «больной» стороны поднимается вверх и отводится назад с поворотом туловища в ту же сторону. На выдохе наклон в противоположную сторону, рука вдоль противоположной голени. На выдохе легкое покашливание, вибрационный массаж проекции верхней доли на грудную клетку.

На вдохе кисти рук привести к плечам, локти отвести назад, прогнуться; на выдохе наклон вперед, локти упираются в колени. Покашливание на выдохе.

На вдохе руки развести в стороны; на выдохе обхватить грудную клетку руками. Покашливание на выдохе.

Комплекс № 2. Упражнения для больных с гнойным процессом в средней доле легкого

На вдохе поднять руку вверх, на выдохе подтянуть колено к животу рукой. Покашливание на выдохе.

Рука на поясе. На вдохе поворот назад; на выдохе наклон вперед с максимальным выведением локтя вперед. ИП — лежа на спине

Под грудной отдел позвоночника подложен валик, голова запрокинута назад, ноги согнуты в коленях. На вдохе руки в стороны; на выдохе руками обхватить колени. Покашливание на выдохе.

Комплекс № 3. Упражнения для больных с гнойным процессом в нижней доле легких

ИП — лежа на боку на наклонной плоскости с поднятым ножным концом

1. На вдохе руку .отвести назад; на выдохе рукой подтянуть колено к животу. Покашливание на выдохе.

2. Свесить с кушетки голову и туловище, таз и ноги на кушетке. На вдохе руки развести в стороны, голову поднять, на выдохе, покашливая, руки и голову опустить вниз.

3. «Лазанье под перекладину».

ЛФК при бронхиальной астме

Бронхиальная астма — инфекционно-аллергическое заболевание; проявляется приступами одышки во время выдоха, выдох затруднен.

Читайте также:  Абсцесс мягких тканей и органов

За д а ч и ЛФК: снять бронхоспазм, нормализовать акт дыхания, увеличить силу дыхательных мышц и подвижность грудной клетки, предотвратить возможное развитие эмфиземы, оказать регулирующее воздействие на процессы возбуждения и торможения в ЦНС.

П о к а з а н и я к назначению ЛФК: вне приступа астмы.

П р о т и в о п о к а з а н и я к назначению ЛФК:

легочно-сердечная недостаточность III степени;

тахикардия более 120 уд./мин;

одышка более 25 дыханий в минуту;

В условиях стационара курс разделяют на подготовительный и тренировочный. Подготовительный период продолжается не более 2 нед.

Применяют дыхательные упражнения общеукрепляющие, на расслабление и «звуковую» гимнастику.

ИП — лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, стоя.

Начинают лечебную гимнастику с обучения «полному» дыханию, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным подниманием грудной клетки. Во время выдоха грудная клетка опускается, живот втягивается. После освоения такого смешанного дыхания применяют удлинение вдоха по отношению к выдоху, а в последующем удлиняют выдох; в результате больной осваивает глубокий вдох и удлиненный выдох.

Звуковая гимнастика — это специальные упражнения в произнесении звуков. Начинают с произнесения ммм, после чего следует выдох — пфф. Произнесение звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, и это способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол.

Наибольшая сила воздушной струи развивается при звуках п, т, к, ф, средняя — при звуках б, г, д, в, з; наименьшая — при звуках м, к, л, р. Рекомендуют произносить рычащий звук р-р-р-р- на выдохе, начиная от 5-7 до 25-30 с и звуки бррох, бррфх, дррох, дррфх, бррух, бух, бат, бак, бех, бах.

Звуковая гимнастика помогает выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. Следует обучить больного после вдоха через нос сделать небольшую паузу и выдохнуть воздух через открытый рот с последующей более удлиненной паузой.

На занятиях соблюдают соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений в соотношении 1:1. Продолжительность процедуры — от 10 до 30 мин, индивидуальные занятия—2-3 раза в день.

Тренировочный период начинают в стационаре и продолжают всю жизнь. Применяют методику подготовительного периода и добёвляют ходьбу или бег трусцой до 5 км в день, с учащением пульса до 100-120 уд./мин.

При появлении предвестников приступа бронхиальной астмы больному рекомендуют удобно сесть, положить руки на кадета юга стол, максимально расслабить мышцы туловища, ног, дышать поверхностно для того, чтобы глубокий вдох не раздражал нервные окончания в бронхах и не усиливал их спазм. На 4-5 с во время выдоха — задержать дыхание.

В межприступном периоде больного обучают также умению задержать дыхание во время умеренного выдоха.

Комплекс № 1. Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим)

ИП — сидя на стуле, руки на коленях

На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.

На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в ИП.

На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону, на выдохе вернуться в И П.

Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.

На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опустить вниз, произнося звук ш-ш-ш.

На вдохе — руки на коленях; на выдохе произносить звук ж-ж-ж.

Руки перед грудью, пальцы в «замок». На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор урегулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета: вдох — 1,2; выдох — 3, 4, 5, 6; пауза — 7, 8. В конце курса ‘продолжительность выдоха должна увеличиться до 30-40 с.

Комплекс № 2. Упражнения для больных бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)

Руки на коленях. На вдохе колени развести; на выдохе вернуться в ИП.

Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в ИП.

На вдохе руки вверх, на выдохе опустить со звуком ха.

Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.

В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.

Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться и ИП.

Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук уф или ух.

Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

Для полной реабилитации больных заболеваниями органов дыхания целесообразны физические тренировки.

П о к а з а н и я к их применению:

период выздоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита;

начало и полная ремиссия ХНЗЛ;

тренировочный период при бронхиальной астме.

П р о т и в о п о к а з а н и я :

острый период «заболевания,

легочно-сердечная недостаточность — в фазе декомпенсации.

Ф о р м ы тренировок: тренажеры общего действия (велотренажер, беговая дорожка), ходьба, бег, физические упражнения и плавание в бассейне.

Нагрузки применяют в интервальном режиме. Например, бег 4 мин со скоростью 7-8 км/ч, затем ускорение на 10-15 с до 10 км/ч, после чего в течение 2-3 мин дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Продолжительность бега — 30 мин 3 раза в неделю или 20 мин 4 раза в неделю.

источник

Здоровый человек обычно не ощущает своего дыхания, так же как не замечает работу сердца и многих других органов; не слышат его дыхания и окружающие.

Правильное, здоровое дыхание в обычной жизни, во время занятий физическими упражнениями и во сне автоматически изменяется по глубине и частоте, обеспечивая организм притоком достаточного количества чистого, оптимального по газовому составу воздуха. На берегу моря мы невольно углубляем дыхание, а на узкой улице, воздух которой загрязнен выхлопными газами, сдерживаем его, стараясь защититься от вредных примесей. И это абсолютно правильно и жизненно необходимо.

Но набор защитных реакций бронхолегочного аппарата невелик и недифференцирован: например, организм реагирует спазмом бронхов и защитным кашлевым рефлексом и при попадании в бронхи инородного тела, и при попадании аллергена. И если в первом случае это оправданно и способствует удалению инородного тела, то во втором — глубокое дыхание и кашель лишь усугубляют бронхоспазм и, в частности, приступ бронхиальной астмы.

Дифференцированное и искусное применение специальных упражнений и приемов дыхания, о которых будет ‘рассказано ниже, поможет восстановить правильное дыхание, нарушенное в результате какого-либо заболевания респираторной системы, и будет способствовать скорейшему выздоровлению больного.

Лечебная гимнастика используется в терапии заболеваний органов дыхания и при стационарном, и при амбулаторном лечении, и на санаторно-курортном этапе реабилитации. Такое широкое применение физических упражнений связано с разнообразным влиянием, которое они оказывают на организм человека.

Как и при любом методе лечения, для проведения лечебной гимнастики есть ряд противопоказаний.

Также выделяют ряд частных противопоказаний, которые могут быть у людей, страдающих заболеваниями органов дыхания:

Среди них дыхательная недостаточность третьей степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх или осумкования, кровохарканье или угроза его развития, астматический статус, большое количество экссудата в плевральной полости, полный ателектаз легкого.

В комплексах лечебной гимнастики для больных с заболеваниями органов дыхания очень важное место принадлежит дыхательным упражнениям.

Дыхательные упражнения применяют с целью улучшения и активизации функции внешнего дыхания, укрепления дыхательных мышц, предупреждения легочных осложнений (пневмонии, ателектаза, плевральных спаек и др.), а также для снижения физической нагрузки во время и после занятий физическими упражнениями. Выделяются динамические, статические и дренажные дыхательные упражнения (ДУ).

Статическими дыхательными упражнениями называют упражнения, которые не сопровождаются дополнительными движениями конечностей, корпуса. Для контроля за движениями грудной клетки и брюшной полости левая рука больного ложится на живот, правая — на грудь.

Упражнения в урежении дыхания производят, если частота дыхательных движений более 18—20 в минуту, к концу каждого занятия частота дыхания должна уменьшаться на 1—2 дыхательных движения.

Грудное дыхание — преобладают движения грудной клетки; этот тип дыхания необходимо вырабатывать при операциях на органах брюшной полости, после удаления верхней доли легкого, при необходимости сохранить подвижность в грудном отделе позвоночника (при остеохондрозе, бронхиальной астме, эмфиземе легких, ожоговых рубцах груди).

Брюшное (диафрагмальное) дыхание — преобладают движения диафрагмы и брюшной стенки. При этом типе дыхания происходит стимуляция функций желудочно-кишечного тракта, печени, женских половых органов, уменьшаются застойные явления в нижних конечностях, органах малого таза, улучшается вентиляция нижних отделов легких, не развивается спаечный процесс в нижних отделах плевральной полости.

Смешанное (полное) дыхание — сочетает два предыдущих типа: вдох с брюшного компонента заканчивается грудным, выдох — спадение грудной клетки, а затем втягивание живота. Этот тип дыхания наиболее физиологичен и целесообразен, именно его нужно вырабатывать у больных.

Встречное (извращенное) дыхание — вдох — живот втягивается, выдох — расслабляется; способствует массажу органов брюшной полости. Не может быть автоматично, так как нефизиологично.

Верхнегрудное: исх. п. — сидя, откинувшись на спинку стула, ноги вытянуты, одна рука (как было отмечено выше) лежит на груди, другая на животе. На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе — опускается. Руки контролируют эти движения. Вдох и выдох желательно производить через нос.

Нижнегрудное (реберное): исх. п. — стоя или сидя на краешке стула, кисти рук пальцами вперед плотно обхватывают нижнебоковые отделы грудной клетки. На вдохе нижнебоковые отделы грудной клетки расширяются, на выдохе грудная клетка опускается, возвращаясь в исх. п., при этом кисти рук сдавливают ее. Вдох производится через нос, выдох — через губы, сложенные трубочкой.

Брюшное (диафрагмальное): исх. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях, под колени можно положить валик. Одна рука на груди, другая на животе. На вдохе брюшная стенка поднимается вверх вместе с рукой, другая рука, лежащая на груди, остается неподвижной. На выдохе живот втягивается, лежащая на нем рука надавливает на живот. Вдох через нос, выдох — через губы, сложенные трубочкой.

Смешанное (полное): исх. п. — сидя в позе кучера (голова слегка опущена, глаза закрыты, чтобы полнее сосредоточиться на процессе дыхания, его методике); менее эффективно исх. п. стоя или лежа. После выдоха производится медленный вдох через нос, при котором совершается волнообразное движение живота и грудной клетки в такой последовательности: живот выпячивается, нижние отделы грудной клетки расширяются, верхние отделы грудной клетки поднимаются вверх и вперед. Живот в конце указанных движений несколько втягивается, плечи и ключицы приподнимаются. Выдох в обратной последовательности движений: живот и грудная клетка возвращаются в исх. п. (при ее ригидности она сдавливается ладонями, положенными на нижнебоковые отделы грудной клетки), плечи и ключицы опускаются. Выдох должен быть в 1,5—2 раза длиннее вдоха. Все движения выполняются плавно, непрерывно.

Дыхательные упражнения с толчкообразным выдохом — вдохнуть носом, затем, открыв рот, одним или несколькими толчками выдохнуть. Резко выдыхаемый воздух выносит мокроту и вызывает естественный кашель.

Рекомендуется всем больным в раннем послеоперационном периоде при плотной фиксации послеоперационной раны (при операциях на органах брюшной полости методист, если позволяет рана, подводит свои руки под реберные дуги больного, чтобы избежать значительного повышения внутрибрюшного давления при кашле); всем больным с нагноительными заболеваниями легких в дренажных положениях; больным пневмонией. Если мокрота плохо отходит, то перед толчкообразным выдохом назначается вибрационный массаж грудной клетки.

Упражнения, удлиняющие и тренирующие выдох:

Произвольно удлиняется выдох на счет методиста или про себя (вдох на 2 счета, выдох — на 4). Удлинить выдох можно и искусственным путем, создавая препятствия: вдох носом, выдох ртом через сжатые зубы, через губы, вытянутые трубочкой, через нос, через одну ноздрю. При выдохе через рот сопротивление возникает при произнесении отдельных звуков или их сочетаний (а, о, у, ж, з, щ, бр-р-рх, хр-р-р-р и т.п.). Для тренировки удлиненного выдоха можно включать в занятия произнесение скороговорок: вдох, на выдохе произносится фраза: «Как на горке на пригорке жили 33 Егорки — раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д., на сколько «Егорок» хватит выдоха.

Рекомендуется больным хроническими заболеваниями легких с развитием пневмосклероза и эмфиземы.

ДУ в дифференцированном дыхании: эти упражнения способствуют воспитанию носового дыхания (применяются в стоматологии, отоларингологии). Вдох через одну ноздрю — выдох через другую, вдох носом — выдох ртом и наоборот.

ДУ с задержкой дыхания на вдохе: постепенное увеличение времени задержки дыхания способствует адаптации к гипоксии и гиперкапнии (действует как встречное дыхание при лечении неврозов). Кратковременная задержка на 1—2 секунды без натуживания способствует улучшению коронарного (сердечного) кровообращения.

ДУ с задержкой дыхания на выдохе: кратковременная задержка дыхания способствует разгрузке малого круга кровообращения, адаптации к гипоксии и гиперкапнии. Применяется при лечении неврозов, врожденных и приобретенных пороках сердца, сопровождающихся легочной гипертензией.

источник