Меню Рубрики

Абсцесс и лечебная физкультура

Заболевание с самого начала протекает очень тяжело. Больные жалуются на боль в груди и мучительный кашель, который вначале сопровождается выделением лишь относительно небольшого количества гнойной, дурно пахнущей мокроты. Температура тела достигает 40 °С. Кожные покровы сухие, сероватого цвета. Губы и ногтевые фаланги синюшны. Над зоной поражения выслушивается дыхание с амфорическим оттенком и массой влажных хрипов. На рентгенограммах определяются большие зоны затемнения легочной ткани. Печень часто увеличена и слегка болезненна. В анализах мочи отмечается появление белка. СОЭ достигает 60-70 мм/ч. В крови наблюдается очень высокий лейкоцитоз со сдвигом формулы влево. Уменьшается объем циркулирующей крови, возникают гипоальбуминемия, диспротеинемия, изменения водно-солевого и электролитного баланса, метаболический ацидоз. Через 10-15 дней начинается расплавление и отторжение некротических масс. Количество мокроты быстро увеличивается и достигает 1-1,5 л в сутки. Консистенция мокроты густая и даже кашицеобразная, цвет бурый, запах гнилостный («гангренозный»). У 70-75% больных наблюдаются кровохарканья, легочные кровотечения. При рентгенологическом исследовании обнаруживается полость с уровнем жидкости и секвестрами, окруженная малоизмененной легочной тканью. Несмотря на обычно хорошее опорожнение гангренозных абсцессов через несколько дренирующих бронхов, интоксикация не уменьшается, а в ряде случаев даже нарастает из-за отсутствия демаркационного вала, вовлечения в процесс новых участков легкого, наличия в полости абсцесса больших некротических секвестров легочной ткани. При несвоевременно начатом интенсивном лечении или при его неэффективности больные умирают от прогрессирующей интоксикации или осложнений — легочного кровотечения, прорыва гангренозного абсцесса в плевральную полость с бурным развитием пиопневмоторакса. Под влиянием комплексного интенсивного лечения интоксикация постепенно уменьшается, нормализуется дыхание, кровообращение, обмен веществ, заметно улучшится самочувствие больного. Мокрота становится более жидкой, однородной, гнойной и теряет зловонный запах. Кровохарканья возникают реже и бывают менее обильными, но опасность легочных кровотечений остается. Дальнейшее течение чаще всего бывает благоприятным. Однако на месте гангренозного абсцесса всегда остается хорошо видимая на рентгенограммах остаточная полость, величина которой медленно уменьшается. Несмотря на клиническое благополучение, нормализацию гемограммы, отсутствие мокроты, стенки такой остаточной полости еще длительное время, как показывает абсцессоскопия, покрыты некротическим налетом.

ГЛАВА 2 Методы реабилитации больных с абсцессом легких

2.1 Средства ЛФК на стационарном этапе восстановительного лечения

На стационарном этапе восстановительного лечения можно выделить следующие задачи ЛФК:

— общетонизирующее воздействие: стимуляция обменных процессов, повышение нервно-психического тонуса, восстановление и повышение толерантности к мышечной работе;

— профилактическое воздействие: улучшение функции внешнего дыхания, овладение методикой управления дыханием, уменьшение интоксикации, стимуляция иммунных процессов, повышение защитной функции дыхательных путей;

— патогенетическое (лечебное) воздействие: коррекция «механики» дыхания, ускорение рассасывания при воспалительных процессах, улучшение бронхиальной проходимости, снятие или уменьшение бронхоспазма, регуляция функции внешнего дыхания и увеличение его резервов.

Для каждого больного строго индивидуально подбирают те средства, формы и методы ЛФК, которые помогут решить задачи, поставленные для достижения лечебного эффекта (обычно ставят не более четырех лечебных задач); кроме того, ЛФК имеет общие и профилактические цели.

Противопоказания для занятий ЛФК, наряду с общими противопоказаниями выделяют частные: дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх или осумкования, кровохарканье или угроза его развития, астматический статус, большое количество экссудата в плевральной полости, полный ателектаз легкого.

Задачи ЛФК соответствуют двигательному режиму больного. Постельный режим. Задачи средств ЛФК:

1 Восстановление дыхательного акта с целью поддержания равномерной вентиляции и увеличения насыщения артериальной крови кислородом путем:

а) снижения напряжения дыхательной мускулатуры;

б) выработки нормальных соотношений дыхательных фаз;

в) развития ритмичного дыхания с более продолжительным выдохом;

г) увеличения дыхательных экскурсий диафрагмы.

2 Развитие компенсаторных механизмов, обеспечивающих увеличение вентиляции легких и повышение газообмена путем:

а) укрепления дыхательной мускулатуры;

б) увеличения подвижности грудной клетки.

3 Улучшение функции системы кровообращения.

4 Адаптация кардиореспираторной системы к возрастающей физической нагрузке.

Исходные положения: лежа на спине, на боку; сидя на кровати, опустив ноги.

Средства ЛФК: физические упражнения, преимущественно изотонического характера, охватывающие мелкие и средние мышечные группы; дыхательные упражнения – статистические и динамические, произвольно управляемое (локализованное) дыхание. Нагрузки малой интенсивности. Кроме того, используются утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), самостоятельные занятия, массаж (приемы поглаживания и растирания). Метод проведения лечебной гимнастики (ЛГ) и УГГ – индивидуальный

Полупостельный, или палатный режим. Задачи средств ЛФК:

— нормализация функции внешнего дыхания;

— улучшение функций кардиореспир аторной системы;

— дальнейшая адаптация всех систем организма к возрастающей физической нагрузке.

Исходные положения: сидя на стуле и стоя.

Средства ЛФК: физические упражнения (аналогично постельному режиму), постепенно включают в занятия упражнения для мышц и суставов плечевого пояса, конечностей и позвоночника; используют гимнастические снаряды и предметы (палки, булавы, мячи, амортизаторы и др.). Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений – 1:1; 1:2. Для стимуляции экстракардиальных факторов кровообращения, влияния на дыхательную мускулатуру, улучшения отхождения мокроты проводят массаж мышц спины, конечностей, передней и боковых стенок грудной клетки.

Свободный режим. Задачи средств ЛФК:

— восстановление функции внешнего дыхания;

— дальнейшая адаптация кардиореспираторной системы к возрастающей физической нагрузке;

— подготовка больного к бытовым и профессиональным нагрузкам.

Исходные положения: сидя, стоя, свободное передвижение.

Средства ЛФК: физические упражнения для всех мышечных групп и суставов в сочетании с дыхательными упражнениями. Используются гимнастические снаряды и предметы. Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений – 1:1; 1:2. Физические нагрузки умеренной интенсивности.

Целесообразно использовать элементы спортивных игр, дозированную ходьбу в темпе от 60 до 90 шагов/мин, велотренировки, тредмил, трудотерапию. Если при велоэргометрической пробе толерантность к мышечной работе ниже 50 Вт, тренировки противопоказаны. Больные, имеющие толерантность к мышечной работе 75 Вт и выше, тренируются на велотренажере или тредмиле по следующей схеме: 5 мин 25 Вт; 5 мин 50 Вт; 5 мин 25 Вт, скорость педалирования 60 об/мин. После тренировки рекомендуется ходьба со скоростью 60 шагов/мин. Цикл велотренировок продолжается не менее двух недель.

При повышении толерантности к мышечной работе можно провести повторный цикл тренировок (в поликлинических условиях) с увеличением каждой нагрузки на 15-25 Вт. Критерий адекватности нагрузки при тренировках – отсутствие признаков ее непереносимости. Эта величина должна не превышать подпороговую или соответствовать формуле: 180 минус возраст (лет). Например, больному 40 лет, толерантность 100 Вт. Во время тренировки частота сердечных сокращений (ЧСС) не должна превышать 140 уд/мин, что соответствует нагрузке умеренной интенсивности. Период восстановления после тренировки должен продолжаться не более 5-7 мин. Так же применяют постуральный дренаж и дренажную гимнастику. При гнойных заболеваниях легких ЛФК направлена прежде всего на уменьшение интоксикации организма путем стимуляции дренажной функции бронхов и освобождения их от скопления мокроты. Выведение больных из состояния интоксикации облегчается специальными упражнениями, улучшающими отток мокроты, а также приемами постурального дренажа (дренаж положением). Методика занятий, помимо включения дренажных упражнений, улучшающих отслоение мокроты от стенок бронхов и отток ее, позволяет использовать положения тела, при которых обеспечивается расположение зоны поражения легких выше бифуркации трахеи. При этом создаются благоприятные условия доя оттока мокроты из полостей и пораженных бронхов. Достигая бифуркации трахеи, где чувствительность кашлевого рефлекса выражена наиболее сильно, мокрота вызывает рефлекторно непроизвольный кашель, сопровождающийся ее отделением. Необходимое условие отделения мокроты – удлиненно-форсированный выдох, необходимый для создания мощного воздушного потока, способного увлечь за собой секрет. Усиление оттока мокроты достигается также применением в занятиях ЛГ частой смены исходных положений (например, переход из положения лежа в положение сидя или повороты туловища справа налево в исходном положении лежа и др.). Легкое поколачивание по спине больного и круговое растирание в области груди и спины, над предполагаемым местом поражения бронхов также усиливают отделение мокроты. Противопоказания для занятий дренажной гимнастикой и постуральным дренажем: легочные кровотечения (но не кровохарканье), выраженная легочно-сердечная недостаточность, острый инфаркт миокарда или легкого.

источник

Методика ЛФК в основном аналогична применяемой при острых заболеваниях органов дыхания в различные периоды. При обучении дыханию фиксировать внимание больного на удлинении выдоха. Статические дыхательные упражнения с одновременным произношением согласных и некоторых гласных звуков (з, ж, р, е и др.) усиливают вибрацию грудной клетки, что способствует выделению мокроты.

Комплекс № 1. Упражнения для больных (постельный режим)

Упражнения выполняются в исходных положениях лежа на спине и больном боку. Используются простые гимнастические упражнения малой интенсивности и дыхательные упражнения.

Начинают занятие с выполнения простых упражнений для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей; упражнения для мышц туловища выполняются с небольшой амплитудой.

Применяются статические и динамические дыхательные упражнения. Сначала не допускается углубленное дыхание, так как оно может вызвать болезненные ощущения в грудной клетке. Для нормализации учащенного дыхания, которое возникает у больного пневмонией, применяются упражнения в урежении дыхания. Выдох должен быть продолжительным, что способствует улучшению вентиляции легких.

Продолжительность занятия — 10-15 мин; количество повторений каждого упражнения — 4-6 раз. Темп выполнения медленный. Соотношение гимнастических и дыхательных упражнений — 1:1 или 1:2.

  • 1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.
  • 2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.
  • 3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.
  • 4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить.
  • 5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.
  • 1. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.
  • 2. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.
  • 3. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент» приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных (палатный режим)

Исходные положения любые в зависимости от состояния больного — лежа на спине, на боку, сидя на стуле и стоя.

Физические упражнения выполняются с большой амплитудой.

Нагрузка повышается за счет увеличения количества общеукрепляющих упражнений, участия более крупных мышечных групп, использования на занятиях различных предметов, а также использования дозированной ходьбы.

Специальными упражнениями являются — дыхательные упражнения статического и динамического характера, повороты и наклоны туловища в сочетании с дыхательными упражнениями (для предотвращения образования спаек).

Продолжительность занятия возрастает до 20-25 минут, количество повторений каждого упражнения — 6-8 раз, темп средний.

  • 1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе..
  • 2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.
  • 3. Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.
  • 4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох —в ИП, выдох— руки развести в стороны.
  • 5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.
  • 1. В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.
  • 2. Круговые движения руками — «гребля».
  • 3. В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол.
  • 4. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.
  • 5. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. Общее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики — 20-25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных (общий режим)

Свободный или общий режим. (10-12 день пребывания в стационаре).

Задачи ЛФК сводятся к ликвидации остаточных воспалительных явлений в легких, полному восстановлению дыхательной функции и ее адаптация к различным нагрузкам.

Назначают гимнастические упражнения для всех мышечных групп, используют снаряды и предметы, увеличивается дистанция и время ходьбы.

Продолжительность занятий увеличивается до 25-30 минут.

Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3-5 мин).

  • 1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.
  • 2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание, кисти рук на коленях.
  • 3. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.
  • 4. В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП. .
  • 5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3-5 мин).
  • 6. ИП — стоя, папка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе наклониться, взять оалку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.
  • 7. Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.
  • 8. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.
  • 9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.
  • 10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

источник

Краткая характеристика заболевания 3

Показания и противопоказания к физическим нагрузкам при наличии кисты копчика 4

Способы и приемы реабилитации 5

Примерный комплекс физических упражнений 8

На сегодняшний день очевидно, что лечебная медицина не в состоянии разрешить всех проблем, связанных со здоровьем, так как несмотря на большие достижения в научных исследованиях и совершенствовании технологической медицинской базы, благополучные исходы заболеваний непропорциональны этим достижениям, а с точки зрения экономики возрастание затрат в лечебной медицине не приводит к увеличению положительных результатов.

Стопа является важным опорным и рессорным аппаратом человеческого тела, а также органом, способствующим отталкиванию тела при беге, прыжках. В настоящее время за ней признаётся функция одного из активных периферических насосов. Здоровая стопа имеет функционально целесообразное анатомо-физиологическое строение и от её состояния зависит плавность, лёгкость ходьбы и экономичность энергозатрат.

Существует самостоятельная медицинская дисциплина — лечебная физическая культура (далее — ЛФК), использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстановления трудоспособности.

Целью настоящей работы выступает исследование особенностей лечебной физкультуры при таких заболеваниях, как сколиоз и деформация грудной клетки.- охарактеризовать лечебную физкультуру при деформации грудной клетки;

Читайте также:  Эпидуральный и субдуральный абсцесс

В свою очередь, направленность данных мероприятий имеет двойную пользу: помимо уже названного лечебного характера физической культуры применительно к конкретному заболеванию, дополнительная физическая активность, при системном подходе, является отличной профилактикой множества других болезней, имеющих не только неврологическийнеразрывно связаны с рациональным использованием времени сна, личной гигиены, питания, работы, отдыха, но главным образом — занятий спортом и физической активности, что в значительной степени подчёркивает важность физической культуры и активного образа жизни

Исходя из богатого опыта медицинской практики установлено, что самыми действенными средствами лечения и профилактики заболеваний органов зрения, являются комплексы специальных физических упражнений, которые направлены на укрепление и расслабление глазных мышц в сочетании с общеукрепляющей физкультурой и здоровым образом жизни [3].

По мнению, А. Бар-Ор и Т. Роуленд (2009) понятие «триада лечебных мероприятий» больных сахарным диабетом, включая двигательную активность, диету и физиотерапию. Авторы указывают на то, что в связи с тесной взаимосвязью между компонентами этой триады изменение каждого из них требует одновременной коррекции двух других. Итак, в ближайшие годы единственный реальный путь достижения такой компенсации заболевания большинства больных — совершенствование имеющихся методов лечения.

Научной и теоретической основой данного исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов в области физической культуры и спорта, медицины, а также электронные ресурсы глобальной сети Internet.

Практическая значимость. Проблема лечебной физической культурой н, а детей с нарушением осанки 7−9 лет в литературе активно изучается, но все же отстает от изученных аспектов. Следовательно, изучение лечебной физической культурой на детей с нарушением осанки 7−9 лет имеет высокую практическую значимость для специалистов п о лечебной физической культуре, а также для специалистов, работающих в сфере восстановительной медицины.

Однако, несмотря на всю важность проблемы нарушения осанки в литературе уделено много внимания данному вопросу, но нет единой направленности медицинских работников и специалистов физической культуры, что и послужило для нас актуальностью.

По этой причине нужно искать пути разработки и оптимизации комплексной программы профилактики и коррекции нарушений осанки у детей 11−12 лет, ведь эта проблема является столь актуальной в современном мире.

1. Аврaменко, Р.Б. Хирургическое лечение абсцессов и свищей крестцово-копчиковой области / Р.Б. Авраменко // Хирургия. 1970. — № 12. — С.103 -103.

2. Алeксандров, В.Б. Гнойные свищи крестцово-копчиковой области / В.Б.Алeксандров, B.JI. Ривкин. М. — 1972.

3. Лечебная физическая культура: справ. / ред. Епифанов В.А. 2-е изд., перерaб. и доп. — М.: Медицина, 2001. — 588.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика Физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. — М.: ФиC, 1991. — 543 с.

5. Мoгендович М.Р. Рефлекторное взаимодействие локомоторной и висцеральной систем / М.Р.Мoгендович. М.: Мeдгиз, 1957. — 429 с.

источник

Понятие абсцедирующей пневмонии, ее основные симптомы: кашель, лихорадка, боли в грудной клетке с тенденцией к усилению при дыхании и др. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания. Дренажные упражнения для больных с абсцедирующей пневмонией.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Что такое абсцедирующая пневмония

2. Симптомы абсцедирующей пневмонии

3. Диагностика абсцедирующей пневмонии

4. Лечение и прогноз абсцедирующей пневмонии

5. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания

7. ЛФК для больных с абсцедирующей пневмонией

8. Дренажные упражнения для больных с абсцедирующей пневмонией

1. Что такое абсцедирующая пневмония

Абсцедирующая пневмония — осложнение пневмонии различной этиологии, характеризующееся образованием внутрилегочных гнойно-некротических полостей. В пульмонологии термином «абсцедирующая пневмония» обозначается период в течении воспаления легких, во время которого на фоне инфильтративных изменений определяются клинические и рентгенологические признаки деструкции легочной паренхимы. Условным отличием абсцесса легкого от абсцедирующей пневмонии принято считать размер гнойной полости: в первом случае ее диаметр превышает 2 см. Если же в легочной ткани имеются мелкие и множественные очаги деструкции или солитарная полость диаметром менее 2 см, говорят об абсцедирующей пневмонии. Чаще всего нагноением осложняются бактериальные и аспирационные пневмонии.

В этиологии абсцедирующей пневмонии главенствующая роль принадлежит золотистому стафилококку, клебсиелле пневмонии (палочке Фридлендера) и другим энтеробактериям; несколько реже возбудителями становятся пневмококк и гемолитический стрептококк, анаэробные бактерии (фузобактерии, пептострептококки). Эти микроорганизмы способны вызывать деструкцию и некроз легочной ткани с последующим формированием ограниченной гнойной полости.

Основными факторами, способствующими попаданию возбудителей в легочную ткань, служат аспирация значительного количества секрета ротоглотки и наличие в организме гнойных очагов, контактирующих с кровеносным или лимфатическим руслом. Аспирационный механизм возникновения абсцедирующей пневмонии чаще всего наблюдается у лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, эпилепсией, инсультом, нарушениями сознания, дисфагией, ГЭРБ и др. Метастатическое гематогенное или лимфогенное абсцедирование легких, как правило, является следствием тяжелого фурункулеза, эндокардита, остеомиелита, сепсиса.

Возможными причинами абсцедирования могут быть инородные тела бронхов, опухоли легких. У больных абсцедирующей пневмонией в анамнезе часто имеются указания на фоновую патологию (болезни крови, сахарный диабет, пародонтоз), длительное лечение глюкокортикоидами и цитостатиками.

В патогенезе абсцедирующей пневмонии наибольшее значение придается видовому классу возбудителя с его антигенным свойствам, чувствительности микроорганизма к антибиотикам, сопутствующим заболеваниям дыхательных путей и организма в целом, нарушающих местную и общую реактивность. Деструкция легочной ткани связана с тем, что патогены (в особенности стафилококк) вырабатывают большое количество ферментов и токсинов, обладающих цитолитическим действием и вызывающих некроз альвеолярных перегородок. Это приводит к образованию множественных полостей, заполненных воздухом и серозно-геморрагическим экссудатом, не имеющих четких границ вокруг очагов распада. В дальнейшем эти полости могут либо эволюционировать в крупный гнойный очаг (абсцесс легкого), либо сливаться, давая начало абсцедирующей пневмонии.

2. Симптомы абсцедирующей пневмонии

В большинстве случаев начало заболевания мало чем отличается от обычной очаговой пневмонии. Больного беспокоят кашель, лихорадка, боли в грудной клетке с тенденцией к усилению при дыхании; рентгенологически определяется очаговая инфильтрация в легких. У детей возможно присоединение абдоминального, нейротоксического синдромов.

При неблагоприятных условиях состояние быстро ухудшается и на следующем этапе развивается собственно абсцедирующая пневмония. Эта стадия сопровождается нарастанием признаков интоксикации (гипертермии до 40°С с ознобами, адинамии, анорексии) и дыхательной недостаточности (одышки с участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, цианоза). Поскольку в это время в легочной ткани уже формируются микроабсцессы, отмечается появление мокроты с гнилостным запахом, иногда с примесью крови. Больной адинамичен, заторможен; кожные покровы бледно-серой окраски; может отмечаться спутанность сознания. При дальнейшем развитии заболевания возникает абсцесс легкого, в течении которого различают стадии формирования и дренирования гнойника.

К числу осложнений, отягощающих исход абсцедирующей пневмонии, относятся эмпиема плевры, пиопневмоторакс, гнойный перикардит и медиастинит, гнойный артрит, сепсис и др. Следствием частичной или полной обтурации бронха может явиться ателектаз легкого.

3. Диагностика абсцедирующей пневмонии

Физикальные данные характеризуются ослаблением дыхания, укорочением перкуторного звука, наличием влажных хрипов, тахипноэ, тахикардии. В анализах крови — признаки выраженного системного воспаления (значительный лейкоцитоз, повышение СОЭ, СРБ).

Основополагающую роль в установлении диагноза играют результаты рентгенологического обследования. Вместе с тем, стандартная рентгенография легких не всегда позволяет визуализировать небольшие полостные образования на фоне пневмонической инфильтрации. Поэтому при подозрении на абсцедирующую пневмонию целесообразно прибегать к проведению КТ грудной клетки. В случае формирования абсцесса легкого на снимках определяется толстостенное полостное образование с наличием характерного уровня жидкости и газа.

В рамках дифференциальной диагностики, исключения туберкулеза и рака легких проводится трехкратное исследовании мокроты не ВК (возбудители туберкулеза) и атипичные клетки. Для выделения патогенной флоры осуществляется бакпосев мокроты или промывных вод бронхов с определением антибиотикочувствительности. В ряде случаев для выяснения причин абсцедирующей пневмонии показано проведение диагностической бронхоскопии.

4. Лечение и прогноз абсцедирующей пневмонии

Абсцедирующая пневмония сложно поддается лечению и требует сочетания методов терапевтического, хирургического, физиотерапевтического воздействия.

Этиотропная терапия строится с учетом чувствительности выделенных патогенов к антибактериальным средствам. Ее длительность может составлять от 4-х недель до нескольких месяцев; вопрос о смене и комбинации препаратов решается пульмонологом индивидуально, с учетом клинико-рентгенологической динамики. Обычно в качестве стартовой терапии абсцедирующей пневмонии используются бензилпенициллин+ метронидазол, линкозамиды (клиндамицин, линкомицин), аминопенициллины (амоксициллин/клавуланат, ампициллин/сульбактам) и др. абсцедирующий пневмония лечебный физкультура

С целью улучшения дренажа гнойного очага назначаются отхаркивающие, муколитические, бронхолитические препараты, лекарственные ингаляции. Больным абсцедирующей пневмонией требуется тщательный уход, высококалорийное питание с восполнением потери белка. При выраженной гипопротеинемии осуществляется парентеральное введение альбумина, плазмы. В целях детоксикации используется плазмаферез, УФО крови, гемосорбция. Одновременно проводится коррекция дыхательной недостаточности, гиповолемии, нарушений водно-минерального баланса. При подтвержденной стафилококковой этиологии абсцедирующей пневмонии эффективно введение гипериммунной антистафилококковой плазмы.

С целью санации гнойных очагов используются лечебные бронхоскопии, по показаниям проводится пункция или дренирование абсцесса с активной аспирацией гноя, промыванием полости антисептическими растворами, введением протеолитических ферментов и антибиотиков. В случае невозможности консервативного излечения абсцесса показана резекция пораженных отделов легкого.

Прогноз абсцедирующей пневмонии серьезный; летальность высокая 15-25%. При возникновении осложнений, наличии сопутствующих заболеваний и очагов гнойной инфекции процент неблагоприятных исходов существенно выше. Течение абсцедирующей пневмонии может заканчиваться выздоровлением, формированием фиброза легкого, хронического абсцесса легкого.

5. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное, или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании Диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли, легких. При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

*ликвидация воспалительного очага;

*улучшение вентиляции легких;

*устранение несоответствия между альвеолярной вентиляцией и легочным кровотоком, улучшение оксигенации организма;

*нормализация соотношения фаз дыхания;

*обучение методике управления дыханием;

*снижение напряжения дыхательных мышц;

*управление дыхательной мускулатурой;

*увеличение экскурсии грудной клетки;

*дренаж бронхиального дерева и полостей, улучшение эвакуации мокроты;

*сохранение эластичности легочной ткани;

*укрепление дыхательных мышц, в первую очередь участвующих в выдохе;

*экономизация работы дыхательных мышц путем усиления их мощности и содружественности;

*профилактика деформации грудной клетки;

*улучшение подвижности позвоночника, коррекция осанки;

*тренировка кардиореспираторной системы;

*адаптация к нагрузкам бытового и трудового характера;

*повышение толерантности к физическим нагрузкам.

*обучить правильному дыханию с более глубоким выдохом;

*уменьшить напряжение .дыхательных мышц, укрепить их;

*улучшить обеспечение крови кислородом;

*способствовать дренажу бронхов и полостей легкого;

*увеличить подвижность грудной клетки;

*повысить физическую работоспособность

*максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;

*усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;

*противодействовать возникновению ателектазов.

*выраженная дыхательная недостаточность и недостаточность кровообращения;

*абсцесс легкого до прорыва в бронхи;

*большое количество экссудата в плевральной полости;

*гектическая температура, обусловленная перифокальным воспалением легочной ткани;

*пневмоторакс, гидроторакс, пиоторакс;

*тяжелые психические заболевания, препятствующие нормальному общению между пациентом и врачом ЛФК.

7. ЛФК для больных с абсцедирующей пневмонией

Методика ЛФК в основном аналогична применяемой при острых заболеваниях органов дыхания в различные периоды. При обучении дыханию фиксировать внимание больного на удлинении выдоха. Статические дыхательные упражнения с одновременным произношением согласных и некоторых гласных звуков (з, ж, р, е и др.) усиливают вибрацию грудной клетки, что способствует выделению мокроты.

Комплекс № 1. Упражнения для больных (постельный режим)

Упражнения выполняются в исходных положениях лежа на спине и больном боку. Используются простые гимнастические упражнения малой интенсивности и дыхательные упражнения.

Начинают занятие с выполнения простых упражнений для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей; упражнения для мышц туловища выполняются с небольшой амплитудой.

Применяются статические и динамические дыхательные упражнения. Сначала не допускается углубленное дыхание, так как оно может вызвать болезненные ощущения в грудной клетке. Для нормализации учащенного дыхания, которое возникает у больного пневмонией, применяются упражнения в урежении дыхания. Выдох должен быть продолжительным, что способствует улучшению вентиляции легких.

Продолжительность занятия — 10-15 мин; количество повторений каждого упражнения — 4-6 раз. Темп выполнения медленный. Соотношение гимнастических и дыхательных упражнений — 1:1 или 1:2.

1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.

3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

1. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.

2. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.

3. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент» приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных (палатный режим)

Исходные положения любые в зависимости от состояния больного — лежа на спине, на боку, сидя на стуле и стоя.

Физические упражнения выполняются с большой амплитудой.

Нагрузка повышается за счет увеличения количества общеукрепляющих упражнений, участия более крупных мышечных групп, использования на занятиях различных предметов, а также использования дозированной ходьбы.

Специальными упражнениями являются — дыхательные упражнения статического и динамического характера, повороты и наклоны туловища в сочетании с дыхательными упражнениями (для предотвращения образования спаек).

Продолжительность занятия возрастает до 20-25 минут, количество повторений каждого упражнения — 6-8 раз, темп средний.

1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе..

2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.

3. Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох —в ИП, выдох— руки развести в стороны.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.

Читайте также:  Фолликулярный абсцесс при ангине

1. В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.

2. Круговые движения руками — «гребля».

3. В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

4. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.

5. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. Общее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики — 20-25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных (общий режим)

Свободный или общий режим. (10-12 день пребывания в стационаре).

Задачи ЛФК сводятся к ликвидации остаточных воспалительных явлений в легких, полному восстановлению дыхательной функции и ее адаптация к различным нагрузкам.

Назначают гимнастические упражнения для всех мышечных групп, используют снаряды и предметы, увеличивается дистанция и время ходьбы.

Продолжительность занятий увеличивается до 25-30 минут.

Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3-5 мин).

1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.

2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание, кисти рук на коленях.

3. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.

4. В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП. .

5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3-5 мин).

6. ИП — стоя, папка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе наклониться, взять оалку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.

7. Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.

8. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.

9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.

10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

8. Дренажные упражнения для больных с абсцедирующей пневмонией

При наличии полостей в легких, сообщающихся с бронхиальным деревом (бронхоэктазы, абсцессы, каверны), дополнительно применяют дренажные упражнения, но не во время занятия лечебной гимнастикой, а в другое время, так как дренажные упражнения утомляют больного. Дренажные упражнения выполняют только при таком положении тела, когда гнойный очаг находится выше путей оттока. При наиболее частой локализации процесса в средней и нижних долях легкого больного укладывают на наклонную плоскость или кушетку с приподнятым ножным концом на 40-45°. Длительность дренажа зависит от общего состояния больного, переносимости воздействия. Продолжительность его — 10-30 мин. После выполнения дренажных упражнений необходим отдых не менее 30 мин

Комплекс № 1. Упражнения для больных с гнойным процессом в верхнем отделе легких

1.На вдохе рука с «больной» стороны поднимается вверх и отводится назад с поворотом туловища в ту же сторону. На выдохе наклон в противоположную сторону, рука вдоль противоположной голени. На выдохе легкое покашливание, вибрационный массаж проекции верхней доли на грудную клетку.

2.На вдохе кисти рук привести к плечам, локти отвести назад, прогнуться; на выдохе наклон вперед, локти упираются в колени. Покашливание на выдохе.

3.На вдохе руки развести в стороны; на выдохе обхватить грудную клетку руками. Покашливание на выдохе.

Комплекс № 2. Упражнения для больных с гнойным процессом в средней доле легкого

1.На вдохе поднять руку вверх, на выдохе подтянуть колено к животу рукой. Покашливание на выдохе.

2.Рука на поясе. На вдохе поворот назад; на выдохе наклон вперед с максимальным выведением локтя вперед. ИП — лежа на спине

3.Под грудной отдел позвоночника подложен валик, голова запрокинута назад, ноги согнуты в коленях. На вдохе руки в стороны; на выдохе руками обхватить колени. Покашливание на выдохе.

Комплекс № 3. Упражнения для больных с гнойным процессом в нижней доле легких

ИП — лежа на боку на наклонной плоскости с поднятым ножным концом

1.1. На вдохе руку .отвести назад; на выдохе рукой подтянуть колено к животу. Покашливание на выдохе.

1.2. Свесить с кушетки голову и туловище, таз и ноги на кушетке. На вдохе руки развести в стороны, голову поднять, на выдохе, покашливая, руки и голову опустить вниз.

1.3. «Лазанье под перекладину».

1. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. Под ред. проф. А.Ф.Каптелина и к.м.н. И.П.Лебедевой. — М.: Медицина, 1995.

2. Лечебная физическая культура и спортивная медицина — Епифанов В.А. — Учебник , Москва «Медицина» 1999

Основные задачи и противопоказания лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура при острой пневмонии, при бронхиальной астме. Упражнения лечебной физкультуры. Снижение появления бронхоспазма. Противодействие возникновению ателектазов.

презентация [243,5 K], добавлен 25.01.2016

Возрастные изменения органов пищеварительного аппарата. Основные симптомы и характеристики болезней пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения, противопоказаниям к занятиям.

реферат [36,6 K], добавлен 26.03.2011

Задачи лечебной физической культуры в раннем послеоперационном периоде. Подготовка больных до операции, направленная на тренировку дыхания. Периоды физической активности больных после операции. Физические упражнения после операций на грудной клетке.

презентация [709,0 K], добавлен 23.10.2014

Общая характеристика основных гинекологических заболеваний. Лечебная физкультура при некоторых заболеваниях: аменорея, неправильное положение половых органов, миома и недоразвитие матки, воспалительные заболевания половых органов, гипофункция яичников.

реферат [30,4 K], добавлен 19.12.2008

Основы методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания, задачи и противопоказания. Комплексы упражнений, направленных на лечение заболеваний. Метод волевой ликвидации глубокого дыхания К.П. Бутейко. Оценка эффективности восстановительного лечения больных.

реферат [70,8 K], добавлен 04.09.2014

Острая и хроническая травмы. Клинические симптомы ушиба. Отличительный признак растяжений и разрывов сумочно-связочного аппарата. Распознавание и лечение перелома. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при травматической болезни.

реферат [1,2 M], добавлен 12.06.2014

Классификация, причины, симптомы и течение вегето-сосудистой дистонии. Лечебная физкультура, программа занятий, упражнения лечебной физкультуры. Индивидуальная программа занятий. Общеразвивающие, специальные упражнения. Аквааэробика и тренажерный зал.

реферат [29,3 K], добавлен 07.01.2011

Дыхание как физиологический процесс газообмена для поддержания метаболизма и гомеостаза. Симптомы патологий дыхательной системы: одышка, удушье, кашель, мокрота, легочное кровотечение, боли в грудной клетке. Профилактика заболеваний органов дыхания.

реферат [944,1 K], добавлен 24.12.2017

Патогенез, причины остеохондроза, его основные симптомы. Установление предварительного диагноза. Лечение остеохондроза и его осложнений с помощью консервативных методов. Рекомендации в остром периоде. Лечебная физкультура во время ремиссии, массаж.

реферат [2,2 M], добавлен 28.01.2014

Лечебная физкультура как составная часть общей физкультуры. Лечебная физкультура при заболеваниях почек и мочевыводящих путей. Примеры физических упражнений при мелких камнях мочеточников и псориазе. Периодизация занятий лечебной физической культуры.

реферат [820,0 K], добавлен 06.05.2009

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное, или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании Диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли, легких. При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;

улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;

уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;

ускорить рассасывание при воспалительных процессах;

уменьшить проявление бронхоспазма;

увеличить отделение мокроты;

стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

П р о т и в о п о к а з а н и я для занятий ЛФК:

дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;

усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;

противодействовать возникновению ателектазов.

В период постельного режима, с 3-5-го дня в ИП лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные упражнения статические и динамические. Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений — 1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более чем на 5-10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4-8 раз с максимальной амплитудой движения.

Продолжительность процедуры — 10-15 мин; самостоятельные занятия — по 10 мин 3 раза в день.

На палатном, полупостельном режиме, с 5-7-го дня в ИП сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений —1:1, 1:2. Учащение пульса допускают до 10-15 уд./мин, увеличивают число повторений каждого упражнения до 8-10 раз в среднем темпе. Продолжительность занятия 15-30 мин, используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течение дня — до 2 ч, занятия — индивидуальные, малогрупповые и самостоятельные.

С 7-10-го дня (не ранее) больных переводят на общий режим. Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей учащение пульса — до 100 уд./мин. Продолжительность одного занятия — 40 мин; применение упражнений, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляет 2,5 ч в день.

Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией

Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.

На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить.

На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.

Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.

Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент» приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией

Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе..

Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.

Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.

Руками повторять движения пловца брассом. Вдох —в ИП, выдох— руки развести в стороны.

На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.

В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.

Круговые движения руками — «гребля».

В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.

Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. ОбЩее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики — 20-25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных острой пневмонией

Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3-5 мин).

Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.

На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание, кисти рук на коленях.

«Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.

В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП. .

Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3-5 мин).

ИП — стоя, папка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе наклониться, взять оалку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.

Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.

Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.

В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.

Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

стимулировать крово- и лимфообращение в целях уменьшения воспаления в плевральной полости;

профилактика развития спаек и шварт;

восстановление физиологического дыхания;

повышение толерантности к физическим нагрузкам.

На постельном режиме при экссудативном плеврите лечебную гимнастику начинают со 2-3-го дня, чтобы не допустить образования спаек. Боли при дыхании и движениях туловища не являются противопоказанием для применения упражнений.

Для профилактики развития спаек применяют специальные дыхательные упражнения: наклоны туловища в «здоровую» сторону попеременно на вдохе и на выдохе. При выполнении этих упражнений растягивается плевра, так как происходит максимальная экскурсия легких и грудной клетки.

Читайте также:  Абсцесс при прививке акдс

На занятиях используют упражнения дыхательные статического и динамического характера для здорового легкого, общеукрепляющие динамические — для увеличения экскурсий грудной клетки, особенно пораженной стороны. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений — 1:1, 1:2. Общая нагрузка малой интенсивности, учащение пульса на 5-10 уд./мин. Упражнение повторяют 4-8 раз в медленном и среднем темпе с полной амплитудой. Принимая во внимание болевой синдром, продолжительность занятия небольшая — 5-7 мин, и повторяют его через каждый час.

Полупостельный режим назначают в конце 1-й нед. Продолжительность занятия увеличивают до 20 мин, но уменьшают повторение его до 3-4 раз в день.

Общий режим назначают с 8-10-го дня. Методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

Комплекс № 1. Упражнения для больных плевритом

Руки на нижних ребрах. На вдохе руки лежат свободно, на выдохе сдавливать средненижние отделы легких.

Методист фиксирует верхушки легких руками, на вдохе создать сопротивление, на выдохе надавливать, способствуя более полному выдоху.

Мешочек с песком лежит на эпигастральной области. На вдохе — руки вверх, живот куполообразно выпячивается, приподнимая мешочек, на выдохе руки вдоль туловища.

ИП — лежа на здоровом боку

На нижнебоковой поверхности грудной клетки мешочек с песком массой 1-2 кг. На вдохе рука вверх за голову, на выдохе вернуться в ИП.

Вдох в ИП, рука вдоль туловища. На выдохе рука вверх за голову. Выдох активный со звуком «ха».

Комплекс № 2. Упражнения для больных плевритом

На вдохе подъем прямой руки вверх с наклоном туловища в противоположную сторону.

В руках булавы или гантели. На вдохе руки в стороны, на выдохе наклон вперед, предметы положить перед собой.

В руках гимнастическая палка, движения «гребля на байдарке».

На вдохе руки в стороны, на выдохе подтянуть колено к животу.

Руки к плечам, на вдохе локти назад, прогнуться в грудном отделе позвоночника, на выдохе наклон вперед, локти соединить перед грудью.

В руках гантели. На вдохе руки вдоль туловища, на выдохе наклон в противоположную сторону, рука вверх.

В руках палка. Задержка дыхания на вдохе с наклоном в «здоровую» сторону.

Руки с мячом над головой. Вдох в ИП, на выдохе бросить мяч с силой вниз.

Стоя «здоровым» боком к спинке кровати. Рукой ухватиться за спинку кровати. На вдохе подняться на носки, прогнуться, на выдохе отклониться от спянки кровати, противоположной рукой тянуться к полу.

Руками держаться за спинку кровати. На вдохе подняться на носки и прогнуться, на выдохе — приседание.

Закончить процедуру в ИП —сидя, количество дыхательных и общетонизирующих упражнений—18-20.

Комплекс № 3. Упражнения для больных плевритом

В руках медицинбол, руки опущены. На вдохе поворот влево, медленно поднимать руки вверх, на выдохе опустить руки вниз.

В руках гимнастическая палка. На вдохе палку поднять над головой, прогнуться, подняться на носки, на выдохе руки опустить, ноги согнуть в коленях.

Выполняется вдвоем, стоя спиной друг к другу. Передавать мяч через стороны слева направо и наоборот.

«Бокс». На выдохе поочередно выбрасывать руку вперед, пальцы . в кулак.

На вдохе поднять плечи вверх, на выдохе пружинящие 2-3 наклона в противоположную сторону.

Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе максимально вытянуть руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе руки через стороны опустить.

Руками держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе подтянуться на носки, на выдохе максимально отклониться назад с опорой на пятки.

Стоя к стенке боком, рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе поворот туловища назад, противоположной рукой коснуться стенки, на выдохе поворот вперед, стоять лицом к стенке.

Руки перед грудью, выпрямлены, в руках гантели. Круговые движения в плечевых суставах 6-8 раз вперед и 6-8 раз назад.

Ходьба с максимальным выносом ноги вперед, руки опираются о согнутое колено.

Скрестная ходьба с поворотами туловища.

Закончить процедуру ходьбой в спокойном темпе (40-50 шагов в минуту) в течение 3 мин.

уменьшить воспаление в бронхах;

восстановить дренажную функцию бронхов;

усилить крово- и лимфообращение в системе бронхов, способствовать профилактике перехода в хронический бронхит;

повысить сопротивляемость организма.

П р о т и в о п о к а з а н и я для назначения ЛФК: те же, что и при острой пневмонии.

В течение 1-й нед. от начала заболевания применяют статические и динамические дыхательные упражнения в сочетании с общеукрепляющими — 1:1, 1:2, 1:3. Методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

ЛФК при хронических неспецифических заболеваниях легких.

В группу хронических неспецифических заболеваний легких (ХНЗЛ) входят хроническая пневмония, пневмосклероз и эмфизема легких.

Эмфизема легких характеризуется частичным замещением эластической соединительной ткани соединительной волокнистой (фиброзной) тканью и ее разрастанием, развитием пневмосклероза, общим расширением легких.

обучить правильному дыханию с более глубоким выдохом;

уменьшить напряжение .дыхательных мышц, укрепить их;

улучшить обеспечение крови кислородом;

способствовать дренажу бронхов и полостей легкого;

увеличить подвижность грудной клетки;

повысить физическую работоспособность.

Противопоказания: те же, что и при других заболеваниях органов дыхания, но при «ржавой» мокроте применять физические упражнения можно.

Методика ЛФК в основном аналогична применяемой при острых заболеваниях органов дыхания в период общего режима. Добавляют упражнения на расслабление, обучение расслаблению начинают с мышц ног, затем переходят к мышцам рук, грудной клетки, шеи. В последующем обучают больного расслаблению мышц, не принимающих участие в упражнении. Например, при движениях ног мышцы рук, .шеи, грудной клетки должны быть расслаблены. Каждая процедура лечебной гимнастики должна завершаться упражнениями на расслабление. Больные должны самостоятельно 2-3 раза в день повторять упражнения на расслабление мышц и следить, чтобы мышцы шеи, грудной клетки в покое не были напряжены. При обучении дыханию фиксировать внимание больного на удлинении выдоха. Статические дыхательные упражнения с одновременным произно-. шением согласных и некоторых гласных звуков (з, ж, р, е и др.) усиливают вибрацию грудной клетки, что способствует выделению мокроты.

При обострении хронической пневмонии применяют методику ЛФК, назначаемую в острой стадии бронхолегочных заболеваний.

При наличии полостей в легких, сообщающихся с бронхиальным деревом (бронхоэктазы, абсцессы, каверны), дополнительно применяют дренажные упражнения, но не во время занятия лечебной гимнастикой, а в другое время, так как дренажные упражнения утомляют больного. Дренажные упражнения выполняют только при таком положении тела, когда гнойный очаг находится выше путей оттока. При наиболее частой локализации процесса в средней и нижних долях легкого больного укладывают на наклонную плоскость или кушетку с приподнятым ножным концом на 40-45°. Длительность дренажа зависит от общего состояния больного, переносимости воздействия. Продолжительность его — 10-30 мин. После выполнения дренажных упражнений необходим отдых не менее 30 мин.

Комплекс № 1. Упражнения для больных с гнойным процессом в верхнем отделе легких

На вдохе рука с «больной» стороны поднимается вверх и отводится назад с поворотом туловища в ту же сторону. На выдохе наклон в противоположную сторону, рука вдоль противоположной голени. На выдохе легкое покашливание, вибрационный массаж проекции верхней доли на грудную клетку.

На вдохе кисти рук привести к плечам, локти отвести назад, прогнуться; на выдохе наклон вперед, локти упираются в колени. Покашливание на выдохе.

На вдохе руки развести в стороны; на выдохе обхватить грудную клетку руками. Покашливание на выдохе.

Комплекс № 2. Упражнения для больных с гнойным процессом в средней доле легкого

На вдохе поднять руку вверх, на выдохе подтянуть колено к животу рукой. Покашливание на выдохе.

Рука на поясе. На вдохе поворот назад; на выдохе наклон вперед с максимальным выведением локтя вперед. ИП — лежа на спине

Под грудной отдел позвоночника подложен валик, голова запрокинута назад, ноги согнуты в коленях. На вдохе руки в стороны; на выдохе руками обхватить колени. Покашливание на выдохе.

Комплекс № 3. Упражнения для больных с гнойным процессом в нижней доле легких

ИП — лежа на боку на наклонной плоскости с поднятым ножным концом

1. На вдохе руку .отвести назад; на выдохе рукой подтянуть колено к животу. Покашливание на выдохе.

2. Свесить с кушетки голову и туловище, таз и ноги на кушетке. На вдохе руки развести в стороны, голову поднять, на выдохе, покашливая, руки и голову опустить вниз.

3. «Лазанье под перекладину».

ЛФК при бронхиальной астме

Бронхиальная астма — инфекционно-аллергическое заболевание; проявляется приступами одышки во время выдоха, выдох затруднен.

За д а ч и ЛФК: снять бронхоспазм, нормализовать акт дыхания, увеличить силу дыхательных мышц и подвижность грудной клетки, предотвратить возможное развитие эмфиземы, оказать регулирующее воздействие на процессы возбуждения и торможения в ЦНС.

П о к а з а н и я к назначению ЛФК: вне приступа астмы.

П р о т и в о п о к а з а н и я к назначению ЛФК:

легочно-сердечная недостаточность III степени;

тахикардия более 120 уд./мин;

одышка более 25 дыханий в минуту;

В условиях стационара курс разделяют на подготовительный и тренировочный. Подготовительный период продолжается не более 2 нед.

Применяют дыхательные упражнения общеукрепляющие, на расслабление и «звуковую» гимнастику.

ИП — лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, стоя.

Начинают лечебную гимнастику с обучения «полному» дыханию, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным подниманием грудной клетки. Во время выдоха грудная клетка опускается, живот втягивается. После освоения такого смешанного дыхания применяют удлинение вдоха по отношению к выдоху, а в последующем удлиняют выдох; в результате больной осваивает глубокий вдох и удлиненный выдох.

Звуковая гимнастика — это специальные упражнения в произнесении звуков. Начинают с произнесения ммм, после чего следует выдох — пфф. Произнесение звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, и это способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол.

Наибольшая сила воздушной струи развивается при звуках п, т, к, ф, средняя — при звуках б, г, д, в, з; наименьшая — при звуках м, к, л, р. Рекомендуют произносить рычащий звук р-р-р-р- на выдохе, начиная от 5-7 до 25-30 с и звуки бррох, бррфх, дррох, дррфх, бррух, бух, бат, бак, бех, бах.

Звуковая гимнастика помогает выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. Следует обучить больного после вдоха через нос сделать небольшую паузу и выдохнуть воздух через открытый рот с последующей более удлиненной паузой.

На занятиях соблюдают соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений в соотношении 1:1. Продолжительность процедуры — от 10 до 30 мин, индивидуальные занятия—2-3 раза в день.

Тренировочный период начинают в стационаре и продолжают всю жизнь. Применяют методику подготовительного периода и добёвляют ходьбу или бег трусцой до 5 км в день, с учащением пульса до 100-120 уд./мин.

При появлении предвестников приступа бронхиальной астмы больному рекомендуют удобно сесть, положить руки на кадета юга стол, максимально расслабить мышцы туловища, ног, дышать поверхностно для того, чтобы глубокий вдох не раздражал нервные окончания в бронхах и не усиливал их спазм. На 4-5 с во время выдоха — задержать дыхание.

В межприступном периоде больного обучают также умению задержать дыхание во время умеренного выдоха.

Комплекс № 1. Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим)

ИП — сидя на стуле, руки на коленях

На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.

На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в ИП.

На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону, на выдохе вернуться в И П.

Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.

На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опустить вниз, произнося звук ш-ш-ш.

На вдохе — руки на коленях; на выдохе произносить звук ж-ж-ж.

Руки перед грудью, пальцы в «замок». На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор урегулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета: вдох — 1,2; выдох — 3, 4, 5, 6; пауза — 7, 8. В конце курса ‘продолжительность выдоха должна увеличиться до 30-40 с.

Комплекс № 2. Упражнения для больных бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)

Руки на коленях. На вдохе колени развести; на выдохе вернуться в ИП.

Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в ИП.

На вдохе руки вверх, на выдохе опустить со звуком ха.

Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.

В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.

Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться и ИП.

Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук уф или ух.

Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

Для полной реабилитации больных заболеваниями органов дыхания целесообразны физические тренировки.

П о к а з а н и я к их применению:

период выздоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита;

начало и полная ремиссия ХНЗЛ;

тренировочный период при бронхиальной астме.

П р о т и в о п о к а з а н и я :

острый период «заболевания,

легочно-сердечная недостаточность — в фазе декомпенсации.

Ф о р м ы тренировок: тренажеры общего действия (велотренажер, беговая дорожка), ходьба, бег, физические упражнения и плавание в бассейне.

Нагрузки применяют в интервальном режиме. Например, бег 4 мин со скоростью 7-8 км/ч, затем ускорение на 10-15 с до 10 км/ч, после чего в течение 2-3 мин дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Продолжительность бега — 30 мин 3 раза в неделю или 20 мин 4 раза в неделю.

источник